Практическое занятие по географии.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет: Экономический

Направление: Экономика

Кафедра: Статистики и финансов

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

Тема: « Статистическийанализ демографической ситуации в Российской Федерации»

Студент: Осканов Руслан Суламбекович

ГруппаЭЭ-402

Страна: Россия

Научный руководитель: академик МАИ

профессор Вишняков В.В.

Зав. кафедрой: академик РАДСИ

профессор Сиденко А.В.

Москва 2003

TOC o «1-3» h z

ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc43278672 h 2

1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА… PAGEREF _Toc43278673 h 4

1.1. Демография и методы ее исследования. PAGEREF _Toc43278674 h 4

1.1.1 Задачи демографии. PAGEREF _Toc43278675 h 4

1.1.2. Методы исследования. PAGEREF _Toc43278676 h 5

1.2. Демографическая статистика… PAGEREF _Toc43278677 h 6

1.2.1 Сбор информации о населении. PAGEREF _Toc43278678 h 6

1.2.3 Расчет общих коэффициентов естественногодвижения в России за 2002 г. PAGEREF _Toc43278679 h 11

1.2.4 Частные демографические показатели. PAGEREF _Toc43278680 h 12

1.2.5. Методыисследования, применяемые в демографической статистике. PAGEREF _Toc43278681 h 14

2 Эмиграция как индикатор демографической ситуации в России… PAGEREF _Toc43278682 h 16

2.1. Исторические корни российской эмиграции… PAGEREF _Toc43278683 h 17

2.2. Статистический анализ эмиграции из РФ… PAGEREF _Toc43278684 h 21

2.2.1 «Четвертая волна» эмиграции. PAGEREF _Toc43278685 h 21

2.2.2. Масштабы эмиграции. PAGEREF _Toc43278686 h 22

2.2.3. Основной состав российской эмиграции. PAGEREF _Toc43278687 h 24

2.2.4… Этническийхарактер эмиграции. PAGEREF _Toc43278688 h 25

2.2.5. Основные направления российскоиэмиграции. PAGEREF _Toc43278689 h 26

2.2.6 Эмиграция россиян в дальнее заруб пороссийским данным… PAGEREF _Toc43278690 h 27

2.2.7. Эмиграция россиян в дальнее зарубежье поданным принимающих стран. PAGEREF _Toc43278691 h 28

2.2.8. Российская иммиграцияв Германии. PAGEREF _Toc43278692 h 29

2.2.10. Российскаяиммиграция в Канаде. PAGEREF _Toc43278693 h 33

2.2.11. Пик эмиграции в США… PAGEREF _Toc43278694 h 34

2.2.12. Иммиграция из России вФинляндию… PAGEREF _Toc43278695 h 36

2.2.13 В поискахразумной стратегии. PAGEREF _Toc43278696 h 37

3 Анализ демографического развития России в1992-2003 гг… PAGEREF _Toc43278697 h 39

3.1. Демографический анализ. PAGEREF _Toc43278698 h 39

3.2. Демографическоепрогнозирование. PAGEREF _Toc43278699 h 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc43278700 h 47

ЛИТЕРАТУРА… PAGEREF _Toc43278701 h 48

ПРИЛОЖЕНИЯ… PAGEREF _Toc43278702 h 51

ВВЕДЕНИЕ

Социальная статистикапредставляет собой одно из важнейших при­ложений статистического метода. Онадает количественную характери­стику структуры общества, жизни и деятельностилюдей, их взаимоотно­шений с государством и правом, позволяет выявить иизмерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ междуними. Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальнойжизни общества, осуществляется с помощью специфических для стати­стики методов– методов обобщающих показателей, дающих числовое из­мерение количественных икачественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения.Эти показатели отражают социаль­нуюжизнь общества, выступающую как предмет исследования социаль­нойстатистики.

Сложная и многогранная посвоей природе социальная жизнь общества представляет собой систему отношенийразного свойства, разных уровней, разного качества. Будучи системой, этиотношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. К числу наиболее значимых направлений исследова­ния в социальной статистике относятся:социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровеньжизни населения, уровень благосостояния,уровень здоровья населения, культура и образование, мо­ральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Приме­нительно к каждой областиисследования разрабатывается система показа­телей, определяются источникиинформации и существуют специфиче­скиеподходы к использованию статистических материалов в целях регулированиясоциальной обстановки в стране и регионах.

В отличии от многих другихнаук демография имеет точную дату рож­дения.Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книгаанглийского купца и капитана, ученого-самоучки Джона Граунта (1620 – 1674)имевшая длинное название: «Естественные и политические наблюдения,перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По отношению к управле­нию,религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта,гражданина Лондона». Эта книга послужила началом не одной, а сразу трех наук:статистики, социо­логии и демографии.

Слово «демография» образованоиз двух греческих слов: «демос» –народ и «графо» - пишу. Еслитрактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание»,или описание населения.

В ХХ веке становлениедемографии как науки происходило в двух на­правлениях. С одной стороны, ее предмет постепенно сужался, точнее,конкретизировался, с другой - расширялся круг, воздействующих на этот предмет факторов,которые демография включала в поле своего рассмот­рения. К середине 1960-х гг.большинство специалистов стали ограничи­вать предмет демографии вопросами естественногодвижения населе­ния. Различают два вида движения: естественное имеханическое (мигра­ционное).

Естественное движение населения – это непрерывное изменение чис­ленностии структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов. Вестественное движение населения включаются также и изме­нения половозрастнойструктуры населения ввиду тесной взаимосвязи ее изменений со всемидемографическими процессами.

В первой половине 90-х годовнаша страна вступила в стадию демогра­фической катастрофы. Эта катастрофавыражается прежде всего в беспре­цедентно низкой рождаемости (уровень которойсегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), вочень высоком уровне разводов (по которому РФ сегодня на втором месте послеСША), в относительно низкой продолжительности жизни населения, особенно муж­скогои сельского. С 1992 года население России не растет, а сокращается, причемочень быстрыми темпами. За прошедшее с 1992 г. время оно сократилось почти на 2млн. человек, или на 1,3%. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в некоторой мере компенсировалась миграци­оннымпротоком населения из-за рубежа. За счет же естественной убыли, т.е. превышения числа умерших над числом родившихся,страна уменьши­лась за этот период на самом деле на 4,2 млн человек.


1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 1.1. Демография и методы ее исследования

Подлиннойцелью исследования для любой науки является раскрытие за­конов (причинно-следственныхсвязей) развития в той области бытия, кото­рая составляет ее предмет. В свою очередь,познание законов развития не­мыслимо без предварительного установлениязакономерностей, т.е. объек­тивно существующих, повторяющихся, устойчивыхсвязей между явлениями, этого развития. Таким образом предметомдемографии являются законы естест­венного воспроизводства населения.

Население в демографии - это совокупность людей, самовоспроизводя­щаяся в процессе сменыпоколений.

1.1.1 Задачи демографии

Длявыявления подлинных тенденций демографических процессов надо оценитьдостоверность статистической информации и выбрать подхо­дящие для каждого случая показатели. Различные показатели,в зависимости от и индивидуальных свойств, могут совершенно по-разному характеризо­ватьна­правление и интенсивность одного и того же процесса. Не меньшее значениеимеет изучение факторов демографических процессов. Фактор есть статистическинаблюдаемое отражение причины.

На основеизучения тенденций демографических процессов и при­чинно-следственных связейдемографических процессов с другими общест­венными процессами демографыразрабатывают прогнозы будущих изменений чис­ленности и структуры населения. Надемографические про­гнозы опирается планирование народного хозяйства:производства товаров и услуг, жилищ­ного и коммунального строительства,трудовых ресурсов, подготовки кад­ров специалистов, школ и детских дошкольныхучреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и прочее.

На основе познания реальных тенденцийдемографических процессов, на основе становления и причинно-следственных связейс другими общест­вен­ными процессами, на основе демографических прогнозов и планов опре­деляются цели и мерыдемографической и социальной политики.

1.1.2. Методы исследования

Демография в исследовании своего предмета– естественного воспро­изводства населения использует различные методы,основные из которых можно объединит по их характеру в три группы: статистические,математическиеи социологические.Объектами наблюдения в демогра­фииявляются не отдельные люди и события, асгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношениисовокупности людей и событий. Такиесовокупности называются статистическими фак­тами. Демография стремитсяустановить и измерить объективно сущест­вующие взаимосвязи междустатистическими фактами, имеющимиотношение к ее предмету, используя дляэтого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного ифакторного анализа. В де­мографии используются и другие статистические методы,в частности выбо­рочный и индексный методы, метод средних величин, методывыравнивания, табличный и другие.

Процессы воспроизводства населениясвязаны между собой иногда про­стыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применениемногих математически методов дляизмерения одни демографически характеристик по данным о других характеристиках.В демографии широко используются математические мо­дели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения. К разряду математиче­ского моделированияв демографии относятсявероятностные таблицы смертности, атакже и демографические прогнозы,которые представляют собой один из видовматематического моделирования.

В последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе жеболее полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографическогоповедения, т.е. субъектив­ных установок, потребностей, мнений,планов, принятия решений, дейст­вий по отношению к демографическим аспектам жизнилюдей, семей, об­щественных групп.

Внутри демографии стихийно выделяются такие отрасли, как:

демографическая статистика - старейшая отрасль демогра­фии; ее част­нымпредметом является изучение статистически закономерно­стей воспроизводства населения. В задачу демографическойстатистики входит разработка методов статистического наблюдения и измерения демо­графиче­ских явлений и процессов, сбор и первичная обработка статистиче­ских ма­териалово воспроизводстве населения. В следующей главе данной курсовой работы описаныосновные демографические показатели и подробно рассматриваются методы анализадемографических явлений с помощью об­щих и специальных коэффициентовестественного движения населения.

математическая демография;которая разрабатывает и приме­няет мате­матические методы для изучения взаимосвязей демографических явлений и процессов,моделирования и прогнозирования. В числе демогра­фических мо­делей - вероятностные таблицы смертности, брачности, рож­даемости,мо­дели стационарного и стабильного населения, имитационные моделидемо­графических процессов и т. п.

историческая демография; котораяизучает состояние и дина­мику демо­графических процессов в истории стран и народов, а также исто­рию разви­тия самой демографической науки.

этническая демография; исследует этнические особенности воспроизвод­стванаселения. Этнические особенностибытового уклада жизни народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений оказывают существенное влияние на уровень рождаемости, на среднюю продолжительность жизни,состояние здоровья.

экономическая демография;исследует экономические факторы воспроиз­водства населения. Подэкономическими факторами понимается всясово­купность экономических условий жизни общества, и влияние на темы ростанаселения, уровень рождаемости, смертности, брачности и т.д.

социологическая демография;изучает влияние социологических соци­ально-психологических факторов на волевые, субъективные действия лю­дей вдемографических процессах.

1.2. Демографическаястатистика

Демографическая статистика (статистиканаселения) - часть демогра­фии,наука, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации о воспроизводственаселения.

1.2.1 Сбор информации о населении

Основные источники информации в демографии:

1 Переписи населения,проводимые регулярно, обычно раз в 10лет;

2 Текущий статистический учет демографических событий(рождений, смер­тей, браков, разводов), осуществляемый непре­рывно;

3 Текущие регистры (списки, картотеки) населения, такжефункционирую­щие непрерывно;

4 Выборочные и специальные обследования. Например,микропереписи, про­водимые на середине межпереписного периода. Перваятакая работа была осуществлена в 1985г., вторая - в феврале 1994г.

1 Определение переписи населения, данноеэкспертами ООН:

«Перепись населения– это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикациидемографических, экономических и социальных данных о всем населении,проживавшем на определенный момент вре­менив стране или ее четко ограниченной части.»

Хотьона и называется по традиции переписьюнаселения (или демогра­фи­ческой переписью),на самом деле перепись показывает целый ряд струк­тур населения, выходящих заграницы предмета демографии (эт­ническая и социально-классовая структура,распределение населения по тер­ритории и миграция, распределение населения по отраслям народного хо­зяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.). Для проведения пере­писи создаетсяспециальное подразделение в органах госу­дарственнойста­тистики. В его функции водит методологическая и техническая подго­товка переписи, организация ее непосредственного про­ведения,обработка итогов и их публикация. Внашей стране таким подразделением является правление переписей и обследований Государст­венного Комитета Россий­ской Федерации по статистике.

Впереписях населения изучаются следующиевопросы:

-

Населения, миграция населения;

-

По полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению;

-

Родному и разго­ворному языку, по гражданству;

-

Уровню образования, по источникамсредств существования, по отраслям народного хозяйства, по занятиям иположению в занятии;

-

-

-

Чтобы избежать пропусков идвойного счета, при переписях различают категории людей, в зависимости от характера ихпроживания на данной территории наличное и постоянное население.

ПН=НН+ВО-ВП

НН=ПН+ВП-ВО

В РФ правовойбазой для проведения переписей населенияслужат поста­новления правительства, специально принимаемые по представлению ста­тистических органов занекоторое время перед каждой переписью, иногда за несколько лет, иногда – месяцев.

28 декабря 2001 годаГосударственная Дума приняла проект Феде­рального закона «О Всероссийскойпереписи населения». В 2002 году перепись в нашей стране будет проводиться с 9по 16 октября.

2 Текущий учет событий естественного движениянаселения – рожде­ний, смертей, браков, разводов – основан на регистрации эти событий. При регистрациидемографических событий записи актов гражданского со­стояния в специальных книгахпроизводятся в двух экземплярах, один хра­нится в ар­хиве, а второй передаетсяв статистические органы для обработки и обобщения содержащихся в нем сведений.Однако эти сведения даже в суммарномвиде не характеризуют интенсивности демографических процес­сов. Объем демографических событийзависит от численности населения, которая эти события продуцирует. Совокупности демографических процессовнадо сопоставить с соответствующими им совокупностями насе­ления (числорождений – с числом женщин определенного возраста и брач­ного состояния, числоумерших – с численностью населения соответствую­щего пола, возраста, национальностии т. д.). Данные о численности и со­ставе населения дают переписи. Т. о. Данныетекущего учета демографиче­ских событий образуют неразрывное единство с даннымипереписей населения.

3 Текущие регистры (списки, картотеки) населения ведут различныеад­министративные государственные органы. Эти картотеки создаются для вы­полненияконкретных задач и обычно охватывают не все население, а неко­торые его группы(жителей микрорайонов, категории, подлежащие социаль­ной опеке, и т. д.). Вовсех этих регистрах числится юридическое население, которое может не совпадатьполностью с фактическим населением (налич­ным или постоянным, как это определенов переписях населения). Поэтому данные списков населения имеют ограниченное применение.

4 Выборочные и специальные обследованияпозволяют с меньшими затра­тами, чем переписи, провести изучение интересующейпроблемы на не­большой, по специальным правилам отобранной группе населения стем, чтобы полученные результаты затем распространить на все население.

1.2.2. Основные демографические показатели

Всепоказатели можно разделить на два основных вида: абсолютные и от­носительные. Абсолютныепоказатели (или величины) – это просто суммы демографических событий:(явлений) на момент времени (или винтервале времени чаще всего за год). К ним относятся, например, численность насе­ления на определенную дату, числородившихся, умерших и т. д. за год, ме­сяц, несколько лет т. п. Абсолютные показатели сами по себе не информа­тивны, используются в аналитическойработе обычно как исходные данные для расчета относительных показателей.Для сравнительного анализа ис­пользуются только относительные показатели.Относительными они назы­ваются потому, что всегда представляют собой дробь,отношение к той чис­ленности населения, которая их продуцирует.

Показатели численностинаселения.

Численность населения – показатель моментный, т. е.относится всегда к точному моменту времени. Убыль населения называетсядепопуляцией.

Поданным о численности за ряд лет можно рассчитать абсолютный прирост, темпыроста и среднюю численность населения.

Численность населения S:

1) - данные на начало иконец года. (1)

2) при равных интервалах(на основе кварталь­ных данных) – эта формула средней хронологической. (2)

3) для неравныхинтервалов – это формула средней взвешенной. (3)

Естественное движениенаселения.

Это изменениечисленности населения в связи с процессами рождения и смерти.

Естественный прирост: P– Y, (4)

ГдеP - количество родившихся; Y - количество умерших.

Простейшиепоказатели естественного движения населения – общие коэффициенты – называются так потому, что при расчете числа демографи­чески событий: рождений, смертейи т. п. – соотносятся с общей численно­стью населения см.таб. 1.

Таблица 1

Показатели естественногодвижения населения РФ

2001г. к 2000г.

На 1000 населения1)

прирост (+), снижение (-), тысяч

Родившихся

в том числе детей
в возрасте до 1 года

Естественный прирост

Разводов

____________________

1) Здесь показатели помесячной оперативной отчетности приведены в пересчете на год.

2) На 1000 родившихся.

Общийкоэффициент рождаемости:

(5)

Сегодняглавным фактором, от которого всецело зависит демографическое будущее нашейстраны, является рождаемость.

Общийкоэффициент смертности:

(6)

Общийкоэффициент естественного прироста:

(7)

Общиекоэффициенты естественного движения населения рассчитываются со стандартной точностьюдо десятых долей промилле.

Показатели механического движения. Миграция

Миграция - это механическоеперемещение населения по территории страны или между странами см. таб 2.

= П – В, где П - число прибывших на даннуютерриторию, (8)

В – число выбывшихс данной территории.

Таблица 2

Миграционныепотоки

Справочно 2000г.

число
прибывших

Число
выбывших

мигра-
ционный
прирост (+), снижение (-)

число
прибывших

число
выбывших

мигра-
ционный
прирост (+), снижение (-)

Миграция

в том числе:

в пределах России

международная миграция

в том числе:

с государствами-участниками
СНГ и странами Балтии

со странами вне СНГ и Балтии

Общийприрост численности населения:

(9)

Где миграционный (механи­ческий) прирост населения.

Коэффициентмеханического прироста: (10)

где - среднегодоваячисленность населения.

Коэффициентобщего прироста: (11)

Практические работы по географии.

10 класс.

Практическая работа 1.

Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.

Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания:

Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.

Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.

Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.

Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Практическая работа 2.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте

Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:

Вариант 1:

Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.

С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.

С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.

Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.

Вариант 2:

Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.

С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.

С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.

Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.

Практическая работа 3.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

    Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

    Занесите результаты в таблицу.

    Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран

    Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Виды ресурсов

Минеральные

Земельные

Практическая работа 4.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.

Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:

Демографическая политика.

Страны первого типа воспроизводства населения

Страны второго типа воспроизводства населения

Характерные черты естественного движения населения

Примеры стран (по пять)

Цель демографической политики

Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики

Практическая работа 5.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения)

Наличие\отсутствие экологических проблем

Средняя продолжительность жизни

Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.

Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

Практическая работа 6.

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Цель: Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.

Вариант 1.

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

    Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

    Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.

    Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

Численность населения

Естественный прирост

Возрастной состав

Половой состав

Занятость населения

в промышлен-

сельском хозяйстве

в сфере услуг

Практическая работа 7.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания.

Вариант 1.

1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.

2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.

3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;

4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.

5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.

Вариант 2 .

Выберите три страны Восточной Европы и дайте их характеристику по плану:

План работы:

    Нанести на контурную карту границы выбранных стран.

    Нанести на карту с помощью условных знаков те ресурсы, которыми богаты выбранные страны.

    С помощью круговых диаграмм указать крупнейшие промышленные центры стран и отрасли их специализации. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.

    Оценить возможность каждой страны обмениваться с другими странами своей продукцией, сырьем, трудовыми ресурсами.

Название страны

Факторы, определяющие международную специализацию

Отрасли международной специализации

Производственные связи с другими странами

Практическая работа 8.

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий .

Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Вариант 1.

Ход работы: Выберите один из макрорегионов США, выполните предложенные задания:

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

Вариант 3. Юг США.

Вариант 4. Запад США.

    Используя текст учебника Максаковского В.П, атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:

а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;

е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.

2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.

Практическая работа 9.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Цель: Развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации.

Ход работы: Охарактеризуйте выбранную страну по предложенному плану:

План характеристики страны:

1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);

2. Географическое положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;

3. Природные условия и ресурсы;

4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;

5. Структура национального хозяйства;

6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;

7. Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;

8. Характерные черты развития транспорта;

9. Характерные особенности непроизводственной сферы;

10. Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;

11. Вывод о развитии страны.

Практическая работа 10.

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов.

Ход работы: Используя карты атласа и учебник, выполните задания:

1. Нанесите на контурную карту США государственные границы страны.

2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.

3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.

4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.

5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.

6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.

Практическая работа 11.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Цель: Формировать умение находить применение географической информации, давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в разных странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.

Ход работы: Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).

Вариант 1. Германия

Вариант 2. США

Вариант 3. Китай

Вариант 4. Северная Африка

План характеристики:

    Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.

    Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.

    Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках

    Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене

    Участие в международных конфликтах

    Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.

Практическая работа № 2

«Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.»

Цель работы: систематизировать знания о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства.

Оборудование: политическая карта мира, половозрастные пирамиды, атлас, учебник.

Основные теоретические сведения.

Воспроизводство населения – это совокупный процесс рождаемости, смертности, естественного прироста населения, который обеспечивает беспрерывное возобновление смену людских поколений. В современном мире можно выделить 2 типа воспроизводства населения. 1 тип отличается невысокой рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения, 2 тип характеризуется высокой рождаемостью, высоким естественным приростом населения и относительно низкими показателями смертности.

В настоящее время наблюдается постепенный переход от 2 к 1 типу воспроизводства населения. В современном мире большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя определенную демографическую политику.

Демографическая политика – это система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

Ход работы.

Задание 1 . Используя учебник и статистические данные таблицы (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона.

Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира (2017 г.)

Регионы мира

Коэффициент рождаемости (‰)

Коэффициент смертности (‰)

Коэффициент естественного прироста (‰)

Тип воспроизводства

Демографический этап

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Северная Америка

Латинская Америка

Австралия и Океания

Задание 2 . Дайте характеристику демографической ситуации в Индии и Германии по следующему плану:

1) численность населения, средняя плотность и районы с наибольшей плотностью населения в стране;

2) особенности естественного и механического прироста населения в стране;

3) особенности возрастного и полового состава населения в стране;

4) занятость населения, доля городского и сельского населения;

5) обеспеченность страны трудовыми ресурсами.

Заполните таблицу.

Индия

Германия

Сформулируйте вывод о демографической политике, проводимой государствами Индии и Германии.

infourok.ru

Демографическая политика и ее проявление в разных странах мира

Демографическая политика — это система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны и направленных на регулирование естественного движения, прежде рождаемости. Принятые меры могут быть прямыми

(ограничение или стимулирование законодательным путем деторождения, вступления в брак) и косвенным (повышение уровня жизни, создание системы материальной помощи и льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения). В последнее время все большее количество государств употребляют более комплексных мер демографической политики и пытаются одновременно с повышением уровня рождаемости снизить уровень смертности.

Большинство стран первого типа воспроизводства обеспокоены падением рождаемости, ведь этот процесс приводит к уменьшению доли трудоспособного населения, старение населения. Поэтому развитые страны проводят демографическую политику, стимулирующую повышение рождаемости и называется прони-талистичною. Известно, что европейские страны (кроме Турции) считают темпы прироста своего населения не очень высокими. В их демографической политике преобладают несколько направлений. Особенно выделяются мероприятия, предназначенные для воздействия на семью и уже через нее — на рождаемость. Употребляя их, одни правительства ставят целью укрепить семью, другие — усилить социальное развитие, третьи — улучшить демографическую ситуацию. Для этого применяются следующие группы мер: выплаты материальной помощи матерям (однократно после родов) отпуск после родов, что предоставляется матери; отпуск по уходу за ребенком; семейные материальные помощи (начисления к заработной плате) скидки в налогообложении, сокращение рабочего дня для матерей, которые работают формирование сети детских учреждений и предоставления в них мест для всех желающих, бесплатное или со скидкой дошкольное воспитание; жилищные льготы; социальное обслуживание; ежемесячные выплаты до достижения ребенком определенного возраста.

В странах, проводящих пронаталистичну политику, существуют и жилищные льготы, которые помогают молодым семьям в решении жилищной проблемы. Так, можно получить жилье с уменьшенной квартирной платой, имеется доступ к кредиту с низким процентом на покупку жилья или строительство своего дома. В некоторых странах предоставляются жилищные денежные пособия, позволяющие выплатить заем, поскольку в Европе квартира, как правило, приобретается в кредит. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, которые часто бывают беспроцентными. После рождения ребенка долги по займам могут списываться. В Исландии при заключении брака молодоженам выдаются ключи от квартиры.

Во многом благодаря пронаталистичний политике Франции, которая первой столкнулась с демографическим кризисом, удалось преодолеть ее.

Как уже говорилось, в ближайшие десятилетия основной прирост населения в мире ожидается в развивающихся странах. Это увеличивает и без того сложную проблему ликвидации экономической отсталости этих стран, поэтому для большинства из них характерно желание ограничить быстрый прирост населения. Такое демографическую политику проводят примерно 80 государств. Во многих из них это рассматривается как один из путей решения проблем голода и нищеты. Некоторые государства существенно не вмешиваются в процесс естественного движения населения, среди таких широко представлены мусульманские страны.

Политика ограничения рождений наиболее ярко выразилась в Китае. Начиная с конца 70-х годов прошлого века правительство этой страны проводит политику контроля над ростом населения и повышением его качественных характеристик. Государство поощряет поздние браки, призывает к рождению одного ребенка в семье (применяется принцип «одна семья — один ребенок»), хотя в соответствии с законодательными установок допускает рождение второго ребенка.

В Китае семья с одним ребенком имеет право на первоочередное получение жилья, увеличение размеров приусадебного участка, бесплатное содержание ребенка в детском саду. Такие семьи имеют преимущества при приеме на работу и поступления детей в ВУЗы, они получают денежные пособия и субсидии. В случае рождения второго ребенка семья теряет льготы и платит налог на заработную плату. На разных этапах проведения демографическая политика также включала: штрафы за превышение количества детей, повышение возраста вступления в брак; запрет вступать в брак студентами; добрачное медицинское обследование, по результатам которого регистрация брака могла быть отложена. Однако демографическая политика не вызвала политических протестов. По мнению некоторых западных исследователей, это во многом связано с характером политического строя и тем, что вмешательство «сверху» в частную жизнь граждан заключается в традиционные рамки отношений между властью и населением.

С 90-х годов прошлого века китайское правительство ежегодно обсуждал вопрос народонаселения и развития. Были приложены усилия для тесного согласования планового деторождения и развития экономики, ликвидации бедности, рационального использования ресурсов, популяризации культуры и знаний, развития здравоохранения, совершенствование системы социального обеспечения, повышения статуса женщин в обществе.

В результате почти тридцатилетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы. Постепенно сформировалась система регулирования прироста населения и планового деторождения, отвечающие требованиям рынка. В результате коэффициент рождаемости и естественного прироста населения снизился с 33 и 25% в 1970 г. до соответственно 14 и 7% в 2008 г. По низкой смертности — 7% (в Китае относительно молодое население) и существенных успехов в здравоохранении природный прирост снижается. В очень короткий срок страна совершила переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к типу с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом.

К негативным последствиям демографической политики можно отнести усиление диспропорций в половом составе населения. Особенностью современного Китая более значительное по сравнению с се-редньосвитовимы показателям, превышение количества мужского населения в младшей возрастной группе.

Ожидается, что в течение следующих десятилетий народонаселения Китая вступит в новый исторический период. При сохранении стабильного уровня низкой рождаемости страна постепенно перейдет от низкого естественного прироста до нулевого прироста населения. Предполагается, что к середине XXI века. население страны, достигнув пиковой оценки (около 1600 млн человек.), постепенно сокращаться.

В 1978 г. правительство осуществило попытку юридически повысить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин — 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен в соответствии с 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин — до 18 лет. После того как перепись 1981 показал больший прирост населения, чем ожидалось, активность программ планирования семьи возросла.

В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения прироста населения, предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар. Было установлено более жесткую норму — два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей — первую и последнюю», «Два ребенка — достаточно!». В середине 90-х годов в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии потерпели новых изменений. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и задач в этой сфере, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент сделали на укреплении здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижении детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. Но в 2000 г. было подготовлено новое Национальную программу демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, что соответствует простому воспроизводству населения, а до 2045 г. — стабилизации его количества. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в активизации пропаганды улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

В.П. Максаковский обращает внимание на то, что значительно меньше успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами: во-первых, чрезвычайной нищетой значительной части населения страны, где более трети всех жителей находится за чертой бедности, во-вторых, низким образовательным уровнем населения, в-третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также различных семейных обрядов.

Темпы роста численности населения в крупных регионах мира сильно различаются. В регионах, где преобладают экономически развитые страны (Европа, Северная Америка, Австралия), численность населения растет медленно, а в некоторых странах Европы даже снижается.

Предполагают, что население Германии сократится с 82 млн человек в 2010 г. до 70,1 млн в 2090 г., а в Японии уменьшится со 125 млн до 91 млн человек, или на 27,2 %, за 100 лет. Причиной такого спада является низкая рождаемость.

В регионах развивающихся стран (Африка, Азия, Латинская Америка) отмечается относительно быстрый рост численности населения. Высокие темпы роста численности населения в развивающихся странах вызывают целый ряд проблем: нехватку продуктов питания, низкий уровень медицинского обслуживания и грамотности, деградацию земель из-за нерационального их использования и др.

Сущность демографических проблем заключается не столько в высоком приросте населения планеты, сколько в диспропорции динамики роста в развитых и развивающихся странах.

Современные демографические процессы настолько остры, что требуют вмешательства в их развитие. Поэтому в ряде стран мира проводится демографичес кая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, и в первую очередь на рождаемость, стимулирования роста или снижения его численности.

Демографическая политика в Китае, Индии направлена на снижение рождаемости и роста численности населения. В развитых странах Европы, наоборот, стимулируют увеличение уровня рождаемости населения.

Для решения проблемы снижения численности населения в Беларуси государством принимаются меры, направленные на увеличение рождаемости в стране (материальная поддержка семьям, воспитывающим двоих и более детей, строительство льготного жилья и др.).

Все шире используется понятие «качество жизни населения » - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Качество жизни населения характеризуют такие показатели, как средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образования, денежные доходы, обеспеченность жильем и др. В развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни людей (около 80 лет). Это ведет к увеличению числа пенсионеров и старению населения.

Прогнозируемая продолжительность жизни населения мира составляет 72 года для женщин и 68 лет для мужчин. Лидерами являются Япония, Сингапур и Франция, где продолжительность жизни более 80 лет. В Беларуси она составляет 72 года, в странах Африки (Замбия, Ангола, Свазиленд) - 45-50 лет.

С продолжительностью жизни тесно связана возрастная структура населения, влияющая на уровень развития хозяйства. Население среднего возраста самое трудоспособное, на него ложится ответственность за материальное обеспечение страны, за обеспечение людей пожилого возраста всеми необходимыми благами жизни. (Как решается проблема обеспеченности трудовыми ресурсами в странах Европейского союза?) Численность населения пожилого возраста за последние 50 лет возросла более чем в два раза. Различия в качестве жизни населения усугубляют нестабильность взаимоотношений между странами и внутри их.

Значительная часть населения стран Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, стран Центральной Америки страдает от голода и недоедания. На территориях, где людям постоянно не хватает продуктов питания, проживает 2/3 населения мира. Отсюда высокий уровень детской смертности, низкая продолжительность жизни.

Различия в качестве жизни населения в разных регионах Земли сегодня являются одной из причин миграции населения. Перемещение людей из одной страны в другую, часто большими группами и на большие расстояния, происходит по экономическим, религиозным, национальным причинам, а также в результате войн, стихийных и экологических катастроф. В поисках работы люди переселяются в основном из развивающихся стран в развитые страны Европы, Северной Америки (трудовые миграции). В экономически развитых странах, таких как Германия, Великобритания, Франция и др., миграция существенно восполняет численность трудоспособного населения.

В последнее время отмечается рост нелегальной миграции в страны с более благоприятными социально-экономическими условиями, возрастание вынужденной миграции из-за вооруженных конфликтов и обострения межнациональных отношений, выезд лиц с высоким уровнем образования в США, Францию, Канаду, Швецию.

Основные современные миграционные потоки направлены из стран Северной Африки, Восточной Европы в Западную Европу, из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии - в США, из стран Центральной Азии - в Россию.

Основные современные демографические тенденции - это ускоренный рост численности населения мира за счет менее развитых стран; различия в качестве жизни населения между развитыми и развивающимися странами; приток иммигрантов в развитые страны. Сущность современных демографических проблем заключается в территориальной диспропорции динамики роста населения между высокоразвитыми и развивающимися странами мира.

geographyofrussia.com

Воспроизводство населения - это совокупный процесс рождаемости, смертности, естественного прироста населения, который обеспечивает беспрерывное возобновление смену людских поколений. В современном мире можно выделить 2 типа воспроизводства населения.В современном мире большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя определенную демографическую политику.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по географии»

Практическая работа

«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах»

Обучающийся должен:

- знать демографическую ситуацию в разных странах и регионах;

-уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

Цели работы:

Образовательные: систематизировать знания о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства;

Развивающие: развить умения систематизировать полученные знания из различных источников географической информации, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность;

Воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, возрастно-половые пирамиды, атлас, учебник «Экономическая и социальная география мира».

Основные теоретические сведения:

Воспроизводство населения – это совокупный процесс рождаемости, смертности, естественного прироста населения, который обеспечивает беспрерывное возобновление смену людских поколений. В современном мире можно выделить 2 типа воспроизводства населения. 1 тип отличается невысокой рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения, 2 тип характеризуется высокой рождаемостью, высоким естественным приростом населения и относительно низкими показателями смертности.

В настоящее время наблюдается постепенный переход от 2 к 1 типу воспроизводства населения.

В современном мире большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя определенную демографическую политику.

Демографическая политика – это система различных мер предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Используя учебник Максаковского В.П. (стр. 57 - 66 и статистические данные таблицы 1 (см. ниже), заполните её, определив тип воспроизводства и демографический этап для каждого региона;

Таблица 1 - Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.

Регионы мира

Коэффициент рождаемости (‰)

Коэффициент смертности (‰)

Коэффициент естественного прироста

Тип воспроиз-водства

Демогра-фический этап

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Юго-Западная Азия

Восточная Азия

Северная Америка

Латинская Америка

Австралия

Задание 2. Дайте характеристику демографической ситуации в Индии и Германии по следующему плану:

Запишите численность населения, среднюю плотность и районы с наибольшей плотностью населения в стране.

Нанесите на контурную карту районы с наибольшей плотностью населения.

Определите особенности естественного и механического прироста населения в стране.

Определите особенности возрастного и полового состава населения в стране.

Определите и запишите своеобразие занятости населения, долю городского и сельского населения.

Определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами.

Сформулируйте вывод о демографической политике, проводимой государствами Индии и Германии.

Контрольные вопросы:

1. Почему один из отчетов ООН был назван «Наш демографически разделенный мир»?

2. Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век станет веком старения населения Земли?

3. Назовите основные условия, которые влияют на процессы рождаемости, смертности и естественного прироста.

4. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографический кризис».