Потребности и их виды. Экономические потребности, их классификации

Закон возвышения потребностей

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Закон возвышения потребностей
Рубрика (тематическая категория) Производство

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, ᴛ.ᴇ. такого взаимодействия общественного производства и потребления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан. ”Этот закон возвышения потребностей,- указывал В.И.Ленин, - с полной силой сказался в истории Европы – сравнить, к примеру, французского пролетария конца XVIII и конца XIX в. или английского рабочего 1840-х годов и современного. Этот же закон проявляет свое действие и в России: быстрое развитие товарного хозяйства и капитализма в пореформенную эпоху вызывало и повышение уровня потребностей крестьянства…”.

Действительно, история Европы в еще большей перспективе, чем XVIII – XX веков, нагляднее демонстрирует действие данного закона. С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением желœезных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного – господствующего в обществе класса. За счёт низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше – политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счёт совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всœегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в серединœе XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял всœе возможности для роста духовных потребностей. При этом автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой базовых классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них - ϶ᴛᴏ проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Марксистско-ленинское решение этой проблемы, насаждаемое всœеми средствами пропаганды в социалистических странах, обусловлено идеологической ориентацией на построение коммунистического общества. В соответствии с этим возвышение потребностей понималось как не столько “ расширение или интеллектуализация потребностей, использование для их удовлетворения всœе более совершенных в техническом отношении предметов потребления, сколько… процесс совершенствования структуры потребностей личности, ее поступательное всœестороннее развитие, знаменующее высокий уровень социализации, коммунистической сознательности и убежденности”.

Марксистское сведение сущности человека к его социализации и подчинœение ей закона возвышения потребностей несостоятельно. Это убедительно показал опыт существования в XX веке социалистических обществ, в которых всœе воспитание подрастающего поколения ориентировалось на социализацию личности, то есть на подчинœение ее существующим общественным порядкам, на превращение человека в простой винтик большой общественной машины.

В условиях существования антагонистических классов выдвижение социализации в понимании человека на первый план было оправданным и необходимым. Это способствовало сплочению угнетенных классов и слоев общества в борьбе за улучшение своей жизни и соответственно за прогрессивное развитие общества. Теперь же, когда исчез антагонизм классов и общество достигло высокой сплоченности, успешное развитие его зависит от индивидуальности, то есть от развития индивидуальных способностей и талантов каждого человека, от максимальной творческой отдачи от каждого индивида.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сущность закона возвышения потребностей состоит в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всœех потребителœей – как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Οʜᴎ обусловлены конкретно – историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития. Ибо он должна быть ниже, как, к примеру, в Советском союзе или современной России, в которых из-за неэффективности власти и ее равнодушия к нуждам народа всœегда отставал и сейчас отстает от технико-технологического и культурного развития общества.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, ᴛ.ᴇ. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т.д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. В случае если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всœего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всœего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определœенная связь. В случае если индивид не может даже на минимально крайне важно м уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: “Голодное брюхо к ученью глухо”. При этом и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (к примеру, сочинять стихи или писать романы). В случае если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (к примеру, графоманством). По этой причине желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в данном случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Отвечая на него, нужно признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, ᴛ.ᴇ. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в какой-либо мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т.д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всœего ориентируются на то, как принято в какой-либо социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. В случае если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, к примеру, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие “возвышение ” связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом нужно признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателœем развития человека является качественное состояние его потребностей. К примеру, в случае если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. В случае если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это – третий, высший уровень. По этой причине закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.

Закон возвышения потребностей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закон возвышения потребностей" 2017, 2018.

Cтраница 1


Закон возвышения потребностей означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит из-за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ ограниченно в силу ограниченности экономических ресурсов.  

Закон возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения. Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства; производство - распределение - обмен - потребление - производство и далее по кругу.  

Закон возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения. Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление - производство и далее по кругу.  

Закон возвышения потребностей заключается в переходе от простых потребностей к сложным, удовлетворение которых зависит от более высокого качественного уровня продукции материальных благ.  

Уточним, закон возвышения потребностей позволяет понять историю общественных потребностей. Причем в основе осознания данного закона лежит понимание диалектической взаимосвязи потребностей и производства, выступающей как важнейший и вечный двигатель общественного развития. Действие закона возвышения потребностей вытекает из родовой природы потребностей.  

Являясь общесоциологическим, закон возвышения потребностей действует на всех этапах развития общества, хотя конкретные формы его проявления неодинаковы в различных общественно-экономических формациях. В условиях антагонистического общества качественное и количественное возвышение потребностей трудящихся масс осуществляется вопреки воле господствующих классов, хотя действие закона возвышения потребностей оказывается зависимым от экономических интересов последних. В этих условиях доминируют потребности правящих слоев, которые к тому же стремятся навязать народу потребности, выгодные самим. Особенность проявления закона возвышения потребностей в этом случае состоит в том, что все глубокие преобразования в потребностях большинства общества происходят вследствие ожесточенной классовой борьбы.  

Понимание и толкование закона возвышения потребностей с количественной точки зрения приводит к мысли, что в человеческой природе, как у индивидуума, так и в обществе в целом, происходит неограниченный, безудержный и изощренный рост плотских потребностей, который может привести к оправданию вещизма, потребительства.  

Кривая спроса 96.  

Поэтому в экономике действует закон возвышения потребностей.  

Итак, под влиянием действий закона возвышения потребностей, закона морального старения и закона воспроизводства возрастающего качества продукции в экономике постоянно идет глобальный процесс улучшения качества, расширения номенклатуры, оптимизации ассортимента продукции.  


Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.  

В современных условиях на характер реализации закона возвышения потребностей большое влияние оказывает научно-техническая революция. Она, с одной стороны, увеличивает возможности производства для создания благ, необходимых для удовлетворения потребностей, а с другой - ведет к постепенному повышению доли и удельного веса в обществе высококвалифицированных отрядов пролетариата, для которых существенным в их жизни становится удовлетворение не столько материальных, сколько творческих, духовных потребностей. В буржуазном обществе при этом происходит как бы определенная переориентация эксплуатации, в результате которой источником извлечения прибавочной стоимости становится не простой труд с его мускульными, физическими усилиями трудящихся, а сложный, требующий нервных, умственных затрат. Необходимость этого заставляет представителей государственно-монополистических кругов способствовать реализации закона возвышения потребностей.  

Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изменениях. В ходе исторического развития потребности общества количественно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура общественного богатства, уровень благосостояния людей.  

При этом следует иметь в виду, что закон возвышения потребностей не всегда проявляет себя непосредственно, а чаще реализуется через основные экономические законы общественного бытия. Так как производство всегда осуществляется на основе развития производительных сил и производственных отношений, то и развитие, удовлетворение потребностей в этих условиях оказывается зависимым от определенного способа производства. Однако в любом случае производство подчиняется удовлетворению материальных и духовных потребностей общественных организмов, непрерывно развиваемых и постоянно воспроизводимых прежде всего самим производством.  

Закон возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения.

Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление - производство и далее по кругу.

Процессом, с которым потребитель имеет существенную связь, является процесс потребления. Причиной потребления является наличие потребителей, взаимодействующих с продуктами

производства.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон возвышения потребностей действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет.

Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

Закон возвышения потребностей имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях закон возвышения потребностей действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально- экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально- экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях закон возвышения потребностей осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей

трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально- экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.

В истории человечества действует закон возвышения потребностей, т. е. такого взаимодействия общественного

производства и потребления, которое обеспечивает удовлетворение производством постоянно воспроизводимых на более высоком уровне потребностей общества и его граждан.

С каждым этапом в развитии орудий труда общественное производство выходит на новый уровень развития и соответственно подталкивает развитие потребностей к более высокому уровню. Так, переход от каменных орудий труда к бронзовым привел материальные потребности общества к настолько более высокому уровню удовлетворения, что появились излишки материальных благ, и начался процесс социально-классового расслоения, стало зарождаться рабство. Повышение уровня удовлетворения материальных потребностей обусловило рост духовных потребностей людей, обобщенным выражением, которого явилась замена мифологического мировоззрения религиозным.

Следующий скачок в развитии орудий труда, связанный с возникновением железных орудий труда, привел к росту материального потребления и появлению классического рабства. Это означало, что развитие потребностей происходило у одного - господствующего в обществе класса. За счет низведения угнетенного класса (рабов) до положения говорящего орудия удалось достичь высокого (даже сейчас поражающего наше воображение) развития потребностей. Возникли общественные потребности, каких не было раньше - политические. Расцвели пышным цветом литературные, театральные, архитектурные, скульптурные и другие потребности. Появилась потребность в философском мировоззрении, которое и пришло на смену религиозному.

Дальнейшее развитие производства за счёт совершенствования как орудий труда, так и производственных отношений вело к развитию потребностей не только господствующих классов (помещиков, буржуазии), но и угнетенных (крестьян, пролетариата). При этом господствующие классы всегда имели более высокий уровень потребления, чем угнетенные.

Коренной перелом в возвышении потребностей произошел в середине XX века в передовых странах мира, которые достигли высшей стадии индустриального развития своего производства и начали переход к информационной цивилизации. Трудящиеся в этих странах стали удовлетворять свои материальные потребности на таком уровне, который не только соответствовал технико-технологическому развитию общества, но и обеспечивал достойное человеческое существование. Высокий уровень материальной жизни предоставлял все возможности для роста духовных потребностей. Однако автоматической реализации этих возможностей не произошло.

Закон возвышения потребностей продолжает действовать и в настоящее время. Вместе с тем современная эпоха (как эпоха перехода от индустриальной к информационной цивилизации) выявила его внутреннюю противоречивость. Она существовала и раньше, но была скрыта антагонистической борьбой основных классов общества, борьбой угнетенных классов за достойное человеческое существование. Когда же эти задачи были решены и антагонизм социальных классов ушел в прошлое, перед наиболее развитыми странами мира встали проблемы противоречивости действия закона возвышения потребностей. И главная из них - это проблема соотношения материальных и духовных потребностей в развитии человека.

Сущность закона возвышения потребностей заключается в максимальном развитии потребностей с целью выявления, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Возвышение потребностей не означает их количественного роста до бесконечности. Все биологические потребности человека имеют свои пределы (человек не может, к примеру, съесть, и выпить больше, чем вмещает его желудок). Но есть и общественные пределы для всех потребителей - как биологических, так и социальных, как материальных, так и духовных. Они обусловлены конкретно - историческим уровнем развития общества. В качестве этих пределов выступает тот уровень жизни, который считается достойным в данном обществе при достигнутом технико-технологическом и культурном развитии. В каждом конкретно-историческом обществе складывается свой достойный уровень жизни. Это не обязательно среднестатистический уровень жизни, который при резкой поляризации общества на богатых и бедных не отражает реальной жизни народа. Это и не обязательно тот уровень жизни, который общество в состоянии обеспечить подавляющему большинству свои граждан при существующем уровне технико-технологического и культурного развития.

Достойный уровень удовлетворения потребностей, присущий современному человеку, демонстрируют наиболее развитые страны. Обеспечиваемый ими уровень потребления является образцом к достижению, которого стремятся менее развитые страны.

Отсутствие автоматизма в действии закона возвышения потребностей обусловлено включенностью в него не только объективных, но и субъективных факторов общественного развития, т. е. зависимостью его не только от конкретно-исторического состояния техники, технологии, культуры, темпов их развития, но и от воспитания, образования, ценностных ориентаций индивидов, их желаний и стремлений, отношения к самим себе и т. д. Каждый индивид в рамках объективных условий своего существования сам определяет пределы своего развития, формы и меру самореализации в жизни. Это особенно заметно на духовных потребностях индивида. Если развитие и удовлетворение материальных потребностей зависит прежде всего от уровня материального развития общества, то состояние духовных потребностей индивида определяются прежде всего им самим. Он сам определяет, какие из них развивать, как, в каком направлении и до какой степени.

Конечно, между материальными и духовными потребностями индивида есть определенная связь. Если индивид не может даже на минимально необходимом уровне удовлетворять свои материальные потребности (из-за низкого уровня материального развития общества или своего социального положения), то у него и не возникает желания развивать духовные потребности. Как гласит пословица: «Голодное брюхо к ученью глухо». Однако и при максимально возможном удовлетворении материальных потребностей нет автоматического роста духовных потребностей.

Материальное благополучие индивида создает главные предпосылки, возможности для возвышения духовных потребностей. Но необходимым и достаточным условием для реализации этих возможностей является желание самого индивида. И не просто желание в каком-то духовном направлении (например, сочинять стихи или писать романы). Если у индивида нет к этому способностей или хотя бы задатков, то он будет заниматься бесполезной и для себя, и для общества деятельностью (например, графоманством). Поэтому желание индивида развивать свои духовные потребности должно проистекать из его индивидуальности, из его вражденных задатков, способностей, талантов. Только в этом случае деятельность индивида будет плодотворной и для него, и для общества. И соответственно будет вести к возвышению духовных потребностей.

Отвечая на него, надо признать, что это связано с уровнем культурного развития индивида. Всякая человеческая деятельность как противоречивое единство опредмечивания и распредмечивания есть по своей глубинной сути творение либо усвоение культуры, т. е. развитие культуры (общественной в первом случае и индивидуальной во втором). Основы этого процесса закладываются в той или иной мере с детства, в ходе воспитания и образования индивида. Совпадение этих основ с врожденными задатками и способностями к творчеству в каком-либо виде деятельности (литературном, техническом, кулинарном, столярном, научном и т. д.) и порождает у индивида желание развивать свои соответствующие потребности. И напротив, несовпадение основ творчества с задатками и способностями либо отсутствие основ творчества из-за недостатков воспитания и образования, либо отсутствие задатков и способностей к творческой деятельности не вызывают у индивида желания развивать свои потребности. В этом случае люди чаще всего ориентируются на то, как принято в той или иной социальной группе либо в обществе удовлетворять потребности, и стремятся реализовать это в своей жизни.

Что же касается развития материальных потребностей индивида, то оно обусловлено преимущественно объективными условиями его жизни, уровнем развития общественного производства и материальной культуры общества. Индивидуальное своеобразие человека сказывается на этом процессе незначительно. Если возвышение духовных потребностей может идти беспредельно, не имеет ограничений, то рост материальных потребностей ограничен материальным развитием общества. Человек, как бы ему сильно не хотелось, не может использовать, например, в качестве транспортного средства летающую тарелку, ибо ни в одной стране она пока не существует. А вот, развивая свои духовные потребности и реализуя их, индивид может намного опередить свое время, как это сделал, к примеру, писатель фантаст Жюль Верн.

Наконец, требует ответа вопрос о содержании закона возвышения потребностей. В каком смысле можно говорить о возвышении потребностей? Понятие «возвышение » связано не с количественным умножением, а с качественным совершенствованием потребностей. При этом надо признать, что чем более культурно развит индивид, тем в более разнообразные отношения он вступает с действительностью и тем богаче структура его потребностей, имеющихся у индивида, свидетельствует о его развитости. Но более важным показателем развития человека является качественное состояние его потребностей. Например, если у индивида потребность в музыке выражается в желании слушать ее, то это один уровень развития данной потребности. Если выражается в желании и умении играть на музыкальном инструменте, то это - другой, более высокий уровень музыкальной потребности. А если выражается в желании и умении сочинять музыку, то это - третий, высший уровень. Поэтому закон возвышения потребностей означает их переход от низшего качественного состояния к высшему.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

Материальные, или предметно – вещные,

Духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»:

1.Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

2.Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

3.Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

4.Престижные потребности – уважение, признание членами общества.

5.Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности;

вторичные потребности (приобретенные) -социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Закон возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей - один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.

4.Типы и модели экономических систем. .

Экономическая система представляется экономистами как совокупность производителей и потребителей товаров и услуг и связей между ними, а также механизмов, влияющих на экономическое поведение.

Основными элементами экономической системы являются:

Производительные силы как совокупность средств производства и трудовых ресурсов, обладающих знаниями, навыками и производственным опытом;

Средства производства включают в себя предметы труда и средства труда;

Производственные отношения – социально-экономические, такие как отношения собственности, организационно-экономические и технико-экономические.

Типы экономических систем:

1.Традиционная

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие нововведений.

2. Командная

Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства.

3. Рыночная

Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства.

4.Смешанная.

Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

Различают следующие модели экономических систем:

1.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

2.Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция.



Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) - на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций.

В то же время, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определённого эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы её организации. Рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чём бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Владение – это фактическое обладание имуществом. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.

Распоряжение – это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).

Экономическое содержание собственности составляет систему сложившихся отношений, характеризующихся техникой и технологией, организационно-хозяйственными формами, ОРТ и обуславливает этим отношения присвоения прибавочного продукта.

В экономической теории прав собственности собственность составляет не ресурс сам по себе, а доля прав по использованию ресурса. Совокупность прав состоит из следующих элементов:

1.Владения (исключительно физический контроль над благами);

2.Использования (применение полезных свойств благ для себя);

3.Управления (право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ);

4.Право на доход (обладать результатами от использования благ);

5.Право суверена (на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага);

6.Право на безопасность (защиту от экспроприации и от вреда со стороны внешней среды);

7.Право на передачу благ в наследство;

8.Право на бессрочность обладания благом;

10.Право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга);

11.Право на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий).

Собственность как общественный институт устанавливает рамки, в пределах которых ведется хозяйственное взаимодействие, определяет «правила игры» путем спецификации прав собственности (закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами).

Права собственности – права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Реальные – отношение к вещи как к своей, связь самого человека с окружающими его объектами как со своими или как с чужими. Моральные – условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, способен извлечь из них большую пользу. Юридические – нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе. Правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах имущественных отношений.

Теория прав собственности оформилась в особый раздел экономической науки в 60 -70 гг. 20 в. Представители: Денсец, Фуруботи. Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения, возникающие между людьми в связи с существованием благ и касающиеся их использования. Собственность или права собственности нужно отличать от объектов собственности, т.е. материальных или нематериальных объектов, на которые распространяется право собственности. Установление прав собственности имеет смысл в условиях ограниченных ресурсов, когда могут возникать конфликты по поводу их использования, а права собственности позволяют ограничить и разрешить эти конфликты. Собственность – это институт, который предоставляет людям свободу распоряжаться ограниченными ресурсами. В настоящее время преобладает англосаксонская традиция как более реальная, гибкая и отвечающая сложным процессам современного общества. В этом подходе право собственности определяется как «пучок частичных правомочий», хотя классификация может проводиться по разным признакам. Принято считать, что право собственности состоит из 3 элементов: 1)право пользоваться имуществом 2)право присваивать доход от имущества 3)право менять его форму, содержание и местонахождение, включая право передачи ресурсов на время или насовсем. Теория прав собственности базируется на следующих фундаментальных положениях:

1)права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;

2)реструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов;

3)реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.

Для многих предприятий (особенно средних и малых) барьеры входа на рынок или укрепление на нем становятся непреодолимыми именно из-за необходимости инвестиционных вложений. Почти единственной возможностью преодоления данных препятствий становятся особые механизмы привлечения ресурсов: аренда (в т.ч. ее особая, наиболее активно развивающаяся форма - лизинг ).

Аренда - это имущественныйнайм, предоставление, на договорной основе имущества во временное пользование за определенное вознаграждение.

Аренда, с одной стороны, позволяет предприятиям вовлекать в хозяйственный оборот необходимое имущество без значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, а с другой предоставляет возможность получать доход посредством сдачи в аренду временно неиспользуемых объектов, сохраняя право собственности на них.

Возникновение и существование аренды как вида бизнеса основаны на возможности разделения компонентов собственности на 2 правомочия: права владения (самого права собственности как правовое господство лица над объектом собственности) и права пользования вещью (применения ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и др. выгод). Арендные отношения регулируются законом в ГК РФ (часть II, глава 34 «Аренда»). В аренду может сдаваться движимое и недвижимое поддержка платежеспособного спроса на оборудование, технику; расширение объема продаж за счет дальнейшей регулярной поставки запчастей и эксплуатационных материалов; обслуживание, ремонт, подготовку и переподготовку кадров.

Лизинг – это операция по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остается ее собственностью, но отдается в аренду предпринимателям.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме земельных участков и других природных объектов, а также объектов, запрещенных к свободному обращению на рынке.

В лизинговой операции, как правило, участвуют три стороны: поставщик – продавец определенного имущества, лизинговая фирма (арендодатель) и потребитель – получатель определенного имущества (арендатор). Предприниматель, испытывающий потребность, например, в производственном оборудовании, обращается с запросом в лизинговую фирму о возможности получения этого оборудования в аренду. Но и сама лизинговая фирма посредством специального изучения рынка ищет потенциального потребителя и вступает с ним в контакт. Получение запроса на аренду оформляется в виде специального документа.

После получения запроса лизинговой фирмой начинается этап разработки лизинговых предложений. Лизинговая фирма определяет круг вероятных производителей необходимого оборудования и запрашивает о возможности лизинговой сделки. Одновременно она оценивает и потенциального клиента (заказчика). На стадии разработки предложений лизинговая фирма уделяет особое внимание оценке риска, который при лизинговой сделке включает два момента:

Оценку клиента, его способности выплачивать лизинговые платежи с учетом деятельности, связанной с размещаемым имуществом;

Оценку имущества, степени его действительной заменяемости, если степень заменяемости высока – риск низок, если степень заменяемости низка (оборудование специфического назначения) – риск высок.

На стадии подготовки предложений также анализируются основные параметры, определяющие размер платежей по лизинговой сделке, а именно: закупочная цена оборудования или иного имущества, полученный аванс, применяемая ставка, длительность контракта, способ оплаты и др.

После подготовки предложения лизинговая фирма предоставляет поставщику и потребителю необходимую информацию, и, если условия приемлемы, заинтересованными сторонами подписывается лизинговый контракт. Одновременно с заключением контракта клиент выплачивает лизинговой фирме соответствующую сумму за первую арендную плату, за подготовку предложения и за страхование.

По окончании срока лизинговой сделки арендатор может выбрать одно из трех возможных решений:

Возвратить лизинговой фирме имущество в исправном состоянии;

Возобновить лизинговый контракт при более низких ставках платежей;

Приобрести машины и оборудование или иное имущество в собственность, заплатив лизинговой фирме выкуп, сумма которого определяется по договору между арендатором и арендодателем. Выкуп определяется обычно в размере 1 % стоимости оборудования (так называемый опцион покупателя).

В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются различные виды лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Наиболее распространенными являются: оперативный (сервисный) лизинг;

Финансовый (капитальный) лизинг;

Возвратный лизинг;

Долевой лизинг (с участием третьей стороны);

Классификация потребностей.

Потребности как предпосылка производства.

Проблема выбора в экономике

Тема 2. Потребности и ресурсы.

Цель лекции: уяснить содержание экономической деятельности по решению проблемы выбора в условиях редкости экономических ресурсов производства с субъектной и объектной стороны.

План лекции:

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

2. Блага. Их сущность, классификация и особенности.

3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика.

4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике.

5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины.

Потребности человека являются исходной экономической категорией. Экономическая деятельность людей по преобразованию окружающей действительности обусловлена их потребностями и интересами. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностью индивида. В экономической литературе встречаются и другие определения потребности. К примеру, потребности – это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти; это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Таким образом, потребности – это объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимися и необходимыми благами, побуждающее человека к деятельности.

Потребности людей удовлетворяются через потребление , а чтобы потреблять, необходимо производить. Производство является исходным пунктом, в котором создаются продукты, а точнее материальные блага и услуги. Между производством и потреблением существует тесная взаимосвязь. Потребности людей стимулируют производство, а производство, создавая новые блага, оказывает влияние на потребление. Таким образом, наличие потребностей и желание их удовлетворить является главным стимулом развития производства и технического прогресса.

Потребности людей многообразны и поэтому существуют различные подходы к ихклассификации . Большинство ученых соглашаются, что потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и др. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо (например, к социальной группе). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.


В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (перспективные), действительные (необходимые), подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые. Абсолютные (перспективные) потребности ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе. Действительные (необходимые) потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства и научно-технического прогресса. Подлежащие удовлетворению потребности могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Выступают они в форме платежеспособного спроса. Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.

В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).

Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. К ним можно отнести потребности в общественной безопасности, правовой защите, охране общественного порядка, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, свободе вероисповедания, защите и восстановлении окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.

Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, потребности политических партий, профессиональных ассоциаций, общественных объединений, профсоюзов работников, футбольных клубов, союзов художников и т.д.

Личные потребности – это все то, что необходимо каждому человеку: жилье, одежда, обувь, пища, бытовые услуги, образование, медицинские услуги, денежные сбережения и т.д. Их подразделяют на насыщаемые и ненасыщаемые . К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая. Потребность в познании вообще не имеет четко выраженного предела.

В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:

· материальные (удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище и т.д.);

· духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, в свободном вероисповедании, творчестве и т.д.);

· социальные (возможности человека реализовать свой потенциал, занять определенное положение в обществе, карьерном росте, общении, милосердии и т.д.).

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся связанные с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (вода, воздух, пища, одежда, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся непосредственно связанные с благосостоянием людей. Это доступность образования, здравоохранения, благоприятные условия и достойный уровень оплаты труда, наличие свободного времени и условий отдыха, доступность библиотек, музеев, наличие собственности, экологическая безопасность и т.д.

С точки зрения рациональности различают потребности рациональные (потребности в образовании, укреплении здоровья) и иррациональные (потребности в курении, употреблении алкоголя или наркотиков).

Широкое распространение в современной экономической теории получила иерархия потребностей известного американского психолога А. Маслоу . Создавая свою теорию мотивации, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1) Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, воздухе, отдыхе и в продолжение рода.

2) Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических (одежда, жилище) и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3) Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4) Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5) Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Рис. 2.1.1. Пирамида потребностей (подход А. Маслоу).

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис. 2.1.1. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена.

Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном , так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономерность в экономической теории называют законом возвышения потребностей . Возвышение потребностей означает не столько рост, сколько изменение структуры потребностей, расширение их круга, внесение разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости и качественное совершенствование. Прогресс человечества, рост его культуры, накопление знаний, новые возможности экономики являются объективными факторами возвышения потребностей как закономерности человеческого развития.