Особенности развития стран азии и африки в новое время. Социально-экономическое развитие азии

Деколонизация - процесс освобождения стран Азии и Африки от колониальной зависимости, провозглашения собственной суверенной государственности (1945 -1990гг.).

Выбор путей развития: после освобождения от колониальной зависимости страны должны были выбрать вариант развития: капитализм - социализм, демократия - авторитаризм.

1 путь - капиталистический - Пакистан, Индия, С. Корея и др.

2 путь - социалистический - Китай, Лаос, Афганистан и др.

3 путь - собственное развитие - Иранская мусульманская республика, Народная республика Джамахирия в Ливии.

Интеграция - сближение, сотрудничество во всех сферах общества для решения проблем и оказания взаимопомощи.

АСЕАН - ассоциация государств Юго - Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур и Таиланд). На уровне решения проблем азиатского региона к АСЕАН присоединяются Япония, Китай, Корея, Индия, Австралия, Н. Зеландия.

АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея, Вьетнам, Перу и Россия).

ОЭС-ЭКО - Организации экономического сотрудничества центрально азиатских государств (Ираном, Пакистаном и Турцией.).

ССАГПЗ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры.

САС - Совет арабского сотрудничества - вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика.

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (его членами являются Бахрейн, Кувейт, Объединенные арабские эмираты, Оман, Катар, Саудовская Аравия).

На современном этапе сотрудничество в рамках этих интеграционных образований осуществляется по самым различным и актуальным для мировой политики направлениям, таких как:



В экономической сфере;

В сфере безопасности;

В гуманитарной и культурной сфере;

В военной сфере;

В борьбе с угрозами мирового порядка: терроризм, наркотрафик;

Основными базовыми принципами сотрудничества являются следующие:

Неприсоединение к военным блокам;

Мирный подход в разрешении внешнеполитических проблем;

Разрешение конфликтов ненасильственными методами;

Отказ от ядерного оружия и от другого оружия массового уничтожения и недопущение гонки вооружений в ЮВА;

Отказ от применения силы или угрозы применения силы;

Оказания финансовой, гуманитарной помощи;

Унификация законодательства;

Унификация валют и др. Некоторые аспекты развития стран Азии:

Центр международной политики неуклонно смещается в Азию. Китайская Народная Республика, ВВП которой вырос в четыре раза со времени начала экономических реформ в 1978 году, продолжает наращивать свой потенциал. Ежегодные темпы роста китайской экономики колеблются в пределах 8,5-10 %, причем, по некоторым предположениям, истинные масштабы своего роста Пекин сознательно держит в секрете. Возможно, он стремится тем самым скрыть реальный рост расходов на оборону.

Большинство аналитиков приходят к выводу, что темпы развития Китая останутся высокими и страна «обречена» превратиться в ближайшие 20 лет во вторую державу мира по основным показателям. Она и сейчас является таковой с точки зрения покупательной способности ВВП. Один только объем ценных бумаг США, имеющихся в распоряжении КНР, дает стране серьезные возможности воздействия на Соединенные Штаты и мировую финансовую систему. Многие, правда, предсказывают, что слишком быстрые реформы приведут Пекин к неизбежному кризису, но такие пророчества звучат уже два десятилетия.

Согласно ряду прогнозов, к 2040-2050 годам на долю Китая придется 14-16 % мирового ВВП. Наличие этих перспектив выступает своего рода мультипликатором нынешней экономической, политической и военной мощи, дополнительно увеличивая международный вес Пекина. Неудивительно, что борьба за влияние на него, за доступ на китайский рынок, выстраивание, с одной стороны, схем сдерживания КНР, а с другой - ее постепенной интеграции, - все это становится одной из доминант мировой политики.

Стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав совершает Индия. За последние 10 лет ее экономика росла в среднем на 8 % в год, причем этот рост, который обеспечивается за счет преимущественно внутренних, а не иностранных инвестиций, считается более стабильным и здоровым, чем в Китае. Индия превращается в один из двигателей мирового технологического прогресса, а через 20-30 лет она, согласно прогнозам, станет третьей мировой державой после США и Китая. Индия -один из главных всемирных поставщиков программного обеспечения и ряда других высоких технологий. Здесь сформировался мощный средний класс, который более многочислен, чем в Европейском союзе.

Создается мощный флот - в перспективе с четырьмя авианосными группами. Налицо заявка на роль самостоятельного военно - политического гаранта стабильности в Южно-Азиатском регионе и в районе Персидского залива. Дели активизирует и миротворческую деятельность, предоставляя свои самые крупные воинские контингенты для проведения соответствующих операций ООН.

Насколько можно судить, главная цель Индии - стать важнейшим фактором влияния во всей Азии, в том числе и в ее нестабильных частях ("расширенный" Ближний Восток, особенно Иран и страны Персидского залива). Проводя курс постепенного сближения с Китаем, Дели одновременно стремится играть роль противовеса Пекину, хотя и не намерен превращаться в инструмент его "сдерживания".

В Южной и Юго-Восточной Азии находится группа успешно развивающихся «азиатских тигров». Высоких показателей роста достигла Южная Корея, выходит из долгосрочного кризиса Япония. В свете вышесказанного не подлежит сомнению, что соревнование за влияние на Азиатский регион становится (как в прошлые века борьба за Европу) главной составляющей международной политики.

Различия в уровне развития и специализации отдельных стран выражены в Азии более резко, чем в Европе. Поэтому можно выделить шесть групп стран. К первой относится Япония, которая по многим важным показателям занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Европы. Вторую группу образуют Китай и Индия, добившиеся больших успехов в экономическом и социальном развитии. Однако по душевым показателям они еще сильно отстают от большинства стран мира. Третья группа - это новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), ими осуществлен быстрый экономический скачок. В результате перестройки экономики этих стран по японскому образцу в них возникли крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, электронная промышленность. В четвертую группу входят нефтедобывающие страны Персидского залива. Получая огромные доходы от продажи нефти, эти государства стали важными промышленными районами с крупной добычей нефти и газа и другими отраслями. Пятая группа - это страны в основном с горнодобывающей или легкой промышленностью (Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Шри-Ланка, Иордания). Шестая группа стран - наименее развитые (Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен).

Локальные конфликты - это столкновение, происходящее на ограниченной территории. К таким конфликтам относят: Арабо-израильские войны (1956, 1967, 1967-1970 гг.,1997-2011гг.), боевые действия в Лаосе (1960 - 1963 гг.; 1964 - 1968 гг.; 1969 -1970 гг.), боевые действия в Алжире (1962 - 1964 гг.), боевые действия во Вьетнаме (1961 - 1974 гг.), боевые действия в Камбодже (апрель - декабрь 1970 года), боевые действия в Бангладеш (1972 - 1973), боевые действия в Анголе (1975 - 1979 гг.), боевые действия в Эфиопии (1977 - 1979 гг.), афганская война (1979-1989гг.), иракская война (2004-2008гг.)

Зарубежная Азия - регион, который лидирует в мире не только по площади, но и по численности населения. Причем это первенство он держит уже не одно тысячелетие. Страны зарубежной Азии, несмотря на многочисленные свои различия, имеют и ряд общих черт. О них и пойдет речь в данной статье.

Общая характеристика стран зарубежной Азии

Зарубежная Азия - колыбель многих цивилизаций и родина земледелия. Здесь были построены первые в мире города и сделан целый ряд великих научных открытий.

Все страны зарубежной Азии (а всего их 48) занимают площадь в 32 млн квадратных километров. Среди них преобладают крупные государства. Есть и страны-гиганты, площадь каждой из которых превышает 3 млн км 2 (Индия, Китай).

Большинство государств в этом регионе эксперты относят к развивающимся. Только четыре страны из 48 можно назвать экономически развитыми. Это Япония, Южная Корея, Сингапур и Израиль.

На политической карте зарубежной Азии 13 монархий (причем половина из них расположена на Ближнем Востоке). Остальные страны региона являются республиками.

По особенностям географического положения все страны зарубежной Азии делятся на:

  • островные (Япония, Шри-Ланка, Мальдивы и др.);
  • приморские (Индия, Южная Корея, Израиль и др.);
  • внутриконтинентальные (Непал, Монголия, Киргизия и др.).

Очевидно, что страны из последней группы испытывают большие трудности в плане вывода своих товаров на мировые рынки.

Регионы и страны зарубежной Азии

Географы делят зарубежную Азию на пять субрегионов:

  • Юго-Западная Азия - включает в себя все страны на территории Аравийского полуострова, республики Закавказья, Турцию, Кипр, Иран и Афганистан (всего 20 государств);
  • Южная Азия - включает 7 государств, крупнейшие из которых - Индия и Пакистан;
  • Юго-Восточная Азия - это 11 государств, десять из которых являются развивающимися (все, кроме Сингапура);
  • Восточная Азия - включает в себя всего пять держав (Китай, Монголия, Япония, Корея Южная и КНДР);
  • Центральная Азия - это пять постсоветских республик (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения).

Как граничат страны зарубежной Азии? Карта, расположенная ниже, поможет сориентироваться в этом вопросе.

Население и природные ресурсы

Этот регион, благодаря своему тектоническому строению, отличается огромным разнообразием Так, Индия и Китай могут похвастаться значительными запасами угля, железных и Однако самым главным богатством здесь выступает черное золото. Самые крупные месторождения нефти сосредоточены в Саудовской Аравии, Иране и Кувейте.

Что касается условий для развития сельского хозяйства, то в этом плане одним государствам повезло больше, другим - гораздо меньше. Превосходными располагают многие из стран Южной и Юго-Восточной Азии. А вот такие государства, как Сирия или Монголия, представляют собой практически сплошную безжизненную пустыню, где можно развивать лишь отдельные отрасли животноводства.

В пределах региона проживает, по разным оценкам, от 3,5 до 3,8 млрд человек. Это больше половины всего населения Земли. Почти все страны Зарубежной Азии отличаются высокой рождаемостью (так называемый второй тип воспроизводства). Многие государства региона переживают сегодня что влечет за собой продовольственную и другие проблемы.

Этническая структура населения в этом регионе также весьма сложная. Здесь проживают не менее тысячи разных народностей, самые многочисленные из которых - это китайцы, японцы и бенгальцы. По языковому разнообразию данному региону тоже нет равных на всей планете.

Большая часть населения зарубежной Азии (около 66 %) проживает в сельской местности. Тем не менее темпы и характер урбанизационных процессов в этом регионе настолько велики, что ситуацию уже стали называть "городским взрывом".

Зарубежная Азия: особенности экономики

Какова роль современных стран региона в мировой экономике? Все государства зарубежной Азии можно собрать в несколько групп. Здесь есть так называемые (Сингапур, Корея, Тайвань и другие), которые за короткий период времени смогли перестроить свое народное хозяйство и достичь определенных успехов в развитии. Отдельная группа в регионе - это нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ и т. д.), экономика которых полностью держится на этом природном богатстве.

Ни к одной из этих категорий нельзя отнести Японию (самую развитую страну в Азии), Китай и Индию. Все остальные государства остаются слаборазвитыми, в некоторых из них промышленность и вовсе отсутствует.

Заключение

Зарубежная Азия - крупнейший историко-географический регион планеты, в пределах которого зародилась не одна цивилизация. На сегодняшний день здесь насчитывается 48 независимых государств. Они отличаются по размеру, численности населения, государственному устройству, однако имеют и несколько общих черт.

Большая часть государств Зарубежной Азии - это развивающиеся страны с довольно отсталой экономикой. Только четыре из них можно отнести к экономически развитым державам.

Экономикам азиатских стран были присущи многие структурные недостатки. Большинство фирм находились в семейном владении, а в соответствии с конфуцианской традицией семьи стремились сохранить над ними контроль. Если они и выпускали акции в открытую продажу, то обычно игнорировали права акционеров, находившихся в меньшинстве. Если им не удавалось финансировать рост фирмы за счет доходов, они полагались на кредит, но не рисковали утратой контроля. В то же время правительственные чиновники использовали банковский кредит в качестве инструмента финансовой политики; они использовали его также с целью вознаградить свои семьи и друзей. Существовала порочная связь между бизнесом и органами управления, и отмеченное выше - лишь одно из ее проявлений. Сочетание таких факторов привело к тому, что соотношение задолженности к собственному капиталу оказалось крайне завышенным, а финансовый сектор лишился прозрачности и здоровой основы. Идея о том, что «банковский кредит» будет дисциплинировать акционеров компании, попросту не сработала.

Структурные изъяны в банковской системе и формах владения предприятиями; порочная связь между бизнесом и политиками; недостаточная прозрачность и отсутствие политической свободы - все это также минусы «азиатской модели». Хотя перечисленные недостатки были присущи многим охваченным кризисом странам, но не все они характерны для каждой страны. Гонконг был свободен от большинства из этих недостатков. В Японии и на Тайване существует политическая свобода. Крупные японские компании не являются семейной собственностью. В Сингапуре существует прочная банковская система. Кроме того, «азиатская модель» как таковая оказалась исключительно успешной стратегией экономического развития и пользовалась широкой популярностью в деловых кругах. «Азиатская модель» обеспечила резкое повышение уровня жизни, ежегодный прирост среднедушевого дохода в соответствующих странах на протяжении длительного периода составил в среднем 5,5%, что намного превышает аналогичный показатель практически во всех формирующихся рыночных экономиках. Азиатские лидеры - Ли Кван Ю в Сингапуре, Сухарто в Индонезии и Махатира в Малайзии - с гордостью заявляли о своей уверенности в том, что азиатские ценности выше западных, даже когда кризис уже разразился. Они зашли настолько далеко, что поставили под сомнения Декларацию ООН о правах человека. Ли Кван Ю назвал западные демократии упадническими, Махатир осудил традиции колониализма, а Сухарто превозносил достоинства непотизма. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) приняла в свои члены в июне 1997 г. Мьянму, бросив прямой вызов западным демократиям, которые считают репрессивный режим Мьянмы неприемлемым в политическом и гуманитарном плане.

Почему же тогда начался Азиатский кризис? Дать удовлетворительное объяснение этому явлению пока невозможно, если не учитывать изъянов мировой капиталистической системы. Тот факт, что Азиатский кризис не ограничился Азией, а охватил также Россию, Южную Африку и Бразилию. Затронул все формирующиеся рынки, подтверждает вывод, что главная причина нестабильности кроется в самой международной финансовой системе.

До начала 1960-х гг. государства Восточной, и уж, тем более, Юго-Восточной Азии ничем особым не выделялись на экономической карте мира. Корея и Тайвань, Индонезия и Таиланд воспринимались на Западе как типичные развивающиеся страны: экзотические, нищие, коррумпированные. Во многом это соответствовало действительности - и нищеты, и коррупции там хватало. Правда, к тому же культурному региону относилась и Япония, ставшая развитой страной еще в начале XX века. Тем не менее, Япония воспринималась, тогда как исключение, а в целом Дальний Восток, несмотря на свое огромное население, казался экономически бесперспективным регионом. Однако в шестидесятые годы ситуация стала меняться, а в восьмидесятые успехи «новых индустриальных стран» Восточной Азии стали темой ученых дискуссий и восторженных журналистских очерков.

Юго-Восточная Азия демонстрировала экстраординарные темпы экономического роста. Резкий взлет экономик ЮВА был вызван уникальным сочетанием нескольких факторов. В первую очередь это макроэкономическая стабильность, которая выгодно отличала азиатские страны от конкурентов в Латинской Америке.

Перемены, произошедшие в Восточной Азии в 1960-1990 гг., действительно заслуживают наименования «чуда». Среднегодовой рост ВВП в 1960-1990 гг. составил от 6,3% в Гонконге до 7,0% в Сингапуре. В результате ВВП на душу населения, который в 1960 г. находился где-то на уровне Нигерии и Эфиопии, приблизился к европейскому уровню, а в некоторых случаях - и превзошел его. Например, Сингапур (ВВП 26.500$ на душу населения) по этому показателю сейчас опережает большинство стран Западной Европы, в том числе Германию и Францию.

Ни в одной стране региона за исключением Индонезии с начала 1970-х не было периодов гиперинфляции, проводимая налоговая политика была понятна и благоприятна для инвесторов, при этом большинству стран удавалось поддерживать пусть небольшой, но все же профицит бюджета. Второй важный фактор - высокий уровень сбережений, от 20-30% ВВП у Тайваня более чем до 40% у Китая, Малайзии и Сингапура. Эти сбережения реинвестировались в индустриальные и инфраструктурные проекты, что становилось главной движущей силой развития экономики.

Положительную роль сыграло качество азиатской бюрократии, выгодно отличавшейся от чиновников в развивающихся странах в других регионах мира. Наконец, большинство этих стран проводили политику стимулирования экспорта, в том числе с помощью механизмов валютного контроля, что также привлекало иностранные инвестиции.

Но ускоренная индустриализация требовала все больше ресурсов, источники которых были ограничены. Внутренних сбережений стало не хватать - доля инвестиций в ВВП у большинства стран превышала долю внутренних сбережений. Новыми драйверами роста становились прямые и портфельные иностранные инвестиции, включая банковские займы. Большинство краткосрочных займов проводилось через местные банки и было номинировано в долларах США, таким образом, местные финансовые системы начали брать на себя повышенные валютные риски.

Ущербность юго-восточной модели никогда не была секретом для профессионалов: задолго до краха (в 1994 году) профессор Массачусетского технологического института Пол Кругман развенчал миф «азиатского экономического чуда» в статье, в которой он описывал иллюзорность успеха, выстроенного не на достижениях реальной экономики и совокупной ее производительности, а на безудержном вливании иностранного капитала. «Азиатские тигры», однако, относились к любой критике с оправданной (как им казалось) долей беспечности, поскольку не сомневались: случись беда, Дядюшка Сэм непременно вытащит!

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ЯПОНИЯ В 20-30-е гг.

Влияние войны и революции в России на страны Азии и Африки. За годы первой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, в армиях Антанты участвовали солдаты ряда колоний. Страны Азии и Африки составляли важный резерв сырья и продовольствия, а также рабочей силы. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулирование будет сопровождаться предоставлением свободы и независимости. Однако эти надежды не сбылись. На Парижской мирной конференции под видом мандатов происходил дележ германских колоний. Ни одна империалистическая держава не собиралась «отпускать на волю» свои колонии, наоборот, победители повели ожесточенную междоусобную борьбу и цинично разделили бывшие германские колонии и арабские территории Османской империи.

Однако процесс подрыва колониальных порядков постепенно нарастал. Важную стимулирующую роль в этом сыграли российская революция 1905 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Обращение Советской России с призывом к народам Востока подняться на борьбу за независимость было услышано во многих уголках Азии и Африки. В колониальных и зависимых странах росли патриотические силы, выступавшие за независимость. Создавались условия для перехода национально-освободительного движения стихийного характера к организованной сознательной борьбе, в которой участвовали различные социальные слои населения от крестьян и рабочих до феодалов и духовенства. Особенности движения определялись своеобразием обстановки в отдельных странах, регионах, их историческими и культурными традициями.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демократических задач революции 1908 г. породила новую национальную антиимпериалистическую революцию в Турции 1918-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля. Революция, в немалой степени вызванная и поражением в войне, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и халифат (1924 г.). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 г. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 г. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 г. Иран). Во время гражданской войны и интервенции Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован английскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 г. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода английских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 г. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освободительное движение завершилось завоеванием независимости в 1919 г. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 г. в Москве был подписан советско-афганский договор о дружбе. Советская Россия оказала в это время существенную финансовую помощь Ирану и Афганистану.

В 1918-1921 гг. с помощью Советской России Народная армия Монголии отбила нападение китайских милитаристов и отстояла независимость страны. Прибывшая в Москву в октябре 1921 г. делегация Монголии во главе с Сухе-Батором подписала советско-монгольское соглашение, которое юридически оформило отношения дружбы и сотрудничества, ликвидировав прежние соглашения с царской Россией.

Развитие дружественных отношений с соседними восточными странами Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, а также с китайской провинцией Синьцзян и поддержка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось советским руководством и Коминтерном как часть мировой революции, как курс на подрыв «тылов» империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гг. продолжалась борьба за независимость. В бывших владениях Османской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления патриотических сил за независимость.

Восстание 1919 г. в Корее, восстания и забастовки в Индонезии, Малайе и в других регионах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения «ненасильственного сопротивления» в Индии свидетельствовали о брожении в колониальных и зависимых странах Азии и Африки.

И все же в межвоенный период империалистическим колониальным державам удалось в целом сохранить колониальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конференции империалистические державы условились о неприкосновенности колониальных владений. Это шаткое равновесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 г. свою колониальную экспансию в Юго-Восточную Азию, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

Послевоенная Япония. Япония оказалась в особом положении среди азиатских стран. В межвоенный период она как быповторяла европейский вариант капиталистической модернизации, связанной с внешней экспансией и милитаризацией. В годы первой мировой войны Япония оставалась в стороне от военных действий и использовала эту ситуацию для наращивания своей военной мощи, особенно флота, вынашивая планы территориальных захватов на континенте. Милитаризация легла тяжелым бременем на японский народ. В августе - сентябре 1918 г. Японию потрясали «рисовые бунты» - стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны. Бунты, восстания были жестоко подавлены. Волна стачек рабочих разных отраслей промышленности, поднявшаяся в 1919 г., тоже была подавлена, нередко с применением военной силы. Профсоюзы не признавались и действовали полулегально. Даже в условиях подъема рабочего движения в 1920 г. в них насчитывалось не более 300 тыс. членов. Трудовые конфликты решались государственным принудительным арбитражем. Неспокойно было и в главной колонии - Корее, где в марте вспыхнуло массовое антияпонское восстание. С 1919 г. важную роль в политической жизни Японии стали играть возникшие еще в XIX в. шовинистические организации, основанные на расистских идеях пан-азиатизма.

Репрессии были главным оружием правительства. Однако были сделаны некоторые, маловажные правда, уступки: новый избирательный закон, снизив имущественный ценз, увеличил число избирателей с 1,5 до 3 млн. человек. В Корею послали нового генерал-губернатора, слывшего «либералом», и при нем учредили совещательный орган из представителей имущих классов Кореи.



В 1920-1921 гг., как и в США, в Японии имел место экономический кризис. В 1923 г. произошло гигантское землетрясение в самом густонаселенном районе Японии. Столица Токио была полностью разрушена, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса, начавшийся в 1924 г., был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис. Правящие группировки страны и императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей лишь в переходе к новому этапу милитаризации страны и сопутствующей такому курсу внутренней реакции и внешней экспансии, в захвате чужих территорий, создании колониальной империи. Таким образом процесс модернизации Японии проходил в уродливой форме милитаризации страны за счет благосостояния народа. Почти все правительства Японии в межвоенный период возглавляли военные - адмиралы и генералы.

Агрессия против Китая. В 1927 г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии... В 1931 г. с оккупацией Маньчжурии начал осуществляться план агрессивных войн. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. В июле 1937 г. началось фронтальное вторжение в Северный и Центральный Китай. В октябре был захвачен Пекин, в ноябре Шанхай, в декабре Нанкин, затем многие провинциальные центры. Правительство Чан Кайши переехало в Чунцин. Агрессия Японии в Китае нарушила начавшийся при Чан Кайши процесс объединения Китая и ликвидации милитаристских клик, а также процесс капиталистической модернизации Китая. Китай вновь оказался расколотым и растерзанным на части.

Особенности авторитарно-монархического режима в Японии. Милитаризация, внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс принял своеобразную форму авторитарно-монархического режима и военно-регулируемого капитализма. Авторитарные черты, жесткое подавление левой оппозиции, ограниченность прав и свобод были характерны для Японии и в начале XX в. Однако в условиях широкомасштабной войны за господство в Азии авторитарно-монархический режим приобрел новые черты, началось превращение его в диктатуру военно-бюрократических групп и крупных корпораций. Правящие круги страны провозгласили политику создания «новой политической и экономической структуры».

Под «новой политической структурой» подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии. Дело не дошло до создания единой и единственной партии и слияния ее с государственной машиной, как это имело место при тоталитарных режимах в Европе, но здесь появилась мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация, продолжавшая традиции прошлых шовинистских объединений - «Ассоциация помощи трону». Поскольку легальная оппозиция была уничтожена, то Ассоциация становилась почти единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели - «единства нации вокруг императора». Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, самурайская честь и доблесть, преданность императору стали важными орудиями шовинистской пропаганды. В 1938 г. был издан «Закон о всеобщей мобилизации нации». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».

«Новая экономическая структура» означала установление военно-государственного контроля над экономикой страны. В качестве контрольных государственных органов учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители крупнейших корпораций, что фактически означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения государственных заказов и пр. Государственно-бюрократическое регулирование осуществлялось теми же механизмами (бюджет, налоги, тарифы, заказ, субсидии, административные и косвенные методы регулирования и пр.), которые были характерны и для европейских стран того времени, в том числе и для авторитарных и тоталитарных режимов. Военная машина Японии позволила ей зажечь очаг войны на Дальнем Востоке в 1931 г. Она развернула наступление в Центральном Китае и с началом второй мировой войны захватила практически весь регион Юго-Восточной Азии, а также господствующие позиции в Тихом океане благодаря своему превосходству в авианосцах и особому геополитическому положению.

Вопросы и задания: 1. Каковы особенности национально-освободительного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии в 20-30-е г.? 2. Почему в межвоенный период колониальным державам удалось сохранить в основном колониальную систему? 3. Каковы отличительные черты социально-экономического и политического развития Японии в 20- 30-е гг.? 4. Чем объяснить агрессивность японского милитаризма? 5. Сравните политические режимы в Японии, Германии и Италии. Что в них общего и особенного?

КИТАЙ

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.

После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.

Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал. Отдельные провинции или регионы издавна контролировались феодально-милитаристскими кликами, которые имели свои армии и поддерживались теми или иными капиталистическими державами. Не без их подстрекательства милитаристы беспрерывно вели между собой войны, обрекая народ на нищету и страдания. Поэтому среди задач китайской революции важнейшей стала ликвидация милитаризма и военно-феодальных клик, без чего объединить Китай, обеспечить его независимость от великих держав и провести его модернизацию было невозможно.

В организации сил китайской революции выдающаяся роль принадлежит Сунь Ятсену. В октябре 1919 г. Сунь Ятсен переименовал свою «революционную партию» в Национальную партию Китая (Чжунго гоминьдан). В 1921 г. на пост президента Китайской республики был избран Сунь Ятсен. Северные милитаристы и иностранные державы не признали южное правительство и избрание Сунь Ятсена.

Реализацию своих планов «спасения Китая» Сунь Ятсен не мыслил без иностранной помощи. Однако, не получив поддержки капиталистических держав, он обратился за материальной и военной помощью к Советской России, стал искать связей с Коминтерном. Из опыта Советской России Сунь Ятсен, не признававший марксизма и классовой борьбы, извлек прежде всего представление о механизме сильной государственной власти, руководстве сплоченной революционной партией и опоре на революционную армию. Для военно-политических переговоров он направил в Москву делегацию во главе с генералом Чан Кайши. Для подготовки офицерских кадров новой революционной армии была создана офицерская школа Хуанпу. Всю работу в школе вели советские военные инструкторы, и она содержалась советским правительством. Главным советником нарождавшейся Национально-революционной армии стал советский военоначальник В. К. Блюхер, а политическим советником гоминьдана и фактически представителем Советского государства при правительстве - М. М. Бородин.

В 1923 г. Сунь Ятсен начал реорганизацию гоминьдана, привлекая к сотрудничеству Коммунистическую партию Китая, чтобы стимулировать помощь Советской России, к которой обратился Сунь Ятсен. Коммунисты согласились на сотрудничество в соответствии с директивой Коминтерна. Так был оформлен своеобразный единый фронт, объединивший в гоминьдане блок различных социальных сил, боровшихся против северных милитаристов и империалистов.

Национальная «великая» революция 20-х гг. Весной 1925 г. в Шанхае возникло антиимпериалистическое движение буржуазии, студенчества, рабочих, поводом для которого послужил расстрел английской полицией студенческой демонстрации. Это был стихийный патриотический подъем, получивший название «движение 30 мая». В Китае началась антиимпериалистическая национальная революция. Основные ее лозунги: восстановление суверенитета Китая, свержение власти империалистической агентуры в лице феодальных милитаристов и политическое объединение Китая под властью демократического национального правительства. Базой революции стал Южный Китай.

Руководство революцией находилось в руках гоминьдана. Гоминьдан сочетал в себе черты как политической партии национально-революционного характера (т. е. ориентация на вооруженный захват власти), так и национал-реформистской партии, начавшей социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в духе суньятсеновской идеи «государственного социализма».

Особенности китайской революции. Революция в Китае представляла собой сложное переплетение общенациональной антиимпериалистической борьбы за независимость страны, в которой принимали участие все слои общества, самостоятельных классовых выступлений пролетариата, движений городских низов и локальных выступлений крестьянства ряда провинций.

В ней сочетались массовые политические городские демонстрации, забастовки, крестьянские бунты и вооруженная борьба революционных армий под командованием буржуазно-помещичьего офицерства против милитаристов. Преобладающей формой революции были военные действия.

В октябре - декабре 1925 г. гоминьдановское национальное правительство, возглавляемое генералом Чан Кайши, предприняло военный поход против милитаристов в провинции Гуандун и изгнало их войска из ее пределов. Это укрепило революционную базу на юге и создало предпосылку для Северного похода Национальной революционной армии (поход начался в июле 1926 и завершился в 1928 г.). К началу похода Национальное правительство уже объединило четыре южных провинции. Первый этап Северного похода завершился разгромом ряда милитаристов Центрального Китая. Под власть Национального правительства перешло пять провинций с крупными городами - Ухань, Нанкин, Наньчан, Шанхай.

В это время империалистические державы предприняли попытки вооруженной интервенции. У портов Китая сосредоточилось свыше 170 военных судов Англии, США, Франции, Японии. Обстрелу подвергся Нанкин. Империалистические войска концентрировались в Шанхае. Положение в стране осложнялось расколом в революционном лагере - как в самом гоминьдане, так и между гоминьдановцами и коммунистами.

После захвата в апреле 1927 г. Нанкина и Шанхая Чан Кайши перенес столицу в Нанкин и сформировал Нанкинское правительство, которое получило поддержку ряда милитаристских группировок, в том числе и на Севере. Сосредоточив в своих руках центральную власть, Чан Кайши (а затем и другие гоминьдановские лидеры) перешел к прямому подавлению руководимых коммунистами выступлений, выходивших из-под контроля.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.

Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Проводить эту политику приходилось в крайне сложной обстановке. К унаследованным от прежней власти старым бедам Китая, включая повальную коррупцию чиновничества и борьбу милитаристских клик, прибавились и новые неблагоприятные обстоятельства: гражданская война между гоминьданом и коммунистами, агрессия японского империализма, мировой экономический кризис. Не было единства и в самом гоминьдане, в нем шла борьба соперничающих группировок, переходившая в вооруженные конфликты. Тем не менее в годы так называемого «нанкинского десятилетия» до начала в 1937 г. японо-китайской войны гоминьдану удалось добиться осуществления ряда поставленных задач.

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г. Уже в 1928 г. нанкинское правительство заявило о восстановлении таможенной автономии, оградившей китайский рынок от иностранной конкуренции. Одновременно были ликвидированы внутренние таможенные барьеры, препятствовавшие развитию национального рынка. Путем переговоров правительство добилось возвращения Китаю 20 концессий из 33. В то же время расчеты гоминьдана на получение значительной иностранной финансовой помощи для реализации планов национальной реконструкции, составленных еще Сунь Ятсеном, потерпели полный провал. Начался даже отток иностранных капиталов из Китая.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов. На ряде направлений эта политика оказалась довольно эффективной. Была создана государственная банковская система. Вырос государственный сектор в промышленности, на транспорте. В условиях мирового экономического кризиса основные отрасли китайской промышленности давали ежегодный прирост в шесть с лишним процентов. Путем довольно прогрессивного рабочего законодательства, уступок отдельным слоям рабочих гоминьдану удалось установить контроль за рабочим движением и изолировать от него коммунистов. В то же время сельское хозяйство топталось на месте. Аграрное законодательство гоминьдана не выполнялось. Реальная власть на селе оставалась в руках прежней деревенской феодально-ростовщической верхушки.

Определенные достижения гоминьдановского режима в области внешней и внутренней политики хотя и не решили коренных проблем Китая, тем не менее значительно сузили социальную базу коммунистов и обрекли на поражение так называемое «советское движение» в Китае.

Поражение революционного движения под лозунгом советов (1927-1937 гг.) После распада единого фронта и начавшейся гражданской войны компартия Китая в целях выживания перешла к вооруженной борьбе. С конца 1927 г. почти вплоть до 1936 г. эта борьба велась под лозунгом установления- революционной диктатуры рабочего класса и крестьянства в форме советов. Стержнем программы партии стало осуществление аграрной революции путем конфискации всей помещичьей земли и передачи ее в собственность безземельному и малоземельному крестьянству. Основными инструментами проведения этой политики должны были стать рабоче-крестьянские советы и рабоче-крестьянская Красная армия, безраздельно руководимые партией. Однако найти опору среди рабочих не удалось. Все попытки КПК организовать восстания и политические забастовки в городах или захватить отдельные крупные города силами Красной армии заканчивались неизменными провалами. Под военным и политическим давлением гоминьдана КПК была вытеснена из городов и вынуждена перенести центр тяжести своей деятельности в деревню, точнее - в отдаленные периферийные сельские районы, где существовал как бы вакуум го-миньдановской власти. Из партии по преимуществу «городской» КПК на два десятилетия превратилась в партию «деревенскую», притом партию воюющую, милитаризованную.

Из отдельных отколовшихся частей правительственных войск, отрядов крестьянской самообороны, военных формирований тайных обществ и т. д. КПК удалось организовать полупартизанскую Красную армию, численность которой к 1933 г. достигла 300 тыс. человек. Силами Красной армии, отбившей четыре карательных похода гоминьдана, на стыке ряда провинций Центрального Китая было создано несколько относительно стабильных советских районов, наиболее крупным из которых был Центральный советский район в провинции Цзянси. Здесь в ноябре 1931 г. состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, провозгласивший Китайскую Советскую Республику. Председателем ЦИК КСР стал Мао Цзэдун.

Поскольку расчеты компартии на стихийную крестьянскую революцию не оправдались (крестьянство в основной своей массе оставалось инертным), главным орудием осуществления революционных преобразований в советских районах стала армия. Основной социальной опорой партии и армии и резервом их кадров была сельская голытьба, т. е. люмпенизированная часть китайской деревни.

В 1934 г. гоминьдановское правительство, сосредоточившее к тому времени в своих руках значительные военные и материальные ресурсы, организовало новый, пятый карательный поход против советских районов. Красная армия потерпела сокрушительное поражение, но сумела вырваться из окружения и с тяжелыми боями прорваться в глухой северо-западный район на стыке провинций Шэнси - Ганьсу - Нинся с центром в захолустном городишке Яньань. Все другие советские районы были утрачены. «Советское движение» в Китае потерпело поражение.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.

Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

Вопросы и задания: 1. Какие социально-экономические изменения произошли в Китае к началу 20-х гг.? 2. Раскройте характер национальной «великой» революции 20-х гг. и ее особенности. 3. Почему произошел раскол в национально-революционном лагере? 4. Какие реформы были проведены в Китае в «нанкинское десятилетие» и насколько они способствовали модернизации Китая? 5. Что такое «советское движение» в Китае? В чем причины его поражения? 6. Как вы объясните то, что вся история Китая первой половины XX в. - это бесконечные войны? Или это «перманентная революция»? 7. Какие факторы определили создание единого антияпонского фронта?

ИНДИЯ

Индия после войны. Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию. Это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность рабочих была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас, Канпур и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это самодовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянина и городского рабочего - крестьянина вчерашнего. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского Национального Конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиимпериалистический фронт.

М. Ганди и гандизм. Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н. Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - их кровное дело, поскольку это борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования общества, облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии крестьянства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т. д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностранного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной и по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромиссам, но он как никто другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, т. е. в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасильственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под контроля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусульманами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман, и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. б апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского Национального Конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, двуэтапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская Лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933 гг.) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции. Английские власти вновь пытались ограничиться перед лицом нарастающего сопротивления реформой избирательной системы. В 1928 г. комиссия Саймона предложила новый избирательный закон, который выдавался за конституцию. Вновь предлагалось расширить состав избирателей. Это не удовлетворило ИНК.

Была создана комиссия Мотилала Неру (отец лидера левого крыла ИНК Джавахарлала Неру), которая опубликовала доклад «Конституция Неру». В ней содержалось требование предоставить Индии статус доминиона наравне с Канадой и Австралией. Однако левое крыло в ИНК сочло это требование недостаточным. Дж. Неру высказался за полную независимость и создал Лигу независимости.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 1920-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие в конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции. Конференция окончилась провалом. Тогда Ганди в январе 1932 г. объявил о новой кампании гражданского несотрудничества. Вновь началась волна репрессий. В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное переустройство страны с учетом религиозного фактора, установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. В мае 1933 г. Ганди объявил о передышке и приостановил кампанию неповиновения.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить местным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский Национальный Конгресс получил большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овладению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939 г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.

Вопросы и задания: 1. В какой степени особенности и традиции определяли ненасильственный характер антиколониального движения Индии в 20 - 30-егг.? 2. Дайте характеристику М. Ганди как идеолога и руководителя национально-освободительного движения в Индии. 3. Удалось ли Ганди удержать освободительное движение в рамках ненасильственного сопротивления? 4. Как вы понимаете следующее высказывание Ганди: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»? 5. Какие новые черты появились в национально-освободительном движении в Индии в 30-е гг.? 6. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время. Как вы объясните столь резкое различие путей борьбы? 7. Назовите методы, с помощью которых английским колонизаторам удалось сохранять свое господство над Индией.

Дисциплина "Страноведение Азии" Лекция 1

Общая экономико-географическая характеристика Азии

Зарубежная Азия (З.А.) - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь З.А. - 27 млн. км2, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

З.А. - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. Большинство стран региона - развивающиеся.

Географическое положение. Общий обзор

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам, остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Экономика стран Азии определяется их соседским положением, приморским положением большинства стран, глубинным положением некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

Политическое устройство стран весьма разнообразно: Япония, Малайзия, Таиланд, Непал, Бутан, Иордания

Природные условия и ресурсы

Район крайне неоднороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот, здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы Азии очень разнообразны. В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах альпийско-гималайского и тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, - это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране.

Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия.

В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира.

Население

Численность населения Азии - 3.1 млрд. чел. Все страны региона, за исключением Японии, относятся к 2-му типу воспроизводства населения, причем сейчас они находятся в состоянии так называемого «демографического взрыва». Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложения продолжаются. При нынешних темпах роста населения оно может удвоиться за 30 лет. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) составляют более 100 млн. каждый.

Народы Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны - Индия, Шри-Ланка, Кипр. Для Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав.

Сложный состав населения во многих частях региона (Индия, Шри-Ланка, Афганистан, Ирак, Турция и др.) приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, включая 3 мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство. Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство, даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозных противоречиях.

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 чел. на 1 км2! В отдельных районах она достигает 2000 чел. на 1 км2.

Темпы роста городского населения региона настолько велики (3,3%), что этот рост стал называться «городским взрывом», но несмотря на это, по уровню урбанизации (34%) зарубежная Азия стоит на предпоследнем месте среди регионов мира.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Хозяйство

Роль зарубежной Азии в целом в мировом хозяйстве за последние десятилетия значительно возросла. Но различия в уровнях развития и специализации отдельных стран выражены здесь лучше, чем в зарубежной Европе. Можно выделить 6 групп стран: Япония - занимает обособленное положение, так как это «держава № 2» западного мира, единственный член «большой семерки» в этом регионе. По многим важным показателям она занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада; Китай и Индия - также добились больших успехов в экономическом и социальном развитии за короткое время. Но по душевым показателям их успехи пока невелики; новые индустриальные страны Азии - Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, а также входящие в АСЕАН Таиланд и Малайзия. Сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии эападныхТНК провести в 70-80-х гг. перестройку экономики по японскому образцу. Но их экономика ориентирована на экспорт; нефтедобывающие страны - Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия - страны Персидского залива, которые благодаря «нефтедолларам» за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли; страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания; наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Сельское хозяйство. В большинстве стран Азии основная часть ЭАН занята в сельском хозяйстве. В целом для региона характерно сочетание товарного и потребительного хозяйства, помещичьего землевладения и крестьянского землепользования, резкое преобладание в посевах продовольственных культур. Продовольственная проблема во многих странах еще не решена, в Южной и Юго-Восточной Азии десятки миллионов людей находятся на грани голода.

В соответствии с распределением агроклиматических ресурсов, населения и традиций сложились 3 крупных района сельского хозяйства: район рисосеяния (охватывает муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) в сочетании с выращиванием чая в более высоких частях; район субтропического земледелия (побережье Средиземноморья); на остальной территории преобладает выращивание пшеницы, проса, пастбищное животноводство.

Экология

В результате невысокой культуры ведения хозяйства отрицательное антропогенное воздействие в зарубежной Азии принимает угрожающие размеры. В результате интенсивной добычи полезных ископаемых без проведения природоохранных мероприятий, экстенсивного ведения сельского хозяйства, увеличения численности жителей происходит загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, эрозия почв, отчуждение земель, сведение лесов, оскудение естественных биоценозов. Частые конфликты и войны в регионе только усугубляют ситуацию. Например, война в Персидском заливе привела к возникновению кислотных дождей, пыльных бурь, массовому загрязнению сажей и нефтью вод и почв, нанесла непоправимый урон фауне и флоре региона. Не менее печальной известностью пользуется и экоцид во время американской агрессии во Вьетнаме, когда в течение нескольких лет были намеренно уничтожены леса нг площади около 0,5 млн. км2.