Методами осуществления государственного финансового контроля являются. Методы и способы проведения финансового контроля

  • 1.Полномочия Федерального казначейства, и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в области финансового контроля.
  • 2. Доходы бюджетной системы рф: понятие, состав, их бюджетная классфикация. Собственные доходы и доходы, ежегодно получаемые из бюджета другого уровня.
  • 1. Полномочия Гос. Думы и Совета Федерации в области финансов
  • 2. Понятие бюджетной системы рф. Структура. Принципы построения.
  • 1.Полномочия Президента рф и Правит-ва рф в области финансов.
  • 2. Краткая хар-ка бюджетных расходов: понятие, бюджетная классификация (функциональная, эк-кая, ведомственная). Порядок разграничения расходов между уровнями бюджетной системы рф.
  • 1. Состав и краткая характеристика финансо-правового положения федеральных органов власти, для которых фин.Деят.Является основной. (Минфин,Казначейство,налоговая служба,Служба фин бюджетного надзора)
  • 2. Резервные фонды в составе расходной части бюджета. Резервный фонд Президента рф.
  • Часть 1 статьи 96.9 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 n 63-фз).
  • Часть 1 статьи 96.11 вступает в силу с 1 января 2008 года (часть первая статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 n 63-фз).
  • 1. Конституционные основы фин.Деят.Гос-ва.
  • 2.Бюджетный контроль: понятие, формы и методы. (отождествила с фин.Контролем)
  • 1. Место фин права в системе Росс-го права. Связь и разграничение с другими отраслями права.
  • 1.Система фп: понятие, структура, краткая хар-ка элементов.
  • 2. Порядок ежегодного распределения доходов м/у уровнями бюджетной системы. Бюджетные трансферы: понятие, формы, порядок представления.
  • 2. Кассовое исполнение фб. Роль МинФина,Казначейства и банковской системы в его исполнении.
  • 1. Финансово-правовые нормы. Общая характеристика
  • 2. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • § 2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
  • 2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
  • Глава 23. Внесение изменений и дополнений
  • 1. Конституционные основы бюджетного права.
  • 2.Основы составления проектов бюджетов
  • 1.Счета палата рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 1. Полномочия Минфина рф в области финансовой деятельности.
  • 2. Основы порядка рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней бюджетной системы.
  • 1. Виды финансового контроля: понятие, краткая характеристика.
  • 2. Бюджетные полномочия федеральных органов гос. Власти и субъектов рф.
  • Глава 19. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
  • 1.Формы и методы финансового контроля: понятие и краткая характеристика.
  • 2. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы
  • 1. Понятие аудиторского контроля, его место в системе финансового контроля.
  • 1. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.
  • 2. Порядок составления проекта фед-го бюджета.
  • 1. Понятие налога. Функции и принципы налогообложения.
  • Часть 3 ст. 75 к-ции рф предусматривает, что федеральным законом должны быть установлены общие принципы налогообложения и сборов.
  • 2. Финансовое право как наука.
  • 1. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции.
  • 2. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая хар-ка.
  • 1. Федеральная налоговая служба: задачи и функции
  • 1. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

    Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются различные методы финансового контроля.

    Проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий), которая подразделяется на документальную и камеральную. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

    Основной формой финансового контроля является ревизия (система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности) , представляющая собой наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценные бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

    Специфика ревизии:

    В содержании: в порядке ее назначения уполномоченными гос. органами, в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты, в том, что ревизия проводится только комиссионно, а по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение. Ее могут проводить: Счетная палата, фед.служба по фин-бюджет. Надзору, Фед. Казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

    Виды ревизии:

    По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

    По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением информации, требующей проверки). В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах,

    министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере - не реже двух раз в год.

    Также ревизии могут быть комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами). Разновидностью комплексных ревизий являются сквозные проверки, одновременно охватывающие контролем финансово-хозяйственную деятельность вышестоящего органа государственного управления и части подведомственных ему предприятий и организаций. В этом случае возможно оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности как отдельного предприятия, так и отрасли в целом, что позволяет полнее вскрыть наличие внутрихозяйственных резервов, повышение производительности труда и экономики финансовых ресурсов.

    По степени охвата данных в процессе проверки ревизии могут быть: сплошными (контролируются все документы и материальные ценности); выборочными (контролируется не весь объект, а его выборка).

    В зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта, ревизии бывают полными (предполагают проверку всей документации за весь ревизуемый период) и частными (затрагивают всю документации, но ограничиваются более короткими промежутками времени (например, квартальные ревизии).

    Тематические ревизии имеют место тогда, когда проверяются отдельные участки работы предприятия или организации, например, правильность расхода фонда заработной платы, финансирование капитального ремонта и т. п.

    По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

    По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

    Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

    Юридическое значение акта ревизии

    По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

    В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются: меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.


    Финансовый контроль осуществляется различными методами,
    которые представляют собой способы, приемы организации конт-

    Рольных действий. Применение тех или иных методов финансового
    контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактиче­
    ской финансовой деятельности действующему законодательству.
    К основным методам финансового контроля относятся:
    1) наблюдение;
    2) проверка;
    3) обследование;
    4) анализ;
    5) ревизия;
    6) аудит.
    Четкого перечня методов финансового контроля в законода­
    тельстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в
    нормативных правовых актах.
    Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с
    объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить
    направления финансовой деятельности предприятия, организа­
    ции, их организационную структуру управления, а также сделать
    предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов
    и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точно­
    сти определить финансовое состояние проверяемого объекта. Од­
    нако в большинстве случаев сделанные выводы являются досто­
    верными, что подтверждается результатами непосредственной
    проверки. Наблюдение как метод финансового контроля исполь­
    зуется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии.
    Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля фи­
    нансового состояния организации при осуществлении процедуры
    банкротства1.
    В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосред­
    ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет­
    ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в
    ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины
    и определяются меры по их устранению. Проверка является еди­
    ничным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и
    предполагает исследование состояния дел организации на опреде­
    ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про­
    верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий­
    ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
    Результаты проверки оформляются специальным актом, с кото­
    рым ознакомляют руководителя организации. По результатам про­
    верки могут применяться различные меры воздействия дисципли­
    нарного, материального, административного и иного характера.
    Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко­
    номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для
    1 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
    (банкротстве)» (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

    Определения финансового состояния, финансовой устойчивости
    и возможных перспектив развития организаций и предприятий.
    При обследовании не обязательно проверяются первичные бух­
    галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры
    работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых
    объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан­
    кетирования, инспекции на месте и т.д.
    Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь­
    ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер­
    ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
    деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи­
    талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод
    контроля отличается системным подходом и включает в себя ста­
    тистические и экономико-математические аналитические приемы:
    сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных,
    относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный,
    табличный и графический методы, построение экономико-мате­
    матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее
    широко анализ применяется для экономической оценки деятель­
    ности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансо­
    во-хозяйственной деятельности, например, себестоимости про­
    дукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа прояв­
    ляется в системе управления государственными и местными фи­
    нансами, поскольку его всестороннее проведение служит осно­
    вой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также
    регулирования социально-экономических процессов. Например,
    в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Феде­
    рации одним из условий предоставления государственных и му­
    ниципальных гарантий является проведение анализа финансово­
    го состояния принципала.
    Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового
    контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему
    обязательных контрольных действий по документальной и факти­
    ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо­
    зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,
    правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности,
    а также законности действий руководителя и главного бухгалтера
    (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода­
    тельством возложена ответственность за их осуществление.
    Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­
    зяйственной деятельности организации по следующим направле­
    ниям:
    1) соответствие осуществляемой деятельности организации
    учредительным документам;
    2) исполнение смет расходов;
    3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

    4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­
    ных ценностей;
    5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде­
    ния бухгалтерского учета и составления отчетности;
    6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд­
    жетными фондами;
    7) операции с основными средствами и нематериальными ак­
    тивами;
    8) операции, связанные с инвестициями;
    9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими
    лицами и др.
    Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу­
    лируются различными нормативными правовыми актами, в том
    числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет­
    ной палате Российской Федерации»1, приказом Министерства
    финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н
    «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и
    проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют
    право проводить Счетная палата Российской Федерации, Феде­
    ральное казначейство, контрольно-ревизионные органы мини­
    стерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать
    по нескольким основаниям.
    По своему содержанию ревизии бывают документальные и
    фактические. Документальные включают в себя проверку финан­
    совой документации, ведения учета и отчетности. В ходе факти­
    ческой ревизии осуществляется проверка наличия материальных
    ценностей, денежных средств.
    По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком­
    плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все
    направления финансовой деятельности субъекта, а тематические
    применяются для проверки какой-либо одной сферы (например,
    правильное использование фонда заработной платы, расходова­
    ние целевых средств и т.п.).
    По времени проведения ревизии подразделяются на плановые
    и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с
    планом, который составляется в вышестоящих органах, министер­
    ствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и
    внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяют­
    ся соответствующей программой или перечнем основных объек­
    тов и направлений ревизии.
    Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста­
    навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с
    учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируе­
    мой организации.
    1 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167.

    По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ,
    имеющий важное юридическое значение. Он подписывается ли­
    цами, проводившими ревизию, а также руководителем и глав­
    ным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте реви­
    зии указываются цели ревизии, основные результаты проверки,
    выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, ука­
    зываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, ви­
    новные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по
    устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности
    виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений
    материальных ценностей акт ревизии направляется следствен­
    ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери­
    алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-реви­
    зионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после под­
    писания акта.
    Новым для России методом финансового контроля является
    аудит, который за последние десять лет получил широкое рас­
    пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит
    обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор­
    ской тайны (результаты проверки известны только руководителю
    организации и аудитору), возможность добровольного проведе­
    ния, передачи прав организации на представление своих интере­
    сов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отме­
    тить, что обязательный аудит - это независимая финансовая про­
    верка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финан­
    совой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать
    любые направления и сферы деятельности, которые определяют­
    ся договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обя­
    зательный и добровольный предполагает его широкое примене­
    ние. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу
    требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным за­
    коном от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельно­
    сти»1 обязательный аудит проводится в том случае, если:
    1) организация имеет организационно-правовую форму откры­
    того акционерного общества;
    2) организация является кредитной организацией, страховой
    организацией или обществом взаимного страхования, товарной
    или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­
    ным внебюджетным фондом, источником образования средств
    которого являются предусмотренные законодательством Россий­
    ской Федерации обязательные отчисления, производимые физи­
    ческими и юридическими лицами, фондом, источниками обра­
    зования средств которого являются добровольные отчисления
    физических и юридических лиц;
    1 См.: Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3422.

    3) объем выручки организации или индивидуального предпри­
    нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания
    услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за­
    конодательством Российской Федерации минимальный размер
    оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец от­
    четного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством
    Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
    4) организация является государственным унитарным предпри­
    ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным
    на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели
    его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муни­
    ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской
    Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
    5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин­
    дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным за­
    коном (например, в случае объявления организации банкротом
    или ее ликвидации).
    При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­
    тавных (складочных) капиталах которых доля государственной
    собственности или собственности субъекта Российской Федера­
    ции составляет не менее 25 процентов, заключение договоров
    оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам
    проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких кон­
    курсов утверждается Правительством Российской Федерации, если
    иное не установлено федеральным законом.
    По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за­
    ключение. Форма, содержание и порядок представления аудитор­
    ского заключения определяются федеральными стандартами ауди­
    торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного
    проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу­
    дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фир­
    мы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.
    Составление заведомо ложного аудиторского заключения вле­
    чет ответственность в виде аннулирования квалификационного ат­
    тестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности
    в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Отображают организацию проведения проверочной работы вышестоящими органами финансово-кредитной сферы по отношению к своим структурным подразделениям.

    Так, формы финансового контроля показывают способы конкретизации определенных действий контролирующих структур. Классификация основных форм этого термина зависит от времени непосредственного осуществления контроля, а именно: предварительный контроль, текущий и последующий контроли.

    Предварительный контроль осуществляется перед выполнением конкретного финансового мероприятия. Зачастую проводится вышестоящей финансово-кредитной организацией при рассмотрении определенных расчетов и смет. Сюда также можно отнести проведение анализа целесообразности предоставления кредитов либо перечисления средств из бюджетов всех уровней.

    (иногда в литературе встречается под названием «оперативный») должен проводиться при самом процессе проведения операций по поступлению и расходованию денежных средств. Базируясь на данных бухгалтерского учета, инвентаризации или визуального наблюдения данный вид контроля предотвращает совершение правонарушений в финансовой сфере, а также регулирует возникновение финансовых рисков.

    Последующий контроль проводится в качестве дополнительной проверки обоснованности и законности операций с денежными средствами уже после их фактического совершения. Данная форма контроля проводится с помощью и другой отчетности, а также использует метод ревизий и проверок непосредственно на месте в организациях и учреждениях.

    Методы финансового контроля предполагают способы и приемы его осуществления, среди которых основными являются:

    Наблюдения. Это методы финансового контроля, с помощью которых осуществляется общее ознакомление с текущей деятельностью предприятия для дальнейшего контроля его финансового состояния;

    Проверки. Такие методы финансового контроля касаются непосредственно финансовой деятельности и, в основном, должны проводиться на месте, используя балансовые, отчетные и другие расходные документы для выявления определенных нарушений в финансовой дисциплине с указанием путей устранения последствий их возникновения;

    Обследования. Это методы по изучению отдельных сторон финансовой деятельности. Они базируются на большем круге показателей, чем и отличаются от проверки;

    Анализ. Он должен быть проведен на базе отчетности за любой период и направлен на выявление «слабых мест» в финансовой дисциплине;

    Ревизия. Можно сказать, что это главный метод финансового контроля, который осуществляется для установления на конкретном объекте законности и правомочности финансовой дисциплины. Ревизия может быть обязательной и регулярной. В основу данного метода положена проверка статистической и бухгалтерской отчетности, учетных регистров и фактического наличия денег в кассе.

    Ревизия как метод финансового контроля подразумевает проверку только финансовой деятельности субъекта, но никак не методов его управления или организации.

    Методы ничем не отличаются от перечисленных выше. Однако основное отличие их - это орган государственной службы, осуществляющий ревизию, проверку, обследование или анализ.

    Так, государственные органы в финансовой сфере с позиции их структуры включают в себя полномочные сферы, федеральные органы финансового контроля, а также подразделения федеральных органов, относящиеся к исполнительной власти с конкретными контрольными полномочиями. Данные организации наделены определенными функциями в соответствии с действующим законодательством.

    Финансовый контроль осуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемы организации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроля преследует одну цель - проверку соответствия фактической финансовой деятельности действующему законодательству.

    К основным методам финансового контроля относятся:

    наблюдение;

    проверка;

    обследование;

    Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.

    Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организа-ции, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

    В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосредственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учетных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и определяются меры по их устранению. Проверка является единичным контрольным действием, т. е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисципли-нарного, материального, административного и иного характера.

    Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко-номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для определения финансового состояния, финансовой устойчивости и возможных перспектив развития организаций и предприятий. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

    Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-мате-матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее широко анализ применяется для экономической оценки деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности, например, себестоимости продукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала.

    Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных хо-зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

    Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

    соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

    исполнение смет расходов;

    использование бюджетных средств по целевому назначению;

    обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

    соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

    полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

    операции с основными средствами и нематериальными ак-тивами;

    операции, связанные с инвестициями;

    расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

    Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

    В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

    По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т.п.).

    По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

    Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

    По окончании ревизии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери-алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.

    Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отметить, что обязательный аудит - это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обязательный и добровольный предполагает его широкое применение. Обязательный аудит - это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том случае, если:

    организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

    организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий-ской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

    организация является государственным унитарным предпри-ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

    обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (например, в случае объявления организации банкротом или ее ликвидации).

    При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

    По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами ауди-торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.

    Вопрос 4. Методы финансового контроля

    Методы финансового контроля - это совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций. Применение конкретного метода зависит от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

    Используются следующие методы финансового контроля: наблюдение; обследование; анализ (проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финан­сово-хозяйственной деятельности); проверка (документации, информации должностных лиц и др.); финансово-экономическая экспертиза (документации, состо­яния учета и отчетности и т.д.); ревизия, аудиторская проверка.

    Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации

    Обследование - один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования - общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и доходов.

    Анализ п редставляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей - выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

    Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

    Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

    Основной метод финансового контроля - ревизия, т.е. наиболее глу­бокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законнос­ти, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные конт­ролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы госу­дарственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по ука­занию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

    По объекту проверки различают ревизии документальные, факти­ческие, полные (сплошные), выборочные (частичные).

    По организа­ционному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначен­ными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих безотлагательной проверки), комплексными (проводимы­ми совместно несколькими контролирующими органами).

    При проведении документальной ревизии проверяются докумен­ты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактичес­кая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают про­верку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятель­ности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).