Люди повлиявшие на экономику. Как рост личных состояний влияет на экономику

Экономика - это и наука, и сфера деятельности людей, и структура, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в обществе. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, потому что она обеспечивает людей материальными условиями их существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому что экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

Среди негативных воздействий экономики на жизнь людей можно выделить: - угасание конкуренции; - неравное распределение дохода; - расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития; - нестабильность: инфляция и безработица; - отрицательное влияние монополий.

Угасание конкуренции . Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма: Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья.

Неравное распределение дохода . В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов.

Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития . Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком.

Нестабильность: инфляция и безработица . В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически. Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства.


1. Человек и экономика………………………………………………..3

2. Теория человеческого капитала…………………………………....5

Список используемых источников…………………………………...9

1. Человек и экономика

Человек всегда был и остается центральной фигурой экономики. Вне человека нет и не может быть никакой экономики. Экономика, возникла вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Но созданная человеком экономика оказывает сильное влияние на формирование и развитие личности.

Человек для получения средств существования воздействует на природу (обрабатывает землю, добывает полезные ископаемые, выращивает сады и т. д.). Но и природа оказывает влияние на человека, его способности, внешний вид. Вообще отделить человека от природы можно только мысленно!

Экономика - это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного процесса, существования и развития человека и человечества.

Роль человека в экономике в отдельные периоды его жизни различна и определяется тем, сколько человек получает различных благ от семьи, общества и сколько им возвращает.

Таким образом, с чисто экономической точки зрения человек создает доход, значительно превышающий объемы использованных им благ, и как бы возвращает семье и обществу своего рода «долги», которые образовались естественным путем в пору его детства и отчасти юношества. Он также «авансирует» свое материальное благополучие в старости.

Ни общество, ни человек не могут существовать без удовлетворения потребностей. Средства, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий, интересам, целям, устремлениям людей.

В хозяйственной деятельности используют материальные блага, которые подразделяются на даровые (никем не присвоенные) и хозяйственные. Последние имеют ограниченный характер, их иногда называют экономическими благами, ибо именно они являются объектом экономической деятельности людей.

    Теория человеческого капитала

Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий.

Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.

Человеческий капитал подразделяется на:

1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.

2. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.

Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2. что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

3. что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

5. что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

6. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

Живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

Неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

Институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:

На поддержание здоровья;

На получение общего или специального образования;

На поиск работы;

На профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;

На миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;

На рождение и воспитание детей;

На поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.

Экономисты при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности.

1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума так и от общества в целом.

3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.

4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.

5. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.

6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 - 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.

7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя - живой человеческой личности.

8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.

9. От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.

Список используемых источников:

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.

2. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями./ Менеджмент в России и за рубежом/ №6, 2004.

3. Самуэльсон П. Экономика. М.; Издательство «Симнтек». 1992г.

4. Хейне П..Экономический образ мышления. М.; Издательство «Москва». 1991г.

5. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров. 1995г.

6. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. М. 1995.

7. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие. М.; Издательство “Эльф К - пресс”. 1995.экономики Реферат >> Экономика

Поведенческие финансы, взаимосвязь психологии и экономики . Критика традиционных... результатам для экономического благосостояния человека . Конечно, трудно переоценить... социальных и эмоциональных предубеждениях человека , чтобы лучше понять экономические...

В жизни сообщества одно из важных мест занимает финансовая сфера, другими словами все то, что имеет какую либо связь с созданием, рассредотачиванием, обменом и пользованием сделанных трудом человека удобств.

Под экономикой принято понимать систему публичного производства, процесс создания материальных удобств, нужных человеческому сообществу для его обычного существования и становления, также науку, изучающую финансовые процессы.

Экономика играет гигантскую роль в жизни сообщества. Она обеспечивает жителей нашей планеты вещественными условиями существования - пищевыми продуктами, одежкой, квартирами и другими вещами потребления. Финансовая сфера - основная сфера жизни сообщества, она характеризует ход всех происходящих в нем действий.

Организуя собственную финансовую деятельность, люди преследуют явные цели, связанные с получением нужных им удобств и услуг. Для осуществления данных целей прежде всего нужна раб сила, т. е. люди, владеющие возможностями и трудовыми способностями. Данные люди в ходе собственной трудовой работы используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность вещей труда, т. е. того, из чего же выполняются вещественные блага, и средств труда, т. е. того, чем или при помощи чего же они выполняются.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами сообщества.

Производительные силы - это люди (человеческий момент), владеющие производственными способностями и исполняющие создание вещественных удобств, сделанные сообществом средства производства (вещественный фактор), также разработка и организация процесса производства.

Весь набор удобств и услуг, нужных человеку, создается в 2-ух взаимодополняющих сферах экономики.

Главным моментом производства (либо главными ресурсами) считается:

  • территория со всеми ее богатствами;
  • труд, находится в зависимости от численности народонаселения и его образования и квалификации;
  • (машинки, станки, здания и так далее);
  • предпринимательские возможности.

На протяжении почти всех веков проблема - как удовлетворить бессчетные потребности жителей нашей планеты - решалась методом экстенсивного становления экономики, другими словами вовлечения в хозяйство новейших пространств и дешевых естественных ресурсов.

С развитием технологического прогресса стало понятно, что такой расклад к применению ресурсов израсходовал себя: население земли почувствовало их ограниченность. Отныне экономика развивается в основном насыщенным методом, подразумевающим рациональность и эффективность применения ресурсов. Согласно этому раскладу человек обязан перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтоб при минимальном количестве издержек добиться наибольшего эффекта.

Экономика влияет на людей предсказуемым и удивительным образом. Они платят больше, чем думают, принимают важные и приземленные экономические решения, основываясь на настроении. Экономические факторы могут существенно влиять на поведение людей.

Восприятие

Поведенческая экономика показывает, что люди совершают иррациональные траты, и то, как они воспринимают продукт, является более влиятельным, чем его фактическое значение. Например, они выступают за выбор, что означает меньшие награды сегодня против большей награды завтра. Это заставляет людей меньше экономить, меньше вкладывать и тратить больше, несмотря на долгосрочные намерения поступать наоборот. Восприятие ценностей также провоцирует конкурентное поведение.

Дефицит

Он является одним из основных экономических принципов. Он играет важную роль в ценах на продукцию, воспринимаемой ценности и поведении человека. Даже при намек на дефицит может заставить потребителей заплатить больше, в зависимости от того, насколько они ценят продукт.

Уровень Дохода

Уровень дохода влияет на сотни факторов поведения, включая то, что люди покупают и сколько они заплатят. Высокий доход может предсказать, за кого люди будут голосовать, и что с большей вероятностью они готовы поддержать иммиграцию.

Экономический Спад

Во время сильных экономических спадов люди потребляют примерно на 1 процент меньше, но нормальная рецессия существенно не влияет на потребление. Предприятия импорта и экспорта уменьшаются, происходит снижение цен и сокращение производства. Безработица повышается, а текучесть кадров падает. Также это становится причиной спада рождаемости.

Безработица

Она может снизить рождаемость и самооценку, вызвать проблемы со здоровьем, потому что безработный человек не справляется со стрессом. Потеря работы повышает риск смертности, и больше у мужчин, чем у женщин. Профессор социально-экономической географии Дэнни Дорлинг сообщает в Британском медицинском журнале, что процент самоубийств среди молодых мужчин в Великобритании от 9,5 до 25 раз выше, если они являются безработными.

Колебания мировых экономик во многом связаны с историями, которые мы рассказываем о них и которые слышим. Эти популярные, эмоционально значимые истории иногда вдохновляют нас пойти и потратить, начать свое дело, строить новые заводы и офисные здания, а также нанимать сотрудников. В других случаях они селят страх в наших сердцах и побуждают сидеть тихо, сберегая наши ресурсы, сокращая расходы и снижая риски. Они либо стимулируют нашу "жизнерадостность", либо заглушают ее.

Посетив Японию во время своей поездки с целью выступления с предвыборными речами, я был поражен положительным влиянием связанных с экономикой историй на мышление и поведение людей, а также тем, насколько хрупки эти изменения. С того момента, как премьер-министр Синдзо Абэ вступил в должность в декабре 2012 года и начал свою программу денежных и финансовых стимулов, а также запустил структурные реформы, на доверие японцев было оказано глубокое влияние. По данным Международного валютного фонда, спад производства – разница между фактическим и потенциальным ВВП - сократился с -3,6% в 2011 году до -0,9% в 2013 .

Большей части остального мира не хватает всеобъемлющей и доступной истории о позитивных изменениях вроде японской "Абэномики". Провал в производстве самых крупных развитых стран, по подсчетам МВФ, остается разочаровывающим, составив на 2013 год -3,2%. Иначе говоря, это лишь полпути до уровня нормальной жизни, которая закончилась в 2009 году – худшем году мирового финансового кризиса, когда этот провал составил -5,3%.

Мы, кажется, по-прежнему уповаем на милость наших повествований. С 2009 года большинство из нас просто ждали какой-то истории, которая зажгла бы наши сердца светом надежды и уверенности и оживила бы нашу экономику.

Большей части мира не хватает всеобъемлющей и доступной истории о позитивных изменениях вроде японской "Абэномики"

Давайте вспомним историю бума недвижимости в Соединенных Штатах и других странах, которая произошла в первой половине 2000-х гг. Это была история не о "пузыре" ‑ скорее, этот бум был триумфом капиталистического предпринимательства в новом тысячелетии.

Эти истории были такими мощными потому, что огромное количество людей психологически и финансово инвестировали в них. Большинство семей владело домами, поэтому они автоматически участвовали в буме. И многие домовладельцы, желая еще больше участвовать в буме и чувствуя себя подкованными капиталистами, покупали более дорогие дома, чем они могли бы себе позволить при других обстоятельствах.

Вместе с резким завершением бума в 2006 году закончилась и эта усиливающая самомнение история. В конце концов, не все мы были инвестиционными гениями. Мы узнали, что это был лишь пузырь. Наша уверенность в себе, а, следовательно, и наши фьючерсы, получили удар, переубеждая экономику принимать на себя риски.

Затем разразился финансовый кризис, пугая весь мир. История о возможностях и богатстве превратилась в историю о коррумпированных ипотечных кредиторах, закредитованных финансовых институтах, недалеких экспертах и ангажированных регуляторах. Экономика начала рыскать, как корабль без руля, а ушлые дельцы, обманом заманившие нас на борт (их всего лишь 1%), убрались восвояси на последних спасательных шлюпках.

К началу 2009 года падение на фондовых рынках всего мира достигло своего предела, и страх глубокой депрессии, согласно данным опроса потребительского доверия Мичиганского университета , был наиболее высоким с момента второго нефтяного кризиса начала 1980-х годов. Истории о Великой депрессии 1930-х годов были вызваны из наших тусклых воспоминаний – или из воспоминаний наших родителей и дедов – и снова пересказаны.

Чтобы понять, почему восстановление экономики (если не фондового рынка) осталось столь слабым с 2009 года, мы должны определить, какие рассказы влияли на общественную психологию. Одним из примеров является быстрое развитие смартфонов и планшетных компьютеров. IPhone компании Apple был выпущен в 2007 году, а телефоны Google на платформе Android - в 2008 году. Как раз перед тем, как начался кризис. Однако основной рост их выпуска произошел позднее. IPad компании Apple был выпущен в 2010 году. С тех пор эти продукты вошли в сознание практически каждого человека; мы видим людей, использующих их повсюду – на улицах и в вестибюлях гостиниц, в ресторанах и аэропортах.

История о возможностях и богатстве превратилась в историю о коррумпированных ипотечных кредиторах, закредитованных финансовых институтах, недалеких экспертах и ангажированных регуляторах

Это должно быть историей, повышающей доверие: появляются удивительные технологии, продажи находятся на подъеме, а предпринимательство живо и отлично себя чувствует. Однако эффект повышения доверия от предыдущего жилищного бума был гораздо более мощным, поскольку находил непосредственный отклик у куда большего числа людей. В этот раз, кажется, история о смартфонах и планшетах связана с предчувствием беды, поскольку то богатство, которое эти устройства генерируют, кажется, концентрируется среди небольшого числа технологических предпринимателей, которые, вероятно, живут в далекой стране.

Эти истории пробуждают наши опасения о том, что кто-то другой обгонит нас на экономической лестнице. И теперь, когда наши телефоны говорят с нами (Apple запустила Siri, искусственный голос, который отвечает на ваши голосовые вопросы, на своих iPhone – аж в 2010 году), они питают страх того, что смогут заменить нас. Так же, как ранее волны автоматизации создавали впечатление, что человеческий капитал устарел.

Во время своей поездки я имел удовольствие встретиться с Абэ. Он действует по тому же сценарию, рассказывая историю принятия агрессивных и решительных действий в ответ на экономический спад, который преследует Японию на протяжении десятилетий. Он внушает доверие; я мгновенно это почувствовал.

Об Абэ также говорят как о человеке, занятом возрождением национального патриотизма, даже национализма. Несмотря на то, что я ничего подобного не услышал во время моей встречи с ним, я думаю, что это также может быть центральной частью его истории. В конце концов, национализм неразрывно связан с самоопределением индивидуума. Это создает историю для каждого члена нации, историю о том, что он или она могут сделать как часть успешной страны. Некоторые самые спорные шаги Абэ, такие как посещение храма Ясукуни, несмотря на китайские и корейские протесты, лишь увеличивают воздействие истории.

Тем не менее, национальным лидерам, даже обладающим талантами Абэ, совсем не просто управлять подобными историями, так же как продюсерам трудно каждый раз создавать блокбастер. Ни один лидер не может последовательно формировать рассказы, которые влияют на экономику. Но это не исключает необходимости пробовать это делать.

Роберт Дж. Шиллер,
лауреат Нобелевской премии по экономике 2013 года,
профессор экономики Йельского университета