I. Сущность финансовой стабилизации

Финансовая стабилизация – (англ. financial stabilization) — комплекс мер финансовой политики, направленный на преодоление дефицита государственного бюджета , высокой инфляции и гиперинфляции. Для достижения финансовой стабилизации финансовая политика должна быть тесно связана с кредитно-денежной политикой. Финансовая стабилизация — одно из условий стабильного развития экономики страны, она создает предпосылки для роста производства, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости, улучшения социально-экономических условий жизни населения. Длительная финансовая стабилизация обеспечивает более привлекательные условия для притока отечественных и иностранных инвестиций и в конечном счете для процесса расширенного воспроизводства.

Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач экономической политики любого государства с рыночной экономикой.

Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной валюты.

Только стабилизация рубля может дать ожидаемый эффект – повысить
производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.

Необходимость финансовой стабилизации вытекает из либерализации цен. Учитывая, что в плановой экономике все цены государственные, они, сразу после их освобождения, начинают расти. Необходимо подготовиться к этому и не допустить большого роста цен, а если он все-таки происходит, то
добиться затем того, чтобы цены стабилизировались. Главным инструментом
финансовой стабилизации в условиях рыночной экономики является бюджетная и рыночная политика, то есть нужно ограничить количество денег в обращении, ограничить рост денежной массы, с одной стороны. С другой стороны, для того, чтобы ограничить рост денежной массы, нужно иметь сбалансированный бюджет. Желательно ликвидировать бюджетные дефициты, желательно иметь и профицит (если растут расходы бюджета, то чтобы доходы росли быстрее). И это, в конце концов, должно привести к тому, что цены стабилизируются.

2) Какие факторы характеризуют финансовую стабилизацию?

Факторы, определяющие финансовую стабилизацию очень многочисленны:

снижение темпов инфляции,

прекращение оттока капитала,

преодоление бюджетного кризиса,

уровень ставки банковского процента по депозитам,

ситуация со сбережениями, которые должны сыграть определяющую роль в инвестиционном процессе, и др.

3. Инфляция — что это такое и какова она в России?

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861–1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале XX в.

Инфляция –– это социально-экономическое явление, которое порождается диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, оно до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция это наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует прежде всего уточнения как социально-экономическое понятие.

Инфляцию можно рассматривать как проявление противоречий, происходящих вследствие роста цен и обесценения денежных единиц, с одной стороны, между действительным и денежным, а, с другой – между реальным и фиктивным капиталами. Иными словами, возникающие структурные диспропорции в воспроизводстве общественного капитала приводят в конце концов к повышению цен.

В отечественной литературе слово «инфляция» чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг (при данной скорости оборачиваемости денег), приводящее к их обесценению.

В России понятие инфляции также связано с ценами, но уже в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего – это явилось результатом либерализации цен. Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Понятие инфляционной ситуации, когда эффективный спрос превышает предложение товаров и услуг распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно-технического назначения. Отсюда – популярное определение инфляции: переполнение денежного обращения бумажными денежными знаками и их обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении товарным обеспечением.

Во всех случаях инфляцию следует рассматривать как: нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы; явный или скрытый рост цен; натурализация процессов обмена (бартерные сделки); снижение жизненного уровня населения.

Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм.

Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составило 4658 раз.

В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок, и курс рубля стремительно упал с 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

Необходимо особенно подчеркнуть, что экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание инфляционных процессов. Так до 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция полностью находилась в руках исполнительной власти и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.

С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. – 9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. – 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций . Спад производства в России в 1992 – 1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году: 1993 – 840 %; 1994 – 215%; 1995 – 131 %; 1996 – 21,8 %; 1997 – 11-12 %; 1998 – 70 %; 1999 – 36,5 %; 2000 – 20 %; 2001 – 18,6 %; 2003 – 17%; 2004 – 14%; 2005 – 11%.

Инфляция в России – результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, сокращения рынков сбыта. Именно поэтому преимущественно монетарные методы борьбы с инфляцией, которые были описаны в предыдущем разделе, обходятся России так дорого. Но неверно формулировать проблему следующим образом: можно или нет с помощью монетарных методов остановить инфляцию в России? Конечно можно. Инфляция – всегда денежный феномен. Реальная же дилемма в другом: платить ли столь высокую цену за временную остановку инфляции монетарными методами или попытаться найти и другие методы борьбы с ней? Возможно риск переужесточенной денежной политики неоправданно велик, а полученный результат ненадежен.

Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяло полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Об этом красноречиво свидетельствует опыт российского руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся российскими реформаторами в последнем десятилетии ХХ в., не прошли даром для экономики. Эти неудачи оплачены колоссальным спадом промышленного производства, деформацией структуры промышленности, существенным падением уровня жизни, общеэкономической нестабильностью. Экономика и общество в целом уже «обескровлены» постоянными безрезультатными атаками на инфляцию. Поэтому кардинальная смена курса денежной политики является жизненно необходимой.

В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.

Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям: контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы; достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

4) Инвестиции – какие проблемы для России в этой области Вам известны?

Инвестиционные ресурсы – это ценности, вкладываемые в те или иные
проекты с целью прироста богатства в том или ином виде, начиная от
материально-вещественного и кончая денежным. Виды богатства
соответствуют видам инвестиционных ресурсов, которые делятся на:

реальные инвестиционные ресурсы — это все виды природных, трудовых,
материально-вещественных (здания, сооружения, машины и оборудование,
средства связи, транспортные средства и т. д.), информационных (от НИОКР
до образованности общества и любой накопленной информации на любых
носителях) ресурсов;

денежны е, в т. ч. финансовые ресурсы – это все денежные средства,
напрвляемые в качестве инвестиций или могущие быть инвестированными при определенных условиях;

Денежные средства превращаются в финансовые ресурсы в случае их
структурирования в фонды целевого назначения, предназначенные для
инвестирования в том или ином виде.

Инвестиции – это долгосрочное вложение реальных и финансовых ресурсов в проекты, осуществление которых приводит к приросту реального богатства в материально-вещественной и информационной форме, сопровождаемому приростом денежного (финансового) богатства или только к приросту последнего (за счет перераспределения денежных средств в обществе, когда одни обогащаются на потерях других).

Инвестиции делятся на реальные (направляемые на прирост реального
богатства и следующий за этим прирост денежного капитала) и на
финансовые. А по срокам – на быстро окупаемые, среднесрочно окупаемые,
длительно окупаемые.

Реальные и финансовые инвестиции – это вложения ресурсов в простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, а также все виды вложений в капитальные ценности производительной деятельности сферы нематериального производства.

Реальные инвестиции связаны пропорцией деления национального дохода на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления по стоимости
(денежный и финансовый ресурс) и потребительной стоимости (соответствующие реальные инвестиционные ресурсы) служит источником
инвестиций, которые называются чистыми.

Другой источник – амортизационный фонд, который по стоимости является финансовым ресурсом (целевым фондом денежных средств), а по
потребительской стоимости ему соответствует часть реального совокупного
продукта, соотнесенная с перенесенной стоимостью основных производственных фондов (реального основного капитала) в составе стоимости совокупного общественного продукта.

Суммарные инвестиции за счет национального дохода и амортизационного фонда образуют валовые инвестиции.

За последние годы российская экономика стала более цивилизованной.
Появились свободные цены, единый валютный курс, стала преобладать
негосударственная собственность, произошла либерализация
внешнеэкономических связей. В финансово – кредитной сфере создана
двухуровневая банковская система с большой сетью коммерческих банков;
формируется рабочая налоговая система; развивается рынок страховых
услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.). Но не все хорошо – одновременная либерализация всех
цен при монополизированном народном хозяйстве, отсутствие реальной
конкуренции на начальном этапе реформ, быстрая приватизация
государственной собственности, рост внутреннего и внешнего долга за счет
большого выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), отклонение в
сторону финансовых методов реформирования экономики в ущерб развития
реального сектора. Все это привело к негативным перспективам развития
экономики и особенно ее инвестиционной составляющей.

По многим показателям иностранных капиталовложений Россия уступает не только развитым странам, но и многим странам с переходной экономикой. Так, из 25 стран ЦВЕ и СНГ РФ занимает 21 место по объему иностранных инвестиций в расчете на душу населения и 24 место по доле иностранных инвестиций в ВВП — 0,1%.

Можно условно выделить три этапа динамики иностранных капиталовложений в российскую экономику:

    1991 – 1997 гг. – период роста иностранных инвестиций, когда
    объем привлеченных инвестиций увеличился с 0,4 до 12,3 млрд долл.;

    1998 – 1999 гг. знаменовался сокращением объема привлеченных иностранных инвестиций до 9,56 млрд долл. в 1999 г. из-за экономического кризиса в стране и экономического спада в мировой экономике в целом;

    2000 – 2005 гг. – период роста иностранных капиталовложений
    до 19,78 млрд долл. в 2005 г. благодаря экономической стабилизации и динамике роста экономики с 2001 г. Начиная с 2001 г. наблюдается опережающий рост иностранных вложений в основной капитал по сравнению с внутренними инвестициями.

    Положительное влияние оказало также повышение рейтинга российской экономики по данным известных консалтинговых фирм. Так, по оценкам компании А. Т. Керни, индекс инвестиционного доверия России вырос с 35-го места до 17-го места в 2001 г. и до 7-го места в 2002 г.

    На 1 января 2003 г. совокупный накопленный капитал в российской экономике составил 42,9 млрд долл.

    Основные тенденции иностранных инвестиций в РФ.

    1. По структуре иностранных инвестиций: за 90-е годы сократилась доля ПЗИ и возросла доля прочих инвестиций. Сохраняются низкими объем и доля ПЗИ в совокупных иностранных капиталовложениях в РФ. В целом в 2004 г. объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций составил 4 млрд долл. Неблагоприятным фактором можно считать высокую долю прочих инвестиций, которая возросла с 51,1% в 1997 г. до 77,5% в 2002 г. В основном это кредиты международных валютно-финансовых организаций и вложений иностранных финансовых ресурсов в приобретение государственных ценных бумаг.

    2. Отраслевая структура вложений иностранных инвестиций характеризуется ростом в 90-е годы доли сферы услуг как основной сферы приложения иностранных инвестиций.

    В 2004 г. на совокупную долю сферы услуг приходится 55% иностранных инвестиций, в том числе торговля и общественное питание – 44,5% (для сравнения 5,6% в 1994 г.); коммерческая деятельность по обслуживанию рынка – 6,9; транспорт и связь – 3,1, финансы и кредит – 0,7% (15% в 1994 г.). В сфере услуг преобладают прочие инвестиции (86,7%), в основном за счет предоставленных кредитов. Крупной сохраняется доля промышленности – 37,1% в 2004 г., в том числе металлургия (33,7%), ТЭК (27,4%), пищевая промышленность (16,5%), машиностроение и металлообработка (7%), химическая (5%). Позитивным фактором следует считать прирост ПЗИ в промышленность – 48% всех ПЗИ, тогда как 34,3% доля всех прочих инвестиций.

    Региональная структура иностранных инвестиций в российской экономике. Сохраняется традиционно высокой доля промышленных центров — Москвы (36%), Санкт-Петербурга (10%) и Московской области (3,5%), а также нефтедобывающих регионов - Сахалинской и Тюменской областей .

    Географическое распределение иностранных инвестиций.

    В 2004 г. инвестиции вложили 93 страны, в том числе на 5 основных инвесторов пришлось 63,8% накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2005 г. За 90-е годы географическая структура практически не изменилась, основными инвесторами остаются США и страны Западной Европы.

    В 2004 г. по накопленным всего инвестициям лидирующие позиции занимали в российской экономике (1) Германия – 8,15 млрд долл., (2) Кипр – 5,63 млрд долл.; (3) США – 5,52 млрд долл.

    По накопленным ПЗИ (в целом 20,35 млрд долл.) основными инвесторами являются: (1) США – 4,22 млрд долл.; (2) Кипр –3,93 млрд долл.; (3) Великобритания –2,19 млрд долл.; по накопленным портфельным инвестициям (1,47 млрд долл.): (1) Германия -384 млн долл.; (2) Кипр — 305 млн долл.; (3) Великобритания -128 млн долл.; по накопленным прочим иностранным инвестициям (21,1 млрд долл.): (1) Германия – 6,05 млрд долл.; (2) Великобритания – 2,74 млрд долл.; (3) Франция — 2,73 млрд долл. .

    5. Суммарный объем продаж по трансграничным слияниям
    и поглощениям возрос со 100 до 1252 млн долл. за 1995-2005 гг.,
    а суммарный объем покупок — с 242 до 606 млн долл. за 1996-2004 гг.

    Россия является самым крупным инвестором ПЗИ из числа стран с переходной экономикой. За 1995-2005 гг. объем текущих прямых инвестиций, вывезенных за рубеж, увеличился с 95 до 3284 млн долл., а суммарный объем накопленных прямых инвестиций — с 3015 до 18 018 млн долл.

    5) Сбережения населения – имеют ли они отношение к финансовой стабилизации? Если «да», то как именно?

    Величина сбережений имеет прямое отношение к финансовой стабилизации экономики. Накопленный доход, лежащие без дела денежные средства ведут к вымыванию денег из экономики, увеличение денежный массы и как следствие к инфляционным процессам. «Деньги должны работать» и участвовать в макроэкономическом процессе.

    6) Каков уровень основных макроэкономических показателей России за последние месяцы, годы? О чем это свидетельствует с точки зрения финансовой стабилизации?

    По итогам предварительного исполнения за январь 2006 г. уровень доходов федерального бюджета РФ составил 27% ВВП, уровень расхо-дов федерального бюджета – 13,87% ВВП, а профицит бюджета 13,13% ВВП. По итогам 2005 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 36,1% ВВП, расходы консолидированного бюджета – 28,1% ВВП, а профицит бюджета – 7,9% ВВП. На 1 февраля 2006 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 1459,1 млрд. руб. против 1237,0 млрд. руб. против 1 января текущего года. Таким образом, объем стабилизационного фонда в январе текущего года увеличился на 222,1 млрд. рублей

    По кассовому исполнению в январе 2006 года федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 450,07 млрд. руб. (27% ВВП), по расходам 231,17 млрд. руб. (16,55% ВВП). Профицит федерального бюджета составил 218,89 млрд. руб. (7,68% ВВП). Отметим, что объем доходов федерального бюджета в 2006 г. по абсолютной величине оказался несколько ниже аналогичного показателя за 2005 г, составившего 456,88 млрд. руб., однако по отношению к ВВП продемонстрировал значительное снижение (35,23% ВВП в 2005 году). Расходы федерального бюджета в 2006 г. также снизились в номинальном выражении по отношению к соответствующему показателю за 2004 г. (250,72 млрд. руб.), но значительно выросли в относительных величинах (13,87% ВВП в 2005 году). Профицит бюджета в январе текущего года, напротив, по абсолютной величине несколько превысил показатель 2005 года (206,15 млрд. руб.), но по отношению к ВВП снизился (15,89% ВВП в 2005 году).

    Объем доходов федерального бюджета в декабре 2005 г. и январе 2006 года составил соответственно 507,42 млрд. руб. и 450,07 млрд. руб., что составляет 24,97% и 27% от месячного ВВП. Расходы федерального бюджета в декабре 2005 г. и январе 2006 г. составили соответственно 527,55 млрд. руб. (25,96% ВВП) и 231,17 млрд. руб. (13,87% ВВП) и, профицит федерального бюджета составил–20,13 млрд. руб. и 218,89 млрд. руб., что по отношению к ВВП составляет соответственно -0,99% и 13,13%. На основе этих данных можно констатировать некоторое снижение доходов федерального бюджета в номинальном выражении и их рост по отношению к месячному ВВП в январе текущего года по отношению к декабрю 2005 года. Расходы федерального бюджета по итогам первого месяца 2006 года снизились по отношению к аналогичному показателю за декабрь 2005 года как в абсолютном, так и в относительном выражении.

    В январе текущего года доля профинансированных расходов федерального бюджета в ВВП составила 43,91%, что заметно ниже аналогичного показателя на конец декабря 2005 г. (16,98%), но сопоставима с аналогичным показателем за январь 2005 года (42,21%). Сравнивая структуру расходов за январь 2005 и 2006 года, отметим, что наибольший объем финансирования приходился на межбюджетные трансферты (19,24% ВВП против 16,46% ВВП в 2005 году). По другим наиболее крупным расходным статья различия оказались не столь существенны. Так, в январе 2006 года расходы на общегосударственные вопросы составили 7,48% ВВП (6,03% ВВП в 2005 году), в том числе 4,05% ВВП на обслуживание государственного и муниципального долга (3,75% ВВП в 2005 году), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 6,04% ВВП против 5,92% ВВП годом ранее, а также национальную оборону – 4,48% ВВП против 7,61% ВВП в 2005 году. Остальные расходные статьи в сумме составили около 6,67% ВВП по сравнению с 6,19% ВВП в январе 2005 года. По итогам 2005 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 36,1% ВВП против 32,3% ВВП за 2004 год. Расходы консолидированного бюджета также выросли по сравнению с аналогичным показателем 2004 г. (27,8%) и составили 28,1% ВВП. Профицит консолидированного бюджета в 2005 г. составил 7,9% ВВП, что значительно превышает показатель 2004 г. (4,5%). Таким образом, в 2005 г. наблюдался заметный рост доходов консолидированного бюджета РФ на фоне практически неизменных расходов, что и привело к столь существенному росту профицита консолидированного бюджета.

    На 1 февраля 2006 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 1459,1 млрд. руб. против 1237,0 млрд. руб. против 1 января текущего года. Таким образом, объем стабилизационного фонда в январе текущего года увеличился на 222,1 млрд. рублей.

    По итогам января 2006 года рост потребительских цен составил 2,4%, что несколько меньше аналогичного значения за январь предыдущего года. В начале года продолжился рост золотовалютных резервов страны, которые к концу февраля превысили 195 млрд. долларов. В январе Статслужба РФ впервые опубликовала базовую структуру потребительских расходов населения для расчета ИПЦ в 2006 году. Значение индекса потребительских цен в январе текущего года составило 102,4 (102,6 в январе 2005 года).

    Наибольший вклад в рост потребительских цен традиционно в начале года внесло удорожание платных услуг населению, которые подорожали в январе в среднем на 6,2%. Больше всего в январе выросли цены на услуги ЖКХ (+ 13,8%), услуги дошкольного воспитания (+ 4,3%) и санаторно-оздоровительные услуги (+ 4%). Снижения цен в январе ни по одной группе услуг не наблюдалось. Напомним, что в январе 2005 года услуги ЖКХ подорожали еще более значительно: цены на них выросли в среднем на 19,4%.

Внутренние механизмы финансовой стабилизации - это система методов стабилизации финансового состояния предприятия, используемых им при угрозе банкротства , с целью выхода из кризиса без внешней помощи. Финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется предприятием по таким основным этапам:

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является обеспечение восстановления способности осуществлять платежи по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства ;

2. Восстановление финансовой устойчивости . Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение относительно короткого периода времени за счет осуществления ряда экстренных финансовых мероприятий, причины, генерирующие неплатежеспособность в будущем периоде могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия, определяемая составом используемого капитала. Это позволяет устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде;

3. Изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия, что позволяет полностью устранить угрозу его банкротства в стратегической перспективе.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принять подразделять на оперативный, тактический и стратегический.

Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение внешних и внутренних финансовых обязательств, а с другой, - на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Принцип "отсечения лишнего", лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность, т.е. значение коэффициента абсолютной платежеспособности превысило единицу (это означает, что угроза банкротства в текущем периоде ликвидирована).

Тактический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, основанную на использовании моделей финансового равновесия в долгосрочном периоде. Финансовое равновесие предприятия обеспечивается при условии, что суммарный объем положительного денежного потока по операционной (производственно-коммерческой), инвестиционной и финансовой деятельности в определенном периоде равен объему отрицательного денежного потока по всем видам хозяйственных операций. Механизм использования моделей финансового равновесия, направленный на восстановление финансовой устойчивости предприятия в условиях его кризисного развития, связан с увеличением объема

Положительного денежного потока при сокращении объема потребления заемных средств. Цель этого этапа стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на целевые показатели структуры капитала, обеспечивающие достаточную его финансовую устойчивость.

Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, основанную на использовании моделей финансовой поддержки ускоренного экономического роста предприятия. С учетом задаваемого темпа экономического роста вносятся соответствующие коррективы в финансовую стратегию и целевые финансовые показатели предприятия. Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов экономического развития предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости.

Страница была полезной?

Еще найдено про внутренние механизмы финансовой стабилизации

  1. Антикризисное управление как инструмент финансовой стабилизации предприятия
    Для нормализации текущей финансовой деятельности рекомендуют опираться на внутренние механизмы и в случаях глубокого финансового кризиса прибегать к санации а при неудаче к ликвидации Внутренние механизмы финансовой стабилизации позволяют предприятию мобилизовать собственные ресурсы на основе приемов и методов антикризисного
  2. Диагностика финансовой несостоятельности предприятий
    Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием предусматривает выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния Внутренние механизмы финансовой стабилизации призваны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстановление достаточного
  3. Антикризисные механизмы финансовой стабилизации и развития организации
    К основным видам внутренних механизмов финансового оздоровления организации относятся оперативный механизм финансовой стабилизации тактический механизм финансового оздоровления и
  4. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления
    С этой целью предлагаются следующие направления изучение основных факторов обуславливающих кризисное развитие сельскохозяйственных предприятий периодическое исследование финансового состояния сельскохозяйственных предприятий с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития вызывающих угрозу банкротства определение масштабов кризисного состояния с помощью системы показателей финансовых коэффициентов формирование целей и выбор основных механизмов антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации сельскохозяйственных предприятий обновление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий путем предоставления лизинга который
  5. Политика антикризисного финансового управления
    Внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия Эти механизмы призваны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности
  6. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 5
    С учетом задаваемого темпа экономического роста необходимо внести соответствующие коррективы в финансовую стратегию организации Предложенные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможной стабилизации организаций за
  7. Оценка кредитного риска на примере предприятий сталелитейной отрасли
    Банковским управлением был выделен ряд задач решение которых приведет к стабилизации и меньшей волатильности финансовой и инвестиционной среда в дальнейшем Одним из таких уязвимых мест... Т О методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала кредитный риск это вероятность невыполнения контрактных обязательств кредитной организацией-заемщиком или... Необходимо отметить что нахождение оптимального механизма оценки кредитного риска является актуальной проблемой не только для финансовых организаций но также для
  8. Проблемы спецификации финансов в сложных корпоративных структурах
    Глобальные Механизм объединения и регулирования 1. Метакорпорации основанные на собственности в том числе государственной 2. Метакорпорации... Сочетание координации рынка и иерархии в системе внутреннего управления 1. Преимущественно централизованные 2. Преимущественно децентрализо-ванные 3. Смешанные сочетание централизации и децентрализации в... Функции высшего органа управления метакорпорации Финансовые Маркетингово-сбытовые Производственно-сбытовые Производственно-сбытовые и финансовые 1. Спецификация финансов в соответствии со способом интеграции Интеграция... Характерологические особенности - увеличение доли рынка и стабилизация источников спроса - экономия на масштабе обусловленная всеми видам и синергии и прежде всего
  9. Анализ финансового равновесия активов и пассивов баланса - основа оценки финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия
    Устойчивость позволяет выживать в условиях меняющейся внешней и внутренней среды дает возможность осуществлять маневрирование денежными средствами а также способствует бесперебойному процессу производства В... В связи с этим довольно большая часть предприятий на сегодняшний день активно занимается оптимизацией своей деятельности и ищет различные пути повышения финансовой устойчивости В целях борьбы с кризисами можно использовать различные механизмы сокращать расходы приостанавливать долгосрочные... Руководителям фирмы нужно прикладывать особые усилия по контролю над балансом фирмы грамотно оценивая текущие возможности и просчитывая возможные сценарии развития событий в случае принятия тех или иных мер по стабилизации финансового состояния предприятия Литература 1. Доронина Ф Х Об оценке справедливой стоимости Символ науки
  10. Финансовые и генеральные директора о своих действиях в условиях кризиса
    В любом случае необходим механизм работы с дебиторской задолженностью - утвержденные лимиты на контрагентов строгое отслеживание сроков погашения долгов... Приоритетами финансового директора на сегодня становятся вопросы реструктуризации долгов крупных операторов-партнеров согласование схем развития принятие жестких... При неясности перспектив длинные а также рисковые проекты следует закрыть до стабилизации ситуации Эти шаги имеют под собой и вполне реальные основания если еще год назад... Поэтому первейшим шагом в антикризисном управлении является внутренний аудит персонала проверка функций каждого из сотрудников их анализ на дублирование Оптимизация бизнеса Невозможна
  11. Разработка модели оптимизации структуры капитала промышленного предприятия в условиях неустойчивого финансового развития
    В современных условиях коммерческой организации структура капитала является основой определяющей все основные показатели ее финансового состояния платежеспособность финансовую устойчивость величину чистой прибыли рентабельность производственной деятельности Структура капитала компании механизм ее формирования и... Такие эффекты являются недопустимыми в условиях модели предполагающей стабилизацию финансового состояния предприятия В результате предлагаемая модель оптимизации структуры капитала предприятия примет следующий вид... Именно такая структура в сложившихся внешних и внутренних экономических условиях деятельности предприятия будет оптимальной так как позволит максимизировать рентабельность собственного капитала 43,07%
  12. Концепция финансово-экономического мониторинга
    Анализ современных экономических отношений показал что в недостаточной степени разработаны методологические подходы к совершенствованию механизмов управления переходными процессами В экономической литературе предлагается создать общегосударственную информационную систему удовлетворяющую потребностям субъектов... В этой связи представляется целесообразным рассматривать финансово-экономический мониторинг как часть этой системы Предложения о необходимости дискретной поддержки предприятий введении элементов индикативного... Кроме того по мере постепенного достижения макроэкономической стабилизации факторы размещения инвестиций будут смещаться на уровень регионов будет возрастать значение региональных управленческих воспроизводственных... Для создания и функционирования системы постоянного мониторинга финансово-экономического состояния предприятий отраслей и регионов должны быть сформированы определенные предпосылки финансовые необходимо определить источники денежных средств для создания системы кадровые уровень подготовки специалистов всех уровней должен позволять использовать результаты мониторинга для принятия управленческих решений организационные должны быть определены структуры их состав и функции которые бы занимались мониторингом технические необходим определенный парк оборудования для сбора передачи и обработки данных информационные должна быть сформирована система для сбора и обработки внутренней и внешней информации на базе персональных компьютеров и соответствующего математического и программного обеспечения Применение

Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам.

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.

Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер.

Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Выбор соответствующего направления оперативного механизма финансовой стабилизации диктуется характером реальной неплатежеспособности предприятия, индикатором которой служит коэффициент чистой текущей платежеспособности. В отличие от традиционного коэффициента текущей платежеспособности , он требует дополнительной корректировки (определяемой кризисным финансовым состоянием предприятия) как состава оборотных активов, так и состава краткосрочных финансовых обязательств.

Из состава оборотных активов исключается следующая неликвидная (в краткосрочном периоде) их часть:

Безнадежная дебиторская задолженность;

Неликвидные запасы товарно-материальных ценностей;

Расходы будущих периодов.

Из состава краткосрочных финансовых обязательств исключается следующая внутренняя их часть, которая может быть перенесена на период завершения финансовой стабилизации:

Расчеты по начисленным дивидендам и процентам, подлежащим выплате;

Расчеты с дочерними предприятиями (филиалами).

С учетом внесения этих коррективов коэффициент чистой текущей платежеспособности определяется по следующей формуле:

КЧТП=ОА- ОА н /КФО-КФО во (7.2)

Где КЧТП – коэффициент чистой текущей платежеспособности предприятия в условиях его кризисного развития; ОА – сумма всех оборотных активов предприятия; ОА н – сумма неликвидных (в краткосрочном периоде) оборотных активов предприятия; КФО – сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия; КФО во – сумма внутренних краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия, которая может быть отложена до завершения его финансовой стабилизации.

Основой стабилизации является обеспечение сбалансирования денежных активов и краткосрочных финансовых обязательств предприятия, достигаемое различными методами в зависимости от диктуемых условий реального финансового состояния предприятия.

Тактический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде. Принципиальная модель финансового равновесия предприятия имеет следующий вид:

ЧП0 + АО + ΔАК + ΔСФРп = ΔИ СК + ДФ + ПУП + СП + ΔРФ (7.3)

Где ЧП0 – чистая операционная прибыль предприятия; АО – сумма амортизационных отчислений; ΔАК – сумма прироста акционерного (паевого) капитала при дополнительной эмиссии акций (увеличении размеров паевых взносов в уставный фонд); ΔСФРп – прирост собственных финансовых ресурсов за счёт прочих источников; ΔИСК – прирост объёма инвестиций, финансируемых за счёт собственных источников; ДФ – сумма дивидендного фонда (фонда выплат процентов собственникам предприятия на вложенный капитал); ПУП – объём программы участия наёмных работников в прибыли (выплат за счёт прибыли); СП – объём социальных, экологических и других внешних программ предприятия, финансируемых за счёт прибыли; ΔРФ – прирост суммы резервного (страхового) фонда предприятия.

Как видно из приведенной формулы, правую ее часть составляют все источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, а левую – соответственно все направления использования этих ресурсов. Поэтому в упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой предприятие стремится в кризисной ситуации, может быть представлена в следующем виде:

ОГсфр = ОПсфр (7.4)

Где ОГсфр – возможный объём генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия; ОПсфр – необходимый объём потребления собственных финансовых ресурсов предприятия.

Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГсфр > ОПсфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объёма генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятия в кризисных условиях является сокращение объёма потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема, как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином "сжатие предприятия".

Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде.

Модель устойчивого экономического роста имеет различные математические варианты в зависимости от используемых базовых показателей финансовой стратегии предприятия.

Рассмотрим наиболее простой вариант модели устойчивого экономического роста предприятия, имеющий следующий вид:

Δ ОР=ЧП*ККП*А*КОа/ ОР*СК (7.5)

Где ΔОР - возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, выраженный десятичной дробью; ЧП - сумма чистой прибыли предприятия; ККП - коэффициент капитализации чистой прибыли, выраженный десятичной дробью; А - стоимость активов предприятия; КОа - коэффициент оборачиваемости активов в разах; ОР - объем реализации продукции; СК - сумма собственного капитала предприятия.

Если же по условиям конъюнктуры товарного рынка предприятие не может выйти на запланированный темп прироста объёма реализации продукции или наоборот, может существенно его превысить, для обеспечения новой ступени финансового равновесия предприятия в параметры его финансовой стратегии должны быть внесены соответствующие коррективы.

Таким образом, модель устойчивого экономического роста является регулятором оптимальных темпов развития объёма операционной деятельности или в обратном её варианте – регулятором основных параметров финансового развития предприятия. Она позволяет закрепить достигнутое на предыдущем этапе антикризисного управления предприятием финансовое равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.

Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.

Использованная литература

1. Антикризисный менеджмент/Под. ред. проф. Грязновой.- М.: ЭКМОС, 1999.

2. Антикризисное управление. Учебник/Под ред. Проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФА-М, 2000.

3. Багиев Г.Л., Трасевич В.М., Аин Х. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 1999.

4. Базен Р.С., Кокс Д.Ф., Браун Р.В. Информация и риск в маркетинге / Пер. с англ. - М.: Финстатинформ, 1993.

5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Бельченко В.П. Социально-экономические модели и основные направления вывода из кризиса постсоветских государств в переходный период (на примере ПМР). - Тирасполь, ИД "Дело", 2001.

8. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Бова А. Использование интеллектуального анализа данных (DATA MINNING) в маркетинговых исследованиях. Журнал "Персонал" - К.: МАУП, 2002. - № 5, с.58-61.

10. Большой экономический словарь / Под. Ред. А.Н. Азрилияна. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики. 1999.

11. Бурла М.П., Гушан В.А., Казмалы И.М. Экономика Приднестровья на переходном этапе. - Тирасполь, ИПЦ "Шериф", 2000.

12. Васильчук П.А. Пути активизации инвестиционного процесса в условиях перехода к рыночным отношениям. Науковi працi. МАУП. Вып.1. - К.: МАУП, 2001, с. 95-98.

13. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. Пер. с англ. - М.: "Финпресс" - 2000.

14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: "Финпресс", 1998.

15. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993.

16. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. Уч. пособие. - К.: МАУП, 2000.

17. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. - М.: "Бином", 1998.

18. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организации. Уч. пособие. - К.: МАУП, 1998.

19. Дурович А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. - Минск: НПЖ "Финансы, учет, аудит", 1997.

20. Евгенец М.Ю. Управление рисками в условиях кризиса. Науковi працi. МАУП. Вып.1. - К.: МАУП, 2001, с. 247-249.

21. Иванов В.М. Деньги и кредит. Курс лекций. 2-е изд. стереот. - К.: МАУП, 2001.

22. Колпаков В.М. Концептуальные основы стратегии управления. Журнал "Персонал" - К.: МАУП, 2002 - № 3, с. 38-44.

23. Колпаков В.М. Особенности принятия управленческих решений в условиях кризиса. Науковi працi. МАУП. Вып.1. - К.: МАУП, 2001, с. 137-139.

24. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. Уч. пособие. - К.: МАУП, 2000.

25. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ./Под. ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Калтуревского. - СПб.: Питер. 2001.

26. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Пер. с англ.- М.: "Вильямс", 1998.

27. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ.- М.: "Прогресс", 1991.

28. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М.: Русская Деловая литература, 1998.

29. Курочкин А.С. Операционный маркетинг. Уч. пособие. - К.: МАУП, 2000.

30. Маркетинг. Учебник для вузов. Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

31. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 1999.

32. Орлов О.А., Жолобова Е.С. Антикризисное стратегическое управление как фактор стабилизации деятельности предприятия. Науковi працi. МАУП. - К.: МАУП, 2001, с. 83-86.

33. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика. 1997.

34. Петренко Б.И., Курочкин А.С. Опыт совершенствования организационной структуры управления для выхода из кризиса. Науковi працi. МАУП. Вып.1. - К.: МАУП, 2001, с. 221-224.

35. Предпринимательское право. Учебник. Под ред. Н.И. Коршунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

36. Уваров В.В., Пятибратов И.Н. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики. Уч. пособие. - М.: Международный университет бизнеса и управления. 2001.

37.Штудер Т.В. Методологические аспекты антикризисного управления макроэкономическими процессами и экономическими неравенствами в Украине. Науковi працi. МАУП. Вып.1. - К.: МАУП, 2001, с. 289-291.

38. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. - З-е изд., перераб. и доп. - К.: МАУП, 1999.

39. Экономика предприятия. Учебник. Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

1 Приложение №1

2 Приложение №2

Приложение№3

Приложение №4

Приложение №5

3 Приложение №13

4 Приложение №6

5 Приложение №11

6 Приложение №7

7 Приложение №8

8 Приложение №9

9 Приложение №10

10 Приложение №14


Достижение финансовой стабилизации – это одна из первоочередных задач экономической политики любого государства с рыночной экономикой.
Суть финансовой стабилизации – достижение стабилизации национальной валюты.
Только стабилизация рубля может дать ожидаемый эффект – повысить производство продукции, избежать утечки капитала за рубеж и др.
Необходимость финансовой стабилизации вытекает из либерализации цен. Учитывая, что в плановой экономике все цены государственные, они сразу после их освобождения, начинают расти. Необходимо подготовиться к этому и не допустить большого роста цен, а если он все-таки происходит, то добиться затем того, чтобы цены стабилизировались. Главным инструментом финансовой стабилизации в условиях рыночной экономики является бюджетная и рыночная политика. Т. е. нужно ограничить количество денег в обращении, ограничить рост денежной массы, с одной стороны. С другой стороны, для того, чтобы ограничить рост денежной массы, нужно иметь сбалансированный бюджет. Желательно ликвидировать бюджетные дефициты, желательно иметь и профицит (если растут расходы бюджета, то чтобы доходы росли быстрее). В стабилизации цен собственно, смысл финансовой стабилизации – добиться низкого уровня инфляции или нулевого уровня инфляции и тем самым создать условия для будущего экономического роста. В теории предполагается, что устойчивый экономический рост достигается в условиях финансовой стабильности, когда курс национальной валюты стабилен, когда низкий рост цен и т.д. При переходе от плановой экономики мы сталкиваемся с тем, что должна быть очень жесткая финансовая политика для того, чтобы справиться с проблемой инфляции.
Правительство РФ попыталось добиться финансовой стабилизации уже в начале 1992 года.
Бюджет на I квартал 1992г. был "принят к сведению" Верховным Советом Российской Федерации как бездефицитный. Увеличить доходы предполагалось за счет введения налога на добавленную стоимость и высоких экспортных пошлин. Резко сокращены военные расходы, государственные инвестиции и социальные программы. Центральный Банк России ужесточил кредитную политику: поэтапно до 20% увеличил резервные требования к коммерческим банкам, с 2-9% до 20%, а затем и до 50%, поднял ставки по централизованным кредитам и усложнил условия централизованного кредитования. Со счетов бывших специализированных банков были изъяты бюджетные средства, полученные ими ранее в свой уставный фонд. Эти меры привели к резкому повышению процентных ставок, острой нехватке кредитных ресурсов.
Кроме того:
1. Искусственное замедление расчетов в экономике. В условиях кризиса неплатежей Центральный банк России замедлил проведение расчетов. Срок между списанием денег со счета покупателя и зачислением их на счет продавца стал составлять до нескольких месяцев. Это существенно обостряет финансовые проблемы предприятий.
2. Кризис наличности. По этой причине долг перед населением по выплате зарплаты, пенсий и других доходов увеличился по России всего за один месяц вдвое и составил на 1 апреля 40 млрд. рублей. Запаздывание выдачи зарплаты и других доходов стало нормой. Распределение собственно наличных денег становится все более существенным рычагом политики правительства в отношениях с другими республиками и регионами внутри России.
3. Затягивание официально обещанных выплат (особенно в здравоохранении, образовании) - компенсаций в связи с ростом цен, повышения пенсий и пособий и т.д.
4. Замораживание приема сбербанками облигаций госзайма, внутренних валютных обязательств Внешэкономбанка СССР, ликвидация выданных ранее лицензий на экспорт. Результатом форсирования жесткой финансовой политики стали реальные финансовые ограничения для всех предприятий и населения: скачок цен обесценил денежные средства на банковских счетах, а объемы кредитования и бюджетного финансирования росли.
Неудачу потерпела бюджетная политика первых трех месяцев 1992 года. Было собрано всего 366 млрд. руб. государственных доходов при первоначальном квартальном плане 513 млрд. руб.
Для финансирования дефицита бюджета опять используются кредиты Центрального Банка. Надеяться на размещение государственных ценных бумаг среди населения нельзя, т.к. правительство прекратило обращение облигаций государственного внутреннего займа 1982 года, усилив недоверие людей ко всем ценным бумагам государства.
Желание форсировано преодолеть бюджетный дефицит усилило спад производства, что подрывает доходную базу бюджета.
Несмотря на твердость заявлений, правительство не смогло выдержать взятый курс на ограничение кредита. В январе кредитная эмиссия в 3 раза превысила декабрьский уровень и достигла 83 млрд. руб., а сумма кредитных вложений за месяц увеличилась на 17,6%, что было втрое больше запланированной величины. К концу февраля кредиты Центрального Банка коммерческим банкам возросли по сравнению с началом года на 40% при первоначальном квартальном лимите их прироста в 15%.
Принятое в начале апреля решение о выделении дополнительных централизованных кредитов на общую сумму 200 млрд. рублей закрепило отход правительства от установки на жесткое ограничение денежной массы в обращении.
Ослабление финансовой политики немедленно проявилось в увеличении налично-денежной эмиссии. Уменьшившись в январе почти на треть, по сравнению с декабрем (до 17 млрд. руб.), в феврале она достигает 24 млрд. руб., а в марте - уже 37 млрд. руб.
Как один из главных признаков успеха своей макроэкономической политики правительство рассматривает повышение, а затем относительную стабилизацию обменного курса рубля на валютном рынке, Но основной причиной повышения была не финансовая политика российского правительства. В октябре 1991г. - январе 1992г. произошло резкое падение курса рубля (с 70 до 230 руб. долл.). В конце января 1992г. Центральный Банк России и правительство провели пропагандистскую кампанию, в ходе которой целый ряд официальных лиц сделали заявления о неизбежном повышении обменного курса рубля до 35-50 руб./долл. Затем ЦБР резко увеличил масштабы валютных интервенций на межбанковской валютной бирже (ММВБ) - продавая сначала по 3-4, а затем и до 15 млн. долл. на каждых торгах. Простор для манипулирования обменным курсом дают многочисленные технические ограничения рублевого спроса на ММВБ, вплоть до ограничений на участие в торгах. Это - стабильность, гарантируемая валютными интервенциями ЦБР при одновременном невыполнении Россией своих внешних обязательств.
Таким образом, цели, которую поставило перед собой Правительство - добиться быстрой финансовой стабилизации - достичь фактически не удалось.
Главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ - преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Понадобилось еще четыре года, чтобы рубль обрел хоть какую-то стабильность - в 1996 году. И еще три года на обретение страной хотя бы первичной сбалансированности бюджета - это произошло уже в 1999 году. Итого семь лет на решение самых первых задач макроэкономической стабилизации. Продолжающийся уже десятилетие спад инвестиций и слабый интерес зарубежного бизнеса к российским предприятиям, нестабильность условий для производства, многие пороки приватизации - все это в значительной мере связано с длительной незавершенностью процессов финансовой стабилизации.
Снижение инфляции почти до нуля в 1996 г. сопровождалось не подъемом инвестиционной активности, как ожидалось согласно официальной доктрине экономической политики, а наоборот, резким сокращением капитальных вложений - на 18% по сравнению с прошлым годом. Ориентиры программы Президента, предусматривавшие удвоение потока капиталовложений к 1998 г., создание системы государственного стимулирования инвестиционного процесса, структурный поворот в сторону высокотехнологичных отраслей разработчиками программы Правительства отменены. Согласно новым планам в 1998 г. объем инвестиций все еще на 10% меньше, чем в 1995 г., а в 2005 г. останется на 42% ниже докризисного уровня. Закрепляется сырьевая структура российской экономики.

Еще по теме I. Сущность финансовой стабилизации.:

  1. Инфляция: ее сущность и виды. Методы стабилизации денежного обращения

Основная роль в системе антикризисного управления отводится широкому использованию механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался масштаб кризисного состояния предприятия (легкий или тяжелый кризис), наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой стабилизации является обеспечение восстановления способности платежей по своим текущим обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

2. Восстановление финансовой устойчивости. Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение относительно короткого периода времени за счет осуществления ряда аварийных финансовых мероприятий, причины, генерирующие неплатежеспособность могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно продолжительном периоде.

3. Изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы его производственного развития при одновременном снижении угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные её механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.

В практике финансового менеджмента вышеперечисленные механизмы финансовой стабилизации подразделяются иногда на «защитные» и «наступательные». Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечение лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений. Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в целом представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития. Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, подчиненную цели ускорения всего экономического роста предприятия. Рассмотрим более подробно содержание каждого из механизмов, используемых на отдельных этапах финансовой стабилизации предприятия.

Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Принцип «отсечения лишнего», лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих, так и отдельных ликвидных активов (с целью их срочного перевода в денежную форму).

Уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия достигается за счет следующих основных мероприятий:

а)сокращение суммы постоянных издержек (включая сокращение управленческого персонала, расходов на текущий ремонт и т.п.);

б)сокращения уровня переменных издержек (включая сокращение производственного персонала основных и вспомогательных подразделений; снижение объема производства не пользующейся спросом продукции, с соответствующим сокращением необходимого объема финансовых ресурсов и т.п.);

в)продления сроков кредиторской задолженности по товарным операциям (получаемому коммерческому кредиту);

г) пролонгации краткосрочных банковских кредитов;

д) отсрочки выплаты начисленных дивидендов, процентов на паи.

Увеличение суммы денежных активов в текущем периоде достигается за счет следующих основных мероприятий:

а) ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

б) реализации отдельных высоколиквидных денежных и фондовых инструментов портфеля долгосрочных финансовых вложений;

в) рефинансирования дебиторской задолженности, особенно по товарным операциям за счет сокращения сроков предоставляемого коммерческого и потребительского кредита;

д) нормализации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность, т.е. значение коэффициента абсолютной платежеспособности превысило единицу. Это означает, что угроза банкротства в текущем периоде ликвидирована. Тактический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, основанную на использовании моделей финансового равновесия в долгосрочном периоде. Финансовое равновесие предприятия обеспечивается при условии, что объем положительного денежного потока по всем видам хозяйственной деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой) в определенном периоде равен планируемому объему отрицательного денежного потока. С учетом возможных объемов генерирования и расходования финансовых ресурсов модель финансового равновесия может быть выражена графически (Рис.4). Приведенная на рисунке принципиальная модель финансового равновесия была впервые предложена для практического использования французскими исследователями Ж. Франшоном и И. Романэ. Из приведенной модели видно, что линия финансового равновесия предприятия проходит через поля А1, А5 и А9. Эти поля называются «полями финансового равновесия», так как в них объем потребления дополнительных финансовых средств (инвестируемых в прирост внеоборотных активов и рабочего капитала) практически соответствует объему генерируемых собственных финансовых ресурсов. В условиях кризисного развития восстановление финансовой устойчивости возможно лишь при нахождении предприятия в полях А2, А3 и А6 (при этом наиболее высокие темпы такого восстановления будут в поле А3). Во всех этих полях объем генерирования собственных финансовых ресурсов превышает объем дополнительного их потребления, что позволяет предприятию снизить удельный вес используемого заемного капитала. Эта модель антикризисного управления базируется на неравенстве Дпп>Дпо.

Уровень потребления дополнительных финансовых ресурсов в процессе развития

Уровень генерирования собственных финансовых ресурсов (положительного денежного потока)

Зона повышения

финансовой устойчивости

Зона снижения

финансовой устойчивости

Рис. 4. Варианты моделей финансового равновесия предприятия в долгосрочном периоде

Что касается полей А4, А7 и А8, то продолжительное нахождение в них будет способствовать дальнейшему углублению кризисного состояния предприятия (особенно в поле А7), так как в этом случае его экономическое развитие будет сопровождаться дальнейшим возрастанием удельного веса заемного капитала, а соответственно и снижением финансовой устойчивости.

Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, основанную на использовании моделей финансовой поддержки ускоренного экономического роста предприятия. Эта система мер определяет необходимость пересмотра отдельных направлений финансовой стратегии предприятия. Модель ускоренного экономического роста базируется на увеличении темпов прироста объема реализации продукции в предстоящем периоде. Соответственно модель финансовой поддержки ускоренного экономического роста требует обеспечения соответствующих пропорций финансового развития. Налоговая политика - составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.

Целью дивидендной политики является оптимизация пропорций между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций в предстоящем периоде за счет капитализации прибыли.

С учетом задаваемого темпа экономического роста вносятся соответствующие коррективы в финансовую стратегию и целевые финансовые показатели предприятия по вышерассмотренным ее направлениям.

Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов экономического развития предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости.

Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.

Таким образом, банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее специфика позволяет выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия.

Основой методики являются три положения:

· диагностика банкротства;

· выявление факторов, влияющих на кризисное развитие;

· выработка антикризисных механизмов управления финансами.