Эгп японии. Общая характеристика японии

Япония -- одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объёму промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, уступая позиции только Соединенным Штатам и КНР.

Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

Банковское дело, страхование, недвижимость, розничная торговля, транспортные перевозки и телекоммуникации являются основными отраслями японской экономики. Япония обладает большим производственным потенциалом и является родиной некоторых крупнейших и наиболее продвинутых с технической точки зрения производителей автомобилей, электронного оборудования, станков, стали и цветных металлов, кораблей, химикатов, текстиля и пищи. Строительство долгое время являлось одной из крупнейших отраслей японской промышленности, благодаря многомиллиардным государственным контрактам в частном секторе. япония промышленный экономика

В Японии существует высокая экономическая свобода, тесное сотрудничество правительства с производителями в целях экономического роста, упор на науку и технологии, а также строгая трудовая этика. Все это способствует развитию экономики Японии. Японская экономика характеризуется объединением производителей, поставщиков, дистрибьюторв и банков в тесные группы под названием "кейрецу" и относительно слабой международной конкуренцией на внутренних рынках. Также существует множество скорее социальных, чем производственных договоренностей таких, как гарантия пожизненного трудоустройства в крупных корпорациях. Не так давно японские политики одобрили реформы, позволившие компаниям отойти от некоторых норм в попытке увеличить прибыль.

Япония - страна с преобладанием частного предпринимательства и низкими налогами. Общая сумма налогов ниже, чем в других крупных западных странах, в 2007 году она составила 26,4% от ВВП. Только некоторые японские работодатели платят налоги на прибыль, НДС очень низкий и составляет 5%, в то время как корпоративные налоги высоки.

В число крупнейших японских компаний входят Toyota Motor («Тойота мотор»), NTT DoCoMo («ЭнТиТи ДоКоМо»), Canon («Кэнон»), Honda («Хонда»), Takeda Pharmaceutical («Такеда фармасьютикл»), Sony («Сони»), Nippon Steel («Ниппон стил»), Tepco («Тепко»), Mitsubishi Estate («Мицубиши эстейт»), и Seven & I Holding («Севен энд Ай холдинг»). Это родина крупнейшего по размерам активов банка в мире - Japan Post Bank («Джэпэн пост бэнк») (3,2 триллиона американских долларов), а также других банков, например, Mitsubishi UFJ Financial Group («Мицубиши ЮФиДжэй файнэншл груп») (1,2 триллиона американских долларов), Mizuho Financial Group («Мизухо файнэншл груп») (1,4 триллиона долларов) и Sumitomo Mitsui Financial Group («Сумитомо Мицуи файнэншл груп») (1,3 триллиона долларов). По состоянию на декабрь 2006 г. Токийская фондовая биржа с рыночной капитализацией более 549,7 триллионов йен является второй по величине в мире.

Крошечный аграрный сектор значительно субсидируется и всячески защищается, поэтому урожаи в Японии самые высокие в мире. Япония полностью обеспечивает себя рисом, однако импортирует приблизительно 60% продовольствия (при оценке по по потребяемым каллориям). Сельскохозяйственные угодья Японии составляют около 13% ее территории. Более половины этих угодий -- заливные поля, используемые для рисоводства.

Япония имеет один из самых больших в мире рыболовных флотов, который обеспечивает почти 15% мирового улова.

Правительственные расходы стимулировали экономику и помогли Японии восстановиться после кризиса в конце 2009 года и в 2010 году. Правительство предложило открыть сельскохозяйственный сектор и сферу обслуживания для большей иностранной конкуренции и стимулировало экспорт через соглашения свободной торговли. Вместе с тем, в японском обществе продолжаются обсуждения по вопросу реструктуризации экономики и финансирования новых программ стимулирования экономики перед лицом трудного финансового положения страны. Огромный государственный долг Японии, который превышает 200% ВВП, постоянная дефляция, нестабильность экспорта для стимулирования экономического роста, старение и сокращение населения - это главные долгосрочные проблемы для экономики Японии.

Экономико-географическая характеристика Японии , как и любой другой страны мира, в первую очередь зависит от ее географического положения. Это государство Азии, состоящее из 6852 островов в Тихом океане, занимает площадь всего в 378 тысяч квадратных километров. И находится, по данному территориальному показателю, как раз между Зимбабве и Германией. Четыре острова – Хоккайдо и Кюсю, Сикоку и Хонсю являются самыми большими островами Японского архипелага, вытянутого вдоль восточного берега Евразии, поэтому именно здесь разгораются события, определяющие лидирующие позиции, которые занимает Япония в мировой экономике .

Впечатляющая экономико-географическая характеристика Японии определена ее экономическим положением. Это островное государство не имеет сухопутных соседей, что до 1945 года более-менее надежно охраняло ее от колонизаторов и экспансий соседних государств. Ближайшими морскими соседями являются Россия, разделенная с вотчиной императора Акихито проливом Лаперуза, и Южная Корея, отделенная одноименным Корейским проливом. Чуть дальше расположены Северная Корея и Китай, но они также имеют честь ощущать на себе лидирующие позиции Японии в мировой экономике. Учитывая то, что держава долгое время находилась на отшибе от мировых транспортных путей, ей самой пришлось стать крупнейшим пунктом по приему сырья и отправке готовой продукции во многие страны мира.

Политическое положение страны соответствует роли Японии в мировой экономике. Государство является ключевым членом Большой восьмерки, ООН, АСЕАН и Восточноазиатского саммита, организаций, которые определяют развитие экономики планеты и человечества на многие десятилетия вперед. Но страна имеет ряд нерешенных территориальных вопросов с Россией из-за южных Курил, с Тайванем - из-за острова Сэнкаку, С Республикой Кореей - из-за островов Лианкур, а также с Китаем - из-за острова Юйдао.

Экономико-географическое положение Японии выгодно тем, что это островная держава. А значит, имеет одну из самых продолжительных береговых линий в мире, пригодных для использования в различных торговых, рекреационных и строительных целях. Минусами размещения Ниппон (таково древнее название этой страны), можно считать нерешенные территориальные проблемы и некоторую изолированность на востоке Евразии от мировой общественности.

Природно-сырьевая база

Детальная экономико-географическая характеристика Японии не может обойтись без анализа ее крайне бедного и неблагоприятного природно-сырьевого потенциала. Особенность этой державы в том, что Япония в мировой экономике заняла лидирующие позиции не благодаря минеральным и природным ресурсам, а благодаря их отсутствию. Судите сами: рельеф – неприспособленный под строительство и развитие сухопутных транспортных систем. Потому что равнины занимают всего 21% от всей территории Ниппон, а горы, соответственно - 79%. Среди них около 150 штук – это вершины действующих вулканов, включая национальный символ – вулкан Фудзияма. Из-за особенностей образования Японских островов в границах Тихоокеанского вулканического кольца, здесь фиксируется 1500 землетрясений разной силы на протяжении одного года. В мажорной тональности можно говорить про климат – умеренный и субтропический, морской, относительно благоприятный для ведения сельского хозяйства. Почвы разные – бурые лесные, желтоземы, красноземы, но в общей массе они бедные и малопродуктивные.

Всех, кто изучает экономико-географическую характеристику Японии, удивляет, как можно было достигнуть такого успеха в развитии, обладая таким мизерным количеством полезных ископаемых. В стране есть только непромышленные запасы каменного угля и меди, железной руды и природного газа.

Поэтому государство, первое встречающее солнце, вынуждено импортировать 99% всех потребляемых ее руд, 96% всех горючих минералов и 70%, используемого ею леса. Такой ориентир на импортное сырье делает Японию в мировой экономике наибольшим потребителем иноземного природного и минерального потенциала.

Население

Основу позитивной экономико-географической характеристики Японии составляет ее население. В государстве проживает около 127 миллионов человек, которые относятся к первому типу воспроизведения населения. Это означает, что в стране преобладают люди среднего и старшего возраста. Среди японцев фиксируется очень низкий процент рождаемости. Поэтому естественно, что здесь очень низкий процент природного прироста – всего на 2 человека на каждую тысячу, приращивается население Японии на протяжении одного года.

Страна это преимущественно однонациональная. Японцы, наследники айнов, занимают в стране 99% от всех ее жителей и очень неохотно пускают в свое общество чужаков, мигрантов. Кроме того, в стране 127 миллионов буддистов, и столько же – синтоистов. Это связано с тем, что все японцы исповедуют две религии одновременно. Около 80% жителей страны проживают в городах. Из них 11 – города-миллионеры. Например, Токио, Хиросима, Йокогама, Осака и Киото.

Япония известна во всем мире работоспособностью и высокой квалификацией своей рабочей силы. Образование, которое получают граждане, рассматривается как еще одна инвестиционная и очень рентабельная отрасль хозяйства. Ведь деньги, вложенные в детей, возвращаются хорошими налогами с зарплат высококвалифицированных работников.

Национальное хозяйство

Общая характеристика

Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе. Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование. Не последнюю роль в этом глобальном изменении страны сыграл профессионализм и послушание рабочей силы – потомков самураев.

Промышленность

Сегодня гордостью экономико-географической характеристики Японииявляется ее промышленный комплекс. Мощная энергетика работает на привозной нефти и газе из стран Персидского залива и Индонезии, обеспечивая весь комплекс энергией. По объемам ее производства Япония в мировой экономике уверенно занимает первое место. Второй главной отраслью промышленности, после энергетики, идет металлургия. Из преимущественно импортного сырья, импортируемого из Австралии, государство Ниппон производит прокат, трубы разных диаметров, спецсталь, прокат меди, алюминия и легированные сплавы цинка и свинца.

На собственной металлургической базе развивается машиностроение, особенно транспортное, электротехническое, станкостроительное и приборостроительное. Япония в мировой экономике занимает первое место по производству судов. За ними идет выпуск мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, ориентированных на экспорт. Промышленные роботы, офисная техника, оптическая аппаратура являются еще одними отраслями специализации Японии в мировой экономике .

Кроме этого, страна цветущих сакур и каменных садов стоит на 2-м месте после США по производству синтетических смол, красителей, пластмасс, кислот и медикаментов – продукции химической промышленности.

Традиционно развивается легкая промышленность – это изготовление шелка, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. В 20-м столетии к ним прибавилось производство синтетических и высокотехнологических тканей.

Сельское хозяйство

Незначительную роль в экономико-географической характеристике Японии занимает сельское хозяйство, поэтому страна вынуждена импортировать подобную продукцию. Стопроцентно предки айнов обеспечивают себя лишь рисом, а вот чай, овощи, фрукты, сахароносы вынуждены завозить с ближайшего материка. По количеству прибыли и занятых в отрасли людей растительная отрасль все же лидирует над животноводством. Последнее отличается ориентацией на рыбоводство и отлов рыбы, по объемам и уровню потребления которой Япония в мировой экономикеконкурентов пока не имеет.

Транспорт

Транспорт – еще одна гордость экономико-географической характеристики Японии. Эта страна имеет наибольший по тоннажу флот на планете, если отбросить корабли, которые ходят под флагами и «липовой пропиской» к портам Либерии и Панамы. Именно морские перевозки осуществляют львиную долю импортно-экспортных операций страны. В центре страны распространены перевозки сенкансенами – скоростными поездами и автомобилями.

Внешнеэкономические связи

Япония вынуждена импортировать топливо и руды всех металлов, продовольствие и корма для животных.

Однако, суммы, затраченные на импорт, в сотни раз меньше того, что получает Ниппон от своего экспорта. Япония продает по всему миру автомобили, суда, офисную и бытовую технику, станки и множество других высокотехнологичных товаров.

Япония также внедряет высокие технологии и инвестирует капиталы в промышленный сектор соседних стран – азиатских тигров. Поэтому Япония имеет позитивное торговое сальдо и имидж одной из самых экономически развитых стран мира.

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенную в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, раскинувшуюся на четырех больших островах Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Помимо них территория государства включает также около 4-х тысяч небольших островов, которые тянутся на три с половиной тысячи километров с северо-востока к юго-западу. Берега формируют бухты и большое количество заливов. Все моря и океаны, которые омывают архипелаг, играют огромную роль для Японии, поскольку являются основными источниками ее ресурсов.

Население

По количеству населения Страна Восходящего солнца находится в первой десятке мира. Японцы могут похвастаться самой большой в мире продолжительностью жизни (76 лет - мужчины и 82 - женщины).

Для национального состава характерна относительная однородность. Японцы формируют почти девяносто девять процентов всех жителей страны. Среди других проживающих в Японии народов достаточно много корейцев, а также китайцев. Подавляющее большинство исповедует синтоизм или буддизм. Самыми густозаселенными являются берега Тихого океана. Почти восемьдесят процентов японцев проживают в крупных городах, одиннадцать из которых города-милионники.

Промышленность Японии

(На конвеерной сборке роботы практически заменили человека )

Японская промышленность практически полностью зависит от импортируемых ресурсов. В последнее время страна вынуждена сокращать рост энергоемкого и металлоемкого производства, которое зависит от импортного сырья, ориентируясь на наукоемкую отрасль. Тем не менее, в Японии хорошо развита как черная, так и цветная металлургия, машиностроение, автомобиле и судостроение, строительная промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И, конечно, Япония это одна из немногих стран, где на конвеерной сборке практически везде людей пытаются заменить промышленными роботами.

(Промышленный завод в Японии )

Крупнейшими металлургическими центрами, практически полностью работающими на ввозимом сырье, являются заводы, расположенные в Осаке, Токио и Фудзияме. Масштабы первичной выплавки цветных металлов в Японии постепенно сокращаются, однако большинство заводов, расположенных в крупнейших промышленных центрах, функционируют и сегодня.

Немаловажное значение играют легкая и пищевая промышленность. Электроэнергетика преимущественно использует импортируемое сырье. Преобладающими составными в японской сырьевой базе является нефть и природный газ, при сокращающейся доле угля, возрастает роль гидро и атомной энергетики. В области энергетики шестьдесят процентов ее мощностей дают ТЭС, а двадцать восемь процентов приходится на атомную энергию. Гидроэлектростанции каскадно расположены на горных реках.

(На автомобильном заводе сборкой заняты роботы )

В Японии хорошо развито машиностроение. Ведущие подотрасли - электротехника и электроника, очень хорошо развиты радиопромышленность, интенсивно растет транспортное машиностроение. Страна лидирует по объемам строительства танкеров и сухогрузов. Основные судостроительные верфи расположены в портах - Иокогаме, Нагасаки, Кобе. Япония стабильно лидирует также и в области автомобильного строительства. Ежегодно с конвейеров японских заводов сходит тринадцать миллионов автомашин.

(Город Токио частично питают солнечные батареи )

В последние годы страна приступила к активному внедрению так называемой программы «Солнечной Свет», которая заключается в освоении нетрадиционных источников энергии. Среди экономически развитых государств по доле расходов на развитие науки и биотехнологий Япония также занимает первое место.

Сельское хозяйство Японии

(Необычные рисунки на рисовых полях в Японии )

Сельское хозяйство дает примерно два процента от валового национального продукта страны и по-прежнему остается одной из важнейших отраслей ее хозяйства. В этой области трудится шесть с половиной процентов населения. В основном японское сельскохозяйственное производство сконцентрировано на продовольственных товарах. Япония на семьдесят процентов самостоятельно обеспечивает собственные продовольственные нужды. Под сельское хозяйство отведено тринадцать процентов территории. Ведущая роль принадлежит растениеводству, в частности выращиванию риса и овощных культур, широко распространено садоводство. Животноводство также развивается интенсивными темпами. Так, в Японии разводят крупный рогатый скот, птицу, развито свиноводство.п

(Рыболовное судно у порта Японского моря )

Исключительно удачное расположение определяет изобилие в рационе каждого японца блюд из рыбы и морепродуктов. Рыбный промысел ведется практически во всех районах Мирового океана. Япония располагает обширным рыболовецким флотом, который насчитывает более четырехсот тысяч судов. Кроме того, страна имеет во владении свыше трех тысяч рыболовных портов.

Политико-географическое положение

Япония – Nippon (Nihon). Находится в западной части Тихого океана, у восточного побережья Азии на группе островов, главные из которых – Хонсю (Honshu), Хоккайдо (Hokkaido), Кюсю (Kyushu), Сикоку (Shikoku). Территория: 377 815 кв.км. (включая архипелаг Рюкю с самым крупным островом – Окинавой). Население - 126 959 000. Столица - Токио (12 976 000 - с пригородами). Другие крупные города - Йокохама (3 233 000), Осака (2 506 000). Высшая точка - вулкан Фудзияма (3 776 м). Административное деление: 47 префектур (prefecture, todofuken), в том числе столичная префектура Токио, префектура Окинава (с 1972 г.) и две городские префектуры – Киото и Осака. Префектуры делятся на уезды. Хоккайдо составляет особую административную область, подразделяющуюся на 14 округов. Государственный язык - японский. Основные религии - синтоизм, буддизм. Денежная единица - иена. Основные статьи экспорта - машинное оборудование, автомобили, электронное оборудование, сталь, химикаты, текстиль. Форма правления - конституционная монархия. Дипотношения с СССР: установлены 26 февраля 1925 г., прерваны 9 авг. 1945 г., восстановлены 19 окт. 1956 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.

Экономико-географическое положение

Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,5% населения земли и 0,3% площади, она к настоящему времени по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на 2-м после США месте в капиталистическом мире. ВНП страны превышает 11% мирового ВНП, по объему ВНП на душу населения Япония опередила США. На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Страна занимает первое место по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники, роботов. Практически завершилась адаптация японской экономики к "дорогой иене". В основном осуществлен переход к новой модели экономического развития страны, снимающей акцент на экспортную ориентацию и ставящей во главу угла задачу, прежде всего внутреннего потребления. Основные товары экспорта: машины и оборудование, электроника, металлы и металлоизделия, химические продукты. Товары импорта: промышленное сырье и полуфабрикаты, топливо и продовольствие.

Государственный строй и устройство Японии

Япония – конституционная монархия. Действует конституция, принятая парламентом 24 авг. 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г., с последующими поправками.

Глава государства – император. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции император не обладает суверенной властью. Все действия, относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них.

Высшим законодательным органом государства является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Палата представителей состоит из 512 депутатов, избираемых сроком на 4 года. По Закону о новых избирательных округах от 21 ноября 1994 г. во время выборов в палату представителей, ключевую палату парламента, система многомандатных округов среднего размера (как это было с 1945 г. по ноябрь 1994 г.) заменена на 300 одномандатных и 11 округов с пропорциональным представительством, по которым избираются 200 кандидатов от партий. Палата советников состоит из 252 членов, избираемых сроком на 6 лет. 152 члена палаты избираются от 47 префектур, а 100 – от всей страны по системе пропорционального представительства. Состав палаты советников обновляется наполовину каждые 3 года. Обе палаты избираются на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. Законопроект считается принятым, если он одобрен обеими палатами парламента простым большинством голосов. В случае разногласий между палатами решающее слово остается за палатой представителей.

Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, который избирается парламентом из числа его членов. Премьер-министр назначает министров, при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов парламента. Кабинет министров ответствен перед парламентом.

Глава государства – Император Японии Акихито (Akihito). Вступил на престол 7 янв. 1989 г. Коронация состоялась 12 ноября 1990 г.

В Японии принято называть палату представителей нижней палатой, а палату советников – верхней палатой в соответствии с порядком прохождения законопроектов в парламенте.

Население Японии

Общая характеристика.

Всего в Японии на 2007 год проживает 127 433 494 человек, с плотностью 337 чел./км². По численности населения Япония занимает 10-е место в мире. Население Японии исключительно однородно в расовом, этническом, языковом и религиозном отношениях. Тем не менее, в стране имеется около 600 тыс. корейцев, хотя многие из них родились и выросли на островах, говорят на японском языке и порой носят японские имена.

Хотя японцы воспринимают себя как «чистую» расу и не стремятся ассимилировать представителей других народов, их нация сложилась из разных потоков переселенцев. Считается, что древнейшим народом, населявшим острова, были айны. В 6–7 вв. народ, населявший Японские острова, воспринял некоторые элементы китайской и корейской культур. Хотя Япония относительно небольшая страна, в японском языке выделяют три основные группы диалектов – северо-восточная, юго-западная и центральная – и множество говоров. Особняком стоит диалект рюкюсцев. В основе литературного стандартного языка лежит говор одного из центральных диалектов – города Токио и равнины Канто. Благодаря телевидению токийский диалект имеет широкое распространение. Японский язык, как и китайский, построен на иероглифической основе, письменность заимствована в 5–6 в. в. в Китае. В 10 веке была создана собственная слоговая азбука – канна, состоящая из двух фонетических разновидностей – хирагана и катакана. Слова, для которых нет китайских иероглифов, на письме выражаются также с использованием канна. Язык постоянно пополняется большим количеством иностранных слов, главным образом английских.

Размещение населения.

На протяжении многих лет происходит отток сельского населения в города. Токийский регион (около 25 млн. человек) на востоке и Осакский (10,5 млн. жителей) на западе, словно два полюса гигантского магнита, притягивают население с периферии и включают такие крупные города, как Токио (7968 тыс. человек, 1995), Осака (2602), главный порт страны Иокогама (3307), важный город центральной Японии Нагоя (2152), порт Кобе (1424), древняя столица и культурный центр Киото (1464). В других частях Японии выросли города регионального значения: на севере – Сендай (971) и Ниигата (495), на побережье Внутреннего Японского моря – Хиросима (1109) и Окаяма (616), на о. Кюсю – Фукуока (1285), Китакюсю (1020), Кагосима (546) и Кумамото (650).

В Токио вместе с примыкающими префектурами проживает более четверти всего населения страны. Примерно половина компаний, учреждений и средств массовой информации имеют свои штаб-квартиры в столице. Там же расположены около 85% действующих в Японии иностранных финансовых организаций.

Стремительный рост населения Токио привел к перегрузке общественного транспорта, способствовал строительству высотных зданий и заметному повышению цен на землю, достигших максимума в начале 1990-х годов.

Один из планов перспективного развития Японии предусматривает использование концепции «технополиса», предполагающей создание отраслей промышленности, базирующихся на применении передовых технологий, в центрах, имеющих университеты с современными исследовательскими лабораториями и высококвалифицированными кадрами. Еще одно предложение состоит в переводе некоторых государственных учреждений в другие города. Более радикальная и дорогостоящая идея – перенести столицу в Сендай или Нагою.

Природные условия и ресурсы

Геологическая основа архипелага - подводные горные хребты. Около 80% территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 - 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 -действующих, в том числе высочайшая вершина - вулкан Фудэи (3 776 м.) Значительное влияние на хозяйство Японии оказывают также частые землетрясения и цунами.

Страна бедна полезными ископаемыми, однако ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков. Ресурсы собственных месторождений малы, поэтому Япония - крупнейший импортер сырья.

Несмотря на небольшую площадь, протяженность страны в меридиональном направлении обусловила существование на ее территории уникального комплекса природных условий: остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Юсю - во влажном субтропическом, а остров Рюкю - в тропическом климате. Япония находится в зоне активной деятельности муссонов. Среднегодовое количество осадков колеблется от 2 - 4 тыс. мм.

Почвы Японии в основном слабоподзолистые и торфянистые, а также бурые лесные и красноземы. Примерно 2/3 территории, в основном горные районы, покрыто лесами (причем более половины лесов - искусственные насаждения). На северном Хоккайдо преобладают хвойные леса, на центральном Хонсю и юге Хоккайдо - смешанные, а на юге - субтропические муссонные леса.

В Японии много рек, полноводных, быстрых и порожистых, малопригодных для судоходства, но являющихся источником для гидроэнергетики и ирригации.

Обилие рек, озер и подземных вод благотворно влияют на развитие промышленности и сельского хозяйства.

В послевоенный период на Японских островах обострились экологические проблемы. Принятие и выполнение ряда законов по охране окружающей среды снижает уровень ее загрязнения.

Специализация промышленности

Горнодобывающая промышленность.

Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.

Обрабатывающая промышленность.

Япония – крупнейший в мире производитель морских судов (52% мирового объема), телевизоров (более 60%), пианино, автомобилей (около 30%), алюминия, меди, цемента, каустической соды, серной кислоты, синтетического каучука, шин и велосипедов. Япония – мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.

Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности. Выделяются районы Токио – Иокогама, Осака – Кобе и Нагоя, на которые приходится более половины доходов обрабатывающих отраслей. Общенациональное промышленное значение приобрел город Китакюсю на севере о. Кюсю. Наиболее отсталые в индустриальном отношении Хоккайдо, северный Хонсю и южный Кюсю, где развиты черная и цветная металлургия, коксохимия, нефтепереработка, машиностроение, электронное приборостроение, военная, стекольно-керамическая, цементная, пищевая, текстильная, полиграфическая промышленность.

Строительство.

Стремительный рост японской экономики требовал развития строительного комплекса. Вплоть до начала 1960-х годов удовлетворялись, прежде всего, нужды предпринимателей и относительно мало внимания уделялось мерам по сокращению дефицита жилого фонда, дорог, систем водоснабжения и канализации. В 1995 около 40% стоимости заказов в строительстве приходилось на объекты общественного пользования и примерно 15% – на возведение жилья.

Энергетика.

Несмотря на то, что Япония бедна энергоресурсами, по производству электроэнергии в 1995 (950 млрд. кВт·ч) она занимала третье место в мире. В середине 1990-х годов энергопотребление в Японии оценивалось в 3855 кВт на душу населения. В структуре энергетического комплекса преобладала нефть (56%), причем на 99,7% импортная, на долю угля приходилось 17%, природного газа 11, атомной энергии 12 и гидроресурсов 3%. Примерно треть электроэнергии (275 млрд. кВт/ч в 1995–1996) производится на АЭС. Жилой фонд в Японии полностью электрифицирован, но расходы энергии не столь значительны, как в США, из-за ограниченного использования центрального отопления.

После скачка цен на нефть в 1973–1974, а затем в 1979–1980 правительство приняло меры для уменьшения зависимости страны от этого источника топлива. Они заключаются в более широком использовании импортного угля и сжиженного природного газа, атомной энергии и нетрадиционных источников – энергии солнца и ветра, хотя последние составляют лишь 1,1% общего энергопотребления.

Специализация сельского хозяйства

Хотя национальная экономика в первую очередь опирается на промышленность, сельское хозяйство занимает в ней важное место, обеспечивая страну большей частью потребляемого продовольствия. В основном из-за ограниченности земельных ресурсов и послевоенной аграрной реформы в деревне доминируют мелкие землевладельцы. Средний размер хозяйства составляет менее 1,1 га. Значение агропроизводства как потенциального места работы резко снизилось после Второй мировой войны.

Под продовольственные культуры отведено более 85% обрабатываемых земель. Рис, составляющий основу пищевого рациона японцев, занимает примерно 55% всех посевных площадей. Культура риса распространена по всей Японии, однако его посевы ограничены на Хоккайдо, где климат недостаточно теплый. Садоводство продолжает укреплять свои и без того традиционно прочные позиции. Важнейшие из собираемых фруктов – цитрусовые – тяготеют к субтропическим районам, расположенным южнее Токио. Яблони, относящиеся к числу основных плодовых культур, выращивают преимущественно в возвышенных районах, а также на севере Хонсю и на Хоккайдо. Тутовник, используемый для разведения шелковичного червя, и чай также приурочены к субтропическим районам. Овощи выращивают в окрестностях крупных городов.

Животноводство не преодолело в полной мере своего отставания, хотя мясная и молочная продукция занимает все более важное место в пищевом рационе населения. Поднялись надои молока с 1,9 млн. до 8,4 млн. Молочный скот разводится в основном на Хоккайдо, а мясной – на Хонсю. Производство животноводческих товаров отстает от спроса, который приходится удовлетворять преимущественно за счет растущего импорта.

Многие крестьянские семьи заняты в лесном хозяйстве, тем более что площадь сельскохозяйственных земель впятеро меньше площади сохранившихся в Японии обширных лесов. Примерно треть из них принадлежит государству. За энергичным сведением естественной древесной растительности во время Второй мировой войны последовали крупные лесовосстановительные работы. Тем не менее, страна вынуждена импортировать около 50% потребляемой древесины (прежде всего из Канады).

Япония – крупная рыболовная держава. В 1995 продукция рыболовства составила 6 млн. т. Высокой эффективностью отмечен промысел в глубоких водах. В прибрежной зоне лов рыбы ведется с небольших баркасов. В акватории северных островов добываются лососевые, треска и сельдь, у побережья южных островов – тунец, скумбрия и сардины.

Транснациональная корпорация и фирмы

По объему своего экспорта Япония является третьей страной в мире после США и Германии. По импорту Япония в 1998 г. перешла с третьего места на пятое, пропустив вперед Англию и Францию. Внешнеторговый баланс страны в середине 1960-х годов сводился с отрицательным сальдо, но в последующие годы он имел в целом положительное сальдо. Начиная с 1981 г. ежегодное превышение экспорта над импортом последовательно составляло больше 10 млрд. долл., а в 1986 г. оно достигло беспрецедентной суммы в 82,7 млрд. долл. Затем положительное сальдо сокращалось до 1990 г., но в 1994 г. вновь взлетело на рекордную высоту в 120,9 млрд. долл. Однако резкие колебания сальдо на этом не прекратились. 1996 г. уменьшил цифру положительного сальдо вдвое - до 61,7 млрд. долл. Это стало результатом падения объема японского экспорта, вызванного экономической депрессией в стране. Затем положение стало выправляться, и превышение экспорта над импортом увеличилось до 82,2 млрд. долл. в 1997 г. и 107,5 млрд. в 1998 г.

В 1998 г. экспорт Японии составил 388 млрд. долл. (FOB) и импорт - 280,5 млрд. долл. (CIF). По сравнению с 1997 г. это означало сокращение экспорта на 7,8% и импорта - на 17,2%. В 1997 г. на Японию приходилось 7,6% экспорта и 6% импорта стран, входящих в Международный валютный фонд (МВФ).

Низкий уровень промышленного импорта. Бедность Японии природными ресурсами традиционно формирует состав ее импорта в основном за счет сырья и энергетических ресурсов. Далее эти материалы направляются на производство промышленной продукции для экспорта. Как следствие этого, доля промышленной продукции в импорте Японии остается низкой, что вызывает много критики за рубежом. Эта доля составляла 31,0% в 1985 г. и достигла своего пика в 62,1% в 1998 г.