Бюджетно-налоговая политика (фискальная). Виды бюджетно-налоговой политики

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

Бюджетно-налоговая политика – это политика государства в области государственных расходов и налогообложения, направленная на поддержание высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, прироста национального богатства и равновесия платежного баланса.

Бюджет – схема доходов и расходов определённого физического или юридического лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени (обычно на 1 год).

Цели бюджетно-налоговой политики:

- в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс.

- в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП .

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительства воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет – смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведён с профицитом или дефицитом. Бюджетный профицит (излишек) – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит (недостаток) – превышение расходов над доходами.

Государственные расходы – это расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Исходя из деления государственного бюджета на 3 составные части, государственный бюджет можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти. Расходы федерального бюджета: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные выплаты, межбюджетные трансферты, выплата процента по государственному долгу и т.д. Расходы республиканских и местных органов власти – расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение, автомагистрали, поддержание порядка и внутренней безопасности. В России государственные расходы находят отражение в консолидированном бюджете, то есть своде всех бюджетов и состоят из двух частей: государственные закупки товаров и услуг; трансферты – безвозмездные выплаты домашним хозяйствам.

Доходы государства – часть национального дохода, который сосредотачивается в руках государства за счёт налогов и неналоговых поступлений.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые плательщик непосредственно выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. В их структуру входят: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, налог на наследство, поимущественный налог, или налог на собственность.

Косвенные налоги – налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и тарифу . Покупатель является плательщиком косвенного налога: налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные сборы, взимаемые с импортных товаров, налог на добавленную стоимость.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов органов местной власти.

Фискальная политика – это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Совокупный спрос - макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Функцию совокупного спроса обычно представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

Чистые налоги (обозн. T ) - разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.

Мультипликатор – показатель (M ), величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объёма выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВВП к изменению объёма инвестиций, вызвавшему этот прирост.

Акселератор – отношение прироста индуцированных подъёмом производства инвестиций к вызвавшему его относительному приросту объёму производства. Обычно увеличение объёма производства (ВНП) приводит к ещё более быстрому росту инвестиций.

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Механизм встроенного стабилизатора имеет два крупных недостатка:

Снижение экономической активности часто требует увеличения расходов государственного бюджета, особенно на пособия по безработице;

В условиях быстрой инфляции шкала возрастания ставок налогов слишком быстро начинает бить по агентам со средним и даже низкими доходами.

Фискальную политику различают:

1) по характеру воздействия: на экспансионистическую (стимулирующую) – направленную на увеличение государственных расходов и/или снижение налогов; и контрактивную (сдерживающую) – направленная на уменьшение правительственных расходов и/или увеличение налогов.

2) по степени участия правительства в решении проблем: дискреционную, недискреционную (автоматическую) и иногда, - смешанную.


Эффективность фискальной политики зависит от точности прогнозов и от предсказуемости результатов фискальных мероприятий.

Автоматические стабилизаторы вступают в действие, как только начинает колебаться совокупный спрос, но они никогда не могут полностью устранить колебания. Они также создают деструктирующее воздействие и действуют как тормоз в период выхода из спада.

В деле предсказания величины последствий дискреционной фискальной политики существует ряд проблем. Экспансионистская фискальная политика может осуществлять бюджетную накачку и поощрять повышенные частные расходы или вовсе вытеснять их. Степень, в которой она действует в качестве стимулятора, существенным образом зависит от степени уверенности в деловом мире – чего-то такого, что очень трудно предсказать заранее за несколько недель или месяцев. Масштаб эффекта вытеснения зависит от условий в денежной сфере и денежно-кредитной политики правительства.

Существует пять возможных временных лагов, связанных с фискальной политикой: временной лаг перед диагностированием проблемы, задержка между постановкой диагноза и объявлением новых мер, лаг между провозглашением и реализацией, лаг перед тем, пока заработают мультипликатор и акселератор, и лаг перед тем, как потребление полностью отреагирует на новые экономические условия.

Выбор того, что изменять – государственные расходы, налогообложение или все понемногу, - частично зависит от политических интересов государства: хочет ли оно увеличить или уменьшить размер общественного сектора. Он также зависит от относительной эффективности этих изменений в деле изменения совокупного спроса. Изменения в G имеют тенденцию обладать большим мультиплицирующим эффектом, чем изменения T . Однако изменения T обычно могут быть проведены быстрее, чем изменения в G .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Бюджетно-налоговая (налогово-бюджетная, фискальная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения, стабильности экономики и получение валового национального продукта.

В совокупности с денежно-кредитной политикой бюджетно-налоговая политика образует макроэкономическую политику - один из главных рычагов экономической политики государства.

До мирового кризиса 1930-х годов главной целью регулирования общественных финансов было обеспечение финансирования производства общественных благ и услуг. Объем государственных расходов в тот период времени не считался величиной, способной оказывать влияние на уровень экономической активности. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс изменил эту концепцию. В своих работах он подчеркивал влияние бюджетно- налоговой политики на уровень экономической активности страны. В соответствии с идеями Кейнса большая часть развитых стран в период с 1930 г. реализовывала политику увеличения госрасходов в периоды спада или наименьшего роста экономики.

Кризис, последовавший за нефтяным шоком 1973 г., продемонстрировал необходимость внесения дальнейших изменений и в теоретические, и в практические аспекты бюджетно-налоговой политики. Учеными-неоклассиками было предложено четко определить границы бюджетной политики и особенно пагубные последствия наличия государственного долга и дефицита государственного бюджета.

В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами. На сегодняшний день в периоды экономического спада бюджетно- налоговая политика занимается стимулированием экономической деятельности путем понижения налогообложения или повышения некоторых расходов, что ведет к сокращению дефицита государственного бюджета.

И, наоборот, в периоды экономического роста (за исключением периодов существования спекулятивных «пузырей») бюджетно-налоговая политика должна позволить сократить дефицит государственного бюджета или даже создать профицит, который в дальнейшем будет использован на необходимые нужды.

По причине сложностей, связанных с прогнозированием экономической ситуации в стране и в связи с длительным периодом времени, необходимым для принятия решений в рамках бюджетно-налоговой политики, экономисты рекомендуют внедрять и использовать так называемые встроенные, или автоматические, стабилизаторы.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы - экономические механизмы, позволяющие снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний ВНП, а лишь ограничивают размах этих колебаний.

Бюджетная политика оказывает антициклическое воздействие на экономическую активность, снижает риски экономической конъюнктуры.

Действительно, большая часть государственных расходов не зависит от краткосрочных изменений экономической активности (например, зарплата и пенсионные выплаты госслужащим). Но определенная часть госрасходов напрямую связана с изменениями экономической конъюнктуры. Это пособия по безработице, социальные пособия, количество которых увеличивается, когда сокращается экономическая активность.

Считается, что эластичность госрасходов по конъюнктуре (или, другими словами, степень изменения госрасходов в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры) находится в диапазоне от 0,1 до 0,3. Иначе говоря, госрасходы увеличиваются на величину от 0,1 до 0,3 пункта, если экономический рост замедляется на 1 пункт.

Налоговая политика – политика государства в сфере налогообложения, что предусматривает манипулирование налогами для достижения определенных целей – увеличения объема производства и занятости или снижения уровня инфляции. Налоговая политика предусматривает:
установление и изменение налоговой системы (определение видов налогов, а также роли каждого из них в формировании доходов государственного бюджета);
определение налоговых ставок, их дифференциацию;
предоставление налоговых льгот;
определение механизма исчисления и зачисления налогов в бюджет.
С помощью определенной налоговой политики можно регулировать такие социально-экономические процессы, как объем производства, занятость, инвестиции, развитие науки и техники, структурные изменения, цены, внешнеэкономические связи, уровень жизни населения, уровень потребления определенных товаров и т. п.
Воздействовать на экономические процессы можно, определяя структуру налоговой системы страны. Например, налог с оборота, который широко применялся до введения налога на добавленную стоимость, обусловливал усиление концентрации производства, нарушение принципов конкуренции, что и привело к его замене на НДС, поскольку объем налога с оборота зависел от количества фаз, которые товар проходил в процессе своего движения, – чем больше фаз, тем выше налог. Если же предприниматель сумел объединить разные фазы в пределах одной фирмы, его налог с оборота существенно уменьшался, так как он не взимался с оборота между предприятиями одной фирмы.
Другим примером воздействия структуры налоговой системы на экономические процессы может быть переход от налогообложения валового дохода к налогообложению прибыли предприятия. Такой переход, с одной стороны, может уменьшить налоговую базу, а следовательно, налоговый пресс на предприятия и дать им стимул к развитию производства. С другой стороны, в условиях преобладания коллективной формы собственности и отмены государственного нормирования заработной платы стимулирует предприятия к увеличению фонда заработной платы за счет прибыли и, следовательно, приводит к уменьшению поступлений в государственный бюджет от налога на прибыль и уменьшению средств для финансирования капиталовложений.
Оказывать влияние на деловую активность, инвестиции, занятость можно с помощью налоговых ставок, их дифференциации. Механизм этого воздействия в соответствии с теорией Кейнса следующий: повышение налоговых ставок обусловливает уменьшение доходов, которые остаются после уплаты налогов, а это, в свою очередь, вызывает уменьшение расходов потребителей, а следовательно, и совокупного спроса. Под влиянием уменьшения совокупного спроса сокращаются объемы производства и занятость населения.
Сторонники теории “экономики предложения” считают, что налоги имеют даже более сильные негативные последствия. Повышение их сокращает сумму доходов после уплаты налогов, которые получают и работники, и предприниматели. Вследствие этого труд, нововведения, инвестиции становятся менее привлекательными. Аргументируя свою позицию, сторонники теории “экономики предложения” утверждают, что продолжительность и интенсивность труда отдельных работников зависят от того, какие дополнительные доходы после уплаты налогов они смогут получить от дополнительного труда. Для того, чтобы стимулировать труд – увеличить количество часов, отработанных за день, повысить интенсивность труда, стимулировать активный поиск работы безработными и тем самым оказывать противодействие длительным периодам безработицы и т. п., следует уменьшить предельные ставки налога на доходы.
Рыночная трансформация украинской экономики обусловила необходимость перехода от преимущественно неналоговых к налоговым методам аккумуляции доходов в государственном бюджете, становления самостоятельной налоговой системы. В настоящее время эта система в основном сформирована. Она включает в себя основные виды общегосударственных налогов, существующие в развитых странах мира, с уровнем ставок, не превышающим среднеевропейский. В то же время налоговая система Украины характеризуется рядом особенностей:
1) достаточно высоким общим уровнем налогообложения, определяемым частью доходов бюджета в ВВП. При этом официальная статистика не дает полного представления о налоговом бремени, поскольку при его определении не учитывается сумма начисленных, но не уплаченных налогов (задолженность плательщиков перед бюджетом), достигшая в Украине значительных размеров;
2) неравномерным распределением налогового бремени между отдельными плательщиками вследствие “тенизации” экономики и недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных экономических субъектов;
3) внесением постоянных изменений в систему налогообложения, обусловливающих чрезвычайно высокий уровень ее нестабильности;
4) формированием налоговой системы Украины на основе внедрения опыта налогообложения, накопленного в развитых странах мира. Хотя это процесс неизбежный и естественный, некритическое заимствование зрелых форм налогообложения, адекватных иным социально-экономическим и политическим условиям, ведет к снижению эффективности налогообложения;
5) отличающейся от развитых стран структурой налогообложения, в которой высокий удельный вес косвенных налогов, низкий удельный вес личного подоходного налога и очень высокие начисления на фонд заработной платы;
6) незначительной ролью местных налогов и сборов в формировании доходов территориальных общин, нестабильностью и недостаточностью их доходной базы вообще;
7) использованием налогов прежде всего как инструментов проведения фискальной налоговой политики, невниманием к регулирующей функции налогов.
Налоговая система Украины пребывает в состоянии перманентного совершенствования. Перспективы ее развития на данном этапе связываются прежде всего с разработкой и введением Налогового кодекса Украины, призванного свести воедино и согласовать все налоговые законы, стать основным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения.
Воздействовать на экономические процессы можно не только с помощью регулирования налоговых ставок, льгот и т. п., но и с помощью изменения совокупной величины расходов государственного бюджета и их структуры.
Согласно теории Дж. М. Кейнса, рост государственных расходов стимулирует рост совокупного спроса, который стимулирует развитие национального производства в условиях, когда экономика страны переживает кризисные явления. Усиление же инфляционных процессов требует сокращения государственных расходов и, соответственно, совокупного спроса.
Государственное регулирование темпов и структуры экономического роста осуществляется с помощью расходов бюджета на развитие экономики. Хотя в странах с рыночной экономикой основным источником расширения и развития отраслей и предприятий являются финансовые ресурсы предпринимательских структур, важное значение приобретает и их государственная поддержка.
Наиболее эффективными считаются государственные вложения в научные исследования, совершенствование инфраструктуры, развитие перспектив-ных отраслей.
Неэффективным считается государственное субсидирование “больных” отраслей, которое редко приносит положительные результаты, но к которому прибегает большая часть правительств. Важным направлением государственных расходов являются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В Украине в условиях сохранения значительной роли государственной собственности доля государственных расходов на народное хозяйство не может не быть существенной, тем более учитывая необходимость осуществления его глубокой структурной перестройки. Государственные ресурсы направляются прежде всего на развитие таких отраслей, которые влияют на функционирование всего народнохозяйственного организма, – в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, в то время как финансированию развития инфраструктуры не уделяется должного внимания. Отрицательным является также то, что значительная часть государственных средств направляется на оздоровление финансового положения, предотвращение банкротства, возобновление платежеспособности предприятий, что не дает должного экономического эффекта. Между тем доля государственных капиталовложений из года в год сокращается.
Выход из экономического кризиса требует корректирования бюджетной политики в Украине в направлении отказа от государственной поддержки неэффективных предприятий и приоритетного финансирования наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Первое место в бюджетных расходах развитых стран занимают расходы на социальные цели: социальную помощь, образование, охрану здоровья и пр. Манипулируя этими расходами, государство регулирует прежде всего социальные процессы, в частности, смягчает дифференциацию доходов разных социальных групп, оказывает помощь малообеспеченным слоям населения. Опосредованно эти расходы влияют также на экономические процессы. Так, объем государственных расходов на развитие образования, здравоохранение определяет уровень обеспечения национальной экономики квалифицированной рабочей силой, а помощь малообеспеченным способствует росту расходов на потребление, а значит, и общего спроса.

Еще по теме Вопрос 53. Налогово-бюджетная политика государства:

  1. Тема 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  2. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  3. 5.5.Налоговая реформа и ее взаимосвязь с налоговой политикой государства
  4. 5.2. Налоговая доктрина государства Стратегическая тактика налоговой политики
  5. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  6. 5.4. Механизм реализации налоговой политики государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -