Афера вокруг моста: будет ли Путин спасать Соловьева от тюрьмы? Глава Удмуртии: Камский мост приносит убытки, но это «проект будущего.

Почему Президент России так и не приехал открывать мост через Каму?

Владимир Путин на заседании Военно-промышленной комиссии в Ижевске | фото пресс-службы Кремля

Во время недавнего визита Владимира Путина в Удмуртию он так и не поехал на открытие моста через Каму, сосредоточившись на посещении «Концерна «Калашников». Хотя, по утверждению главы региона Александра Соловьева, для открытия моста все было готово и президента туда приглашали. Почему же руководитель государства не стал участвовать в открытии моста?

Договориться не получилось

В начале июля НММ уже писал, что возведение моста через Каму, чье открытие планировалось на 19-20 сентября, обрастает разного рода скандальными подробностями.

В июле мы предположили, что отказ Путина принимать участие в открытии моста будет косвенно свидетельствовать о неблагополучии всего проекта, подаваемого Александром Соловьевым в качестве «стройки века».

Уже тогда было очевидно, что у объекта есть серьезные проблемы с прохождением официальной экспертизы. Еще два месяца назад, когда мост был уже построен, и по нему началось, так называемое, техническое движение, выяснилось, что проект мостового перехода до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза».

Очевидно, что и в случае с мостом, руководство республики решило прибегнуть к старому проверенному способу, довольно часто используемым, например, дорожниками – «сначала построим объект (дорогу, мост и т.д.), а затем как-нибудь договоримся с экспертизой». В этот раз «как-нибудь договориться» не получилось.

При этом Глава Удмуртии (мы же помним, что этот проект находится под его личным контролем, а значит, все серьезные решения принимаются по согласованию с ним), не имея на руках заключения государственной экспертизы, отдавал распоряжения на выделении бюджетного финансирования (доля вложений республики в 14-миллиардном проекте моста оценивается примерно в 2 миллиарда) на строительство этого объекта. А это уже уголовная статья.

Кроме того, первоначально мост должен был состоять из железобетонных конструкций. Именно в таком виде проект был презентован Владимиру Путину еще в 2010 году. Но с тех пор про железобетонный конструктив сооружения уже никто не вспоминал, а сам мост построили исключительно из железных и металлических конструкций.

По самым скромным подсчетам, такой мост должен был «подешеветь» примерно на 1 миллиард рублей. Но про экономию средств в ходе строительства никто не говорит, поэтому возникает вопрос – куда делся миллиард? Был ли это «откат» со стороны подрядчика нужным людям за получение контракта на строительства моста или его банально разворовали – предстоит выяснить следствию.

Спешные попытки «порешать вопрос» с «Главгосэкспертизой» ни к чему не привел, и руководство республики сделало ставку на главный козырь – приезд на открытие моста Владимира Путина. Зазывать главу государства Александр Соловьев начал в тот момент, когда мост не был достроен, но уже были очевидны проблемы с госэкспертизой. Расчет был прост: уж если первое лицо откроет объект, то ни один чиновник в России не сможет отказать в согласительной документации.

В более узком кругу глава региона, понимая, что до открытия моста, экспертного решения не будет, давал понять, что «нас спасет только приезд Путина, тогда нам все подпишут».

Глупость и непрофессионализм

Путин в Удмуртию приехал, даже в эти дни, когда его ждал Соловьев. Но мост открывать не стал. И ведь даже нельзя сказать, что открытие мостов – не президентское дело. За последние несколько лет Владимир Путин почтил своим присутствием церемонии открытия мостовых переходов в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и других российских городах. И это не говоря о том, что главный мост страны – Керченский, строится под личным контролем президента. А вот Камский мост, если и будет открыт, то уже без участия президента.

Камский мост, сентябрь 2016 года

Аппарат главы государства и соответствующие службы, готовящие любой визит президента, тщательно отрабатывают все нюансы предстоящей поездки, вплоть до мониторинга СМИ и общественных настроений. Ну а уж такой во всех смыслах «выдающийся» момент, как отсутствие государственной экспертизы на объект, который предлагают открыть первому лицу страны, уж точно не скрылся от пытливого взора аппаратчиков.

В этой связи совершенно непонятно на что надеялись власти республики, пытаясь затащить президента на «липовый» объект. Надеяться на то, что соответствующие структуры не разглядят отсутствие экспертизы – непрофессионально, а рассчитывать, что Владимир Путин очаруется красотами камских берегов и закроет глаза на все прегрешения регионалов – просто глупо.

Негативный фон

Последняя надежда на то, что Путин будет спасать Соловьева в истории с мостом, рухнула, видимо, накануне визита. По сведениям из информированных источников, вечером 19 сентября председатель правительства республики Виктор Савельев на совещании в узком кругу заявил, что Путин на мост не поедет, потому что до сих пор нет заключения экспертизы. Очевидно, что авральные усилия, которая республика предпринимала на протяжении всех летних месяцев, для того, чтобы согласовать проект уже построенного моста, не увенчались успехом.

Кроме того, все последние месяцы вокруг строительства моста сохранялся негативный информационный фон. Сначала задерживали зарплату подрядным организациям, занятым на строительстве моста. Что позволило министру дорожного хозяйства республики и одному из приближенных к Александру Соловьеву чиновников Виктору Вахромееву по-хамски назвать «верещанием» .

Затем с той же проблемой столкнулись представители студенческих строительных отрядов, которых на лето тоже привлекли к работам на мосту. Но быстро выяснилось, что погнавшимся за романтикой студентам никто не планировал в срок выдавать зарплату. Долги им погасили буквально за три дня до приезда в Удмуртию Владимира Путина.

Говорят, что крайне нелестных оценок заслужили региональные власти от московских структур и за тарифную политику при пользовании мостом. В частности, больше всего возмутила даже не стоимость проезда, а то, что жители республики не будут иметь льготных условий для перемещений по мосту.

Транзитный транспорт один раз проехал по мосту и все, а, например, камбарякам, которым часто приходится ездить на «материковую» Удмуртию, как быть? И для чего, спрашивается, потратили из бюджета региона 2 миллиарда рублей, при этом, как минимум, не улучшив транспортную доступность жителей отдаленного Камбарского района? Поэтому позиция федералов о том, что «Путин откроет мост, а потом местные из-за дороговизны не будут по нему ездить и ругать президента» тоже имеет право на существование.

Глава Удмуртии - о строительстве моста через Каму

май 2016 года

Наконец, по последним пока неподтвержденным данным, при отсыпке грунта на подъездных путях на правом берегу Камы использовалась земля, в том числе привезенная с территорий скотомогильников Сарапульского и Каракулинского районов. Делалось это в спешке, без отбора проб, или имеют место сознательные преступные действия, будут разбираться правоохранительные органы. У которых этот вопрос, якобы уже тоже на контроле.

Нельзя не отметить и еще один факт – Владимир Путин не удостоил Александра Соловьева личным общением на протяжении всего визита.

С чего началась стройка?

Необходимость строительства моста через Каму в районе Камбарки стала очевидна ещё в конце 1970-х. Но реальная возможность связать камские берега, сократив путь от Москвы до Екатеринбурга на 164 км (если следовать через Пермь) и на 269 км (если ехать через Уфу), появилась лишь несколько лет назад. Вместе с законом о частно-государственном партнёрстве. В нашем случае партнёром государства решил стать ВТБ. Конкурс выиграла «Региональная инвестиционная компания». Подписи под концессионным соглашением были поставлены в мае 2012 года. Стоимость проекта стороны оценили в 13,9 млрд рублей. 27% этой суммы выделяли федеральный и региональный бюджеты, 73% давал инвестор.

Сколько задолжали?

Первое время строительство мостовых переходов шло по плану. Но в 2015 году в дело вмешался мировой кризис. У ВТБ не оказалось средств на кредитование концессионера под чётко прописанный в договоре процент. Пока решали эту проблему, весной 2016-го забастовали рабочие, которым в течение полутора месяцев не платили зарплату. «Ну, верещание, недовольство было. По моим сведениям, там глубина задолженности была месяц-полтора, - говорит Виктор Вахромеев, министр транспорта и дорожного хозяйства УР. - Главное, работы идут по графику, а проблемы своевременно решаются».

Как выяснилось позже, не так уж и своевременно. На днях стало известно, что компания «АрктикСтройМост», являющаяся подрядчиком на строительстве мостов через Каму и Буй, должна своим работникам 46,7 млн рублей.

Какие цены в планах?

Мост будет эксплуатироваться концессионером в течение 49 лет, после чего уйдёт в собственность республики. До выхода на окупаемость вся прибыль остается у концессионера. После (лет через 15-17) она начнёт делиться между инвестором и республикой. Но реально всё будет зависеть от трафика и стоимости проезда по мосту.

Изначально чиновники заявляли, что она будет сопоставима с ценой паромной переправы. Сейчас она составляет 250 рублей через Каму и 80 рублей через Буй. Но в середине апреля этого года Правительство УР опубликовало максимальные тарифы на проезд по двум мостам: через Каму и Буй. Они шокировали. Проезд по двум мостам обойдётся водителю легкового автомобиля в 489 рублей, среднегабаритного - в 979 рублей. Хозяин двухосного транспортного средства раскошелится уже на 1713 рублей, трёхосного и более - на 2 тыс. 202 рубля.

«Соглашение подписано, - комментирует эти цифры Александр Соловьёв, глава республики и не может сдержать пессимистических нот. - И если сегодня концессионер не будет дополучать средства от проезда транспорта, мы будем вынуждены доплачивать ему из регионального бюджета. Но это же страшно!» Чиновника можно понять: и цены повысить хочется, и трафик сокращать нельзя.

Цены проезда: 489 рублей - цена проезда по двум мостам для легкового автомобиля; 979 рублей - среднегабаритного; 1713 рублей - для двухосного транспортного средства; 2202 рублей - для трёхосного и более.

Чем недовольна Камбарка?

Пока республиканские власти препираются по поводу перспектив эксплуатации будущего моста, около 500 жителей Камбарки подписали петицию на имя Владимира Путина. Они требуют заморозить для них стоимость проезда по мосту через Каму на уровне 90 рублей и через Буй на уровне 18 рублей. Просьба вполне разумная.

Но Александр Соловьёв почему-то решил, что камбаряки требуют для себя бесплатного проезда: «Бесплатно никто по мосту ездить не будет, ни я, ни жители города Камбарки. Потому что в этот мост концессионер вкладывал свои личные деньги». Такая забота - дело хорошее. Вот только 2 года назад в Удмуртии выбирали главу республики, а не представителя концессионера. Как говорится, ощутите разницу.

Что забыли сделать?

Чем ближе открытие моста, тем реже республиканские чиновники говорят о его экономической целесообразности. И тем чаще о его роли в улучшении имиджа республики. Особый упор делается на возможный приезд на церемонию открытия Президента России.

Но этот имидж может полететь прахом, если не будут отремонтированы подъездные дороги и не будет построена объездная дорога вокруг г. Сарапула. О подъездных дорогах вспомнили только в феврале этого года и выделили на их ремонт 400 млн рублей. При том, что необходимая сумма приближается к 6 млрд рублей. Обещания выделить остальные деньги в 2017-2018 гг. пока ничем не подкреплены. Зато всё острее встаёт вопрос: согласятся ли водители-дальнобойщики платить за проезд через новый мост, если добираться к нему придётся по бездорожью?

Как уберечь Сарапул?

Движение по мосту может обернуться для Сарапула транспортной и экологической катастрофой. В сентябре основной поток автомобилей на ту и с той стороны Камы пойдёт именно через этот город. Точнее, по улице Гончарова, буквально зажатой между частными и многоквартирными домами. Она и сегодня-то «стоит» в часы-пик. А любое ДТП на ней оборачивается «пробками». Страшно даже представить, что будет происходить на этой улице, когда по ней поползут до 1700 (расчётный трафик) многотонных фур в сутки.

Впрочем, поползут ли? На ул. Гончарова их поджидают два моста. Грузоподъёмность одного из них 18 тонн, а другой откровенно дышит на ладан. Объезда вокруг Сарапула нет существует. Проект объездной дороги будет готов только в 2017 г., а его строительство обойдётся, как минимум, в 3 с лишним млрд. То есть подъездная и объездная дороги обойдутся бюджету республики, как минимум, в 9 млрд рублей. Где их взять при острейшем дефиците бюджетных средств и громадном долге республики, никто не знает.
Поэтому жители Сарапула вполне обоснованно беспокоятся и за городские дороги, и за возможность проехать по городу. А самое главное - за здоровье своё и своих детей, поскольку именно автотранспорт наносит городам самый значительный экологический ущерб. А пока Глава Удмуртии искренне недоумевает: «Сейчас жители города Сарапула зря возмущаются. Естественно, объездная вокруг Сарапула будет, но нужно будет немного потерпеть».

Нет сомнений, что в сентябре движение через Каму и Буй откроется. Слишком много выдано авансов, слишком много истрачено денег, слишком много внимания привлечено к проекту. Но высоких гостей, а тем более Президента России, вряд ли повезут по сарапульской улице Гончарова: и опасно, и могут возникнуть неприятные вопросы. На которые у властей республики нет ответов.

«Всё-таки ждём мы строительства объездной дороги. И минтранс обещает, что в этом году её запроектируют, - говорит Александр Ессен, глава г. Сарапула . - Я знаю, что все жители опасаются, что пойдёт очень много транспорта. На самом деле специалисты говорят, что трафик какой был, такой и будет: сегодня же есть сообщение между тем берегом Камы и этим, есть переправа и летняя, и зимняя. Так что мы сильного отличия или увеличения не ожидаем. Но, тем не менее, определённые работы по приведению в соответствие дороги и моста запланированы. Этот мост ограничен в грузоподъёмности - до 18 тонн. И если пройдёт обследование и специалисты скажут, что нельзя туда пускать транспорт большей грузоподъёмностью, его никто пускать не будет. К тому же все видели информацию по ценам - это не дешевое удовольствие. Думаю, что это тоже будет определённым ограничением и не даст такого увеличения трафика».

«31 марта состоялось заседание нашей гордумы, на которой было принято обращение к Главе республики о строительстве объездной дороги, - комментирует Сергей Смоляков, председатель Сарапульской городской Думы. - Мы заявили, что депутаты обеспокоены вопросом строительства объездной дороги, которое необходимо ускорить. Также было принято обращение к Госсовету республики. Из Госсовета получен ответ, что этот вопрос находится на рассмотрении и сделано обращение в министерство дорожного строительства».

Во время недавнего визита Владимира Путина в Удмуртию он так и не поехал на открытие моста через Каму, сосредоточившись на посещении «Концерна «Калашников». Хотя, по утверждению главы региона Александра Соловьева, для открытия моста все было готово и президента туда приглашали. Почему же руководитель государства не стал участвовать в открытии моста?

Договориться не получилось

В начале июля НММ уже писал, что возведение моста через Каму, чье открытие планировалось на 19-20 сентября, обрастает разного рода скандальными подробностями.
В июле мы предположили, что отказ Путина принимать участие в открытии моста будет косвенно свидетельствовать о неблагополучии всего проекта, подаваемого Александром Соловьевым в качестве «стройки века».

Уже тогда было очевидно, что у объекта есть серьезные проблемы с прохождением официальной экспертизы. Еще два месяца назад, когда мост был уже построен, и по нему началось, так называемое, техническое движение, выяснилось, что проект мостового перехода до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза».

Очевидно, что и в случае с мостом, руководство республики решило прибегнуть к старому проверенному способу, довольно часто используемым, например, дорожниками – «сначала построим объект (дорогу, мост и т.д.), а затем как-нибудь договоримся с экспертизой». В этот раз «как-нибудь договориться» не получилось.

При этом Глава Удмуртии (мы же помним, что этот проект находится под его личным контролем, а значит, все серьезные решения принимаются по согласованию с ним), не имея на руках заключения государственной экспертизы, отдавал распоряжения на выделении бюджетного финансирования (доля вложений республики в 14-миллиардном проекте моста оценивается примерно в 2 миллиарда) на строительство этого объекта. А это уже уголовная статья.

Кроме того, первоначально мост должен был состоять из железобетонных конструкций. Именно в таком виде проект был презентован Владимиру Путину еще в 2010 году. Но с тех пор про железобетонный конструктив сооружения уже никто не вспоминал, а сам мост построили исключительно из железных и металлических конструкций.

По самым скромным подсчетам, такой мост должен был «подешеветь» примерно на 1 миллиард рублей. Но про экономию средств в ходе строительства никто не говорит, поэтому возникает вопрос – куда делся миллиард? Был ли это «откат» со стороны подрядчика нужным людям за получение контракта на строительства моста или его банально разворовали – предстоит выяснить следствию.
Спешные попытки «порешать вопрос» с «Главгосэкспертизой» ни к чему не привел, и руководство республики сделало ставку на главный козырь – приезд на открытие моста Владимира Путина. Зазывать главу государства Александр Соловьев начал в тот момент, когда мост не был достроен, но уже были очевидны проблемы с госэкспертизой. Расчет был прост: уж если первое лицо откроет объект, то ни один чиновник в России не сможет отказать в согласительной документации.

В более узком кругу глава региона, понимая, что до открытия моста, экспертного решения не будет, давал понять, что «нас спасет только приезд Путина, тогда нам все подпишут».

Глупость и непрофессионализм

Путин в Удмуртию приехал, даже в эти дни, когда его ждал Соловьев. Но мост открывать не стал. И ведь даже нельзя сказать, что открытие мостов – не президентское дело. За последние несколько лет Владимир Путин почтил своим присутствием церемонии открытия мостовых переходов в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и других российских городах. И это не говоря о том, что главный мост страны – Керченский, строится под личным контролем президента. А вот Камский мост, если и будет открыт, то уже без участия президента.

Аппарат главы государства и соответствующие службы, готовящие любой визит президента, тщательно отрабатывают все нюансы предстоящей поездки, вплоть до мониторинга СМИ и общественных настроений. Ну а уж такой во всех смыслах «выдающийся» момент, как отсутствие государственной экспертизы на объект, который предлагают открыть первому лицу страны, уж точно не скрылся от пытливого взора аппаратчиков.

В этой связи совершенно непонятно на что надеялись власти республики, пытаясь затащить президента на «липовый» объект. Надеяться на то, что соответствующие структуры не разглядят отсутствие экспертизы – непрофессионально, а рассчитывать, что Владимир Путин очаруется красотами камских берегов и закроет глаза на все прегрешения регионалов – просто глупо.

Негативный фон

Последняя надежда на то, что Путин будет спасать Соловьева в истории с мостом, рухнула, видимо, накануне визита. По сведениям из информированных источников, вечером 19 сентября председатель правительства республики Виктор Савельев на совещании в узком кругу заявил, что Путин на мост не поедет, потому что до сих пор нет заключения экспертизы. Очевидно, что авральные усилия, которая республика предпринимала на протяжении всех летних месяцев, для того, чтобы согласовать проект уже построенного моста, не увенчались успехом.

Кроме того, все последние месяцы вокруг строительства моста сохранялся негативный информационный фон. Сначала задерживали зарплату подрядным организациям, занятым на строительстве моста. Что позволило министру дорожного хозяйства республики и одному из приближенных к Александру Соловьеву чиновников Виктору Вахромееву по-хамски назвать «верещанием» просьбы выплатить подрядчикам зарплату.
Затем с той же проблемой столкнулись представители студенческих строительных отрядов, которых на лето тоже привлекли к работам на мосту. Но быстро выяснилось, что погнавшимся за романтикой студентам никто не планировал в срок выдавать зарплату. Долги им погасили буквально за три дня до приезда в Удмуртию Владимира Путина.

Говорят, что крайне нелестных оценок заслужили региональные власти от московских структур и за тарифную политику при пользовании мостом. В частности, больше всего возмутила даже не стоимость проезда, а то, что жители республики не будут иметь льготных условий для перемещений по мосту.

Транзитный транспорт один раз проехал по мосту и все, а, например, камбарякам, которым часто приходится ездить на «материковую» Удмуртию, как быть? И для чего, спрашивается, потратили из бюджета региона 2 миллиарда рублей, при этом, как минимум, не улучшив транспортную доступность жителей отдаленного Камбарского района? Поэтому позиция федералов о том, что «Путин откроет мост, а потом местные из-за дороговизны не будут по нему ездить и ругать президента» тоже имеет право на существование.

Наконец, по последним пока неподтвержденным данным, при отсыпке грунта на подъездных путях на правом берегу Камы использовалась земля, в том числе привезенная с территорий скотомогильников Сарапульского и Каракулинского районов. Делалось это в спешке, без отбора проб, или имеют место сознательные преступные действия, будут разбираться правоохранительные органы. У которых этот вопрос, якобы уже тоже на контроле.
Нельзя не отметить и еще один факт – Владимир Путин не удостоил Александра Соловьева личным общением на протяжении всего визита.
Не было не то, что встречи в формате «один на один», как это происходит во время посещения президентом практически каждого региона. Не было и ритуального рукопожатия с Соловьевым под фотокамеры в аэропорту. Напротив, на сайте Президента России была размещена фотография Путина, пожимающего руку министру внутренних дел республики Александру Первухину. Тоже – определенный знак.

Не было даже неформального общения с главой государства в автомобиле по ходу движения кортежа от аэропорта до «Концерна «Калашников». Потому что если бы оно и было, Александр Соловьев или идеологический блок его аппарата уже не преминули бы дать знать всем пусть даже не о том, что обсуждалось за затемненными окнами президентского «Пульмана», а хотя бы о самом факте такого контакта. Но его не было.

Так или иначе, но Александр Соловьев получил еще один ощутимый удар по самолюбию. И уже неважно, какие документы лежали в той знаменитой черной папке, которую он до белых костяшек сжимал в руках во время всего визита Путина в Ижевск. Были ли это документы по мосту или по 100-летию юбилея Калашникова, а может быть что-то еще. Дело в другом – чисто внешне для Путина Соловьева не существовало, он даже смотрел как-то сквозь него. В большой политике такие знаки и сигналы многое значат.

фото пресс-службы Кремля

По совокупности факторов, как прямых, так и косвенных, становится вполне вероятным, что недовольство федерального центра происходящим на протяжении последних двух лет в Удмуртии, готово вылиться в конкретные кадровые решения.

Разговоры о том, что отставка Соловьева с должности Главы республики – вопрос решенный, ходят уже не только по кабинетам в Москве или Нижнем Новгороде. Для чиновников республиканского уровня – это тоже популярная тема для обсуждения. Вопрос только в том, в каком виде произойдут эти кадровые изменения и с какими последствиями для определенного круга лиц. И кто пойдет за «паровоза».

Инвалид 1-й группы из города Камбарка в Удмуртии написал письмо президенту РФ. В нем Андрей Козлов просит главу государства предоставить жителям самого маленького города республики льготу на проезд по платному мосту через Каму, который строится в рамках концессии и в ближайшие месяцы будет введен в эксплуатацию. Корреспондент "РГ" отправился в Камбарку и узнал, почему под письмом Козлова готов подписаться чуть ли не каждый житель района.

Статус города Камбарка получила в 1945 году, а первые фабрики по переработке чугуна и распиловке леса появились в этих местах еще в 1760-м. Местные жители всегда предпочитали заводскую работу сельскому хозяйству, и к концу 80-х годов прошлого века Камбарка превратилась в мощный промышленный центр с машзаводом в качестве градообразующего предприятия. На нем производили железнодорожную технику и тепловозы для узкоколейной железной дороги и детских аттракционов. Местные старожилы вспоминают, что до развала Союза камбаряк мог позволить себе с тринадцатой зарплаты если не автомобиль, то уж точно подержанный мотоцикл.

В том, что в городе-заводе давно что-то пошло не так, убеждаешься сразу на выходе из междугородного автобуса, привозящего сюда несколько раз в день редких пассажиров. Муниципального общественного транспорта в Камбарке, где по официальным данным живут 11 тысяч человек, нет, предприятие закрылось практически одновременно с развалом местных заводов. Чиновники уверяют, что проблему решают частные "ГАЗели", однако за пять часов пребывания в городе увидеть их корреспонденту "РГ" так и не удалось.

Вслед за автобусами в Камбарке закрыли роддом и перенесли некоторые ведомства, например налоговую и военкомат, в соседний Сарапул, находящийся за 40 километров отсюда на другом берегу Камы. Какие-то справки можно получить в местном МФЦ, однако для решения более сложных вопросов людям нужно ездить в Сарапул. Раньше для этого использовались паромная переправа или электричка.

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством региона, ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Кама и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 миллиардов рублей, из которых 1,3 миллиарда - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще пять миллиардов рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

В конце 2015 года министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев заявил журналистам, что объект введут в эксплуатацию 16 сентября 2016 года, однако этого не произошло. Позже удмуртские власти несколько раз переносили дату открытия моста. Так называемое "рабочее" движение по нему началось 4 ноября, однако официально объект не сдан. В качестве новой даты официального открытия названо 17 июля 2017 года.

По словам Андрея Козлова, жители Камбарки обрадовались новости о строительстве моста через Каму. Чтобы понять их, нужно представить географическое положение города. От Удмуртии и соседней Башкирии он отрезан реками Кама и Буй. Теперь, чтобы попасть в ближайшие города Сарапул и Нефтекамск, людям придется ехать по платным мостам или отдавать деньги за ледовые и паромные переправы. По суше район связан напрямую с Пермским краем, но до ближайшего Чайковского 70 километров. Если добираться до Удмуртии в объезд через тот же Пермский край, нужно проехать почти 110 километров.

Мы все думали - как хорошо, что мост свяжет нас наконец-то с Удмуртией, ведь мы же все-таки в Удмуртии находимся. Но когда его стали строить, цены на паромы сразу взлетели. Например, паром через Каму в Сарапул стоил 100 рублей, а теперь 250, переправа до Нефтекамска была 30 рублей, стала - 80. Кроме того, все структуры у нас начали переносить в Сарапул, - вспоминает Андрей.

Он также рассказывает, что до последнего момента камбаряки были уверены, что власти Удмуртии не забудут о них и предусмотрят льготы на проезд по мосту.

Надежды эти развеял глава республики Александр Соловьев. В ноябре 2016 года, общаясь с журналистами после встречи с председателем совета директоров РИК Александром Забарским, Соловьев сказал, что жители Камбарки будут ездить по мосту на общих основаниях.

- "Хотелка" со стороны жителей Камбарского района есть, но я сказал - этого не будет. Тогда уж всю республики надо пропускать, при чем тут камбарчане. Поэтому нет, не будет. Что касается спецтранспорта, то он будет ездить бесплатно, - пояснил глава региона. Больше комментариев по этой ситуации власти Удмуртии не дают.

Пока проезд по камскому мосту бесплатный, пункты взимания денег должны открыться здесь в мае. В январе 2017 года правительство Удмуртии утвердило предельные тарифы для проезда по мостам. Документ определил цены в зависимости от тарифных зон и тарифных групп. Платить можно будет за каждый мост отдельно или за оба сразу. В свою очередь, транспортные средства разделены на четыре вида: легковые автомобили и мотоциклы, среднегабаритные авто, машины для перевозки тяжелых грузов и автобусы, а также автомобили для перевозки сверхтяжелых грузов.

В итоге проезд по камскому мосту для легковых автомобилей обойдется в 340 рублей (через Буй - 187), для среднегабаритных транспортных средств - 679 (357), для тяжелых грузовиков - 1189 (611) рублей, для сверхтяжелых - 1528 (781). Проезд через оба моста сразу будет стоить 509, 1019, 1783 и 2292 рубля соответственно. Несложно посчитать, что всего одна поездка в Сарапул с учетом бензина обойдется примерно в тысячу рублей: ни о какой доступности объекта для жителей района в данном случае говорить не приходится.

Через несколько дней премьер-министр Удмуртии Виктор Савельев во время аппаратного совещания органов власти сказал, что СМИ неточно интерпретировали информацию о тарифах и стоимость проезда будет такой же, как на пароме, а указанные цифры - это только предельные, но не реальные значения.

Бывший депутат муниципального совета депутатов, а ныне простой камбарский пенсионер Александр Новокрещенов рассказывает, что сейчас большинство жителей города, оставшихся без работы, живут на пенсию родителей. По данным республиканского центра занятости населения, на 1 января 2017 года в Камбарском районе Удмуртии был самый высокий уровень регистрируемой безработицы в регионе - 4,38 процента. Для многих возможность ездить в соседний Сарапул была практически единственной альтернативой найти нормальную работу, но повышение цен на паром и тарифы за проезд по мосту свели на нет и эту перспективу. Единственной альтернативой сейчас осталась электричка, билет на которую в один конец стоит 95 рублей. Кроме того, люди боятся, что с введением платы за проезд цены на продукты в местных магазинах вырастут, потому что предпринимателям придется тратить больше денег на их доставку в отрезанный от "большого мира" город.

Спрашивается, для чего, с какой целью правительство Удмуртии вложило больше миллиарда рублей бюджетных средств, если с вводом моста в эксплуатацию значительно ухудшается социальное и экономическое положение почти 20 тысяч жителей Камбарского района, который является составной части этой самой Удмуртской Республики? В тарифной политике всегда бывают скидки для тех, кто покупает билет в оба конца, туда и обратно. Почему бы не предусмотреть это для жителей Камбарки, для тех, кто собирается съездить по делам на один день, например из Камбарки в Ижевск или Сарапул и обратно? - недоумевает Новокрещенов.

По мнению камбаряка, основной доход от эксплуатации моста и власти, и концессионер должны получать с транзитного грузового транспорта. Однако дальнобойщики не спешат пользоваться переправой, даже когда проезд по ней остается бесплатным. Дело в том, что дорога к мосту для автопоездов лежит через Сарапул, где на основных улицах города одностороннее движение и много мостов с существенным ограничением грузоподъемности. Да и улицы провинциальной Камбарки не рассчитаны на коммерческий трафик. Водителям большегрузов проще дать многокилометровый крюк через Пермский край, чем терять полдня в пробках в Удмуртии. Да и сарапульцы с камбаряками вряд ли будут рады круглосуточному гулу мощных грузовых двигателей на центральных улицах городов, расположенных в кварталах плотной жилой застройки.

Планировалось, что с началом строительства камского моста дорожники Удмуртии либо расширят транспортные артерии Сарапула, чтобы они могли пропускать возросший автотрафик, либо построят объездную трассу для дальнобойщиков рядом с городом. Однако ни того ни другого пока не произошло. По условиям соглашения в случае, если трафик по мосту так и не достигнет плановых коммерческих показателей, бюджет Удмуртии будет компенсировать затраты концессионера, не покрываемые доходами от эксплуатации объекта. В 2013 году бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики Олег Гарин называл журналистам сумму в 450 миллионов рублей в год, предусмотренную на подобные выплаты.

В Удмуртии утвердили предельный тариф для проезда по мостам через реки Кама и Буй на 2017 год. Документ вступает в силу с 1 января 2017 года.

Всего ввели три тарифные зоны: для проезда через Каму, через реку Буй или для проезда по обоим мостам.

  • Легковые автомобили и мотоциклы за проезд по мосту через Каму заплатят 340 рублей, по мосту через Буй - 187 рублей, за оба моста - 509 рублей.
  • Фургоны, пикапы и минифургоны за проезд по мосту через Каму заплатят 679 рублей, за проезд через Буй - 357 рублей, за оба моста - 1019 рублей.
  • Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы за проезд по мосту через Каму заплатят 1189 рублей, через реку Буй - 611 рублей, за оба моста - 1783 рубля.
  • Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы с прицепом выше 2,6 м с числом осей 3 и более за проезд по мосту через Каму заплатят 1528 рублей, за проезд по мосту через реку Буй - 781 рубль, за оба моста - 2292 рубля.

Платным проезд станет в июле 2017 года, когда мосты будут официально открыты.

Движение по мостам было начато в ноябре 2016 года, сейчас плата не взимается. Мосты обеспечивают круглогодичный проезд и позволяют оптимизировать транспортные потоки между Уфой, Ижевском, Набережными Челнами, Пермью и Екатеринбургом.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев сообщил, что в будущем ценник может измениться в сторону уменьшения из-за конкуренции между мостами и паромной переправой. Но учитывая, что пути всего два, рассчитывать на «спасительную» силу конкуренции не приходится.

Платным мост станет потому, что построен по концессионному соглашению (форма государственно-частного партнерства). Договор на строительство мостов между правительством Удмуртии, банком «ВТБ» и ООО «Региональная инвестиционная компания» был подписан в 2013 году. Общая стоимость строительства оценивается в 14 миллиардов рублей. Из них 10 миллиардов рублей вложили инвесторы - Банк ВТБ и «Региональная инвестиционная компания». После сдачи моста в эксплуатацию он будет передан в концессию на 49 лет.

« Поездка в больницу обойдется в тысячу рублей »

В мае 2016 года жители Камбарска - района, отделенного Камой от остальной территории Удмуртии, провели митинг, требуя от власти отменить для них плату за проезд по мосту. Обсуждаемые расценки для местных жителей просто неподъемны. Однако в ответ на недовольство людей глава Удмуртии единоросс Александр Соловьев ответил людям, что «надо жить в реальном мире, иначе так и Сарапул тоже захочет ездить бесплатно».

Те, кто поедут транзитом из Москвы в Ебург, это их дело, пусть выбирают: или делать крюк или платить бабки. Дело в свинском отношении властей и инвесторов к местным, а конкретно к жителям Камбарского района, - пишут местные жители в интернете. - Это единственный район Удмуртии, расположенный на левом берегу Камы. Район небольшой, дотационный, население в основном пенсионеры и безработные (Камбарка вместе с районом около 20 тысяч жителей).

Местный житель поясняет, что в последние годы многие федеральные службы перевели из Камбарки в Сарапул (налоговую службу, Пенсионный фонд, Роспотребнадзор и другие ведомства). В районной больнице закрыли некоторые отделения, например, родильное. И при этом власти предлагают ездить на прием к специалистам в Сарапул или Ижевск. При такой стоимости проезда через Каму все это будет для многих практически невозможно.

Вопрос простой: что нельзя правительству УР дотировать поездки камбаряков через этот мост? Хотя бы на 50 %? Или проще бросить на произвол судьбы всех, пусть загибаются, не велика потеря, - сетует местный житель.

Другие комментаторы констатируют, что при столь высоких тарифах проезда по мосту еще долгое время актуальной будет оставаться ледовая переправа. Сейчас ее стоимость составляет 150-200 рублей, а для газелей - 300 рублей.

Как быть жителям Камбарского района, которые обслуживаются в больницах Сарапула? Минимальная стоимость одного посещения больницы составит 1000 руб. включая плату за проезд через мост, плюс бензин, - жалуются люди.

Но проблема не только в стоимости. Если трафик по мосту через Каму будет низким, то Удмуртия должна будет выплачивать неустойку. Такое условие прописано в концессионном соглашении по строительству объекта. Необходимая сумма будет взиматься из Дорожного фонда республики. Речь идет о 450 млн рублей в год. Чтобы избежать выплаты неустойки, трафик должен составлять 1700 автомобилей в сутки.