Зарплаты и налоги в венгрии. Налогообложение в венгрии

Налогообложение в Венгрии печально известно как самое обременительное для физических и юридических лиц.

Страна исправно занимала первые места по тяжести налогообложение для граждан и не раз подвергалась критике за несбалансированность и неэффективность налоговой политики. В прошлом году Венгрия начала налоговою реформу, с формальной целью «сделать систему налогообложения пропорциональной».

Реформа в стране, где еще совсем недавно венгры платили государству более 50% своих доходов с одним из самых высоких на планете уровней НДС, предполагает «поднять доходы государственного бюджета» и «способствовать социально-экономическому развитию страны». Парламент одобрил налоговую реформу, некоторые положения которой вступили в силу 1 января 2011 года, а другие — 1 января 2013 года.

Для индивидуальных налогоплательщиков прогрессивная шкала подоходного налога была заменена пропорциональной системой взимания налога. Ставка составляет 16% (в предыдущей системе ставка составляла от 17% до 32% в зависимости от величины доходов). Налог на прирост капиталов составит те же 16%.

С 2013 года налог на прибыль для компаний придет к единому знаменателю – 10%. В данный момент система выглядит вот так:

10% при годовом суммарном доходе менее 500 млн. форинтов (примерно 73 млн. рублей)

19% при годовом суммарном доходе более 500 млн. форинтов

Предполагается снижение налога на доходы юридических лиц всех форм до 10%. Этот налог рассчитан на всемирный доход компаний, то есть полученный как на территории Венгрии, так и вне ее.

Корпоративным налогом в Венгрии не облагаются:

100% полученных дивидендов (но облагаются дивиденды контролируемых иностранных компании. Контролируемая иностранная компания: Иностранная компания, чей доход из венгерских источников более 50%; Иностранная компания, где 10% акций владеет венгерское физическое лицо; Иностранная компания, чей налог составляет менее 10%)

100% прибыли на прирост капитала при продаже зарегистрированного долевого участия (владение минимум 30% акций в течение минимум одного года)

100% прямых затрат, связанных с собственной деятельностью по НИОКР и/или услугами по НИОКР, предоставленными лицами, не являющимися резидентами Венгрии

50% полученных лицензионных доходов

15% заработной платы разработчиков программного обеспечения, участвующих в НИОКР, в случае если это малые и средние предприятия

10% заработной платы, связанной с НИОКР

Другие корпоративные налоги в Венгрии:

Налог на добавочную стоимость – один из немногих налогов в Венгрии, основанный на Директиве ЕС по НДС, и полностью соответствующий европейский стандартам. Ставка НДС в Венгрии – 5% и 25%. Он налога освобождены: внутригрупповое финансирование и операции с активами.

Местный индустриальный налог – это налог муниципалитетов, то есть мест, на которых функционирует компания, на валовую прибыль компании. Не берется налог с дивидендов, полученных процентов и роялти. Размер налога определяется самим муниципалитетом (по закону не может быть выше 2%). Будапешт – один из тех муниципалитетов, не взывающих налог на своей территории вообще.

Налог в инновационный фонд – 0.3% на валовую прибыль. Этот налог не уплачивают малые и средние предприятия (менее 250 человек в штате, менее 50 млн. евро чистой выручки, менее 43 млн. евро активов и пассивов компании).

Если уйти от корпоративных налогов, можно обратить внимание не некоторые интересные нововведения в налоговой системе страны. Своей целью эта система ставит не только попытку налогового «оздоровления», но и «оздоровления» нации.

Задача первая – стимулирование роста населения страны. То есть поощрить рождение венгерских детей. Для этого семьям с двумя детьми и более дали налоговую льготу на каждого ребенка. В некоторых случаях налоговая льгота может полностью покрыть выплаты подоходного налога.

Задача вторая – растить этих детей здоровыми. Для этого был принят знаменитый уже «налог на чипсы», то есть повышенный налог на продукты питания с большим содержанием сахара, соли, углеводов и кофеина (это все шоколадки, соленые орехи, чипсы, мороженное и энергетические напитки).

Налоги в Венгрии

Страна исправно занимала первые места по тяжести налогообложение для граждан. В прошлом году Венгрия начала налоговою реформу, с целью «сделать систему налогообложения пропорциональной».

Парламент одобрил налоговую реформу, некоторые положения которой вступили в силу 1 января 2011 года, а другие - 1 января 2013 года.

Для индивидуальных налогоплательщиков прогрессивная шкалаподоходного налога была заменена пропорциональной системой взимания налога. Ставка составляет 16% (в предыдущей системе ставка составляла от 17% до 32% в зависимости от величины доходов). Налог на прирост капиталов составит те же 16%.

С 2013 годаналог на прибыль для компаний – 10%. В данный момент система выглядит вот так:

10% при годовом суммарном доходе менее 500 млн. форинтов (примерно 73 млн. рублей)

19% при годовом суммарном доходе более 500 млн. форинтов

Предполагается снижение налога на доходы юридических лиц всех форм до 10%

Этот налог рассчитан на всемирный доход компаний, то есть полученный как на территории Венгрии, так и вне ее.

Корпоративным налогом в Венгрии не облагаются:

100% полученных дивидендов (но облагаются дивиденды контролируемых иностранных компании. Контролируемая иностранная компания: Иностранная компания, чей доход из венгерских источников более 50%; Иностранная компания, где 10% акцийвладеет венгерское физическое лицо; Иностранная компания, чей налог составляет менее 10%)

100% прибыли на прирост капитала при продаже зарегистрированного долевого участия (владение минимум 30% акций в течение минимум одного года)

100% прямых затрат, связанных с собственной деятельностью по НИОКРи/или услугами по НИОКР, предоставленными лицами, не являющимися резидентами Венгрии

50% полученных лицензионных доходов

15% заработной платы разработчиков программного обеспечения, участвующих в НИОКР, в случае если это малые и средние предприятия

10% заработной платы, связанной с НИОКР

Другие корпоративные налоги в Венгрии:

Налог на добавочную стоимость – один из немногих налогов в Венгрии полностью соответствующий европейский стандартам. Ставка НДС в Венгрии – 5% и 25%. Он налога освобождены: внутригрупповое финансирование и операции с активами.

Местный индустриальный налог – это налог муниципалитетов на валовую прибыль компании. Не берется налог с дивидендов, полученных процентов и роялти. Размер налога определяется самим муниципалитетом (по закону не может быть выше 2%). Будапешт – один из тех муниципалитетов, не взывающих налог на своей территории вообще.

Налог в инновационный фонд – 0.3% на валовую прибыль. Этот налог не уплачивают малые и средние предприятия (менее 250 человек в штате, менее 50 млн. евро чистой выручки, менее 43 млн. евро активов и пассивов компании).

Нововведения в налоговой системе страны:

Задача первая – стимулирование роста населения страны. То есть поощрить рождение венгерских детей. Для этого семьям с двумя детьми и более дали налоговую льготу на каждого ребенка. В некоторых случаях налоговая льгота может полностью покрыть выплаты подоходного налога.

Задача вторая – растить этих детей здоровыми. Для этого был принят знаменитый уже «налог на чипсы», то есть повышенный налог на продукты питания с большим содержанием сахара, соли, углеводов и кофеина (это все шоколадки, соленые орехи, чипсы, мороженное и энергетические напитки).

Налог на передачу недвижимости

Налог на передачу недвижимости в Венгрии составляет 10% от цены покупки , когда покупается дача или помещение под предприятие. Для жилых домов действует ставка в 2% на первые 4 миллиона форинтов (примерно 16 тыс. евро). За каждый форинт сверху налог в 6%.

Муниципальные налоги

Каждый муниципалитет в Венгрии может сам определять величину местных налогов (прочие налоги на недвижимость, потребительский налог, туристический налог и налог на предпринимательскую деятельность). Для некоторых из этих налогов правительство определяет максимальную величину.

Подоходный налог

Подоходный налог в Венгрии имеет две ставки.

Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

венгрия законодательство налоговая система

Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

  1. Все частные лица выплачивают до 16% от личного дохода.
  2. Для юридических лиц предусмотрена процентная ставка 9%. При большом уровне дохода - 19%.
  3. Прирост капитала входит в налоговую базу и облагается по ставке 10 или 19%.
  4. Основной уровень НДС - 27%, льготные - 18%, 5% и нулевая.
  5. Государственная пошлина за рассмотрение Annual Return - 3000 венгерских форинтов, гербовый сбор не взимается.

Всего на территории государства зарегистрировано 18 разных видов пошлин , большая часть из которых относится к рядовым гражданам.

Подоходный налог в Венгрии для физических лиц

Оплата взыскивается с резидентов страны, они обязаны перечислять в пользу государства налог с общемирового дохода. То есть от средств, полученных в любой юрисдикции законным путем. Нерезиденты республики, занятые трудовой деятельностью, также попадают под регламент налогообложения, однако ставка распространяется только на внутреннюю прибыль.

Размер пошлины - 16%. Сбор взимается с заработных плат населения. В данном случае физические лица не заполняют декларации и лично ничего не перечисляют в казну - все операции за них совершает работодатель. Есть пошлина взыскивается с предпринимательской деятельности или иных видов дохода, контрагент обязан самостоятельно запросить бланк декларации и заполнить его с указанием всех сумм, а также источников прибыли.

Налоговый год в государстве приравнивается к календарному, декларация подается до 20 мая года, следующего за отчетным периодом. В этот же срок должна проводиться оплата. В ряде случаев возможна отсрочка подачи на полгода. За несвоевременную передачу документа грозит пеня по двойной ставке, утвержденной Национальным банком. За недоплату или уклонение от пошлин предусмотрен штраф в размере 50% от суммы, указанной в декларации.

Юридические лица

Предприятия-резиденты выплачивают пошлину с общего дохода всех филиалов и представительств как на территории Венгрии, так и за рубежом. Нерезиденты перечисляют налоги от суммы, заработанной внутри государства. Налогом облагается только финансовая прибыль корпораций. Стандартная ставка для компаний, чья прибыль составляет более 500 миллионов в местной валюте - 19% , остальные организации выплачивают 9% . При начислении пошлины вычитаются все необходимые расходы на ведение бизнеса.

  1. Налог на прибыль не учитывается в случае, если у фирмы есть освобождение от пошлины на дивиденды. Если прирост возник после реализации акций компании лицу-резиденту страны, с которой нет соглашения о пресечении двойного налогообложения, ставка составляет 19%. Во всех остальных случаях взимается сбор 10%.
  2. Все дивиденды , кроме полученных от иностранных компаний, освобождаются от налогов.
  3. Убытки в размере 50% от планируемой прибыли в следующем году переносятся на любой срок, относить потери назад запрещается.
  4. Протяженность налогового года может быть менее 12 месяцев, но соответствие календарному году приветствуется.
  5. Существуют льготы в форме налогового кредитования для исследовательских центров и инвестиционных компаний.

При выплате дивидендов, роялти или процентов предприятию-нерезиденту налоговая ставка отсутствует. Если средства перечисляются иностранному физическому лицу, уровень налогообложения составляет 16% за исключением случаев, когда сделка защищена соглашением об избежании двойного налогообложения.

НДС в Венгрии на сегодняшний день

Пошлина характерна для импорта, а также внутренних поставок товаров и услуг. 0% применяется к финансовому и инвестиционному сервису, 5% - к печатным изданиям в виде газет и книг, а также к медикаментам. 18% - для свежих продуктов питания: выпечка, молочные продукты, мясо и так далее. Все остальные группы товаров и услуг облагаются по ставке 27% .

Порог по регистрации предприятий на НДС-учете отсутствует. Если годовой товарооборот компании не превышает 5 миллионов форинтов, ей не нужно вставать на учет . Для других корпораций обязательная подача ежемесячной или ежеквартальной отчетности. Оплата прилагается к декларации.

Три главные элементы в начале XXI в. составляют основу венгерской налоговой системы - подоходные налоги, налоги с оборота и местные налоги. Кроме того, компании и предприниматели платят взносы в фонды здравоохранения, пенсионного обеспечения и в другие социальные фонды.

Подоходные налоги

Подоходный налог с предпринимателей. В системе подоходного налога закон о корпоративном налоге (налог на прибыль предприятий и организаций) и налог на дивиденды регулирует налогообложение хозяйственных организаций. Субъект налогообложения - хозяйственное общество, кооператив, государственное предприятие. Другие организации (в частности благотворительные фонды, общественные фонды, общественные организации) являются субъектами налогообложения только в том случае, если занимаются хозяйственной или иной деятельностью с целью получения доходов. Субъекты налогообложения, находящихся в Венгрии, обязаны платить налог с доходов, полученных и в стране, и за рубежом, а в иностранных субъектов налогообложения (в частности филиалов) облагаются только доходы, полученные в Венгрии.

Прибыль определяется в соответствии с требованиями и предписаний закона о бухгалтерском учете; сумма прибыли уменьшается в соответствии с положениями закона о налогообложении:

20% прямых затрат на исследования и разработки;

В случае предоставления работы ученикам профессионально-технических училищ - 6000 форинтов в месяц;

В случае принятия на работу безработного;

Сумма ренты социального страхования в течение одного года (кроме учета ее как производственные расходы).

Закон о бухгалтерском учете обусловливает сроки амортизации: для стоимости материальных прав - шесть лет или более, для стоимости фирмы - от 5 до 15 лет. Для большой группы машин и оборудования норма амортизационных отчислений как расходов - ЗО%, для сверхточных машин и оборудования - 33%. Ставка корпоративного налога - 18%.

Инвесторы в течение определенного времени могут воспользоваться рядом налоговых льгот. В случае создания производственных мощностей для производства готовой продукции стоимостью не менее 1 млрд форинтов на всей территории страны в течение пяти лет предоставляется налоговая льгота в размере 50% без предварительных договоренностей по расширению штатов. Этой льготой можно воспользоваться как при создании новых так и при расширении действующих гостиничных мощностей, однако в этом случае предъявляются строгие требования по увеличению поступлений от реализации.

В приоритетных регионах и промышленных зонах предоставляются льготы в размере 100% на срок до пяти лет для создания новых производственных мощностей и строительства гостиниц без предварительного определения стоимости инвестиции. Приоритетными считаются регионы с уровнем безработицы выше 15%. В промышленных зонах норма амортизации зданий - 10%, нормы амортизации машин и оборудования могут быть рассчитаны сразу после покупки. В приоритетном регионе и промышленной зоне предприниматели, которые не подпадают под действие указанных выше льгот, могут воспользоваться льготой в размере 6% от стоимости приобретенных средств. Эта льгота распространяется в приоритетных регионах на приобретение машин и оборудования, в промышленных зонах - на машины, оборудование и здания; в обоих типах регионов - на инвестиции по модернизации и развитию инфраструктуры.

В 2002г. В Венгрии принят закон, согласно которому налоговая льгота для фирм, финансирующих научные исследования, составляет 200%. То есть не только не облагаются расходы на научные исследования, а еще и на такую же сумму уменьшается общая база налогообложения.

Ставка корпоративного налога оффшорных фирм - 3%. Эти общества с ограниченной ответственностью, созданные в свободной таможенной зоне, имеют право заниматься сугубо коммерческой деятельностью за рубежом и предоставлять услуги, за исключением финансовых, иностранным фирмам. Фирмы имеют свои банковские счета в Венгрии, обязаны пользоваться услугами венгерских юрисконсультов и аудиторов; в ревизионных комиссиях граждане Венгрии должны составлять большинство, и фирмы не имеют права при дбаваты паи и акции в венгерских хозяйственных обществах и кооперативах.

При налогообложении иностранной организации, не располагает филиала на территории Венгрии, при определении налогооблагаемой суммы следует учитывать ссудный процент предоставленного кредита, процент облигации, гонорар за исполнительскую и спортивную деятельность на территории Венгрии, авторский гонорар. Не подлежат налогообложению проценты по облигациям венгерского государства и Венгерского национального банка по полученным кредитам.

Налог на дивиденды уплачивается из перечисленных за границу дивидендов; ставка налога - 20%, однако размер налоговой ставки ограничивается договорами об отказе от двойного налогообложения. Для филиалов - в зависимости от положений договора - налог взимается с утвержденных дивидендов. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налога при реинвестировании дивидендов в Венгрии.

Закон о налоге с личного дохода определяет статус на основе постоянной прописки или привычного местонахождения. По заключенным договорам об исключении двойного налогообложения местом привычного пребывания есть такое, где субъект налогообложения проводит не менее 183 дней в год.

При заемном процента, ниже учетной ставки Венгерского национального банка, разница в процентных ставках предоставленного фирмой кредита является доходом, облагаемым налогом по ставке 44%.

Ставка налога от дивиденда, прибыли по курсам валют, доходы от фьючерсных сделок и опционов - 20%. Ставка налога с доходов от дивидендов - 35%, если сумма дивидендов превышает сумму, рассчитанную от доли частного лица в уставном капитале предприятия с использованием удвоенной учетной ставки Венгерского национального банка.

Подоходный налог с физических лиц. Для определения размеров подоходного налога в Венгрии возникла необходимость решить несколько задач. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, а не обложив граждан с наиболее низкими доходами. С другой - налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тыс. Форинтов. их доля составляет 60 70% от общей численности занятых в экономике. Верхний предел доходов, в рамках которой они не облагаются налогом, составляет 48 тыс. Форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% населения, работающего по найму, и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не платят.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен он в пределах страны или за рубежом. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается доход от работы по найму, мелкотоварного сисльськогосподарського производства, предпринимательской деятельности, научной деятельности и изобретательства, продажи подвижности и недвижимости или сдачи их в аренду, взносов в сберегательные кассы и ценных бумаг и др. Размеры налога приведены в табл. 17.4.

Таблица 17.4. Налоговая таблица, форинтов

Пределы дохода

Размер налога

20% суммы свыше 48 000

4400 и 25% суммы свыше 70 000

9400 и ЗО% суммы более 90 000

18400 и 35% суммы свыше 120 000

28900 и 39% суммы свыше 150 000

40600 и 44% суммы свыше 180 000

67000 и 48% суммы свыше 240 000

124000 и 52% суммы свыше 360 000

249400 и 56% суммы свыше 600 000

361400 и 60% суммы свыше 800 000

Как показывает табл. 17.4 годовой доход в пределах 48 тыс. Форинтов налогообложению не подлежит. Подоходный налог имеет степень-сплошь прогрессивный характер, налоговая ставка колеблется от 20 до 60%. Пример расчета размера налога приводится в табл. 17.5. В случае годового дохода в размере 9,5 тыс. Форинтов размер налога вычисляется так.

Таблица 17.5. Расчет размера налога на годовой доход в 95 тыс. Форинтов

Приведенные примеры показывают, что всякий раз налогом облагается та часть суммарного дохода, которая попадает в определенные пределы. При этом не имеет значения, полученный доход из одного источника или из нескольких. Налоговые ставки зависят от общей суммы доходов.

Наиболее важная налоговая льгота, которая касается всех работающих по найму, установлена в размере 12 тыс. Форинтов. Это означает, что при определении налоговой ставки на доход, получаемый по основному месту работы, можно автоматически ежемесячно вычитать 1000 форинтов. Итак, в случае работы на государственном предприятии или в кооперативе гарантируется освобождение от налога на доход в пределах 60 тыс. Форинтов в год. Эта льгота распространяется и на работающих по найму в частном секторе.

Налоговая система Венгрии учитывает и тот факт, что налогообложению подлежат все виды доходов, в том числе "чаевые". Однако для того чтобы сделать такие доходы "видимыми", нужно создать ряд условий: улучшение снабжения, ликвидации дефицитов, усиление контроля и др. Работа в этом направлении ведется, однако превращение "невидимых" доходов на видимые не является задачей налоговых преобразований. Очевидно, что налоговая система в лучшем случае может лишь усилить те мотивы, по которым часть из теневых доходов попадет в сферу налогообложения.

Согласно размера подоходного налога повышается (зарплата-брутто) заработная плата работающих на основном месте работы. Источником такого повышения заработной платы на предприятиях и в кооперативах есть те средства, которые образовались благодаря отмене ряда других налогов. В целом, система взимания подоходного налога в Венгрии построена так, что реальное увеличение отчислений от заработка возникает только в случае получения дохода из нескольких источников.

С учетом того, что одновременно с этим в Венгрии была введена единая процентная ставка отчислений в пенсионный фонд в размере 10% (ранее она зависела от размеров заработной платы), процесс "бруттошитування" (зарплата без уплаты налогов) заработка по основному месту работы иллюстрирует табл. 17.6.

Таблица 17.6. Определение заработка и налоговых сборов

Таблица показывает, что для того, чтобы нетто-доход работника не уменьшился, в рассматриваемом случае ему должны повысить годовую заработную плату на 7231 форинт, или на 9%.

Согласно закону такой порядок распространяется только на доходы по основному месту работы. О работе по совместительству, то повышение зарплаты зависит от условий конкретной трудового соглашения, и обязательно "бруттошитування" на нее не распространяется.

Если венгерский гражданин получает доход только по основному месту работы, то взимание подоходного налога происходит для него как автоматически, так как это входит в обязанность работодателя. Поэтому значительная часть работников не контактирует непосредственно с налоговым ведомством. Предприятия, кооперативы, частные предприниматели в течение года ежемесячно авансом вычитают из заработной платы лиц, работающих по найму, часть подоходного налога, а в конце года устанавливается окончательная сумма налога и проводится окончательный расчет. Итак, в этом случае нет необходимости в заполнении податовои декларации, а ответственность за все операции, связанные с уплатой подоходного налога, ложатся на работодателя.

Венгерские граждане, вместе с основным местом работы имеют и другие источники дохода, до 20 февраля должны предоставлять в налоговое ведомство налоговую декларацию о размере дохода, полученного в период с 1 января по С декабря прошлого года. К декларации прилагается справка с основного места работы, где указывается размер налога и сумма уже погашенного налога.

Итак, подоходный налог также является формой самостоятельного налогообложения, основанное на взаимном доверии между налогоплательщиком и налоговым ведомством.

Согласно закону пенсии - независимо от их величины - подоходным налогом не облагаются. Однако все другие доходы, если их сумма вместе с пенсией превышает 96 тыс. Форинтов в год, подлежат налогообложению. Итак, если годовой размер пенсий составляет менее 96 тыс. Форинтов, а пенсионер имеет дополнительный доход, но вместе эта сумма все равно не превышает 96 тыс. Форинтов в год, то налог платить не надо.

Если суммарный доход при пенсии ниже 96 тыс. Форинтов в год превышает эту сумму, налог рассчитывается следующим образом (табл. 17.7).

Таблица 17.7. Схема вычисления суммы налога при годовом размере пенсии менее 96 тыс. Форинтов

Если размер пенсии превышает 96 тыс. Форинтов в год и к этому добавляются другие виды доходов, налог рассчитывается по схожему принципу (табл. 17.8).

Таблица 17.8. Схема вычисления суммы налога при годовом размере пенсии свыше 96 тыс. Форинтов

Если пенсионер получает дополнительный доход как лицо, работающее по найму, то на него распространяется общепринятая льгота. Следовательно, при исчислении налога с суммы, подлежащей налогообложению, нужно вычесть 12 тыс. Форинтов.

Чтобы укрепить связь между гражданином и государством, с 1989 г.. Принятый порядок, по которому подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной степени зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.