Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил (на примере Сибирского федерального округа). Принципы и факторы размещения производительных сил региона - реферат

Введение

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.


1. Закономерности размещения производительных сил

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Все большее и большее значение для развития современной экономики приобретает рациональное размещение производительных сил, которое позволяет обеспечить большую эффективность производства, и при этом получить максимальную прибыль. Всего этого можно достичь только при бережном и рациональном исп. природных ресурсов и при сохранении и улучшении условий жизни населения

Помимо всего этого большую актуальность имеют такие факторы, как комплексное использование природных ресурсов и внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. Современное размещение производства в условиях нарождающегося рынка предполагает структурную перестройку всей хозяйcтвенной системы, социологизацию экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта Федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

Важнейшими закономерностями размещения производства в условиях развития рынка являются:

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Эффективное и рационалъное размещение производства - это экономия затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта.

Величина запасов, содержание компонентов и глубина залегания в разных регионах России очень разнится. Также при этом большое значение имеют уровень развития транспортных условий, которые обеспечивают приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. При этом огромное влияние оказывает на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одна из главных задач повышения эффективности-это снижение стоимости затрат на чрезмерно дальние и особенно громоздкие перевозки, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических - к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства являются использование, а также внедрение новейших наиболее современных и безотходных технологий, а также кооперирование и комбинирование производства. При этом предусматривается бережное и экономное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологической обстановки. Последнее время увеличивается важность сокращения потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.

Под комплексным развитием хозяйства экономических районов понимается комбинирование различных отраслей рыночной специализации, которые имеют общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Также подразумевается укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и сферой услуг.

Все районы имеют свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социалъные условия, по которым определяется его экономический профиль. Экономический район - это хозяйственный комплекс, целостная территориальная хоз. система, где ведущая роль отводится отраслям рыночной специализации.

Уже на стартовом уровне становления и развития рыночных отношений

в РФ сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее время она представлена федеральными округами, которые являются крупнейшими территориальными хозяйственными комплексами, районами среднего звена (субъекты РФ) и низовыми районами. Непрерывно развивается единый хозяйственный комплекс РФ на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а также республиканские и региональные комплексы.

Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая в настоящее время коренным образом перестраивается с учетом социологизации.

Территориально-производственный комплекс - это пропорционально согласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологически связанных отраслей.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий необходимое условие эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики. Для России, с ее огромными территориями и богатым природно-русурсным потенциалом, это имеет особое значение. У регионов страны разные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности и при этом разные уровни экономического развития. Исходя из этого для каждого региона можно сформировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. Так, сложившиеся общероссийские металлургические базы в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах сохраняют свою специализацию и в перспективе будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов, как и нефтегазоносные базы Уральского, Приволжского, Северо-Западного округов. В то же время каждый из них будет получать продукцию, им необходимую, из других регионов России.

В условиях современного этапа развития экономики большое значение имеет совершенствование разделения труда между регионами, объединения труловых усилий и правильного сочетания интуресов гос-ва и каждого региона.

Разделение труда по регионам и рациональная рыночная специализация районов при организации правильных экономических связей между регионами и внутри них будут способствовать повышению уровней экономического развития, которое необходимо для расширения производства и повышению его эффективности.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов . Для обеспечения эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений важным фактором является выравнивание уровней социально-экономического развития всех регионов страны. Это важнейшая закономерность размещения производства, одно из основных условий ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

В настоящее время уровень жизни в стране падает примерно одинаково.

Несмотря на это выделяются регионы, которым правительство России должно уделитъ внимание в первую очередь. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Поэтому необходимо выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.

Как известно, в зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы. Их интенсивное промышленное освоение без соблюдения социальных и экологических требований в условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития - традиционные отрасли хозяйства: оленеводство, охота, рыбный промысел, т.р. ухудшилась среда их обитания. Помимо этого возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Для решение этих проблем Севера нужно провести специальную государственную политику, основными целями которой являются такие задачи, как выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания и достижения качественного уровня жизни населения Севера.

Необходимыми условиями возрождения малочисленных народов Севера, во время перехода к рыночной экономике, являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действует не изолированно друг от друга, все они взаимообусловлены.

Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

2. Принципы размещения производительных сил

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются на основе изучения и использования механизмов развития рыночной экономики в некоторых странах. На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям, в современном размещении производительных сил, выделяются следующие положения:

Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.

Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления.

Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

Использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В нынешних условиях развития рыночной экономики очень важен принцип первоочередного освоения и комплексного исполъзования наиболее эффективных видов природных ресурсов . Для этого были разработаны и еще продолжают развиваться программно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК). К примеру Оренбургский газопромышленный комплекс, на базе железных руд ТПК КМА; Западно-Сибирский ТПК на основе добычи нефте- и газопродуктов, на базе угольных ресурсов - Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.

Если говорить про принцип приближения производства к источникам сырья , топлива, энергии и к районам потребления, то он очень важен потому что дает возможность для: сокращения и устранения дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда по всем стадиям производства - в целом, повышения экономической эффективности.

Также немаловажным положением является оздоровление экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию . С развитием технологий все чаще и чаще применяются технологии безотходного производства в цветной металлургии и пр. К примеру в угольных и металлургических базах России применяется утилизация промышленных газов (коксовых, доменных).

В процессе размещения и развития производительных сил в регионах, условиях рыночной экономики, возникает нужда совершенствования управления природопользованием. Как показало исследование отечественного и зарубежного опыта нужен комплексный механизм решения как ресурсных, так и экологических проблем развития региона. Также в условиях современного рынка существует необходимость преодоления экономической безответственности за ущерб природе, за выпуск не экологически чистой продукции и за бездумную трату природных ресурсов из-за их низкой стоимости в сравнении с мировыми ценами. Вот такие регуляторы требуются для повышения эффективности природопользования и улучшения экологической обстановки.

. Во-первых, нужна законодательная и нормативная база чтобы системы экологических ограничений по регионам и экосистемам могли работать. В этих рамках должны осуществляться размещение и развитие производительных сил.

Во-вторых требуется ввести систему экологического налогообложения и платежей за природопользование. Она будет стимулировать оздоровление экологиии, рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводство.

Третьим регулятором послужит лимит потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, а также разработка системы показателей эффективности и комплексности использования природных ресурсов.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип исполъзования экономических выгод международного разделения труда, восстановления и развития экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья .

Принципы и факторы размещения производительных сил региона

По этой проблеме в разное время написано большое число трудов. Среди них, к сожалению, нельзя выделить одну - две классические работы, ставшие основой для последующего развития науки. Поэтому многочисленные литературные вариации на заданную тему образуют нечеткое множество определений, перечней и характеристик закономерностей, принципов и факторов.

Формулировки закономерностей размещения, наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловлены системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. В соответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретизациями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят: 1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; 4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С точки зрения стратегии размещения производительных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не быть реализованными (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию производства, ликвидацию противоположности между городом и деревней, более равномерное размещение производства и населения и т.д.

Некоторые из сформулированных закономерностей идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил; в более современной литературе они уже трактуются как закономерности. С теоретической точки зрения уязвимы даже не столько отдельные формулируемые закономерности, сколько их сочетания, которые в соответствии с требованиями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы.

Принципы размещения производительных сил, формулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, дополняют и отчасти дублируют закономерности. К наиболее часто называемым принципам относятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укрепление обороноспособности страны. Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, развития регионов, при разработке общей схемы размещения производительных сил.

Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они несовместимы. Например, только в редчайших случаях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Дальнейшая специализация производства усиливает неравномерность его размещения по территории. Укрепление обороноспособности требует, как правило, такого, размещения производства, которое отклоняется от источников сырья и мест потребления продукции. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и закономерности, должны приобрести более конкретное, операциональное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.

Факторы размещения производительных сил - это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении конкретной проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.

Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности. Разумеется, состав учитываемых факторов зависит от рассматриваемой проблемы.

Переход от стадии индустриального и экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу изменяет состав и соотношения важности учитываемых факторов размещения производительных сил. В России этот процесс сочетается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания индивидуальных, групповых (в том числе региональных) и общегосударственных интересов.

Систематизация и актуализация закономерностей, принципов, факторов и эмпирических данных представляет собой начальный этап построения и обновления нормативной теории размещения производительных сил, т.е. этап предтеории. За ним должен следовать этап построения конструктивной, операциональной части теории.

Факторы размещения производительных сил.

В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.

Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.

Блок технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий региона.

Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.

Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.

Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложенийв сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.

Социо-демофафические факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.

Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах:

Законодательная база в области региональных процессов, в рамках территориально-организационного размещения производительных сил, точность исполнения законов;

Изменение экономических функций государства;

Стабильность политической системы;

дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой - преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества. Уровень развития производительных сил выражает степень познания и овладения законами природы, является важнейшим показателем общественного прогресса. Производительные силы - саморазвивающаяся система, в которой в процессе трудовой деятельности человека происходит воздействие на предмет труда, его преобразование. Соответственно человек с его интеллектом, психофизиологическими качествами, профессиональными знаниями и навыками, опытом, отношением к труду, ценностными ориентациями и т. д. является главным элементом данной системы, главной производительной силой общества. Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества. В системе производительных сил важная роль принадлежит технологии и организации производства, разделению и кооперации труда.

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях нарождающегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоят в следующем:

· рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

· комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации;

· рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий:

· выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения – конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

В современном размещении производительных сил на стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяют следующие основные принципы:


а) приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. С учетом этого принципа решается проблема сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности;

б) первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов. В условиях развития рыночных отношений этот принцип особенно важен. Для комплексного использования наиболее эффективных ресурсов создаются ТПК, например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, на базе железных руд формируется ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов – Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК;

в) оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Научно-технический прогресс и развитие невозможны без обеспечения благоприятной среды обитания человека. В условиях рынка в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый природе, выпуск экологически грязной продукции, разбазаривание природных ресурсов из-за их низкой стоимости по сравнению с мировыми ценами.

В Федеральной программе «Экологическая безопасность России» намечены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию экологически чистых, малоотходных технологий, решению других природоохранных проблем. Планируется создание автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды. Среди неотложных мер экологического оздоровления страны можно выделить экологическую экспертизу федеральных комплексных программ по различным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам. Наряду с этим намечается экологическая паспортизация всех действующих предприятий, экологически опасных объектов, а также отдельных территорий для принятия конкретных мер по оздоровлению экологической обстановки;

г) использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двусторонних соглашений.

Учитывая, что экономика бывшего СССР была очень сильно интегрирована, а после его распада разрушены экономические связи с бывшими республиками (ныне странами ближнего зарубежья), усилилась кризисная обстановка в экономике России и этих государств. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают межправительственные соглашения о взаимных поставках продукции, договоры о выполнении совместных работ по вводу в действие производственных объектов, осуществляемых на долевых началах. Восстановление хозяйственных связей даст возможность выйти из кризиса и успешно осуществить экономические реформы перехода к рыночной экономике.

Реферат

по предмету “Региональная география”

на тему:“Закономерности, принципы и факторы размещения

производительных сил ” .

2005

Введение…………………..…………………………….…3

1. Закономерности размещения производительных сил…4

2. Принципы размещения производительных сил………10

3. Факторы размещения производительных сил………...14

Заключение………………………………………….…...23

Список использованной литературы…………….……..24

Введение

Закономерности размещения производительных сил

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производителъными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития большое значение приобретает рационалъное размещение производительных сил, позволяющее обеспечить большую эффективность производства, получить максималъную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом особую актуальность имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. Современное размещение производства в условиях нарождающегося рынка предполагает структурную перестройку всей хозяйственной системы, социологизацию экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта Федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение природных и экономических ресурсов.

К важнейшим закономерностям размещения производства в условиях развития рынка относятся:

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства.

2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации.

3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий.

4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рационалъное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических - к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и сферой услуг.

Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социалъные условия, которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.

В России уже на стартовом уровне становления и развития рыночных отношений сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее время эта система представлена федеральными округами, которые являются крупнейшими территориальными хозяйственными комплексами, районами среднего звена (субъекты РФ) и низовыми районами. Непрерывно развивается единый хозяйственный комплекс РФ на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а также республиканские и региональные комплексы.

Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая в настоящее время коренным образом перестраивается с учетом социологизации.

Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с тер-риториальной структурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональным комплексам, которые представляют собой рациональное сочетание эффективных отраслей рыночной специализации с дополняющими территориальный комплекс отраслями, а также производственной и социальной инфраструктурой (транспорт, связь, жилой фонд, предприятия сферы услуг и т.д.)-

Территориально-производственный комплекс - это пропорционально согласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологически связанных отраслей.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики. Особое значение оно имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Регионы страны имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. Так, сложившиеся общероссийские металлургические базы в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах сохраняют свою специализацию и в перспективе будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов, как и нефтегазоносные базы Уральского, Приволжского, Северо-Западного округов. В то же время каждый из них будет получать продукцию, им необходимую, из других регионов России.

На современном этапе экономического развития в условиях становления и развития рынка особенно важно дальнейшее совершенствование разделения труда между регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания интересов государства с интересами каждого региона любого ранга. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация регионов при организации правильных экономических связей между регионами и внутри них будут способствовать повышению уровней экономического развития, необходимому расширению производства и повышению его эффективности.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. Это важнейшая закономерность размещения производства, одно из основных условий ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

В настоящее время при общем падении уровня жизни в стране выделяются регионы, которым правительство России должно уделитъ внимание в первую очередь. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Поэтому необходимо выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.

В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований в условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития - традиционные отрасли хозяйства: оленеводство, охота, рыбный промысел, т.р. ухудшилась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем Севера требует проведения специальной государственной политики, главными целями которой являются выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.

В период перехода к рыночной экономике необходимыми условиями возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действует не изолированно друг от друга, все они взаимообусловлены.

Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

Принципы размещения производительных сил

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются на базе изучения и использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. В современном размещении производительных сил на стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления.

2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов.

3. Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

4. Использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Соблюдение принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления позволяет решить проблему сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности.

Особенно важно приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности. К источникам сырья приближаются материалоемкие производства, например черная металлургия, тяжелое машиностроение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности приближается к районам потребления, а наукоемкие отрасли - к районам, обеспеченным квалифицированными трудовыми ресурсами.

В условиях развития рыночных отношений особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного исполъзования наиболее эффективных видов природных ресурсов. Для этих целей созданы и продолжают развиваться программно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК), например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышленный комплекс, на базе железных руд ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов - Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.

Очень важен принцип оздоровления экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Так, например, в угольных и металлургических базах России применяется утилизация промышленных газов - коксовых, доменных. Безотходные технологии все больше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях.

В условиях рынка в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый природе, за выпуск экологически грязной продукции, за разбазаривание природных ресурсов из-за их низкой стоимости по сравнению с мировыми ценами. Для оздоровления экологической обстановки, достижения эффективности природопользования требуются следующие экономические регуляторы.

1. Законодательная и нормативная база для действия системы экологических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и развитие производительных сил.

2. Введение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование, стимулирующей экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование при-родных ресурсов.

3. Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, а также разработка системы показателей эффективности и комплексности использования природных ресурсов.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип исполъзования экономических выгод международного разделения труда, восстановления и развития экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двусторонних соглашений.

Поскольку экономика СССР была очень сильно интегрирована, а после его распада разрушены экономические связи с бывшими республиками (ныне странами ближнего зарубежья), обострилась кризисная обстановка в экономике России и этих государств. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают межправительственные соглашения о взаимных поставках продукции, договоры о выполнении совместных работ по вводу в действие производственных объектов, осуществляемых на долевых началах. Восстановление хозяйственных связей даст возможность выйти из кризиса и успешно осуществить экономические реформы перехода к рыночной экономике.

В современных условиях особенно важны такие формы экономического сотрудничества с зарубежными странами, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в финансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсационной основе, внешняя торговля и др.

При размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов и т.д. Каждый временной этап развития экономики страны имеет свои, присущие данному периоду принципы размещения производительных сил.

Факторы размещения производительных сил

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК. Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: экономические факторы, природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.

Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в процессе формирования районных пропорций необходимо учитывать совокупность всех групп факторов, но в то же время следует выделить факторы, особо влияющие как на размещение производства отдельных отраслей, так и на формирование территориальных пропорций.

Для размещения отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта или рудного тела, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (содержание железа в железных рудах, нужных компонентов в рудах цветных металлов, калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.)

При размещении отраслей добывающей промышленности необходимо принимать во внимание транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например, железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъемность, а также стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя. Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Немаловажным фактором в добывающей промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией. Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

Еще более сложная совокупность факторов должна учитываться при размещении отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь сочетаются энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный и другие факторы.

Сложность системы размещения любой отрасли хозяйства заключается в том, что она предусматривает совокупность целого ряда взаимосвязанных факторов, которые необходимо учитывать. Только научно обоснованный учет факторов с точными расчетами стоимости эффективности каждого фактора позволит правильно разместить отдельные производства, отрасли или же группу отраслей. Поэтому необходимо составлять несколько вариантов моделей размещения по всем отраслям с учетом совокупности факторов размещения и сравнительной экономической эффективности, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант.

Из группы природных факторов большое влияние на размещение производства оказывает водный фактор. Он часто выступает в единстве с энергетическим фактором. Некоторые производства считаются энергоемкими и в то же время водоемкими (например, производство алюминия). При постоянно растущих объемах водопотребления в народном хозяйстве стоит задача экономного, рационального расходования водных ресурсов. При этом следует учитывать неравномерность размещения водных ресурсов. Основным критерием водопотребления считается расход свежей воды на единицу готовой продукции. Особо крупным потребителем воды считается промышленность, она расходует 40% всей воды, потребляемой народным хозяйством. К числу водоемких отраслей промышленности следует отнести в первую очередь отрасли химической промышленности, они же являются и энергоемкими. Из отраслей химии особенно большой расход воды приходится на целлюлозно-бумажную, гидролизную промышленность, производство синтетических волокон. К водоемким отраслям относятся также текстильная промышленность, особенно производство хлопчатобумажных и шелковых тканей, теплоэлектроэнергетика, а также отрасли цветной и черной металлургии (производство черной меди). Так, например, производство 1т синтетических волокон требует расхода воды 2600 м 3 , а 1 т хлопчатобумажных тканей - 1260 м 3 . Крупным водопотребителем является нефтеперерабатывающая промышленность. Завод по переработке сырой нефти расходует на 12 млн т нефти до 60 млн м 3 чистой воды в год. Металлургический завод мощностью 3 млн т чугуна и 1 млн т стали расходует 240 м 3 воды, тепловая электростанция мощностью 1200 тыс. кВт потребляет 1200 млн м 3 воды.

Введение платы за воду и установленные лимиты на ее потребление предприятиями, введение штрафов за превышение расходования воды значительно сократят расход воды, обеспечат более рациональное водопользование.

Развитие сельского хозяйства и размещение его отраслей наряду с водным фактором обусловливает земельный фактор.

Земельный фонд России вполне достаточен для обеспечения нужд всех отраслей сельскохозяйственного производства. Однако следует иметь в виду, что ежегодно идет отвод земель для несельскохозяйственного назначения: для строительства промышленных предприятий, которым нужны значительные строительные площадки, а также для строительства железных, шоссейных дорог, трубопроводов, высоковольтных линий электропередачи. Ежегодно при интенсивном развитии промышленного и транспортного строительства отчуждение земель на несельскохозяйственные нужды превышает 2 млн га. Это приводит к значительному сокращению сельскохозяйственных площадей, а следовательно, возникает потребность всемерной экономии земельных ресурсов, рационального их использования, интенсификации сельского хозяйства.

Большое влияние на рациональное размещение производительных сил оказывают демографические факторы. При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. Наиболее плотно заселена Европейская часть страны: Центральный, Северо-Западный, Южный федеральный округа. В то же время Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, особенно их северные районы, имеют очень низкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых крупных производств на востоке и севере страны не-обходимо привлечь в эти районы трудовые ресурсы из многонаселенных европейских районов, создать для них благоприятную со-циальную инфраструктуру, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах с экстремальными условиями.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

Важным направлением кадровой политики, оказывающей влияние на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера и восточных районов, т.е. районов трудодефицитных, с экстремальными условиями, слабозаселенных.

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить важнейший - транспортный.

При размещении всех отраслей хозяйства этот фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональ-ных перевозок. Транспорт обеспечивает не только освоение новых территорий на севере и востоке страны, но и потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил, еще очень часты встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов, продукции лесозаготовок, металла, полуфабрикатов и часто громоздких малотранспортабельных изделий других отраслей промышленности.

По соотношению материальных ресурсов и готовой продукции, а также себестоимости продукции можно выделить отрасли промышленности, наиболее зависящие особенно от транспортного фактора,

Учет транспортного фактора является важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий следует определять исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек.

Транспортный фактор играет большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстояния. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередачи.

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП). Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих направить научные достижения в новую технику и технологию.

В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.

Одним из направлений НТП является использование новых тех-нологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем дает возможность вести комплексную переработку сырья, заменять традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфическим условиям Севера, позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на оборудовании каждой скважины. Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

Значительные изменения в территориальной организации хозяйства связаны с применением таких новых направлений, как развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресурсов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдаленных и труднодоступных районов.

В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и качественных изменений основных производственных фондов. Наращивание экономической мощи в последние десятилетия имело экстенсивный характер. Научно-техническая и производственная база нашей страны не отвечает требованиям интенсификации общественного производства. Свыше 50% оборудования и машин эксплуатируются более 15 лет, в то время как сменяемость обору-дования в Японии составляет 6-8 лет, а в европейских государствах - 10-12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старых промышленных районах Европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффективности общественного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.

Реализация достижений НТП влияет на формирование территориальных народно-хозяйственных пропорций и воздействует на территориальное разделение труда. Велико значение в формировании территориальных пропорций экономических факторов: капитальных вложений, освоения основных фондов и т.д.

В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах учитываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его производственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обес-печивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

В решении задач рационального размещения производительных сил нашли применение математические методы. Задачи по определению оптимального (наиболее экономически эффективного) плана развития и размещения предприятий отрасли решают чаще всего в двух направлениях: 1) достигнуть заданного объема производства продукции и удовлетворить потребности потребителей при ограниченных ресурсах и сведении к минимуму суммарных затрат на производство и транспортировку сырья и продукции; 2) получить максимум прибыли при заданных ресурсах (материальных, трудовых, капитальных вложений). В ходе решения задач могут быть определены:

Объемы производства на действующих и реконструируемых

предприятиях;

Пункты нового строительства и целесообразные мощности

новых объектов;

Специализация многономенклатурных предприятий на выпуске каждого продукта;

Объемы расхода различных ресурсов (сырья, топлива, электроэнергии, оборудования, труда) на каждом предприятии;

Размеры капиталовложений на поддержание мощностей действующих предприятий, на реконструкцию и строительство новых объектов;

Потери от ликвидации нерентабельных предприятий;

Объемы добычи сырья и топлива, обеспечивающие данную отрасль промышленности.

Заключение

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действуют не изолированно друг от друга, все они взаимообусловлены.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил в теоретическом обосновании размещения производства важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга - экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: экономические факторы, природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.

В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.

Список использованной литературы.

1. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 471 с.

2. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 463 с.

3. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. Пособие для студентов вузов – М.: Московский Лицей, 2000.

4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2001.- 672 с.

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики, 2001

6. Алексеев А.И., Бабурин В.Л., Гладкевич Г. И., Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России, 2001

Принципы размещения производительных сил, как и закономерности, имеющие важное значение. Они являются проводниками воплощения в практику требований закономерностей и за период существования менее длительные. Эти принципы выражают потребности определенного исторического этапа развития общества. Со сменой времени закономерности сохраняют свое действие, а принципы определяются на новый период.

Принципы - это кратко сформулированные обществом основные положения, которыми руководствуется государство и субъекты хозяйствования в проведении экономической политики в размещении производительных сил и развития регионов. К важнейшим из них целесообразно отнести следующие:

Одним из главных является принцип рационального размещения производства. Суть этого принципа заключается в том, чтобы при размещении объектов достигалась высокая эффективность народного хозяйства. Рациональное размещение производства предусматривает:

Приближение производства к источникам топлива и воды;

Приближение трудоемких отраслей к районам и центрам сосредоточения трудовых ресурсов;

Приближение массового производства мало транспортабельной продукции к местам ее потребления;

Ликвидация (избежания) встречных перевозок однотипной сырья, топлива, готовой продукции из одного региона в другой;

Ограничение чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах, преимущественное размещение новых промышленных объектов в малых и средних городах;

Охрана природы и обеспечение комфортных экологических условий проживания населения.

Принцип комплексного размещения производства следует из одноименной закономерности. Согласно с этим принципом размещения объектов предусматривает: 1) комплексное использование природных ресурсов и отходов их переработки; 2) рациональное использование трудовых ресурсов различных возрастных групп мужского и женского пола; 3) установление эффективных производственных связей между предприятиями; 4) создание единой производственной и социальной инфраструктуры с целью обслуживания локальных производственных комплексов и населенных пунктов.

Принцип сбалансированности и пропорциональности размещения производства предполагает соблюдение сбалансированности между производственными мощностями и объемом производства, с одной стороны, и наличием сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, сельскохозяйственных ресурсов - с другой; соблюдение пропорциональности между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими, между добывающей и обрабатывающими звеньями производства, а также между производственной и социальной сферой и тому подобное.

На основе принцип внутригосударственного и международного территориального разделения труда страна и регионы должны развивать те отрасли производства, для которых складываются лучшие условия: затраты труда являются самыми низкими и окружающей среде наносится минимальный вред, а их продукция является конкурентоспособной и пользуется постоянным спросом в международном и внутригосударственном рынках. Требование этого принципа значительно влияет на определение отраслей специализации хозяйства регионов Украины. Наша страна имеет большие возможности выхода на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, химической, металлургической и других отраслей промышленности.

Принцип ограниченного централизма предопределяет органическое сочетание интересов страны и ее экономических регионов. При этом предусматривается создание условий для развития производительных сил в регионе с целью повышения уровня его социально-экономического развития. Однако развитие каждого региона не должен вступать в противоречие с государственной региональной политикой, которая разрабатывается с учетом общегосударственных интересов, что является приоритетными.

Принцип выравнивания уровней экономического развития районов и областей. В связи с различными природными, историческими и экономическими условиями регионы Украины, как и других каин, делятся на регионы с низким, средним и высоким уровнем развития. Эти группы отличаются социально-экономическими проблемами. Особого внимания заслуживает первая группа регионов, где остро ощущаются социальные проблемы (сравнительно низкая зарплата и низкий жизненный уровень, возникновения трудовых миграционных потоков, усиление демографического кризиса и проч.). Выполнение указанного принципа предусматривает сближение территорий по интегральными показателями, характеризующих конечную результативность их хозяйственной деятельности (например, валовая добавочная стоимость на душу населения). Реализация этого принципа основывается на всестороннем развитии региональной интеграции, использовании преимуществ территориальной концентрации производства.

Принцип обеспечения экологического равновесия предусматривает формирование экологобезопасного типа хозяйства. Рациональное использование природно-ресурсного и трудового потенциала региона. При выборе возможных вариантов размещения производства преимущество предоставляется тем из них, которые не создают экологической напряженности на определенной территории. Таким образом, научное обоснование и реализация на практике принципов размещения производительных сил достаточно актуален. Они должны быть положены в основу государственной региональной социально-экономической политики, включающей политику центра и политику регионов, в процессе разработки и осуществления которой порой возникают определенные коллизии, особенно в отношении разграничения общегосударственных и местных ресурсов.

На развитие размещения и производство влияют разнообразные факторы. Факторами размещения производительных сил и развития экономики регионов называют совокупность аргументов (причин), обусловливающих выбор места простого расположения отдельных предприятий, их групп и отраслей. Различают следующие группы факторов: сырьевые - количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, условия их эксплуатации и использования, климатические, гидрогеологические, орографические и др.; экологические - природоохранные, комплексного использования ресурсов и факторы обеспечения благоприятных экологических условий для жизни и деятельности населения; технические - достигнутый и возможный в перспективе уровень техники и технологий; социально-демографические - обеспеченность производства трудовыми ресурсами, состояние производственной и социальной инфраструктуры; экономические - стоимость капиталовложений, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, производственные связи, экономико-географическое и транспортное положение и ни. Вместе с тем трансформация общества, переход к инновационной экономике изменяет состав и соотношение важности факторов регионального развития. Совокупность факторов соответствующим образом группируется и оценивается. Есть мысли относительно распределения факторов на: а) объективные и субъективные; б) консервативные и прогрессивные.

объективных факторов относим те, которые существуют вне человека: экономико-географическое положение (ЭГП), природно-ресурсный потенциал (ПРП) и др субъективных - те факторы, которые могут быть задействованы и учтены (или не учтены) человеком в зависимости от его воли, например, административно-территориальный фактор.

В региональной экономике более рациональным и реалистичным является деление факторов на консервативные и прогрессивные. консервативные следует отнести ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, вмешательство государства (административный) и тому подобное. Комбинация таких факторов очень влияет на региональную экономику. Учет только этих факторов носит инерционный характер, не предлагает для экономики регионов новых направлений роста и тем самым откладывает на неопределенный срок использование современных инвестиционно-инновационных форм развития. Поэтому более привлекательным является использование прогрессивной комбинации факторов, которые составляют желаемые ориентиры развития экономики региона, рыночные критерии, тенденции мировой экономики. К прогрессивных факторов мы относим: научно-технический прогресс, инновационные формы территориальной организации, неправительственные, в том числе иностранные инвестиции, финансовые ресурсы, внешняя конкуренция, рыночная конъюнктура, рыночные институты и тому подобное.

Накопление потенциала этих факторов зависит от институциональных преобразований антимонопольного регулирования рынка, совершенствование законодательной базы. В реальной жизни перспективы развития экономики региона находятся десть посередине (рис. 5.4).

Рис. 5.4. в

Трансформация экономики государства, в том числе и экономики регионов, предполагает изменения в мотивациях субъектов экономической деятельности, порождает в их деятельности конкурентные истоки, какие из желаемых становятся необходимыми, а отсутствие конкуренции снижает действие всех факторов. Для изучения их целесообразно объединить в сырьевые группы: природно-географические, демоекономічні, социально-экономические, технико-экономические и геополитические.

Природно-географические факторы включают рельеф, климат, минеральные, водные, лесные, рекреационные ресурсы и их экономическую оценку. Для рационального размещения производительных сил необходимо определить наличие тех или иных ресурсов и потребности в них общественного производства, охарактеризовать рельеф с точки зрения его благоприятности для ведения строительства и возможности использования земель для сельского хозяйства, климатические условия для специализации растениеводства, минеральные, водные и лесные ресурсы для промышленного производства. Современное использование природных ресурсов Украины является чрезмерно интенсивным. Поэтому в перспективе необходимо обеспечить радикальные меры относительно их рационального использования и сохранения природной среды.

Демоекономічні факторы. В эту группу включают наиболее весомые факторы, влияющие на размещение производства и его отраслевую структуру: общую численность населения региона, его половозрастная структура, режим воспроизведения, размещение по месту проживания, количество экономически активного населения, их размещение по территории и занятость в отраслях народного хозяйства и качественную характеристику. Всесторонний анализ демоекономічних факторов дает основания для определения трудозабезпеченості регионов и возможностей размещения на их территориях новых производств или целесообразности сокращения действующих в связи с ухудшением экологической ситуации или их низко рентабельностью. Особое значение демографический фактор имеет для размещения сложных и точных производств, которые требуют наличия высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Как правило, они сосредоточены в крупных городах.

Определенное влияние на размещение предприятия имеет также наличие резервов женских трудовых ресурсов в районах и центрах тяжелой промышленности. Особенно эта проблема обостряется в условиях углубления экономического кризиса. Значительное негативное влияние на развитие производительных сил в регионах должно порождение демографического кризиса, сокращение общей численности населения страны, уменьшение доли трудоспособного населения и увеличение количества людей пенсионного возраста.

Социально-экономические факторы. Данная группа факторов связана с уровнем развития социальной инфраструктуры, отрасли которой удовлетворяют потребности населения в образовании, здравоохранении, науке, культуре, сфере услуг и жилищно-коммунальном обслуживании. Развитие производства и его рациональное размещение невозможно без создания мощного инфраструктурного комплекса и внутрірегіональної сбалансированности в экономическом и социальном развитии на уровне как региона, так и городских и сельских поселений.

Технико-экономические факторы. Это особая группа факторов, связанная с развитием научно-технического прогресса. ее влияние на развитие и размещение производства значительно зависит от темпов развития научно-технического прогресса в мире и, конкретно, в той или иной стране. Быстрое внедрение его достижений в практику хозяйствования существенно меняет характер размещения различных отраслей промышленности, а также организацию работы транспорта и строительства. Так, строительство энергоемких предприятий ранее концентрировалось рядом с мощными электростанциями, поскольку еще не была разработана технология передачи электроэнергии на большое расстояние. Теперь этот ограничивающий фактор утратил силу том, что электроэнергию можно передавать на сотни и тысячи километров до ее потребителей. Внедрение результатов научно-технического прогресса обеспечивает снижение трудо-, фондо - и материалоемкости производства, эффективное использование всех видов ресурсов, усиливает развитие рациональных межотраслевых и внутриотраслевых связей.

Геополитические факторы имеют растущее влияние на развитие и размещение производительных сил. К этой группе относят особенности экономико-географического положения страны и ее регионов, конкурентные преимущества отечественного производства товаров и их реализации на мировом рынке, развитие различных форм внешнеэкономических связей страны и отдельных регионов. Геополитические факторы влияют на развитие интеграционных экономических связей Украины с другими странами, на усиление ее участия в международном разделении труда. Под ее влиянием формируется модель производственно-инвестиционных связей, в которой наряду с внешней торговлей усиливается сотрудничество в развитии научно-технического сотрудничества. Вместе с тем стоит отметить, что для полного глубокого анализа современного уровня регионального развития необходимо учета исторических факторов, потому что без прошлого нет настоящего и будущего. Для учета исторического фактора особую ценность имеют письменные памятники в виде законодательства, государственных и частных актов, публицистических доработок, статистических отчетов, картографический материал и традиции, которые сохранились в народе и передаются из поколения поколению.

Отметим некоторые исторические документы, которые наглядно характеризуют экономику различных территорий в прошлом: 1) описания природных условий губернии (местности, климата, земельных угодий), стихийных бедствий (землетрясений, бурь, наводнений); 2) различные демографические сведения (численность населения, половой состав, размещение по городам и уездам, структура по состоянию и вероисповеданию населения); 3) характеристика состояния сельского и лесного хозяйства (посевы и урожаи зерновых, некоторых технических и овощных культур; данные по животноводству, садоводству, виноградарству, рыболовству, звідництву; данные о запасах хлеба и продовольственные состояние населения, способы ведения хозяйства, земельные отношения в прошлом); 4) вопросы характеризующие развитие отраслей промышленности и промыслов (сведения о фабрики и заводы, численность рабочих); 5) сведения о торговле: ярмарки, цены на хлеб и другие товары, а для приграничных территорий - о ввоз и вывоз товаров, таможенные показатели; 6) вопросы состояния отраслей социальной сферы (народное образование, здравоохранение, ветеринария и др). Кроме этих разделов давались материалы о деятельности различных обществ, земских и городских учреждений, о рекрутську и военную повинность, о деятельности административно-полицейских учреждений, о дворянские и городские выборы, о борьбе с пожарами, другое. Значительный интерес представляют собой картографические, статистические материалы, актовые документы - политические, социально-экономические, юридические и др. Взглянуть на прошлое регионов позволяют не только основные, чисто исторические науки, но и такие науки, как экономическая история, экономическая география, этнография, палеографія тому подобное.

Важное значение для активного участия Украины в международном разделении труда имеет ее достаточно выгодно экономико-географическое положение. Украина еще недостаточно использует преимущества транзитного положения своей территории между странами Европы и Азии. Она расположена вблизи высокоразвитых государств Западной Европы, в непосредственной близости к России, Беларуси, и стран Восточной Европы. Морской транспорт обеспечивает связи со странами Средиземноморья, Ближнего Востока и другими странами дальнего зарубежья. Фактор экономико-географического положения (ЭГП) определяют как совокупность пространственных отношений любого объекта региональной экономики (предприятия, региона, местности, страны, группы стран) к тому, что находится за его пределами и имеющий для этого объекта определенное экономическое и социальное значение (другие страны, регионы, города, предприятия, дороги, природные объекты, реки, моря и тому подобное).

ЭГП изменяется с изменением социально-экономических и политических обстоятельств. Этот фактор оценивается по трем уровням: макро-, мезо-, и микроуровень. Макроположення - это отношение объекта к крупных регионов и стран, мезоположення - отношение к сравнительно небольших регионов или других регионов и областей данной страны. Мікроположення - отношение к водных объектов, форм рельефа, городов, транспортных магистралей, рынков сбыта продукции.

ЭГП оценивается количественно, и по результатам такой оценки, а также по характеру пространственного окружения экономико-географическое положение называют промышленным или сырьевым, демографическим, транспортным, аграрным, рекреационным, перспективным и тому подобное. Количественная оценка определяется по формуле А.П. Голикова:

где Г] - величина признака объекта (например, объем промышленного производства в регионе, центре);

Ри - объемы промышленного производства в окружающих регионах (центрах);

Яу - расстояние между исследуемым объектом и объектом за его пределами;

Потенциал (аграрный, промышленный, транспортный, рекреационный и др.) объекта исследуется.

Благодаря фактору ЭГП регион, страна, город имеют (или не имеют) определенные экономические преимущества. В условиях рыночной экономики благодаря ЭГП могут создаваться свободные экономические зоны, приграничные территории, территории порто-франко и др. ЭГП различают по масштабам и видам (рис. 5.5).

Рис 5.5. в

Критериями оценки ЭГП являются:

Полезность (рентабельность) за минимум расходов на экономическую деятельность по сравнению с другими регионами;

Рыночная позиция - наличие условий создания поддержки долгосрочных конкурентных преимуществ.

Успешное решение регионами социально-экономических задач требует привлечения такого фактора, как совершенствование административно-территориального устройства и управления государством и ее регионами.

Функции территориального управления хозяйством охватывают прогнозирование (планирование), оперативное регулирование, координацию (согласование), учет (статистику, информатизацию) и контроль. Для их успешной реализации по территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления.

Территориальное развитие должен отражать тесную консолидацию национального хозяйствования в едином экономическом пространстве при рациональном разделении труда с проявлением максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов.

Административно-территориальное деление страны, как организующий инструмент управления территорией, играет важную роль в регулировании хозяйственного развития, социально-культурного строительства и осуществлении других функций государства (правоохранительной, оборонной, безопасности и др.). Вместе с действующими в его пределах органами государственной власти и местного самоуправления оно образует территориально-организационную систему, которая определяет устойчивость и эффективность управления страной. В последнее время большое значение приобретают вопросы становления самоуправления в Украине, выбора оптимальной системы организации власти на местах. В мире существуют различные системы самоуправления: англо-американская (англосаксонская), континентальная (романо-германская), иберийская (латиноамериканская), советская. На начале в Украине была введена континентальная (европейская) модель формирования местной власти, но жизнь вносит свои коррективы, поэтому процесс определения функций и компетентности местных органов власти, особенно в сфере финансов и собственности продолжается дальше. Возможен и украинский вариант местного самоуправления, если будут найдены чисто украинские подходы, например, к процедуре формирования местных органов власти, государства и определения границ их компетенции и ответственности.

Вся административно-территориальная система призвана активно способствовать комплексному развитию регионов, координуванню и контроля деятельности расположенных в них предприятий и учреждений, организации территориального планирования и самоуправления при приближении его к населению и субъектам, которые хозяйствуют. Отсутствие средств и стимулов к внедрению перспективных научных разработок, направленных на использование альтернативных факторов регионального развития, привело экономику отдельных (большинства) регионов к инновационной отсталости. В итоге, сегодня экономика большинства регионов не в состоянии удовлетворить внутренний спрос. В стране увеличивается зависимость от импорта, увеличивается региональная дифференциация по уровню развития регионов.

Выход из этого положения - технологический или инновационный прорыв, активизация научной и производственной деятельности в направлении использования нематериальных эндогенных ресурсов. Инновационной деятельности нужна поддержка государства, как в виде прямых государственных инвестиций, так и в виде налоговых льгот. В этом заключается фактор государственной поддержки инноваций.

При решении вопросов о размещении того _чи другого предприятия решающую роль играет финансовый фактор. Его сущность заключается в льготных условиях инвестирования и налогообложения, низком ссудном проценте, наличия соответствующей инфраструктуры, банковско-кредитного заказа и инвестиционных институтов. Особую роль финансовый фактор играет в международных связях регионов. Благодаря созданным в свое время финансовым льготам для иностранных инвестиций произошел бурное развитие таких стран и регионов, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Важную роль сыграл финансовый фактор в развитии постсоциалистических стран: Польши, Венгрии, Чехии, Словении, стран Балтии. В регионах Украины отдельной проблемой является создание организационной структуры финансового механизма и финансовой автономии местного самоуправления.

Определяющими факторами регионального развития являются экологические. Соблюдение экологических условий предусматривает: сохранение пространственной целостности природных систем в процессе их хозяйственного использования; освоение и применение естественно - и ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, производство экологически чистых видов продукции. Руководствуясь требованиями этого фактора необходимо отдавать приоритет именно сохранению природной среды и подчинить ему чисто экономической цели.

В целом структура факторов развития экономики регионов достаточно сложная. В перечисленных в разделе факторов следует добавить или отделить в них такие специфические факторы как: сырьевой, топливно-энергетический, водный, рыночной конъюнктуры. Более подробно они изучаются в отраслевых экономиках, или в "экономике предприятия". Как разновидности перечисленных факторов существуют также факторы наличия в регионе промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, экологических ограничений и тому подобное. У многих авторов эти факторы относятся к предпосылкам регионального развития отдельных отраслей.

Интегральным, системообразующим фактором развития является собственно сама экономика региона, то есть хозяйство региона, его специализация, отраслевая и внутренне-региональная структура и уровень развития. Каждая из отраслей экономики региона имеет собственные факторы развития. Например, для сельского хозяйства специфическими факторами являются погодные условия и плодородие почв, экологическое состояние природной среды.

Важное место занимает фактор инфраструктуры. Инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, видов деятельности, которые обеспечивают, создают условия для нормального функционирования экономики региона и жизнедеятельности людей. К элементам региональной инфраструктуры принадлежит транспорт, энергетическая система, снабжение и сбыт, связь, коммуникации, деловая и социальная инфраструктуры, жилищное хозяйство, коммунальная сфера.

Транспортный фактор (или фактор расстояния) - для многих видов производства играет решающую роль и тесно связан с ЭГП. В зависимости от транспортных расходов производство тяготеет либо к сырью, либо к потребителям. Транспортная составляющая в себестоимости продукции влияет на размещение любого производства.

Транспорт - важнейший фактор предпринимательства, поскольку регион с точки зрения инвестора может оцениваться по характеристике региональной транспортной системы.

Энергетический фактор характеризуется наличием в регионе и особенностями размещения на его территории мощных электростанций, наличие резервов; линий электропередач, трансформаторных подстанций; поставками топлива и структурой его поставки; объемами производства электроэнергии, (дефицитность или избыточность энергосистемы региона); мощных генерирующих предприятий, их состояние, возраст, амортизация.

При решении вопроса размещения предприятий в регионе учитывается фактор снабжения и сбыта, фактор рыночной конъюнктуры. Для этого используются методы регионального маркетинга, то есть исследуется соответствующий региональный рынок и его сегментация, товарная и коммуникационная политика.

Значение коммуникаций, то есть процесса передачи и обмена информацией в современных условиях важное для всех субъектов региональной экономики. Этот фактор имеет четыре функции: социальную, экономическую, государственную и технологическую. Особое значение приобретает фактор телекоммуникации на фоне стремительного развития сети Интернет, мобильной связи.

С развитием рыночных отношений приобретает важное значение фактор наличия в регионе бизнес-инфраструктуры - совокупности организаций и учреждений, которые обеспечивают надежность и безопасность функционирования бизнеса. Составляющими бизнес инфраструктуры являются: 1) финансовый сегмент (банки, страховые общества, фондовые биржи, инвестиционные компании, кредитные союзы и т. п.); 2) информационно-аналитический сегмент (научно консультационные центры, радио, телевидение, специальные средства печати и т. п); 3) система торговых заведений, ярмарок; 4) организации по обеспечению личной, экономической и финансовой безопасности бизнеса; 5) учреждения коммунально-бытового обеспечения бизнеса и его участников (гостиницы, рестораны, кафе, бизнес-клубы).

Решение вопроса о дальнейшем развитии экономики регионов невозможен без учета фактора жилья. Наличие или отсутствие его формирует соответствующий имидж региона, города, отдельного предприятия.

Важное значение в решении проблем территориальной организации производства основные критерии его размещения - интегральные показатели уровня развития социальной инфраструктуры, демографической и экологической ситуации в регионе, которые должны учитываться при выборе оптимального варианта размещения объектов производственного и непроизводственного назначения и при решении проблем совершенствования существующей территориальной структуры хозяйства и систем расселения. Однако, в настоящее время для многих регионов страны важнейшими критериями, которые должны учитываться в первую очередь при выборе оптимального варианта размещения производительных сил, социальные и экологические.