Выбор системы налогообложения: усн или осно? Виды налогообложения. Упрощенный вид налогообложения

Трудовая, и прочие виды деятельности человека, так или иначе приносящие ему доход, согласно современному законодательству облагаются различными налогами.

Общая система налогообложения подразумевают под собой определенную систему в государстве, при которой различными юридическими лицами (организациями, фирмами, предприятиями, ООО, ИП, и даже предпринимателями без образования юридического лица), производятся все необходимые налоговые выплаты, и ведется соответствующий бухгалтерский учет. Действующая система налогов и сборов в РФ давно разрабатывалась и постоянно усовершенствуется в зависимости от потребностей экономики и граждан.

Однако сегодня, в связи с развитием различных государственных программ, по поддержке малого бизнеса, разработаны несколько упрощенных систем налогообложения.

Общие принципы начисления налогов в России

Система начисления налогов для юридических лиц включает в себя несколько основных налогов, которые являются обязательными к уплате. К ним относят:

  • Налог на прибыль. Выплачивается он из разницы между доходом и расходами фирмы в размере 20% от всей суммы. При этом НДС не учитывается. Список расходов не ограничен, в этом вопросе самое главное что бы они (расходы) были обоснованны и необходимы с экономической стороны и обязательно подтверждены документами;
  • НДС. Этот налог просчитывается по определенной формуле. И есть еще расчет НДС по упрощенным видам налогообложения. Также он имеет несколько ставок в сумме 18% и 10 %;
  • Налог на имущество. Общая ставка этого вида налога устанавливается местными (региональными) законодательными актами, но по федеральному законодательству, она не может превышать более 2,2 %. Выплачивается он с остаточной суммы основных средств;
  • Ранее к обязательным относился налог ЕСН. Но с 2010 года, федеральным законом он заменен на обязательные страховые взносы и выплаты для организаций, ООО и ИП;
  • Прочие виды налогов, обязательных к уплате согласно федеральным и местным нормативным актам. Количество и суммы этих налогов во многом зависят от объектов налогообложения, имеющихся в собственности или в пользовании у юридического лица (недвижимость, земельные участки). Так же это могут быть налоги на деятельность фирмы (добыча и разработка полезных ископаемых) или отдельные виды лицензирования (акциза).

Отдельно стоит заметить что для ИП, общая система налогообложения имеет несколько другие виды обязательных налогов. Из них выделяют:

  1. НДФЛ. Размер его ставки составляет 13% по общему законодательству. Выплачивается этот вид налога индивидуальными предпринимателями с доходов от их деятельности. Из их налоговой базы вычитаются такие виды как: социальные, имущественные, профессиональные и стандартные вычеты налоговыми службами. Ставка в 13% применяется только к тем лицам, которые были признаны налоговыми резидентами. Для тех кто таковыми не признан, ставка составляет 30%, и профессиональный вычет, к примеру, они уже применить не смогут (ст. 20 НК РФ);
  2. НДС. Применяется по общим правилам и в общих ставках. Механизм расчета НДС для ИП будет такой же к примеру как и для ООО.

Государственная система налогообложения, предусматривает несколько упрощенных вариантов налогообложения, как для среднего так и для малых видов бизнеса.

Начисление налогов для малого бизнеса

Принципы и правила налогообложения для малого бизнеса имеют в себе некоторые особенности. Целью таких особенностей является государственное поддержание развития и деятельности малого бизнеса как такового. Для этого, ИП и другим формам образований деятельности частных предпринимателей, предусмотрены различные смягченные условия предоставления налоговых отчетностей. Кроме того, есть в наличии и сниженные налоговые ставки, которые заметно отличаются от общего налогообложения юридических лиц.

Сам по себе сектор малого бизнеса в России значительно отличается от юридических организаций (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.). К малому бизнесу относятся следующие виды доходной деятельности:

  • предпринимательство;
  • фермерство;
  • предприятия.

Предприятия в малом бизнесе, для признания таковыми и должны отвечать определенным условиям:

  1. максимальный размер общей прибыли от продажи товаров (услуг) не более 400 млн. руб. В год без учета НДС;
  2. общая численность работников не должна превышать более 100 человек;
  3. при наличие юридических лиц – учредителей, доля их финансового участия не должна превышать 25%.

При всех этих условиях, только открывшееся ООО или ИП имеет право самостоятельно выбрать для себя наиболее удобный режим налогообложения. Для этого необходимо обратиться в региональное отделение налоговой службы, заполнить там соответствующее заявление, тем самым уведомив государственный надзорный орган о своем выборе.

В случае, когда открывшееся юридическое или физическое лицо, такой выбор самостоятельно не делают, к ним в автоматическом режиме начинает применяться общая система налогообложения. Федеральные налоги, выплачиваются всеми видами деятельности приносящей доход в обязательном порядке, и система налогообложения предприятия (общая или упрощенная) тут уже роли не играет.

Упрощения и льготы действуют только на местные налоги, или на ставки федеральных. Такая система обложения налогов всех сфер деятельности граждан и юридических лиц, позволяет достигать максимальных целей государства, и при этом не «душить» налогами своих граждан.

Понятие метода налогообложения

Под методом налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы.

Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при росте налоговой базы.

В литературе нет единства при характеристике методов налогообложения. Так, А.Н. Козырин виды методов налогообложения включает непосредственно в виды налоговых ставок и выделяет их как отдельные разновидности ставок налогов. С.Г. Пепеляев методы налогообложения рассматривает относительно самостоятельно, хотя и в тесной связи с характеристикой ставок налогообложения.

Действительно, категории ставки налога и метода налогообложения (необходимо отличать от метода ведения налогового учета) очень тесно связаны между собой. Во многом механизмы их использования переплетаются. Но если при характеристике ставки налога превалирует материальная основа установления налогового бремени, то при учете метода налогообложения акцент делается в первую очередь на процессуальную сторону применения конкретной ставки налога. Это, на наш взгляд, позволяет рассматривать метод налогообложения относительно обособленно от ставки налога.

Виды методов налогообложения

Среди основных методов налогообложения можно выделить следующие:

1. Равное ншогообложение - метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод характерен в основном для целевых налогов (зачастую они именно благодаря этому приобретают ха-рактер сборов в большей степени, чем налогов). Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенной потребности общества, как бы разбитой на части, соответствующие количеству членов общества. Уплачивая «свою» часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность.

В данном случае не учитываются конкретные особенности индивида (уровень его доходов, наличие имущества, количество членов семьи и т.д.), а удовлетворяется усилиями всех в равной мере определенная общественная потребность, фактически речь идет о равном подушном обложении. С.Г. Пепеляев в качестве примера равного налогообложения приводит налог на содержание полиции, благоустройство и другие цели.

2. Прогрессивное налогообложение - метод налогообложения, при котором ставка налога возрастает при росте размеров объекта налогообложения.
Прогрессивное налогообложение широко распространено в современном зарубежном налоговом законодательстве. Так, подобный метод иногда закрепляет на конституционном уровне: «Имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом согласно социальным требованиям и с особым учетом семейных нужд» (статья 47 п. 1 Конституции земли Гессен (ФРГ)). Прогрессивное налогообложение связано с понятием дискреционного дохода, т.е. свободного дохода, использование которого определяется, в основном, интересами плательщика. Дискреционный доход можно определить как разницу между совокупным доходом, полученным плательщиком, и необлагаемым минимумом доходов. Фактически дискреционный доход и представляет собой объект налогообложения, который реально отражает рамки реализации интересов плательщика в зависимости от размеров его доходов.

Метод прогрессивного обложения предполагает использование нескольких видов прогрессии:

А) простая поразрядная - характеризуется делением налоговой базы на ряд разрядов, по отношению к каждому из которых устанавливается абсолютная сумма налогового оклада. Подобный вид прогрессии был характерен для налоговой системы СССР, хотя и характеризовался определенной неравномерностью налогообложения, уровень доходов которых колебался на стыке разрядов.
б) простая относительная - характеризуется делением налоговой базы на разряды, по отношению к которым устанавливается какой-либо вид относительной ставки. Ставка налога применяется по всей налоговой базе в целом, в зависимости от того, к какому разряду относится налоговая база (например, при налоге с владельцев транспортных средств используемая ставка привязывается к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортное посредства). При данном виде несколько нивелируется, но не исключается недостаток предыдущего метода - резкость перехода отводного разряда к другому и скачок при этом суммы налога.
в) сложная прогрессия - предполагает деление налоговой базы на разряды, каждый из которых облагается по своей конкретной ставке (не зависящей от величины налоговой базы), а повышенная ставка используется не для объекта в целом, а только для части, превышающей предыдущий разряд. Подобный вид профессии позволяет обеспечить плавный переход от одного разряда к другому, учесть имущественные особенности плательщиков и более равномерно распределить налоговое время. Подобная плавность, как подчеркивает С. Г. Пепеляев. зависит от количества налоговых разрядов и постепенности возрастания ставки. Наиболее ярко использование данного вила профес-сии выражено в применении подоходного налога с граждан,
г) скрытая прогрессия - предполагает использование системы льгот для доходов, входящих в различные разряды. В этом случае разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференщш при налогообложении. Однако система вычетов или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.

3. Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором устанавливается стабильная ставка, независимо от увеличения объекта налогообложения. С ростом базы налогообложения сумма налога возрастает пропорционально ей при едином проценте налоговой ставки. Данный метод является довольно широко распространенным как ранее, так и сейчас (налог на доход, налог на ).

Показательно, что принцип пропорционального налогообложения был закреплен в налоговой практике Французской Революцией и базировался на идее равенства: «Из идеи равенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное развёртывание налогов между всеми пла-телышгками, сообразно средствам каждого, иначе говоря, каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству».

Регрессивное налогообложение - метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при росте налоговой базы. В данном случае тяжесть налоговых изъятий обратно пропорциональна увеличению налогооблагаемого объекта. В современных условиях подобный метод широкого распространения не имеет, хотя и используется при косвенном налогообложении. Смешанное налогообложение - предполагает сочетание от дельных элементов вышеуказанных методов налогообложения. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются разные методы налогообложения (например, сочетание прогрессивного и пропорционального методов).

Вопрос о том, какие налоги уплачивает индивидуальный предприниматель, вне сомнения, волнуют тех, кто надумал провести процедуру регистрирования. На 2014 год налоги для ИП остались равны тем, что были в 2013 году. Нововведением стало лишь добавление обязательных взносов по страховке. Цель этого внедрения - снижение налогов с ИП, имеющих прибыль менее 300 тысяч рублей, а также предотвращение дальнейшего массового банкротства и закрытия мелких ИП.

Если брать во внимание 2013 год, на вопрос о том, какие налоги уплачивает индивидуальный предприниматель, можно ответить следующим списком четырех основополагающих систем налогообложения: общей, патентной, упрощенной либо единого налога.

Общая система налогообложения используется в случае, если ИП не изъявил своего намерения об изменении системы обложения налогами. Такая система довольно невыгодна, так как она предполагает убытки для индивидуального предпринимателя или, как минимум, отсутствие выгоды. НДС равен 18%, НДФЛ - 13%. Также общая система обложения налогами таит в себе сложную и во многом непродуманную систему бухучета.

Упрощенная система налогообложения становится доступной для любого индивидуального предпринимателя, чья прибыль в течение года не более 64 миллионов рублей. Из всех прочих систем налогообложения, эта самая популярная. Она предполагает вместо погашения НДФЛ выплаты, составляющие 6% от текущего дохода либо 15% от полной прибыли, также не предполагает выплат НДС. Какую ставку выбирать, 6% или 15%, решает сам предприниматель.

Единый налог на вмененный доход, также как и УСН, не предполагает выплат НДС, но имеет неизменную ставку величиной 15% от полной суммы. Стоит заметить, что такая система может действовать не на всей территории РФ. В некоторых регионах размер ставки изменяется.

Патентная система налогообложения предлагает погашение налога в 6% размере от возможных доходов, полная величина которых фиксируется в зависимости от рода деятельности.

Несмотря на тип налогов, которые индивидуальный предприниматель погашает в соответствии с выбранной им системой, ему также следует погашать сборы по страховке за себя самого и за работников, если таковые имеются. При использовании наемных работников, к списку налогов добавляется еще один, по заработной плате.

Возвращаясь к вопросу о том, какие налоги уплачивает индивидуальный предприниматель, следует сразу пояснить, что все системы имеют свои преимущества и недостатки.

На примере общей системы мы их и рассмотрим. Общая система всегда автоматически вступает в силу, если только индивидуальный предприниматель при регистрировании не выбрал какую-либо иную систему. Для того, чтобы полноценно осуществлять активность как предприниматель, необходимо завести в штате бухгалтера, который сможет вести книгу прибыли и затрат, а также сможет заполнять налоговые акты.

В число достоинств такой системы входят отсутствие всяких ограничений, например, таких, как число сотрудников. Если ИП по какой-либо причине кратковременно прекратил деятельность, то налоги не уплачиваются.

К числу недостатков, можно отнести то, что эта система обложения налогами всегда используется по умолчанию, если только не выбрать какую-либо другую систему самостоятельно, а также сложную систему бухучета вкупе с высокой величиной ставки по налогам.

Также индивидуальный предприниматель должен выплачивать взносы по страховке и налоги по заработной плате, в зависимости от наличия сотрудников. Взносы по страховке необходимо уплачивать вне зависимости от того, какая система обложения налогами используется и вне зависимости от того, какие налоги уплачивает индивидуальный предприниматель на данный момент.

Вне зависимости от того, нанимал ли индивидуальный предприниматель сотрудников, он должен уплачивать за самого себя отчисления в размере 17328 рублей в Пенсионный фонд и в размере 3399 рублей по медицинской страховке. Нововведением 2014 года стало дополнительное увеличение выплат. В случае, если доход составляет сумму более 300 тысяч рублей, то дополнительно погашается 1%, от превышающей суммы. При патентной системе этот процент пересчитывается из суммы потенциальных доходов.

Налогообложение для индивидуальных предпринимателей на 2014 год, как и ранее, включают 13% НДФЛ от зарплаты сотрудников. При эксплуатации наемного труда также 22% от зарплаты идет в Пенсионный фонд, 5% в Медицинский фонд, 2,9% и 0,2% в фонды соцстрахования. При упрощенной системе налоги на прибыль ИП могут быть серьезно снижены относительно пенсионных взносов.

В случае, если наемные работники все же есть, то такой налог можно уменьшить вполовину. При упрощенной системе такие взносы считаются расходами.

Заключение

Большая часть ИП предпочитают использовать "упрощенку", так как она очень проста, очень выгода и многим она подходит. ЕНВД и патентную систему можно использовать, если вы предварительно убедились в своих будущих прибылях и полностью в них уверены. Погашение налогов всегда осуществляется ИП по кварталам в конце, при любой использованной системе налогообложения.

СПРАВКА:

— порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют четыре основных М.Н.:

  1. Равное
  2. Пропорциональное
  3. Прогрессивное
  4. Регрессивное налогообложение

1. Равное налогообложение — метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога

При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства.

Метод не учитывает имущественного положения налогоплательщика и применяется в исключительных случаях (например, целевые налоги или налоги, устанавливаемые в процентах от минимальной месячной оплаты труда).

2. Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. В РФ примером П.Н. является налог на прибыль юридических лиц.

Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13 %.

3. Прогрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц.

Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5 % дохода.

Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

  • простая поразрядная прогрессия.

В данном случае налогооблагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме).

Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога;

  • простая относительная прогрессия .

Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;

  • сложная прогрессия.

Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога.

Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения;

  • скрытые системы прогрессии.

Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.

4. Регрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т ) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

Справедливость и равенство налогообложения;

Эффективность налогообложения;

Простота и доступность для исчисления.


Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

В момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.