Совмещение режимов налогообложения. Системы налогообложения: как сделать правильный выбор

ООО “Перспектива” решило открыть магазин непродовольственных товаров. Приведем исходные данные:

  1. доход от реализации в месяц – 2 млн.рублей (без НДС);
  2. расходы(закупка товаров,аренда, зарплата, страховые взносы и прочее) в месяц – 1500 тыс.рублей, в т. ч. с НДС 1652 тыс.руб., из них НДС 252 тыс. руб.
  3. площадь торгового зала – 50 кв.м.;
  4. число работников 10 человек;
  5. сумма страховых взносов за работников в месяц – 20 тыс.рублей.

По виду деятельности данный магазин удовлетворяет требованиям следующих систем налогообложения: ЕНВД, УСН и ОСНО, а для ИП еще и ПСН.

Посчитаем какими будут налоги на каждом из этих режимов:

  1. Для ЕНВД расчет производится по формуле: БД*ФП*К1*К2*15%. Где БД для розницы равен 1800 руб., ФП – 50 (кв.м), К1 в 2015 г. – 1,798, К2 для г.Х – 0,52.
    Сумма вмененного дохода составит 84146 рублей в месяц. Рассчитаем ЕНВД по ставке 15% – равно 12622 рублей в месяц. Итого за год ЕНВД составит 151464 рубля. Эту сумму можно уменьшить на выплаченные страховые взносы и пособия на работников (20 тыс.руб. * 12 мес.), но не более чем на половину. Тогда годовая сумма ЕНВД к уплате составит 75732 рубля (для сведения: расчитывают и платят ЕНВД поквартально)
  2. Для УСН с объектом “Доходы” сумма налога равна: 2 млн.рублей*12 мес.*6% = 1440 000 рублей. Эту сумму можно уменьшить на выплаченные страховые взносы и пособия на работников (20 тыс.руб. * 12 мес.), но не более чем на половину.Считаем: 1440 000 – 240 000 (страховые взносы за работников в год) = 1200 000 рублей налога к уплате за год -УСН “Доходы”
  3. Для УСН с объектом “Доходы минус расходы” – обычная налоговая ставка с области Y равна 15%. Считаем: 24 млн.рублей (доходы за год) минус 18 млн.рублей (расходы за год) = 6 млн.рублей * 15% = 900 000 рублей единого налога к уплате за год. Уменьшать эту сумму за счет страховых взносов нельзя, так как взносы учитываются в расходах.
  4. На ОСНО: определяем налог на прибыль из расчета 24 млн.рублей (доходы за год) минус 18 млн.рублей (расходы за год) = 6 млн.рублей * 20% = 1200 000 рублей налога на прибыль в год. Плюс НДС – 18% от суммы реализованных товаров за год, т.е. 24 млн.рублей * 18% = 4320 000 рублей начисленный НДС. Из него вычитаем НДС, уплаченный поставщикам товаров и услуг – 3024 000 рублей (252 тыс.руб.*12 мес.). НДС к уплате равен 1296 000 рублей (4320 000 – 3024 000).

Налог на имущество организаций арендаторы не платят, а если бы магазин был в собственности ООО, то пришлось бы платить еще и этот налог.

Итого: Самым выгодным вариантом в этом примере оказался ЕНВД.

Но это не всегда может быть так. Так как все зависит от реальных показателей и выручки, и коэф.К2, который устанавливается местными законодателями. Поэтому начинающему бизнесмену, когда реальный доход еще не известен, желательно поработать на УСН, а потом уже окончательно определиться с выбором системы налогообложения.

5805 08.03.2019 6 мин.

Уплата налогов является законодательно установленной обязанностью каждого предприятия, отказаться от которой невозможно. Единственное право выбора, которое получает предприниматель или собственник ООО, касается системы налогообложения.

Упрощенная система недопустима для некоторых видов деятельности – их подробный перечень определяется налоговым законодательством. Переход на УСН не освобождает ООО от ведения бухгалтерской отчетности (такая привилегия касается только ИП).

Возможность применения других систем налогообложения

Для предприятий, которые работают в сельскохозяйственной сфере, доступен такой налоговый режим, как ЕСХН. По своим условиям он идентичен УСН, но под его действие попадают только сельхозпредприятия (доля такого рода работ в общем числе должна быть более 70%). Еще одно отличие – большая допустимая численность сотрудников предприятия, 300 вместо 100.

Важным является условие, при котором ООО может применять только одну систему налогообложения – общую, ЕНВД, УСН или ЕСХН. Единственное исключение – при ЕНВД, когда предприятие занимается несколькими видами деятельности, для одних из них может применяться этот режим, а для всех остальных – общий режим или упрощенка.

Критерии выбора

При выборе системы налогообложения стоит обращать внимания на такие факторы:

  1. Наличие условий, которые указаны в законодательстве как ограничения – численность персонала, производственная площадь, годовая прибыль, вид деятельности и т.д.
  2. Экономическая целесообразность. Если никаких ограничений нет, то стоит рассчитать, что выгоднее – платить налоги по общей системе или перевестись на спецрежим. Для проведения наиболее точных расчетов желательно иметь финансовые результаты деятельности хотя бы за несколько месяцев.
  3. Наличие возможностей для ведения полного бухгалтерского учета – если на предприятии небольшой штат или нет квалифицированного бухгалтера, общий режим налогообложения не стоит применять.

При отсутствии ограничений лучше все-таки переходить на один из специальных режимов , особенно если предприятие является молодым и только начинает свою деятельность. В этом случае будет проще вести бухгалтерский учет и необходимую документацию, а также появится возможность сэкономить на величине налоговых отчислений.

Выбор системы налогообложения является важным вопросом для каждого предпринимателя – как начинающего, так и уже работающего на рынке.

Принять решение о виде налогового режима можно как на этапе создания предприятия, так и в процессе его деятельности. Последний вариант более надежен, так как после первых финансовых результатов станет ясно, какую величину налогов лучше платить и на каких условиях.

Наибольшей популярностью все-таки пользуются специальные режимы – они более выгодны для предпринимателя и значительно упрощают его работу по расчету налогов и сдаче необходимой отчетности.

23.09.2018Елизавета Базанова

Налоговики придумали, как обелить рынок аренды квартир

Законопроект о системе налогообложения самозанятых, которая более года обсуждалась в ФНС и правительстве, наконец оказался в парламенте. В пятницу его внесли члены Совета Федерации Евгений Бушмин и Мухарабий Ульбашев, а также несколько депутатов, включая председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова.

Впервые об идее вывести из тени людей, работающих на самих себя, создав для них специальную налоговую систему, официально сообщил в мае замминистра финансов Илья Трунин. Для них появится специальное приложение, работающее как касса, через которое самозанятые будут регистрироваться в ФНС, осуществлять все платежи и рассчитываться с бюджетом.

Эксперимент пройдет в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане с января 2019 г. по декабрь 2028 г. Новой системой смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели без наемных работников, а также другие люди, получающие доход от предпринимательской деятельности. Для тех, кто оказывает услуги или продает товары населению, налоговая ставка составит 4%, для работающих с компаниями – 6%. От налогов, выплаченных по ставке 4%, регионы получат 62,5%, по ставке 6% – 75%.

От страховых взносов самозанятые освобождены, но при желании человек может добровольно платить в Пенсионный фонд. Иначе он будет получать только минимальную социальную пенсию (в 2018 г. – 5180 руб.).

Чтобы человек мог воспользоваться новой налоговой системой, его доход как самозанятого не должен превышать 200 000 руб. в месяц, или 2,4 млн в год. Также не смогут перейти на такой режим люди, продающие подакцизные и маркируемые товары, перепродающие товары или имущественные права, добывающие или продающие полезные ископаемые, торгующие недвижимостью и ценными бумагами и т. д.

Зато смогут воспользоваться пониженными ставками те, кто сдает жилье в аренду: 4% при сдаче другому человеку, 6% – компании. Нужно обелить рынок сдачи жилья, поясняет федеральный чиновник. Сейчас ставка НДФЛ с таких доходов – 13%, если же человек зарегистрируется в качестве предпринимателя, то он может приобрести патент и не платить НДФЛ. По данным ФНС, на 1 июля 2018 г. патенты на сдачу жилья в аренду получили чуть более 30 000 человек. В Москве в 2017 г. в бюджет было перечислено около 1,3 млрд руб. от сдачи квартир – на 20% больше, чем в 2016 г. Пока платят в Москве налоги лишь 10% сдающих в аренду жилье, рассказывает чиновник, система должна быть интересна тем, кто считает нагрузку слишком высокой.

Стоимость патента зависит от его срока, площади и расположения квартиры. Например, в центральном районе для квартиры площадью до 50 кв. м – 27 000 руб., до 75 кв. м – 54 000 руб., в других районах – около 20 000 руб. Также человек может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, работающий по упрощенной системе, для таких людей ставка налога – 6%. Но в обоих случаях нужно платить страховые взносы, с учетом выплат в Фонд обязательного медицинского страхования в 2018 г. индивидуальные предприниматели платят от 27 900 до 191 790 руб. в год.

Налоговики давно хотят заставить платить налоги тех, кто сдает квартиры, говорит бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, в 90-е даже устраивали рейды по квартирам. Если нет договора, а жилец и хозяин квартиры не сознаются в аренде, их сложно заставить платить налог, признает сотрудник налоговых органов. Не платить налоги становится все сложнее, многие предпочтут не рисковать и заплатить налог по минимальной ставке, считает партнер Taxology Михаил Успенский. Помочь налоговикам могут агрегаторы, через которые многие люди сдают квартиру в аренду, говорит он.

Чтобы привлечь людей, им будет предоставлен налоговый вычет от государства: каждый вновь зарегистрировавшийся в системе получит на счет виртуальные 10 000 руб., которыми можно платить налоги. Для тех, кто будет платить налог по ставке 4%, вычет покроет 1 п. п. налога, для тех, кто по ставке 6%, – 2 п. п., т. е. фактически сначала ставка для людей составит 3–4%.

Предлагаемая нагрузка ощутимо ниже похожего режима упрощенной системы налогообложения и может стимулировать обеление рынка труда, говорит старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Во II квартале в неформальном секторе трудилось больше 14,6 млн человек (или 20,3% всех занятых), следует из данных Росстата. За тот же период 2017 г. таких людей насчитывалось на 300 000 человек меньше.

За сокрытие налогов самозанятых ждет штраф в 20% от выручки, при повторном нарушении в течение полугода – вся выручка. Ответственность предусмотрена и для банков с электронными площадкам: если они не передадут чек налоговикам – штраф в 20% от суммы. ФНС обсуждает сотрудничество с агрегаторами, например «Яндекс .Такси», «Профи.ру», YouDo, рассказывал руководитель службы Михаил Мишустин. «Если самозанятый захочет, чтобы мы стали налоговым агентом, мы, скорее всего, предоставим эту возможность», – передавал через представителя сооснователь сервиса YouDo Алексей Гидирим, который входит в экспертную группу при ФНС. Если деньги проходят по безналичному расчету и YouDo видит транзакцию, в будущем можно будет отчитаться перед государством за самозанятого, говорил он, но, если платили наличными, вычислить не получится. Распространение статуса самозанятых на таксистов упростит регистрацию и выплату налогов, отмечал представитель «Яндекс.Такси». Если вслед за налоговым изменится и отраслевое законодательство, получать разрешения на перевозку станет проще, объяснял он. Нелегальные перевозки в 2017 г. превышали 75 млрд руб., или почти 15% от рынка такси.

Введение

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается ранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы по строения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

· Объект налога – это имущество или доход, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами;

· Субъект налога – это лицо, которое по закону обязано платить налог, т.е. налогоплательщик;

· Источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

· Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

· Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

· Срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов.

Недостаток нашей налоговой системы – это ее нестабильность. Налоги вводятся, изменяются, либо тут же отменяются, не проработав и года. Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляется экономический кризис. Поэтому, я считаю, что для смягчения кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Основными недостатками налогового законодательства являются излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Глава 1. Упрощенная система налогообложения

1.1 Общая характеристика упрощенной системы налогообложения

Порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ . Организации и индивидуальные предприниматели применяют ее наряду с иными режимами налогообложения. При переходе на упрощенную систему налогообложения уплата большинства налогов заменяется уплатой единого налога (рис.1).

Перечень налогов, применяемых при УСН.

*Индивидуальными предпринимателями в отношении полученных доходов и используемого имущества в предпринимательской деятельности.

**И для организаций, и для индивидуальных предпринимателей.

Работодатели, применяющие эту систему, имеют право добровольно уплачивать взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) в размере 3% от налогооблагаемой базы. При уплате страховых взносов в течение 6 месяцев они получают право выплачивать своим работникам пособия по временной нетрудоспособности полностью за счет средств Фонда. Иначе – за счет средств ФСС РФ выплачивается пособие в полный календарный месяц, а остальное – за счет собственных средств.

1.2 Налогоплательщики

Налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении следующих критериев (рис.2).

Критерии для налогоплательщиков УСН.

Не относятся к плательщикам организации или индивидуальные предприниматели:

· Уплачивающие единый налог на вмененный доход (по соответствующим видам деятельности) или единый сельскохозяйственный налог;

· Занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом;

· Имеющие филиалы;

· Банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;

· Частные нотариусы, адвокаты, учредившие различные формы адвокатских образований;

· Бюджетные учреждения;

· Иностранные организации, имеющие филиалы, представительства на территории Российской Федерации;

· Являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

1.3 Объекты налогообложения, налоговая база

Объектами налогообложения признаются :

1. доходы;

2. доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком и не может меняться в течение трех лет с начала применения УСН.

Расходы на приобретение основных средств вычитаются сразу, а не переносятся через амортизацию.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

· бухгалтерские, юридические, аудиторские услуги;

· канцелярские товары;

· командировки;

· обеспечение пожарной безопасности;

· обязательное страхование имущества;

· оплата услуг связи; подготовка и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

· публикация бухгалтерской отчетности;

· отдельные виды налогов и сборов;

· проценты, уплачиваемые по кредитам и займам;

· оплата стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;

· связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных;

· суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику;

· выплата комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

· оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;

· подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

· проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;

· плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

· оплата услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета объектов недвижимости;

· оплата услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, предоставлению документов, наличие которых обязательно для получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;