Совершенствование финансового механизма в современных условиях. Факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства

Финансовый механизм - это система финансовых методов, рычагов, форм организации управления финансовыми отношениями, посредством которых

осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм включает в себя:

Механизм функционирования международных финансов;

Механизм функционирования государственных финансов;

Механизм функционирования финансов хозяйствующих субъектов;

Механизм функционирования финансов граждан.

В соответствии с территориальным делением выделяются следующие финансовые механизмы:

Федеральный;

Региональный;

Местный.

Три составляющие структуры финансового механизма:

Ресурсная;

Организационная;

Системы обеспечения.

Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс путем управления движением финансовых ресурсов и путем организации финансовых отношений. Финансовые методы - это налогообложение, кредитование, финансовое планирование, инвестирование.

Приемом действия финансового метода является финансовый рычаг. Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность (прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, цена, дивиденды, процентные ставки, заработная плата).

Понятие финансовой системы как совокупности финансовых отношений, сферы и звенья финансовой системы. Факторы, определяющие состав сфер и звеньев финансовой системы. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

Включает следующие звенья финансовых отношений:

1.Государственную бюджетную систему

2.Внебюджетные специальные фонды

3.Государственный кредит

4.Фонды имущественного и личного страхования

5.Финансы предприятий всех форм собственности

Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на уровне народного хозяйства. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансы коммерческих организаций, основные принципы их функционирования. Виды финансовых отношений коммерческой организации. Влияние отраслевых и организационно-правовых факторов на особенности финансового механизмакоммерческих организаций.


Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Имущество, созданное за счет вклада учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, при надлежит хозяйственным товариществам или обществам на прайс собственности.

Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по он обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставным капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам

Финансы некоммерческих организаций, основные принципы их функционирования. Влияние организационно-правовых форм и видов деятельности на особенности финансового механизма некоммерческих организаций

Некоммерческие организации имеют существенные финансовые отличия от коммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слухи достижению целей, ради которых они созданы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных орга низаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

Потребительским кооперативом является добровольное объе динение граждан и юридических лиц на основе членства с целью:

удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных плевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде коопера­тива, потребительского союза, потребительского общества.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичность управления потребительским обществом;

взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической вы­годы.

Понятие финансового рынка, его значение для мобилизации и размещения временно свободных денежных средств. Элементы и участники финансового рынка. Особенности становления и развития финансового рынка в Российской Федерации

Финансовый рынок представляет собой особую форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Это связано с делением капитала на основной и оборотный.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у одних субъектов хозяйствования или государства с наличием свободных финансовых ресурсов у других, что создает возможность удовлетворения потребности первых. Кроме того, у многочисленных владельцев временно свободных средств в отдельности суммы могут быть незначительными, тогда как потребности в финансовых ресурсах, как правило, бывают огромными. Финансовый рынок предназначен для аккумуляции временно свободных денежных средств у большого количества мелких и крупных владельцев и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок является посредником в движении денежных средств от сберегателей к инвесторам, формируя у последних финансовые ресурсы.

На финансовом рынке функционируют 3 основных субъекта:

эмитент – нуждается в дополнительных финансовых ресурсах и выпускает (эмитирует) ценные бумаги;

инвестор – владеет свободными денежными средствами и предоставляет их в распоряжение эмитента под ценные бумаги;

посредники: дилеры или брокеры, которые профессионально работают на финансовом рынке и помогают инвесторам эффективно приложить свои свободные ресурсы, а эмитентам приобрести необходимые им финансовые ресурсы. При этом на финансовом рынке происходит процесс купли-продажи временно свободных денежных средств, который внешне выглядит как процесс купли-продажи ценных бумаг. Финансовые ресурсы покупает эмитент у инвестора, а ценные бумаги покупает инвестор у эмитента.

В роли эмитента выступают государство или юридическое лицо.

В роли инвестора – физические и юридические лица.

Брокеры – посредники, которые действуют на финансовом рынке от имени эмитента или инвестора, получая за это комиссионное вознаграждение.

Дилеры могут выступать также и от собственного имени. Покупая и продавая ценные бумаги, получают доход, играя на разнице в ценах (курсах).

С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в т.ч. финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной системы механизмом такого перераспределения был в основном бюджет, а по межхозяйственному перераспределению – финансы отраслей. В рыночной экономике финансовый рынок берет на себя большие потоки финансовых ресурсов и становится ее неотъемлемым элементом.

Главным инструментом финансового рынка являются ценные бумаги. В Гражданском кодексе РФ (ст.142) ценная бумага определяется как документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Именно посредством обращения ценных бумаг осуществляется аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты. Ценные бумаги обязательно содержат следующие реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим, порядок выплаты процентов и дивидендов и др.

Гражданским кодексом РФ (ст.143) установлены следующие виды ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие, документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

По характеру функционирования ценные бумаги делятся на две группы: долговые и долевые.

Долговые ценные бумаги – облигации, отличаются твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Они предполагают договор займа.

Долевые ценные бумаги – акции, дают право на часть имущества эмитента, удостоверяют право ее владельца-акционера на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. Акция дает право ее владельцу участвовать в управлении акционерным обществом.

Любые ценные бумаги проходят несколько стадий в своем движении, т.е. имеют жизненный цикл:

1 стадия – выпуск : разработка проспекта эмиссии, образцов, определение стоимости выпуска, выпуск ценных бумаг;

2 стадия – первичное размещение . Могут осуществлять сами эмитенты или через посредников;

3 стадия – вторичное размещение . Оно может быть многократным, т.е. ценные бумаги могут быть куплены и проданы много раз, переходя от одного владельца к другому.

Финансовые рынки подразделяются на первичные и вторичные . На первичном финансовом рынке выпускаются в продажу новые ценные бумаги. На вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

Цель первичных финансовых рынков – привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство, на социальные потребности, в научные исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов к более эффективным производствам, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ.

Ценные бумаги могут размещаться по открытой или закрытой подписке. При публичном размещении ценные бумаги продаются любому желающему, что требует особой степени защиты инвестора. При закрытой подписке ценные бумаги размещаются среди ограниченного круга инвесторов. Акционерное общество закрытого типа может размещать свои акции только по закрытой подписке. Акционерное общество открытого типа - по открытой и закрытой подписке. При открытой подписке эмитент обязан выпускать проспект эмиссии с информацией о ценных бумагах и финансовом состоянии фирмы, их выпускающей.

Важную роль на рынке ценных бумаг играют фондовые биржи . Ценные бумаги, попавшие на вторичный рынок, обращаются на биржевом и внебиржевом рынках. Первые фондовые биржи появились 200 лет назад. Фондовые биржи являются важнейшим регулятором потоков финансовых ресурсов и ценных бумаг. Фондовые биржи обязаны иметь лицензию и разрабатывают свои условия, по которым производится отбор ценных бумаг, допускаемых к торговле (листинг).

Значение фондовых бирж велико.

1. Они являются индикатором изменения курса ценных бумаг в данный момент времени – это центры получения финансовой информации, сигнализирующей о динамике фондового рынка.

2. Они предъявляют к ценным бумагам строгие требования. На фондовые биржи допускаются наиболее качественные ценные бумаги, что снижает вероятность риска. Поэтому покупка ценных бумаг на фондовой бирже более надежна.

Существует 3 вида бирж: замкнутая биржа (в торгах могут принимать участие только члены биржи), биржа со свободным доступом посетителей (сделки осуществляют только маклером), биржа, действующая под контролем правительственных органов (состоит из широкого круга лиц).

Фондовые биржи выполняют следующие функции:

1. осуществляют активные операции по купле и продаже ценных бумаг, выступающих как специфический товар, цена которого зависит от спроса и предложения;

2. предоставляют эмитентам ценных бумаг дополнительные финансовые ресурсы для их производственных, научных и социальных потребностей;

3. перераспределяют финансовые ресурсы, что позволяет изменять структуру общественного производства;

4. предоставляют сберегателям возможность с наибольшей выгодой для себя использовать накопленные денежные средства.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе. Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью осуществляется мобилизация средств отвнутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, фирмам, ассоциациям, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Субъекты хозяйствования получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, органы государственной власти различного уровня – для финансирования государственных расходов.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства.

Финансовый рынок решает несколько задач. Основные из них:

1. мобилизация временно свободных финансовых ресурсов,

2. эффективное их размещение,

3. обеспечение максимальных доходов владельцам свободных финансовых ресурсов,

4. цивилизованное финансирование бюджетного дефицита,

5. является новым рыночным механизмом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями, территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетному механизму.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное хозяйственное значение. Благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. С помощью финансового рынка обеспечивается развитие предприятий, отраслей, с целью получения инвесторами максимальной прибыли. Перелив капиталов на финансовых рынках способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все это содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

- 260.46 Кб

Среди рычагов государственного финансового регулирования основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

Следует, однако, отметить, что действующий в РФ налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д. 17

Перестройка финансового механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в стране. 18

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.

Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений в организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования - переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи). 19

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжений организаций, учреждений.

Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т.п. Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Основные направления совершенствования финансового механизма в современных условиях». Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения.

В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие вопросы:

  • финансы как экономическая категория;
  • субъекты и виды финансовых отношений;
  • понятие финансовой системы; структура государственных финансов;
  • финансовая политика государства;
  • финансовый механизм и его структура;
  • основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер.

На основании изученных нормативно-правовых актов, специальной литературы можно сделать вывод: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.

К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы).

Во второй группе выделяют:

  • личные финансы и семейные финансы;
  • финансы малого бизнеса;
  • корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса);
  • финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Различают следующие функции финансов:

1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета;

2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической политики государства.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений

Также было уделено внимание вопросу: основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России, где были рассмотрены меры государства в реализации антикризисной политики в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2009. – 958 с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория бухгалтерского учета: учеб.длястуд.экон.спец. – 4-е изд., доп.иперераб.- М.: Финансы и статистика, 2009г.
  3. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. – 4 – е изд., перераб. и доп.. – Ростов н/д: Феникс, 2007. – 858 с.
  4. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. прктическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  5. Д. Титов «Точка опоры» // «Экономика и жизнь» № 52 (9266) за 26.12.2008
  6. Криворотое В.В. Управление стоимостью: оценочные технологии в управлении предприятием [Текст] / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. - М.: ЮНИТИ, 2005. -Ill с.
  7. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. поэкон. спец.. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 591 с.
  8. М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г
  9. Маслова В. Финансовый механизм развития АПК [Текст] / В.Маслова // АПК: экономика, управление. - 2006. - № I. - С. 44-49.
  10. Мировая экономика: учеб./ Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.), под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2008
  11. Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. пособие: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 532 с.
  12. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 496 с.
  13. Суглобов А. Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие/ А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова. – М.: КНОРУС, 2007. – 496 с.
  14. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: Е. Ф. Тихомиров - Москва, Академия, 2006 г.- 384 с.
  15. Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд. , перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2007.-784 с.
  16. Финансы денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.
  17. Финансы. Денежное обращение и Кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра-М, 2007. - 390 с.
  18. Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2006. - 186 с.
  19. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.В.Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002.
  20. Хикс, Дж.Р. Теория экономической истории: пер. с англ. [ Текст] / Общ. ред. и вступл. Ст. P.M. Нурсева. / М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2011 -234 с.
  21. Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87
  22. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

1 . Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2009. – 958 с.

2 Маслова В. Финансовый механизм развития АПК [Текст] / В.Маслова // АПК: экономика, управление. - 2006. - № I. - С. 44-49.

3 Финансы. Денежное обращение и Кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра-М, 2007. - 390 с.

4 Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2006. - 186 с.

5 Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002.

6 Финансовый учет: Учебник/Под ред. проф. В.Г. Гетьмана.- 2- е изд. , перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2007.-784 с.

7 Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: Е. Ф. Тихомиров - Москва, Академия, 2006 г.- 384 с.

8 М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г

9 Мировая экономика: учеб./ Л.С. Падалкина, В.В. Клочков, С.В. Тарасова (и др.), под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2008

10 М. Ершов «Мировой финансовый кризис: причины и последствия» // «Вопросы экономики», № 12, 2008г

11 Д. Титов «Точка опоры» // «Экономика и жизнь» № 52 (9266) за 26.12.2008

12 Хикс Дж.Р. Теория экономической истории: пер. с англ. [ Текст] / Общ. ред. и вступл. Ст. P.M. Нурсева. / М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2011 -234 с.

13 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.

14 Криворотое В.В. Управление стоимостью: оценочные технологии в управлении предприятием [Текст] / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. - М.: ЮНИТИ, 2005. -Ill с.

15 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.

16 Аркина Н.А., Аркин В.Г. Финансовый менеджмент. Учебник издание 2, М.: Юнити-Дана, 2004, с. 416

17 Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

18 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. поэкон. спец.. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 591 с.

19 . Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

20 . Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: ИПЦ «Март», 2007. – 448 с.


Краткое описание

Цель исследования–изучение структуры, форм организации финансового механизма, основных методов совершенствования финансовых механизмов различных сфер деятельности современного общества.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты финансовых механизмов;
Охарактеризовать методы воздействия на процесс совершенствования финансового механизма;
Раскрыть направления совершенствования финансового механизма в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты финансового механизма. 5
1.1. Понятие финансового механизма 5
1.2. Принципы построения и структура финансового механизма 7
2. Современное состояние финансового механизма. 10
2.1. Методы финансового воздействия на развитие экономики 10
2.2. Анализ современного состояния финансового механизма 12
3. Направления совершенствования финансового механизма РФ. 16
3.1. Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК 16
3.2.Основные направления совершенствования финансового механизма 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Создание эффективной системы доходов - дело очень сложное. Прежде всего, нужна научно обоснованная политика доходов государства, которая бы учитывала современное экономическое положение в России, те функции, которые возложены на нее Конституцией в области экономической и социальной жизни. Без всесторонне продуманной и концептуально выверенной политики доходов государства тяжело произвести налоговую реформу. Поэтому основными принципами построения системы доходов государства являются:

Мобилизация доходов в бюджетную систему благодаря внедрению прямых налогов, то есть налогов, где объектом налогообложения есть доход физического лица, земля, имущество и капитал;

Использования косвенных налогов лишь в форме акцизов с целью ограничения потребления отдельных видов товаров, возможностей производителя-монополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя;

Применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;

Ликвидация налоговых льгот, которые оказывают содействие перераспределению доходов, деформируют стоимостные показатели в экономике и снижают конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при условии использования средств на определенные государством цели;

Поступления должны быть из различных источников - чем разнообразнее источники, тем меньшая вероятность того, что бюджет пострадает от неожиданного снижения поступлений;

Возрастание расходов пропорционально с возрастанием доходов бюджета - это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве;

Прогнозируемая и стойкая система поступлений, которая, в свою очередь, требует применения экономически выгодных автоматизированных систем сбора статистической информации, применения вычислительной техники, современных компьютерных технологий, создания автоматизированных информационных баз и банков данных.

Необходимо также ввести четкое размежевание налогов, которые зачисляются в государственный и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере налогообложения.

Организационная основа налоговой системы любого государства, то есть правильное вычисление налогов, своевременная их уплата, невозможность уклонения от налогообложения обеспечиваются хорошо продуманной системой учета и отчетности субъектов хозяйствования.

Важного значения при функционировании финансового механизма приобретает система финансовых норм и нормативов. Ее разработка и использование связаны с рядом организационных и методологических трудностей, связанных, прежде всего с тем, что финансовые нормы являются синтетическим показателем, а значит, на их абсолютную величину влияет огромное множество факторов, которые необходимо учитывать. Необходимо также отработать методы корректирования норм в зависимости от изменения факторов в каждом определенном периоде времени.

Имеющиеся финансовые нормы по методу их формирования условно можно распределить на четыре группы. К первой принадлежат нормы, которые централизованно утверждаются органами законодательной и исполнительной власти - ставки заработной платы, размер стипендий, ставки налогов, некоторых видов сборов и отчислений.

Ко второй группе принадлежат нормы, которые полностью основываются на материальных потребностях. Это нормы затрат на питание в дошкольных и других учебных заведениях и здравоохранения, нормы затрат на медикаменты, освещение, отопление и т.п.

Третью группу составляют нормы, которые определяются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, учитывая общие методологические принципы создания и использования финансовых ресурсов. В частности, это нормы значительной части затрат бюджетных учреждений и др.

Четвертую группу составляют финансовые нормативы, которые используются на общегосударственном уровне и характеризуют пропорции экономического и социального развития. Эта группа наименее исследована и окончательно не сформирована.

С учетом вышесказанного, разработка современных финансовых норм, которые удовлетворили бы потребности рыночного хозяйства, нуждается в исследовании связей, причин и условий, которые влияют на их величину, а также оптимального выбора расчетного показателя и формы применения его на практике.

Важной составляющей финансового механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, наиболее эффективного и экономного их использования, которые предполагают применение материального поощрения. Система стимулирования в составе ныне действующего финансового механизма включает в основном, разные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использования бюджетных ассигнований. Наибольший перечень финансовых стимулов сосредоточенно в системе взаимоотношений бюджета с хозяйственными структурами и населением. Причем платежи в бюджет и система бюджетного финансирования лишь тогда могут превратиться в экономические стимулы, если методы мобилизации, направления и порядок использования бюджетного средства будут связаны с интересами субъектов хозяйствования.

Доходы бюджета - это еще не стимулы, несмотря на то, что их формирование задевает материальные интересы всех, кто вносит соответствующие платежи. Изъятие средств у плательщика не может поощрить его к лучшим результатам деятельности. Скорее наоборот, эти платежи не заинтересовывают плательщика в получении высоких прибылей. Тем не менее, благодаря усовершенствованию порядка взыскания платежей можно заинтересовать того, кто платит, в лучших результатах своей деятельности. В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда могут быть экономическими стимулами, затраты бюджета потенциально всегда имеют такое свойство. Все зависит от того, насколько полно удается реализовать этот потенциал в конкретных формах бюджетного финансирования.

Таким образом, невмешательство государства в создание и использование финансовых ресурсов, а также отсутствие эффективного финансового механизма регулирования экономики приводят к значительным потерям и социальным потрясениям.

Общие направления совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов сводятся к следующему.

Во-первых, это решение проблемы неурегулированности вопросов полномочий бюджетных учреждений по распоряжению внебюджетными доходами, получаемыми от предоставления платных услуг.

Дело в том, что существующая организация финансирования сети бюджетных учреждений находится в серьезном противоречии не только с принципами эффективного распределения бюджетных средств, но и с демографическими и экономическими тенденциями в России.

Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности, стимулирует иждивенчество за счет государства, ставит негосударственные организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, в заведомо худшие условия. Как следствие, снижается уровень конкуренции, что в свою очередь, не позволяет развивать качество услуг, создаются предпосылки для нелегальных и полулегальных со-платежей.

В этой связи требуется осуществить целый ряд мер по изменению принципов функционирования сети бюджетных учреждений, механизмов их финансирования и контроля за качеством и объемами услуг.

Анализ законодательства по реформированию межбюджетных отношений и бюджетного процесса в России в целом показал, что основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются:

Совершенствование управления действующей сетью получателей бюджетных средств;

Передача части бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, на субфедеральный уровень в соответствии разграничением полномочий между уровнями власти;

Внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;

Расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;

Формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической самостоятельности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства;

Изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Также анализ показал, что для достижения данных целей необходимо:

Произвести переподчинение ряда бюджетных учреждений в соответствии с отраслевой направленностью основного вида деятельности;

Ликвидировать или объединить бюджетные учреждения, деятельность которых дублируется;

Передать федеральные бюджетные учреждения на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;

Сократить количество уровней подчинения в сети бюджетных учреждений;

Ликвидировать практику выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств организациями, не являющимися органами государственной власти или органами власти местного самоуправления;

установить соответствие объемов и качества предоставляемых услуг путем применения принципов нормативно-подушевого финансирования для организаций, предоставляющих услуги за бюджетные средства, внедрения конкурсного социального заказа, устанавливающего виды и объем услуг, контролируемых по результату их оказания;

Повысить финансовое наполнение оплаты услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств;

Установить возможность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в автономных некоммерческих учреждениях;

Смягчить законодательные ограничения на приватизацию государственных учреждений;

Обеспечить формирование правовых механизмов, предоставляющих возможность преобразования государственных и муниципальных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, реализацию программ переподготовки управленческих кадров преобразуемых учреждений;

Наделить государственные и муниципальные учреждения правом принимать на себя только те договорные обязательства, которые прямо предусмотрены утвержденной для них сметой доходов и расходов.

Во-вторых, это дальнейшее реформирование бюджетного процесса - а именно переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования авторами исследования предлагается осуществить путем:

предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;

совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ;

использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;

распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;

расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

В настоящее время предоставлением услуг по судебной экспертизе занимаются исключительно учреждения, находящиеся в административном подчинении органов власти, финансирование которых осуществляется на основе сметы, что не создает стимулов для повышения эффективности их деятельности. Реформирование бюджетной сети должно осуществляться в направлении разделения функций поставщиков и заказчиков социальных услуг, расширения круга потенциальных поставщиков услуг и механизмов их взаимодействия с государством.

В-третьих, это решение проблемы повышения эффективности управления государственными финансами.

Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения, выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

В результате реформирование бюджетного процесса в данном направлении авторами исследования предлагается осуществить по следующим основным моментам:

реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

совершенствование среднесрочного финансового планирования;

совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

Мероприятия по повышению эффективности расходов в рамках комплексной реформы бюджетной системы включают в себя помимо реформирования бюджетного процесса также реформирование бюджетного сектора (которое складывается из мероприятий по реформированию бюджетных организаций и принципов их функционирования), переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, совершенствование процедур исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая элементы управления ликвидностью единых счетов этих бюджетов, реформу межбюджетных отношений.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

В рамках реформы бюджетного сектора необходимо провести системные преобразования, направленные на устранение существующих недостатков.

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

В этой связи должна быть предусмотрена возможность преобразования государственных (муниципальных) учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы. Суть такого преобразования состоит в освобождении государства от обязанности финансового обеспечения таких организаций на основе сметы доходов и расходов и ответственности по их обязательствам.

В-четвертых, необходимо решить проблему организации и осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля, который является одной из основных составляющих общей проблемы совершенствования государственного финансового контроля.

Вопросы, стоящие перед ведомственным финансовым контролем как составной частью государственного финансового контроля, особенно актуальны в современных условиях - после реформирования федеральных органов исполнительной власти РФ, перераспределения и упорядочения их функций.

В настоящее время Правительство РФ активно реализует концепцию бюджетирования, ориентированного на результаты. В числе прочего она должна решить задачу разработки и внедрения в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения соответствующих программ и эффективности функционирования главных распорядителей бюджетных средств, а также обеспечить сбор, анализ и использование в бюджетном процессе информации о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений (организаций), объеме и качестве предоставления бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов. Эти требования должны в ближайшем будущем коснуться и осуществления ведомственного контроля и ведомственного финансового контроля.

Сегодня подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств имеют в своей структуре контрольно-ревизионные подразделения. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ эти подразделения осуществляют функции контроля над использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями и организациями. По сути же их деятельность основывается на проведении регулярных проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации). Как известно, ревизия финансово-хозяйственной деятельности - это достаточно трудоемкий и высокозатратный инструмент контрольной деятельности, который, безусловно, позволяет выявить большинство нарушений и недостатков при осуществлении учреждением финансово-хозяйственной деятельности. Однако мировая практика свидетельствует о возможности использования новых, менее затратных форм, методов и способов осуществления контрольной деятельности. Необходимость использования новых форм контроля связана в том числе с тем, что контрольным органам необходимо контролировать не только правомерность расходования и целевое назначение используемых бюджетных средств, но и основную деятельность учреждения (организации) с точки зрения эффективности затрат на ее осуществление. Для решения этой задачи в каждом учреждении или организации должен функционировать отлаженный механизм внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Организация действенной системы внутреннего контроля и аудита преследует достижение следующих целей:

обеспечение контроля над соблюдением бюджетным учреждением законодательных, нормативных и правовых актов РФ, внутриведомственных норм, правил и регламентов;

наиболее эффективное использование бюджетным учреждением финансовых и нефинансовых ресурсов для достижения намеченных результатов деятельности.

Достижение целей, поставленных перед системой внутреннего контроля и аудита, предполагает смещение акцента при проведении контрольных мероприятий с последующего на предварительный и текущий контроль. Дело в том, что после совершения операций, относящихся к функциональной или финансово-хозяйственной деятельности учреждения, практически невозможно повлиять на их эффективность или устранить выявленные нарушения без определенного рода неблагоприятных последствий. Контроль на наиболее ранних стадиях совершения операций, как правило, позволяет минимизировать возможные потери и затраты. Поэтому одним из основных направлений развития системы внутреннего контроля и аудита является ее переориентация от последующего к текущему и предварительному контролю. Чем раньше будет выявлено нарушение или недостаток, тем меньше негативных последствий они за собой повлекут. Это важное обстоятельство распространяется на любой управляемый процесс.

Здесь также необходимо обратить внимание на такой важное направление как управление рисками. Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует, что для решения этой задачи необходимо использовать процедуры управления рисками.

Под риском понимается возможность наступления негативного события при осуществлении бюджетным учреждением своей деятельности. Классификация рисков может быть достаточно разнообразной и в большой степени зависит от сферы деятельности бюджетного учреждения. По мнению авторов, можно классифицировать риски на операционные и аудиторские.

Под операционным риском понимается возможность возникновения нарушения установленных процессов и процедур при осуществлении операций по исполнению бюджетным учреждением государственных функций и предоставлению государственных услуг. В свою очередь под аудиторским риском понимается возможность выражения ошибочного или неправомерного утверждения при выявлении, идентификации и оценке нарушений и недостатков. Процедуры управления рисками включают идентификацию рисков, их количественную и качественную оценку, принятие мер, направленных на минимизацию рисков, и постоянный мониторинг рисков.

Для осуществления процедур управления рисками бюджетные учреждения могут использовать аналитические и практические методы. Аналитические методы служат инструментом упреждающего воздействия на риски и включают:

Внедрение системы прогнозирования рисков;

Внедрение превентивных механизмов предотвращения рисков (сценарный подход);

Определение приоритетности рисков;

Проведение постоянного мониторинга рисков.

В свою очередь практические методы предназначены для снижения негативных последствий, возникающих в ходе осуществления операций, связанных с риском, и включают: разработку механизмов оперативного устранения возможных негативных последствий; создание системы страхования рисков.

На основе вышеизложенного можно заключить, что в настоящее время ощущается острая необходимость в разработке единой концепции развития внутреннего контроля и аудита в государственных органах, в которой необходимо закрепить основные принципы и подходы к осуществлению внутреннего контроля и аудита. Необходимо законодательно закрепить осуществление внутреннего контроля и аудита путем внесения соответствующих изменений в статьи 158, 159, 161, раздел IX и понятийный аппарат Бюджетного кодекса РФ, разработать и утвердить соответствующие стандарты внутреннего аудита в государственных органах, разработать методические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля и многое другое. Мировой опыт свидетельствует, что налаживание системы внутреннего контроля и аудита - прямой путь к росту эффективности использования государственных ресурсов.

План перспективного развития автономного учреждения должен формироваться учреждением самостоятельно и добровольно – на основе методических рекомендаций, которые следует утвердить соответствующим нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования.

План перспективного развития мы понимаем как публичный документ, в котором автономное учреждение в сжатой форме представляет свое текущее состояние, цели и направления развития на ближайшие три года по трем основным направлениям (разделам).

1. Услуги и работы, оказываемые (выполняемые) учреждением, в том числе на платной для потребителей основе. В данном разделе описывается структура услуг и источников их финансирования, а также предполагаемые изменения этой структуры в ближайшие три года – в связи с изменением потребности населения в услугах, введением новых услуг и т.д.

2. Состояние имущества автономного учреждения. В этом разделе отражается текущее состояние имущества автономного учреждения, приводятся планы по ремонту и модернизации зданий и сооружений,

помещений, оборудования на ближайшие три года – с указанием источников финансирования, в том числе привлекаемых средств (спонсорская помощь, банковский кредит и т.п.).

3. Кадровый состав автономного учреждения.

Наличие плана перспективного развития позволит автономному и бюджетному учреждению в полной мере реализовать возможности для самостоятельного раз-вития, предоставляемые более широкой финансово-хозяйственной автономией учреждения, в частности:

· следовать выбранной стратегии развития при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

· повысить степень прозрачности и открытости деятельности за счет публичного предъявления планов развития на среднесрочный период;

· более эффективно привлекать средства спонсоров и частных инвесторов на развитие и т.д.

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя автономных и бюджетных учреждений, могут учитывать наличие плана перспективного раз-вития при оценке качества менеджмента в автономных и бюджетных учреждениях.

Финансовый механизм в современных условиях призван:

  • а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь;
  • б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.

В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:

  • 1. Развитие многообразных форм финансовых отношений;
  • 2. Обеспечение развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности;
  • 3. Использование эффективных финансовых рычагов, стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов;
  • 4. Развитие конкуренции товаропроизводителей;
  • 5. Повышение эффективности общественного производства;
  • 6. Привлечение иностранных инвестиций;
  • 7. Образование свободных экономических зон;
  • 8. Расширение финансового рынка.

Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.

С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основными, как уже отмечалось, являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

Действующий в настоящий момент в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д.

Перестройка финансового механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Финансовое воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан, соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый рынок, является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.

Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.