Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях.


23 марта 1998 года Борис Ельцин отправляет в отставку правительство Виктора Черномырдина и назначает и. о. премьера Сергея Кириенко (на фото справа). Госдума утвержадет его кандидатуру только с третьего раза, 26 апреля. Цена на нефть — $13,08 за баррель Brent

Что произошло 20 лет назад? Кто выиграл в результате?
Об этом спорят до сих пор. Вот что пишет в августе 2018-го либеральный :

"Россия подошла к кризису уже в начале 1998 года. Дефицит госбюджета достиг угрожающих размеров и финансировался за счет увеличения госдолга. К середине года процентные платежи по государственным займам превысили поступления от новых выпусков ГКО. После этого экономика страны была обречена. В перспективе принятые 17 августа 1998 года решения правительства о девальвации рубля и отказе от долгов создали условия для роста российской экономики в следующие 10 лет , но в 1998 году большинство населения страны потеряло свои сбережения, а только что образовавшийся предпринимательский класс — свой бизнес".

---
Ну так - кто выиграл от дефолта 1998-го года?
Что мешает повторить то же самое 20 лет спустя?
Почему бы не заменить старую марионетку новой?
И не все ли вам равно, как будут звать версию Ельцина-3?
Заплатит за все в любом случае - народ: нищетой, болезнями, смертью.

UPD

info_klok
18 августа 2018, 13:49:47
Ну, и как должен относиться запад к такой стране? Там-то знают побольше чем вы, через них все эти грязные дела проворачивались...

Вот вам и ответ: ни о какой войне речь не идет. Речь об изоляции страны, где верхушка потеряла берега и не соблюдает минимальные правила приличия. Но народу это подается вполне определенно: "Запад объявил войну России".

gala_gala15
18 августа 2018, 13:59:56
Ну да. Только ведь эти элиты запад и поставил, а народу заморочили голову. Что не снимает ответственности с него, понятно, но не он главный виновник. Страна - это народ, ограбленный, оболваненный, обнищавший. Элиты - это государство, которое они приватизировали, но не страна.

это был розжиг?)))

вот народ - http://expert.ru/russian_reporter/2018/16/panyi-vernulis/
ОТВЕТИТЬ

info_klok
18 августа 2018, 14:17:52
Это был не розжиг. Вы спрашивали, почему войны не будет... Будем разбираться.

Запад поставил? :^))) Нет, в чем-то наверняка помог, но его возможности на территории СССР были все же не безграничны. Сами вылезли.

Западу мог не нравиться Советский Союз, но с ним запад по крайней мере мог иметь дела, не опасаясь ничего – правила приличия соблюдались. То, что повыползло в 90-х, о приличиях не думало и не думает.

А что касается страны: да, страна – это народ. Но соседи имеют дело не с народом, а с этой самой "элитой".
Британия, за которой признан статус мастера интриги – это британский народ?
США с глобальными амбициями – это народ?
Нет, во всех этих случаях мы говорим об элитах, а народ где-то та-а-ам, за кадром. Нормальный народ, люди как люди. Вот точно так же и на Россию смотрят.

Оборачиваясь на 10 лет назад, поражаешься насколько сегодня Российская экономика и уровень развития бизнеса отличается от событий тех лет. Первые признаки коллапса финансовой системы страны появились осенью 1997 года, когда начался финансовый кризис в Азии, после чего была существенно изменена валютно-денежная политика Центрального Банка России.

Весной 1998 года страна вкатилась в финальную стадию кризиса. Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд. рублей, ежемесячные расходы 25 млрд. рублей и ещё 30 млрд. рублей ежемесячно должно было направляться на погашение внутреннего долга, не считая процентов по кредитам и внешним займам. Даже если бы все доходы направлялись на погашение внутреннего долга, этих средств всё равно бы не хватило.

Ключевым препятствием, вставшим стеной перед попыткой вытащить страну из финансовой ямы, была специфическая российская политическая ситуация. И имя ей - прокомумнистическая Дума, бойкотировавшая любые инициативы Бориса Ельцина. 23 марта 1998 года правительство Виктора Черномырдина было отправлено в отставку, был назначен исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Кириенко. Дума утвердила кандидатуру лишь спустя месяц - 24 апреля 1998 года. Именно тогда, когда каждый день был на вес золота, и началась работа над антикризисной программой. Правительство должно было в короткий период времени сбалансировать ежемесячный бюджет с доходами к 1 ноября 25 млрд. рублей при расходах на уровне 23 млрд. рублей.

Виртуальная экономика

Для того, чтобы понять весь масштаб бедствия на начало августа 1998 года, придется погрузиться в краткий экономический анализ второй половины 90-х годов. В 1998 году резко упали цены на нефть, газ, сырьё, всё, что составляло основу платежного баланса. Средняя цена нефти летом 98 года колебалась на уровне 12 долларов за баррель. В стране сформировался отрицательный платежный баланс: от экспорта поступало выручки меньше, чем тратилось на импорт. К концу 90-х в стране была построена долговая экономика. Год за годом бюджет страны был из разряда фантастики, расходы превышали доходы. Зарубежные аналитики впрямую называли экономику России "виртуальной".

16 июня 1998 года вышла статья американских экспертов Клиффорда Гадди и Барри Икеса "Виртуальная экономика России", где был поставлен неутешительный диагноз и прогноз: "выйти из кризиса с чьей-то помощью уже не получится". Виртуальная экономика была "построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших экономических параметрах - ценах, объемах продаж, зарплате, налогах и бюджете". Никто никому не платил в срок; в расчетах между предприятиями, как и по налоговым зачетам, бартер составлял от 50 до 80%. Зарплата, налоги, пенсионные взносы начислялись, но не выплачивались. Расчеты зависели от формы оплаты, дисконт по оплате "живыми деньгами" составлял до 70% процентов, наличные денежные платежи были привязаны к курсу доллара. Виртуальные цены определяли виртуальные доходы, виртуальные налоги, виртуальный бюджет, виртуальную страну.

Правительство переоценивало влияние монетарной политики на формирование "правильного рыночного поведения". Предприятия, которые 7 лет назад были неотъемлемой частью "планового народного хозяйства", продолжали и дальше активно использовать бартерные схемы, не создавая, а вычитая добавленную стоимость. На микроуровне часть предприятий были вовлечены в непростой процесс перераспределения собственности на пути формирования промышленно-финансовых групп, другая часть, так называемых неликвидных активов, пытались выживать. Как тогда грустно шутили, кто-то ворует с завода, кто-то для завода, кто-то с убытков, но никто из прибыли... Больше всего от такой виртуальной экономики страдало население, часть которого получало зарплату бартером, а бюджетники и пенсионеры получали минимальную зарплату и пенсии с колоссальными задержками. В 1997 году статистика фиксировала незначительный рост производства в 2%, порождая завышенные ожидания. За семь лет реформ люди устали ждать, уже пора получать результаты. Но в реальности картина только ухудшалась.

В стране было 2 высокодоходных бизнеса - игра на рынке Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и всевозможного рода взаимозачеты. Многие региональные администрации предпочитали вместо кредитования промышленности вкладывать средства специальных внебюджетных фондов в ГКО. Аналогично поступали коммерческие банки, которые фактически перестали выдавать кредиты на производство. Рынок ГКО стянул на себя всю финансовую активность. Можно было ничего не делать, ничего не производить, а просто стричь высокодоходные купоны. Безусловно, на первом этапе развития рынка ГКО до 1996 года он способствовал стабилизации финансовой сферы: снижению инфляции, стабилизации обменного курса рубля, развитию банковской системы через привлечение сбережений населения и свободных средств предприятий. Но любое лекарство при чрезмерном употреблении рано или поздно наносит непоправимый ущерб.

1996 - год выборов, 1997 - год иллюзий, 1998 - год расплаты

Главными факторами экономической и политической стабильности тех лет были сдерживание инфляции и удержание стабильного курса рубля. В мае 1995 года инфляция в годовом исчислении составляла 200% годовых, к маю 1998 она снизилась до 7,5 %. Но в условиях хронического бюджетного дефицита долговой экономики стабильность была иллюзорной.

Дефицит бюджета можно сократить тремя способами: либо путем эмиссии, либо за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке, либо самым варварским способом не выплачивая вовремя бюджетные расходы. В середине 1995 года для сдерживания инфляции Центральный Банк России и правительство отказались от финансирования бюджетного дефицита за счет эмиссионных источников и было принято решение о развитии рынка государственного внутреннего долга.

За 1996 выборный год внутренний долг вырос в 3 раза: с 52,2 млрд. рублей в ценах размещения на 1 января 1996 года до 237 млрд. рублей на 1 января 2007 года. В 1997 внутренний долг вырос ещё на 152 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 384,9 млрд. рублей. За 8 месяцев 1998 года внутренний долг увеличился по номинальной стоимости на 1,4% или на 5,4 млрд. рублей и на 1 сентября 1998 года составил 390,3 млрд. рублей. Таким образом, объем внутреннего долга в 1998 году практически не увеличился, но обслуживать накопленный долг было всё сложнее.

Структура вложений

К концу 1995 года внутренние ресурсы для развития рынка ГКО были исчерпаны. Минфин привлекал с рынка больше средств, чем было депозитов населения на счетах в коммерческих банках, Центральный Банк в несколько раз увеличил свой портфель ГКО. Было принято стратегическое решение о либерализации внутреннего рынка заимствований для иностранных инвесторов. Начиная с февраля 1996 года внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа - на вторичные торги по государственным ценным бумагам. До 1 января 1998 года Центральный Банк регулировал доходность по ГКО иностранных инвесторов на уровне 12 - 15% годовых в иностранной валюте, заключая обязательные форвардные контракты на поставку валюты.

Мировой финансовый кризис осени 1997 года практически не сказался на уровне вложений иностранных инвесторов в российские долговые обязательства: в октябре совокупный портфель внешних инвесторов увеличился на 1 млрд., в ноябре сократился на 2 млрд. и в декабре увеличился на 1 млрд. долларов. Но российский рынок долговых обязательств был рассчитан не на удержание, а на значительное увеличение доли внешних инвесторов при относительно низкой доходности в пересчете на иностранную валюту в 15% годовых. Международный финансовый кризис не столько сократил долю иностранных инвесторов на рынке внутреннего долга России, сколько сказался на повышении доходности по ГКО и формировании девальвационных ожиданий.

Осенью 1997 года российские коммерческие банки под воздействием Азиатского кризиса сократили на 3 млрд. долларов свой совокупный портфель ГКО, переводя эти и другие активы в валюту. Это в свою очередь привело к массированным валютным интервенциям Центрального Банка. Так, интервенции Центрального Банка на валютном рынке в ноябре 1997 года составили 6 млрд. долларов. Это сопоставимо с интервенциями в августе 1998 года, когда было направлено 5,3 млрд. долларов на удержание курса рубля.

По итогам тех событий в ноябре 1997 года ЦБ России объявил о введении плоского валютного коридора на 3 года и отмене обязательных форвардных контрактов на поставку иностранной валюты, одновременно было предоставлено право Российским коммерческим банкам хеджировать валютные риски иностранных инвесторов. Следующим принципиальным шагом был отказ Центрального Банка в январе 1998 года от увеличения доли на рынке ГКО, сведя до минимума участие в регулирование доходности по ГКО. Фактически ЦБ заявил о своих приоритетах - поддержании стабильного обменного курса рубля и снижении инфляции.

Так к началу 1998 года усугубились противоречия в финансовой политике Центрального Банка и Минфина России. Для Минфина России приоритетом являлось финансирование дефицита бюджета за счет регулирования рынка государственных долговых обязательств при минимальной доходности, а задачами Центрального Банка были минимизация собственного портфеля госбумаг и поддержания сравнительно высокой доходности ГКО для снижения спроса на иностранную валюту. Тенденции сокращения портфеля ГКО российскими коммерческими банками и увеличения валютных обязательств сохранялись до сентября 1998 года. В июле - августе 1998 года колебания средневзвешенной доходности на рынке ГКО были на уровне 50 до 90% годовых, которые усугублялись девальвационными ожиданиями.

Валютный рынок

После открытия рынка внутреннего долга для внешних инвесторов связь между рынком ГКО и валютным рынком приобрела принципиальное значение, эти рынки стали воздействовать на фундаментальные экономические показатели и финансовый сектор. Приток внешних инвесторов не сопровождался ростом валютных резервов ЦБ РФ. Динамика золотовалютных резервов в 1998 году была не утешительна.

Динамика золотовалютных резервов РФ в 1998 г., млрд. долл .

01/01/98 01/04/98 01/07/98 01/10/98 01/01/99
Золотовалютные резервы РФ 17.8 16.9 16.2 12.7 12.2
Золотовалютные резервы ЦБ РФ 17.2 15.9 15 12.6 12.1
в том числе:
валютные резервы 12.5 11 10.1 8.8 7.7

К августу 1998 года портфель иностранных инвесторов в пересчете по рыночной стоимости ГКО составлял 17 млрд. долларов при валютных резервах ЦБ России на уровне 10 - 11 млрд. долларов.

То, что "запас плавучести" государственной экономики был мизерным, свидетельствуют следующие факты: В 1997 году по экспертным оценкам коммерческие банки привлекли 10 млрд. долларов синдицированных кредитов, которые должны были возвращать во второй половине 1998 года. Российские предприятия получили кредитов на сумму от 25 до 35 млрд. долларов. Ежегодный спрос населения на иностранную валюту оценивался на уровне 33 млрд. долларов. Колоссальные обязательства российских коммерческих банков перед по форвардным и фьючерсным контрактам на поставку валюты также делали крайне уязвимой банковскую систему. Любое проявление нестабильности грозило многократной девальвацией и крахом банковской системы.

Страна должна жить по средствам

Эти цифры были не только у правительства Кириенко, но и у иностранных и российских инвесторов, которые с весны 1998 года предпочитали выводить активы под любым предлогом. Неутешительные макроэкономические показатели не были уникальными для развивающихся рынков. Внешние инвесторы понимали высокие риски, но не понимали, почему даже в экстренной ситуации российские власти не могут договориться и принять антикризисную программу действий. По оценкам западных инвесторов, экономическая ситуация в России была лучше, чем в Бразилии, переживавшей в те времена похожий кризис. Понимали инвесторы и то, что предложенная новым российским правительством экономическая программа лучше, чем аналогичный бразильский вариант. Hо в Бразилии, когда президент приехал с проектом экономической программы в парламент, все депутаты за пятнадцать минут проголосовали "за!", а потом дружно спели национальный гимн. В России ситуация развивалась с точностью наоборот.

В конце июля 1998 года Государственная Дума отказалась проголосовать за антикризисную программу правительства Кириенко. В частных беседах депутаты признавали, что экстренные меры необходимы, но никто не хотел голосовать за непопулярные решения накануне выборов 1999 года. Было много желающих спекулировать в предкризисной ситуации. Утром депутаты отказывались голосовать за антикризисную программу (в которой в том числе был законопроект о гарантировании вкладов населения в коммерческих банках), вечером в эфире призывали досрочно забирать вклады из банков.

В конечном итоге было принято политическое решение реализовывать антикризисную программу через указы президента, что и было сделано. Правительство явно и осознанно превысило свои полномочия, беря всю полноту ответственности на себя. Но предложенные меры антикризисной программы носили среднесрочный характер. Уже в августе было очевидно, что пора принимать меры экстренного характера.

Ситуация на конце лета 1998 года была следующей:

Без реструктуризации ГКО до конца 1998 г. государству необходимо было выплатить 122.6 млрд. руб., или около 20 млрд. долл.;

Доля иностранных инвесторов на рынке ГКО составляла 17 млрд. долларов,

Обязательства по внешним кредитам коммерческих банков и предприятий составляли 35 - 45 млрд. долларов,

Рынок срочных контрактов на поставку валюты оценивался в десятки млрд. долларов,

Страна оказалась в ситуации нестабильности банковской системы. Часть так называемых системообразующих банков была банкротом к 1 августа 1998 года.

Хирургическая операция

Знаменитый меморандум 17 августа стал экстренной мерой, готовился в обстановке строжайшей секретности в выходные, когда не было торгов на валютно-фондовых биржах. Совместное заявление правительства Сергея Кириенко и Центрального Банка включало три составляющие: реструктуризацию обязательств по ГКО, расширение валютного коридора до конца 1998 года до 9,5 рублей за доллар, ограничение на валютнообменные операции нерезидентов капитального характера. Если в нормальных условиях регулирование валютного рынка и рынка внутреннего госдолга могло компенсировать нестабильность и доходность друг друга, то в кризисной ситуации атаки на валютном рынке сопровождались всплеском доходности на рынке заимствований (от 90 до 120 % годовых в августе 1998 года). Правительство Кириенко и Центральный банк приняли комплекс мер, четко понимая связь валютного рынка и рынка ГКО.

Первая реакция валютного рынка на антикризисные меры была спокойной. Курс доллара за неделю с 18 августа по 22 августа вырос всего на 60 копеек с 6 руб.43 коп. до 7 руб. 05 коп. Рынок сигнализировал: решения правительства были ожидаемы и понятны. Переговоры с инвесторами 20 августа 1998 года проходили в спокойной обстановке. Было полное взаимопонимание в части, касающейся необходимости реструктуризации рынка ГКО и внешних кредитов. Инвесторам было важно увидеть, что реструктуризация необходима, достаточна и равноправна. Последовали неожиданные предложения от западных коммерческих банков новых внешних займов для стабилизации Российской финансовой системы.

Противоположная ситуация складывалась в российской банковской среде. Российские крупные банки продолжали спекулировать на кризисе, требовали государственной поддержки и отказывались возвращать депозиты населению и предприятиям, ссылаясь на решения правительства о реструктуризации рынка ГКО. Требования были тем более странными, что доля ГКО в активах коммерческих банков к тому времени была мизерной. По данным, озвученным В.В.Геращенко осенью 98 года, доля ГКО в активах пятидесяти крупнейших российских банков (за исключением Сбербанка России) составляла всего 7% при доле валютных обязательств - больше 50%. Ни у "Российского кредита", ни у "СБС - Агро", ни у " Инкомбанка " к середине августа не было никаких ГКО. Фактически эти банки были банкротами уже к 1 августа 1998 года. ГКО были либо проданы, либо заложены по кредитам.

Вот, новый поворот ...

Конец августа - начало сентября 1998 года было самым тяжелым временем российской экономики и финансовой системы. Но такова была плата за политическую нестабильность. 23 августа 1998 года правительство Кириенко было отправлено в отставку, исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Виктор Черномырдин с официальной мотивацией "сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами".

10 сентября была внесена в Думу кандидатура на должность главы правительства Е.М.Примакова, который был утвержден 11 сентября 1998 года.

То, как рынок реагировал на политические решения, наглядно демонстрирует динамика курса доллара. До 25 августа - момента отставки правительства - доллар реагировал на новые правила игры небольшим ростом. В целом рынок сигнализировал - новые правила понятны и прогнозируемы. Резкий крен случился сразу после объявления об отставке правительства и внесения кандидатуры Черномырдина.

Курс доллара США

руб.
15.08.1998 6.29
18.08.1998 6.43 Меморандум правительства С.В.Кириенко
19.08.1998 6.885
20.08.1998 6.99 Встреча с инвесторами правительства С.В.Кириенко
21.08.1998 6.995
22.08.1998 7.005
25.08.1998 7.14 Отставка правительства Кириенко, внесение кандидатуры на должность Премьер-министра В.С.Черномырдина
26.08.1998 7.86
27.08.1998 7.86
28.08.1998 7.86
29.08.1998 7.905
01.09.1998 9.3301 Дума проголосовала против кандидатуры В.С.Черномырдина
02.09.1998 10.8833
03.09.1998 12.8198
04.09.1998 13.4608
05.09.1998 16.99
08.09.1998 18.9 Дума проголосовала повторно против кандидатуры В.С.Черномырдина
09.09.1998 20.825
10.09.1998 15.7724 Внесена кандидатура Е.М.Примакова на должность Премьер-министра
11.09.1998 12.8749 Утверждение Е.М. Примакова и назначение В.В.Геращенко на должность главы Центробанка

Новое правительство реализовало худший сценарий, решения от 17 августа были не отменены и не доведены до конца. Политическая нестабильность привела к значительной девальвации уже в сентябре 1998 года. Новый Глава Центробанка заявил об управляемой эмиссии, что немедленно привело к инфляции в сотни процентов (в сентябре 1998 года - 400%, в декабре - 256%) и многократной девальвации (почти в 4 раза в ноябре 1998 года).

Переговоры по реструктуризации внутреннего долга были отложены на несколько месяцев, и запомнились дефолтом рынка ГКО. Вместе с тем правительство Евгения Примакова существенно сократило расходы федерального бюджета по обслуживанию внутреннего долга (на 120 млрд. руб.), что позволило финансировать другие бюджетные обязательства по зарплатам и пенсиям.

Правительственные решения от 17 августа 1998 года позволили на некоторое время отсрочить выплаты по внешним кредитам российских банков и предприятий на десятки млрд. долларов. Снижение реального курса рубля, благоприятная внешняя конъюнктура, низкие цены на продукцию естественных монополий позволили отечественным производителям получить некоторые преимущества на Российской рынке. После фактического закрытия рынка ГКО Банки стали постепенно возобновлять кредитование производства.

Вина за решения 17 августа была возложена на антикризисного управляющего Сергея Кириенко, который за 4 месяца не смог изменить ситуацию. Справедливости ради надо сказать, что 95% антикризисных мер разработанных правительством Сергея Кириенко были реализованы правительством Е.М.Примакова, С.В. Степашина и затем Владимира Владимировича Путина. Это было сделано значительно позже, когда была достигнута политическая и макроэкономическая стабильность.

В связи с резким падением стоимости рубля по отношению к иностранной валюте многих наших соотечественников стал волновать вопрос, чем страшен дефолт для населения. Для того чтобы точно ответить на него, можно вернуться немного в прошлое и провести анализ дефолта 1998, как это было.

Кризис 1998 года

17 августа 1998 году курс доллара по отношению к рублю резко взлетел с 6 рублей до 24. Данное событие было настоящей неожиданностью для обычных граждан, так как власти убеждали в том, что смогут удержать курс на прежних позициях. 17 августа рубль стал стремительно дешеветь, и вскоре Центральный Банк отказался его поддерживать. Так 1 октября 1998 года доллар США стоил 15,9 рублей. Затем девальвация рубля продолжилась и остановилась на отметке 24 рубля за 1 иностранную валюту.

Можно ли было предвидеть ход таких событий? Давайте рассмотрим факторы, которые способствовали этому.

    За короткое время до кризиса ставки по краткосрочным гособлигациям превышали 100%.

    За несколько дней до 17 августа Ельцин выступил с речью о том, что девальвации не будет, но грамотным людям было понятно, что он не совсем понимает, о чем говорит.

Теперь вы примерно представили, как проходил дефолт 1998 года. Судя по этим сведениям, опытные финансисты заранее знали о том, что это произойдет. То есть предвидеть девальвацию рубля было не сложно, только обычные люди попали в эту ловушку.

Что означает дефолт для населения? Это грозит тем, что люди резко потеряют свои накопления. Более того, цены резко взлетят вверх, увеличится стоимость коммунальных услуг. Пострадают также и те граждане, у которых есть кредиты в банке в иностранной валюте, получающие зарплату в рублях.

Причины дефолта 1998

Давайте узнаем, что такое дефолт в Википедии. Сам термин пришел в наш обиход с английского языка и дословно переводится, как невыполнение обязательств, то есть невыполнение договора займа, несвоевременная выплата процентов или долга.

Дефолт может быть двух видов:

    Суверенный.

    Технический.

В 1998 году в нашей стране случился именно технический дефолт. Когда срана, набравшись кредитов еще с 1990 года, не смогла выполнить свои обязательства. В результате многочисленных займов, на момент кризиса государственный долг составлял 36 млрд. долларов, а в казне было всего 24 млрд. К тому же, в то время резко упала стоимость нефти.

Итак, что означает технический дефолт? Этот термин подразумевает, что на данный момент страна не может справиться со своими долговыми обязательствами, но со временем сможет. Дальнейшая судьба заемщика зависит от причин, которые привели к такой ситуации, и возможностей урегулирования текущего положения. Как правило, такой дефолт не приводит к банкротству.

Теперь вы знаете, что такое дефолт 1998 и из-за чего он произошел. В наше время скрыть данную информацию достаточно проблематично, так как сейчас наши граждане имеют больше доступа к ней.

Россия шагала к дефолту широкой уверенной поступью не один месяц и даже не один год. Азиатский финансовый кризис, стартовавший в 1997 году, выступил лишь катализатором, а истинной причиной стала катастрофическая бюджетная ситуация на фоне крайне низкой собираемости налогов и стремительного падения цен на нефть.

«В 1997 году инфляция достигла 11%, то есть практически была подавлена. Следующий раз 11-процентная инфляция была достигнута только в 2005-2006 годах. Но в это время у нас был очень острый бюджетный кризис, большой дефицит бюджета и низкие сборы налогов. Огромные неплатежи и бартер в значительной мере были средством жесткой денежной политики, которую проводили власти, чтобы справиться с инфляцией», - вспоминает бывший министр экономики Евгений Ясин.

«Мне кажется, что тот риск, который реализовался в 1998 году, - прежде всего риск несогласованности бюджетной и денежно-кредитной политики. В условиях серьезного бюджетного дефицита поддержание валютного коридора практически обречено на провал», - считает Константин Корищенко, в 1998 году возглавлявший департамент Банка России.

Летом 1998 года российская экономика находилась в откровенно предынфарктном состоянии. Затраты на обслуживание госдолга составляли около 34% общих расходов бюджета и продолжали быстро увеличиваться на фоне фактически бесконтрольного роста доходности государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Совокупный госдолг достиг 44% от ВВП (в том числе 26% - внешний). О профицитном или хотя бы бездефицитном бюджете и подумать было смешно. Азиатский кризис, вызвавший масштабный отток капитала с развивающихся рынков, окончательно «добил» российскую финансовую систему.

Судорожные меры, предпринятые новым правительством Сергея Кириенко такие, как обмен ГКО на еврооблигации, ситуацию спасти уже не могли. Не стоит забывать и о том, что исполнительная власть была связана по рукам и ногам сильной и в значительной степени оппозиционной Думой, которая блокировала многие предложения правительства, популярность которого на фоне многомиллиардной задолженности по зарплате стремилась к нулю.

ДЕВАЛЬВАЦИИ РУБЛЯ НЕ БУДЕТ

Девальвации рубля не будет. Это твердо и четко. Мое утверждение - не просто моя фантазия, и не потому, что я не хотел бы девальвации. Мое утверждение базируется на том, что все просчитано. Работа по отслеживанию положения проводится каждые сутки. Положение полностью контролируется.

Президент России Борис Ельцин, ответ на вопрос агентства «Интерфакс» 14 августа 1998 года

17 АВГУСТА

Утро 17 августа 1998 года не предвещало ничего зловещего. Редакционная летучка в агентстве уже подходила к концу, когда руководитель Службы политической информации предупредил нас, что сегодня может быть сделано какое-то важное правительственное заявление. Не успел я заварить чашку чая, как в начале 11-го принесли несколько факсовых страниц. Первые абзацы текста заявления правительства и Центробанка были написаны в лучших бюрократических традициях. Что-то насчет того, что «идя навстречу многочисленным просьбам трудящихся и в стремлении сделать рынок госдолга еще лучше», объявляется новый «валютный коридор», а в связи с этим на 90 дней приостанавливается выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Слова «дефолт» не было, но все и так стало ясно»

ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ

9 июля в Москве завершились переговоры с МВФ, в результате чего Россия имела реальные шансы в течение 2 лет получить новые кредиты на сумму 22,6 млрд. долларов.

10 июля , комиссия ООН для Европы: «Девальвация рубля почти неизбежна и даже желательна. Она может предоставить российской экономике временное облегчение».

20 июля МВФ принял решение выделить России первый транш экстренных внешних займов в размере 14 млрдю долларов. Угроза девальвации рубля отступила.

29 июля директор Института экономического анализа Андрей Илларионов выступил с резкой критикой политики ЦБ РФ и призвал к скорейшему проведению девальвации рубля.

5 августа правительство приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд. долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.

6 августа МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 млрд. долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.

14 августа у банков стали появляться первые очереди вкладчиков, желающих вернуть депозиты.

15 августа президент Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенк провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении «комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики», которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: «проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств».

18 августа Александр Лившиц подал в отставку с поста заместителя главы администрации президента, сказав, что «не смог уберечь президента». Международная система Visa блокировала прием карт банка «Империал», а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта - недельные «банковские каникулы»; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа зампред ЦБ Сергей Алексашенко заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций. Сергей Дубинин объявил, что Центробанк отныне гарантирует вклады населения во всех банках.

21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 млрд. долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 млрд. долларов, население - 19 млрд. долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 млрд. долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 млрд. долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 млрд. долларов (165 млрд. долларов составили долги государства, 30 млрд. долларов - банков, 25 млрд. долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 млрд. долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России, однако во время дефолта 1998 года его признали банкротом и в банке ввели временное арбитражное управление.

По мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия. Главным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

Надеемся, этого все же не произойдет. На этом мы завершаем нашу историческую онлайн-трансляцию. Хорошего вечера!

Официальный курс доллара к рублю, установленный ЦБ на эту субботу, 18 августа, составил 66,88 рублей за американский доллар. Курс евро при этом вырос до 76,18 рублей. Опрошенные ранее «Газетой.Ru» эксперты предупреждали, что российская валюта во второй половине 2018 года может обвалиться, если США 22 августа введут санкции.

«Вы видите, что идет разнонаправленная динамика. Действительно, определенная волатильность есть, но еще раз повторяю и хотел бы вам напомнить заявление наших руководителей экономического и финансового сектора, что система финансовая и экономическая в стране абсолютно стабильна», - заявил Песков.

Однако только слухи о введении возможных санкций США в отношении России привели к падению национальной валюты на 7% с прошлой недели. В результате сегодня, в день 20-летия дефолта, власти были вынуждены снова заверять, что финансовая система России стабильна.

В июле пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать прогноз экономистов Bank of America. «Не знаю, чем они руководствовались, поэтому не стал бы вступать с ними в дискуссию», — пояснил представитель Кремля. На вопрос, означает ли его спокойствие, что «все будет хорошо», Песков ответил: «Наверняка».

В июле этого года Bank of America предупредил об угрозе повторения кризиса 1997-1998 года, когда в азиатском регионе случился мировой экономический кризис, а в России — дефолт. Как указывает банк, развивающиеся рынки рушатся под давлением сильного доллара.

Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года. За четыре года она оказалась пятикратной.

Одним из главных последствий решения 17 августа стала неуправляемая трехкратная девальвация рубля.Следствием этого стал взрывной рост цен. За четыре месяца по продовольственным товарам цены повысились на 63%, по непродовольственным товарам — 85%.

«Когда премьером был назначен Примаков, от него мне передали, что моя отставка была его категорическим требованием. Он хотел работать с Виктором Геращенко, что правильно: он должен работать с тем, кому полностью доверяет», - говорит Дубинин. В эти дни курс уже составлял 13,5-15 руб. «К концу года курс стабилизировался в районе 20 рублей», - вспоминает бывший глава ЦБ.

10 сентября 1998 года после двух неудачных попыток утвердить в Госдуме Виктора Черномырдина Борис Ельцин назначает премьером министра иностранных дел Евгения Примакова. Последнего парламент утверждает. Главой Банка России становится Виктор Геращенко.

7 сентября 1998 года в отставку подает глава Банка России Сергей Дубинин. «После дефолта было понятно, что политическая ответственность должна будет лечь на финансовый блок правительства и на ЦБ. В отставку сначала ушел Кириенко, потом я. В этой ситуации по-другому быть не могло», - вспоминает Дубинин.

1 сентября 1998 года ЦБ устанавливает официальный курс доллара на реальном уровне — 10,88 руб. Валютный коридор отменен. Вклады в шести крупнейших коммерческих банках («СБС-Агро», Менатеп, Инкомбанк, Промстройбанк, Мост-банк и Мосбизнесбанк) заморожены. Правительство предлагает их вкладчикам перевести депозиты в Сбербанк, который будет по ним расплачиваться по старому курсу.

26 августа, назначенный вместо Кириенко и.о. премьера, Виктор Черномырдин приступил к формированию своего правительства. Однако с учетом тех политических реалий Виктору Черномырдину пришлось участвовать в большом количестве собеседований и встречаться с влиятельными тогда фракциями «Российские регионы», НДР и Аграрной группой. Они завалили списками желающих работать в правительстве.

Полный дефолт по гособязательствам был невозможен, объясняет Олег Вьюгин. «Это же имидж страны, ее будущее. Такое не прощают. Президент Борис Ельцин обладал мощным политическим чутьем, и выбирал кого слушать», - говорит бывший замминистра финансов.

26 августа 1998 года правительство наконец объявляет порядок будущего погашения ГКО, согласно которому владельцы бумаг получат не больше 30 центов за вложенный доллар. Падение рынка продолжается.

«А если честно, то для меня было странным попадание на государственную службу. Я не рвался к ней», - говорил тогда Кириенко. После августа 1998 года Сергей Кириенко в течение двух лет не занимал никаких постов в системе исполнительной власти.

В тот же день экс премьер Сергей Кириенко рассказал в интервью «Коммерсанту», что Черномырдин не предлагал ему продолжить работу в его правительстве. Это предложение делал президент Борис Ельцин и другие «посредники». Сергей Кириенко отказался. Свой отказ он объяснил так: «Я работал в составе его правительства, но у меня есть свои взгляды и убеждения. Они не всегда у нас совпадают. Видимо, это еще один результат работы на таком высоком уровне: более жесткими становятся убеждения и точка зрения. Тем более что психологически это не вызывает у меня проблем: я не рвался на эту должность и за нее не держусь».

24 августа Борис Немцов, вице-премьер в правительстве Киреенко, после известия об отставке взял бутылку водки и пошел прощаться с народом на «Горбатый мост» перед Белым домом. Там как раз бастовали шахтеры. К Немцову присоединился и сам Сергей Киреенко.

23 августа 1998 года Борис Ельцин отправляет правительство Сергея Кириенко в отставку. И. о. премьера становится Виктор Черномырдин. На следующий день из правительства уходят Борис Немцов и Анатолий Чубайс.

20 августа губернаторы заговорили о необходимости ввести госрегулирование цен. О необходимости введения фиксированных цен на многие потребительские товары говорил в числе прочих мэр Москвы Юрий Лужков. Предложение не было поддержано ни правительством, ни Кремлем.

20 августа 1998 года глава ЦБ Сергей Дубинин объявляет, что большинство российских банков близки к банкротству. При этом он обещает, что ЦБ будет гарантировать сохранность вкладов физических лиц, если они переведут вклады в Сбербанк. «Фактически это было мое единоличное решение - перевели обязательства вкладчиков на Сбербанк, чтобы им не надо было бегать в ужасе от одних закрытых дверей к другим. Деньги на это выдали из ЦБ», - рассказал «Газете.Ru» Дубинин.

19 августа владелец банка «СБС-Агро» Александр Смоленский предлагает ограничить ввоз валюты в страну, а хождение наличной валюты отменить. Курс стабилизируется на уровне 7,5 рублей за доллар. Одновременно Visa и American Express блокируют пластиковые карты российских банков

18 августа Александр Лившиц подал в отставку с поста заместителя главы администрации президента, так как «не смог уберечь президента». В тот же день ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

После объявления дефолта на улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: «проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств». Но вряд ли кого-то могло успокоить подобное заявление.

Дефолт и девальвация стали синонимами кризиса 1998 года. При этом власти до последнего утверждали, что не допустят ослабления рубля. Как говорил тогда Кириенко, твердый рубль - «это лицо страны». Президент России Борис Ельцин на протяжении 1998 года трижды обещал, что девальвации не будет: 28 мая на встрече с руководителями телеканалов, 9 июля на пресс-конференции в Кремле и 14 августа в аэропорту Великого Новгорода, выступая перед журналистами.

«И вообще, мы к этому времени уже были закаленными после развала СССР и всех причуд начала 90-х. Чем еще могла меня испугать старая новая власть и что она могла у меня отнять? Пару сотен долларов оставались дома, хлеба не просили. Наоборот приумножались. Короче, загорели и отдохнули, помнится, хорошо, съездили на экскурсию в Массандру», - говорит Артемьев.

Впрочем, не всем ситуация виделась тогда в черном цвете. «Банкротство Родины застало меня и мою семью в Крыму, в Симеизе. Помню, я подумал: ну и что, что дефолт. Билеты до Симферополя были куплены заранее. Домушку с койками и туалетом во дворе и в 10 минутах ходьбы до моря мы сняли у какой-то бабки на вокзале. Обратные билеты тоже были. Чем мне грозит дефолт? Сало и помидоры подорожают? Нет, за неделю ничего не изменилось. Больше волновали загруженность пляжа и жара. Что может случиться в Москве, если с Ай-Петри открывается такая панорама?», - рассказывает Руслан Артемьев.

«Я была с отцом в Крыму и наблюдала, как россияне умоляли в пунктах обмена валюты принять рубли, приговаривая «а то уехать не на что», - рассказывает Александра Лозинская. По ее словам, у отца зарплата была в долларах, и она не поняла, что в действительности произошло. Уже вернувшись в Москву, девушка пошла в магазин за мылом. Очередь была длинной, и было как-то тревожно. Когда дошло до нее, кассирша не поверила, что та берет всего два бруска мыла. «Это все?» - недоверчиво спросила женщина за кассой. По воспоминаниям Лозинской, в первый день, когда объявили о дефолте, все были в шоке. Большинство побежало в обменники только на следующий день.

«Мы накануне продали машину, рассчитывая, что на вырученные деньги возьмем другую. Через две недели на эту сумму в рублях мы могли купить только дубленку», - рассказывает Михаил Антонов.

17 августа обменные пункты Сбербанка не проводили операций по продаже валюты: все они были закрыты «по техническим причинам» на неопределенное время. Банки приостановили операции по конвертации безналичных рублей в валюту, заявив, что это «временная мера». Такая политика была оправдана: курс доллара сразу же рванул к верхней границе нового валютного коридора. Предсказать, что с ним будет дальше, не решался никто.

«У нас был депозит в банке Менатеп, - рассказывает Наталья Иванова. - В августе 1998 года по вкладу закончился срок. Мы пришли за деньгами. Ответ банка - денег в банке нет».

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков.

«Государственные казначейские обязательства, ГКО, по которым был объявлен дефолт, были короткими, в основном с погашением в пределах года. Решили предложить инвесторам новые бумаги - с периодом обращения 3-5-7 лет. Трудность была в том, чтобы спрогнозировать, какая будет инфляция и соответственно размер ставки по новым займам», - поясняет Вьюгин.

«Когда правительство объявило дефолт, мы сидели в Минфине всю ночь практически. Надо было собраться мыслями и подготовить предложения к проекту постановления правительства по новации долга ГКО», - вспоминает в интервью «Газете.Ru» Олег Вьюгин. Он работал тогда в Минфине в должности замминиcтра, отвечающего за внутренний долг

«В целях восстановления финансового рынка правительство России в ближайшее время начнет размещение краткосрочных (одно- и двухнедельных) государственных ценных бумаг. Будет расширен спектр бумаг, выпускаемых для населения», - обещают власти.

При поддержке ЦБ и правительства создается платежный пул крупнейших российских банков, целью которого является обеспечение расчетов и платежей хотя бы между собой.

Вводятся временные ограничения для резидентов Российской Федерации на осуществление валютных операций капитального характера. «С 17 августа 1998 года объявляется мораторий сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам. Одновременно вводится запрет для нерезидентов Российской Федерации на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1 года включительно», - уточняют власти.

Государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года включительно будут переоформлены в новые ценные бумаги. До завершения переоформления государственных ценных бумаг приостанавливаются торги на рыке ГКО-ОФЗ.

С 17 августа 1998 года Банк России переходит к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ «валютного коридора», которые определены на уровне от 6 до 9,5 руб. за доллар США. «Интервенции Банка России будут использоваться в целях сглаживания резких колебаний курса рубля. В тех же целях Банк России будет использовать процентную политику», - говорится в заявлении.

Для нормализации финансовой и бюджетной политики правительство и Банк России принимают следующие меры.

«Однако углубляющийся кризис в Азии, новое падение мировых цен на нефть не позволило восстановить доверие к российским ценным бумагам, а значит, облегчить положение бюджета. Продолжается сокращение валютных резервов страны, банковская система стала испытывать определенные трудности», - говорится в заявлении.

Дальше власти признают проблему с управлением государственного долга. «Расходы по погашению ранее выпущенных государственных бумаг и уплате процентных платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным бременем для государственного бюджета. Правительство России вынуждено сокращать внутренний государственный долг, урезая расходы федерального бюджета, осуществляя внешние заимствования. В июле экономическая программа правительства была поддержана международными финансовыми организациями и ведущими странами мира». Однако очевидно, что это не помогло.

«Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет — стабильные цены и твердый рубль, а значит, и уровень жизни народа», - начали издалека власти.

Публикуем выдержки из совместного заявления правительства и Центрального банка.

17 августа 1998 года государство объявляет дефолт, признавая неспособность расплатиться по долгам. Валютный коридор расширен с 6 до 9,5 руб. за доллар, объявлены трехмесячный мораторий на выплату банками долгов иностранным кредиторам и заморозка всех выплат по ГКО до конца 1998 года. Для страны наступает новая реальность.

«Накануне 17 августа Ельцину объяснили ситуацию, он задал свои вопросы и согласился с тем лекарством, которое мы предложили. Вот так было в 98-м», - рассказал «Газете.Ru» экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко.

16 августа 1998 года Сергей Кириенко согласовывает с Борисом Ельциным пакет антикризисных мер, предполагающих отказ от обязательств по госдолгу и девальвацию рубля.

Второй путь - дефолт по ГКО. «Это удар по банкам и вкладчикам. Проблему с вкладчиками мы тогда не решили», - признал Дубинин.

«Прилетел, а там уже очереди в обменники», - вспоминает Сергей Дубинин. 15 августа, они собрались у Кириенко. Помимо Дубинина там были Михаил Задорнов (тогда глава Минфина), Олег Вьюгин (замминистра финансов), Сергей Алексашенко (первый зампред ЦБ), а также Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Встал вопрос выбора. «Можно было сделать некую общую выплату всех ГКО, перестать их выпускать, а все это покрыть кредитом ЦБ — вернуться к тому, от чего мы ушли в 94-м году. Это означало возвращение в гиперинфляцию и перенос удара на население», - говорит Дубинин.

15 августа 1998 года правительство Сергея Кириенко, осознавая, что 19 августа Минфин не сможет погасить очередной выпуск ГКО на 34 млрд руб. (около $5,5 млрд), начинает обсуждать сценарии реструктуризации госдолга. За два дня до этого Кириенко описал происходящее, как что-то скорее «из области психологии, чем финансов».

«И где-то в начале августа я беру Financial Times в гостинице и читаю статью Сороса о кризисе и что в России неизбежен дефолт. Он ничего особо не преувеличивал, но по тональности выходило: там уже конец, мол, давайте думать, что делать и как будем жить дальше. Я газетку сложил и заказал билет в Москву», - рассказывает бывший в ту пору глава ЦБ.

«Летом была какая-то нормализация, и Дума была в отпуске. Казалось, что можно передохнуть. И так получилось, что в этот момент я и Чубайс уехали в отпуск, хотелось немного прийти в себя», - вспоминает Сергей Дубинин в интервью «Газете.Ru» (полная версия интервью будет опубликована 18 августа).

«Девальвации не будет, это я заявляю твердо и четко, - сказал президент Ельцин. - И я тут не просто фантазирую, это все просчитано, каждые сутки проводится работа и контроль ситуации в этой сфере. Без контроля работа в этой сфере не пойдет». Борис Ельцин заверяет, что «мы удержим ситуацию на российских финансовых рынках».

Однако 14 августа 1998 года Борис Ельцин, выступая перед журналистами в Новгороде, заявляет, что девальвации не будет «твердо и четко».

По словам Сороса, кризис в России «достиг заключительной стадии», а девальвация рубля неизбежна

13 августа 1998 года в британской газете Financial Times было опубликовано письмо известного американского финансиста Джорджа Сороса, в котором он предрек России дефолт или гиперинфляцию с катастрофическими последствиями. «Неурядицы на российских финансовых рынках достигли критической стадии. Банкиры и брокеры, которые заимствовали средства под ценные бумаги, неспособны вносить гарантийные депозиты, а вынужденный сброс ценных бумаг охватил как рынок акций, так и рынок облигаций», - писал он.

13 августа 1998 года торги на российских биржах почти остановлены. Большинство банков из-за закрытия рынка межбанковского кредитования и отсутствия на рынке валюты оказываются на грани разорения. Инкомбанк и СБС-Агро получают от ЦБ первые стабилизационные кредиты.

10 августа 1998 года начинается новое падение рынков. Российские банки получают margin calls от западных кредиторов по кредитам, обеспеченным ГКО, и начинают массово «сбрасывать» госбумаги. На следующий день доходность по ГКО приблизится к 150%. Фактически это означает, что рынок не верит в способность государства расплатиться по долгам.

В начале августа 1998 года после получения кредита МВФ, который был пущен на выкуп ГКО и поддержание рубля, ситуация на рынке немного успокоилась. Цена на нефть держится у $12 за баррель Brent, курс удерживается в районе 6,2 рублей за доллар. Борис Ельцин, Анатолий Чубайс и Сергей Дубинин уходят в отпуск.

Однако 15 июля 1998 года Госдума отклонила правительственный антикризисный пакет, содержащий согласованные с МВФ предложения об увеличении налогов и снижении госрасходов. Спустя пять дней МВФ все же одобряет выделение России кредита.

К середине июля доходность ГКО составляет уже 130-140%. Директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю объявляет, что будет рекомендовать совету директоров фонда выделить России $11,2 млрд, из них $5,6 млрд немедленно.

28 мая 1998 года после объявления о провале аукциона по продаже акций «Роснефти», за счет чего правительство планировало поправить свои финансовые проблемы, финансовые рынки обвалились, а доходность ГКО за один день вырастает с 60% до 80-90%. Власти обвиняют во всем спекулянтов. А Центральный банк повышает ставку рефинансирования до 150%. Это означает заморозку финансового и валютного рынка.

На следующий день Токобанк, у которого были многомиллионные долги перед западными банками, станет первым крупным банком, который решается на внешнее управление. Международные агентства ставят кредитные рейтинги российских банков на пересмотр.

7 мая 1998 года глава Центробанка Сергей Дубинин предупредил, что на Россию может обрушиться «небывалый финансовый кризис». Он также предрекает «банкротство правительства» из-за проблем с обслуживанием госдолга.

Премьер начал вмешиваться в приватизацию, считавшуюся сферой интересов Чубайса. Поссорился он и с Борисом Березовским и Владимиром Гусинским, не допустив их к приватизации «Роснефти».