Плавучие дома. Как построить дом на воде

Десятки , изрезавших его вдоль и поперек - часть неповторимого очарования города и одновременно... место жительства для многих горожан. Только представьте себе, прямо посередине города? Ну, чем не романтика! 🙂

И ведь это не единичные случаи, старые баржи, “припаркованые” по обеим сторонам каналов - явление типичное для , по официальной статистике, в городе зарегистрировано порядка 2,5 тысяч , а в целом, по стране – порядка 10 000.

Что же такое дома на воде?

Их можно разделить на две разновидности – старые, списанные баржи, переделанные под жилище, и домики, установленные на специальные платформы, которые при помощи лодки можно перевозить с одного места на другое.

В таком доме есть все необходимое для нормального образа жизни, пространство разделено по функциональности на кухню, спальню, гостиную и т.д.

При желании, можно позволить себе небольшую террасу или подобие сада-огорода.

В даже существует музей “Woonboot” (Плавучий дом), где можно полюбопытствовать, как примерно выглядит внутренняя обстановка. Но, конечно, все очень приблизительно, поскольку, как и любое жилище, плавучие дома имеют каждый свое “собственное лицо”, которое зависит от вкуса и фантазии хозяев.


Музей "Woonboot"

Вы спросите, откуда появилась идея плавучих домов?

Началом всему послужила банальная нехватка жилья в , которая приобрела поистине критические размеры к середине прошлого столетия, после окончания Второй мировой войны. Поговаривают, что первыми жителями лодок стали хиппи, ну, а за ними и обычные люди потянулись с суши на воду.

Главным достоинством альтернативного дома была его относительная дешевизна, при условии, что располагался он в самом центре города. Плюс к этому, безусловно, некая свобода, ведь без смены места жительства, можно было запросто сменить его адрес. К слову сказать, свободолюбивых людей в оказалось придостаточно, по той же официальной статистике, в домах на воде сейчас проживает более 5 тысяч человек.


Со временем, становились все более востребованными, а свободных мест для “парковки” на каналах – все меньше. Известный двигатель рекламы - выражение “Спрос рождает предложение”, не обошел стороной и эту сторону жизни. Теперь владеть таким жильем не только престижно, но и дорого, стоимость его сравнима со стоимостью приличной квартиры на суше – 250-600 тысяч евро.

Да, и само содержание , дело довольно затратное, ведь помимо дополнительных налогов, нужно заниматься своевременным ремонтом и, как минимум, раз в пять лет, отправлять дом-баржу на верфи, чтобы счищать ржавчину с её корпуса.

Кстати, в находится плавучий дом, который входит в десятку самых необычных домов мира

Думаете, эти причины могут заставить отказаться от обладания необычных ? Совершенно верно - нет! Я бы сказала – наоборот, это их только раззадорило: теперь голландские архитекторы проектируют целые современные кварталы на воде, один из которых, был выполнен архитектурным бюро Marlies Rohmer и построен в 2001 году, районе под названием “IJburg”.


Сборка таких домов осуществляется на верфи, а уже готовый блок, буксируется по воде к “месту прописки”. Сам по себе, район напоминает город из детского конструктора “лего”, ведь, при желании, хозяин может прикупить дополнительный понтон и, скажем, развести на нем цветы, а также увеличить площадь своего жилья, купив еще одну комнату.


Может так будет выглядеть город будущего? По крайней мере, для Odnoklassniki

Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, так Амстердам от затопления защищают многичесленные дамбы и плотины. Даже название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел - название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». Стони лет голандцы отвоевывают у моря землю. Строительство на дефицитной земле становится очень затратным - болотистые почвы требуют забивать большое количество свай.

В сегодняшнем посте я расскажу об альтернативном виде жилья - домах на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

Небольшая предыстория про плавучие дома в Амстердаме.

В Голландии водные дома появились довольно давно, а распространились в прошлом веке. После второй мировой войны жилья катастрофически не хватало. В это время голландский флот модернизировался, и люди, лишенные «сухопутного» жилья, стали обживать старые списанные корабли, оказавшиеся на приколе. Сейчас в стране насчитывается около 10 тысяч водных домов, из них около 2,5 тысячи пришвартованы в Амстердаме и окрестностях.

Раньше плавучие дома считались очень неудобными, и покупали их пенсионеры-шкиперы, потому что это был дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старинная баржа – это, как правило, две, максимум три, комнаты, малюсенькая кухня, туалет и душ, в котором надо стоять «по стойке смирно». Плюс плохая вентиляция и повышенная влажность. В Амстердаме до сих пор можно встретить старинные баржи 19 века, которые все еще неплохо служат по прямому назначению.

Со временем такие дома вошли в моду, и сегодня иметь такой очень престижно. Баржи-дома, расположенные в центре стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена на жилую баржу около 500 тысяч евро. Еще примерно 1 тысяча евро в год уходит на ремонтные работы. Сюда добавляются плата за швартовку, водный налог, и обязательная отправка на удаление ржавчины с корпуса каждые 5 лет.

Кроме того, для «людей в лодках» существует множество других законодательных ограничений. Ипотечный кредит на покупку плавучих домов выдает всего лишь один голландский банк – ING. Лицензия на швартовку именная и при продаже жилой лодки власти вправе не переписывать лицензию на нового владельца. Расстояние между лодками должно быть не меньше 2 метров, а от моста они должны находиться минимум в 7 метрах. При этом внешний вид лодок менять нельзя без разрешения местных властей.

Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме, одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом является район Айбург, который начали стоить в 1996 году. Многие выступали против строительства, утверждая, что оно нарушит природный баланс озера Ijmeer. Местным властям пришлось провести референдум в 1997 году, 60 процентов проголосовавших высказались против. Но из-за низкой явки (всего 41 процент) результат не был признан, и строительство продолжилось. Айбург состоит из 3 островов, район будет полностью готов в 2012 году. 18.000 домов вместят жителей и дадут работу более 10-ти тысячам человек. План предусматривает дома, школы, магазины, спорт центры, рестораны, пляж и кладбище.

После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро. С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Плавающий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на нем ставят деревянный каркас, который облицовывают стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

У этих домов есть одна особенность, они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например можно к своему дому пришвартовать пантон с теплицей или лужайкой, или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

Дома вдоль берега стоят на сваях, а дальше плавают на воде. Из-за того, что больше трети Голландии находится ниже уровня моря, строить дома на земле очень дорого. Плавающие дома собирают на верфях и по воде доставляют на место.

Проект архитектора Marlies Rohmer (www.rohmer.nl). Дома были спроектированы в 2001 году, а квартал доставили с верфи в 2009. Стоимость строительства 1000 евро за кв. метр.

Вот так уже полностью готовые дома с отделкой плывут на свои места.

Обычно плавучий дом имеет 3 этажа. В дому подведены все необходимы коммуникации.

Сейчас в Нидерландах проходят испытания плавучие дома нового поколения. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

На государственном уровне была создана структура по поддержке строительства экспериментального жилья. В будущем, когда плавучие дома закрепятся на рынке недвижимости, планируется строить целые плавучие районы и маленькие города.

Вдоль другого берега единственное место в Амстердаме, где можно поставить дом по своему проекту.

В целях сохранения исторического облика городов, фантазии архитекторов принято жестоко отрезвлять бюрократическими требованиями, иногда абсурдными. Обладатели ключей от новых плавучих вилл в амстердамском районе Зеебург уже не рады, что ввязались в строительство экспериментального микрорайона Айбург. В Айбурге планируется установить более ста домов на воде, однако многие из этих домов никак не могут доехать до Амстердама, потому что не соответствуют строгим правилам по глубине или высоте плавучих строений.

Плавучая вилла не должна погружаться в воду на более, чем полтора метра. Ее высота от уровня воды не должна превышать семь с половиной метров. Чтобы подогнать свои дома под эти требования, владельцы вилл тратят десятки тысяч евро, но идеального результата достичь не удается.

"Реймонд Хасселерхарм, владелец другой виллы: Я нанял специалистов из, пожалуй, наиболее квалифицированного в этой области архитектурного бюро в Голландии - Waterstudio. Они пригласили своих контрактников-строителей, привлекли серьезных инженеров. В итоге даже столь опытной команде не удалось построить дом на воде, который бы полностью удовлетворял всем требованиям города."

"Когда я смотрю на свое новое жилище, то, невзирая ни на что, прежде всего, любуюсь им и живописным видом вокруг. Это уникальный дом, дом на воде - это в любом случае необычно. Но если бы я заранее знал, насколько экспериментальным окажется этот проект (ведь, изначально я полагал, что для Голландии это - почти рутина, и что строители, инженеры, архитекторы и городские власти о чем, о чем, а о водных сооружениях уже давно договорились), так вот, если бы я знал, что все эти договоренности еще на стадии разработки, я бы не пошел на такое строительство. Оказалось, что я сам избрал для себя мученическую долю. "

Негде выгуливать собачку? Нет проблем! Купите своему дому лужайку с деревом!

Мало места? Негде покурить марихуану? Для вас специальный модуль с уличной мебелью и барбекю;)

Еще про хорошую архитектуру и интересные проекты.

Португальская архитектурная компания “Пятница” разработала плавучий дом, который может продаваться по всему миру. Дом имеет не очень большие компактные размеры: в ширину 6 метров и в длину от 10 до 18 метров. Благодаря гибкой современной конструкции возможности дизайнирования дома практически безграничны. Если покупатель хочет иметь уютный кабинет или полностью меблированные три комнаты удивительного плавающего коттеджа, свобода выбора в его руках.


Такой плавучий коттедж построен в соответствии с современными требованиями минимального воздействия среды обитания на окружающую среду. При его строительстве используются экологически чистые материалы и технологии, которые к тому же снижают его углеродный след и снижают необходимые энергетические потребности.

Когда автономные аккумуляторы дома заряжены, дом может быть самодостаточным, без внешнего потребления энергии и воды, по крайней мере, в течение семи дней.

К услугам хозяев здесь имеется полностью оборудованная кухня, кондиционер, винный погреб, устроено барбекю на верхней террасе, и настоящая печь-камин, чтобы согревать семью в особо холодные дни.

Дом также оборудован солнечными панелями и двумя небольшими подвесными моторами, которые позволяют легко перемещаться дому, словно кораблю, чтобы хозяева дома могли просыпаться каждый день в новом месте.

У дома имеется собственный штурвал управления, благодаря которому владельцы дома могут отправиться в плавание, как на собственном корабле.

Такая идиллическая картина: собственный плавающий дом. Однако такой дом будет применим только в спокойной воде, например на реке или озере.

Внутренняя обстановка в доме максимально уютна и комфортна. Поды по желанию заказчиков могут быть отделаны паркетной доской или для влагозащиты линолеумом. Стены дома на воде покрыты деревянными панелями.

Кухня оборудована удобной натуральной мебелью.

Широкие окна-стены открывают панорамные виды, так что владельцы целые сутки могут любоваться окружающими пейзажами. Кровать в спальной комнате также отвечает всем требованиям к комфорту.

Базой для поселков должны стать специальные плавучие дома - хаусботы - полностью собранные в России. Причем 70% комплектующих будут отечественными.

Площадь одного судна составит от 100 до 160 кв. метров, внутри будут все коммуникации. В одном поселке планируется расположить от 15 до 30 плавучих домов, автомобильные парковки и прибрежную инфраструктуру. Вес дома на воде составляет от 20 до 60 тонн.

Датские партнеры отвечают за дизайн и инженерные системы, российские - за сборку и продвижение в России. Первоначально планировалось осуществлять строительство плавучих домов непосредственно в Дании, недалеко от Копенгагена. Но анализ производственных мощностей показал, что в России сборка на 70% дешевле, поэтому производство перенеслось в Московскую область, на территорию Хлебниковского судостроительного завода.

Дополнительную экономию и скорость сборки обеспечивают готовые энергоэффективные панели. Они позволяют собирать конструкцию непосредственно на территории заказчика. Для этого потребуется участок суши у воды чуть больше, чем сам хаусбот. При этом сборка одного плавучего дома на специальном стапеле силами нескольких человек займет около одного месяца.

Хаусбот юридически считается маломерным судном, поэтому он может свободно перемещаться по акватории. По скорости такой дом сравним с баржей - от 8 до 15 км в час. Дальность хода на одной заправке составляет до 1200 км. Например, в сезон на этом плавучем средстве может комфортно добраться до Завидово в Тверской области или до Астрахани.

Хаусботы длиной до 20 метров регистрируются в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России как маломерное судно. Владельцу выдается судовой билет, ему нужно будет лишь платить транспортный налог. Исчисляться он будет исходя из объема плавучего дома (1 рег. т = 2,83 куб. м).

Для стоянки не потребуется специальных разрешений (как на дебаркадер). Как маломерное судно, хаусбот может причалить в любом месте, где не запрещена стоянка и где он не помешает судоходству. При желании плавучий дом можно ставить совершенно бесплатно вне марин.

При локации в яхт-клубах придется заплатить за стоянку и пользоваться всей их инфраструктурой. Порядка 35 яхт-клубов уже готовы принимать самоходные дома на воде. Средняя стоимость за эти услуги составляет 35 тыс. рублей в месяц.

Он свяжет деловой центр «Москва-Сити », городские парки и Киевский вокзал. На пути будет семь остановок-причалов: «Киевский вокзал», «Красная Пресня», «Набережная Тараса Шевченко», «Западный порт», «Сердце столицы», «Верхние Мневники», «Нижние Мневники».

Несмотря на непонятный правовой статус, в России становится популярным новый формат жилой недвижимости - плавучие дома.

Фото: Depositphotos/S_Razvodovskij

Плавучие дома всегда были очень популярны в Европе. В России это относительно новое явление, но спрос на такие дома опережает предложение в несколько раз.

В Европе домов на воде гораздо больше, чем в России: в таких странах, как Германия или Нидерланды речные участки значительно дешевле, чем земля, поэтому многие предпочитают селится на воде. Подобный формат жилой недвижимости популярен и во Франции, где для постоянного проживания на воде необходимо купить специальное разрешение в мэрии, которое дает право на обустройство и прокладку коммуникаций к домам-лодкам.


(Фото: Robert Harding / Globallookpress)

(Фото: Lisa S. Engelbrecht / Globallookpress)

"В нашей стране рынок предложения жилья на воде довольно узкий, - говорит коммерческий директор компании "Дом на воде" Михаил Быков. - Мало кто из россиян представляет себе, что такое "плавучий дом" из-за отсутствия грамотной рекламной политики. Многие клиенты просто не знают, где и как представлен этот вид жилья".

Однако спрос на "водное" жилье в России есть, уверяет директор департамента продаж городской недвижимости компании Blackwood Оксана Дивеева. По ее словам, спрос превышает предложение в несколько раз.

Каким бывает плавучее жилье

Самый недорогой вариант - это дом на понтонах . Понтоны объединяются между собой в единую плавучую платформу. Эта платформа и удерживает на воде постройку, расположенную на площадке. Несмотря на довольно внушительный вес, конструкция имеет хорошую устойчивость и обладает свойствами судна, которое хорошо держится на плаву Кроме того, понтон не подвержен коррозии и его срок службы составляет несколько сотен лет. По словам экспертов, у этого вида жилья есть огромный потенциал: понтоны предусматривают возможность постройки дома по индивидуальному проекту.

Баржи , оборудованные под жилье, встречаются гораздо реже. Под жилье можно переоборудовать старую баржу. Но проще заказать баржу на верфи. Такие дома распространены главным образом в Европе и США. В России перспективы использования барж остаются туманными.


Хаусбот совмещает в себе функции яхты и загородного дома. Он предназначен для передвижения на внутренних водоемах. Это целый двухэтажный "дом на воде", полностью готовый для проживания. Хаусбот может быть оснащен одним или двумя двигателями, бензиновыми или дизельными, подвесными или стационарными. Этот плавучий дом передвигается с максимальной скоростью 20 км/час.

Дебаркадер - довольно дорогой вид недвижимости. Эта технологий предусматривает строительство на бетонных конструкциях. Основное преимущество подобных домов на воде в том, что они предоставляют свободу для реализации любых архитектурных замыслов. Здесь практически нет ограничений для фантазии дизайнеров и архитекторов. На прочном бетонном дебаркадере можно возводить довольно большие дома высотой в несколько этажей.

Дебаркадеры могут работать либо автономно, имея свой генератор, свою систему водоснабжения, вентиляции и канализации. Однако их можно подключить и к местным сетям, к центральным коммуникациям города, при необходимости они могут плавать автономно (например, при перемещении на другое место парковки). Однако ремонтировать такой плавучий объект довольно сложно. "Дебаркадер необходимо периодически поднимать на стапеля и обследовать обшивку на предмет течи. Это довольно затратно, если нет возможности осуществлять эти работы с применением стапелей, но водолазные работы для выявления и устранения течей не дают полной картины по качеству выполняемых ремонтных работ", - рассказывает Михаил Быков.

"Любой из этих видов плавучих домов можно оснастить необходимой инфраструктурой, чтобы жить в нем круглый год. Например, можно поставить туалет морского типа с ручным спуском или поставить бак на 100 литров. Но для этого хозяину необходимо продумать схему подъезда ассенизатора к дому или подогнать плавсредство к месту откачки", - советует коммерческий директор компании "Микижа" (создает дома на воде) Дмитрий Собиняков.

Сколько стоят дома на воде

"Безопасность дебаркадера зависит от материалов и технологий, использованных при его постройке, инженерных инфраструктурных систем, но главное - от правильно построенного фундамента. Покупать дебаркадеры нужно после проведения технического аудита", - предупреждает Оксана Дивеева.

Стоимость подобного проекта зависит от размера, качества постройки и инженерной оснащенности. "Сметная стоимость строительства "плавучего дома" начинается от 2 млн рублей, а в некоторых случаях цена доходит до 3 млн долларов", - говорит эксперт из компании Blackwood.

Прописаться в "плавучем доме" нельзя, но его можно зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным суднам как плавсредство. Для этого требуется наличие огней и спасательного оборудования на борту. Проблемы при регистрации могут возникнуть в том случае, если размер дома превышает 20 м в длину. С таким размером уже необходимо обращаться в Речной регистр.

Вера Козубова