Период проведения камеральной проверки. По транспортному взысканию

Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.

Камеральная проверка: что это значит

Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.

Кто может осуществлять проверку

Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:

  • Таможенные органы;
  • Внебюджетные фонды.

Где проводится процедура проверки

Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.

Цели проведения проверки

Основные цели состоят в следующем:

  • Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
  • Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
  • Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
  • Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
  • Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).

Чем регламентируются вопросы КНП

Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентируетНалоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки,а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.

Сроки проведения проверки

Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.

Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.

ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.

Особенности КНП

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:

  • Если в декларации указан размер , который подлежит возмещению;
  • Если указаны какие-либо льготы;
  • Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.

Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.

Процедура в отношении ИП

Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.

Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.

А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.

Пояснительная записка

На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.

За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.

Если пояснение требуется из-за , в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:

  • Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
  • Объясните, какие причины к нему привели;
  • Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.

Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.

Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.

Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка .

Если вы не согласны с результатами проверки

В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.

Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.

От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.

Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.

Заключение

Уважаемые читатели! – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.

Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ .

Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

    заявлена сумма НДС к возмещению;

    заявлены льготы;

    отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

    декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.

Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки

Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ )

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ )

Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ )

Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ )

Участие переводчика, эксперта (статья 95 , 97 НК РФ )

Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91 , 92 НК РФ )

Оформление результатов камеральной проверки

Нарушения не выявлены:

    камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

    в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ ;

    акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

    налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

    в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля .

Ведение деятельности организаций и ИП, внесенных в реестр, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством. Предприятию необходимо выбрать систему налогообложения и следовать ей при исполнении обязательств перед бюджетом.

Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.

Что это значит?

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится территориальным налоговым органом по месту нахождения ИФНС. Инспекция подвергает контролю предприятия всех форм собственности и организационных структур.

Мероприятие характеризуется:

  • Ограниченным предметом контроля. Преимущественно проверяется соответствие законодательству одного налога.
  • Четко оговоренным в Налоговом кодексе периодом проверки (3 месяца).
  • Возможностью выемки документов и проверкой их на территории органа.
  • Широкими правами инспекторов по проведению мероприятия – истребование документов у лица и партнеров, проведение осмотров, допросов, экспертизы.

Право проведения контроля установлено в ст. 88 НК РФ. Процедура может проводиться:

  • Без участия налогоплательщика по данным отчетности, представленной в ИФНС. О начале проведения лицо может узнать только при запросе пояснений или ряда документов по ограниченному перечню.
  • В углубленном варианте с участием плательщика налогов. Проверка осуществляется при предъявлении проверяемому лицу решения и требования, подписанных начальником ИФНС или равнозначными должностными лицами – заместителями руководителя.

Документы проверяемого предприятия представляются в ИФНС только по письменному требованию . Если о начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомлен, в ходе проведения мероприятия инспектор может предложить представить лишь пояснения.

Законодательством установлен срок проведения процедуры. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев от даты предъявления решения , но может быть продлена по уважительным обстоятельствам:

  • Потребностью проведения дополнительных действий, заключающихся в запросах и получении сведений о документообороте партнеров. Решение о встречной проверке направляется в территориальную Инспекцию по месту расположения контрагента.
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации по налогу за проверяемый период. Новое начало срока проведения мероприятия будет исчисляться от даты подачи этого документа.

Контроль может охватывать деятельность предприятия за 3 предшествующих года . Документы более раннего периода не подлежат проверке в связи с вступлением в силу исковой давности. При указании в требовании несоответствующего законодательству периода лицо может оспорить право не представлять документы в установленном порядке – обращение к руководству ИФНС и обжалование в судебных органах.

Подробную информацию о данном мероприятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Основания для процедуры

Проверка проводится на основании анализа, проводимого одноименным отделом ИФНС. Причиной начала мероприятия могут стать:

  • Нестыковка данных деклараций внутри одного отчетного периода.
  • Несоответствие показателей одного вида отчетов, представленных по нескольким срокам.
  • Заявление льготы по налогу.
  • Представление декларации по НДС, по результатам которой заявлено возмещение из бюджета или значительный по сумме вычет.
  • Подача отчетности, содержащей данные об использовании природных ресурсов.

Кроме мероприятий внутреннего контроля ИФНС проводит камеральные проверки, заменяющие выездные для малых и микро предприятий. Процедура осуществляется в отношении компаний:

  • Применяющих специальные режимы или .
  • С отсутствием имущества и транспортных средств.
  • Представляющих нулевую отчетность.

В случае проведения углубленной проверки основанием для мероприятия выступает решение руководителя ИФНС. Документ свидетельствует о начале мероприятия и должен быть вручен должностному лицу предприятия под подпись с указанием даты получения.

К решению прилагается требование о представлении документов согласно указанному перечню. В большинстве случаев список не является достаточно конкретным или содержит фразу «иные документы», что позволяет инспектору произвести дополнительный запрос.

На подготовку и подачу документов отводится 10 дней . В случае пропуска срока, заявленного в требовании, или отказа от представления документации, ИФНС имеет право наказать проверяемое лицо в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как часто проводится, место проведения

Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица . Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.

Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.

Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.

Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.

Кто ее проводит?

Ответственность за проведение мероприятий лежит на камеральных отделах ИФНС. Внутри этой структуры имеется несколько отделов, разделенных функционально по налогам. Наибольшую численность проверяющих имеют отделы камерального контроля по НДС.

К проверке привлекают одного инспектора, который проводит все этапы – составление требования, проверку документов, проведение дополнительных мероприятий, оформление результата.

Пошаговый порядок проведения

Процедура КНП имеет четко отработанный и законодательно установленный механизм. При контроле осуществляются этапы:

  1. Определение органом ИФНС слабого места в отчетности или получение декларации о возмещении из бюджета.
  2. Принятие решения и формирование требования о необходимости представления документов.
  3. Ознакомление налогоплательщика с решением и требованием.
  4. Получение документов.
  5. Непосредственно проверка.
  6. Составление акта и решения по нему.
  7. Вручение документов налогоплательщику в соответствии со сроками.

Работа предприятия сводится к подготовке документов по заявленному списку. Подготовленные согласно правилам бумаги представляются в территориальный орган ИФНС и передаются проверяющему инспектору через отдел приема входящей корреспонденции.

Документация представляется в заверенных копиях с сопроводительным письмом-описью. Формы сшиваются между собой или подаются в папке. Инспектор имеет право затребовать оригиналы для сравнения с дубликатами.

Результат и его обжалование

По результатам проведения процедуры инспектор составляет справку о факте окончания КНП и акт . Если материалы показали соответствие исчисления налога требованиям законодательства, акт налогоплательщику не вручается. При проверке правомерности заявления в декларации возмещения НДС лицо получает решение с указанием суммы. Размер НДС может отличаться от заявленного при частичном подтверждении вычета.

При обнаружении расхождения данных все нарушения отражаются в акте. Может быть установлено:

  • Нарушение действующего налогового законодательства, в результате чего обязательство было занижено.
  • Неправомочность заявления льготы или налогового вычета.
  • Отсутствие основания для возмещения НДС.
  • Несвоевременность представления отчетности.

На составление акта после окончания мероприятия и подготовки справки отводится 10 дней. Документ вручается должностному лицу предприятия в срок не позднее 5 дней . Если для получения акта лицо не явилось в ИФНС, документ переправляется налогоплательщику почтой. Датой его вручения считается 6-й день со дня отправки корреспонденции.

Важность даты вручения обоснована возможностью оспаривания результатов контроля в течение 10 дней. Возражения представляются в письменном виде и рассматриваются налоговым органом в течение месяца, по окончании которого выносится решение. В случае отсутствия возражений и представленных разногласий решение по акту принимается по окончании срока обжалования.

В дальнейшем результат может быть оспорен налогоплательщиком в судебном органе первой и вышестоящей инстанций.

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

 

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ .

Таблица № 1. Вкратце о камеральной проверке

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, - в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности . При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте - датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки. Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Таблица № 2. Камеральная и выездная налоговые проверки: отличия

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Срок проведения

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка - что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину

К амеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов . Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала - не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку . Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком - физическим лицом затраты . Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.

Пример 1

Свернуть Показать

Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).

Налогоплательщик - физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета . Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.

Пример 2

Свернуть Показать

При получении физическим лицом социального налогового вычета инспектор потребовал представить налоговую декларацию по форме 2-НДФЛ с места работы супруги. Налогоплательщик указал инспектору, что просьба незаконна, поскольку этот документ не включен в перечень необходимых документов для получения вычета. Кроме того, о требовании инспектора он сообщил руководителю ИФНС, который отменил его как незаконное и необоснованное.

Налоговый орган может также запрашивать у налогоплательщика и первичные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 г. № Ф04-4489/2006(24669-А03-37) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в связи с чем в требовании о представлении этих документов подлежат указанию конкретные основания для их истребования.

Таким образом, от полноты комплекта представленных документов зависит начало проверки, ее окончание и получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета.

В случае если в налоговой декларации в ходе проверки будут выявлены ошибки, неточности и/или расхождения с подтверждающими документами, то от физического лица - налогоплательщика могут потребовать уточненную налоговую декларацию . В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться от даты подачи уточненной налоговой декларации.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 г. № Ф09-4282/07-03 сроки, установленные статьей 87 Налогового кодекса для проведения выездной и камеральной проверок, не могут быть применимы в отношении проверки уточненных налоговых деклараций и расчетов, так как эти сроки устанавливаются в качестве гарантии законных прав и интересов налогоплательщика.

При проведении камеральной проверки налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика представлять дополнительные документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также потребовать внести изменения и дополнения в уже представленные документы . Это право предоставлено налоговым органам статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса. Так, при проведении камеральных проверок инспектор вправе получать объяснения, затребовать у проверяемого лица необходимые сведения и получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Однако в названных статьях не закреплены ни сроки представления таких документов, ни порядок внесения исправлений. Это создает условия для субъективного рассмотрения вопросов налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков - физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса налогоплательщик имеет право пояснять сведения , содержащиеся в представленных им документах. Это позволит ему снять спорные вопросы в ходе первоначального рассмотрения документов, предотвратить затягивание проверки и, следовательно, избежать переноса сроков получения вычета. К сожалению, очень часто граждане дают комментарии и пояснения в устной форме, а наиболее «продвинутые» из них - в форме электронных писем на сайт соответствующей налоговой инспекции.

Однако это может иметь отрицательные для него последствия, так как устную информацию «в папку не подошьешь», а электронные сообщения не имеют соответствующих реквизитов и могут быть вообще не прочитаны нужным инспектором.

Также отрицательна для налогоплательщика и практика получения запросов и претензий в устной форме и по телефону. Необходимо помнить, что получение налоговых вычетов нужно самому гражданину, и поэтому процедуры общения с инспектором должны быть предельно формализованы и понятны, ведь в случае непредставления документов или получения путаных разъяснений процедуру придется повторить заново. Поэтому все запросы от налогового органа следует получать только в письменном виде, и ответы давать тоже только письменно, с простановкой отметки о вручении.

Мнение арбитражных судов поддержано и главным финансовым ведомством страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005 г. № 03-02-07/1-224 указывается, что истребуемые первичные документы могут подтвердить правильность и полноту уплаты налогов, при этом сам факт истребования не нарушает прав и свобод (и экономических, и гражданских) гражданина-налогоплательщика.

Кстати, все дополнительные документы и разъяснения гражданин подает только в случае, если инспектор найдет в налоговой декларации ошибки и неточности.

Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки

При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.

Повторная «камералка»

На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным.

На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации.

Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.

Нестандартные расходы для ИП

Нередко включение у индивидуальных предпринимателей при получении профессиональных налоговых вычетов нестандартных расходов, которые налоговикам кажутся странными и необоснованными. Инспекторы в своей практической деятельности с большим подозрением относятся к тем расходам предпринимателей, которые не подпадают под стандартные и знакомые им. Это связано с тем, что налоговики плохо разбираются в тонкостях производственных процессов у индивидуальных предпринимателей и «скатываются» на столь знакомые и любимые ими обоснованные расходы у предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли.

Однако на стороне налогоплательщика в этом вопросе арбитражная практика. Арбитражные суды при вынесении решений исходят из вида деятельности индивидуального предпринимателя (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. № А29-11853/2005а).

Задержка в перечислении вычета

На практике возможна и ситуация, когда после предоставления налогового вычета денежные средства не будут перечисляться гражданину в течение одного месяца или даже нескольких. В случае получения имущественного налогового вычета налогоплательщику будет перечисляться сумма излишне уплаченного НДФЛ с учетом предоставленного имущественного налогового вычета.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса возврат излишне уплаченной суммы налога доложен происходить в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате налога. Однако если возврат происходит после проведения камеральной проверки, то срок составит четыре месяца (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат по заявлению).

На практике налоговики придерживаются мнения, что возврат из бюджета сумм излишне уплаченного налога производится в течение месяца, который исчисляется с даты окончания камеральной проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Обратите внимание: практику в отношении срока предоставления имущественного налогового вычета налоговые органы распространили и на другие категории налоговых вычетов. На стороне инспекторов и арбитражная практика.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98 указано, что срок, в течение которого налогоплательщику должны вернуть из бюджета сумму излишне уплаченного налога/предоставить налоговый вычет, равен четырем месяцам.

Налогоплательщик - физическое лицо должен сам отслеживать срок поступления денежных средств на свой счет. Если срок поступления превысит один месяц, то на сумму излишне уплаченного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, будут начисляться проценты за каждый день нарушения. Причем процентная ставка равна процентной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата налога.

Предоставьте «первичку»!

Многие сталкивались с требованием представить первичные учетные документы для получения налогового вычета при проведении камеральной проверки. Такое «право» налоговикам предоставило письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16, которое подменило понятие «подтверждающие документы» понятием «первичные документы», объединив их и по смыслу, и по правовой трактовке. Данный документ Минфина РФ был разослан ФНС РФ во все субъекты Федерации с пометкой для использования в работе, после чего и стали необоснованно запрашиваться первичные документы. Свою позицию Минфин РФ основывает на постановлении Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05, согласно которому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы и при проведении камеральной проверки. Однако имеется и противоположное мнение суда, правда, не такой высокой инстанции.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 г. № А42-2859/2005 в случае выявления налоговыми органами при проведении камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, налоговый орган, согласно статье 88 Налогового кодекса, не имеет права истребовать первичные документы. Истребование первичных документов у налогоплательщика означает превращение камеральной проверки в выездную.

Налоговый кодекс не требует представлять в налоговые инспекции первичные документы, подтверждающие расходы. Но это относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, так как в этом случае организации придется практически парализовать всю бухгалтерскую и финансовую работу. Но, по нашему мнению, это не относится к налоговым вычетам, на которые претендует физическое лицо. В отношении всех категорий вычетов Налоговый кодекс требует представлять одновременно с декларацией и документы, подтверждающие произведенные расходы. Для физических лиц такими документами будут именно платежные документы (кассовые чеки, платежные поручения, СЛИПы по пластиковым картам) и товарные документы (счета, товарные чеки и т.п.). Поэтому, получив требование от налогового инспектора, проводящего камеральную проверку, представить расчетные и товарные документы, которые относятся к категории первичных документов, не следует вступать с ним в конфликт и демонстрировать знания налогового законодательства, а следует уточнить перечень документов и оговорить срок, в который они будут представлены. В этом случае результат конфликта будет отрицательным для гражданина.

У вас - вновь открывшиеся обстоятельства

Как уже отмечалось, при проведении камеральной проверки возможны и ситуации, когда налогоплательщику будет сообщено о так называемых вновь открывшихся обстоятельствах. К таким обстоятельствам могут быть отнесены случаи неподачи налоговых деклараций за какой-либо период или якобы имевшихся фактах сокрытия доходов.

Одним из таких случаев неподачи налоговой декларации может быть ситуация, когда физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (а в 90-е годы ряд организаций и предприятий любил переводить своих сотрудников в ИП, не задумываясь о стратегических последствиях для себя и работников), но не осуществлявшего никакой хозяйственной деятельности и не открывавшего счетов в качестве индивидуального предпринимателя в кредитных организациях. Однако если налогоплательщик не осуществлял никакой деятельности в качестве ИП и налоговые органы не располагают информацией о том, что данное физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью, то претензии отпадают сами собой.

Также при отсутствии фактов ведения предпринимательской деятельности отпадает и вопрос о непредоставлении налоговых деклараций, так как обязанность по предоставлению налоговых деклараций возникает при наличии объекта налогообложения.

В этом вопросе арбитражная практика на стороне налогоплательщика (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2001 г. № А13-205/01-11, от 03.04.2001 г. № А26-5290/00002-07/341). И хотя указанные постановления были приняты в 2001 году, на сегодняшний день они не потеряли своей актуальности.

Также безосновательны будут и претензии налоговых органов за непостановку на учет в социальных фондах, потому что инспекторы могут предъявлять иски только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. А предъявление исков об обязанности налогоплательщика встать на учет в социальные фонды не предусмотрено Кодексом.

Другим довольно распространенным обстоятельством будет недекларирование дохода, полученного от реализации физическим лицом автотранспортного средства . При этом налоговые органы не утруждают себя обязанностью проверить, была ли реализация автомобиля и был ли получен доход от нее. Свою позицию они выстраивают на факте снятия автомобиля с учета в ГИБДД и поэтому - о факте его реализации.

То есть для налоговиков факт реализации связан с фактом снятия с учета, а доказательствами они себя не утруждают. Хотя бремя доказательства факта дохода возлагается на налоговый орган, а бремя доказательства факта расхода - на налогоплательщика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 г. № 2746/05). Но налоговые органы облегчают себе жизнь, перекладывая бремя доказательства на плечи налогоплательщика, действуя по старому принципу: «признание - царица доказательства». Кроме того, при реализации автомобиля по системе «трейд-ин» доказать факт получения дохода практически невозможно. В этом случае стоимость проданного автомобиля засчитывается в стоимость приобретаемого (покупатель оплачивает стоимостью старого часть стоимости нового автомобиля). Если же автомобиль был продан ниже цены, по который он был приобретен, то налоговой базы для исчисления дохода вообще не возникает.

Пример 3

Свернуть Показать

Физическое лицо реализовало автомобиль, который был им приобретен в 2000 г. за 200 000 руб., за 50 000 руб. В результате сделки им не был получен доход, так как транспортное средство было реализовано ниже цены приобретения.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 г. № 3558/02 при рассмотрении вопросов, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, лицо несет ответственность только при наличии вины.

Аналогичные претензии могут быть предъявлены физическому лицу и при реализации автомобиля лицом, которому транспортное средство передано по генеральной доверенности. Общеизвестно, что такая сделка является формой продажи автотранспортного средства. Но реализация автомобиля лицом, которому он передан по генеральной доверенности, еще не означает того, что он поделится частью дохода с тем физическим лицом, которое претендует на получение налогового вычета. Для снятия претензий гражданин может направить в налоговую письмо, в котором сообщить, что долю в доходах от реализации автомобиля он не получал, а с лицом, которому транспортное средство передано по доверенности и которое его реализовало, отношений не поддерживает.

Без вины виноватые

Налоговые органы практикуют привлечение физического лица - налогоплательщика к ответственности за неуплаченный налог . Часто это происходит в вузах с преподавателями-почасовиками, которым доход выплачивается, но по каким-то причинам не взимается НДФЛ. В этом случае обязанность по уплате налога возлагается на вуз как на налогового агента, который, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, был обязан исчислить и уплатить налог за сотрудника в бюджет. Поэтому на основании статьи 123 Налогового кодекса ответственность за неисполнение вышеуказанной обязанности возлагается на организацию - налогового агента, а не на работника - физическое лицо. В этом случае на гражданина распространяются нормы пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса, согласно которым лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Работодатель тоже примет участие

Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик - физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.

Важные моменты

Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.

Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.

Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.

Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.

Претензии, предъявляемые налоговыми органами организациям как налоговым агентам

Неверно исчислили налог

Самая часто встречающаяся претензия со стороны налоговых органов к налоговым агентам - это обвинение в невзимании налога и в его неверном исчислении (конечно же, в сторону занижения).

Часто налоговики обвиняют налоговых агентов в том, что они не удерживают сумму налога. Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в случаях, если налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога, то он обязан в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации о невозможности удержать налог и о сумме налоговой задолженности. Ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в этом случае возникнет при невыполнении налоговым агентом данных условий.

Централизованная бухгалтерия - меньше агентов

Нередко налоговики предъявляют претензии к организации, не являющейся агентом потому, что в организации учетом доходов и исчислением НДФЛ занимается централизованная бухгалтерия. В ряде организаций налоговый, бухгалтерский учет, исчисление и уплату налогов осуществляет централизованная бухгалтерия. Это практикуется в организациях, в которых существует так называемая «цеховая» система бухгалтерского учета (крупные промышленные и строительные компании). В этих организациях в структурные подразделения переданы только вопросы текущего бухгалтерского учета, а ряд стратегически важных вопросов (в том числе начисление и уплата налогов) возлагается на централизованную бухгалтерию.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 г. № Ф03-А59/06-2/1799 в случае если бухгалтерский учет ведет централизованная бухгалтерия, то организация не признается налоговым агентом.

Следовательно, централизованная бухгалтерия будет признаваться законным и уполномоченным представителем налогового агента.

Запрет на средства налогового агента

Многие сталкивались с тем, что инспекция удерживала суммы не исчисленного и не перечисленного в бюджет налога за счет средств налогового агента. Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса налоговым органам запрещается взыскивать сумму неуплаченного налога за счет средств налогового агента, так же как и налоговые агенты не могут уплачивать налог за счет своих собственных средств. В рассмотренной ситуации инспекция может только оштрафовать налогового агента согласно статье 123 Налогового кодекса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2004 г. № Ф09-1319/04-АК указывается, что требовать уплаты налога с налогового агента можно только в том случае, если агент не удержал НДФЛ при выплате дохода физическому лицу.