Неоклассическая экономическая теория. Современные направления и школы экономической теории

Сущность неоклассической экономической теории

Развитие внутренних противоречий капитализма экономического и социального характера в конце 19-го века стало толчком к началу стадии, характеризующейся появлением монополий и активным государственным вмешательством в экономическое развитие, т.е. ее огосударствлением. Трактовка данной стадии имела неоднозначный характер у представителей различных экономических направлений. Марксистская политическая экономия связывала эту стадию с империализмом, другие западные ученые называли ее «корпоративной», «народной», «индустриальным обществом», «обществом потребления».

Английский экономист, основоположник неоклассического направления, глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки» дал новое имя рассматриваемой экономической науке - «неоклассическая». По мнению Маршалла, экономические исследования должны быть следствием практики житейской логики, обобщением научного характера поведения и рационального мышления агентов рынка. Таким образом, под экономикой стали подразумевать науку, которая занимается исследованием поведения людей в производственных процессах, процессах распределения и потребления ограниченных услуг и благ, а также изучением способов наиболее эффективного применения данных ресурсов.

Определение 1

Объектом исследования экономической теории неоклассического типа является поведение человека «экономического», который, являясь продавцом рабочей силы, потребителем или предпринимателем, пытается достичь максимального дохода, минимизировать возможные затраты и усилия.

Приверженцы неоклассического направления экономической мысли выделяют, как основную категорию анализа, предельную полезность, которая противопоставлена теории стоимости труда. Стоимость товара в данном случае определяется полезностью менее необходимого блага, т.е. предельной полезностью.

Развивалась неоклассическая теория английскими экономистами А.Маршаллом и А.Пигу. Первый определил эластичность спроса и равновесную цену, занимался развитием теории цены, при которой стоимость зависит от затрат на различные факторы: землю, труд и капитал. Согласно взглядам Маршалла, определение цены, за которую покупатель может приобрести товары или услуги, зависит от степени их полезности, а цена, назначаемая продавцом – от производственных издержек. Процесс приобретения товара характеризуется взаимным компромиссом между продавцом и покупателем, при котором получает проявление закон спроса и предложения.

Все представители неоклассического направления экономической теории придерживались нормативного характера экономической науки, т.е. она должна была быть нацелена на разработку положений экономической политики, практических мер и обоснованных рекомендаций.

Для представителей неоклассической экономической теории центром внимания являлся анализ условий, в которых продавцы и потребители стремятся к максимальному уровню своего благосостояния. Выводы, сделанные А.Маршаллом, показали, что подобная максимизация возможна только при свободной конкуренции и сбалансированном, равновесном состоянии рынка.

Инструменты анализа, которые были созданы неоклассиками, на сегодняшний день являются основными в мировой экономической науке. К ним относятся:

  • Эластичность спроса;
  • Исследование внутренней и внешней экономии на производстве в теории фирмы;
  • Предельный анализ;
  • Взаимозависимость рынков и т.д.

Периоды неоклассической экономической теории

История экономической теории неоклассического типа состоит из трех периодов:

  1. «старой» неоклассики с 1890 по 1930 годы;
  2. «оппозиционной» неоклассики с 1930 по 1960 годы;
  3. Современной неоклассики, с 1970-х годов и до настоящего времени.

Для периода «старой» неоклассики характерно следующее положение: основу всех теорий, в которых анализируется рыночное хозяйство, составляет некоторая концепция, разъясняющая принципы образования цен. Формирование неоклассической концепции обусловлено объединением разрабатываемой классической политической экономии теории стоимости труда и предельной полезности по маржиналистской теории. В период «великой депрессии» с 1929 по 1933 год была сильно дискредитирована неоклассическая теория. Началась разработка новых доктрин, которая закончилась «кейнсианской революцией».

Кейнсианские идеи получили общественной признание в период «оппозиционной» неоклассики, однако, в эти годы выдающимися защитниками экономического либерализма были Людовиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек, которые относились к австрийской школе экономической теории неоклассического типа.

В период современной неоклассики наступает эпоха научно-технической революции. Представители неоклассического направления в данной время пытаются доказать если не идеальный характер рыночной системы хозяйствования, то ее превосходство над другими типами экономических систем.

Замечание 1

Современное неоклассическое направление является совокупностью многих, конкурирующих между собой, направлений.

Неоклассическое направление экономической теории в России

В России пик популярности неоклассической экономической теории приходится на конец 1980-х – начало 1990-х годов. В этот период данное направление воспринималось как новое «единственно верное» направление экономической теории, призванное заменить марксизм. Российским поклонником неоклассических идей, прежде всего, был Егор Гайдар, который возглавил экономические реформы либерального типа в 1990-х годах. Однако уже в конце 20-го века произошло заметное снижение влияния неоклассических взглядов на российских экономистов.

Преподавателями экономики было отмечено, что неоклассическая экономическая теория является не менее абстрактной и не намного более практичной, чем марксизм. Отечественными экономистами все больше внимания уделялось институциональным факторам развития экономики (национальной культуре, политической свободе), ранее не учитывающимся.

Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов,экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Основные идеи:

1) Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия;

2) Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики.

Данное направление возникло в 1870–1880-х гг., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую, американскую, кембриджскую, чикагскую и др.

Особый интерес представляет австрийская школа.

Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.

Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 1880-х гг. "производственной версии" ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (от фр. marginal – предельный).

Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т.д.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном еще в 1844 г. Однако начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относится к середине 1880-х гг., когда экономистами-математиками были опубликованы "Теории политической экономии" (У. С. Джевонс), "Основания политической экономии" (К. Менгер) и "Элементы чистой политической экономии" (Л. Вальрас).

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина "политическая экономия" в пользу понятия "экономике". Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842–1924), издавший книгу "Принципы Экономикса".

Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Тем самым австрийская школа поднимает важный вопрос о роли потребителя в деле формирования не только рыночных цен на товары, но и их стоимостей. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно-необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания о стоимости и цене.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической науки. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя – "экономического человека" (homo есопотгсш), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название микроэкономического .

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теория экономики предложения (А. Лаффер, М. Эванс), теория рациональных ожиданий (Р. Лукас, Н. Уоллес и др.), теория экономического роста, теория общего экономического равновесия, теория экономики благосостояния и др. Обратимся к некоторым из них.

Либерализм – это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов.

Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа) в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хаек (1899-1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма – создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый М. Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960–1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 1990-х гг. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы предлагают поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3–5% в год. В противном случае, по их мнению, нарушается механизм частного предпринимательства, наступает кризис, развертываются инфляционные процессы. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Концепция теории экономики предложения стала разрабатываться в конце 1970-х – начале 1980-х гг. на основе английской, американской и западногерманской школ. Ее основателями явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель и др. Это течение оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительства М. Тэтчер в Англии.

Структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников данной теории, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видели причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Поэтому они предлагали роль государств резко ограничить.

Теория экономики предложения акцентирует внимание на предложении ресурсов и их эффективном использовании. Одновременно она предлагает активизировать побудительные мотивы предпринимательской деятельности экономических агентов.

Одновременно теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера: снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

Продуктом новейшей эволюции неоклассицизма, вторым изданием монетаризма принято считать теорию рациональных ожиданий .

Она сформировалась в США. Ее разрабатывали Дж. Мут, Р. Берроу, Р. Лукас и др.

Теория рациональных ожиданий основана на идее, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса.

На основе этой мысли возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. Понятие "рациональные ожидания" ввел в экономический оборот в начале 1960-х гг. американский экономист Дж. Мут. Под рациональными ожиданиями он подразумевал ожидания, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а главным образом на основе всей имеющейся в определенный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. В своей гипотезе Дж. Мут исходил из того, что ожидания максимизирующих свое положение экономических агентов рациональны. В результате на базе всей полученной экономическими агентами информации формируются представления о положении в экономике, которые автор гипотезы принимает как условные математические ожидания.

Одну из первых подобных моделей построил профессор Чикагского университета Р. Лукас.

Теория рациональных ожиданий предполагает существование идеальной экономической системы, где все предусмотренные авторами модели параметры имеются налицо. В жизни такая ситуация нереальна.

Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами.

  • 1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать "чистую экономику", отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
  • 2. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
  • 3. Используя принцип А. Смита "laisser fairer ("предоставьте свободу действовать"), г.е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
  • 4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
  • 5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, "новый классический экономике", который лежит в основе курса, преподаваемого во всех университетах под названием мейнстрим (mainstream – основное течение).
  • 6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – несоциален.

Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, испытывает волнообразное движение: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. Первые звонки о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Новой критической атаке неоклассическая теория подверглась в период глобального мирового кризиса, начавшегося в 2008 г.

Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.

Неоклассическая теория (школа) (англ. neoclassical economics) – направление экономической мысли, отражающее идеи классической политической экономии (см. ) и их дальнейшую эволюцию и развитие в рамках маржиналистской школы (см. ), неолиберальной, монетарной (см. ) и других концепций современного консерватизма.

Впервые понятие неоклассическая теория появилось в конце XIX в. в отношении представителей маржинализма второй волны. Для неоклассической школы характерна поддержка идеи экономического либерализма, которая заключается в минимальном вмешательстве государства в рыночную систему свободной конкуренции.

Представители неоклассической школы (Дж.Б.Кларк, Ф.И.Эджуорт, И.Фишер, У.Джевонс, К.Менгер, И.Тюнен, А.Маршалл, В.Парето, Л.Вальрас, К.Викселль) рассматривают рыночную систему как саморегулируемую, самонастраиваемую и наиболее экономически эффективную из всех известных человечеству. В рамках представлений неоклассической школы Л.Вальрас разработал модель конкурентного равновесия.

Неоклассическая теория экономики, неоклассицизм - возникшее в конце XIX в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело так называемую маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия, которая была представлена такими именами как А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Милль, К.Маркс и другими.

Маржиналистская революция означает следующее: «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятие предельной полезности, практически одновременно открытое У.Джевонсом, К.Менгером и Л.Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической экономики, например, И.Тюненом. Среди крупнейших представителей неоклассицизма, кроме названных, Дж.Кларк, Ф.Эджеворт, И. Фишер, А.Маршалл, В.Парето, К.Викселль. Они подчеркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения (заданных) ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального выбора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной интенсивности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами или ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотношения должны равняться друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка - закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей и др.

По-видимому, главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия. Тем не менее, в целом для неоклассической теории экономики характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям, в отличие от , в теории которого доминирует макроэкономический подход.

Неоклассики заложили базу для более поздних экономических концепций, таких как теория экономики благосостояния, теория экономического роста. Эти концепции иногда называют «современной неоклассической школой». Ряд экономистов недавнего времени попытались также соединить некоторые положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства - это течение получило название неоклассического синтеза.

Идеи неоклассической теории экономики наиболее полно были изложены в «Принципах экономической теории» А.Маршалла, которые «… должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг в истории экономической науки: это единственный трактат XIX в. по экономической теории, который все еще продается сотнями каждый год и который все еще с большой пользой может быть прочитан современным читателем».


Неоклассическая экономическая теория

    Неоклассическое направление экономической мысли

Экономическая неоклассическая теория(neoclassical economics) – преобладающее в XX в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм ».

§1. Сущность неоклассицизма

В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители, входивших в него школ, ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии - свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.

Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорт, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политически экономии» на «экономикс ».

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономи­ческих категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движе­ния отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механиз­ма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому эле менту. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элемента рынка преимущественно не в качественном, а в количественном ас­пекте.

Таким образом, «экономикс » и «политическая экономия » в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль наук. 7

§2. Школы неоклассического направления экономической теории 8

Основными школами, которые представляют неоклассицизм, являются:

    Австрийская (К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бем-Баверк);

    Лозаннская (Л.Вальрас);

    Американская (Дж.Б. Кларк);

    Кембриджская (А.Маршал).

§2.1. Австрийская школа политической экономии

Основателем австрийской школы является Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета. Он родился в дворянской семье и получил образование в Венском и Пражском университетах. В 1871 г., ещё до начала своей будущей университетской карьеры, К. Менгер издал произведение «Основания политической экономии». Второе издание названного фундаментального труда вышло в свет только в 1923 г., через два года после смерти автора. Вторая крупная работа К. Менгера – «Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Одним из крупных представителей австрийской школы является Фридрих фон Визер (1851-1926), барон, получивший образование в университетах Германии и Австрии, ученик К. Менгера и его преемник на кафедре политической экономии в Венском университете. Основные работы Ф. Визера: «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Закон власти» (1926).

Наиболее ярким представителем австрийской школы стал Евгений Бём-Баверк (1851-1919), дворянин, профессор Венского университета, министр финансов Австрии, президент Австрийской академии наук, как и Ф. Визер, по жизненный член верхней палаты парламента. Основные произведения Бём-Баверка: «Права и отношения», рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория капитала» (1891).

В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме. Поскольку товары как потребительные стоимости несоизмеримы, постольку основу пропорций обмена искали в затратах на их производство: либо в затратах труда, либо в издержках производства.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, т.е. в связи с важностью для человека различных потребностей и настоятельностью, напряженностью каждой из них. Иначе говоря, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

§2.2. Лозаннская школа политической экономии

Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас (1834-1910). Вальрас проявляет глубокий интерес к проблемам экономической теории, которая становится делом всей его жизни. В 1870 г. он получает вновь открытую кафедру политической экономии на юридическом факультете Лозаннского университета (Швейцария). Уйдя в отставку в 1892 г., Вальрас не прекращает активной научной деятельности.

Основные работы Л. Вальраса: «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» (вышла двумя частями в 1874 и 1877 г.г.); «Очерки социальной экономии. Теория распределения общественного богатства» (1896).

Признавая действенность объективных экономических законов в сфере производства, Вальрас считал, что законы сферы распределения устанавливаются сознательно человеческой волей с учетом требований справедливости. Этим обусловливаются задачи экономической теории и её структура. Последняя включает три раздела:

    позитивная теория рыночного хозяйства;

    нормативная теория распределения;

    прикладная теория, или теория политики.

Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия (рис.3).

В самом общем виде эта модель может быть представлена в форме следующей схемы:

РЫНОК

Предприниматели

Владельцы производительных услуг

Продукты

Рис.3 «Рыночная модель по Вальрасу»

Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

§2.3. Американская школа политической экономии

Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938).

Кларк родился в г. Провиденс и по окончании колледжа получал образование в двух европейских университетах: в Гейдельберге (Германия) и Цюрихе (Швейцария). Основным занятием Дж.Б. Кларка была преподавательская деятельность в американских колледжах и Колумбийском университете в качестве профессора экономики.

В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк заявляет, что «право общества на существование в его настоящей форме и вероятность, что оно будет существовать в такой форме в будущем, оспаривается. Обвинение, тяготеющее над обществом, состоит в том, что оно эксплуатирует труд. Если бы это обвинение было доказано, то каждый честный человек должен был бы стать социалистом. Долгом каждого экономиста является проверка этого обвинения».

В области методологии Кларк отказывается от старого деления политической экономии на четыре части, изучающие производство, распределение, обмен и потребление. Он делит экономическую теорию на три естественных раздела:

    в первом изучаются универсальные экономические законы;

    во втором исследуется стационарное (статическое) состояние экономики;

    в третьем изучаются проблемы экономической динамики.

Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей ». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей.

Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор обладает специфической производительностью и его владелец получает тот доход, который создан именно этим фактором. Таким образом, капитал производит процент, труд – заработную плату, предпринимательская деятельность – прибыль, земля и капитальные блага – ренту. Другими словами, каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Величина этой доли определяется на основе закона убывающей предельной производительности, или иначе – закона предельной производительности. В экономической литературе этому закону присвоено имя его автора: «закон предельной производительности Дж.Б. Кларка».

§2.4. Кембриджская (английская) школа политической экономии

Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл (1842-1924). С этим именем, как уже отмечалось ранее, связано оформление неоклассического направления в экономической науке. Преподавание политической экономии он начал в 1868 г., некоторое время работал в университетах Бристольском и Оксфордском, но основная его деятельность связана с Кембриджем.

Маршалл является автором нескольких работ по проблемам капиталистической экономики: «Экономика промышленности» (1889), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1923). Главное произведение Маршалла вышло в свет в 1890 г. Это сочинение в русском переводе имеет три разных названия: «Принципы политической экономии», «Принципы экономической науки», «Принципы экономикс», что объясняется трудностями перевода на русский язык английского термина «economics». Она стала базой экономического образования и играла эту роль вплоть до 40-х г.г. ХХ в.

Особенностью методологии экономического учения Маршалла является принцип синтеза различных теорий:

    издержек производства;

    предельной полезности;

    спроса и предложения, воздержания;

    предельной производительности.

Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Вместе с тем, он предупреждал, что математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным.

Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно. «Мы могли бы, - говорит Маршалл, - с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и в том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». В этом образе «лезвий ножниц» зафиксирована сущность двухкритериальной концепции цены (стоимости).

P

Рис.4. «Крест Маршалла».Модель формирования равновесной цены P равн и равновесного объема продаж Q равн

Ученик Маршалла, один из наиболее крупных критиков неоклассицизма и основателей нового мощного направления в экономической теории ХХ века, Джон Мейнард Кейнс писал о своем учителе: «Маршалл был первым в истории великим экономистом в подлинном смысле этого слова, первым, кто свою жизнь посвятил созданию экономической науки в виде самостоятельного предмета, строящегося на собственных постулатах и отличающегося таким же высоким уровнем научной точности, как естественные или биологические науки. Маршалл был первым, кто занял по отношению к этому предмету профессиональную научную позицию, как к научной дисциплине, стоящей над текущими спорами и вне их, дисциплине, настолько же далекой от политики и политических воззрений, как физиология от представлений рядового врача».

Заключение

В начале XX в. неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в западной экономической науке. Именно в начале XX столетия ускорился процесс перехода рыночного хозяйства в иной режим – несовершенной конкуренции или к состоянию монополистического капитализма. Этот процесс заставил ряд экономистов осознать необходимость модификации представлений неоклассической школы о характере хозяйственного процесса, корректировки господствовавших теоретических представлений о механизме функционирования и развития рынков, формирования издержек и цен, закономерностей взаимодействия спроса и предложения и т.д.

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу, в том числе марксизм, с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Многие экономисты внесли свой вклад в создание и развитие неоклассической школы. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. Благодаря им неоклассика нашла свое место в экономической теории.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Маржионалисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп и людей, и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Рассмотрев неоклассическое направление, можно сказать что все представили вложили большой вклад в экономические отношения нашего времени. Если задуматься, то все что происходит вокруг нас – это спрос и предложение, потребление и прибыль, которые постоянно крутятся вокруг нас, но мы никогда не могли предположить, что теории неоклассиков XIX и XX вв. будут применятся в наши дни. Каждый из них добивался доказать полезность своей теории или метода, чтобы в итоге потребитель был удовлетворен. Единственное, что меняется, это только развитие, разрабатываются более новые и современные концепции, но их смысл применения в экономических отношениях не меняется. На мой взгляд, это и является самым главным аспектом, что их теории будут применятся и будут актуальны через десятки лет.

И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики. Все направления экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Список литературы:

    ДавыденкоЛ.Н.«Экономическая теория», Минск, 2007;

    Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004;

    Маршалл А. «Принципы политической экономии», - М.: Прогресс, 1993;

    Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана. Экономическая теория/ под ред. Лобачевой Е.Н.,-М., Высшее образование, 2009;

    Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004;

    РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П., -Р-н/Д, 2010;

    Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008;

    Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март, -М-Р-н/Д, 2007;

    Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал, 2002-2008, -http://www.eup.ru;

    Википедия: свободная энциклопедия, 2011,- http://www.wikipedia.ru.

Рецензия на курсовую работу

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:

Рецензент: , год.

Рецензия на курсовую работу

по кафедре Экономической теории

студентки: Журавлёвой А.С.

факультет: Коммерции и маркетинга , I курса, группы YKZS -211

номер зачетной книжки:09064

на тему №72:«Неоклассическое направление экономической теории»

Рецензент: , год.

1 Экономическая теория: [учебник для студентов ВУЗов, обучающимся по экономическим специальностям] / под ред. И.П.Николаевой; 2-е изд. – М, 2008. – с.2-7

2 РИНХ. Экономическая теория для бакалавров [учебно-методическое пособие] / под ред. д-ра экон. наук проф. Кузнецова Н.Г., канд. экон. наук проф. Лубнева Ю.П.-Р-н/Д,2010,-с.2-8

3 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004,-с.45

4 Неоклассическое направление экономической теории [Методические указания для студентов экономического факультета]/ «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» Кафедра общей экономической теории, -Иваново, 2004, -с.6-8

5 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004, -с.42

6 Куликов Л.М. «Экономическая теория», Проспект, -М, 2004

7 Экономическая теория/ под ред. Кузнецова Н.Г., Март,-М-Р-н/Д, 2007, -с.482-483

НеоклассическоеКонтрольная работа >> Экономика

Маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории , благодаря замене каузального подхода функциональным...