Модель ad as краткосрочном периоде. Модель AD-AS

В условиях, когда совокупный спрос и совокупное предложение уравновешивают друг друга, возникает макроэкономическое равновесие . Ему соответствуют равновесные значения совокупного выпуска и общего уровня цен. Указанное равновесие выражается в модели AD – /45, которую принято считать базовой моделью равновесия в макроэкономике (в последующих разделах будут рассмотрены и другие, специфицированные модели макроравновесия).

В графической форме равновесие фиксируется в точках пересечения кривых AD и /45 с учетом временных особенностей разных участков кривой /45 (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS

Равновесие в коротком периоде достигается на горизонтальной линии при пересечении AD и SRAS. При этом последняя из них соответствует постоянному (жесткому) уровню цен, и установление нового равновесия в экономике в таком случае осуществляется только путем сдвига кривой AD по горизонтали (при благоприятных тенденциях в экономике – вправо, в обратном случае – влево). На рис. 3.4 это показывается перемещением кривой совокупного спроса из положения AD, в положение AD 2 и формированием новой точки равновесия (из Е 1 в Е 2) и нового равновесного выпуска (из Y 1 в Y 2) при неизменном уровне цен (Р 0). Увеличение совокупного выпуска в краткосрочном периоде возможно в таких условиях только при росте совокупного спроса, в том числе с помощью его целенаправленного стимулирования со стороны государства соответствующими методами бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Равновесие в длительном периоде фиксируется на вертикальной линии при пересечении AD и LRAS. Как уже отмечалось, последняя из них соответствует уровню потенциального выпуска, и установление нового равновесия в экономике в таких условиях осуществляется только путем сдвига кривой AD по вертикали (при увеличении спроса и росте цен – вверх, при их снижении – вниз). На рис. 3.4 это показано перемещением кривой совокупного спроса из положения AD 3 в положение AD )А и формированием новой точки равновесия (из Е л в Е ,х) и нового равновесного уровня цен (из Р 1 в Р 2) при неизменном потенциальном выпуске (Yf ). Увеличение совокупного выпуска в долгосрочном периоде в таких условиях не зависит от изменения совокупного спроса, а достигается только ростом экономического потенциала, в том числе помощью целенаправленных усилий со стороны государства методами структурной политики.

В качестве исходного интегрального графика общего долгосрочного равновесия берется такое положение, когда все три кривые AD, SRAS и LRAS сходятся в одной точке равновесия. Это положение отражено на рис. 3.4 точкой Е 0, в которой кривая AD 0 пересекается с SRAS и с LRAS, фиксируемыми соответственно на уровнях Р 0 и Yf. В этом случае можно говорить об устойчивом макроэкономическом равновесии – экономика использует все ресурсы (потенциал), не происходит болезненного роста цен, спрос предъявляется на весь произведенный продукт.

При этом изменение равновесного положения и его графических значений должно предполагать и возможное изменение положения всех участков кривой AS под воздействием рассмотренных выше неценовых факторов совокупного предложения: горизонталь SRAS может подняться вверх или опуститься вниз, а вертикаль LRAS может сместиться вправо и влево. О последствиях этих изменений будет сказано в следующей рубрике. Здесь же применительно к России отметим, что для ситуации, сложившейся в первое десятилетие рыночных преобразований (1990-е гг.), были характерны и сильный рост цен (в 4,5 тыс. раз по ИПЦ), и существенное снижение потенциала (на 20–40%). Понятно, графически это может быть отражено резким сдвигом горизонтали SRAS вверх и заметным смещением вертикали LRAS влево.

Помимо графического выражения макроэкономического равновесия в модели AD AS , существует и математический способ его выражения. Он предполагает приравнивание уравнений совокупного спроса и совокупного предложения: Y AD = YAS Первое из них (в трех вариантах) приводилось выше: уравнения (3.1)-(3.3). Уравнение совокупного предложения выражают следующим образом:

(3.4)

где Р и Р е – фактический и ожидаемый уровень цен; g – специально рассчитанный коэффициент (остальные обозначения уже приводились выше). Но данное выражение более подходит для промежуточного состояния AS, а что касается особых состояний (краткосрочного и долгосрочного), анализируемых в настоящей главе, то для них подходят более простые выражения: Р (SRAS ) = const и У (LRAS ) = Yf = const. Приравнивание AD и AS с использованием приведенных выражений позволяет определить и рассчитать равновесные значения экономики и их изменения.

ПРИМЕР 3.3

Пусть кривая AD представлена как Υ = 400 – 50Р. Экономика находилась в состоянии долгосрочного равновесия при Υ = 200 и Р = 4. В результате роста благосостояния потребителей уравнение AD приняло вид Υ = 500 – 50P . Нужно определить новые равновесные значения У и P в коротком и долгом периодах. Логика решения задачи будет такой.

Для начала построим график с исходными условиями: используем для этого рис. 3.4. Пусть кривая AD 0 на графике соответствует исходной кривой AD, P 0 равно 4, а Υf (потенциальный ВВП) соответствует 200. Увеличение благосостояния означает рост потребительского, а значит, и совокупного спроса, результатом чего явится сдвиг кривой AD вправо (на графике – в положение АD 3). Теперь определяются координаты точек нового равновесия: для короткого периода – это точка E", для долгого периода – E 3. В коротком периоде уровень цен останется прежним (4), а ВВП = 500 – 50 × 4 = = 300, т.е. вырос выше потенциального уровня (Y" к Υf на графике). В долгом периоде ВВП вернется на уровень потенциального (200), а уровень цен составит: 200 = 500 – 50Я, откуда 50P = 300, т.е. Я= 6.

Состояние национальной экономики, при котором существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками, – характеризует общее (или макроэкономическое) экономическое равновесие (ОЭР). Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта. Рыночная экономика, построенная на принципах свободной конкуренции, обладает экономическими механизмами саморегуляции и способностью достижения равновесного состояния за счет гибких цен, особенно в условиях, близких к совершенной конкуренции, а также в долгосрочном периоде.

Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS и пересечение их в некоторой точке. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) дает характеристику величины национального дохода при данном уровне цен, а в целом – равновесие на уровне общества, т. е. когда объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Эта модель макроэкономического равновесия базовая. Кривая AD может пересечь кривую AS на разных участках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Поэтому различают три варианта возможного макроэкономического равновесия (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS.

Точка Е3 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е1 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е2 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

Рассмотрим, как устанавливается равновесие при пересечении кривой совокупного спроса кривой совокупного предложения на промежуточном участке в точке Е (рис. 12.6).

Рис. 12.6. Установление макроэкономического равновесия.

Пересечение кривых определяет равновесный уровень цен РЕ и равновесный уровень национального производства QE. Чтобы показать, почему РЕ представляет собой равновесную цену, a QE - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной P1, а не PE. По кривой AS определяем, что при уровне цен Р1 реальный объем национального продукта не превысит YAS , тогда как потребители внутри страны и иностранные покупатели готовы потребить его в объеме YAD.

Конкуренция среди покупателей за возможность приобрести данный объем производства окажет повышающее влияние на уровень цен. В сложившейся ситуации вполне естественной реакцией производителей на повышение уровня цен будет увеличение объема производства. Совместными усилиями потребителей и производителей рыночная цена при отмеченном росте объема производства начнет повышаться до величины РЕ , когда реальные объемы покупаемого и производимого национального продукта будут равны и в экономике наступит равновесие.

Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что осуществляется в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики.

Согласно классической модели, описывающей функционирование экономики в долгосрочном периоде, количество произведенной продукции зависит только от затрат труда, капитала и имеющейся технологии, но не зависит от уровня цен.

В краткосрочном периоде цены на многие товары негибкие. Они «застывают» на определенном уровне или мало изменяются. Фирмы не понижают немедленно выплачиваемую ими заработную плату, магазины не пересматривают немедленно цены на продаваемые товары. Поэтому кривая совокупного предложения представляет горизонтальную линию.

Рассмотрим изменение равновесного состояния экономики раздельно под воздействием совокупного спроса и совокупного предложения. При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо приводит к различным последствиям в зависимости от того, на каком участке кривой совокупного предложения оно происходит (рис. 12.7).

Рис. 12.7. Последствия увеличения совокупного спроса.

На кейнсианском отрезке (рис. 12.7 а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользованных производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) Y1 к Y2) и занятости без повышения уровня цен (Р1 ). На промежуточном отрезке (рис. 12.7 б) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Y3 к Y4) и к повышению уровня цен (от Р3 до Р4).

На классическом отрезке (рис. 12.7 в) рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от AD5 до AD6 ) приведет к повышению уровня цен (от Р5 до Р6 ) а реальный объем производства останется без изменения, т. е. не выйдет за пределы своего уровня при полной занятости.

При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый эффект храповика («храповик» – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не проявляют тенденции к снижению при уменьшении совокупного спроса. Это происходит, во-первых, из-за неэластичности заработной платы, которая не имеет тенденции к понижению по крайней мере в течение какого-то периода времени, и, во-вторых, многие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период снижения спроса.

10. Макроэкономическое равновесие в модели "доходы-расходы" ("кейнсианский крест").

Кейнсианская модель AS

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

§ экономика функционирует в условиях неполной занятости;

§ цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

§ реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Кейнсианская модель AS

Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.

Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD - желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Это основа современной макроэкономики , и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire , таких как Милтон Фридман , до социалистических «пост-Кейнсианских» сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон .

Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения , и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП , иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция . С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.

Кривые в модели

Совокупный спрос

Кривая совокупного спроса AD показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов находятся в равновесии. Важным показателем в модели AD-AS является кривая совокупного спроса. Данная функция объясняет сумму всех возможных спросов макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора . Таким образом, совокупный спрос строится из суммы следующих показателей:

Функция совокупного спроса строится как сумма всех четырех перечисленных параметров. Математическим языком,

AD = C + I + G + (X - M)

Совокупный спрос можно изобразить несколькими способами. Широко известной моделью данной функции служит так называемый «Кейнсианский крест » , в котором кривая совокупного спроса имеет положительный наклон. Однако, в модели AD-AS, кривую совокупного спроса, наоборот, принято изображать бесконечно убывающей функцией. Этому существуют три основных объяснения (эффекта). Первый, выдвинутый французским экономистом Артуром Пигу , гласит, что при увеличении общего уровня цен, уменьшается реальное богатство человека, что приводит к снижению потребления товаров и услуг домохозяйствами, а это, соответственно, приводит к снижению величины совокупного спроса . Джон Мейнард Кейнс посчитал иначе. Он предположил, что при увеличении уровня цен естественно растет спрос на деньги. Это приводит к росту банковской ставки процента, поскольку увеличивается спрос на заемные средства. От высокой ставки процента страдают инвесторы, что ведет к снижению инвестиций в экономику, а следовательно, и величины совокупного спроса . Более современные экономисты, Роберт Манделл и Джон Флеминг, посчитали, что при увеличении уровня цен в стране падает её экспорт, так как национальные товары, в данном случае, становятся дороже как для иностранцев, так и для местных жителей, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов импорта. Данный дисбаланс снижает чистый экспорт, а следовательно, и величину совокупного спроса. Таким образом, кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен .

Совокупное предложение

Кривая совокупного предложения имеет более «спорную» историю. Представители классической макроэкономической школы считали, что совокупное предложение не зависит от уровня цен. Таким образом, классики изображали данную кривую перпендикулярно оси совокупного выпуска . Позже, истовые приверженцы Кейнсианской школы, наоборот, предположили, что совокупное предложение никоим образом не зависит от уровня совокупного выпуска. Поэтому, экстремальные кейнсианцы изображали эту функцию параллельно оси совокупного выпуска . В наше время существуют и такой, и другой виды графического представления кривой совокупного предложения. Строго вертикально в наши дни строят совокупное предложение в долгосрочном периоде , а кривая, изображенная с положительным наклоном, является совокупным предложением в краткосрочном периоде .

Имеются как ценовые факторы, влияющие на совокупное предложение, так и неценовые. Ценовые влияют только на краткосрочное предложение. Любые изменения в издержках фирм отражаются на совокупном предложении экономики, при этом, обратно пропорционально . Это означает, что, к примеру, на каждую дополнительную единицу затрат фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг на определенное количество. Неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение любого вида, как на краткосрочное, так и на долгосрочное. К таким факторам можно отнести количество ресурсов, производительность ресурсов, качество физического, человеческого капитала, технологический прогресс и тому подобные критерии. Как правило, увеличение значений данных факторов зависимы прямо пропорционально совокупному предложению . Так, например, если в стране улучшается качество образования, и из учебных заведений выпускаются более подготовленные специалисты, кривая совокупного предложения смещается вправо и вниз.

Равновесие в модели AD-AS

В модели AD-AS можно наблюдать два вида равновесия :

Реальное равновесие

В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

Потенциальное равновесие

Данный вид равновесия показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов . Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и её положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия , поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики , потому что тогда ресурсы «переиспользуются».

Напишите отзыв о статье "Модель AD-AS"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Модель AD-AS

После его свиданья с княжной Марьей, хотя образ жизни его наружно оставался тот же, но все прежние удовольствия потеряли для него свою прелесть, и он часто думал о княжне Марье; но он никогда не думал о ней так, как он без исключения думал о всех барышнях, встречавшихся ему в свете, не так, как он долго и когда то с восторгом думал о Соне. О всех барышнях, как и почти всякий честный молодой человек, он думал как о будущей жене, примеривал в своем воображении к ним все условия супружеской жизни: белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки, maman и papa, их отношения с ней и т. д., и т. д., и эти представления будущего доставляли ему удовольствие; но когда он думал о княжне Марье, на которой его сватали, он никогда не мог ничего представить себе из будущей супружеской жизни. Ежели он и пытался, то все выходило нескладно и фальшиво. Ему только становилось жутко.

Страшное известие о Бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а еще более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений, собралась ехать отыскивать князя Андрея, как слышал Николай (сам же он не видал ее).
Получив известие о Бородинском сражении и об оставлении Москвы, Ростов не то чтобы испытывал отчаяние, злобу или месть и тому подобные чувства, но ему вдруг все стало скучно, досадно в Воронеже, все как то совестно и неловко. Ему казались притворными все разговоры, которые он слышал; он не знал, как судить про все это, и чувствовал, что только в полку все ему опять станет ясно. Он торопился окончанием покупки лошадей и часто несправедливо приходил в горячность с своим слугой и вахмистром.
Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу. Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе.
– Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви.
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.
– Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.
Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.
– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен…
Княжна Марья перебила его.
– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».

Модель AD-AS – это модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Основные элементы макроэкономического равновесия в модели AD-AS:

Совокупный спрос (AD); - совокупное предложение (AS); - равновесный уровень цен (P*); - равновесный объем национального производства (Y*).

Совокупный спрос (AD) – это суммарные планируемые (желаемые) расходы экономических субъектов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке благ, при каждом возможном уровне цен.

Элементы совокупного спроса: - спрос на потребительские товары и услуги; - спрос на инвестиционные товары; - спрос на товары и услуги со стороны государства; - спрос на отечественные товары со стороны иностранцев (спрос на чистый экспорт).

На совокупный спрос влияют следующие факторы:

1. Общий уровень цен. Зависимость между AD и общим уровнем цен является обратной; она выражается в соответствии с количественной теорией денег следующим образом: AD = M × V / P, где Р – общий уровень цен; М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег.

2. денежные факторы:

2.1. количество денег в обращении;

2.2. скорость обращения денег.

3. Неценовые факторы:

3.1.изменения в потребительских расходах;

3.2.изменения в инвестиционных расходах;

3.3.изменения в государственных расходах;

3.4.изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Кривая AD – это графическая модель совокупного спроса, показывающая взаимосвязь между планируемыми (желаемыми) расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и общим уровнем цен в стране.

Кривая AD имеет отрицательный наклон, означающий обратную связь между совокупными расходами и уровнем цен.

Изменение общего уровня цен вызывает движение вдоль кривой AD АD .

Совокупное предложение (AS) – реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен.

На совокупное предложение влияют следующие факторы:

1. Общий уровень цен. Между AS и общим уровнем цен существует прямая зависимость.

2. Неценовые факторы(изменяющие издержки на единицу продукции):

2.1. изменение цен на ресурсы;

2.2. изменение эффективности использования ресурсов;

2.3. изменение производительности;

2.4. изменение налогообложения бизнеса;

2.5. изменение степени государственного регулирования экономики;

2.6. изменение объемов финансовой поддержки предприятий и т.д.

Кривая AS – это графическая модель совокупного предложения, показывающая зависимость между реальным объемом национального производства и общим уровнем цен. Изменение общего уровня цен вызывает движение вдоль кривой AS , изменение неценовых факторов выражается в смещении кривой АS . Существует три подхода к форме кривой AS .



Они отражаются в виде общей кривой AS , состоящей из трех отрезков.

Горизонтальный отрезок называется кейнсианским ; он показывает изменение реального объема производства при неизменном уровне цен (в краткосрочном периоде). Экономика в этом случае находится в условиях неполной занятости (недостаточного использования имеющихся производственных мощностей, резервов и запасов) без инфляции.

Восходящий отрезок называется промежуточным ; он отражает изменения реального объема производства и уровня цен. Экономика в данном случае находится в состоянии, близком к полной занятости (когда полная занятость существует не во всех отраслях экономики), и характеризуется небольшим повышением уровня цен.

Вертикальный отрезок называется классическим ; он показывает неизменный уровень реального объема производства при изменяющемся уровне цен (в долгосрочном периоде). Экономика в этой ситуации находится в условиях полной занятости (использования всех имеющихся производственных мощностей, резервов и запасов), но с инфляцией.

Пересечение кривых AD и AS показывает равновесный уровень цен (P *) и равновесный реальный объем национального производства (Y *). На рис. представлены три возможных варианта макроэкономического равновесия: 1) при пересечении AD горизонтального отрезка AS ; 2) при пересечении AD восходящего отрезка AS ; 3) при пересечении AD вертикального отрезка AS .

Модель AD-AS в классическом варианте получила название «модель Сея». В ней совокупное предложение создает и балансирует спрос: AD=AS (расходы = доходы). Закон Сея заключается в том, что сам процесс производства товаров и услуг создает доход, в точности равный стоимости произведенных благ; таким образом, предложение порождает свой собственный спрос. Данная простейшая модель показывает, что в экономике достигнута идеальная пропорциональность между спросом и предложением в масштабе страны. В реальной же действительности такое макроэкономическое равновесие подвергается постоянному нарушению, т. к. экономика представляет собой многофакторное явление и поэтому не в состоянии обеспечить идеальную сбалансированность между производством и потреблением (предложением и спросом).

В его работе «Общая теория занятости, процента и денег» . Это основа современной макроэкономики , и она признана широким кругом экономистов от монетаристских сторонников laissez-faire , таких как Милтон Фридман , до социалистических «пост-Кейнсианских» сторонников экономического интервенционизма, таких как Джоан Робинсон .

Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения , и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП , иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция . С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.

Кривые в модели

Совокупный спрос

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо влечет за собой повышение уровня цен и увеличение совокупного выпуска

Важным показателем в модели AD-AS является кривая совокупного спроса. Данная функция объясняет сумму всех возможных спросов макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора . Таким образом, совокупный спрос строится из суммы следующих показателей:

Функция совокупного спроса строится как сумма всех четырех перечисленных параметров. Математическим языком,

Совокупный спрос можно изобразить несколькими способами. Широко известной моделью данной функции служит так называемый «Кейнсианский крест » , в котором кривая совокупного спроса имеет положительный наклон. Однако, в модели AD-AS, кривую совокупного спроса, наоборот, принято изображать бесконечно убывающей функцией. Этому существуют три основных объяснения (эффекта). Первый, выдвинутый французским экономистом Артуром Пигу , гласит, что при увеличении общего уровня цен, уменьшается реальное богатство человека, что приводит к снижению потребления товаров и услуг домохозяйствами, а это, соответственно, приводит к снижению величины совокупного спроса . Джон Мейнард Кейнс посчитал иначе. Он предположил, что при увеличении уровня цен естественно растет спрос на деньги. Это приводит к росту банковской ставки процента, поскольку увеличивается спрос на заемные средства. От высокой ставки процента страдают инвесторы, что ведет к снижению инвестиций в экономику, а следовательно, и величины совокупного спроса . Более современные экономисты, Роберт Манделл и Джон Флеминг, посчитали, что при увеличении уровня цен в стране падает ее экспорт, так как национальные товары, в данном случае, становятся дороже как для иностранцев, так и для местных жителей, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов импорта. Данный дисбаланс снижает чистый экспорт, а следовательно, и величину совокупного спроса. Таким образом, кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен .

Совокупное предложение

Так изображали совокупное предложение представители разных школ

Кривая совокупного предложения имеет более «спорную» историю. Представители классической макроэкономической школы считали, что совокупное предложение не зависит от уровня цен. Таким образом, классики изображали данную кривую перпендикулярно оси совокупного выпуска . Позже, истовые приверженцы Кейнсианской школы, наоборот, предположили, что совокупное предложение никоим образом не зависит от уровня совокупного выпуска. Поэтому, экстремальные кейнсианцы изображали эту функцию параллельно оси совокупного выпуска . В наше время существуют и такой, и другой виды графического представления кривой совокупного предложения. Строго вертикально в наши дни строят совокупное предложение в долгосрочном периоде , а кривая, изображенная с положительным наклоном, является совокупным предложением в краткосрочном периоде .

Имеются как ценовые факторы, влияющие на совокупное предложение, так и неценовые. Ценовые влияют только на краткосрочное предложение. Любые изменения в издержках фирм отражаются на совокупном предложении экономики, при этом, обратно пропорционально . Это означает, что, к примеру, на каждую дополнительную единицу затрат фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг на определенное количество. Неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение любого вида, как на краткосрочное, так и на долгосрочное. К таким факторам можно отнести количество ресурсов, производительность ресурсов, качество физического, человеческого капитала, технологический прогресс и тому подобные критерии. Как правило, увеличение значений данных факторов зависимы прямо пропорционально совокупному предложению . Так, например, если в стране улучшается качество образования, и из учебных заведений выпускаются более подготовленные специалисты, кривая совокупного предложения смещается вправо и вниз.

Равновесие в модели AD-AS

В модели AD-AS можно наблюдать два вида равновесия :

Взаимосвязь между реальным и потенциальным равновесиями

Реальное равновесие

В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

Потенциальное равновесие

Данный вид равновесия показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов . Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и ее положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия , поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики , потому что тогда ресурсы «переиспользуются».

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Модель AD-AS" в других словарях:

    модель - и, ж. modèle m., ит. modello, нем. Model, пол. model. 1. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале. БАС 1. Точить модель посуды, наводить резьбы, делать формы 15. 11. 1717. Контракт с Антонио Бонавери … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    1) воспроизведение предмета в уменьшенных размерах; 2) натурщик, служащий образцом при живописи или скульптуре; 3) образец, по которому изготовляют какое либо изделие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Используемая в соционике модель функционирования психики человека. Эта модель гипотетически выделяет в психике восемь функций, схематически располагаемых в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках.… … Википедия

    - [дэ], модели, жен. (франц. modele). 1. Образец, образцовый экземпляр какого нибудь изделия (спец.). Модель товара. Модель платья. 2. Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого нибудь сооружения (тех.). Модель машины. 3. Тип,… … Толковый словарь Ушакова