Когда начали есн сдавать в налоговую. Единый социальный налог как называется сейчас

Знакомы всем владельцам дачных участков и автомобилей. Подоходный налог платят все работающие граждане, но они могут и не знать, что такое ЕСН.

Что такое единый социальный налог

В самом названии ЕСН зашифрована его суть - это налог социального назначения. Аббревиатура ЕСН обозначает единый социальный налог. Это отчисления, направленные на мобилизацию средств, предназначенных для пенсионного и социального обеспечения на государственном уровне.

Эти налоговые сборы не подлежали вычету у работающего населения, оплата ЕСН производилась за счет средств и организаций. Ставка налога была единой - 26% от фонда оплаты труда. Эти суммы не высчитывались из заработной платы, сами работники платили другой налог.

Новые налоги вместо ЕСН

Единый социальный налог был упразднен с 01.01.2010 года. Теперь выплаты того же назначения полагается делать в три государственных организации. Это 3 разных структуры:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР).
  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС).

Сначала суммированная ставка по этим 3 фондам была идентичной ЕСН, но в январе 2011 произошло повышение выплат сразу в 2 фонда. Позже проценты выплат немного снизили, но они не стали равняться прежним 26%, после уменьшения совокупная ставка социальных налогов - 30 процентов.

Это видео расскажет, что за отчисления входят в единый социальный налог:

Нормативное регулирование

Нормативно-правовое регулирование ЕСН было оформлено на разных уровнях.

  • Обязательность налогов социального назначения предусмотрена в Конституции РФ. Именно это документ является главным, занимая первый уровень правовых актов.
  • Также в первом уровне расположены Трудовой (ТК), Налоговый (НК) и Гражданский кодексы (ГК) РФ.
  • Федеральные законы тоже относятся к нормативному регулированию первого уровня. Единый социальный налог был введен с 01.01.2001 года согласно ФЗ №118 от 5 августа 2000 г. В таком виде налоговые выплаты социального назначения просуществовали 9 лет. Согласно ФЗ №212 от 24.07.2009 г. ЕСН был заменен на другие выплаты, начиная с 1 января 2010 года.

Объекты налогообложения

  • Под объектами единого социального налога первой группы понимались доходы по трудовым договорам различного характера и выплаты по единовременным контрактам. Также ЕСН взимался с вознаграждений по гражданско-правовым договорам, подразумевающим оплату услуг или выполнение каких-либо работ с определенным доходом. Договора по или собственность не являлись объектами налогообложения ЕСН.
  • Вторая группа объектов ЕСН также подразумевает доходы, но они касаются частной практики. Это оставшиеся средства после вычета расходов при ведении частной предпринимательской или профессиональной деятельности иного характера.

Существовали и налоговые льготы, от оплаты ЕСН освобождалась целая категория доходов:

  • Выплаты по договорам личного добровольного страхования
  • Необлагаемые налогом государственные компенсации и пособия
  • Компенсация при увольнении за отпуск, неиспользованный во время работы
  • Страховые взносы по договорам на добровольное медстрахование за своих работников.

Объекты ЕСН

Определение сумм объектов налогообложения происходило по периодам.

  • Выделялся классический налоговый период, сроком 1 календарный год.
  • Также выделялись 3 отчетных периода - 1 квартал, полугодие и первые 3 квартала года.

Консультация юриста по вопросу возвращения ЕСН даны в этом видео:

Субъекты

Плательщики единого социального налога были разделены на 2 группы.

  • Первой являлись субъекты, имеющие сотрудников, получающих заработную плату, вне зависимости от того, или деятельность ведет индивидуальный предприниматель.
  • Ко второй группе относились лица, занимающиеся частной практикой. К ним относятся адвокаты, нотариусы, и другие налогоплательщики на самозанятости. Часто такие субъекты параллельно являлись плательщиками и первой категории - они облагались налогом за частную практику и за выплаты заработных плат нанятым сотрудникам. Примером может служить администратор в кабинете врача или секретарь у нотариуса.

Субъекты ЕСН

Важные нюансы

В 2017 году в очередной раз заговорили о возвращение ЕСН. Изначально он был введен для упрощения расчетов по налогам, позволяющим подать документы и перечислить средства в одну организацию. В 2010 году было решено, что это невыгодно с точки зрения собираемости сумм налогов, поэтому ЕСН разделили на 3 фонда. Сейчас вопрос с возвратом к модели налогообложения в формате ЕСН по-прежнему открыт. Активное обсуждение по возврату этой системы началось еще в 2016 году, хотя в 2015 было решено не прибегать к выплате социальных налогов в формате ЕСН.

Понятие единого социального налога уже несколько лет является устаревшим, но даже бухгалтеры по-прежнему называют ЕСН выплаты в 3 государственных органа. Неважно, как называются выплаты социальных налогов - они идут на обеспечение пенсий и других государственных пособий.

Теоретически возврат к ЕСН вполне возможен, эту меру сейчас рассматривают в правительстве в качестве антикризисной. Это будет ясно к середине 2017 года, но если ЕСН вернут, то уже предусмотрено увеличение ставки для лиц с большой заработной платой. Пока озвучена сумма, превышающая 796 тысяч рублей заработка за год.

Остается только дождаться и узнать, вернут ли на самом деле ЕСН.

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, применяемое в налогообложении. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Фактически этот тип налогообложения отменили шесть лет назад, но различные социальные взносы по старинке называют социальным налогом.

Есть вероятность, что подобный вид налогообложения будет возвращен этом году.

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет работу.

Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

В 2016 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого (2015) года.

Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Предприниматель обязан отчислять средства в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2016 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2016 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2016 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

Вконтакте

Одноклассники

vesbiz.ru

Единый социальный налог больше не существует

До начала нынешнего, 2010 года, в Российской Федерации существовал единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь. То есть, российская бесплатная медицина и выплаты пенсий существовали за счет единого социального налога.

Плательщиками ЕСН были все организации, выплачивающие зарплату как штатным, так и нештатным сотрудникам в той или иной форме (то есть, те, кто производил выплаты физическим лицам). Это могла быть зарплата по штатному расписанию, вознаграждение по авторскому договору и т.д. – все подпадало под выплату единого социального налога. ЕСН платили индивидуальные предприниматели, кроме плательщиков ЕНВД или УСНО, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. В среднем ЕСН составлял около 26% от Фонда оплаты труда.

Начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог прекратил свое существование. Теперь бывшие плательщики ЕСН будут отчислять на все те же нужды, для которых был предназначен налог, страховые платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское и социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам). Причем, проценты отчислений увеличиваются до 34%. Кроме того, тариф отчислений теперь будет единым для всех предприятий (работодателей), вне зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат (ранее существовали определенные льготы для некоторых отраслей).

Правда, еще год, до 2011 года, тарифы страховых взносов, которые теперь предприятия должны будут платить вместо единого социального налога, будут сохранены на уровне ставок:ЕСН. И не на уровне среднестатистической ставки, а той, которую данное предприятие (работодатель, плательщик ЕСН) отчисляло в 2009 году. Дело в том, что Минэкономразвитие сочло повышение налогов на бизнес несвоевременным – на фоне финансового кризиса (хотя считается, что Россия пик кризиса уже миновала, последствия такого удара по экономике будут ощущаться еще достаточно продолжительное время). Кроме того, те категории налогоплательщиков, которые пользовались льготами до отмены ЕСН, будут до 2011 года платить страховые взносы по пониженным тарифам. А для таких налогоплательщиков, как сельхозтоваропроизводители, резиденты особых технико-внедренческих экономических зон, общественные организации инвалидов и некоторые другие льготники, установлен переходный период не до 2011 года, а до 2015, и их пониженные тарифы будут повышаться поэтапно.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, которые не нанимают сотрудников и не производят выплаты физическим лицам, должны перечислять страховые взносы только за себя – в размере стоимости страхового года.

Уплата страховых взносов должна производиться каждый месяц, не позднее 15-го числа того месяца, который следует за месяцем начисления работнику выплат и взносов. Система же подачи отчета об уплате страховых взносов остается такой же, как и при уплате единого социального налога – ежеквартальной.

Отмена единого социального налога связана прежде всего с тем, что при существующей системе налогообложения пенсионная система постепенно попадала в зависимость от тарифов и федерального бюджета (к 2050 году эта зависимость составила бы 86%). То есть, пенсионное финансирование становилось бюджетной системой. Теперь же, вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на бюджет и резервные фонды (именно из них планировалось покрывать недостаток средств пенсионного фонда), принято и претворяется в жизнь решение увеличить нагрузку на предпринимательский сектор.

При этом, если ЕСН распределялся таким образом: 6% - в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, 14% - формирование страховой и накопительной части в Пенсионном фонде, 6% - медицинское и социальное страхование, - то нынешние страховые отчисления полностью будут отходить Пенсионному фонду. И администрировать страховые взносы будет Пенсионный фонд совместно с Фондом социального страхования – до 2010 года эти фонды, выполняя некоторые обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, не могли осуществлять ни зачет, ни возврат излишне уплаченных взносов, так как не являлись администраторами платежей. Пенсионный фонд будет курировать сбор взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а Фонд социального страхования – взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Пока неизвестно, даст ли новая система положительные результаты. При принятии закона об отмене единого социального налога высказывались мнения, что увеличение налоговой нагрузки предприятий приведет к тому, что увеличится часть «теневого» бизнеса – предприятия попросту «уйдут в подполье», зарплата начнет выплачиваться не официальным образом, а «в конвертах». Кроме того, возможно полное закрытие ряда предприятий. То, что еще год не будет увеличиваться сумма выплат, может удержать бизнес от ухода в «тень», однако, так как произошли изменения в системе администрирования налогообложения, прогнозируется увеличение числа административных проверок предприятий (проверки по отчислениям страховых взносов). При этом должно возрасти число администрирующих сотрудников (по прогнозам – на 30,5 тыс.), а их зарплата выплачивается из федерального бюджета, в котором попросту не предусмотрено средств на увеличение штатной численности.

С другой стороны неоднократно отмечалось, что бизнес вовсе не против перехода на выплаты по социальному страхованию вместо единого социального налога. Единственная проблема – в настоящее время увеличение налоговой нагрузки может привести к убыточности ряда предприятий. Но пока сохраняется все та же процентная ставка налога, проблем не ожидается. Остальное же будет зависеть от успешности выхода страны из кризиса к 2011 году.

София ВАРГАН

www.luxurynet.ru

Когда отменили ЕСН (Единый социальный налог) - в каком году, чем заменен?

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Законные основания

С 01.01.2010 года отменен Единый социальный налог. Гл. 24 НК РФ, в которой приводились общие положения, касающиеся этого налога, утратила свою законную силу.

ЕСН был отменен, согласно Закону от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах». Этот закон заменил ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды РФ.

С наступлением 2010 года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов.

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2017 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2014 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2014 годах – 21%.

В 2017 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2014 годах – 2,4%.

С 2017 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Деятельность фонда регулируется Законом от 29. 11. 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы. В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2014 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2017 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2017 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2014 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2017 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

buhonline24.ru

ЕСН в 2014 году

ЕСН – это название можно расшифровать, как единый социальный налог. С 2010 года он начал называться по-другому: “Страховые взносы”, и его ставка повысилась. Раньше ЕСН равнялся 26 процентам, потом резко поднялся до 34, а в данное время равен 30 процентам от заработной платы. А ЕСН в 2014 году возможно снова повысится.

Налоговая нагрузка повысилась потому что население в России подходит к пожилому возрасту, и количество трудоспособных и работающих граждан постепенно сокращается. Но пенсии нужно выплачивать, а пожилых лечить.

Размеры ставок

Как правило, работники по найму не знают, или не задумываются, в какие средства они обходятся своему работодателю. Например, если человек получает на руки 20 тысяч рублей (это средний заработок по России, то работодатель платит 10 тысяч подоходного налога и страховых взносов (это бывший ЕСН). (Ставки ЕСН 2014 г. здесь)

Меньше всех страховые взносы выплачивают само занятые лица и индивидуальные предприниматели. У них существует специальная фиксированная ставка на страховые взносы. Они, в свою очередь, намного ниже, чем ставки любого среднестатистического сотрудника, работающего на кого-нибудь по найму.

Подводя итог, ЕСН (страховой взнос) в 2013 году равнялся 30 процентам от заработной платы. Сюда же добавим десятипроцентную ставку для зарплат больше 512 тыс. рублей в 2012 году и для заработных плат больше 537 тыс. рублей в прошлом году. А ЕСН в 2014 году предусматривает рубеж примерно на уровне 641 тысячи рублей годового дохода.

Из-за резкого повышения ставок с 26 до 34 процентов, в тень ушла большая часть малого бизнеса. Говоря другими словами, от повышения ставки налога никто не оказался в выигрыше, потому что собираемость налога резко сократилась. И все-таки, по многочисленным наблюдениям, ЕСН в 2014 году вновь вырастет до 34 процентов, это очень повлияет на бизнес.

Причины возврата ЕСН в этом году

По мнению специалистов, главными причинами возврата к ЕСН стало:

  • замена единого социального налога на страховые взносы и изменение их шкалы в более регрессивную сторону,
  • увеличение ставки от 26 до 34 от суммы заработной платы, не смогло обеспечить баланс пенсионной системы, и также привело к нагрузке налоговой части и сложности администрирования.

Возврат к ЕСН в 2014 году будет хорошо воспринят бизнесменами, потому что ныне существующая система не нравится никому, ни государству, ни предпринимательству. В данное время, предприниматели обращаются в три органа вместо одного. Таким образом, они больше тратятся на ведение своей бухгалтерии.

Но и государству тоже совсем невыгодно содержать большой штат госслужащих, тем самым усложняется контроль за ведением финансовой деятельности бизнесменов. Как уже говорилось выше, больше трети малых предприятий.

В этом году Правительство Российской Федерации запланировало повысить совокупную ставку социальных платежей с 30 процентов до 34, а льготных – с 20 процентов до 26, что явно не будет в радость большинству бизнесменов.

И фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (фонды) - и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Плательщиками единого социального налога (далее - ЕСН) в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Объекты налогообложения

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являются:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам;

Льготы по налогу

От уплаты налога освобождаются:

  • Организации всех форм с сумм выплат инвалидам I, II или III группы, но не выше 100000 руб. на каждого.
  • Физические лица, являющиеся инвалидами I,II или III группы по доходам от их предпринимательской деятельности не выше 100000 руб. в течение налогового периода.
  • общественные организации инвалидов с численностью инвалидов не менее 80 %;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов обществ. организаций инвалидов и с численностью * инвалидов не менее 50 %, а долей зарплаты инвалидов - не менее 25 %;
  • учреждения для социальных целей (образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, спортивных, научных и т. д.), а также для оказания помощи инвалидам.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых.

Распределение

Ставки налогов и их распределение определяются статьей 241 НК РФ .

Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог.

Обычный размер ставки - для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. - составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

  • Федеральный бюджет - 6 % (20 %−14 %, согласно статье 243 ч. 2 НК РФ)
  • Фонды обязательного медицинского страхования - 3,1 %

Итого: 26 %

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ЕСН" в других словарях:

    ЕСН - Евросевернефть ЗАО организация, энерг. ЕСН единый социальный налог … Словарь сокращений и аббревиатур

    ЕСН (2001−2009) - Подробнее см. отдельную статью Единый социальный налог Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) был введен в 2001 году; он заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом… … Бухгалтерская энциклопедия

    СУММЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЕСН - суммы выплат и вознаграждений, не включаемые в налоговую базу по единому социальному налогу (не подлежащие налогообложению). Не подлежат налогообложению ЕСН: 1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ,… …

    НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО ЕСН - налоговые льготы по единому социальному налогу, установленные в ст. 239 НК. От уплаты налога освобождаются: 1) организации любых организационно правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ - (ЕСН) федеральный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Пример - Изображение отпечатка пальца. Источник …

    Пример расчета - 7.8. Пример расчета требуемой толщины тепловой изоляции из пенополистирола ПЕНОПЛЭКС® марки 35. 1. Исходные данные. Определить требуемую толщину тепловой изоляции из пенополистирола ПЕНОПЛЭКС® марки 35 в конструкции тепловой изоляции трубопровода … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пример расчета поправочного индекса к базовым ценам. - 23.4. Пример расчета поправочного индекса к базовым ценам. Расчет произведен на основе месячной тарифной ставки производственного рабочего 4 разряда. Показатели Структурные составляющие стоимости чел. мес учтенные в базовых ценах Структурные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Единый социальный налог - Страховые взносы на обязательное страхование 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Берёзкин. Григорий Викторович Берёзкин Род деятельности: предприниматель Дата рождения: 9 августа 1966(1966 08 09) … Википедия

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.

До начала нынешнего, 2010 года, в Российской Федерации существовал единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь. То есть, российская бесплатная медицина и выплаты пенсий существовали за счет единого социального налога.

Плательщиками ЕСН были все организации, выплачивающие зарплату как штатным, так и нештатным сотрудникам в той или иной форме (то есть, те, кто производил выплаты физическим лицам). Это могла быть зарплата по штатному расписанию, вознаграждение по авторскому договору и т.д. - все подпадало под выплату единого социального налога. ЕСН платили индивидуальные предприниматели, кроме плательщиков ЕНВД или УСНО, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. В среднем ЕСН составлял около 26% от Фонда оплаты труда.

Начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог прекратил свое существование. Теперь бывшие плательщики ЕСН будут отчислять на все те же нужды, для которых был предназначен налог, страховые платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское и социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам). Причем, проценты отчислений увеличиваются до 34%. Кроме того, тариф отчислений теперь будет единым для всех предприятий (работодателей), вне зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат (ранее существовали определенные льготы для некоторых отраслей).

Правда, еще год, до 2011 года, тарифы страховых взносов, которые теперь предприятия должны будут платить вместо единого социального налога, будут сохранены на уровне ставок:ЕСН. И не на уровне среднестатистической ставки, а той, которую данное предприятие (работодатель, плательщик ЕСН) отчисляло в 2009 году. Дело в том, что Минэкономразвитие сочло повышение налогов на бизнес несвоевременным - на фоне финансового кризиса (хотя считается, что Россия пик кризиса уже миновала, последствия такого удара по экономике будут ощущаться еще достаточно продолжительное время). Кроме того, те категории налогоплательщиков, которые пользовались льготами до отмены ЕСН, будут до 2011 года платить страховые взносы по пониженным тарифам. А для таких налогоплательщиков, как сельхозтоваропроизводители, резиденты особых технико-внедренческих экономических зон, общественные организации инвалидов и некоторые другие льготники, установлен переходный период не до 2011 года, а до 2015, и их пониженные тарифы будут повышаться поэтапно.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, которые не нанимают сотрудников и не производят выплаты физическим лицам, должны перечислять страховые взносы только за себя - в размере стоимости страхового года.

Уплата страховых взносов должна производиться каждый месяц, не позднее 15-го числа того месяца, который следует за месяцем начисления работнику выплат и взносов. Система же подачи отчета об уплате страховых взносов остается такой же, как и при уплате единого социального налога - ежеквартальной.

Отмена единого социального налога связана прежде всего с тем, что при существующей системе налогообложения пенсионная система постепенно попадала в зависимость от тарифов и федерального бюджета (к 2050 году эта зависимость составила бы 86%). То есть, пенсионное финансирование становилось бюджетной системой. Теперь же, вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на бюджет и резервные фонды (именно из них планировалось покрывать недостаток средств пенсионного фонда), принято и претворяется в жизнь решение увеличить нагрузку на предпринимательский сектор.

При этом, если ЕСН распределялся таким образом: 6% - в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, 14% - формирование страховой и накопительной части в Пенсионном фонде, 6% - медицинское и социальное страхование, - то нынешние страховые отчисления полностью будут отходить Пенсионному фонду. И администрировать страховые взносы будет Пенсионный фонд совместно с Фондом социального страхования - до 2010 года эти фонды, выполняя некоторые обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, не могли осуществлять ни зачет, ни возврат излишне уплаченных взносов, так как не являлись администраторами платежей. Пенсионный фонд будет курировать сбор взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а Фонд социального страхования - взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Пока неизвестно, даст ли новая система положительные результаты. При принятии закона об отмене единого социального налога высказывались мнения, что увеличение налоговой нагрузки предприятий приведет к тому, что увеличится часть «теневого» бизнеса - предприятия попросту «уйдут в подполье», зарплата начнет выплачиваться не официальным образом, а «в конвертах». Кроме того, возможно полное закрытие ряда предприятий. То, что еще год не будет увеличиваться сумма выплат, может удержать бизнес от ухода в «тень», однако, так как произошли изменения в системе администрирования налогообложения, прогнозируется увеличение числа административных проверок предприятий (проверки по отчислениям страховых взносов). При этом должно возрасти число администрирующих сотрудников (по прогнозам - на 30,5 тыс.), а их зарплата выплачивается из федерального бюджета, в котором попросту не предусмотрено средств на увеличение штатной численности.

С другой стороны неоднократно отмечалось, что бизнес вовсе не против перехода на выплаты по социальному страхованию вместо единого социального налога. Единственная проблема - в настоящее время увеличение налоговой нагрузки может привести к убыточности ряда предприятий. Но пока сохраняется все та же процентная ставка налога, проблем не ожидается. Остальное же будет зависеть от успешности выхода страны из кризиса к 2011 году.

София ВАРГАН