Характеристика экономико географического положения страны зарубежной европы. Общие сведения о Восточной (Центральной) Европе

Население Западной Европы составляет более 300 млн. человек.

Большинство населения принадлежит индоевропейской языковой семье, причем север региона заселен представителями германской языковой группы (немцы, голландцы, шведы, англичане и др.), а юг - романской группы (итальянцы, французы, испанцы и др.).

Во всех странах Западной Европы господствующей религией остается христианство, при этом в северных странах преобладает протестантство, в южных - .

Демографическая ситуация характеризуется низким и низким (в некоторых странах он равен нулю или отрицательный), общие тенденции «старение» населения. В последние годы особенно ярко снижение естественного прироста выражено в Германии, Италии, Греции, Испании.

В настоящее время Западная Европа является регионом трудовой эмиграции из стран Северной , Центральной Америки, и . Главные страны эмиграции: Франция, Великобритания, .

Западная Европа - самый урбанизированный регион мира. Доля городского населения в Великобритании, Нидерландах превышает 80%. Характерной чертой Западной Европы можно назвать концентрацию населения в больших городах. Здесь расположено около 40 городов - миллионеров. Крупнейшие городские агломерации - Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская.

Западная Европа является центром . Она занимает лидирующие позиции по объемам промышленного и производства. Здесь производится около 1/3 промышленной продукции всех . В мировой торговле на нее приходится около половины суммированного товарооборота.

Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Германия, Франция, Великобритания и , лидирующее положение среди них имеет Германия. Среди других стран Западной Европы значительный вес имеют . , Швейцария, Бельгия, Швеция.

Западная Европа - крупнейший финансовый центр мира, а роль «финансовых столиц» играют Лондон и Цюрих.

90-е годы XX века ознаменованы возникновением в Западной Европе единого экономического пространства в составе двадцати стран и семи стран Европейской ассоциации свободной торговли, что в настоящее время способствует еще более интенсивному развитию экономики .

«Лицом» Западной Европы в международном является промышленность, и в первую очередь ее ведущая отрасль - . На эту отрасль приходится около 1/3 стоимости всей промышленной продукции. Машиностроение Западной Европы представленных множеством подотраслей. Здесь выпускаются практически все виды машиностроительное продукции, особо выделяется производство станков, оптики, электротехники и радиоэлектроники, автомобилей.

Ориентация на научную базу, и инфраструктуру привела к тому, что эта отрасль размещается преимущественно в крупных городах и агломерациях. При этом машиностроение представлено практически во всех крупных городах, поэтому ярко выраженных территориальных узлов не сложилось.

Западная Европа остается лидером и в . Главный производитель химической продукции - Германия. Многие страны имеют в этой отрасли четкую специализацию: Германия - производство красителей и пластмасс, Франция - синтетического каучука, Бельгия - минеральных удобрений, Швейцария - фармацевтики.

В размещении в последнее время произошли изменения, связанные с ее переориентацией на углеводородное сырье ( и газ), ввозимые из развивающихся стран морским путем. Поэтому крупные нефтехимические комбинаты возникли в устьях Темзы, Сены, Рейна, . Крупнейшие комбинаты построены в Роттердаме и Марселе. Старые химические предприятия размещены в районах добычи калийных солей, каменного и . (Германия, Франция).

Топливно-энергетическая промышленность Западной Европы базируется на нефти и газе, (собственных и импортируемых) и угле. Доля угля в топливно-энергетическом балансе очень велика, но имеет тенденции к сокращению. На нефти, газе и угле ТЭС, доля которых особенно значительна в Германии, в Великобритании, Нидерландах. Роль ГЭС особенно века в Норвегии, Швеции, Швейцарии; АЭС - во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии.

Металлургия – одна из самых старых отраслей промышленности Западной . Наиболее старая металлургическая база сформировалась в странах обладающих запасами коксующегося угля или . Германия, Франция, Великобритания, Испания, Бельгия, - главные производители черных металлов. Во второй половине XX века металлургические комбинаты стали ориентироваться на импорт железной руды и металлолома, что привело к размещению предприятий вблизи морских портов (комбинаты в Таронто в Италии). представлена, прежде всего, выплавкой алюминия, который производится в районах добычи бокситов (Франция, Италия, ), а также выработке дешевой электроэнергией ( , Швейцария, Германия, ). наиболее развита в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Италии.
промышленность является отраслью специализации Швеции и Финляндии.

Традиционная отрасль Западной Европы - . Важную роль играют старые текстильные районы в Великобритании, Франции, Бельгии, Италии. Швейная отрасль развита в большинстве стран Западной Европеек (особенно в Португалии и Франции), обувная - в Италии и Испании.

Характерные особенности промышленности Западной Европы является специализация некоторых стран на производстве отдельных видов продукции: - Швейцария, парфюмерии - Франция и т.п.
Сельское стран Западной Европы высокотоварное и полностью обеспечивает потребности населения в продуктах питания, а также позволяет экспортировать свою продукцию.
В соответствии с природными и историческими условиями в Западной Европе сложилось три типа сельского хозяйства.

Североевропейский тип - Скандинавия, Великобритания - Преобладание интенсивного молочного скотоводства. Растениеводство на выращивания кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип - Центральная Европа - Преобладание молочно-мясного скотоводства, свиноводства, птицеводства. Растениеводство ориентировано на основные продовольственные и кормовые культуры.

Южно-европейский тип - Средиземноморье - Преобладание : зерновое хозяйство, виноградарство, садоводство (цитрусовые, фрукты), а также выращивание оливок, миндаля, табака, эфиромасличных культур.

Система в Западной Европе хорошо развита. По обеспечению транспортной сетью Западная Европа занимает первое место в мире. Характерные особенности западноевропейской региональной транспортной системы:

  • густота и сложная конфигурация транспортной сети;
  • небольшая дальность перевозок;
  • высокая доля международных и транзитных перевозок;
  • повышение доли автомобильного и снижение доли железнодорожного;
  • существование крупных транспортных узлов в т.ч. морские, портово-промышленные комплексы (Лондон, Гамбург, Роттердам, Антверпен, Гавр);
  • большое значение речных путей (Рейн, Дунай);
  • развитие паромного сообщения ( , Северному и ).

В территориальной структуре хозяйства и расселения Западной Европы выделяется следующие основные элементы.

Высокоразвитые районы, входящие в «Центральную ось развития», где сконцентрированы новейшие отрасли промышленности: Большой Лондон, Большой Париж, Южный район Германии (с центрами и ), «промышленный треугольник» Италии (Милан - Турин-Генуя).

Старопромышленные районы с преобладанием старых базовых отраслей, возникших преимущественно на базе бассейнов: Рурский в Германии; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции.

Отсталые аграрные районы: юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании, Греция.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Западная Европа – это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион – один из мощных центров мировой экономики в современном мире. Западная Европа – один из центров мирового хозяйства.

ЭГП региона определяется приморским положением большинства стран, положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским компактным положением стран по отношению друг к другу. Близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу.

В регионе имеются месторождения многих видов минерального сырья: нефти, угля и газа, железа, цинка, свинца, бокситов, золота, ртути, мрамора и др. Но многие месторождения близки к истощению.

Потребности региона в энергоносителях и металлических рудах обеспечиваются за счет импортного сырья. Обеспеченность стран минеральными ресурсами неодинакова. Нефть и газ добывают на шельфе Северного моря, промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах и во Франции; угля – в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды – во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов – в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей – в ФРГ и др.

Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод . Крупные речные артерии – Дунай, Рейн и другие реки равнин, а также каналы – удобные транспортные пути. Горные реки Скандинавии и Альп богаты гидроэнергетическими ресурсами. В Норвегии, например, 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции.

Более 20% территории региона занимают леса . Но в основном это искусственные посадки деревьев (кроме лесов Швеции и Финляндии). Главные их функции – природоохранные, рекреационные.

Страны региона обладают благоприятными ресурсами для развития сельского хозяйства : хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат; естественное плодородие почв невысокое, но оно стало выше в результате многовекового их использования с внесением удобрений.

Агроклиматические ресурсы разных стран Западной Европы также неодинаковы. В средней и южной частях региона мягкие зимы и достаточное количество осадков способствуют почти круглогодичной вегетации многих сельскохозяйственных культур. В приатлантических странах увлажнение избыточное, а в странах Средиземноморья летом ощущается недостаток влаги и необходимо искусственное орошение.

Средиземноморский климат – самый благоприятный для жизни людей.

Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов. В Зарубежной Европе проживает около 500 млн человек. Это регион древнейшего заселения , «колыбель» нескольких древних цивилизаций (античной и христианской). На территории Европы на протяжении нескольких тысячелетий разыгрывались важнейшие события мировой истории, связанные с завоевательными походами, войнами, массовыми переселениями народов, что и обусловило очень сложный этнический состав ее населения.

Большинство нынешнего европейского населения принадлежит к индоевропейской языковой семье , включающей три языковые группы: германскую, романскую и славянскую . Преобладает германская группа.

густонаселенных регионов мира (более 100 чел./кв.км) В расселении велики контрасты: Бельгия, Нидерланды – одни из самых плотно населенных стран мира, а плотность населения в Исландии – 2 чел./кв.км). В центре региона благодаря ЭГП, высокой концентрации промышленности, развитой инфраструктуры и городов сложилась зона очень высокой плотности населения (более 300 чел./кв.км).

В Западной Европе темпы роста населения самые низкие в мире.

Для населения стран Западной Европы характерен процесс «старения», что объясняется снижением естественного прироста и увеличением средней продолжительности жизни. В некоторых странах (Германия, Дания) смертность превышает рождаемость, идет суженное воспроизводство населения. В большинстве стран демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости. Значительное влияние на численность и национальный состав населения стран Западной Европы, на его трудовой потенциал влияет иммиграция из стран Центральной и Восточной Европы, Азии и Африки. В некоторых странах количество иммигрантов превышает естественный прирост. Важнейшие страны иммиграции – Германия, Франция, Швейцария и Швеция. Периодически в странах возникают конфликты между иммигрантами и коренным населением. Для структуры занятости населения характерно сокращение числа работников в сфере материального производства и увеличение в непроизводственной сфере.

Западная Европа – один из самых урбанизированных регионов мира. В городах живет более 75% всего населения (хотя и здесь имеются контрасты: в Бельгии, Швеции – 85% городского населения, в Португалии – 35%). По числу больших городов и по концентрации на определенной территории Западная Европа несколько опережает Америку. Главной формой городского расселения являются агломерации. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире. Более сложная форма – городской район Рейн-Рур – сложился в Германии. В настоящее время для Западной Европы характерен процесс субурбанизации – оттока городского населения в пригороды и сельскую местность. При этом многие сельские жители работают в городе (менее 40% сельского населения занято в сельском хозяйстве). Происходит стирание контрастов в функциях, условиях жизни между городскими и сельскими поселениями.

Политическая карта Западной Европы.

Политическая карта начала складываться очень давно и претерпела множество изменений. На современной политической карте региона насчитываются 43 государства, среди которых наиболее развитыми в экономическом отношении являются Германия, Великобритания, Франция, Италия. Особенность политической карты Европы составляет наличие ряда карликовых государств: Ватикана, Монако, Андорры и других.

Отрасли экономики.

Западная Европа – один из экономических центров мира. Характерная черта экономики региона – высокая степень развития постиндустриальных функций: в непроизводственной сфере занято более половины экономически активного населения. Западная Европа – первый регион в мире по масштабам торговли не только товарами, но и услугами – транспортными, банковскими и страховыми, туристскими, телекоммуникационными и др. Регион является самым важным центром финансовых операций мира (среди финансовых столиц мира – Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне и др.). Высока степень интеграции стран Западной Европы. Образованный в 1990-е годы Европейский союз, в который входят 15 государств, ставит своей задачей завершение формирования единого внутреннего рынка. В настоящее время в значительной степени сформировался единый западноевропейский экономический комплекс. Его доля в мировой торговле и в валютных операциях мира превышает 40%. Страны Западной Европы объединяются в разные экономические и политические организации.

Главной отраслью специализации Западной Европы является самое разнообразное машиностроение . Оно дает более 30% стоимости всей продукции промышленности. Западная Европа дает около 45% мирового производства станков и кузнечно-прессовых машин, регион – крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования, оптики. Велико значение автомобилестроения.

Всемирную известность имеют фирмы «Фольксваген» (Германия), «Рено» (Франция), «ФИАТ» (Италия), «Вольво» (Швеция), «Бритиш лейленд» (Великобритания). Электротехническая и электронная промышленности имеют многоотраслевую структуру. Развито производство энергетического оборудования, радио– и телефонной аппаратуры. Машиностроение ориентировано на научную базу, трудовые ресурсы, транспорт, поэтому размещается во многих крупных городах.

Химическая промышленность является еще одной отраслью специализации Западной Европы: здесь производится более 30% всех химикатов мира. Нефтехимия получила развитие во второй половине ХХ в. на основе импортного сырья. Предприятия отрасли строились в основном недалеко от морских портов.

Особенно большое экспортное значение имеет продукция тонкого органического синтеза. Лидером среди стран региона остается ФРГ, производящая красители и пластмассы. Специализация Франции – синтетический каучук, Бельгии – химические удобрения и сода, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии – фармацевтика.

Энергетика западноевропейских стран базируется как на собственных ресурсах (газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так и на привозных (около половины энергоресурсов импортируется). В странах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходы термальных вод. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

Черная металлургия получила развитие вследствие наличия собственной сырьевой базы. Старые металлургические районы – Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. С 1950-х годов началась ориентация на импорт железной руды, которая привела к сдвигу предприятий черной металлургии к морю – Таранто в Италии, Дюнкерк во Франции, Бремен в ФРГ. Большое значение имеют заводы бездоменной металлургии и передельные электроплавильные заводы. Крупные экспортеры стали – Германия, Франция, Бельгия, Люксембург.

Цветная металлургия работает в основном на импортном сырье и использует концентраты руд из Африки и Америки. Только производство алюминия примерно на 50% обеспечено местными бокситами. Производство алюминия ориентировано или на места добычи (Франция, Греция), или на наличие дешевой электроэнергии (Норвегия, Германия). В регионе имеются производства рафинированных свинца, цинка, меди в Германии, Франции, Бельгии, Великобритании.

Изменения в географии промышленности Западной Европы связаны с формированием крупных портово-промышленных комплексов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децентрализацией промышленности.

Сельское хозяйство региона характеризуется чрезвычайно высокой производительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма. В большинстве стран преобладает мясо-молочное животноводство. В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических культур – сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращивание маслин, миндаля, граната. Франция – единственный в регионе крупный экспортер зерна.

Италия – первая страна в мире по производству вин и сбору винограда , Испания – по сбору маслин . В северных странах развито пушное звероводство, т. к. там подходящие природные условия, есть дешевые корма – отходы рыбной промышленности. Под влиянием интеграции в регионе резко усилилась специализация сельского хозяйства. Италию называют «сад и огород», а Данию – «животноводческой фермой» объединенной Европы.

Главные страны-рыболовы Западной Европы – Норвегия, Дания, Исландия.

Транспорт высокоразвит. По обеспеченности транспортом Западная Европа занимает 1-е место в мире. Из-за высокой плотности населения и его подвижности, концентрации производства для транспорта Западной Европы характерны большие масштабы перевозок пассажиров и грузов на сравнительно небольшие расстояния, что способствует развитию автомобильного транспорта (им осуществляется 65% перевозок грузов и около 80% перевозок людей внутри региона). Имеется густая сеть автомобильных дорог, среди которых много автострад, предназначенных для массового скоростного движения автомобилей.

Значение железнодорожного транспорта уменьшается. Главная широтная магистраль проходит через Лиссабон – Мадрид – Париж – Берлин и далее на Варшаву и Москву. Важнейшие меридиональные магистрали: Лондон – Кале – Париж – Марсель, Гамбург – Мюнхен – Рим. Большое значение для железнодорожного и автомобильного транспорта имеет тоннель под Ла-Маншем.

Внутренний водный транспорт используется для перевозки крупных «нескоростных» грузов. Главная транспортная артерия – Рейн, соединенный каналами с другими реками.

Особую роль играет морской транспорт . Тоннаж морского торгового флота Западной Европы составляет около четверти мирового. По грузообороту крупнейшими портами являются Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург. Роттердам, расположенный в устье Рейна, часто называют Европортом. Это самый крупный и универсальный порт мира. Через него вывозят нефтепродукты и рурский уголь, машины и оборудование, химикаты, а среди ввозимых продуктов резко преобладает сырье (нефть, уголь, лес и пр.). Роттердам – центр крупнейшего в мире портово-промышленного комплекса со многими нефтеперерабатывающими, нефтехимическими, машиностроительными заводами, верфями, банками и другими предприятиями. Растет значение трубопроводного и воздушного транспорта. Крупнейшие аэропорты – Хитроу в Лондоне, Орли в Париже.

Туризм также является отраслью международной специализации стран Западной Европы. Регион привлекает 2/3 всех туристов-иностранцев в мире. Наиболее посещаемые туристами зоны – Альпы и Средиземноморье.

Самой важной формой внешних экономических связей Западной Европы является внешняя торговля . В импорте преобладают энергоносители и минеральное сырье, в экспорте – машины и оборудование, химикаты. Более 60% внешнеторговых операций приходится на взаимную торговлю стран региона между собой (главные потоки между странами: Германия – Франция и Германия – Нидерланды), 16% – на торговлю с США, Японией и другими развитыми странами, 20% – с развивающимися странами, 4- 5% – с бывшими социалистическими странами (половина этого – торговля с Россией. Крупные торговые партнеры России – Германия, Финляндия, Италия, Франция.

Ведущими странами Западной Европы являются страны – члены «Большой семерки» – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

На территории Западной Европы выделяют районы нескольких типов. Старо-промышленные районы, которые образовались в основном на базе разработок угольных месторождений, – Эльзас и Лотарингия во Франции, Рур в Германии, Йоркшир, Южный Уэльс, Ланкашир в Великобритании. Районы нового освоения – Северное море, северные части Скандинавии. Высокоразвитые районы – Южный район Германии, Большой Лондон, Большой Париж, «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии. Отсталые аграрные районы и страны – Португалия и Греция, юг Италии, запад Франции, центр и юго-запад Испании.

Конспект урока «Экономико-географическая характеристика стран Западной Европы».

Следующая тема: «»

Характеристика стран Западной Европы

3.8 (76.67%) 6 votes

В основе понятия «экономико - географическое положение» лежит категория «отношения». ЭГП - это совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам этого вида. Если речь идет про страну, то это отношения к вне размещенным относительно ее элементам, которые имеют для нее то или иное экономическое значение, независимо от того, созданы они природой (моря, горы и другие) или руками человека (каналы, предприятия и другие). Главная идея всякого положения - это раскрыть территориальные отношения: в ЭГП - к экономически значимым объектам (транспортных магистралей, рынков сбыта и другие), в геополитическом положение - к политически значимым объектам (центров международной политики, военно-политических баз и других).

Экономико-географическое положение страны обозначает степень благоприятного развития экономических связей с другими странами, которая может стимулировать их, или, наоборот, ограничивать, благоприятствовать или препятствовать включению страны в международный обмен, облегчать или усложнять формирование ее специализации. Можно говорить про разные уровни экономико-географического положения :

  • · Макроположение - это положение страны на экономической карте мира в целом. Ведущим фактором при оценке макроположения выступает расположение государства по отношению к основным мировым торгово-транспортным артериям. Поскольку на мировом рынке ведущим транспортом является морской, то это возможность хорошего выхода в Мировой океан.
  • · Мезоположение - это ЭГП по отношению страны к соседним экономическим регионам, а также по отношению к странам - соседям второго порядка. В этом случае ведущими факторами становятся геополитическая обстановка и транспортные возможности.
  • · Микроположение страны - это положение страны по отношению к непосредственным соседям, т.е. странам, имеющим с этой страной общую границу. ЭГП в этом случае зависит от множества факторов, но главными являются:

ь Природные особенности расположения границы, т.е. существуют или нет серьезные природные барьеры на границе.

ь Геополитическая обстановка на границе. Может быть удобный в природном отношении участок границы с хорошими дорогами, но все это оказывается ненужным, если граница проходит между враждующими государствами;

ь Пути сообщения. Хорошо развитая транспортная система на границе облегчает любые контакты между странами и определяет стоимость доставки грузов, что конечно оборачивается благоприятным экономико-географическим микроположением.

Охарактеризуем экономико-географическое положение малых стран Западной Европы.

Королевство Бельгия - государство на северо-западе Европы. Общая площадь страны составляет 32.545 кв. км. На севере омывается Северным морем, длина морской границы 66 км. На суше граничит: на севере с Нидерландами, на востоке - с Германией и Люксембургом, на юге - с Францией. Общая протяженность границы - 1 385 км.

Таблица 2.1. Протяженность границ Бельгии с соседними государствами

По рекам и каналам обеспечивается связь со странами Центральной и Западной Европы, выход к Северному морю благоприятствует участию в международной торговле.

Королевство Нидерланды -- государство на северо-западе Европы. Общая площадь 41 548 км2 (площадь суши - 33 930 км2). С севера и запада Нидерланды омываются водами Северного моря. На севере граница Нидерландов проходит вдоль береговой линии пяти Западно-Фризских островов Северного моря (Влиланд, Терсхелинг, Тексел, Схирмонниког и Амиланд). Общая протяженность границы 1 027 км, длина береговой линии - 451 км. На юге граничит с Бельгией, на востоке - с Германией. Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице..

Таблица 2.2. Протяженность границ Нидерландов с соседними государствами

Благодаря своему расположению в середине Западной Европы Нидерланды имеют выгодную исходную позицию. Экономика Нидерландов ориентируется на зарубежные страны. Торговля и транспорт являются важными секторами экономики. Благодаря удачному расположению Нидерландов здесь обосновываются многие промышленные предприятия. Много крупных международных предприятий имеют в Нидерландах дистрибуционные центры для Европы. Помимо этого, в Нидерландах часто размещаются те предприятия, которые зависят от транспортировки крупных партий сырья морским путем (например: нефтехимическая промышленность).

Люксембург - государство в Западной Европе, площадью 2 587км. На западе и севере граничит с Бельгией, на юге - с Францией, на востоке - с Германией (138 км). Выхода к морю не имеет.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.3. Протяженность границ Люксембурга с соседними государствами

Географическое положение Люксембурга позволяет ему благоприятно налаживать международные связи с соседями, такими как Бельгия, Германия и Франция.

Швейцария - государство в Центральной Европе. Общая площадь страны 41 288 км2 (площадь суши - 39 770 км2). На юге и юго-востоке граничит с Италией, с Францией страна граничит на западе, юго-западе и северо-западе, на севере - с Германией, на востоке - с Австрией и Лихтенштейном. Общая протяженность границы 1 852 км.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.4. Протяженность границ Швейцарии с соседними государствами

В силу своего географического положения и исторического развития Швейцария имеет тесные интеграционные связи с Европейским союзом, который выступает её основным торговым партнером. Будучи со всех сторон окруженной ведущими в экономическом плане странами-членами ЕС, Швейцария является также важной транзитной страной, через которую проходит значительная часть грузовых потоков внутри ЕС.

Австрия - государство в Центральной Европе. Общая площадь страны 83 849 км2 (площадь суши - 82 730 км2). Выхода к морю не имеет. На юге граничит с Италией и Словенией, на юге и западе - со Швейцарией, на западе - с Германией и Лихтенштейном, на севере - с Чехией, на востоке - с Венгрией, на северо-востоке - со Словакией. Общая протяженность границы - 2 496 км.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.5. Протяженность границ Австрии с соседними государствами

Австрия расположена в центре Европы, на перекрестке трансъевропейских путей из стран Скандинавии и стран Центральной Европы в Италию, и другие южные страны. Государственные границы в большей части совпадают со множеством естественных рубежей -- реками и горными хребтами. Лишь с Чехией, Словакией и Венгрией граница проходит по относительно ровной местности.

Экономико - географическое положение малых стран Западной Европы определяется двумя основными чертами:

  • · приморским положением (Бельгия, Нидерланды), способствующим развитию межконтинентальных связей, ввозу топливных и сырьевых ресурсов из развивающихся стран;
  • · соседским положением стран региона по отношению друг к другу, способствующим развитию интеграционных процессов.

Малые страны Западной Европы имеют стабильное политико - географическое положение:

  • · они не имеют претензий на мировую гегемонию;
  • · пользуются большим доверием у мирового сообщества, чем крупные страны.

Экономико-географическое и стабильное политико-географическое положение способствует развитию хозяйства и территории.

Транспортно-географическое положение является транзитным, является перекрёстком судоходных морских направлений, и в то же время это место пересечения крупных международных речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных и трубопроводных магистралей.

Страны в силу своей маленькой территории не обладают крупным природно-ресурсным потенциалом, но в силу выгодного ЭГП имеют возможность использовать сырьевые базы мирового значения.

Соседское положение стран определяется глубокой интеграцией, межнациональными хозяйственными связями в составе ЕС. .

Зарубежная Европа простирается с севера на юг на 5 тысяч километров, а с запада на восток – на 3 тысячи километров. Ее территория в общем занимает 5, 4 млн. квадратных километра, а население составляет 520 миллионов человек.

Общие сведения о Зарубежной Европе

Зарубежная Европа представляет собой один их очагов мировой цивилизации, и имеет несравнимое значение для мировой политики, экономики и культуры.

На ее территории расположены 40 суверенных государств, которые связаны между собой историческим прошлым, тесными культурными и политическими отношениями.

Если говорить о экономико-географическом положении стран, то оно определено двумя главными критериями. Страны зарубежной Европы относительно близко расположены друг к другу, они либо вплотную граничат по природным рубежам, либо между ними есть незначительное расстояние, которое никак не влияет на удобство транспортных связей.

Вторым основным критерием является приморское положение большинство стран, которые связаны между собой и странами других континентов морскими путями.

Такие страны, как Италия, Испания, Португалия, Великобритания , Норвегия, Дания, Нидерланды с самых давних времен связаны с морем.

Политическая картина Зарубежной Европы

Политическая картина зарубежной Европы значительно менялась трижды на протяжении 20-го века.

Первая и Вторая мировые войны существенно меняли ее, а также в конце века произошли значительные изменения, связанные с пришедшими к власти социал-демократическими партиями.

Что касается устройства государств на этой территории, то в зарубежной Европе есть республики, унитарные государства, монархические и федеративные.

К 21 веку возникла Организация по безопасности и сотрудничеству – ОБСЕ, состав которой представлен 56 странами (также в нее входят США, Канада и страны СНГ).

Природные условия и ресурсы

На территории зарубежной Европы размещены множество полезных ископаемых. К северной части относят рудные и топливные полезные ископаемые.

А гидроэнергетические ресурсы приходятся на территорию Альп, Динарских и Скандинавских гор. Лесное хозяйство развито в Швеции и Финляндии, для которых типичны лесные ландшафты.

Население Зарубежной Европы

Численность жителей этой части мира возрастает очень медленно, в зарубежной Европе зафиксирована довольно сложная демографическая ситуация. Территория представляет собой очаг мировой трудовой эмиграции, здесь находится около 20 млн. иностранных рабочих.

Важно отметить, что большинство стран Европы высокоурбанизированны, самые высокие показатели урбанизации относятся к Бельгии, Великобритании и Нидерландам.

Страны Европы относят к индоевропейской семье, различают четыре основных типа государств по национальному составу. Это однонациональные (Исландия, Норвегия, Швеция, Дания), с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Финляндия), двунациональные (Бельгия) и многонациональные (Швейцария, Латвия).

Хозяйство Зарубежной Европы

Европа занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам сельскохозяйственного и промышленного производства, по развитию туризма и экспорту товаров и услуг.

Самыми мощными странами относительно экономического положения называют Великобританию, Францию, ФРГ и Италию. У них больше всего развиты комплексы различных отраслей, в отличие от других стран, у которых сильно развиты одна-две отрасли.

Территория - 3,7 млн. км 2 .

Население - около 370 млн. чел.

Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Географическое положение

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова - водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Природные условия и ресурсы

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть). Соответственно состав полезных ископаемых в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно различается. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые (связанные с Балтийским щитом и областями герцинской складчатости), так и топливные (сосредоточенные в краевых прогибах, осадочном чехле и эпиконтинентальных зонах). В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов - меньше. Несмотря на то, что минеральные ресурсы довольно разнообразны, запасы многих из них близки к истощению. Так, послужившие базой развития тяжелой промышленности угольные бассейны Англии и Германии, железорудные бассейны Франции и Швеции ныне играют меньшую роль. Большое значение имеют запасы бурого угля в ФРГ, бокситов в Греции и Франции, цинко-свин-цовых руд в ФРГ, Ирландии, Италии, калийных солей в ФРГ и Франции, урана во Франции, нефти и газа на дне Северного моря. В целом Западная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем Северная Америка.

Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном и субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении, что связано с уменьшением количества осадков на юге Европы. Больше всего орошаемых земель сейчас в Италии и Испании.

Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

В прошлом Западная Европа была почти сплошь покрыта разнообразными лесами: тайгой, смешанными, широколиственными и субтропическими лесами. Но многовековое хозяйственное использование территории привело к тому, что естественные. леса сведены, на их месте в некоторых странах выросли вторичные леса. Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты.

Западная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами; 9% ее территории относятся к разряду «охраняемых территорий».

Население

В целом Западная Европа (как и Восточная) выделяется сложной и неблагоприятной демографической ситуацией. Во-первых, это объясняется низкой рождаемостью («демографическая зима») и низким уровнем естественного прироста. Наиболее низка рождаемость в Греции, Испании, Италии, ФРГ (до 10%о). В ФРГ наблюдается даже убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения в сторону понижения доли детских возрастов и повышения доли пожилых возрастов. Все страны Западной Европы относятся к I типу воспроизводства населения.

Все это привело к изменению роли субрегиона в мировой системе внешних миграций населения. Если со времен Великих географических открытий Европа была главным очагом эмиграции, то ныне она превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Иммигранты в основном привлекаются к строительным, дорожным работам и к автомобилестроению.

Национальный состав населения довольно однороден, так как подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Но этническая карта субрегиона не так однородна. Здесь есть однонациональные государства (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Австрия, Италия), страны с преобладанием одной нации, но с наличием национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания), двунациональные (Бельгия), с более сложным национальным составом (Швейцария).

Во всех странах Западной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестанство, в Средней они находятся в разных соотношениях.

На национально-религиозной почве в некоторых странах возникают конфликты (например, в Великобритании).

Западная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира, размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов.

Уровень урбанизации - 70-90%. Характерная черта урбанизации Западной Европы - очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В Европе - родине городских агломераций в 70-х гг. зародился и процесс субурбанизации - оттока населения из загрязненных городов в пригороды и в сельскую местность.

Хозяйство

Регион зарубежной Европы (Западной и Восточной) занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Но экономическую мощь региона в первую очередь определяют члены «большой семерки» - ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Из остальных стран Западной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция. Экономика этих стран менее диверсифицирована и специализируется, как правило, прежде всего на отдельных отраслях. Малые и средние страны субрегиона особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах, микрогосударствах Западной Европы (Андорре, Мальте, Лихтенштейне, Сан-Марино, Монако, Ватикане).

Наиболее низким уровнем экономического развития в субрегионе характеризуются Исландия, Ирландия, Португалия, Греция.

«Лицо» Западной Европы в МГРТ определяется прежде всего развитием промышленности.

Топливно-энергетический комплекс Западной Европы до недавнего времени опирался на собственные ресурсы, в структуре этих ресурсов преобладал уголь. Сейчас наметилось сокращение доли угля (до 20%) и переход на нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе - в Северном море (1/3 потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%, хотя гидроэнергетический потенциал в основном уже освоен. Важное место в структуре электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании - занимают АЭС.

Металлургическая промышленность Западной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и/или сырьем. - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. После Второй мировой войны центры металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего размера (мини-заводы).

Получили развитие также и отрасли цветной металлургии: выплавка алюминия - во Франции, Италии, Греции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ, Австрии; выплавка меди - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии.

Машиностроение и металлообработка - ведущая отрасль промышленности Западной Европы, на нее приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Получили развитие все основные отрасли машиностроения, но особенно велико значение транспортного машиностроения (автомобилестроение, судостроение) и станкостроения.

Машиностроение ориентируется прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру. По общему уровню развития машиностроения выделяются прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия - страны с высоким уровнем развития машиностроения, значительным экспортом, ряд стран с высоким уровнем развития отдельных отраслей - Швейцария, Швеция. Нидерланды, Бельгия, Норвегия. В некоторых странах машиностроение развито пока слабо - Ирландия, Португалия, Исландия.

Химическая промышленность а Западной Европе занимает второе место после машиностроения. Важной переменой в структуре отрасли в течение последних 20 лет стала ее переориентация на углеводородное сырье. Крупные центры нефтехимии расположены в эстуариях Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Легкая промышленность Западной Европы переживает тяжелые времена, хотя в начале XX в. легкая промышленность Европы занимала первое место в мире. Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы.

Во многих странах сохраняются богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д.

Сельское хозяйство субрегиона в целом высокоразвито, занимает видное место в мировом сельском хозяйстве, здесь производится до 15% зерна, около 15% мяса и 30% молока. По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и экспортирует часть продукции.

После Второй мировой войны произошли изменения в землевладении и землепользовании - на смену универсальному мелкому крестьянскому хозяйству пришло крупное специализированное хозяйство, система агробизнеса. Но в аграрных отношениях и уровне развития сельского хозяйства, его специализации и товарности сохраняются большие различия между странами. Этому также способствуют природные различия. Под воздействием вышеперечисленных факторов в субрегионе сложились три основных типа сельского хозяйства.

  1. Североевропейский тип характерен для Скандинавии, Финляндии, Великобритании. Здесь в основном преобладает молочное животноводство и кормовое растениеводство.
  2. Среднеевропейский тип характеризуется преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство поставляет как продовольственную, так и кормовую продукцию.
  3. Южноевоопейский тип - выделяется, в отличие от первых двух, преобладанием субтропического растениеводства, животноводство же значительно уступает ему.

Рыболовство является отраслью международной специализации в Норвегии, Дании, Исландии; развито во всех приморских государствах.

Транспортные магистрали Западной Европы составляют единую региональную транспортную систему. Здесь очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Главную роль в грузообороте играет автомобильный транспорт, сеть автодорог постоянно растет, а сеть железных дорог сокращается. Большое значение имеют также исторически сложившиеся и новые морские и речные пути. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. Аналогичными узлами являются также и крупные морские порты, превратившиеся в настоящее время в портово -промышленные комплексы.