Государственное регулирование страховой деятельности лекция. Государственное регулирование страховой деятельности

Государственное регулирование страховой деятельности

Общие принципы государственного регулирования в страховании Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Целями государственного регулирования являются:
. обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
. обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
. повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;
. обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
. защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
. получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
Методы государственного регулирования состоят в:
. принятии законов и других нормативных актов в области страхования;
. контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
. регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
. контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
. наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
Можно выделить три типа построения системы регулирования страховых отношений с точки зрения организации деятельности органов государственной власти. В большинстве европейских государств, равно как и в России, применяют систему страхового надзора, единую для всей страны. В Канаде некоторые аспекты страхования регулируются на федеральном уровне, но основные полномочия переданы властям провинций. Наконец, в США федеральное законодательство в области страхования отсутствует и регулирование данной сферы деятельности осуществляется на уровне штатов.
Государственному регулированию подлежат:
. деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
. деятельность страховых посредников;
. деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).

Регулирование деятельности страховых организаций

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Основное значение придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования, которая состоит в следующем.
Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. В то же время страховщик является профессионалом в данной области и может злоупотреблять своими познаниями.
Одной из особенностей страховой услуги является весьма значительный разрыв во времени между сроками уплаты страховых взносов и выполнения обязательств страховщиками (так называемая инверсия производственного цикла). Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить то, насколько страховщик окажется способен в будущем произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков.
Договоры страхования представляют собой достаточно сложные с юридической точки зрения документы, а потому страхователю без специального образования непросто разобраться в их формулировках, понять — какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В этой связи интересно отметить, что в западноевропейских странах надзор за условиями договоров страхования по так называемым массовым видам страхования, заключаемым в основном с физическими лицами, значительно жестче, чем за условиями договоров с юридическими лицами (поскольку последние могут привлечь к заключению договоров специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области страхования). Практически полностью отсутствует в указанных странах контроль за условиями договоров перестрахования, поскольку здесь вступают во взаимоотношения профессионалы страхового дела.
Регулирование деятельности страховых организаций осуществляется, как правило, с помощью специально создаваемых государственных организаций страхового надзора. В нашей стране функции органа в настоящее время выполняет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Его главной задачей является обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований законодательства Российской Федерации о страховании в целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Свои полномочия орган страхового надзора реализует как непосредственно через федеральный департамент, так и через территориальные органы страхового надзора. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах предоставленной компетенции. Инспекции подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции субъектов Российской Федерации.
Помимо органа страхового надзора государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
Известны три системы регулирования деятельности страховщиков:
. система публичности;
. нормативная система;
. система материального надзора.
При использовании системы публичности на страховщиков лишь возлагается обязанность в установленные сроки представлять государственным органам отчеты о своей деятельности, а также публиковать их в открытых изданиях. При этом имеется в виду, что потребители услуг, изучив такую отчетность, должны составить представление о деятельности страховой организации и определиться с целесообразностью заключения с ней договора страхования.
Такая система является наиболее либеральной, она и не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями, поскольку неспециалисту вряд ли реально составить на основе опубликованных данных верное представление о состоянии дел в страховой организации. К тому же при таком порядке никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования еще до того, как у страховщика были обнаружены какие-либо проблемы. Наконец, совершенно не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.
Суть нормативной системы состоит в том, что, помимо требований, предусматриваемых системой публичности, государство устанавливает определенные требования (нормативы), которым должны соответствовать как те организации, которые только приступают к страховой деятельности, так и уже функционирующие на страховом рынке. Эти требования могут быть связаны с финансовой стороной деятельности страховщиков (размерами их капиталов, соответствием принятым обязательствам и т.п.), организационно-правовыми формами организаций-страховщиков, регулярностью предоставления ими отчетности и т.д. При невыполнении этих требований на страховщиков накладывают установленные санкции. Данный метод уже в течение длительного времени используется в Великобритании, а с созданием единого внутреннего рынка стран-членов ЕС в сфере страхования — и в других странах-членах ЕС.
Наконец, система материального надзора предполагает, что, помимо возложения на страховщиков обязанности публиковать отчетность о своих операциях и осуществления контроля за выполнением страховщиками установленных требований, надзирающие органы следят за условиями договоров страхования, с которыми страховые организации выходят на рынок, за размерами тарифных ставок по ним, за порядком формирования резервов и т.д. Например, контроль за условиями договоров страхования имеет своей целью недопущение ущемления интересов страхователей и других лиц, участвующих в таких договорах. Регулирование размеров тарифных ставок осуществляется для пресечения фактов осуществления страховщиками ценового демпинга, т.е. установления в целях привлечения страхователей размеров тарифных ставок на таком низком уровне, который не позволит собрать страховые взносы, достаточные для выполнения страховщиками своих обязательств при наступлении страховых случаев.
Таким образом, система материального надзора значительно шире нормативной системы по охвату объектов регулирования. При этом она во многом опирается на принцип, в соответствии с которым ничто не может быть сделано страховщиком без получения разрешения в органе страхового надзора.
Такая система регулирования, с одной стороны, в большей степени ограничивает деятельность страховщиков. Например, контроль за условиями договоров страхования приводит к тому, что страховщики, разработавшие новый страховой продукт, вынуждены ждать его одобрения органом страхового надзора, что может обернуться для них недополученной прибылью. Но, с другой стороны, эта система предоставляет потребителям страховых услуг наибольшие гарантии того, что их интересы не будут ущемлены.
Система материального надзора долгое время, до создания единого страхового рынка стран-членов ЕС, преобладала в большинстве стран континентальной Европы. При этом наиболее строгим контролем всегда отличалась Германия. Во многом на этой системе покоятся и принципы государственного страхового надзора в нашей стране.

Стадии регулирования

Можно выделить 3 стадии контроля за деятельностью страховщиков — предварительный, текущий и последующий контроль.
На первой стадии — стадии предварительного контроля — осуществляется отбор организаций, которые получают право осуществлять страховую деятельность. Главная задача при этом — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям.
Поскольку страхование является весьма сложным видом деятельности, им может заниматься далеко не каждый, необходим предварительный отбор лиц, желающих оказывать страховые услуги.
Известны два способа допуска страховщиков на рынок — явочный и концессионный. Первый из них — явочный — присущ, главным образом, системе публичности. Его суть состоит в том, что организация, желающая осуществлять страховую деятельность, обязана лишь уведомить соответствующий государственный орган об этом (зарегистрироваться) и после этого может приступать к проведению страховых операций.
При использовании концессионного способа необходимо получить в органе страхового надзора разрешение (лицензию) на право заниматься страхованием. Для этого следует представить предусмотренные законодательством документы, удовлетворять необходимым финансовым требованиям, выполнить другие установленные требования. Этот способ, с одной стороны, ограничивает свободу выхода на рынок всех желающих продавать страховые услуги, удлиняет сроки начала деятельности страховщиков, в ряде случаев может привести к злоупотреблениям государственных чиновников, решающих вопрос о выдаче лицензий, и коррупции. Но, с другой, он ставит заслон перед теми организациями, которые по тем или иным параметрам еще не готовы к проведению страховых операций.
В настоящее время концессионный способ является доминирующим и используется в большинстве стран. Это обусловлено тем, что общепризнанным является необходимость наличия у компаний, желающих заниматься страховой деятельностью, определенных предпосылок для этого. В нашей стране для получения права заниматься страховой деятельностью юридическое лицо также должно получить в Министерстве финансов РФ лицензию на проведение оговоренных в ней видов страхования.
Для получения лицензии страховщик должен обладать на день подачи документов оплаченным за счет денежных средств уставным капиталом в следующих размерах:
. не менее 25 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
. не менее 35 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования;
. не менее 50 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.
Установленная законодательством минимальная величина уставного капитала страховщика должна быть оплачена в денежной форме. Сверх этой величины вклады в уставный капитал могут осуществляться и в иных формах: имуществом, правами пользования имуществом, результатами интеллектуальной деятельности и т.п.
Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическими лицами представляются в Министерство финансов РФ следующие документы:
1. Заявление установленной формы.
2. Учредительные документы: а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством; б) протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; в) документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица.
3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы).
4. Экономическое обоснование страховой деятельности: а) бизнес-план на первый год деятельности; б) план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 процентов собственных средств страховщика; в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов; г) план размещения средств страховых резервов; д) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; е) расчет соотношения активов и обязательств (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года).
5. Правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).
6. Расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок.
7. Сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме.
Надзорный орган рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. При этом основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчетность, при необходимости требуют от них представления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий. учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. Задача здесь состоит, главным образом, в том, чтобы составить представление о положении дел в страховых организациях, проконтролировать соблюдение ими норм законодательства, оценить способность и готовность выполнить принятые на себя обязательства.
При этом основное внимание уделяется оценке финансового состояния страховых организаций. В частности, контролируется соответствие имеющихся у страховщиков собственных средств установленным нормативам, правильность формирования страховых резервов, соблюдение требований по их инвестированию.
На стадии последующего контроля принимаются решения о принятии мер воздействия к страховщикам, не соответствующим каким-либо требованиям. Здесь проводятся мероприятия по санации страховщиков, попавших в затруднительное финансовое положение, или, в крайнем случае, по их ликвидации. Основной задачей этой стадии является минимизация убытков потребителей страховых услуг от деятельности таких страховщиков. При этом органы страхового надзора могут давать предписания по ограничению или приостановлению приема новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению корректив в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.
Так, в частности, Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ и его территориальные органы имеют право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на такие организации следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, отзыв лицензии.
Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.
Основаниями для дачи предписания, в частности, являются:
. осуществление страховой деятельности на территории или по видам страхования, не предусмотренным лицензией и приложением к ней;
. осуществление видов деятельности, запрещенных для страховщиков действующим законодательством;
. нарушение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов;
. необоснованное снижение размеров страховых тарифов;
. несоблюдение страховщиком нормативного размера соотношения между активами и обязательствами;
. невыполнение страховщиком обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о страховании;
. непредставление бухгалтерской и статистической отчетности либо представление указанной отчетности с нарушением установленных сроков или порядка ее представления;
. непредставление в срок или неполное представление документов, затребованных Министерством финансов РФ или его территориальными инспекциями;
. установление факта представления недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии, а также в отчетах о деятельности страховой организации;
. несообщение в месячный срок надзорному органу об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, правила страхования, структуру тарифных ставок и другие документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии;
. необеспечение принятия обращений страхователей и иных заинтересованных лиц по заявленному в учредительных документах юридическому адресу;
. передача лицензии в пользование другой страховой организации;
. выдача страхователю страхового полиса без приложения к нему правил страхования;
. заключение договоров страхования на условиях, предусматривающих расширенный по сравнению с определенным Правилами страхования (на основании которых выдана лицензия) перечень объектов страхования и страховых случаев без согласования со страховым надзором.
В случае невыполнения в установленный срок предписания орган страхового надзора вправе ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений, либо принять решение об отзыве лицензии.
Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.
Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия. При устранении страховщиком выявленных нарушений органом страхового надзора принимается решение о возобновлении действия лицензии.
Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.
Основаниями для принятия решения об отзыве лицензии могут быть:
. неоднократное (более 1 раза) принятие решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;
. неустранение в срок или непредставление отчета об устранении нарушений, явившихся основанием для дачи предписания или принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;
. решение суда, подтверждающее осуществление страховщиком незаконной деятельности;
. представление органом по антимонопольной политике сведений об установлении факта нарушения страховщиком требований к рекламной деятельности.
Решения об ограничении, приостановлении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются в территориальные налоговые инспекции и публикуются в печати. Они вступают в силу со дня письменного доведения соответствующего решения до страховщика либо со дня опубликования решения в печати.
Наконец, орган страхового надзора имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков.
Кроме непосредственно страховщиков органы страхового надзора следят также за деятельностью других лиц, не допуская проведения ими страховых операций без получения специальной лицензии. При выявлении таких фактов на данные лица накладываются предусмотренные санкции. В частности, Министерство финансов РФ имеет право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации таких организаций.

Регулирование деятельности страховых посредников и потребителей страховых услуг

Главная специфическая задача государственного регулирования деятельности страховых брокеров состоит в минимизации возможного ущерба, наносимого лицам, которым они оказывают свои услуги.
В соответствии с законодательством РФ для осуществления своей деятельности страховые брокеры должны быть зарегистрированы в органах государственного страхового надзора, занесены в реестр страховых брокеров и получить соответствующее свидетельство. При этом к страховым брокерам предъявляют требования, связанные с уровнем их образования, профессиональной подготовки, опыта работы в избранной сфере деятельности.
В ряде стран к страховым брокерам предъявляется требование о наличии у них договора страхования своей профессиональной ответственности, обеспечивающего покрытие убытков, понесенных клиентами брокера при осуществлении им своей деятельности. При этом оговаривается минимальная сумма лимита ответственности, на которую должен быть заключен такой договор.
В целях регистрации страховые брокеры — юридические лица должны представить в орган страхового надзора следующие документы:
. извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию;
. свидетельство о государственной регистрации;
. устав;
. сведения о размере уставного капитала;
. сведения о руководителях.
Страховые брокеры — физические лица вместо последних трех документов представляют документ об образовании, трудовую книжку и положение о страховом брокере.
В нашей стране обязательным условием для осуществления брокерской деятельности физическим лицом и руководителем брокерской организации является наличие высшего образования или среднего специального экономического или юридического образования при стаже работы в области финансовой или страховой деятельности не менее 3 лет.
Причиной отказа в регистрации могут быть какие-либо неблаговидные действия претендента в прошлом (например, криминальные действия, невыполнение своих обязательств перед клиентами и т.п.).
В случае, если страховой брокер систематически не выполняет принятых обязательств или в течение одного года не ведет брокерской деятельности, органы страхового надзора имеют право исключить его из реестра и отозвать выданное ему свидетельство.
Регулирование деятельности потребителей страховых услуг осуществляется, прежде всего, путем установления обязанности для оговоренной категории лиц иметь страховое обеспечение на случай наступления определенных страховых событий, т.е. применением института обязательного страхования. Такое страхование чаще всего применяется в двух случаях:
. для покрытия убытков, понесенных одними лицами в результате деятельности других лиц;
. для защиты граждан, которые могут попасть в тяжелое материальное положение в связи с наступлением тех или иных неблагоприятных событий.
В первом случае обычно используется страхование гражданской ответственности, т.е. законодательство обязывает лиц, занимающихся какой-либо деятельностью, которая потенциально может нанести ущерб иным лицам, заключить договор страхования, гарантирующий потерпевшим возмещение убытков. В качестве примера можно привести возложение в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” обязанности на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, застраховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии, произошедшей на таком объекте. Аналогичная обязанность в соответствии с российским законодательством возлагается на авиационные компании, частнопрактикующих нотариусов, риэлтеров, оценщиков.
Если же говорить об обязательном страховании, имеющим своей целью помочь гражданам, попавшим в тяжелое материальное положение, то его видами в нашей стране являются медицинское страхование и страхование от несчастных случаев при исполнении застрахованных своих служебных обязанностей (в частности, военнослужащих, судей, работников таможенных и налоговых органов). При этом обязанность заключать такие договоры страхования, а следовательно, и уплачивать страховые взносы совсем не обязательно может быть возложена на самих граждан. Плательщиками взносов полностью или частично могут быть и другие лица, например, работодатели. Еще одной особенностью такого страхования является то, что оно очень близко к социальному страхованию, а в ряде случаев вообще бывает сложно провести границу между двумя этими типами страховых отношений (наиболее характерный пример тому в нашей стране — обязательное медицинское страхование).
Кроме того, государственное регулирование деятельности потребителей страховых услуг может состоять в регламентации круга организаций, с которыми они могут заключать договоры страхования. Так, например, в соответствии с законодательством РФ российским гражданам и организациям запрещается страховать свои имущественные интересы в компаниях, не имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Наконец, для потребителей страховых услуг устанавливается определенный режим налогообложения страховых операций. Такой режим может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы (например, предприятиям и организациям страны разрешено включать в затраты на выпуск продукции или оказание услуг страховые взносы, уплачиваемые по обязательному страхованию, а также в пределах 1% от объема реализованной продукции — по добровольному страхованию средств транспорта, имущества, гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности и перевозчиков, профессиональной ответственности, от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию). С другой стороны, он предполагает уплату специальных налогов и взносов во внебюджетные фонды с сумм внесенных страховых взносов или полученных страховых выплат (например, по договорам добровольного страхования, заключаемым работодателями в отношении своих работников).

Ю. СПЛЕТУХОВ, к.э.н., вед. научн. сотр. НИФИ Минфина России

В процессе становления социальных институтов в РФ большое внимание уделялось регулированию страховой деятельности. Это связано с высоким уровнем социальной значимости данного вида работ. Наступления страхового случая может нанести вред всему народному хозяйству. Государственное регулирование страховой деятельности происходит путем представления отчетности, проверки соответствия информации фактическим результатам и нормативному регулированию.

Надзор

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью делятся на предварительный, текущий и последующий. В первом случае речь идет о проверке соответствия компаний требованиям, при которых выдается лицензия, регистрация страховщиков. заключается в проверке соблюдения норм законодательства участниками рынка: анализ отчетности, отзыв лицензий, исключение брокеров из реестра и т. д. Детальнее они будут рассмотрены далее.

Государственно правовое регулирование страховой деятельности осуществляется Законом РФ «Об организации страхового дела» и Минфином. Оно распространяется на профессиональных участников рынка, их посредников и выгодоприорбретателей.

Цели, функции, задачи

Цели государственного регулирования страховой деятельности:

  • обеспечение стабильного функционирования рынка;
  • соблюдения субъектами нормативных актов;
  • обеспечение выполнения обязательств участниками сделки;
  • защита внутреннего рынка от зарубежных компаний;
  • перечисление в государство налогов и сборов.

Направления государственного регулирования страховой деятельности:

  • принятие законов и нормативных актов, контроль за их соблюдением государственными органами;
  • регулирование платежеспособности страховщиков и обеспечение выполнения ими взятых обязательств;
  • контроль за уплатой налогов субъектами рынка;
  • наложение санкций на участников рынка.

Органы надзора выполняют такие функции:

  • выдают лицензию на ведение деятельности;
  • вносят записи в Госреестр страховщиков и брокеров;
  • осуществляют контроль за формированием тарифов;
  • устанавливают правила размещения резервов, показателей учета операций;
  • разрабатывают нормативные и методические документы;
  • разрабатывают и предоставляют предложений по развитию законодательной базы.

Права органов госнадзора

  • Получать от страховщиков, отчетность о деятельности, от их клиентов и банков - информацию о финансовом положении.
  • Осуществлять проверки на соответствие предоставленной информации и реального финансового положения.
  • В случае выявления нарушений компаниями законодательных требований давать предписания по устранению проблем. Если они не выполняются, то приостанавливать действие лицензий до полного устранения нарушений.
  • Обращаться в суд с иском о ликвидации страховщика и компаний, осуществляющих деятельность без лицензий.

Финансовое регулирование

В мировой практике по данному направлению проводится регулярный аудит страховых компаний. В РФ этот вопрос находится еще на этапе рассмотрения.

Государственное регулирование деятельности по вопросам их платежеспособности и финансовой устойчивости заключается в расчете тарифов по некоторым услугам, формировании резервов, оценке инвестиционных проектов. Страховщики ежегодно проводить оценку принятых обязательств. Ее результаты отражаются в отдельном заключении, которое и передается в госорган.

Отсутствие налаженной системы аудита негативно отражается на всей отрасли. Методики формирования резервов быстро устаревают, но редко пересматриваются. Шаги по внедрению аудита построены только на законодательном уровне, но программа и механизмы на практике не определены.

Страховые союзы

На российском рынке действуют государственные и региональные объединения страховщиков. Формируются они по видам деятельности: медицинское, автострахование и т. д. Такие союзы являются ресурсом саморегулирования рынка. Их основная задача связана с подготовкой предложений к законодательным актам, формированием фондов защиты, разработкой правил и программ, методическим обеспечением деятельности, подготовкой кадров и т. д.

Слабое развитие получил Союз защиты потребителей РФ. Его основная задача заключается в выявлении недобросовестных компаний, защите интересов потребителей, разработке правил, программ страхования и т. д.

Деятельность союзов с обоих сторон должна осуществляться в сотрудничестве. Учет интересов страховщиков и их клиентов является важной предпосылкой для развития рынка.

Мировая практика

Договоры страхования - это сложные документы с юридической точки зрения. Человеку без специального образования сложно разобраться во всех формулировках. В западных странах государственное регулирование страховой деятельности по сделкам с физическими лицами гораздо жестче, чем по договорам с юридическими лицами. Последние могут привлечь квалифицированных юристов, чтобы определить соответствие условий документа нормативным актам.

В регионах РФ государственное регулирование страховой деятельности осуществляет местные органы надзора. В пределах своих возможностей им помогает налоговая служба, Центробанк и антимонопольный кабинет. В большинстве стран Европы используется единая для система надзора. В Канаде некоторые аспекты регулируются федеральными органами, а основные полномочия переданы местным властям в провинции. Глобальное государственное регулирование страховой деятельности в США отсутствует. В каждом штате действуют свои правила.

Системы

Государственное регулирование страховой деятельности при использовании публичной системы заключается в том, что компании должны отчеты о результатах деятельности публиковать в открытых изданиях и предоставлять органам надзора. Потребители услуг могут по этой информации составить представление об организации и принять решение о целесообразности заключения договора.

Это либеральная система. Человек без специального образования не сможет разобраться в финансовых отчетах. Интересы лиц, которые заключили договора до того, как у страховщика возникли проблемы, никак не застрахованы. Госконтроль за исполнением сделок не осуществляется.

Нормативная система регулирования состоит в том, что государство дополнительно устанавливает одинаковые требования для всех организаций, занимающихся страховой деятельностью. Они могут быть связаны с финансовым обеспечением (соответствие размеров капитала принятым обязательствам), формами собственности страховщиков, сроков предоставления отчетности и т. д. В случае невыполнения этих требований на компании накладываются санкции. Эта схема уже давно и успешно действует в Великобритании, а с недавних пор появилась в странах ЕС.

Особенности государственного регулирования страховой деятельности по системе материального надзора заключается в том, что страховщики публикуют отчеты о результатах своей деятельности, а надзирающие органы контролируют выполнение условиями договоров, размеры ставок, порядок формирования резервов. В теории при такой схеме деятельности соблюдаются интересы всех сторон сделки, и отсутствует ценовой демпинг. Таким способом осуществляется государственное регулирование страховой деятельности в РФ.

Материальная система шире нормативной по количеству охваченных объектов. Ее основной принцип заключается в том, что все действия должны быть предварительно согласованы с органами госвласти. С одной стороны, такая система сильно ограничивает деятельность страховщиков. Компании, которые разрабатывают новый продукт, должны его одобрить в органах надзора. Потеря времени отразится в недополученной прибыли. С другой стороны, интересы потребителей услуг защищены.

Регистрация страховщика

В РФ лицензию на осуществление страховой деятельности выдает Минфин. Чтобы ее получить, нужно сформировать и уплатить уставной капитал в зависимости от выбранного вида деятельности:

  • минимум 25 тыс. МРОТ — все услуги, кроме страхования жизни;
  • минимум 35 тыс. МРОТ — все виды страхования;
  • более 49 тыс. МРОТ — только страхование жизни.

В указанных пределах средства должны быть перечислены в денежной форме. Сверх этих величин принимаются вклады в виде имущества, прав пользования, результатов интеллектуальной деятельности и т. п.

Дополнительно нужно предоставить в Минфин такие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы (устав, протокол собрания, выписку из госреестра).
  • платежку о перечислении средств в счет уставного капитала;
  • деятельности;
  • правила страхования, образцы форм договоров;
  • расчет тарифов с подробной расшифровкой используемой методики;
  • данные о руководителе и его заместителях.

В качестве экономического обоснования принимается:

  • годовой бизнес-план;
  • план по перестрахованию на тот случай, если максимальная ответственность по риску составляет более 10% собственных средств;
  • алгоритм формирования резервов и план по их размещению;
  • баланс, отчет о финансовых результатах.

Решение о выдаче лицензии орган надзора принимает в течение 60 дней после получения документов. Основанием для отказа может стать не соответствие документов законодательным требованиям. Об этом госорган информирует юридическое лицо в письменной форме.

Стадии

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации осуществляется в три этапа: предварительный, текущий и последующий. Рассмотрим каждый из них детальнее.

Предварительный контроль

Сначала идет отбор среди компаний, которые хотят получить лицензию. Не каждая организаций может осуществлять страховую деятельность.

Допуск на рынок может осуществляться двумя способами. В первом случае компания просто регистрируется в реестре страховщиков, после чего она может начинать вести деятельность. Такой явочный допуск присущ системе публичности.

Если используется концессионный способ, то органы надзора должны выдать лицензию на осуществление деятельности. Нужно предоставить документы, подтверждающие возможность выполнения финансовых требований. Именно эта схема используется в большинстве стран мира.

Текущий надзор

Органы государственной власти анализируют представляемую бухгалтерскую, В случае возникновения необходимости запрашивают дополнительные данные. Также в их компетенцию входит рассмотрение заявлений с предложениями, жалобами, осуществление проверок. То есть государственное регулирование страховой деятельности страховой организации сводится к тому, чтобы своевременно оценивать финансовые возможности компании по принятым рискам, проверить правила формирования резервов, соответствие наличия средств установленным нормативам.

Последующий контроль

На этой стадии принимаются решения в отношении страховщиков, результаты деятельности которых не соответствуют никаким требованиям (санация, ликвидация). Государственное регулирование страховой деятельности в РФ на данном этапе заключается в минимизация убытков клиентов недобросовестных компаний. Органы надзора могут накладывать ограничения на заключение новых договоров, изменять тарифные ставки, корректировать деятельность по другим аспектам. Осуществляется это в виде предписаний, то есть письменных распоряжений, обязывающих страховщика устранить нарушения в указанный срок.

Основаниями для наложения ограничений является:

  • осуществление деятельности по направлениям, не предусмотренным лицензией;
  • осуществление запрещенных законодательством видов деятельности;
  • нарушение порядка формирования резервов;
  • необоснованное снижение тарифов;
  • несоблюдение установленного размера соотношения активов и обязательств;
  • представление отчетности, других затребованных документов с нарушением сроков или порядка;
  • несоответствие предоставленной информации фактическим данным;
  • нарушение сроков уведомления о внесении изменений в устав, правила предоставления услуг, структуру ставок;
  • передача лицензии другой организации;
  • выдача полиса без приложения правил;
  • заключение договоров на более расширенных условиях, нежели тех, что прописаны в правилах.

В случае невыполнения предписания орган надзора может ограничить действие лицензии. Это может выражаться как в запрете на заключение новых договоров, так и в продлении действия старых по определенным видам деятельности или на указанной территории.

Государственное регулирование рынка страховых услуг осуществляется через конкурентную, лицензионную, налоговую и другие направления экономической политики. Государство способно существенно влиять на формирование эффективной конкурентной среды на рынке страховых услуг путем обеспечения конкурентоспособности страховых компаний. Государство регулирует финансовые рынки, которые выступают в роли заменителей страховых услуг. Кроме того, государство выступает в роли потребителя страховых услуг. Таким образом, государственное влияние присутствует во всех факторах, формирующих конкурентную среду на рынке страховых услуг, что обусловливает его значимость.

Важность страховой деятельности для государства, и соответственно, важность ее государственного регулирования, объясняется рядом причин. Во-первых, являясь одним из видов коммерческой деятельности, страхование выполняет и важную социальную функцию - функцию зашиты интересов граждан, юридических лиц и государства в целом от непредвиденных неблагоприятных последствий, которые могут причинить вред жизни, здоровью, имущественным интересам страхователей, окружающей природной среде. Кроме того, страхование является важным элементом финансовой системы общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что денежные средства, находящиеся в распоряжении страховых организаций, составляют значительную часть финансового рынка, и не только служат своего рода финансовой гарантией стабильности в обществе, но и могут быть использованы для инвестирования в различные отрасли хозяйства.

Государственное руководство - это руководство правовое, осуществляемое на основании норм права, поэтому, регулируя нормами права отношения в сфере страхования, государством обеспечивается стратегическая роль страхования, свойственная социальным государствам с развитой рыночной экономикой.

Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений. Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивных и фиктивных компаний, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователям.

Значение государственного регулирования страховой деятельности трудно переоценить. Несмотря на то, что отношения между страхователями и страховщиками складываются в гражданско-правовой сфере, страховая деятельность требует и финансово-правового регулирования. Это связано с рядом причин, кратко которые можно охарактеризовать можно следующим образом:

  • 1. Страховая деятельность является финансовой и может оказывать существенное влияние на состояние финансового рынка в целом.
  • 2. Страхование выполняет важную социальную функцию, являясь механизмом защиты страхователей от неблагоприятных последствий, угрожающих их жизни, здоровью, имущественным интересам.
  • 3. В гражданско-правовых отношениях участвует страховщик -профессиональный участник страхового рынка и страхователь - непрофессиональный участник. В связи с тем, что отношения по страхованию имеют свою ярко выраженную специфику, требуется государственное вмешательство с целью защиты непрофессиональных участников отношений по страхованию.
  • 4. кроме того, гражданско-правовые отношения по страхованию можно отнести к длящимся правоотношениям. Исполнение своей обязанности по уплате страховой премии страхователем чаще всего отделено значительным периодом времени от исполнения своей обязанности по выплате страхового возмещения страховщиком. Соответственно должны быть предусмотрены механизмы обеспечения устойчивости страховщика с тем, чтобы он смог выполнить свои обязательства, а также механизм контроля за соблюдением этих обязательств. Специфика страховой деятельности влечет за собой и существенную специфику государственного регулирования в сфере налоговых отношений, отношений в сфере защиты конкуренции.

В условиях монополии государства на страховое дело в советский период место страхования в централизованных финансах было бесспорным. Государственное страхование СССР основывалось на началах государственной монополии, единых организационных и финансовых принципах и регулировалось исключительно нормами финансового права. государство считало страхование экономическим инструментом мобилизации средств предприятий, колхозов и населения, позволяющим их перераспределять для укрепления экономики и финансов страны, то есть рассматривало страховые денежные средства как составную часть бюджета. Это было удобно государственным властным структурам, так как с помощью норм финансового права, регламентирующих деятельность в сфере страхования, позволяло сохранять в своих руках рычаги распределительного механизма. Как неотъемлемая часть советских финансов страхование полностью подчинялось общим задачам распределения и использования национального дохода в интересах развития производства и удовлетворения потребностей социалистического общества.

Переход России к рыночной экономике потребовал преобразования базовых экономических отношений в российском обществе: появилась частная собственность, обособленные негосударственные субъекты хозяйствования, частное предпринимательство.

В России сформировался рынок страховых услуг, основанный на принципах предпринимательской инициативы и государственного надзора за деятельностью страховых компаний, в основе которого - защита интересов участников страховых правоотношений.

Необходимость в государственном надзоре за страховой деятельностью обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в целом, условно можно разделить на две группы. Первая группа - это нормативные акты, относящиеся к государственному регулированию страховой деятельности; вторая группа - это нормативные акты в сфере гражданско-правового регулирования страхования.

Такое деление обусловлено тем, что все общественные отношения, возникающие в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду, возникающих между ними отношений, а также по способам правового регулирования:

  • · общественные отношения, возникающие между страховщиком и страхователем, в том числе с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;
  • · общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органов страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования достаточно традиционно формируется и законодательство в этой сфере. В Российской Федерации существует финансово-правовое регулирование страховой деятельности (требования, предъявляемые к субъектам страхового дела, положение о лицензировании, формирование страховых резервов, страховом надзоре), которое содержится в ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; и частноправовое регулирование (регулирование договора страхования, отношения между страхователем и страховщиком закрепленное в Гражданском кодексе РФ, а также некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодексе торгового мореплавания).

Формирование и поддержание конкурентоспособной среды на стразовом рынке регулируется антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Что касается налогообложения страховых организаций, главным источником права в этой области является Налоговый кодекс РФ (в частности, его глава 25 "Налог на прибыль предприятий и организаций").

Рассматривался вопрос о разделении законодательства, регулирующего страховую деятельность, на частно-правовую сферу (договорные обязательства в сфере страхования) и публично-правовую (государственное регулирование страховой деятельности). Помимо этого предлагается принять Закон о государственном страховом надзоре. Однако, принимая во внимание судебную практику по страховым спорам, есть все основания полагать, что предлагаемый закон еще более затруднит применение норм страхового права. Наиболее эффективной мерой для страхового рынка может быть устранение противоречий в действующем страховом законодательстве, правовое разрешение существующих проблемных вопросов.

Вступление России в ВТО естественно вызвало необходимость структурных преобразований и значительных корректировок в государственном регулировании страхового рынка. Сейчас у федеральных законодательных и исполнительных органов власти имеется достаточно длительный период времени для совершенствования законодательного поля, создания предпосылок для устойчивого развития страховых организаций с преобладанием отечественного капитала.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств и проводится по нескольким направлениям:

I. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов необходимо для:

  • - предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведения обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств;
  • - определения основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций (в том числе и иностранных), в страховании экспортных кредитов;
  • - предоставления дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
  • - создания целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

II. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка.

На определенном этапе общественного развития во многих странах мира существовала государственная монополия на страхование. В нашей стране государственная монополия на страховое дело была впервые объявлена декретом правительства в 1918 году и на протяжении всей истории СССР (до 1988г.) страховой рынок состоял из двух продавцов - Госстраха и Ингосстраха СССР и строго оговоренного законодательством круга страхователей. При страховой монополии не требовалось принятия общего закона о страховании в стране. Для регулирования страховых отношений между страховщиком и теми или иными категориями страхователей обходились частным страховым законодательством.

Условия развития страхового рынка, когда стали создаваться страховые коммерческие организации и акционерные общества на основании закона «О кооперации в СССР», потребовали рационального государственного регулирования страховой деятельностью. На основе рыночных отношений стало складываться новое страховое законодательство. Государственные страховые организации постепенно переводились на коммерческую основу, процесс реорганизации Госстраха СССР происходил до 1992г. Новую правовую основу страхования заложил Закон «О страховании» от 27 ноября 1992г.

С 1989г. государственные страховые организации перешли на принцип хозяйственного расчета, в 1991г. получили статус юридического лица, став относительно самостоятельными в своей деятельности, им также предоставлено право инвестиционной деятельности за счет использования временно свободных средств резервных фондов. С 1 января 1994г. страховые организации были переведены на налогообложение с прибыли предприятий и организаций Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», в соответствии с которым было принято Постановление Правительства от 16 мая 1994г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам».

Страховую деятельность на территории РФ также стали осуществлять иностранные компании, фирмы и другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и действующие в установленном порядке через постоянные представительства.

Даже в период перехода к рыночной системе хозяйствования нельзя полностью отказаться от государственного страхования. Старейшей страховой организацией России, осуществляющей государственное страхование в условиях страхового рынка, является АО «Росгосстрах». Она была основана в 1921г. и зарегистрирована как акционерное общество в 1992г.

Также составной частью российского страхования является обязательное медицинское страхование.

Страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов (Законом, приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью, внутрифирменными актами, действующими только в пределах и на территории конкретного юридического лица).

III. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.

К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.

К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п.

В систему методов государственного надзора за страховой деятельностью входит:

  • 1. Регистрация страховых организаций. Ее должны пройти все страховщики. Она производится на основании подаваемого страховой организацией заявления по установленной форме с приложением заверенной копии документа о государственной регистрации, соответствующей организационно-правовой форме организации; заверенной копии устава и другого учредительного документа в соответствии с организационно-правовой формой организации; справки банка или иного кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда, наличии страховых резервов (фондов). В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Регистрация страховых организаций включает: присвоение регистрационного номера, занесение страховой организации в официально публикуемый реестр, выдача свидетельства о регистрации. Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия создания организации законодательным актам РФ, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации и задержка в выдаче свидетельства о регистрации могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Не получив официального признания, страховая организация не может функционировать.
  • 2. Лицензирование страховых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер. Лицензированию подлежит деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Лицензии выдаются только юридическим лицам, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

Лицензия на проведение страховой деятельности - это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. В лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования (если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование).

Лицензия выдается для ведения страховой деятельности на территории, указанной страховой организацией, либо на всей территории РФ. Только лицензия на обязательное медицинское страхование выдается для ведения страховой деятельности на территории определенного субъекта РФ.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие требованиям законодательства прилагаемых к заявлению документов. За выдачу лицензии взимается сбор в размере 50-кратного минимального размера оплаты труда.

В компетенцию Департамента страхового надзора входит:

  • - ограничение действия лицензии - запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договора страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;
  • - приостановление действия лицензии - запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договора страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия (при этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия);
  • - отзыв лицензии - запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

IV. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП).

Процесс защиты добросовестной конкуренции на страховом рынке, регулируемый государством предполагает следующие формы:

  • - пресечение злоупотребления страховыми организациями своим доминирующим положением;
  • - определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;
  • - запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;
  • - осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;
  • - контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций;
  • - пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

Согласие антимонопольного органа для государственной регистрации в органах страхового надзора должны получить те союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков, все участники которых зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку. Порядок устанавливается Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия Министерства РФ по антимонопольной политике и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденному приказом ГКАП РФ от 29 апреля 1994г. №50 с учетом изменений, внесенных Приказом ГКАП РФ от 29 марта 1995г. №42 .

Согласие на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. Если представленные документы свидетельствуют о ведении объединением страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел рынка страховых услуг по территориальному принципу или по видам страхования, установление (поддержание) единых страховых тарифов по отдельным видам страхования, ограничение доступа на рынок страховых услуг или устранение с него других страховщиков - в таком случае в согласии на регистрацию объединения может быть отказано.

Введение

В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой сферы. На протяжении последних пяти лет государством принимаются последовательные шаги по введению жесткого контроля за деятельностью страховых компаний.

Содержание и степень государственного регулирования страховой деятельности находится в прямой зависимости от уровня развития экономической системы. В условиях развитого страхового рынка государственное регулирование ограничено. В ситуации со слаборазвитой рыночной инфраструктурой государственное регулирование субъектов страховых отношений достаточно жестко регламентировано.

Государство, формируя законодательную и нормативную базы, определяет правила и нормы функционирования субъектов страхового дела. Контроль и надзор за исполнением ими страхового законодательства осуществляется соответствующими государственными органами.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации соответствующих норм, правил хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование - это определенный механизм, представленный системой методов, форм и экономических инструментов регулирования, применяемых в целях обеспечения эффективного функционирования субъектов страхового дела.

Государственное регулирование позволяет формировать адекватную институциональную базу страховой отрасли, определяющую ее организационную структуру.

Государственное регулирование страховой деятельности

Целью государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.

Важнейшие задачи государства по созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций определены в Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998г. № 1139. Выполнение поставленных в этом документе задач обеспечивается за счет бюджетных средств, выделяемых по программам обязательного государственного страхования, целевых резервов, а также путем разработки и принятия ряда системообразующих законодательных актов, в частности, о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Принципиальное значение для сохранения национального страхового рынка имеет проводимая государством политика разумного протекционизма в области страхования. Она включает два направления:

  • 1) ограничение деятельности иностранных страховщиков на территории страны;
  • 2) ограничение участия иностранного капитала в деятельности российских страховых организаций.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела...» и п. 3.1 Условий лицензирования страховой деятельностью на территории нашей страны могут заниматься только российские страховые организации.

Кроме того, ранее в п. 5 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 доля иностранных инвесторов в капитале национальных страховых компаний была ограничена 49%.

24 июня 1994 г. на острове Корфу Российской Федерацией со странами ЕС было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, согласно которому указанное ограничение должно прекратить свое действие через 5 лет (ст. 29 и п. 1 части В Приложения 7).

В связи с тем, что молодой российский рынок страхования еще не может противостоять массированной экспансии иностранных страховщиков, 20 ноября 1999 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 204-ФЗ. Закон, отменив ограничение на долю иностранцев в уставном капитале отдельных компаний, ввел некоторые новые ограничения на деятельность таких страховщиков.

Этим Законом, в частности, предусмотрено, что российские страховые компании, в капитале которых доля иностранных физических и юридических лиц более 49%, не могут на территории России осуществлять страхование жизни, все виды обязательного страхования, а также страхование государственной собственности и иных государственных имущественных интересов.

Законом введена суммарная квота участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале отечественных страховых организаций -- не более 15%. Приобретение акций и долей в капитале российских страховщиков иностранцы могут производить только с разрешения федерального органа страхового надзора. При этом установлено, что руководителями и главными бухгалтерами компаний с участием иностранных инвестиций могут быть исключительно граждане Российской Федерации.

Страховая компания, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, вправе осуществлять на территории России страховую деятельность, если иностранный инвестор сам является страховой организацией и не менее двух лет участвует в деятельности российских страховщиков.

Для страховых компаний с участием иностранного капитала установлены повышенные минимальные размеры уставного капитала: 250 тыс. МРОТ -- для страховщиков и 300 тыс. МРОТ -- для перестраховщиков.

Важнейшей составной частью системы государственного регулирования страхования является надзор за страховой деятельностью. Его цели: а) обеспечение соблюдения требований законодательства РФ о страховании, б) защита прав и охраняемых законом интересов участников страховых отношений и иных заинтересованных лиц и государства, в) контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций.

С августа 1996 г. функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью возложены на Минфин РФ, в структуре которого имеется специальный Департамент страхового надзора.

К основным функциям страхового надзора относятся следующие:

  • -- лицензирование страховой деятельности;
  • -- ведение реестров страховых организаций и страховых брокеров;
  • -- контроль за деятельностью страховщиков по вопросам обоснованности страховых тарифов, платежеспособности и соблюдения страхового законодательства;
  • -- утверждение правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых организаций и отчетности о страховой деятельности;
  • -- принятие нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;
  • -- обобщение практики страховой деятельности.

В рамках выполнения этих функций органы страхового надзора вправе получать от страховых организаций необходимую отчетность (один раз в год), иную информацию об их финансовом положении. Они также могут в необходимых случаях потребовать документы, относящиеся к страхованию, от других предприятий и организаций, а также граждан.

Эффективной формой контроля являются проверки деятельности страховых организаций с точки зрения соблюдения ими страхового законодательства и достоверности предоставляемой отчетности.

Федеральный орган страхового надзора уполномочен давать страховым организациям предписания об устранении нарушений законодательства о страховании, а в случаях, когда эти предписания не выполняются, приостанавливать, ограничивать или отзывать лицензии.

Закон РФ «Об организации страхового дела...» предоставляет федеральному органу страхового надзора право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховой организации в случае неоднократного нарушения ею требований законодательства РФ, а также о ликвидации юридических лиц, осуществляющих страхование без лицензии.

В целях усиления надзора за страховой деятельностью во всех регионах страны по решению Правительства РФ были созданы территориальные органы страхового надзора. Инспекции имеют практически все права и обязанности федерального органа страхового надзора, за исключением функций по выдаче лицензий, направлению предписаний, приостановлению, ограничению и отзыву лицензий, а также по обращениям в суды.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации сформирована национальная модель регулирования страховой деятельности, правовую основу которой составляет национальное страховое законодательство, регулирующее статус и деятельность субъектов страховых отношений.

Модель государственного регулирования страховой деятельности представляет собой схему взаимодействия и соотношения субъектов страховых отношений, функции которых и отношения между которыми структурируются определенными правилами и нормами.

Сфера деятельности субъектов регулирования различна. Законодательные органы определяют статус участников страховых отношений и правовые рамки их функционирования. Значительно в большей степени проявляется регулирующая деятельность исполнительных органов. Три уровня исполнительной власти - федеральный, региональный и муниципальный - оказывают непосредственное влияние на содержание страховых отношений, на функционирование субъектов этих отношений, реализацию механизма государственного регулирования. Судебная же ветвь власти обеспечивает неукоснительное соблюдение хозяйствующими субъектами установленных норм и правил, констатирует правомочность деятельности и дееспособность субъектов страхования.

Основными исполнительными органами, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Правительство РФ, в том числе министерства и ведомства, в полномочия которых входят контроль и надзор за деятельностью субъектов страховых отношений. К ним относятся Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная налоговая служба РФ и органы надзора. Деятельность регулирующих государственных структур основана на соответствующих законодательных нормах, определяющих их полномочия и ответственность.

Сфера регулируемых отношений включает все формы взаимодействия участников страховой деятельности как в рамках страхового рынка, так и за его пределами. К группе участников отношений, имеющих непосредственное отношение к страховым операциям, относятся страхователи, страховые организации, страховые посредники, в части иных взаимоотношений со страховыми организациями - финансовые посредники, а также с точки зрения регулирующего воздействия со стороны государства - представители исполнительной власти - органы страхового надзора.

Учитывая организационную структуру модели регулирования страховой деятельности, можно определить государственное регулирование страховой деятельности как систему взаимодействия субъектов и объектов регулирования, включая механизм этого взаимодействия.

регулирование страховой надзор исполнительный

Список литературы

  • 1. Гражданский кодекс РФ ч. II.
  • 2. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».
  • 3. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2010. 304 с.
  • 4. Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в РФ. «Страховое дело», №9, 2011.
  • 5. http://medinsurer.ru/ «Институциональное развитие страхового рынка.