Город где был построен первый небоскреб. Самый большой небоскреб в мире

До 19 века в Европе было очень мало строений, которые по высоте как-то выделялись среди стандартных городских зданий. К числу таких исключений можно отнести Кафедральный собор во Флоренции, собор Св. Петра в Риме, собор Св. Павла в Лондоне, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Появлению же небоскребов предшествовало появление Эйфелевой башни и Статуи Свободы. Такие высотные строения просто не могли не вызвать определенное чувство зависти у архитекторов и инженеров. Еще один образец для подражания - барельеф с изображением четырех президентов США, выбитый на склоне горы Рашмор. Гигантские, поражающие воображение строения попросту стали навязчивой мечтой, символом успеха и процветания страны.

Концепция небоскреба впервые воплотилась в Чикаго во второй половине 19 века. Город рос, превращался в огромный коммерческий центр. Количество населения росло, следовательно, неимоверно повышалась и стоимость земли в черте города. Встал вопрос экономии пространства и средств. К тому же, Великий пожар 1871 года попросту уничтожил старую часть города, которую необходимо было застроить снова. Все эти факторы повлияли на появление Трибьюн-Тауэра, первого образца высотных зданий, воплощение функционального рационализма.

Синтетический стиль «ар-деко», появление новых материалов и технологий - все это позволило
архитекторам воплощать в жизнь свои идеи. Важным изобретением, без которого, пожалуй, не было бы возможным существование небоскребов, стал лифт. Еще одно новшество - внедрение систем вентиляции и электрического освещения, что позволяло создавать удобоваримый климат внутри огромного офисного здания.

В послевоенный период небоскребы стали строить и за пределами Соединенных Штатов. Но в Европе стройка была затруднительна, так как историческую часть города для этого разрушать никто не хотел. Поэтому расположение и архитектура небоскребов продумывались с особой тщательностью: либо новостройки выносили за черту города, в отдельный район, либо предъявляли жесткие требования к геометрическим и скульптурным формам дизайна новых зданий. Строительство небоскребов, что в Европе, что в США стало одним из способов обновления старых и, зачастую, заброшенных районов города. Трущобы превращались в бизнес-центры.

Не смотря на то, что небоскребы, по сути, строились по одному принципу, они все равно отражали черты национального характера страны, в которой были построены. В Европе - постмодернизм с элементами готики, ар-деко и модернизма. На Востоке - эксцентричность дизайна. Новейшая тенденция, что на Востоке, что на Западе - использование биологически совместимых технологий, принципы натуралистической философии. Но история продолжается, какими в будущем станут небоскребы - предсказать нельзя.

Знаменитые небоскребы США

История небоскребов - не только общие слова. Это еще и история конкретных зданий, ставших знаменитейшими представителями своего вида. Каждый известный небоскреб в США может рассказать о себе и об эпохе, в которую он был построен, много интересного.

Вулворт (Woolworth Building)

Был построен в 1913 году архитектором Кассом Гилбертом. Заказчик Фрэнк Вулфорт хотел построить самое высокое здание на тот момент. Изначально планируемая высота в 190,5 метров была увеличена до 241,4 метра. Соответственно, стоимость постройки так же увеличилась с 5 до 13 миллионов долларов (на тот момент - огромная сумма). Соответственно, в проекте пришлось учитывать усиление фундамента и повысившуюся ветровую нагрузку.

Здание оформили терракотовой облицовкой, крышу украшают ажурные переплетения и готика, внутри здание отделано мрамором, мозаикой и скульптурами, потолок расписан мозаикой с позолотой.

В 1998 году здание было продано владельцем. Стоимость Вулворта уже оценивалась в 155 миллионов долларов. Но помещения в верхней башенной части небоскреба все равно пустуют, так как лифтов, доезжающих до верхних этажей, не хватает для обслуживания офисов.

Трамп Билдинг (Trump Building)

Для постройки этого небоскреба в 1929 году была создана целая корпорация во главе с Крейгом Северансом и Ясуо Матсуи. Был создан небоскреб с широким основанием, сужающийся к верхней части. Основание украшено простым орнаментом, корона и шпиль выполнены в стиле французской готики. Строительство завершилось в 1930 году, высота здания - 282,5 метра, 71 этаж.

Крайслер-Билдинг

Это здание, построенное перед началом Великой Депрессии, демонстрирует сильное влияние на архитектуру немецкого импрессионизма. Изначально строительство небоскреба финансировал Уильям Рейнольдс, бывший сенатор США, но из-за финансовых проблем вынужден был продать землю под постройку. Ее перекупил Уолтер П. Крайслер. Крайслер начал работу над небоскребом в октябре 1928 года, и уже в мае 1930 года новое здание было открыто для публики.

Сити Сервис (Американ Интернешнл)

Это здание создавалось как корпоративная штаб-квартира нефтяной компании Сити Сервис, верхний этаж, пентхауз, изначально планировалось превратить в квартиру для основателя и председателя компании Генри Догерти, но его здоровье не позволило осуществить эту идею. Раньше небоскреб на уровне 15 этажа соединялся переходом со зданием, росположенным по тому же адресу (Уолл Стрит, 60), но потом то здание снесли. Небоскреб Сити Сервис имеет 67 этажей, увенчан шпилем. Общая высота здания - 289,5 метра. Верх башни оформлен в стиле горной вершины, там располагается смотровая площадка.

Муниципальное здание

Фирма McKim, Mead&White построила первый небоскреб а Америке в стиле Beaux – Arts. Но это здание значительно уступает в размерах своим собратьям: его высота всего 170,4 метра. Офисы сдаются для городских компаний и служб. Здание включает в свой комплекс 15-этажную башню, которая олицетворяет Нью-Йорк как крупную метрополию. С двух сторон к башне примыкают 24-этажные крылья. Венчает небоскреб позолоченная скульптура Адольфа А. Вейнмана «Гражданская Слава» высотой 6,1 метра. Это самая большая скульптура в Нью-Йорке после Статуи Свободы. Пять башен на вершине здания символизируют пять округов города. Еще одна уникальная особенность для небоскреба того времени - примыкающая прямо к зданию станция метро.

Бродвей, 120 (Equitable Building)

Этот небоскреб, построенный в 1870 году, был первым высотным зданием, оснащенным пассажирскими лифтами. Автоматически, верхние этажи стали более востребованными под офисы (когда окна офиса поднимаются высоко над пыльными и шумными улицами, работать гораздо приятнее). Здание неоднократно подвергалось реконструкции. В 1912 году небоскреб и вовсе почти полностью сгорел. Заново отстроенное здание оснастили просторными скоростными лифтами, современными системами отопления и вентиляции, противопожарными элементами. Здание не самое высокое среди небоскребов того времени (165,2 метра), но зато обладает самой большой полезной офисной площадью (111483 квадратных метров).

Эмпайр Стейт Билдинг

Уникальное строение с башней и «парящим» шпилем стало визитной карточкой Нью-Йорка и увековечено во множестве сувениров. Самое удивительное, что построено оно было в рекордно короткие сроки - всего лишь полтора года. При этом, бюджет был минимальным. Отделка здания полностью исключала применение внешних лесов, обеды подавались рабочим прямо на места, что позволило значительно сократить время и увеличить производительность. Как ни странно, долго здание не окупалось. Но потом на небоскребе разместили искусственную подсветку, шпиль стали использовать в качестве опоры для теле- радио-вещательных антенн.

“Утюг” (Flatiron Building)

Это здание - результат модной тенденции использовать морской и флотский дизайн в архитектуре. Помимо концепции, обязательно было и сохранение функционального назначения здания. Площадь, которую занимает здание, невелика, под определенным углом небоскреб кажется вообще очень узким. Тем не менее, именно узость здания и создает ощущение, что постройка гораздо выше, чем на самом деле. Стены украшены объемными изображениями венков, львиных голов, разными масками. На уровне четвертого этажа овальные венки чередуются с изображением женских древнегреческих масок. До восьмого этажа из стен выступают выпуклости, что должно создавать ритмичность струящейся воды. С разных точек обзора небоскреб то напоминает летящий в небе птичий клин, то плывущий корабль, то огромную стену.

Уэст Стрит Билдинг

Архитектором этого здания был Касс Гилберт, который впоследствии построил небоскреб Вулворта. Уэст Стрит Билдинг построен в 1907 году, изначально его арендовали транспортные и судоходные компании, так как располагается здание вблизи реки Гудзон. Воздушность и открытость зданию придают окна, расположенные между колоннами. Общая высота здания - 90 метров, 23 этажа (совсем немного по современным меркам). В 2001 году 11 сентября, когда в результате террористического акта были разрушены Башни Близнецы, здание серьезно пострадало от падающих обломков. Начался крупный пожар, который тушили 3 дня.

Такова история появления американских небоскребов. Здания, служившие образчиками высотного строительства в свое время, теперь не очень впечатляют на фоне новейших небоскребов, полностью застекленных. Но сила архитектурной мысли, красота отделки до сих пор заставляют восхищаться многочисленных туристов.

Специалисты так и не пришли к единому мнению, какую именно постройку считать первым небоскребом. Важной вехой признается 10-этажнос здание страховой компании «Хоум-Иншуранс-Билдинг в Чикаго, для которого архитектор Ульям Дженней применил в 1885 г. металлический каркас. «Монаднок-Билдинг», построенный там же в 1891 г., предвосхищает своими формами пластический язык позднейших небоскребов.

Не случайно первые небоскребы появились именно в Чикаго. Пожар 1871 г.. опустошивший значительную часть города, позволил архитекторам начать с чистого листа. Бурный рост метрополии, ставшей центром переработки пшеницы и мяса, потребовал огромного количества офисных помещений. Максимальному использованию земельных участков путем нагромождения этажей предшествовали, во-первых, изобретение лифта Элишей Грейвсом Отисом, во-вторых, приход в архитектуру легких стальных конструкций, позволяющих большую высоту.

Конкуренция гигантов

Ранние небоскребы Чикаго -подчеркнуто прагматичные, функциональные постройки. Стиль, сложившийся в Нью-Йорке, был куда более декоративным. Вершина эстетики небоскреба — «Крайстер-Билдинг. роскошный символ «ар-деко. После Второй мировой войны небоскребы стали проще, но и выше. За зданием «Эмпайр-Стейт-Билдинг» высотой 381 м, на протяжении сорока лет державшим в мире пальму первенства, в 1970-е гг. последовали один за другим другие рекордсмены. При этом азиатские дстовые центры стали теперь обгонять по высоте аналогичные постройки в США.

  • 1974 г.: «Сирс-Тауэр» в Чикаго высотой 443 м. Этот небоскреб на протяжении 22 лет оставался самым высоким в мире зданием.
  • 1997 г.: Петронас-Тауэр» — башни-близнецы в столице Малайзии Кухта-Лумпур имеют 452 м в высоту.
  • 2001 г.: 11 сентября в результате самолетной атаки террористов разрушены здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На этом месте сооружается теперь Башня Свободы высотой 541 м.

February 15th, 2017

Первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. Сегодня к небоскрёбам относят уже гораздо более высокие постройки — от 130 метров. В России история начинается в 1913 году, со строительства семиэтажного дома, а сейчас страна занимает 15 место в общемировом рейтинге с 38 достроенными небоскрёбами.

Конструктивизм: первый небоскрёб

В 1913 году на углу Калашного переулке в Москве купец А. И. Титов достроил семиэтажный доходный дом. Под руководством архитектора Николая Дмитриевича Струкова дом возвели в спешке, но в марте 1913 года одна из стен обрушилась и завалила переулок кирпичом, брёвнами и обломками железа в высоту двух этажей. Это было уже третье обвалившееся строение Струкова. Дом уменьшили до пяти этажей, но к 1923-1925 годам снова достроили шестой и седьмой, а само здание досталось Моссельпрому.

В 1925 году на первом этаже здания разместили склад муки и администрацию московских продуктовых магазинов и пивных, выше — дирекцию, бухгалтерию, коммунистическую ячейку и местный комитет. В жилой части здания жили рабочие Бабаевской фабрики.

Здесь речь идёт всего о семи этажах - не такой уж и высокий этот дом. А в 1950-е за строительство высотных зданий принялись с гораздо большим рвением.

Сталианс: Семь Сталинских высоток

В 1930 годах на сцену выходит Сталинская архитектура, или сталианс, заменяя собой рационализм и конструктивизм. Семь небоскрёбов в Москве называют «семью сёстрами» или «семью Сталинскими высотками». Изначально Совет министров СССР в 1947 году решил построить восемь высотных зданий, из которых самым высоким предполагался Дворец советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В итоге именно этот небоскрёб не построили.

Первой Сталинской высоткой, которую начали строить, был жилой дом на Котельнической набережной . Один этот дом должен был стать «городом в городе». Чтобы хватило место на одно это здание, в Москве снесли четыре переулка.

Всё началось со «Старого» корпуса, 9-этажного жилого здания, выходящего на Москва-реку, завершённого в 1940 году - до решения Совета министров о строительстве высоток. Центральную часть здания достроили уже к 1952 году. Высота здания — 176 метров, а количество этажей, включая технические — 32.

К строительству здания привлекли заключенных , которые, по данным из разных источников, оставили надписи «строили зеки» по всему дому.
Фотографии таких надписей мне найти не удалось.

В излучине Москвы-реки в 1953 году начали строить «Гостиничное здание в Дорогомилове», которому при Хрущёве дали название «Украина» . В 1957 году, когда здание достроили, был открыт Кутузовский проспект - гостиница стоит в самом его начале. На момент открытия 25 мая 1957 года гостиница была признана крупнейшей в Европе.

Высота здания - 206 метров, включая 73-метровый шпиль. В центральном объёме здания — 34 этажа. Сейчас в гостинице — 497 номера площадью от 25 до 370 квадратных метров.

Самым высоким рукотворным памятником Иосифу Сталину стало главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова . В строительстве приняли участие и заключённые, для которых на 22-м этаже организовали лагерный пункт на 700 человек.

Высота центрального корпуса этой высотки составляет 183,2 метра, не считая шпиля. Со шпилем — 240 метров. Здание строили с 1949 по 1953 годы. Количество этажей — 36, а лифтов — 68 штук (поправьте, кто там учился). Сам университет в этом здании на Воробьёвых горах открылся 7 мая 1955 года.

Над оформлением фасадов работала Вера Игнатьевна Мухина , которой мы обязаны монументом «Рабочий и колхозница» и памятником Петру Чайковскому на Большой Никитской улице.

Фундаменты и каркас разработал Н.В. Никитин, создатель Останкинской телебашни. Одной из проблем при строительстве был слабый грунт. Конструктор использовал коробчатый фундамент, а также гибкие колонны в первом наземном этаже, металлические колонны крестообразного сечения и множество других решений, которые позволили в сложных условиях построить самое высокое на следующие 37 лет в Европе здание.

На Смоленской-Сенной площади в Москве находится Министерство иностранных дел России в здании высотой 172 метра. О СССР кроме стиля здания напоминает герб площадью 144 квадратных метра на высоте 114 метров. Количество этажей в здании — 27. На момент строительства в 1953 году в здании было 28 лифтов, из которых 18 — скоростных.

Здание проектировали архитекторы В. Г. Гельфрейх , создавший проект здания Российской государственной библиотеки, и М. А. Минкус .

Над лепниной на портале здания работал скульптор Г.И. Мотовилов , в послужном списке которого - оформление станций Московского метрополитена Электрозаводская, Новокузнецкая, Смоленская, Проспект Мира, Парк Культуры, Октябрьская и Комсомольская.


1952 Баранский Александр Иванович (1890-1965) «Москва. Вид на здание МИДа со стороны набережной».

Над высотным зданием на площади Красных ворот работали А. Н. Душкин , архитектор Центрального детского мира, и Б. С. Мезенцев , по проекту которого были отстроены после Великой отечественной войны железнодорожные вокзалы в Смоленске, Харькове, Витебске, Бородине и Ярцеве.

Здание расположилось в самой высокой точке Садового кольца. Высота небоскрёба — 138 метров, это 24 этажа в центральном корпусе. Боковые корпуса имеют этажность от 11 до 15.

Под одним из корпусов расположен вестибюлю станции метро Красные ворота. Но интереснее всего то, что станцию и здание строили одновременно. Какое-то время дом должен был стоять на краю котлована, а после осадки грунта он накренится. Проблему решили, построив здание изначально с наклоном, а грунт заморозили. Когда грунт растаял, здание просело и встало строго вертикально. Эта задача была настолько сложной для расчёта, что больше никогда и нигде метод не применяли.

В 1955 году работники авиационной промышленности и летчики-испытатели получили квартиры в жилом здании на 450 квартир , построенном на Кудринской площади. Это здание из центрального объёма в 24 жилых этажа и боковыми корпусами, имеющими по 18 жилых этажей, имеет высоту вместе со шпилем 156 метров.

Вот так «Дом авиаторов» А. Б. Борецкий , позже спроектировавший гостиницу «Москва», и Л. М. Поляков , архитектор Посольств СССР в Эфиопии и Албании.

Архитектора Полякова критиковали в том числе за внутреннее убранство гостиницы. Слишком уж шикарным казался интерьер. Газета «Правда» писала в 1955 году: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы „Ленинградская“ на триста пятьдесят четыре номера на Каланчевской площади в Москве (архитекторы Поляков и Борецкий) затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично спроектированной гостиницы на тысячу номеров» ( ).

Эти тезисы газета взяла из выступления Никиты Хрущёва, где он сравнивает сталинские высотки и многие другие здания, отличающиеся красотой архитектуры и отделки, наличием лепнины и люстр, с церквями: «Вот шпиль построили, он похож теперь на церковь. Так? Силуэт такой, товарищи. Возьмите с Кунцево посмотрите его. Вам нравится силуэт церкви? Я как-то, знаете, не хочу спорить с вашим вкусом. Но для жилья это не нужно. Ведь и Бог-то в церкви не живёт, он для определённых целей пользуется этой церковью». И после этого Полякова лишили Сталинской премии. Хотя у архитектора этой премии и не было. Другие архитекторы в спешном порядке упрощали дома, которые уже строили, началось массовое строительство «обдирных» домов — зданий без наружной отделки, некрасивых пятиэтажных коробок.

А ниже на фотографии — Woolworth Building. Оно сильно напоминает здание МИД. Архитектор Вячеслав Олтаржевский, которому поручили в 1947 году разрабатывать проект строительства высотных зданий, получил дополнительное образование в Нью-Йоркском университете и за 11 лет жизни в США реализовал несколько проектов, в числе которых были и небоскрёбы. Набравшись опыта и идей, Олтаржевский постарался проследить за тем, чтобы развить их до максимализма, или лучше — «большевизма». Он взял неоготику и с имперским размахом превратил её в сталинский ампир.

Продолжение следует...

1) В этом репортаже мы прогуляемся по самому первому небоскрёбу в столице, возведённом в 1912-1913 гг. в стиле модерн и первоначально называемым "тучерезом", который предназначался для "мужчин-холостяков" из-за небольших по размеру квартир в этом доходном доме.

2) Архитектор здания- Эрнст-Рихард Нирнзее, предположительно, уроженец Варшавы, так как подробности его биографии так и остались неизвестными. Невероятно, но факт. По приезду в Москву в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки - доходные дома.
Также он участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки. Карьера Нирнзее оборвалась с революцией 1917 года. Причины и обстоятельства его смерти неизвестны. Имеют хождение 2 версии его судьбы - по первой, он покончил с собой в 1918 году, бросившись в пролёт лестницы собственного дома в Большом Гнездниковском переулке; по второй - эмигрировал.

3) На 9 этаже здания находится отделение журнала "Вопросы литературы" и офис с архитекторами, где мне позволили даже поснимать виды Москвы с крыши. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

4) На купленном участке на месте обветшавшей бывшей усадьбы Э. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков (за это дом и назывался в шутку "дом холостяков"). 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений,выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

5) «Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке - наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к модерну.

6) Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

7) Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы".

8) В подвале дома работали театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин»

9) В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - 4 дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев. В начале 1920-х годов в доме отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы.

10) Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского.Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский,а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).

Ровно 130 лет назад (1 мая 1884 года) было начато строительство самого первого небоскрёба в мире – чикагского 10-этажного здания Страховой компании Home Insurance Building. Существование этого «гиганта» закончилось в 1931 году. Но настоящая история небоскрёбов с этого только началась…

Строго говоря, история возведения домов и до первого официально признанного самого первого небоскрёба в мире знает случаи строительства многоэтажных, в том числе и узких, домов и постройку целых городов из таких зданий, как, например, Шибам в Йемене.

Или, например, итальянских башен Болонью (12 век нашей эры) —

Первый общепризнанный небоскреб (Home Insurance Building) был не очень высоким по нынешним меркам – имел всего лишь 10 этажей согласно первоначальному проекту, общая высота здания составляла 42 метра.

Через несколько лет у этого самого первого небоскрёба в мире появились еще 2 этажа, и тогда высота его была уже 54,9 м. Уильям Ле Барон Дженни, американский архитектор, при проектировании первого небоскреба реализовал новаторскую технологию строительства, заключающийся в использовании несущего каркаса. До него в качестве несущей конструкции использовались внешние стены. Архитектор сделал расчет на основании прочностных характеристик материалов, приняв во внимание удельную прочность стали, которая в 10 раз превышает удельную прочность самого качественного бетона, не говоря уже о каменной или кирпичной кладке. За счет применения металлического каркаса как несущей конструкции удалось уменьшить практически на треть общую массу сооружения. Но создатель проекта все-таки не смог решиться на полный отказ от других несущих конструкций, из-за этого самый первый небоскрёб в мире имел также гранитные колонны и несущая задняя стена.

Реализация перехода на несущий стальной каркас была осуществлена в 1891 году, когда была построена 11-этажная башня Уэйнрайта в Сент-Луисе, автором проекта которой стал Архитектор Луис Салливан. Так что это здание может по праву оспорить звание «самый первый небоскрёб в мире» у чикагского сооружения.

Ни один небоскреб не может функционировать в полной мере без такого архитектурного элемента, как лифт. В истории небоскрёбов самым первым офисным зданием, где стали использовать лифты, стало Эквитабл Лайф Билдинг, построенном в Нью-Йорке в 1870 году.

Первые лифты работали на гидравлическом приводе, что налагало ограничение относительно высоты здания – оно не могло быть выше 20 этажей. Но в 1903 году фирмой Отис была разработана новая конструкция лифта, имеющего электрический привод. В нем нашла применение идея об уравновешивании веса кабины, идущей верх, весом второй кабины, которая двигается вниз. Эти нововведения позволили снять ограничения высоты подъема. Интересным решением для снятия ограничений по высоте здания стало и применение подъема с пересадками.

Самые высокие небоскребы мира. Фото .

Как только появились самые первые небоскребы в мире, в их строительстве началась самая настоящая гонка в возведении самого высокого здания. Самыми напряженными годами в истории небоскрёбов можно считать 20-е годы прошлого века, когда в Нью-Йорке одно за другим взметнулись ввысь несколько высотных зданий, которые претендовали на звание «высочайшего здания мира».

В Нью-Йорке в 1913 году появился 57-этажный небоскреб Вулворт-билдинг, имевший высоту 241 метр и построенный в стиле неоготика, который характеризуется сочетанием новейших достижений науки и традиционной архитектуры. На протяжении 17-ти лет этот небоскреб носил звание самого высокого здания в мире самого высокого небоскреба мира (фото ниже), и до сих пор горожане испытывают к нему особую любовь.

Фото Вулворт-билдинг в 1913 году –

… и сегодня —

Темпы этой гонки заметно замедляются в начале 30-х годов. Это десятилетие можно охарактеризовать возведением двух небоскребов. Первый был простроен в 1930 году на средства Уолтера Перси Крайслера, разместившего в нем офисы своей фирмы. Оно так и называется – Крайслер-билдинг, имеет 77 этажей и высоту по крыше 282 метра, а вместе со шпилем – 320 метров.

Но его обошел Эмпайр-стейт-билдинг, торжественно открытый 1 мая 1931 года. Именно это здание стало мировым символом небоскребостроения практически на полвека.

Оно имеет 102 этажа, высота по крыше составляет 381 метр, а вместе с антенной — 443 метра. Простроенное всего лишь за 13 месяцев, строение не сдавало рекорд высоты до 1972 года.

***

История небоскрёбов в СССР.

В Советском Союзе в 1937 году приступили к постройке самого высокого в мире небоскреба, которое должно быть высотой 495 метров. Однако Великая Отечественная война не позволила закончить этот проект, и после ее окончания к проекту уже не возвращались.

Однако небоскребы в Москве были построены, ими стали знаменитые семь сталинских высоток. Среди них самое высокое здание – это МГУ, имеющее высоту 240 метров. Именно это сооружение вошло во все мировые рейтинги небоскребов. Однако не они были первыми небоскребами, возведенными в Москве.

Еще в начале века, в 1912 году, был возведен Дом дешевых квартир Нирнзее, имеющего высоту 40 метров. На заре история небоскрёбов в СССР в Москве такие сооружения именовали «тучерезами».

Но самым высоким дореволюционным гражданским сооружением было здание Телефонной станции, возведенное в Милютинском переулке в 1908 году и имеющем высоту 78 метров. Технологии, применяемые русскими инженерами, позволяли уже в те времена возводить здания в 100 и даже в 150 метров, но постройка тучерезов ограничивалась как эстетическими, так и религиозными соображениями. Поэтому до середины 50-х годов гордое звание самого высокого здания Москвы носило средневековое сооружение – колокольня Ивана Великого, доминируя над архитектурными сооружениями столицы. Высота колокольни составляет 81 метр.

***

Последняя треть XX века ознаменовалась новой гонкой в строительстве небоскребов. Сложностью определения самых высоких небоскребов мира (фотографии которых мы и рассматриваем в данной статье) стала сложность архитектурных форм. Потому эти звания постоянно оспариваются, исходя из замеров, которые проводятся как по крыше, так и с дополнительными шпилями и антеннами. У считавшейся самой высокой 110-этажной чикагской башни Сирс-Тауэр, носящей ныне имя Уиллис-Тауэр и имеющей высоту 442 метра…

…это звание перехватили в 1998 году башни Петронас, расположенные в Куала-Лумпере и имеющие следующие критерии – 88 этажей, 452 метра высоты.

***

Потом появился в 2004 году небоскреб Тайбэй 101, имеющий 509 метров высоты и насчитывающий 101 этаж. Но и тогда Уиллис-Тауэр спорил за звание самого высокого небоскреба мира (фото ниже), если принимать в расчет находящуюся на крыше здания антенну.

Споры прекратило возведение Дубайской башни Бурдж-Халифа, которая превысила все рекорды. Эта башня имеет высоту по крыше 643 метра, по шпилю 828 метров, а насчитывает 150 этажей.

Фотографии этого рекордсмена просто поражают воображение –

***

В 2013 году Китай заявил о возведении в городе Чанша 220-этажного небоскреба Скай-Сити, имеющего высоту 838 метров. При этом возведением этого здания намеревались побить и еще один рекорд, построив его в рекордно короткие сроки – 90 дней.

Правда, в эти 3 месяца не включались подготовительные работы. Однако дата начала строительства все время переносилась, и теперь торжественное открытие здания планируют в мае 2014 года.

Но и эта высота не является пределом, строители хотят взять высоту более чем в километр. Небоскребы такой высоты заложены в нескольких странах – в Бахрейне – 1022-метровый, 1400-метровый (по шпилю) в Дубае («Аль Бурдж» или «Накхил»)

— 1007-метровая башня в Саудовской Аравии («Kingdom Tower») —