Формирование и развитие человеческого капитала.

В современных условиях конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые выступают основой экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала ведущими зарубежными и отечественными учеными. Как утверждает Л. Туроу: "Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе" , а М. Боуман назвала открытие человеческого капитала "революцией экономической мысли" . Наиболее емким представляется определение человеческого капитала, предложенное С. Дятловым. Человеческий капитал им рассматривается как "сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)" .

По вопросам структуры человеческого капитала у экономистов нет единого мнения. Так Г. Беккер предлагает выделять в нем капитал образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты как "уважение к политической и социальной стабильности".В. Марцинкевич анализирует влияние на созидательный потенциал человека его активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности . Несмотря на явную противоречивость понимания структуры человеческого капитала, все исследователи единодушны в признании огромного значения образовательного фактора, т.е. знаний, навыков, умений и способностей к их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает в человеке формальное образование.

Многие исследователи пытались отделить влияние фактора образования на рост будущих доходов от влияния здоровья, способностей, социального происхождения. Результаты, к которым пришли разные ученные в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное воздействие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, следовательно 60% доходов человека объясняются уровнем его образования . Роль образования заключается не только в увеличении уровня доходов, но и в расширении возможностей человека, доступности благ, делающих его жизнь более интересной, содержательной, счастливой. Образование рассматривается как необходимое благо для укрепления здоровья и обеспечения активного долголетия человека, для воспитания более здорового и благополучного потомства, для сохранения благоприятной окружающей среды, для взаимопонимания различных групп населения. Страны с развитой рыночной экономикой уже давно главной формой завершенных капиталовложений общества рассматривают преимущественное развитие человека, особенно это касается стран, не обладающих запасами сырьевых ресурсов и стран с разрушенной в годы Второй мировой войны материальной базой, таких, как Тайвань, Корея, Япония, Германия. Например, в США стоимость всех материальных и трудовых затрат на обучение работника составляет не менее 400 тыс. долл., а на подготовку научно-технического работника (на всех этапах его жизни) затрачивается суммарно до 800 тыс. долл., в то время как стоимость машин, техники и оборудования, приходящаяся на одного занятого в производстве, составляет 15-16 тысяч долл . Стратегия, рассчитанная на человеческий фактор, обеспечила и продолжает обеспечивать этим странам высокую динамику экономического развития и высокую степень социализации. Выделение фактора человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста - образование людей. Следовательно, на смену взглядов на образование как не потребляющее и непроизводительное приходит концепция, в которой подчеркивается, что современное образование приобретает особую экономическую роль в жизни общества. В узком смысле одной из составляющих человеческого капитала является образование. Эта составляющая становится частью человека и представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе.

В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций в человека. К. Макконелли и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте; расходы на здравоохранение - расходы на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря, которым работник мигрирует из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью . Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на подготовку на рабочем месте. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей. Понятие человеческого капитала опирается на два определения образования - как ресурса (собственно человеческий капитал) и как системы (в которой происходит его накопление), что позволяет перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.

Экономический подход рассматривает образование как источник экономического роста, дает его оценку с позиций экономической эффективности через повышение качества рабочей силы и производительности труда. Накопление человеческого капитала происходит как в процессе школьного обучения, закладывающего базовые знания и навыки, так и во время обучения послешкольного, нацеленного на получение определенной профессии, а также в рамках профессиональной деятельности. Причем полученные на предыдущих этапах обучения умения и знания повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как следствие, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. Высшее учебное заведение дает определенные профессиональные знания и навыки, возможность их практического применения и получения первоначального представления о профессиональном рынке труда в виде производственной практики. Также вуз обеспечивает образовательные кредиты, котирующиеся на рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. В макро-масштабе высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны. Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества.

Для Украины традиционными являются высокие стандарты образования и значительные достижения в развитии этой отрасли. Уровень охвата образования выше, чем в странах со средним доходом, а во многих случаях достигает уровня стран с высоким уровнем доходов. Грамотность среди взрослого населения является почти всеобщей, а доля людей с высшим образованием превышает уровень многих стран с существенно выше ВВП на душу населения. Согласно "Отчету о развитии человека за 2004 год" в Украине за 2002 год уровень грамотности взрослого населения имеет показатель 99,6%, уровень грамотности молодежи - 99,9%, совокупная доля учащихся - 84%, а индекс уровня образования - 0, 94.34 страны, которые находятся впереди Украины по общему индексу человеческого развития, имеют индекс уровня образования меньше, чем в нашей стране, и в общем итоге по индексу уровня образования Украина занимает 36 место среди 177 государств. С точки зрения концепции человеческого развития в системе образования и профессиональной подготовки в Украине за годы независимости оказываются как положительные, так и негативные стороны и тенденции.

Одним из основных факторов производства, определяющим национальное богатство страны, является величина накопленного человеческого капитала. Современный человеческий капитал как фактор развития формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство, причем в качестве инвесторов выступают как частный сектор экономики, так и государственный. Рост мировой экономики в ближайшие несколько лет будет зависеть от накопления человеческого капитала.

Внимание к человеческому капиталу обусловлено явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование, профессиональную подготовку). В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост страны.

Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные на:

  • - поддержание здоровья;
  • - получение общего или специального образования;
  • - поиск работы;
  • - профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
  • - миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;
  • - рождение и воспитание детей;
  • - поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.

Стратегия накопления человеческого капитала включает в себя:

  • а) специфику развития человекоориетированных отраслей (научно-образовательного комплекса, здравоохранения, культуры);
  • б) человеческий капитал и демографические процессы:
    • - подходы к комплексному регулированию;
    • - формирование человеческого капитала;
    • - бизнес и инвестиции в человеческий капитал;
    • - государственно - частное партнерство в сфере накопления человеческого капитала.

Страны имеют различные периоды и скорость накопления человеческого капитала. Скорость накопления человеческого капитала снижается от стремления личности жить за счет других. Техногенные катастрофы, стихийные бедствия также влияют на рост накопления человеческого капитала. На накопление человеческого капитала огромное влияние оказывает и субъективный фактор. Накопление человеческого капитала зависит от среднего уровня человеческого капитала. Участие людей в процессе накопления человеческого капитала носит осмысленный характер, требует мотивации и значительных усилий самого обучающегося. Прямые расходы на накопление человеческого капитала могут включать в себя частные уроки, учебные материалы, инвестиции в человеческий капитал. Общий процесс накопления человеческого капитала носит длительный характер и составляет от 12 до 20 и более лет.

Накопление человеческого капитала имеет две составляющие: инвестиции и потребление. На начальном этапе создаются условия накопления человеческого капитала - за счет системы инвестиций общества, предприятия, семьи формируются структуры, обеспечивающие расширенное воспроизводство потенциального человеческого капитала. Государственные вложения в образование населения во всем мире признаются необходимым условием экономического роста, но не все они превращаются в производительные инвестиции и приводят к качественному изменению человеческого капитала.

Накопление человеческого капитала происходит в период обучения личности в дошкольном образовательном учреждении, школе, колледже, институте, университете, на курсах повышения квалификации. Первоначальное накопление человеческого капитала личности происходит в начальных и средних классах школьного образования.

На втором этапе происходит формирование потенциального человеческого капитала, т.е. всей совокупности свойств и качеств человеческого капитала, применимых в процессе общественного производства. Высокое качество человеческого капитала достигается за счет наличия у работников высшего образования, профессиональной подготовки. Более образованные люди накапливают больше человеческого капитала. У квалифицированных сотрудников выше отдача накопленного человеческого капитала. Накопление человеческого капитала осуществляется в период обучения и переподготовки работников, повышения квалификации, накопления ими производственного, предпринимательского, социального опыта. Профессиональная подготовка сопровождает работников на протяжении всей карьеры, занимая до 10% рабочего времени.

На третьем этапе потенциальный человеческий капитал вовлекается в производственно-коммерческую деятельность, то есть имеет место его превращение из потенциальной формы в форму реального человеческого капитала.

При таком представлении о стадиях накопления человеческого капитала инвестиции в человека являют собой не только начальный этап формирования и накопления, но и источники, призванные обеспечить возможность осуществления этих процессов.

Непрерывность процесса накопления человеческого капитала улучшает качественные характеристики человеческого капитала. Высокое качество человеческого капитала зависит от компетентности сотрудников, их способности к адаптации, созданию новых идей при глобальной конкуренции.

Богатством любой страны является человек. В будущем экономический рост страны возможен от увеличения финансирования таких направлений экономики, как качество рабочей силы, человеческий капитал, здравоохранение, культура и инфраструктура. Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого капитала становится важной задачей государства. Основным приоритетом бюджетных расходов страны являются вложение инвестиций в человеческий капитал, а такими расходами являются образование, здравоохранение и культура.

Чем большим потенциалом обладает каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей страны, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества. Развитие человеческого потенциала России предполагает :

Создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды;
- повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

Экономический рост в настоящее время зависит от степени формирования человеческого капитала, который представляет собой процесс расширения знаний, навыков и возможностей людей страны.

Под человеческим капиталом понимаются знания и навыки, воплощенные в человека, которые играют важную роль в определении производительности труда и способности поглощать новые знания и осваивать новые технологии , инновации.

Формирование человеческого капитала принимает различные виды, формы и проходит через различные этапы жизненного цикла человека. Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала, возможно объединить в следующие группы: социально-демографическая, институциональная, интеграционная, социально-ментальная, экологическая, экономическая, производственная, демографическая, социально-экономическая . Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе формируется в результате развития человеческого капитала, и прежде всего: образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. В целях обеспечения реализации функций финансовых рынков в части формирования человеческого капитала в России обеспечивается :

Повышение доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, содействие использованию финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
- повышение информационной прозрачности и открытости рынка потребительского кредитования;
- расширение возможностей для использования гражданами образовательных кредитов;
- содействие повышению уровня защищенности качества жизни и личного благосостояния граждан посредством страхования жизни и имущества;
- содействие развитию механизмов дополнительного пенсионного страхования.

Концептуальная модель формирования человеческого капитала в социально-экономической системе на различных уровнях ее развития: общества, региона, предприятия приведена на рисунке 1 .

Формирование человеческого капитала это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности. Таким образом, формирование человеческого капитала связано с инвестициями в человека и его развитие как творческого и продуктивного ресурсов.

Формирование человеческого капитала это длительный процесс повышения продуктивных качеств рабочей силы, обеспечивающий высокий уровень образования, повышения мастерства. Формирование человеческого капитала имеет решающее значение для долгосрочного экономического роста страны, предоставляет те же преимущества новых инновационных технологий и более эффективного промышленного оборудования. Взаимодействие людей между собой влияет на распространение знаний в обществе. Сама по себе передача знаний не является ценностью.

Процесс формирования человеческого капитала требует времени (15 – 25 лет), это часто приводит к большему уровню жизни людей в пределах страны в течение нескольких поколений. Формирование человеческого капитала может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной подготовки.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами :

Переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
- по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Таким образом, общество имеет решающее значение для формирования человеческого капитала.

Каждое поколение формирует свой человеческий капитал с нуля. Формирование человеческого капитала начинается до рождения ребенка, когда родители своим поведением и решением определили исход рождения ребенка. Человек с рождения наделен неквалифицированной рабочей силой, которая не требует обучения и может поставляться на рынок труда. Человеческий капитал личности формируется с детства и считается сформированным в возрасте 23 – 25 лет.

У каждого ребенка в возрасте 3 – 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в последствии могут повлиять на развитие рынка труда . Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей. Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии. Эту энергию необходимо преобразовывать (сублимировать) на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия. Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.

Особенностью процесса формирования человеческого капитала явлеется то, что:

Продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для людей любого уровня способностей;
- повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.

Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет производительность труда . Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала. Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни населения увеличивается, то обществу выгодно использовать опыт и мастерство людей, которое позволяет им выполнять свою работу более эффективно.

Основой формирования человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Формирование навыков становится приоритетом экономического развития страны. Образование является важным инструментом для формирования человеческого капитала. Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях.

Работники с высшим образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее образование. Работники со средним образованием – более продуктивны, чем лица с начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны, чем те, кто не имеет образование .

Образованные люди обладают более высокими навыками и способны для эффективного выполнения своей работы, располагают более широким арсеналом средств для решения возникающих проблем и преодоления трудностей. Они также лучше подходит для выполнения более сложной работы, которые часто связаны с более высоким уровнем заработной платы и большей экономической выгоды.

Для благополучия, благосостояния человека формирование и накопление человеческого капитала есть основная цель экономической политики государства. Государственные формы образования являются одним из важнейших средств формирования человеческого капитала среди малообеспеченных слоев населения. Люди из малообеспеченных слоев населения, не имея доступа к физическим и финансовым ресурсам, имея при этом высокую стоимость собственного человеческого капитала, приобретают возможность зарабатывать и влиять на уровень и качество жизни.

Страны могут инвестировать в государственные школы, а также в повышение образования взрослых, чтобы пользоваться этими преимуществами, а также помочь в формировании человеческого капитала.

Формирование человеческого капитала посредством образования и профессиональной подготовки способствует инвестициям, активизирует разработку и внедрение новых технологий и повышает производственную отдачу в расчете на одного работника. Однако взаимосвязи между образованием, проблемой неравенства, созданием человеческого капитала и экономическим развитием и ростом носят весьма сложный характер и зачастую являются уникальными для условий той или иной страны .

Накопление человеческого капитала предшествует экономическому росту и служит основой для экономического роста. Процесс накопления человеческого капитала представляет собой инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на трудовые доходы жизненного цикла людей. Степень накопления человеческого капитала варьируется культурой, страной, регионом проживания носителя человеческого капитала. Человеческий капитал может накапливаться до выхода человека на пенсию. Накопление человеческого капитала, являясь эндогенным, отвечает на стимулы, связанные с изменением технологических знаний. Накопление человеческого капитала эндогенно стремится к нулю за некоторое время до выхода на пенсию. Пожилые работники имеют низкую мотивацию к профессиональной подготовке (переподготовке).

Развитые страны имеют больше финансовых ресурсов для инвестиций в накопление человеческого капитала. В менее развитых странах производительность труда очень низкая. Чтобы увеличить этот потенциал существует необходимость формирования человеческого капитала. В развивающихся странах формирование человеческого капитала осуществляется предоставлением государственных услуг по внедрению новых методов производства и созданием системы образования.

Развитие человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, а также культурная среда.

Состояние человеческого капитала в наименее развитых странах отражается в показателях Индекса человеческого капитала, связанные с уровнем образования, здравохранения и питания :

Процентная доля населения, не получающего достаточного питания;
- показатель смертности среди детей в возрасте до пяти лет;
- общий показатель обучения детей в средней школе;
- показатель грамотности среди взрослого населения.

Взаимодополняемость человеческого и физического капитала в экономике ведет к ускорению инвестиций в человеческий и физический капитал в долгосрочной перспективе .

Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 – 15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии, является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции .

Увеличение продуктивных качеств трудовых ресурсов может быть увеличено путем предоставления более высокого уровня образования и навыков.

Формирование человеческого капитала повышает доход, уровень и качество жизни людей, а также является важным фактором повышения эффективности труда.


Библиографический список

    Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // « Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

  1. Schultz, T. W. 1961. Investment in human capital. American Economic Review 51 (1): 1–17. Becker, G. 1962. Investment in human capital: A theoretical analysis. Journal of Political Economy 70 (5): 9–49.
  2. Schultz, T. W. 1975. The ability to deal with disequilibria. Journal of Economic Literature 13 (3): 827–846.
  3. Тугускина Г. Факторы, влияющие на стоимость человеческого капитала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. N 3. С. 68 – 75.
  4. Каменских Е.А. Концептуализация формирования человеческого капитала в социально-экономической системе региона // Научные сообщения. Экономика и управление № 5 – 2010г. С. 102-110.
  5. Alderman, H., J. Behrman, V. Lavy, and R. Menon. 2000. Child health and school enrollment: A longitudinal analysis. Journal of Human Resources 36 (1): 185–205.
  6. Strauss, J., and D. Thomas. 1995. Human resources: Empirical modeling of household and family decisions. In Handbook of development economics, Vol. 3, ed. J. R. Behrman and T. N. Srinivasan. Amsterdam, Netherlands: Elsevier.
  7. Jones, P., (2001), Are Educated Workers really more Productive?, Journal of Development Economics, vol. 64, pp. 57-79.
  8. Организация Объединенных Наций. Комитет по политике в области развития. Доклад о работе тринадцатой сессии (21–25 марта 2011 года). Экономический и Социальный Совет. Официальные отчеты, 2011 год. Дополнение № 13 – E/2011/33. Нью-Йорк, 2011. С.4.
  9. Там же. С. 12.
  10. Lucas, R. E., Jr. 1988. On the mechanics of economic development. Journal of Monetary Economics 22 (1): 3–42.

Человеческий капитал – это накопленный запас здоровья, знаний,

Способностей, культуры, опыта, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивая доходы человека, предприятия, общества.

Роль

Ученый, конструктор, врач, учитель, менеджер (управляющий) и много других лидирующих по значению профессий определяют лицо современных фирм, их эффективную работу и конкурентоспособность. Доля малоквалифицированного труда составляет в развитых странах 10-15%. Интеллект и творческие способности, интеллектуальные продукты и новая информация становятся определяющими как в организации любого предприятия, так и в обеспечении прогресса страны. Исходное значение человеческих способностей в производстве всегда отмечалось экономистами.

Раскрывая качественное содержание и многообразие человеческого капитала, важно выделить следующие существенные моменты:

1. Человеческий капитал формируется конкретным человеком и неотделим от

живой человеческой личности. Обособляться и отчуждаться могут лишь продукты умственного и физического труда, а не способности к их созданию.

2. Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как определенный запас или потенциал, требующий сохранения и воспроизводства.

3. Формирование индивидуального человеческого капитала занимает большой период жизни - 18 - 25 лет и требует значительных затрат.

4. Инвестиции (вложения) в формирование и накопление человеческого капитала осуществляют семья, сам человек, фирмы, государство, но их эффект зависит от личной активности и способностей к саморазвитию.

5. Использование человеческого капитала, степень его отдачи (эффекта) во много зависит от свободного волеизъявления человека, его индивидуальных предпочтений и ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры, в том числе экономической культуры.

6. В современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности.

Капитал здоровья. Физическая сила, выносливость, работоспособность,

иммунитет к болезням, период активной трудовой деятельности/

Трудовой капитал. Чем сложнее труд, тем более высоки требования к квалификации, навыкам и опыту. Требования к трудовому капиталу грузчика, токаря - универсала, программиста ЭВМ, оператора атомной станции, экономиста. Их знания и талант определяют успех дела.

Интеллектуальный капитал. Т. Эдисон, А.Туполев и другие изобрета-

тели получили авторское право назвать своим именем сконструированные и запатентованные изделия. Интеллектуальный продукт обособляется от автора, патентуется и закрепляется авторским правом как исключительная собственность автора, который определяет направления и формы экономического использования своей собственности.


Организационно-предпринимательский капитал. Способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость и решительность, организаторские таланты, владение коммерческими секретами становятся незаменимыми в современной конкурентной экономике.

Культурно-нравственный капитал. Культура и нравственность также необходимы в экономике, как и труд, и интеллект, и квалификация. Врачи принимают клятву Гиппократа и обязуются сохранить врачебную тайну. Учителя самим характером своей работы обязаны выступать примером поведения и нравственности. Деловая этика и порядочность - абсолютные требования к работе банкиров, брокеров, экспертов, консультантов. Для них культурно-нравственный капитал необходим как условие репутации и чести фирмы, а значит доверия к ней и роста числа клиентов.

Формирование, оценка и накопление человеческого капитала

Человеческий капитал имеет значение и для человека, и для любой фирмы, и для общества. Все они заинтересованы в формировании и приумножении человеческого капитала. Все затрачивают ресурсы (средства) и на поддержание здоровья, и на развитие культуры, и на содействие предпринимательству.

Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. В этом процессе опыт и практика способствовали оформлению ряда устойчивых жизненных циклов.

До 7 лет идет социализация ребенка, формирование костно-мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы. В этом возрасте осваиваются начала культуры - язык, речь, основные принципы поведения и общения. В этот же период формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы.

Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в годы с рождения до трехлетнего возраста.

С 7 до 17 - 18 лет дети учатся в школе. Цель школы, с точки зрения теории человеческого капитала, - сформировать основы культурно-нравственного капитала, выявить и закрепить способности детей. Общее среднее образование закладывает базовый объем знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук. Одновременно завершается социализация личности и к 16 - 18 годам человек получает гражданские права, что формально выражается в получении паспорта.

С 16 до 25 лет через производственное обучение, профтехучилища, техникумы, высшие учебные заведения формируется трудовой капитал человека, совокупность способностей к конкретному труду. Профессиональные знания и навыки доводятся до определенного уровня, позволяющего успешно выполнять перечень работ по данной профессии и в данной должности. Накапливая исключительные права на пользование землей, денежным капиталом, другим имуществом, закрепляя свои организационные находки и коммерческие секреты, предприниматели (менеджеры) формируют свой особый организационно-предпринимательский капитал. Так же специфично формирование интеллектуального капитала . Его наличие связано чаще всего с развитием определенных талантов, через творческий труд.

У каждого человека на жизненном пути формируется определенные способности, которые могут получить капитальную оценку. Основные показатели оценки разных видов человеческого капитала.

В процессе экономического развития наблюдается замещение накопления физического капитала на накопления человеческого капитала. Темпы накопления человеческого капитала опережают темпы накопления физического капитала. Человеческий капитал имеет совершенно другой процесс накопления, чем физический капитал. Внимание к человеческому капиталу обусловлено явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование, профессиональную подготовку).

Человеческий капитал является мобильной формой капитала. В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост в России.

Экономический мир нуждается в наемных работниках высокого качества, имеющих высшее образование и высокую квалификацию. Теоретические модели роста и микроэкономические данные свидетельствуют о том, что накопление человеческого капитала является важным фактором, определяющим доходы на душу населения, ВВП. Одним из основных факторов производства, определяющим национальное богатство страны, является величина накопленного человеческого капитала.

Основной формой накопления человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал, здоровье, образование.

Накопление основных активов человеческого капитала происходит в процессе инвестирования, причем в качестве инвесторов выступают как частный сектор экономики, так и государственный. Рост мировой экономики в ближайшие несколько лет будет зависеть от накопления человеческого капитала. Накопление человеческого капитала становится одним из важнейших условий достижения такого развития. Накопление человеческого капитала является источником экономического роста.

Стратегия накопления человеческого капитала включает в себя:

  • специфику развития человекоориетированных отраслей (научно-образовательного комплекса, здравоохранения, культуры);
  • человеческий капитал и демографические процессы: подходы к комплексному регулированию;
  • формирование человеческого капитала;
  • бизнес и инвестиции в человеческий капитал;
  • государственно-частное партнерство в сфере накопления человеческого капитала;
  • проблемы накопления и реализации человеческого капитала в регионах России.

На рисунке 1 выделены три основных этапа накопления человеческого капитала .

Рисунок 1 – Этапы накопления человеческого капитала

Накопление человеческого капитала имеет две составляющие: инвестиции и потребление. На начальном этапе создаются условия накопления человеческого капитала – за счет системы инвестиций общества, предприятия, семьи формируются структуры, обеспечивающие расширенное воспроизводство потенциального человеческого капитала. Государственные вложения в образование населения во всем мире признаются необходимым условием экономического роста, но не все они превращаются в производительные инвестиции и приводят к качественному изменению человеческого капитала.

Накопление человеческого капитала происходит в период обучения личности в дошкольном образовательном учреждении, школе, колледже, институте, университете, на курсах повышения квалификации. В начальных и средних классах школьного образования происходит накопление первоначального человеческого капитала личности. Начальный запас человеческого капитала формируется в процессе получения школьного образования. Общее среднее образование закладывает базовый объем знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук.

Страны имеют различные периоды и скорость накопления человеческого капитала. Скорость накопления человеческого капитала снижается от стремления личности жить за счет других. Иждивенчество влияет на параметры накопления человеческого капитала. Институциональные различия между странами проявляются в разных условиях доступа к заемным средствам, необходимым для получения образования. В странах с более развитыми институтами чистая стоимость займов ниже, а спрос на образование, соответственно, выше.

Техногенные катастрофы, стихийные бедствия влияют на рост накопления человеческого капитала.

На втором этапе происходит формирование потенциального человеческого капитала, т.е. всей совокупности свойств и качеств человеческого капитала, применимых в процессе общественного производства. Одним из важнейших жизненных циклов является получение профессионального образования через производственное обучение, профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения. Высокое качество человеческого капитала достигается за счет наличия у работников высшего образования, профессиональной подготовки. Более образованные люди накапливают больше человеческого капитала. У квалифицированных сотрудников выше отдача накопленного человеческого капитала. Накопление человеческого капитала осуществляется в период обучения и переподготовки работников, повышения квалификации, накопления ими производственного, предпринимательского, социального опыта. Профессиональная подготовка сопровождает работников на протяжении всей карьеры, занимая до 10% рабочего времени.

Непрерывность процесса накопления человеческого капитала улучшает качественные характеристики человеческого капитала. Высокое качество человеческого капитала зависит от компетентности сотрудников, их способности к адаптации, созданию новых идей при глобальной конкуренции. Профессиональное обучение играет основополагающую роль в обогащении человеческого капитала путем развития навыков. Китай, Индия и Турция это страны, которые демонстрируют значительные темпы роста, за счет развития навыков работников.

На третьем этапе потенциальный человеческий капитал вовлекается в производственно-коммерческую деятельность, то есть имеет место его превращение из потенциальной формы в форму реального человеческого капитала. При таком представлении о стадиях накопления человеческого капитала инвестиции в человека являют собой не только начальный этап формирования и накопления, но и источники, призванные обеспечить возможность осуществления этих процессов.

На накопление человеческого капитала огромное влияние оказывает субъективный фактор. Накопление человеческого капитала зависит от среднего уровня человеческого капитала. Участие людей в процессе накопления человеческого капитала носит осмысленный характер, требует мотивации и значительных усилий самого обучающегося. Прямые расходы на накопление человеческого капитала могут включать в себя частные уроки, учебные материалы, инвестиции в человеческий капитал. Общий процесс накопления человеческого капитала носит длительный характер и составляет от 12 до 20 и более лет. В России накопление человеческого капитала в каждом регионе имеет свои особенности: в сельской местности, малых городах накопление капитала идет медленнее, чем в крупных городах. Экономический рост способствует накоплению человеческого капитала в сельской местности.