Дом мельникова планировка. Дом Мельникова

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке Москвы включён во все иностранные путеводители и, более того, известен всем интересующимся Москвой иностранцам. Но, (раз есть «но», значит, сейчас что-то пойдёт не так) сами москвичи про этот удивительный музей мало чего знают или не знают о нём вовсе.

А на самом деле в доме Мельникова удивительно всё: как советский архитектор развёл власть на строительство собственного арт-хаусного коттеджа в центе Москвы, как стал символом русского авангарда, как судились его родственники и в итоге победило государство, не выполнив своих обещаний. Хотя, на счёт последнего ничего удивительного:) Но хватит сумбура, погнали на виртуальную экскурсию! В отличие от реальной, на неё не надо записываться за месяц.

Ну, в первую очередь, обелим москвичей — дом архитектора Мельникова был закрыт до 2014 года, поэтому местные как-то про него подзабыли, а если и вспоминали, то только в контексте скандала вокруг имущественных споров: внучки архитектора судились между собой и с государством. Все хотели быть 100% собственником архитектурного комплекса. За время перепалок никто дом-музей не реставрировал и сейчас он находится в плачевном состоянии, хотя государство обещало, что как только здание попадёт под его опеку, сразу начнётся реконструкция. Ждём-с.

  • Что за здание
  • Двор дома
  • Внутренне убранство
  • Адрес и контакты
  • Стоимость посещения

Итак, что это за здание такое и чем оно интересно?

Особняк был сконструирован и построен архитектором Константином Степановичем Мельниковым в 1927–1929 годах как собственный жилой дом и мастерская.Казалось бы, чего особенного?

Ну, посмотрите на сам особняк: много известно круглых авангардных зданий, построенных в советские времена? Во времена повсеместного строительства однотипных коммуналок, появилось это ни на что не похожее чудо. Да ещё и в 2-х минутах ходьбы от Арбата. В самом центре Москвы, где не было ни одного (!) частного строения.

Как так вышло?

Возможно, архитектор кому-то заплатил? Это ж сколько нужно было заплатить, чтобы нарушить столько правил?

Разгадка кроется в названии стиля здания — «конструктивистская архитектура». Суть конструктивизма вот в чём: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. В общем, архитектор утвердил проект при 2-х условиях: первое — он опробует идею круглого дома, которую можно использовать для популярных тогда коммунальных построек, второе — строительство должно обходиться очень дёшево.

Как Мельников решил вопрос удешевления? А вот как: стены он сделал не из сплошного кирпича, как во всех нормальных строениях, а из сетчатого каркаса, напоминающего пчелиные соты. На фото ниже Константин Мельников с женой в 1927 г рядом с каркасом здания.

Итак, из-за стиля «пчелиные соты» получалась, во-первых, значительная экономия кирпича, кроме этого его не надо было разбивать пополам, использовались только целые кирпичи, во-вторых, такая кладка хорошо распределяла нагрузки, строение значительно облегчалось, но при этом было устойчивым. Не нужно было тратиться на дополнительные несущие конструкции. Дом во время Второй Мировой войны даже выдержал ударную волну от рядом разорвавшейся бомбы. Вот как прочно!

Ок, вопрос дешевизны и прочности был решён. Как на счёт второй цели — понять, удобно ли жить в круглых коммуналках? Ведь предполагалось, что такие дома будут строиться, как типовые.

Я читала интервью директора музея, он утверждает, что Константин Степанович здесь слукавил. Архитектор давно мечтал о собственном доме, и строил его именно с таким прицелом. То есть он понимал, что круглые коммуналки не имеют перспектив. И общество с ним было согласно. Претензии сводились к тому, что хоть при такой форме расходуется минимум материала при максимуме площади, жить в нём не удобно. Если разделить этаж на части, получится такой дом-пицца с клетушками-квартирками. Так что в итоге собственный коттедж в центре был получен, а общественный проект был заморожен без каких-либо потерь.

На фото ниже портет архитектора в старости. Как видно по форме окна, позировал он в своём горячо любимом доме.

Но не стоит судить архитектора: во-первых, коттедж он возвёл на собственные деньги, а во вторых судьба новатора была непростой: спроектировав саркофаг для тела Ленина и павильон СССР, который, кстати, произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, Константин Степанович впал в немилость у действующей власти. В середине 1930-х годов он был отлучен от профессии, его имя было вычеркнуто отовсюду и до конца жизни он строил только простенькие подмосковные домишки.

По словам директора музея «Мельников разошелся с линией партии. Вспомните надпись на фасаде дома: «Константин Мельников. Архитектор». Написать такое в 29-м году…я думаю, что у этого человека рано или поздно возникли бы проблемы со сталинским режимом. Он высоко ценил себя».


Двор дома

Но хватит истории. Теперь о нашей прогулке.

Дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке заметить довольно сложно: фасад ничем не примечателен и можно с лёгкостью пройти мимо, не признав в нём всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда.

Вход на территорию двора свободный. Кроме нас было всего пара посетителей.

Двор на удивление тихий, а ведь всего-то в паре кварталов шумит Старый Арбат!

Во дворе несколько примечательных стендов с зарисовками и фотографиями Константина Степановича.

Как и сам архитектурный комплекс, стенды довольно авангардные: если смотреть с определённых точек, то из, казалось бы, разрозненных стендов можно сложить общую картину.

Внутренне убранство

Так как внутрь дома-мастерской мы не входили (записываться на экскурсию нужно за месяц и в день пускают всего 5 человек), то фото внутреннего убранства взяты с частного блога и с репортажа на meduza.io.

Итак, здесь нет привычной системы комнат: по сути, это однокомнатный трёхэтажный коттедж!

Всего три уровня. Первый уровень – жилой: столовая, кухня, туалет, детские комнаты. Второй – спальня. Третий – гигантская мастерская, где потолки в два раза выше.

Чтобы было понятнее, вот макет в разрезе.

В помещении 36 окон-сот. Высота стен от 2,6 до 5 метров.

Всё осталось в первозданном виде, как и почти 100 лет назад!

Архивные фото стоят прямо на лестнице.

Жилой этаж.


Адрес Дома Мельникова в Москве

Кривоарбатский переулок, 10. Ближайшие станции метро — Смоленская и Арбатская.

Точные координаты: 55.748088, 37.589375

Свернув с шумного Арбата в тихий Кривоарбатский переулок, трудно пройти мимо дома под номером 10, диковинного особняка цилиндрической формы, стоящего в глубине двора, чуть поодаль от деревянного забора. Это Дом Мельниковых. Уникально здесь всё: и проект, и игра с пространством, и царящая внутри атмосфера, и, самое главное, создатель – великий русский архитектор Константин Степанович Мельников, гений и новатор. Судьба не всегда благосклонна к гениям, и именно она позволила Константину Степановичу воплотить в родном городе лишь малую часть задуманных им проектов; реализуй он хотя бы половину – современная Москва была бы совсем иной.

В 1927 году Константин Мельников получил от властей земельный участок под строительство частного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. Сам факт получения подобного разрешения в стране, в те годы отвергавшей буржуазные ценности в виде индивидуального жилья в пользу домов-коммун, был сродни чуду, но Мельников – известный и востребованный архитектор, получающий заказы как на родине, так и из-за границы, автор советского павильона на Международной выставке декоративного искусства в Париже и большинства новых московских клубов – мест досуга для человека нового времени, и создатель первого саркофага для тела Ленина. Можно предположить, что именно этим объяснялась благосклонность власть имущих.

Проект собственного дома Мельникова был признан экспериментально-показательным, нового и экспериментального тут действительно было немало, например, форма здания в виде двух совмещенных цилиндров и особая конструкция стен – кирпичная кладка создавала ажурный каркас, благодаря чему строительство можно было удешевить; освободившиеся проемы в стене (их было около двух сотен) заполнялись строительными отходами, а остальные стали шестиугольными окнами. Процесс сооружения дома, окончательно построенного в 1929 году, вызвал немало слухов среди москвичей. Многие, например, всерьез утверждали, что под Арбатом строится подземный завод, а непонятные конструкции на поверхности – его трубы. И сегодня, когда с момента постройки минуло почти девяносто лет, Дом Мельникова выглядит как нечто инопланетное, но неизменно притягивающее всех, кто его когда-либо видел, поэтому давайте скорее зайдем внутрь.

Первая неожиданность, подстерегающая гостей, кроется сразу за входной дверью. Многие ожидают увидеть за ней буйство красок и форм, но здесь их не найти – посетителей встречает небольшая уютная передняя с вешалками для верхней одежды и полкой для головных уборов, на которой до сих пор лежат шляпы, принадлежавшие Константину Степановичу Мельникову и его жене, Анне Гавриловне. Чуть поодаль видна лестница на второй этаж, по которой нам ещё предстоит подняться, а пока, сворачиваем в коридор и попадаем в столовую, где почти ничего не напоминает об авангарде, разве что одно боковое шестиугольное окно. Небольшой буфет, стол овальной формы, стулья, светильник над столом – всё это создает эффект присутствия не в доме в самом сердце Москвы, а где-то на загородной даче. Кажется, что хозяева лишь ненадолго вышли на улицу по делам и скоро вернутся. На стене – написанные Виктором Мельниковым портреты членов семьи, особое место тут занимает портрет Анны Гавриловны Мельниковой, жены и музы, вдохновлявшей Константина Степановича на творчество.

Всё, что находится рядом со столовой, так же создает впечатление домашнего уюта: и кухня с предметами утвари – ровесниками дома, и две детские комнаты, и специальная гардеробная, где члены семьи переодевались после возвращения с улицы – наверх было принято подниматься только в домашней одежде. Проходя по коридору, нельзя не обратить внимания на небольшую лестницу вниз – спустившись по ней, мы ненадолго попадаем в подвал, где не только находится кладовая для продуктов, но и берут начало уникальные системы отопления и вентиляции, придуманные Константином Степановичем. Обе системы функционируют и сегодня – в доме, не оборудованном центральным отоплением и стеклопакетами, тепло даже в середине промозглого московского марта. Камень, которым облицованы стены в подвале, остался от цокольного этажа дома, когда-то стоявшего здесь, — ещё одно простое и функциональное решение. Вернувшись на первый этаж, стоит внимательно посмотреть на одну из стен напротив кухни. Два неприметных отверстия в ней – система связи между первым этажом и мастерской, Анна Гавриловна использовала их, чтобы звать мужа и детей на обед.

Поднимаясь на второй этаж, заранее ожидаешь увидеть там что-то необычное, но реальность превосходит все ожидания, да так, что просто захватывает дух, – мы находимся в гостиной Дома Мельниковых. В гостиной как нельзя лучше понимаешь, насколько гениально тут использовано пространство: первый этаж, предназначенный для приема пищи, готовки и прочих бытовых нужд, не предполагающих долгого нахождения там, — это приглушенный свет и низкие потолки. Второй этаж, как пространство для жизни, – это много света и воздуха. Свет поступает через простирающееся от пола до потолка окно, выходящее в переулок, а высокий потолок создает идеальную акустику. Здесь Мельниковы принимали гостей и проводили вечера, слушая музыку, — когда-то тут стояло пианино. В углу спрятано единственное в доме восьмиугольное окно; говорят, что сделать его Константин Степанович придумал ещё в процессе строительства, когда заметил луч от заходящего солнца, упавшего в будущую гостиную в этом месте. Рядом находится печь, сложенная Константином Степановичем, и рабочий стол: в 1942 году, когда его сын Виктор окончил Суриковское училище, старший Мельников отдал ему свою мастерскую, переехав в гостиную. В гостиной полно деталей, которые обязательно нужно увидеть, например, оригинальные светильники и ряд полок под книги и журналы; нетрудно догадаться, что всё это тоже создано Константином Степановичем. Кроме того, гостиная – именно то место, где соприкасаются два образующих дом цилиндра.

Зона гостиной четко отделена от ещё одного помещения на втором этаже – спальни. Глава семейства считал сон важнейшим источником восстановления организма, поэтому всё в спальне продумано до мелочей: стены окрашены золотистой краской (Константин Степанович говорил, что, благодаря этому цвету, в спальне «виден воздух»), поступающий из окон свет приглушен, а потолки такие же невысокие, как на первом этаже, но эффекта тесноты, характерного для спальных ячеек в домах-коммунах, тут нет в помине. Когда-то в спальне вообще не было мебели, кроме уникальных вырастающих прямо из пола кроватей, но они, увы, сохранились только на фотографиях; во время войны Анна Гавриловна с дочерью уехали в эвакуацию, а отец и сын Мельниковы остались дома. Зимой дров не было, поэтому печь приходилось топить разобранными кроватями. Сейчас о них напоминают лишь оставшиеся перегородки, отделявшие кровать родителей от детских кроватей.

Чтобы попасть в главное помещение дома – мастерскую, поднимаемся по винтовой лестнице со второго этажа на третий. Оказавшись наверху, понимаешь главную идею, заложенную старшим Мельниковым, и незаметную на первый взгляд: дом символизирует собой человеческую жизнь: от низменных потребностей мы поднимаемся выше и выше, пока не достигаем возможности создавать что-то самостоятельно, ведь возможности каждого человека поистине безграничны. Как и в гостиной, в мастерской много воздуха и света, но его источники находятся не в одном большом окне, а во множестве шестиугольных окон, пронизывающих комнату насквозь; работать тут – одно удовольствие. При желании, на мастерскую можно посмотреть сверху, — для этого есть узкая лесенка, ведущая на специальный антресольный балкон.

Константин Степанович рассматривал оттуда лежащие на полу эскизы, а его сын Виктор Константинович проводил там лекции по живописи для студентов. С балкона можно выйти на крышу, служившую в теплое время года местом для семейных чаепитий.
В последние годы Дом Мельниковых стал объектом споров между потомками его создателя и государством. Умерший в 2006 году Виктор Константинович Мельников сначала завещал дом дочерям при условии учреждения там музея, но затем всё изменил, исключив обеих дочерей и завещав дом государству. Несколько лет назад Министерство Культуры приняло решение о создании музея и попросило прописанную и проживавшую в доме дочку Виктора Мельникова освободить помещение. Та отказалась и разразился грандиозный скандал, закончившийся её выселением в 2014 году. Все скандалы и суды не лучшим образом влияют на памятник авангарда – пока дом целиком не принадлежит государству, там невозможно сделать ремонт, в котором он сильно нуждается. Чтобы не заканчивать на грустной ноте, давайте лучше попробуем представить, какой была бы Москва, если бы ход истории сложился по-другому, и вместо хрущевских пятиэтажек, где-нибудь на юго-западе столицы, появились бы кварталы цилиндрических домов с шестиугольными окнами. До чего же мечтается хорошо!

Текст и фотографии — Евгений Лесняк
Как найти: Кривоарбатский переулок, д. 10 (двор Дома Мельникова)

Дом Мельникова или Дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова - всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда, одноквартирный жилой дом.

Он был построен в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке в Москве Константином Мельниковым (1890-1974) для себя и своей семьи. Это были годы "золотого сезона" великого архитектора, прожившего в Советской России долгую жизнь, до 1974 года, а последняя постройка по проекту Мельникова датирована 1936 годом.

3-4.


Дом Мельникова - один из немногих частных жилых домов в центре Москвы. До недавнего времени он полностью принадлежал потомкам архитектора.

5-6.


Сейчас наследники владеют половиной дома, вторая половина, выкупленная предпринимателем Сергем Гордеевым , передана в управление Музею архитектуры имени Щусева.

7-8.


Согласно завещанию Константина Мельникова, дом должен стать музеем, открытым для посещений, до сих пор этого не произошло, в доме продолжают жить потомки архитектора и здание находится под угрозой гибели.

9-10.


И вот 4 декабря 2013 года стало известно, что в 2014 году должна начаться реставрация Дома Мельникова за счет средств Министерства культуры. Контролировать работы будут сотрудники музея архитектуры имени Щусева.

11-12.


Для любителей баек: существует распространенная легенда, из которой следует, что архитектор попросил свою маленькую дочь нарисовать дом, в котором она хотела бы жить. Дочь нарисовала. Папа воплотил рисунок ребенка в настоящий, но необыкновенный дом.

13.


План этажей дома архитектора Константина Мельникова. via

Иногда добавляется, что в детском рисунке появилось подобие двух сплетенных обручальных колец. А завершенный дом стал запечатленном в камне признанием в любви жене.

14.

Каркас дома в процессе строительства: у дома К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной. via

Не знаю, есть ли доля истины в этой легенде, но бесспорно, что
"Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” - и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано." [Давид Саркисян]

Оригинальная планировка, изящная пространственная композиция и сильные конструкторские приемы прославили архитектора и его творение на весь мир.

15-16.

Из-за того, что дом продолжает быть жилым, попасть внутрь здания практически невозможно.

В честь хорошей новости о скорой реставрации, журнал ARCHITECTURAL DIGEST, вспоминает свой архивный материал об этом уникальном доме, снабженный фотографиями интерьеров: Дом Константина Мельникова . Далее статья из AD.

Шесть лет назад ныне покойный директор МУАРа Давид Саркисян рассказал AD о доме Константина Мельникова.

17.

"Я мог бы побывать в доме Мельникова задолго до того, как стал директором МУАРа. Я был дружен с актрисой Натальей Лебле, а она, в свою очередь, дружила с сыном Мельникова Виктором. Я много раз видел дом со стороны, но внутрь не рвался - мне было неловко навязываться.

18.

Внутрь я впервые попал, уже став директором. А потом, в 2000-м, мы сделали выставку живописи Виктора Мельникова (на фото - его автопортрет в спальне) к его восьмидесяти пятилетию. И я стал дружить с семейством, которое жило в доме, и бывать там часто.

19.

Жители дома воспринимали его как святыню. У них были особые правила, как себя вести: “Тут мы никогда не проветриваем, эту дверь не трогаем, вот тут была стенка - ее бы надо восстановить”. Интерьеры, даже неухоженные, поражали артистизмом. В многосветном объеме стены выкрашены в лиловый цвет, а на полу лежит лилово-белый ковер - потрепанный, китайский, видимо, но с “элементами ар-нуво”. Не знаю уж, купил ли Мельников ковер под стены или стены в цвет ковра покрасил, но без ковра пространство “не работает”. Печка в доме сложена самим Мельниковым и похожа на архитектоны Малевича.

20.

Моя любимая комната в доме - Зеленая спальня. У Виктора Мельникова на одной из картин видно, что спальня была когда-то единой “скульптурой”: кровати словно вырастали из пола - как алтари или подиумы. В центре - родительская кровать, рядом детские. И все - и пол, и стены, и потолок - было выкрашено в желто-зеленый цвет. Ложа эти во время войны потрескались, их убрали и поставили обычные кровати, и пол там теперь дощатый. “Скульптурность” комнаты позволяет понять, чем этот дом важен для архитектуры ХХ века. На фотографии Зеленой спальни видно, как смело Мельников распорядился бытом своих домашних: в общем пространстве спальни родителей и детей нет ни стен, ни даже перегородок.

21.

В самом деле, дом маленький, нет в нем революционных новшеств. Но в архивах Мельникова есть проект такого же дома, только из трех цилиндров - это был модуль, на основе которого он собирался строить целые поселки. Он ставил эксперимент на себе. Но поскольку модуль остался в единственном экземпляре и не повторился, он стал уникален. На лестничной площадке — фотографии Константина Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства.

22.

Ценность дому придает эгоизм, с которым он построен. Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” - и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано. При этом придумано остроумно - это уютный дом, хотя удобство его не очевидно.

23.

В доме есть своеволие архитектора, уверенного в своей гениальности. Его наследники несли, конечно, тяжкое бремя. Виктор Мельников прожил героическую жизнь, храня архивы отца - увы, в плохих условиях. Главное помещение дома — мастерская Константина Мельникова с тремя рядами шестигранных окон. Лестница ведет на антресоль — с нее есть выход на балкон. На стенах — картины Виктора Мельникова.

24.

Когда сенатор Сергей Гордеев выкупил часть дома, все испугались, что в памятнике возникнет офисный центр. Но потом Гордеев создал фонд “Русский авангард”. Он, как все остальные участники процесса, согласен, что дом Мельникова должен стать музеем - жилого и творческого пространства, и работа по его созданию идет полным ходом.

25.

Ситуация с домом Мельникова - характерная для России и по большому счету оптимистическая. Он, как кристалл, отражает всю нашу страну. Это несчастный дом, его история запутана и обременена страстями русской души. Он нуждается в реставрации. Но он все равно икона архитектуры ХХ века и магическая точка Москвы. На фото ниже - столовая, как и весь дом, обставленная консервативной мебелью, конт растирующей с авангардной архитектурой.

Мне нравится этот дом. Я сам в нем жить бы не стал. Но мне всегда интересно пойти туда с кем-то и лишний раз посмотреть, как удивляется человек, который видит его впервые".


Адрес Дома Мельникова: г.Москва, Кривоарбатский пер., д. 10

Источник фотографий:

1) черно-белые, если источник не указан, и верхние цветные : melnikovhouse.org
2) в статье: admagazine.ru

Раздел сайта Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева о Доме Мельникова muar.ru - здесь: технические документы (планы БТИ, паспорт объекта культурного наследия и др.); акты обследования Дома и прилегающей к нему территории; вопросы борьбы за сохранение Дома, создания в Доме музея; вопросы собственности на Дом.

Сообщение о начале в 2014 году реставрации Дома Мельникова на сайте комитета государственного строительного надзора Москвы: stroinadzor.mos.ru

Еще фотографии интерьеров Дома Мельникова:

Практически все реализованные творения "советского Гауди" - архитектора Константина Мельникова - находятся в Москве.

Мельников - гений архитектуры, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. Он смог опередить свое время на 50 лет. Это русский Гауди, представивший гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать, - так о нем отозвались архитекторы разных эпох, поколений и стран.

Судьба построенных зданий, как и самого архитектора-авангардиста, очень сложная, если не сказать во многом трагичная. Проект "РБК-Недвижимость" предлагает посмотреть, что представляют 14 выдающихся проектов Константина Мельникова. Среди них павильон "Махорка", саркофаг Ленина, клубы и гаражи, здание рынка и, конечно, знаменитый собственный дом - предмет долголетних судебных споров между наследниками, а теперь причина скандала между внучкой и недавно созданным госмузеем Константина и Виктора Мельникова.


О современных "плясках" вокруг наследия архитектора "РБК-Недвижимость" дополнительно расскажет в следующем материале.

Павильон "Махорка"

Первый проект Мельникова - рабочий поселок - был реализован на территории ЗиЛа в абсолютно классических формах, а первая постройка, благодаря которой архитектор стал известен, - в 1923г. в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка им. Горького и Нескучного сада.


Архитектор Иван Жолтовский занимался разработкой генплана выставки, Алексей Щусев был главным архитектором. Они-то и собрали самых разных архитекторов - именитых и молодых, среди которых был Константин Мельников, представивший на выставке павильон табачной промышленности "Махорка" - деревянный, с винтовой лестницей. В отличие от пожеланий заказчика цикл производственных работ был организован по вертикали. Павильон впервые представлял новаторские принципы архитектора-авангардиста. В то время Мельникову было 23 года. И это стало первым проектом, давшим, по сути, путевку в мир архитектуры, рассказывает первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.

Саркофаг Ленина

Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.


Как пишет в своей рукописи Мельников, "архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне". Однако проект пришлось упростить.

Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Константин Мельников спроектировал и построил экспериментальный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929гг. Прорыв в видении пространства и реализации эксперимента связан в том числе и с тем, что здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо - сам архитектор.



В настоящее время между собственниками дома ведутся имущественные споры

Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру "8". Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.

Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом "подпрыгнул" и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.

Во время Великой Отечественной войны были сожжены необычные кровати - дом надо было отапливать, а дров не было. В это время Константин Мельников сложил свою знаменитую супрематическую печь и выживал за счет того, что соседям на Арбате строил печи-голландки.

Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации - в 1970-х и в 1990-х годах. Впрочем, у некоторых экспертов проведенные работы вызывают нарекания, но о качестве можно будет судить только после проведения нового научного исследования состояния дома и фундамента. В итоге, согласно завещанию Виктора Мельникова, дом должен стать государственным музеем отца и сына Мельниковых.

Клуб "Каучук" в Хамовниках

Объект культурного наследия регионального значения "Клуб завода "Каучук" построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.


Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.

Клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной


Клуб Дорогомиловского химического завода

Клуб Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавода) сооружен на территории завода на Бережковской набережной по проекту Константина Мельникова.

Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.

Работы по реставрации клуба проводились в период с 2003-го по 2007г. К началу реставрационных работ здание представляло печальное зрелище.

Дворец культуры им. И. В. Русакова


Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look


Фото 1931г.

Дом культуры им. И. В. Русакова (первоначальное название клуб Русакова Союза Коммунальников), в котором сейчас находится Театр Виктюка, - здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929г.

Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. В 1999г. Дом культуры им. Русакова включен в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету "Дом культуры имени И. В. Русакова" номиналом 3 руб. В 1996г. клуб был передан в аренду Театру Романа Виктюка, однако ни одного спектакля там не было сыграно из-за плохого состояния здания и неприспособленности под нужды современного театра. На сцене шли только репетиции. В настоящее время здание находится на реставрации и должно открыться до конца года.

Клуб "Буревестник" в Сокольниках

Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.


"У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время. Например, клуб "Буревестник" и клуб фабрики "Свобода" включали идею бассейна и спортзала. Это были трибуны спортзала для проведения соревнований, затем пол мог раздвигаться, и зрители оказывались на трибунах бассейна. Клуб "Буревестник" - гениальный, красивый проект, но во время строительства выяснилось, что в этом районе не было водопровода и канализации", - комментирует первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.

В 2002г. под видом реставрации здание было переделано, а внутреннее содержание сильно искажено.

Клуб фабрики "Свобода"


Клуб фабрики "Свобода" - одно из немногих зданий московского авангарда, имеющее статус памятника архитектуры регионального значения. Здание, построенное в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики "Свобода", расположено по адресу: Вятская ул., д. 41А. Как и в истории с клубом "Буревестник", в процессе строительства оказалось, что в этом районе Москвы нет водопровода и канализации. Проект пришлось упростить. Но изменения в истории этого здания не закончились: оно подвергалось переделкам в 1950-е гг., значительно искажено при очередной псевдореставрации в 2000-х гг.

Подмосковный клуб фарфорового завода в Ликино-Дулево


Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, - дворец культуры Дулевского фарфорового завода, который находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.

"Постройка, которая напоминает звезду и чем-то витрувианского человека Леонардо да Винчи, - комментирует Павел Кузнецов. - Там была сцена, которая открывалась на сосновый бор и превращала зал в летний театр. Спектакли могли смотреть не только те, кто присуствовал в помещении, но и те, кто был на улице". Первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева добавляет, что администрация Ликино-Дулево намерена отреставрировать этот объект.

Бахметьевский гараж


Фото: Alexei Boitsov / Russian Look


Здание гаража спроектировано двумя выдающимися архитекторами Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г., расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а. Изначально строение в виде параллелограмма было задумано как гараж для английских автобусов. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению - там располагался автобусный парк. В начале 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. В 2008г. на территории парка открылся культурный центр "Гараж" Дарьи Жуковой, после переезда которого в парк Горького здесь сейчас действует Еврейский музей и Центр толерантности.

Гараж Госплана

Гараж построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. по адресу Сущевский Вал, д. 33. Здание признано памятником архитектуры регионального значения. На фасаде хорошо видны любимые простые геометрические фигуры Мельникова.

Гараж Госплана на Авиамоторной

Как и здание гаража "Интуриста", гараж Госплана построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин "Вольво". Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь на 16 января 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.

Ново-Сухаревский рынок


Здание конторы

Проект Ново-Сухаревского рынка был поручен Мельникову, по его словам, "купцами НЭПа" - частными предпринимателями. Рынок был крупнейшим на тот момент в Москве и насчитывал 2 тыс. палаток. Архитектор предложил новый принцип их расстановки: сблокированные палатки объединены в ряды, создававшие пилообразные фасады. Это экономило пространство, отделяло продавцов друг от друга и позволяло комфортно себя чувствовать покупателю.

В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.

Подготовила Елена Лыкова