Центральный банк рф акционеры. Что такое центробанк рф, определение, значение, функции

Блогер vladimir (Вчера 01:47) мне задал вопрос к ст. “Грефф не исполняет Конституцию Российской Федерации… А чью же тогда он исполняет?” :

“Почему проблематично ответить на вопрос о том, кто владелец Сбербанка?Сегодня стратегическое и оперативное управление институтом осуществляют одновременно три органа власти: Собрание акционеров, Наблюдательный совет и Правление банка. Пост председателя правления принадлежит Герману Грефу.

Ответ:

известно, что основной владелец Сбербанка – ЦБ РФ.

И ему принадлежит 51% Сбербанка акций,а ЦБ России в свою очередь подчиняется ФРС США, а еще 25 % акций принадлежит на прямую иностранцам.

Возьмите в руки любую тысяча рублевую купюру. Рассмотрите ее внимательно с двух сторон. Вы не находите ничего необычного в этой купюре? Ничего? Хорошо, отложите в сторону банкноту. Постарайтесь абстрагироваться от мысли, что это - деньги, к которым вы привыкли и, тратя которые, думаете не о деньгах, а об их номинале. Абстрагировались? Ну вот и хорошо.

Посмотрите с этой стороны

А теперь с другой

Начнем совершать для вас важные открытия. Во-первых, на банкноте любого достоинства вы не найдете указания страны, где она напечатана. Надпись «Билет Банка России» никак не указывает на страну, где эта бумажка была выпущена. Например, на американском долларе ясно написано «The United States of America”. Это говорит о том, что банкнота напечатана в США. Конечно, и на «зеленом поганце» есть указание, что это — «Federal Reserve Note”, т. е. билет Федеральной резервной системы, как и у нас — «Билет Банка России». Почему же у нас не указана страна, ведь должно быть написано, как в Конституции РФ — «Российская Федерация - Россия», ну хотя бы просто «Российская Федерация», «Билет Банка России». Повторяю, недостаточно на купюре указать, кто ее выпустил, надо указывать еще и где (в какой стране) она выпущена. Иначе получается, что наша Родина носит название «Банк России». Однако и это не так. Не указав страну, в которой была напечатана купюра, Банк России показал, что он к этой стране не имеет никакого отношения!

А вот и он! Сравните!

Даже Федеральная Резервная Система США (ФРС) указывает на своей купюре название Родины, а мы - нет.

Во-вторых, является ли денежная купюра «Банка России» государственным денежным знаком? Конечно! — ответят большинство наших читателей. Но, увы, это не так. На любой денежной купюре «Банка России» следы такого государства, как «Российская Федерация - Россия» отсутствуют. Даже двуглавый орел, имитирующий Герб РФ, никакого отношения к Государственному Гербу не имеет. Сравнив два герба, вы легко найдете десять отличий.

Найдите десять отличий

На любой советской купюре был изображен герб СССР, на любой российской его - нет, хотя согласно закону о ЦБ РФ, Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Однако, да! Банк не государственный, но имеет печать с изображением Государственного герба РФ! Удивительная метаморфоза!

Так вот, отсутствие Государственного герба РФ на банкноте Банка России - является доказательством того, что эти банкноты не являются государственными денежными знаками, а Банк России не является - государственным.

В-третьих, на всех советских купюрах (и, кстати, на всех купюрах ФРС США!) есть на первый взгляд «совершенно лишнее» указание, а именно: Данная банкнота обязана к приему на всей территории СССР или относительно доллара — This note is legal tender for all debts, public and private. На «Билете Банка России» такого указания нет. Вы думаете, это пустяк, что подобное предусмотрено по умолчанию? Представьте себе, что вы захотели купить какой-то товар за рубли, а вам говорят, что рубли принимать не обязаны, платите за товар в долларах, юанях, евро, и т.д. Конечно, можно сослаться на закон, но на «Билете Банка России» нет даже такой ссылки. Пока вы будете бегать и искать закон, обязующий продавца принять у вас «Билет Банка России», вожделенный вами товар уже могут продать тому, кто не стал задумываться над тонкостями денежного обращения в стране, выложил валюту и ушел в хорошем расположении духа! Мелочь, а неприятно.

Вот скажите, на что намекает ФРС США, разместив на купюре нового образца эту золотую чуш.

Раз нет такого указания, также как и названия страны, где «Банк России» сию купюру выпустил, такой рубль никак нельзя назвать национальной валютой. Вывод: «Билет Банка России» является исключительной собственностью «Банка России». На эту собственность «Банк России» имеет исключительное монопольное право.

Но и это еще не все. Доллар, эмитированный ФРС США, как сегодня принято считать, ничем не обеспеченная «зеленая бумажка». Однако на этой «бумажке» есть кое-что, что делает ее обеспеченной хоть чем-то. Речь идет о подписях казначеев ФРС. В каком-то смысле доллар - бумажка авторская. У нас рубль - банкнота анонимная, не обеспеченная даже подписью федерального казначейства. Вы вновь скажете, что это - мелочь и я вновь с вами не соглашусь. Деньги это документ? Еще какой документ! — скажете вы. Так почему же этот документ без подписи, ведь эта подпись гарантирует самое главное - подлинность купюры и ответственность лица, удостоверившего эту подлинность.

Внимательно прочитайте, чем был обеспечен советский рубль

На советском рубле была еще одна очень важная надпись: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР…» . Американские доллары, как мы уже поняли, обеспечиваются подписями казначеев, а вот спросите, чем обеспечен «Билет Банка России»?

Я долго и упорно вращал в руках этот «билет», но ни слова, ни буковки, ни подписи на нем не обнаружил. Конечно, «Билеты Банка России» обеспечены активами Банка России, как об этом сообщает сайт самого банка, но на самой купюре о таком обеспечении нет и упоминания. Если вы скажете, что и это мелочь, что это ясно по умолчанию, я с вами не соглашусь. «Билет Банка России» — бумага хоть и частная, но официальная, стало быть, на ней должны быть и подписи, и соответствующая информация, о которой было сказано выше.

Кстати, о подписях. Историю с ними рассказал бывший глава ЦБ Виктор Геращенко, а ему, рассказал кто-то еще. Когда начали печатать новый советский рубль, спросили у Сталина, стоит ли ставить на этих купюрах подписи, официальных лиц Госбанка СССР. Сталин, якобы ответил, что это может вызвать некоторые трудности, ведь сегодня этот товарищ поставил свою подпись, а завтра его расстреляли, что же перепечатывать деньги? Так и было решено подписи советских банкиров на купюрах не ставить.

Если учесть, что у нас с 1998 года сменилось четыре главы ЦБ (Дубинин, Геращенко, Игнатьев (два срока подряд), Набиуллина), то станет понятным, почему у нас нет подписей на банкнотах. Хотя это и не является оправданием. На долларе США, кстати, стоят подписи секретаря казначейства и казначея США, если переводить дословно.

На многих купюрах бывших союзных республик подписи имеются, а вот на российской, казахской, белорусской валютах подписей нет. Но это так, для справки.

Однако и это еще не все. На «Билете Банка России» написано, что подделка «Билетов Банка России» преследуется по закону. Государство, не имеющее никакого отношения к «Банку России», как к частному банку, сурово карает такие деяния. Подделывать билеты частного банка не стоит, за это могут дать от пяти до пятнадцати лет, правда, государственное обвинение в суде будет выступать на стороне именно частной организации и будет выступать очень сурово. Если во времена СССР фальшивомонетничество считалось преступлением против государства, то в РФ сегодня это деяние квалифицируется, как преступление в сфере экономической деятельности. Смягчение на лицо, но от этого суровость наказания не снизилась. В царской России за подобного рода деяния лишали всех прав состояния и отправляли на каторгу. В СССР могли расстрелять, в РФ дают максимум 15 лет.

Итак, анализ купюры «Банка России» показал, что правом выпуска денежных знаков обладает монополист ЦБ РФ. Государство к выпуску банкнот не имеет никакого отношения. ЦБ РФ государству не подчиняется, а, стало быть, является частной организацией. У ЦБ РФ есть председатель. Сегодня это Эльвира Набиуллина, а также совет директоров, состоящий из 11 человек. В него, наряду с остальными входит и бывший глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.

Центральный банк это не ООО, не ЗАО, не ОАО. Тем не менее, он строится, как частная компания. 11 топ-менеджеров банка работают под руководством председателя.

Коротко остановимся на этих противоречиях.

Противоречие первое.

Уставный Фонд и имущество ЦБ РФ – составляют федеральную собственность. Центробанк осуществляет оперативное управление этой собственностью. Однако, по обязательствам государства – ЦБ не отвечает и, наоборот: по обязательствам Центробанка – не отвечает государство.

Противоречие второе.

ЦБ РФ – не финансируется из бюджета государства и сам зарабатывает деньги, покрывая свои расходы за счет полученных доходов. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России. Его главная задача – защита и поддержание стабильности российского рубля.

Противоречие третье.

Поскольку ЦБ РФ не является органом государственной власти, заработную плату своим сотрудникам он устанавливает самостоятельно, как любой коммерческий банк. Сколько Совет директоров банка пожелает, столько и назначит.

Противоречие четвертое.

Сотрудники ЦБ РФ не являются госслужащими, ведь банк у нас не подчиняется государству, стало быть, они не обязаны подавать декларации о доходах.

Противоречие пятое.

Нормативные документы ЦБ РФ, который не является государственным органом власти, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц. Кстати, согласно Конституции РФ правом издания законов в РФ обязательных для исполнения является исключительно Государственная Дума РФ. Однако это не распространяется на ЦБ РФ.

Противоречие шестое.

ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, но это не распространяется на Сбербанк. ЦБ РФ является держателем 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция Сбербанка. Поэтому Сбербанк у нас считается банком с государственным участием, хотя ЦБ РФ, как мы уже знаем, не является органом государственной власти.

Противоречие седьмое.

В рамках валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, экспортеры обязаны часть валютной выручки обменивать у ЦБ на рубли. Есть и другие ограничения, но это самое главное.

Экспортер обязан продать ЦБ РФ 50% валютной выручки, по курсу, установленному ЦБ.

ЦБ РФ сегодня – это и не Госбанк СССР – правительству он не подчиняется, и не ФРС – потому, что он, какими-то окольными путями, но все-таки связан с государством. Например, у нас главу ЦБ РФ представляет Президент РФ, а утверждает Государственная Дума. Вопрос: кому же выгоден именно такой квазигосударственный статус Банка России?

Вероятно, тому самому хозяину, имя которого мы не знаем. Но мы можем выйти хотя бы на его след, если проанализируем, как работает финансовая система в России, которую и олицетворяет ее Центральный Банк.

Граждане РФ должны раз и навсегда понять, что деньги, которые они используют, как платежное средство, государство «Российская Федерация – Россия» — не печатает, что эти деньги ничего общего с государственными деньгами не имеют. Печатный станок и исключительное право на эмиссию денег находятся в полном распоряжении ЦБ РФ.

На любой денежной купюре, напечатанной Центральным Банком, нет надписи о том, чем она обеспечена. Складывается впечатление, что рубль – это бумажка, благодаря которой, каким-то умом непостижимым образом можно что-то купить.

Но, согласитесь, так ведь не бывает. А как на самом деле? А на самом деле, сколько долларов ЦБ РФ может купить у ФРС, столько и рублей он может напечатать. Поэтому, если вдруг завтра доллар войдет в крутое пике и упадет, расплющившись о землю, на какое-то время раньше его упадет и рубль.

В самом начале 90-х годов, когда в России менялся государственный строй, мы очень сильно подружились с США. Американцы подарили нам самое дорогое, что у них было. Нет, не доллар, а демократию. Правда, не такую, какую бы мы хотели, и какая бы нам подошла, а именно свою – американскую. К этой демократии прилагалось, как минимум два «бонуса» — конституция, скопированная с конституции США и слегка подредактированная, и проект Центрального Банка – уродливая копия ФРС. Во втором случае «наши добрые друзья» руководствовались принципом, авторство которого ошибочно приписывают Майеру Амшелю Ротшильду: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы».

Эта фраза очень точно характеризует деятельность ЦБ РФ. В том, что это так, читатели могли убедиться, прочитав первую часть расследования.

О том, что у истоков Банка России стояла ФРС США говорит не только наша «крепкая дружба» в начале 90-х, а сам факт независимости данного учреждения от государства. Это чисто американское изобретение. Для России – такое себе трудно представить. Созданный еще в императорской России Госбанк, плавно перекочевал в Советскую Россию, получив в ней название – Госбанк СССР. Для России характерна централизация управления, когда государство сосредотачивает в своих руках не только армию, но и печатный станок. Однако дело даже не в том, что Центральный Банк должен обязательно подчиняться государству. Во многих развитых странах мира центральный банк не является государственным. Гораздо важнее, какую политику в конкретном государстве проводит центральный банк и кому он служит.

Вот, например, как сегодня работает ФРС США. В 1913 году группа банкиров добилось от правительства США исключительного права на печатание доллара. Добилась, надо сказать, с большим трудом. Произошло это при президенте США Вудро Вильсоне. Вероятно, в знак глубокой благодарности к этому государственному деятелю ФРС выпустила купюру, достоинством в 100 000 долларов. Интересно, что купюра такого достоинства выпускалась в 1934-1935 годы, никогда не появлялась в свободном обращении и использовалась исключительно для внутренних расчетов между банками ФРС.

Как и в современной РФ, в США доллары печатает не государство, а ФРС. Напечатав доллары, ФРС выдает их в долг правительству США. Не просто так. Правительство вносит в ФРС залог в виде низкопроцентных, но надежных, казначейских обязательств. ФРС, в свою очередь, торгует ими направо и налево. В ходу также и корпоративные акции и облигации. На июнь 2008-го года стоимость ценных бумаг США в руках у иностранцев составляла $10,3 трлн, как в государственных облигациях США ($3,6 трлн), так и корпоративных акциях ($3 трлн) и облигациях ($2,8 трлн).

ФРС и правительство США действуют, как два «сообщающихся сосуда». Выдавая правительству доллары, ФРС наращивает свою прибыль, а правительство – долги, в том числе и внешние.

Сегодня этот долг уже достиг астрономической суммы и продолжает расти. Такой огромный долг правительство не в силах погасить сразу, поэтому оно гасит лишь проценты, но для этого снова берет в долг у ФРС. Правда, есть и удобство: отдавать долг можно в той же валюте, в которой он был взят.

Те американские президенты, которые успели понять всю пагубность подобной системы, и попытавшиеся было ее изменить, дорого за это заплатили. Джон Кеннеди – жизнью, Ричард Никсон – должностью президента. С тех пор ни один американский президент не смел покушаться на право ФРС «печатать зеленые бумажки».

Когда-то давно доллар США был обеспечен золотом, но банкиры из ФРС смогли «преодолеть» и это досадное препятствие, добившись отмены золотого стандарта. С тех пор «зеленый поганец» — это, по сути, обыкновенная резаная бумага, себестоимость каждой купюрпы – несколько центов.

Отказ от золотого обеспечения позволил «хозяевам денег» печатать доллары в любом количестве.

Разумеется, получив такое право, ФРС через международные финансовые институты (например, МВФ) и центробанки других государств, активно распространяют «резаную бумагу» по всему миру. За эту бумагу весь мир продает США самое ценное, что у него есть: ресурсы, товары, мозги и т.д.

Созданные по образу и подобию ФРС центральные банки в других государствах стараются вести себя так, как их хозяева. Но есть и некоторые нюансы.

Наш центральный банк, как мы знаем, наделен исключительным правом печатать рубли, но в отличии от ФРС, не выдает их правительству РФ даже под проценты. Для того, чтобы эти рубли попали в нашу экономику, необходимо продать на мировой рынке какой-либо товар. Разумеется, этот товар можно продать только за доллары. Эти доллары попадают на мировую валютную биржу. Здесь их и покупает Банк России. Но и после этого он не спешит направлять их в национальную экономику. Он их старательно складывает в так называемые золото-валютные резервы (ЗВР) и только под количество этих резервов печатает рубли. Например, продали товар на 100 долларов, и если курс будет 50 рублей за доллар, напечатали 5 000 рублей.

Кстати, курс доллара Центральный банк устанавливает самостоятельно, но не в интересах своей страны, а в интересах «хозяев денег». Этот «интерес» нетрудно понять. Захотят эти «хозяева» обрушить экономику какой-либо страны, устранить лидера, изменить политику какого-либо государства, им не надо далеко ходить: для этого есть послушные и верные центробанки во всех, зависимых от доллара странах.

Как-то однажды бывшего председателя ЦБ РФ Сергея Игнатьева пригласили в Совет Федерации и стали задавать ему элементарные вопросы. Если вы хотите посмеяться над тем, как на эти вопросы отвечал главный банкир Родины, посмотрите видео по этой ссылке: . Быть может, именно поэтому, как ни звали депутаты ГД Эльвиру Набиуллину к себе на Охотный ряд, она так и не пришла.

Он так и не смог ответить на вопрос почему, неустанно борясь с инфляцией, ЦБ не может обеспечить экономический рост?

А мы вернемся к тайнам. Главной своей задачей Центральный банк считает борьбу с инфляцией. Он будет бороться с ней до последнего камня, который останется после российской экономики. Борьба с инфляцией, на первый взгляд кажется благородным делом. Как же, скажут рядовые граждане, рубль же не должен обесцениваться. И лишь немногие знают, что Центральный банк борется с инфляцией исключительно ради того, чтобы рублей в стране не было больше, чем долларов. Все! Никаких других целей такая борьба с инфляцией не преследует.

Особенно заскорузлые «либералы» считают, что печатание рублей, непременно приведет к инфляции, поэтому, дескать, мы не можем увеличивать рублевую массу. Но эта истина усвоена ими исключительно из комиксов по экономике. Одно дело напечатать рубли и выбросить их на рынок, другое – дать производству в виде кредита, исключительно на производственные цели и под контролем банка.

Вся производящая экономика России стонет от того, что рублей на Родине нет. Почему же их нет? Потому, что они связаны долларом и их не может быть больше, чем долларов. Кому это выгодно? Это выгодно хозяевам денег. Они не заинтересованы в том, чтобы страна развивалась. Привязав национальную валюту к доллару, они и так получат все, что захотят: ресурсы, изобретения, мозги, а то и правительства.

В таких условиях именно данная форма организации Центрального Банка – идеальна для хозяев денег, ибо правительству РФ банк не подконтролен и неподотчетен, зато он подконтролен и подотчетен – хозяевам денег.

В России не будет переворота или революции до тех пор, пока существует данная система, пока балом правит доллар. Но она – неизбежна, если национальное правительство решит отказаться от услуг «зеленого поганца».

В первый раз ФРС подорвала национальные экономики и национальные валюты в результате Первой мировой войны. В странах, которые потерпели поражение (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Россия) обрушились национальные валюты. Падение империй потянуло на дно и золотой российский рубль, и золотую имперскую марку Германии, и твердый шиллинг Австро-Венгрии, и оттоманскую лиру. Национальные денежные системы были уничтожены. Вспомните о гиперинфляции, которую можно было наблюдать как в Германии, так и в России в самом начале 20-х годов.

По итогам Первой мировой войны на арене появились две резервные мировые валюты – доллар и английский фунт. Но уже в 1944 году было заключено Бреттон-Вудское соглашение, когда на арене появился только доллар.

Между СССР и США шла холодная война, но то была не война идеологий, то была война денег. К сожалению, рубль проиграл эту войну. В начале 90-х годов «зеленый поганец» окончательно прорвал наши границы и через реформу Центрального Банка, подчинил себе экономику бывшего СССР, превратив ее в экономику колонии.

Повторим: статус, который позволяет ЦБ РФ не нести ответственности перед государством, выгоден исключительно хозяевам денег.

Кто-то из великих пошутил, сказав, что в каждой стране есть «свой Ватикан». Таким государством в государстве и является Центральный Банк. И дело не в том, что его обязательно нужно сделать зависимым или подчиненным перед правительством. Его нужно так переформатировать, чтобы он перестал служить хозяевам денег и начал служить своему народу.

ЦБ РФ: кто и когда его учредил?

Говорят, что в регистрационных выписках 1990г стоит, а учредитель минфин РФ которого тогда не было.

Даже не знаю, экономистам ли этот вопрос надо обращать, или юристам (то ли генпрокурору?)

с сайта цб:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

КЕМ учреждён?

Был СССР, действовала Конституция СССР, и законы наверняка запрещали республиканскому филиалу Госбанка переименовываться, принимать свои правила — менять подчинение с Госбанка Союза на ВС одной республики.

Фантастическая махинация. Это преступление не имеет срока давности, и правопреемница СССР должна расследовать. Республиканский Совет взял и ограбил Союзный Госбанк - вывел из подчинения региональный филиал.

Госизмена, которых тогда было множество

А теперь внимание! Кто же является учредителем Банка России?

Ни великий Гугул, ни могущественный Яедекс не знают ответа на этот вопрос. Законодательство РФ о ЦБ РФ – крайне запутанное и противоречивое. Эти противоречия возникли не вчера, но никто их устранять не собирается. Вероятно, потому, что такой статус ЦБ вполне устраивает его хозяина.

Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.

Иными словами всё это:

Мы часто слышим, что Центробанк аннулирует лицензии и выдает новые, регулирует сферу страхования, занимается эмиссией средств. Возникает впечатление, что ЦБ является государственной структурой, представляющей интересы государства. Функции ЦБ позволяют назвать его главным кредитно-денежным регулятором, курирующим банковскую структуру.

Для коммерческих банков ЦБ является последней инстанцией, от решения которой зависит судьба финансовой структуры. История ЦБ начинается с 1990 года, когда новая образованная структура заменила собой работу Госбанка СССР, однако принципы функционирования серьезно отличаются от тех, которые имела упраздненная структура.

Круг задач ЦБ РФ

Работа ЦБ направлена на развитие российской банковской сферы. Первоначальные цели по защите эффективности платежной системы страны и поддержке устойчивости рубля изменились мало.

Исходя из целевых ориентиров, задачами Центробанка являются:

  1. Организация эмиссии с реализацией монополии на печать денежной массы (что установлено Конституцией в ст.75).
  2. Исполнение функций правительственного банка (с осуществлением расчетных операций, кредитования, поддержкой государственных программ в экономической сфере).
  3. Хранение резервов золота и валюты.
  4. Посредничество при любых безналичных операциях на правах главного расчетного центра страны.

Ключевым ориентиром выступают банковские учреждения, среди которых первенство и значимость отданы Центробанку.

ЦБ позиционирует себя как банк для банков, нацеленный преимущественно на работу с коммерческими банками России:

  • хранение банковских резервов в пределах, установленных государством;
  • контроль работы других банковских организаций;
  • кредитование банков.

В круг полномочий входит регулирование российской экономической сферы с помощью кредитно-денежной политики.

Исполняя важные задачи, в приоритетах Центробанк не ставит коммерческих целей по увеличению собственного дохода.

Кому принадлежит ЦБ

При создании Центробанк получил особый статус с регулированием полномочий специальным актом № 86-ФЗ.

С правовой точки зрения, нельзя относить ЦБ к собственности государства. Назвать официально это учреждение государственным органом нельзя, ведь перед законом ЦБ представляет собой обычное юрлицо с наемными работниками. Однако исполняемые задачи и цели относят его к рангу государственных институтов, поскольку предусмотрена функция государственного принуждения.

Чтобы разобраться, кто владеет ЦБ, обратимся к уставному капиталу и имуществу – оно находится в собственности государства. С другой стороны, право распоряжаться золотовалютным запасом и имуществом принадлежит Центральному банку.
Разграничен круг финансовых обязательств: банк несет ответственность за собственные обязательства, но не государства. С точки зрения права, Россия может стать банкротом в ситуации, когда в недрах ЦБ будут находиться ЗВР страны. Это делает государство зависимым от ЦБ. В то же время банк сам оплачивает свои расходы и не зависит от России. После 2014 года в бюджет страны, согласно закону, подписанному российским президентом, ЦБ стал отчислять 75% от доходов, оставшихся после уплаты налоговых отчислений.

Налицо тесная взаимосвязь ЦБ как финансового регулятора страны и самого государства, однако степень зависимости фактической и юридической различается.

Кто управляет

Процесс назначения на должность председателя ЦБ регулируется Конституцией (ст. 83). В Государственную Думу поступают предложения от президента России о кандидатурах на данный пост. И назначение, и снятие с должности согласуют с Государственной Думой по инициативе президента. В 2013 году на данный пост назначена Набиуллина Эльвира, и с того момента никаких изменений не было.

В законе № 15-ФЗ дается четкий регламент о структуре управления ЦБ, состоящей из совета директоров и его главы. 14 членов Совета назначаются по решению Госдумы, рассмотревшей предложенные председателем ЦБ и президентом кандидатуры. Должности назначают на срок 5 лет, в течение которых Совет ведет регулярную работу по управлению ЦБ.

Более внимательное изучение показывает, что несмотря на видимость контроля, его, по сути, со стороны власти не наблюдается. Действующий закон о ЦБ таков, что данный институт не несет ответственности перед государством и ему неподконтролен:

  1. ЦБ – отдельное юрлицо, существующее отдельно от государства.
  2. Структура наделена полномочиями выпуска и контроля денежной массы.
  3. Чтобы распорядиться золотовалютным запасом, государство должно согласовать этот вопрос с Центробанком. Аналогично обстоит дело с имуществом банка.
  4. Разграничены обязательства ЦБ и РФ, каждый несет ответственность только за свои долги.
  5. Контроль курса валют отдан в полномочия ЦБ, без необходимости согласования с правительством.
  6. Юридически ЦБ действует отдельно от государства, защищая свои интересы в судах международного уровня.
  7. ЦБ вправе указывать государственным структурам на необходимость определенных действий. Помимо госорганов, такие же указания он вправе отдавать и другим юрлицам и гражданам РФ.
  8. ЦБ не предоставляет кредитов российскому правительству, однако способен кредитовать другие страны.

В завершение стоит отметить, что ни указы Президента, Минфина, ни законодательные акты Государственной Думы не распространяются на работу ЦБ. Несмотря на участие в назначении на должность, президент и правительство не могут уволить председателя. Условное наличие такого права с юридической точки зрения невыполнимо в пределах срока действия возложенных ранее полномочий. Возникает вопрос, кому же подотчетен Центробанк, имеющий широкое влияние на всю государственную систему и экономику страны.

Такой организацией является МВФ. Именно распоряжения Международного валютного фонда обязан исполнить Центробанк при любых обстоятельствах. Членство в МВФ для России основано на подписанном соглашении. В положениях о Центробанке в числе других функций указано о роли ЦБ как депозитария для МВФ для размещения денежных средств и совершения операций согласно действующему соглашению.

В перечень главных требований МВФ входит обеспечение страной возможности обмена всей денежной массы во внутренней валюте на американские доллары или фунты стерлингов с помощью своих запасов ЗВР. Страна, являющаяся членом МВФ, обязана поддерживать эту возможность в любой момент времени и быть готовой к проведению обмена одномоментно. Обязанность к исполнению данного правила вводит ограничение средств, которыми располагает экономика России, – необходимо поддерживать наличие денежной массы в таком объеме, сколько есть валютных запасов в Центробанке. Следствием этого регламента является прямая зависимость между средствами, вырученными с продажи нефтегазовых ресурсов страны, и количеством денег, которые вправе выпустить Центробанк. Налицо прямое подтверждение зависимости всей экономики России от поступающих с продажи нефти и газа валютных средств.

В международной практике случаев, когда ЦБ и государство разделены, достаточно. Подобная система (ФРС) работает в США. Однако, в отличие от зарубежной практики, российский Центробанк не уполномочен кредитовать собственное государство и экономику. В отличие от американцев, где государство спокойно кредитуется через ФРС, Россия не вправе взять взаймы в недрах своего же ЦБ. Парадокс в том, что подобное ограничение не установлено для экономик других стран, которые получают ссуды в качестве финансовой поддержки из Центрального банка России.

При подробном изучении реализации положений о ЦБ создается впечатление о неподвластности организации: ни правительство, ни законодательный орган страны не вправе отдавать прямые распоряжения в отношении банка. В то же время ЦБ переданы огромные полномочия в отношении экономической сферы, а для банков и страховых компаний ЦБ служит последней инстанцией, от которой зависит их судьба. Повлиять на ЦБ на официальном уровне вправе только МВФ, однако цели данной организации не связаны с внутригосударственными интересами. Несмотря на обеспеченную функцию печати денежных знаков и право регулировать объем денежной массы в стране, ЦБ ограничен международными регламентами. Когда национальная валюта и центральный банк страны не принадлежат государству, вопрос относительно оптимального функционирования ЦБ остается открытым.

Все больше и больше растет заинтересованность людей в вопросе о том, кому подчиняется ЦБ РФ. Прошло время, когда народ «кушал» все то, что ему подавали отечественные политические «кулинары», а тем более заграничные профессионалы — любители остренького. Теперь большинство людей хотят разбираться, что происходит с нашим государством на самом деле. Ведь не так давно нам пришлось пережить распад великой страны и много человеческой боли. Чтобы не случилось повторения такого сценария снова, нужно не оставаться в стороне, а хотя бы начать с понимания процессов в мире и правильного реагирования на них.

«Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, и мне все равно, кто пишет законы», — сказал когда-то Майер Амшель Ротшильд.

А ведь действительно, у кого деньги, тот наделен намного большими возможностями, чем тот, у кого их нет. Однако, как говорил легендарный Сергей Бодров в фильме «Брат-2»: «У кого правда, тот и сильнее». И если мы исходим из этого, значит, надо вытаскивать правду наружу. Итак, какую роль в финансовой системе мироустройства играют центральные банки, в частности, Центральный Банк России? Об этом и статья.

Государственный банк СССР и ЦБ РФ

Депутат внес в Государственную думу в 2014 году поправку в закон о ЦБ, в которой предлагал снять зависимость банка от МВФ. Поправка в закон не была принята Госдумой. У многих людей это вызвало непонимание и протест.

Но с теми, кому подчиняется ЦБ РФ, вряд ли стоит действовать столь прямо и открыто. Ведь так называемые партнеры у нас уж очень матёрые.

Тихая революция

США и Евросоюз живут, как говорят в народе, не по средствам. По сути, они живут в долг. В то же время развивающиеся государства уменьшают свой и способны все больше влиять на экономику в мире и занимать лидирующие позиции в МВФ. Речь идет в первую очередь о России, Китае и Индии. Эти страны пытаются сегодня сократить влияние Вашингтона в МВФ и укрепить свое. Страны БРИКС объединились с тем, чтобы снизить пагубное влияние США. И планомерно реализовывают это.

США поставлены перед выбором: отдать МВФ, вследствие чего придется «слить» Украину, сократить влияние во внешней политике во всем мире и не наживаться на очередных мировых финансовых кризиса, или Россия, Китай и Индия будут «сливать» МВФ.

В 2015 году, вопреки ожиданиям либералов, российская валюта стабилизировалась.

Президент дает поручение ЦБ о что, как казалось, он не мог делать. В Центральном банке неожиданно появились валютные комиссары, пресекающие спекуляции на валютном рынке. Эльвира Набиулина заявляет, что ЦБ теперь будет ориентирована не только на инфляцию, но и на курсовую стабильность, поддержку экономики.

Кому подчиняется ЦБ РФ сегодня? Похоже, Россия начинает менять ситуацию в лучшую для себя сторону.

Центральный Банк России относится к банкам первого уровня и он служит главным банком РФ. Это основной эмиссионный орган и денежно-кредитный институт страны. Он исполняет роль центрального координирующего и управляющего органа кредитной системы РФ. ЦБ контролирует другие банки, имеет право на выдачу и изъятие лицензий у банков в России.

Центробанк был образован в 1990 году и является правовым преемником Государственного Банка СССР. Кому принадлежит и подчиняется ЦБ РФ сегодня, читайте в нашей статье.

Каковы задачи Центробанка России

Основными целями Центробанка РФ считаются: защита и гарантия устойчивости рубля, обеспечение беспрерывной и эффективной работы платежной системы, развитие банковской системы России.


Следуя из целей, на Центробанке РФ лежит несколько задач:
  • Он должен быть эмиссионным центром РФ, то есть обладать монопольным правом выпуска денег (что подтверждает ст. 75 Конституции РФ);
  • Он должен являться правительственным банком, то есть выполнять правительственные расчетные операции, предоставлять ему кредиты, поддерживать экономические программы государства. А также Центробанк РФ должен хранить золотовалютные резервы (ЗВР) страны;
  • Он должен быть главным расчетным центром государства, то есть быть посредником при безналичных расчетах между другими банками РФ;
  • Он должен быть «банком для банков», а значит, работать не с посторонними клиентами, а главным образом с банками РФ. Взаимодействие их характеризуется тем, что Центробанк РФ хранит резервы других банков (в установленном законом размере), осуществлять контроль над деятельностью других банков на территории страны выдавать им кредиты;
  • Он должен заниматься регулированием экономики кредитно-денежными методами. Центробанк РФ может выдавать правительству кредиты на погашение дефицита в государственном бюджете, однако не может финансировать кредиты для погашения дефицитов внебюджетных государственных фондов и бюджетов российских субъектов.

Получение прибыли не относится к главной цели Центробанка РФ.

Кто является председателем (главой) ЦБ РФ

Согласно ст. 83 Конституции РФ президент России предлагает Государственной Думе кандидата для выбора на должность председателя Центробанка РФ. Президент также может поставить перед Государственной Думой вопрос о снятии главы Центробанка РФ с занимаемого поста.

С 2013 года Эльвира Набиуллина служит главой Центробанка РФ.

Кому подчиняется ЦБ РФ и почему Центробанк не принадлежит России

ЦБ РФ дан особый конституционно-правовой статус. Его функции и полномочия и статус устанавливаются федеральным законом № 86-ФЗ. Юридически ЦБ РФ это негосударственный орган, т. е. не является собственностью государства, и его сотрудники не являются государственными служащими, статус ЦБ РФ определен как юридическое лицо. Но фактически, по своим полномочиям и целям относится к государственным органам, так как осуществление его функций предусматривает меры государственного принуждения.

Кому принадлежит Банк России? Уставной капитал и все имущество Центробанка относятся к федеральной собственности, в то же время ЗВР и своим имуществом Центробанк распоряжается самостоятельно. Центробанк РФ не расчитывается по обязательствам России, в равной степени, как и Россия не платит по долгам Центробанка, если иное не предусматривается законом. Трактовать это можно так: государство может обанкротиться, даже при наличии запаса ЗВР хранящегося в ЦБ РФ.

Фактически правительство зависит от ЦБ России. Центробанк финансово независим от государства. Он сам покрывает свои расходы доходами. До 2014 года Центробанк РФ перечислял в бюджет РФ половину своих доходов после уплаты всех налогов и сборов. Осенью 2014 года Владимиром Путиным был подписан закон, который обязал перечислять в федеральный бюджет уже 75% доходов Центробанка. В этом году Центробанк обязали отдавать 15% доходов Внешэкономбанку.

Кто управляет Центробанком России

Согласно статьи № 15-ФЗ о «Центральном Банке РФ» структура управления ЦБ РФ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Члены Совета избираются Государственной думой по предложению председателя Центробанка в согласовании с президентом РФ. Совет директоров избирается на пять лет и работает на регулярной основе.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том, кому принадлежит Центральный банк России:

2. История

3. Аудиторы

4. Руководители Государственного банка

5. Правовой статус

6. Функции российского ЦБ

7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

8. Структурные подразделения центробанка России

ЦБ России (российский ЦБ ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России , которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

Статус

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг .

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах " ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и ;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков .

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная .

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота , т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс ), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики . Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета , что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег , в результате чего за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом , главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

Аудиторы

Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.