Специализация западной европы. Промышленность восточной европы

Зарубежная Европа – это мировой лидер по масштабам промышленного производства, а также золотовалютному запасу и развитию туризма. Высокие экономические показатели региона определяет “авангардная тройка” европейских стран – Германия, Франция и Великобритания.

Общие характеристики Зарубежной Европы как промышленного региона

Как отмечалось выше, три страны задают курс Европы на лидерство, но и их вклад не является равным. Когда-то на первых позициях была Великобритания, но последние десятилетия передали эту роль Германии. Остальные страны имеют несколько меньший экономический вес, но лидеров стали догонять еще несколько государств.

Эти страны вносят все более активный вклад в отрасли промышленности Зарубежной Европы, каждая специализируясь на своем направлении. Обычно это та продукция, которая получила не только европейское, но и мировое признание. И именно они наиболее активно развивают экономические связи – лидером в этой области являются Нидерланды и Бельгия. Представленная ниже таблица наглядно продемонстрирует описанные общие характеристики:

Промышленное производство в регионе, в основном, развивается равномерно, но все же среди отраслей Западной Европы особое место занимает машиностроение.

Машиностроительная отрасль Зарубежной Европы

Основная характеристика промышленности Зарубежной Европы – это ведущая роль машиностроения, ведь эта часть мира является его родиной. Треть промышленности региона и две трети его экспорта – цифры напрямую говорят о том, что это главная отрасль в общем экономическом пространстве.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее развитой сферой является автомобилестроение – марки “Мерседес”, “Фиат”, “Вольво”, “Фольксваген”, “Ягуар” и другие известные во всем мире.

Сегодня британская марка “Ягуар” принадлежит индийской автомобилестроительной компании Tata Motors.

Рис. 1. Цех завода “Ягуар”

Основные ориентиры машиностроения – трудовые ресурсы, научные кадры и развитая инфраструктура, поэтому оно концентрируется вблизи или внутри крупных городских скоплений.

Химическая промышленность региона

Химическая промышленность занимает второе место в экономике Зарубежной Европы после машиностроения. Самой “химической” страной не только региона, но и мира считается Германия. Если до Второй Мировой войны эта сфера тяготела к каменноугольным бассейнам, месторождениям бурого угля, калийной соли и другого сырья, то современная химическая промышленность ориентирована на нефть. Это привело к тому, что заводы теперь базируются в областях нефтехимической переработки.

В Восточной Европе эта тенденция сдвинула химические заводы к нефтяным магистралям, по которым сырье поступает из России.

Европейские страны являются крупнейшими мировыми экспортерами фармацевтической продукции, пластмасс и искусственных волокон.

Металлургия и ТЭК

Если раньше в топливно-энергетическом комплексе Зарубежной Европы лидировал каменный уголь, то сегодня и эта отрасль переориентировалась на нефть, что привело к повышению уровня собственной добычи и импорта из развивающихся стран. А вот в странах восточной части региона ведущая роль все еще принадлежит углю, правда, бурому. Особенно привязаны к данному сырью Чехия и Польша.

На угольном сырье, в том числе привозном, работают и ТЭС, которые ориентируются не только на бассейны, но и на морские порты, поскольку работают на привозном сырье. Однако современная Зарубежная Европа все больше ориентируется на АЭС – особенно такие страны, как:

  • Германия;
  • Франция;
  • Чехия;
  • Словакия;
  • Венгрия;
  • Великобритания.

Рис. 2. АЭС в Великобритании.

Государства со значительными водными ресурсами включают в свой энергетический комплекс ГЭС, многие из которых стоят на Дунае, Верхнем Рейне, Роне. Только в Норвегии, Швеции и Швейцарии они играют основную роль, в остальных странах региона это вспомогательный источник энергии.

Что касается металлургии, то эта отрасль развивается в странах со значительным сырьевым запасом – в “авангардной тройке”, а также в Польше, Бельгии и Чехии. В современных условиях металлургия ориентируется на импорт и базируется вокруг морских портов.

Основные промышленные районы в области цветной металлургии – это Франция, Италия, Греция, Норвегия, Германия, Австрия и другие страны. Они в значительной степени ориентированы на производство алюминия и меди.

Остальные отрасли промышленности Зарубежной Европы

Лесная промышленность развивается в Финляндии и Швеции благодаря значительным сырьевым запасам.

Рис. 3. Лесозаготовка в Финляндии.

В то же время легкая промышленность постепенно утрачивает свое значение для Западной Европы и смещается в южную часть, располагающую дешевой рабочей силой. Сегодня производство обуви налажено в Италии, а специализацией Португалии является изготовление одежды.

Что мы узнали?

Какие страны Зарубежной Европы являются лидерами промышленного производства и вносят крупный вклад в экономику региона, каковы его общие характеристики. Выделили машиностроение как самую мощную отрасль промышленности и определили основные тенденции развития электроэнергетики, а также местоположение основных металлургических комбинатов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 142.

Автомобильная промышленность – одна из ведущих отраслей индустрии Западной Европы. Она зародилась примерно сто лет назад в Германии и во Франции, к массовому серийному производству перешла позже, чем американская, – после Первой мировой войны, после Второй мировой войны превратилась в отрасль с ярко выраженной экспортной ориентацией, после начала энергетического кризиса в 1970-х гг. пережила длительный упадок, но теперь снова находится на подъеме. Производя ежегодно 16–17 млн автомобилей, Западная Европа по этому показателю опережает и США, и Японию. В качестве крупнейших продуцентов выступают ФРГ (5,8 млн автомобилей в 2006 г.), Франция (3,2), Испания (2,8), Великобритания (1,7), Италия (1,2). Всего же в этой отрасли занято около 2 млн человек. Важно, что каждому этапу ее развития соответствовали и свои особенности территориальной структуры.
В течение нескольких десятилетий автомобильная промышленность продолжала развиваться в тех столичных и старопромышленных районах, где она зародилась. Для Франции это был Парижский район (компании «Рено» и «Ситроен») и Юго-Восток («Пежо»), для Германии – районы Франкфурта-на-Майне («Опель») и Штутгарта («Даймлер-Бенц»), для Италии – Турина (ФИАТ), для Великобритании – Западного Мидленда и Юго-Востока («Бритиш Лей-ланд»). В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. на карте автомобильной промышленности Западной Европы появились новые центры. Это прежде всего Вольфсбург в северной части Германии, где обосновалась фирма «Фольксваген», и Мюнхен в Баварии, где возникли заводы фирмы БМВ («Байерише моторенверке»). К этому перечню можно добавить и предприятия компании «Вольво» в Швеции. По своему производственному типу почти все эти предприятия представляли собой заводы-комбинаты, где наряду со сборочными операциями производили до 3/4 комплектующих частей и деталей.
Перелом в развитии и размещении автомобильной промышленности региона наступил в 1950-е гг., т. е. с началом НТР. Он заключался в переходе от малосерийного к массовому серийному производству автомобилей, от комбинатов – к специализированным заводам, в увеличении их производительности с 50-100 до 500–600 тыс. и более машин в год. Одновременно происходила переориентация с более квалифицированного труда на труд средней и относительно низкой квалификации, который был достаточен в условиях поточного конвейерного производства и внедрения робототехники. В связи с этим и началась миграция автомобильных заводов из столичных и старопромышленных районов в новые районы с более дешевой рабочей силой. Такую децентрализацию размещения можно показать на примерах всех основных стран-производителей.
Во Франции еще в середине 1950-х гг. 4/5 всех легковых автомобилей производилось в границах Большого Парижа. К середине 1980-х гг. его доля сократилась до 1/4, тогда как большинство предприятий переместилось на окраину столичного региона или в такие периферийные районы, как Нормандия, Эльзас, Север, Рона – Альпы. В ФРГ сначала наметился сдвиг на север, в Нижнюю Саксонию (Вольфсбург, Ганновер, Эмден) и Бремен, а затем еще более отчетливо выраженный сдвиг на юг, в Баден-Вюртемберг (Штутгарт) и Баварию. В Италии при сохранении ведущей роли Пьемонта (Турин) произошло передвижение автомобильной промышленности в центральные и южные районы страны. Так, вторым центром автомобилестроения стал Неаполь, где завод фирмы «Альфа-Ромео» перешел к ФИАТу. В Великобритании, которая по общим размерам автомобилестроения отошла с первого места в регионе на четвертое, роль Западного Мидленда и Юго-Востока уменьшилась, а роль Мерсейсайда, Южного Уэльса, Средней Шотландии возросла. В результате размещение автомобильных заводов в перечисленных ведущих странах стало более равномерным.
Это же относится и ко всей Западной Европе. Здесь произошел отчетливо различимый сдвиг на юг – к более дешевой рабочей силе. Наиболее яркий пример такого рода – Испания, где в последние два десятилетия автомобильная промышленность развивается самыми быстрыми темпами, пройдя путь от небольших автосборочных предприятий до крупного серийного производства. Другие примеры – Португалия, Греция (но здесь пока преобладает автосборка), уже упоминавшийся Юг Италии. В середине 1990-х гг. в странах Южной Европы производилось уже более 1/3 всех автомобилей.
Интеграционные процессы в последние два-три десятилетия также оказывают на автомобильную промышленность Западной Европы все более заметное влияние. Оно выражается как в усилении международной специализации и кооперирования производства, так и в увеличении его экспортности. Из 16,6 млн автомобилей, произведенных в этом регионе в 1998 г., на экспорт пошло 12,6 млн (в том числе в другие европейские страны 8,3 млн и за пределы Западной Европы – 4,3 млн).
Еще одна важная черта автомобильной промышленности региона – высокий уровень ее монополизации. В этой отрасли, что называется, задают тон несколько крупнейших автомобильных концернов.
На первом месте среди них – германский «Фольксваген АГ», ежегодно выпускающий 4,8 млн автомобилей (9 % мирового производства) 50 различных моделей. Концерну принадлежат 42 завода, расположенных в разных частях мира, а общее число занятых на них составляет 300 тыс. человек. В 1999 г. именно «Фольксваген» стал первым европейским автоконцерном, выпустившим 100-миллионный автомобиль. Второе место занимает германский «Даймлер-Бенц», который из автомобильного концерна в 80-90-х гг. XX в. превратился в многопрофильный супергигант, по-прежнему широко известный производством машин марки «мерседес», одной из самых престижных в мире. Он выпускает 4,5 млн автомобилей в год (8,5 % мирового производства). Но по грузовым автомобилям его доля значительно больше (17 %); по их выпуску этот концерн уступает только «Форду». На третьем месте – итальянский ФИАТ (2,7 млн автомобилей в год), на четвертом – французский концерн «Рено» (2,3 млн), на пятом – французский же «Пежо-Ситроен» (2,2 млн). За ними следуют германский БМВ, шведская «Вольво» и др. В ходе постоянной борьбы за автомобильный рынок между ними происходит перегруппировка сил. Например, произошло слияние (правда, временное) концерна «Даймлер-Бенц» с американским концерном «Крайслер». А «Фольксваген» фактически поглотил баварскую «Ауди» и испанский «Сеат».
Не менее важно отметить проникновение на западноевропейский рынок американских и японских автомобильных компаний. Американский концерн «Дженерал Моторс» поставил под свой контроль немецкий «Опель», много заводов построил в Европе «Форд». В результате каждая из этих компаний ныне обеспечивает по 10–12 % потребностей западноевропейского рынка. Не менее глубоко внедрились в этот рынок и японские автомобильные компании – «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда», «Мицубиси». Их доля в обеспечении западноевропейского рынка также составляет 10–12°%, однако в некоторых малых странах она достигает 20–30 % (Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария), 30–35 % (Австрия, Дания, Норвегия, Греция) и даже превышает 40 % (Ирландия, Финляндия). По соглашению с ЕС в 1990-х гг. ежегодные поставки японских автомобилей в Западную Европу держались на уровне 1–1,2 млн штук в год. На этот же рынок начали проникать и южнокорейские фирмы. В результате автомобильная промышленность некоторых стран региона стала прямо-таки интернациональной по своему характеру. Ярким примером такого рода может служить Испания (рис. 28). В этой стране 14 крупных автосборочных заводов, которые 80 % своей продукции направляют на экспорт.


В Центрально-Восточной Европе автомобилестроение как отрасль сложилась в основном уже после Второй мировой войны. Заводы легковых, грузовых автомобилей и автобусов были построены в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Югославии. В период существования СЭВ между ними осуществлялась специализация и были налажены кооперационные связи; в еще большей мере это относилось к их связям с автомобильными заводами СССР. Однако общие масштабы производства в большинстве стран не достигли того уровня, который мог бы обеспечить максимальную его эффективность. Достаточно сказать, что в 2006 г. в Словении было выпущено 150 тыс. автомобилей, в Венгрии – 190, в Румынии – 215, в Словакии – 300 тыс., а в Сербии всего 10 тыс. И только в Польше и Чехии выпуск автомобилей в последние годы вырос, достигнув соответственно 715 и 850 тыс. штук.
Но нельзя не отметить и того, что в начале XX1 в. автомобильная промышленность стран Центрально-Восточной Европы демонстрирует значительный рост. Общее производство автомобилей уже приближается к 2,5 млн (по сравнению с 900 тыс. в 1990 г.). Впрочем, нужно учитывать, что этот бум объясняется почти исключительно привлечением иностранного капитала. Так, в Польше производство легковых автомобилей было налажено итальянским ФИАТом, южнокорейской «Дэу», американским «Дженерал Моторс», немецким «Фольксвагеном», а грузовиков – шведской «Вольво». В новые автомобильные заводы Венгрии вложили капиталы «Фольксваген», «Форд», принадлежащая «Дженерал Моторс» немецкая фирма «Опель», японская «Судзуки». Под контроль «Фольксвагена» перешла и знаменитая чешская «Шкода».

Общая характеристика хозяйства

Европа – регион с высоким общим уровнем развития экономики. Но государства отличаются между собой как по уровню экономического развития, так и по структуре хозяйственного комплекса.

Замечание 1

В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг. В промышленности лидируют обрабатывающие отрасли. первенство занимают электроэнергетика, наукоемкое машиностроение и химическая промышленность – авангардная тройка НТР. Но в хозяйстве таких стран, как Франция, Дания, Нидерланды сельское хозяйство высокоинтенсивное, высокотоварное, и играет важную роль в АПК страны. Западная Европа – крупнейший мировой финансовый центр. Финансовыми столицами считаются города Цюрих (Швейцария), Франкфурт-на-Майне (ФРГ), Лондон (Великобритания).

Европейские государства очень отличаются по прибыли на душу населения. Самые высокие показатели – у Люксембурга и Швейцарии, а наименьшие – у Молдовы.

Промышленность Европы сформировалась под влиянием трех основных факторов:

  • природно-ресурсного,
  • транспортного,
  • трудовых ресурсов.

На современное развитие промышленности большое влияние оказывает НТР.

Топливно-энергетический комплекс

На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Исландия использует внутреннюю энергию подземных недр. Но большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки, России.

Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счет ГЭС. Также много ГЭС сооружено в районах Альп, Пиренеев, Балкан.

Машиностроение

Машиностроение является основной отраслью промышленности стран Западной Европы. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Лидируют в машиностроении:

  • Франция,
  • Великобритания,
  • Нидерланды.

Замечание 2

Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).

Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Беларуси, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции, Украине. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.

Металлургия

Европейская металлургия сформировалась еще в конце $XVIII$ века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьем машиностроение.

На собственном сырье развивается черная металлургия Германии, Великобритании, Франции, Польши, Швеции, Украины. Во второй половине $ХХ $ века такие страны как Италия, Нидерланды, Германия, Франция переориентировали свое производство на более дешевое импортное сырье.

Цветная металлургия представлена выплавкой алюминия и меди. Алюминий добывают на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Греции, Венгрии. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в Германии, Бельгии и Польше.

Химическая промышленность

Химическая промышленность стран Европы развивается на базе как собственного, так и импортного сырья (уголь, нефть, газ). Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.

  1. Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
  2. Минеральные удобрения производят на заводах Беларуси, Украины, Франции, Германии.
  3. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, Германии, Болгарии.

Легкая промышленность

Лесная промышленность развивается в лесоизбыточных регионах Европы. Таковыми являются Швеция, Финляндия, Беларусь. Главной отраслью здесь является целлюлозно-бумажная промышленность. Мебельная промышленность развита повсюду. Она ориентируется на потребителя и квалифицированные кадры.

Пищевая промышленность

Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Молдова, Испания, Болгария, пивоварением – Германия и Чехия. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире. Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.

Подводя итог, можно сказать, что европейская промышленность в условиях интеграции способна существенно «выровнять» уровень развития отдельных стран и способствовать процветанию региона в целом.

Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике. Урок обобщения по этой теме был проведен в 10 классах. На уроке обобщающего повторения учащиеся не только закрепили имеющиеся знания, но и приобрели новые в результате обобщения и переосмысления ранее полученных. Поэтому на уроке обобщающего повторения большую роль играли задания, направляющие школьников на применение знаний в новой учебной ситуации. Основное время на этом уроке отводилось обсуждению вопросов о народном хозяйстве Зарубежной Европы и итогам самостоятельных работ учащихся. К обобщающему уроку учащиеся подготовили творческие работы – презентации о мировой культуре народов и странах Зарубежной Европы.

Уроки обобщающего повторения повышают эффективность обучения, позволяют в большей мере активизировать познавательную деятельность школьников.

Тема. Обобщение и закрепление по теме “Зарубежная Европа”.

Цель. Обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие способности, воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.

Оборудование. Политическая карта мира, экономическая карта Зарубежной Европы, репродукции картин известных зарубежных художников: Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, Диего Веласкес “Пряхи”, “Менины”, Клод Лорен “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием”, музыкальные произведения европейских композиторов, презентации о странах Зарубежной Европы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы обобщим и закрепим знания о странах Зарубежной Европы. Начнем с разминки.

2. Географическая разминка.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона в первую очередь – страны “Большой Семерки”.

Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Назовите и покажите страны, имеющие наибольший экономический вес, их экономика достигла высокого уровня, специализируется в отраслях, завоевавших европейское или мировое признание (Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция.)

– Сколько государств расположены в Зарубежной Европе? (В настоящее время на территории Европы находится 40 суверенных, экономически развитых государств – монархии и республики, унитарные и федеративные государства. Имеется одна колониальная территория, принадлежащая Великобритании – Гибралтар.

Что вы можете сказать о демографической ситуации стран Зарубежной Европы? (Демографическая ситуация сложная, 1 тип воспроизводства населения, суженая половозрастная пирамида, растет доля пожилых людей, в некоторых странах, например, в Германии, возрастает смертность за счет пожилых людей.)

Что такое урбанизация? Какими чертами она обладает?

Урбанизацией (от латинского слова город) называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов. Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран. Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Третья черта – “расползание” городов, расширение их территорий.

Назовите высоко урбанизированные районы – городские агломерации?

Количество агломераций здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Крупнейшие – Лондонская, Парижская и Рейно-Рурская. В последние годы усиливается процесс субурбанизации.

Назовите средней % урбанизированности Зарубежной Европы? (Уровень урбанизации – один из самых высоких в мире: в Бельгии- 97%, Исландии- 91%, Нидерландах – 89%, в Дании и Германии – по 86%, Швеции – 83%, Франции- 73 %)

Кто такие “гастарбайтеры”?

Европа мировой очаг трудовой миграции. Страны Зарубежной Европы ежегодно принимаю т 12-13 млн. иностранных рабочих-гастарбайтеров.

Из каких стран Европа принимает рабочих?

Высокоразвитые страны ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария и другие принимают рабочих из Индии, Пакистана, Африки, из других стран Южной Европы: Португалии, Испании, Италии и других.

3. Работа в группах.

Обобщение знаний об отраслях промышленности.

Ребята заранее распределились на группы. Группам дается следующие задания.

1 группа. Охарактеризуйте природные ресурсы стран Зарубежной Европы.

Минеральные ресурсы Европы сильно истощены, поэтому обеспеченность ими невысока. На севере имеются рудные полезные ископаемые, связанные балтийским щитом, и топливные, образовавшиеся в мощном осадочном чехле древней платформы, на юге в молодой складчатой зоне обнаружены полезные ископаемые как магматического, так и осадочного происхождения. Крупнейшие нефтегазовые провинции разведаны на шельфе Северного моря (осваиваются в основном Великобританией и Норвегией), на побережье Нидерландов, а также в Италии и Румынии. Угольные месторождения разрабатываются в Германии, Великобритании, Польше, Чехии, Франции, Венгрии, Румынии, Испании, Болгарии. Железорудные месторождения – в Швеции, Франции, Норвегии, Испании. Цветными металлами Европа не богата. Имеются месторождения медной руды в Польше, Португалии, Швеции, Югославии, Румынии, алюминиевых руд в Греции, Венгрии, Франции. Большие запасы солей есть в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Последняя также богата серой и серебром.

Гидроэнергоресурсы значительны в районах Альпийских, Скандинавских, Динарских, Балканских и Карпатских гор. Обеспеченность водными ресурсами недостаточная, за исключением Скандинавии, Альпийских и Балканских территорий. Кроме того многие реки сильно загрязнены. В структуре земельного фонда большую долю составляют обрабатываемые земли, хотя обеспеченность пашней на душу населения ниже среднемирового показателя. Резервов для расширения земель практически нет, поэтому некоторые государства, а первую очередь Нидерланды, “отвоевывают” территорию у моря. Крупными лесными ресурсами обладают Швеция и Финляндия.

2 группа. Дайте полную характеристику электроэнергетики стран.

Электроэнергетика стран Европы представлена тремя видами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Электроэнергия преимущественно вырабатывается на ТЭС в Польше, Чехии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Бельгии, на ГЭС – в Норвегии, Швеции, Швейцарии, на АЭС – в Франции, Бельгии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии. Геотермальные электростанции работают в Италии, Исландии.

3 группа. Охарактеризуйте черную металлургию стран Зарубежной Европы.

Металлургическая промышленность – старейшая отрасль, сформировалась в районах добычи топлива и железорудного сырья: в Германии (Рур и Саар), Великобритании, во Франции (Лотарингия), в Испании (Авилес), Бельгия (Льеж), Люксембурге, Польше (Верхняя Силезия), Чехии (Остравско-Карбинский район). Позже отрасль переориентировалась на привозном сырье и начала перемещаться в морские порты – Таранто (Италия), Дюнкерк (Франция), Бремен (Германия), или ближе к границам бывшего СССР – Галац (Румыния). В настоящее время взят курс на строительство мини заводов. Крупнейшими производителями сегодня являются Германия, Италия, Франция, Великобритания, причем везде наблюдается падение или стабилизация объемов производства в связи с политикой ресурсосбережения.

4 группа. Охарактеризуйте цветную металлургию, алюминиевую промышленность стран Зарубежной Европы.

Алюминиевая промышленность развивается в странах имеющих свое сырье: это Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая промышленность одна из самых энергоемких отраслей мирового хозяйства. Поэтому она развивается в странах, имеющих дешевую электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и, следовательно, дешевой электроэнергией. Лидеры в производстве алюминия – Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды. В последнее время отрасль все больше ориентируется на импортное сырье. Так, Франция за последние 25 лет сократила добычу бокситов в 20 раз, а по выплавке алюминия занимает третье место в Европе.

5 группа. Охарактеризуйте медную промышленность стран.

Медная промышленность ориентирована на собственное и импортное сырье. Лидеры в производстве меди – Германия, Италия, Бельгия, Польша.

6 группа. Дайте полную характеристику развития машиностроения.

Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Западной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1\3 всей промышленной продукции региона и 2\3 его экспорта. Особенно популярны следующие марки автомобилей: “рено” (Франция), “фольксваген” и “мерседес” (Федеративная Республика Германи), ФИАТ (“Фабрика итальяна аутомобиле Торино), “вольво” (Швеция), “Татра” (Чехия), автобус “Икарус” (Венгрия) и другие. В Великобритании, Бельгии, Испании работают заводы компании “Форд-мотор”. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

7 группа. Характеристика легкой промышленности стран.

Легкая промышленность утратила свое былое значение. Основные центры отрасли смещаются из северных районов (Великобритания, Франция, Бельгия) в южные, где больше дешевой рабочий силы. Португалия стала крупнейшим центром швейной промышленности, Италия – кожевенно – обувной, Греция- меховой.

8 группа. Какие три типа ведения сельского хозяйства развиты в странах Зарубежной Европы.

Европа полностью обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции и заинтересована во внешних рынках сбыта. После второй мировой войны произошел переход от мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включенному в систему агробизнеса. Основной тип сельскохозяйственного предприятия – ферма, хотя на юге преобладают помещичье землевладение. Для стран Северной Европы характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве – кормовых культур. Рыболовство стало отраслью международной специализации Исландии, Норвегии, Дании. В Центральной Европе преобладает молочное и молочно-мясное животноводство, а также свиноводство и птицеводство. Растениеводство удовлетворяет потребности населения в продовольствии и обеспечивает животноводство кормовыми культурами. В Южной Европе преобладает растениеводство, наряду с зерновыми культурами здесь выращиваются цитрусовые, виноград, оливки, миндаль, табак, эфироносные культуры.

9 группа. Экологическая ситуация стран Зарубежной Европы.

В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии “зеленых”, ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и охраняемых территорий. Все это привело к первым положительным результатам, но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной. В первую очередь это относится к Великобритании, ФРГ, Бельгии, Польше, Чехии. В целом экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

10 группа. Экономическая интеграция в странах. Внешние экономические связи России со странами Зарубежной Европы.

Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах (создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций), развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей.

Доля промышленно развитых государств во внешней торговле России в 2002 году составила 54 %, доля стран Центральной и Восточной Европы и странами Прибалтики -16 %, со странами СНГ- 17 %, и развивающими странами- 13 %. В 2002 году в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Германии приходилось 7,6 %, Нидерландов- 6,8%, Китая – 6,4 %, США – 3,8, Великобритании -3,6, Польши- 3,5 %. В импорте преобладали поставки из Германии – 14,3 % , США – 6,4% , Китая -5,2 %, Италии – 4,8 %, Испании- 4,8 %, Франции – 4,1 %, Финляндии -3,1 %. Роль России в расширении и укреплении экономических связей со странами Зарубежной Европы все более усиливается.

4. Заслушивание ответов учащихся.

Самооценка и взаимооценка работы школьников.

5. Физминутка.

Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.

6. Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран.

В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Гениальный художник и разносторонний ученый, да Винчи считал своим призванием вовсе не искусство и даже науку – его увлекал сам процесс познания. Он оставил в наследство человечеству множество гениальных мыслей: от близкой к современным теории кровообращения до принципиальной схемы вертолета, но не пытался реализовать что – либо из своих открытий – просто загадывал загадки будущим поколениям. Творческая биография Леонардо да Винчи – сплошная череда неоконченных проектов. От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. Картина “Мона Лиза” – возвышенный гимн человеку, прекрасному и сложному, как Вселенная.

Творчество Рафаэля следует признать ярчайшим и законченным выражением всей эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце – Сикстинская Мадонна.

Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины “Менины”, “Пряхи”.

В картине “Пейзаж с Аполлоном и Меркурием” французский художник Клод Лорен описал особый тип пейзажа – идиллию, в котором преобладало личное настроение художника.

7.

А какая у вас мечта, которую вы хотите осуществить после окончания школы? (получить хорошее образование, хорошо оплачиваемую работу)

Посмотрим где можно получить хорошее образование. Показ презентаций учащихся о Великобритании, Франции, Германии, Италии.

8. Итог урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

Литература.

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2005 .
  2. Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плицеский Е.Л. Социально-экономическая география России, справочное пособие. М. Дрофа, “Издательства ДИК”, 2004.
  4. Толмачева Е.В. География 10 класс. Издательство “Учитель – АСТ” 2000.
  5. Баринова И.И, Горбанев В.А, Душина И.В. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.