Смешанные инструменты государственного регулирования экономики. Вопрос

7.3 Методы и инструменты государственного регулирования

Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй - экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти.

Данная категория включает в себя запрещение, т.е. запрет какой-либо деятельности, использования каких-либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может запретить строительство промышленных предприятий в городе, транзит через его территорию грузов и транспортных средств других государств, ввоз или вывоз каких-либо товаров. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Формой разрешения может выступать лицензирование разнообразных видов экономической деятельности, ввоза или вывоза ряда товаров (лекарств, продовольствия и пр.). Принуждение - метод административного управления, основанный на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, уклонение от уплаты налогов, их недоплата или несвоевременная уплата наказываются взиманием штрафов с налогоплательщиков.

К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В качестве примера можно привести максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросах вредных веществ (токсинов) в окружающую среду.

В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику , ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы , выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:

Регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

Операции Центробанка на рынке ценных бумаг.

В системе мер денежно-кредитной политики есть и административные рычаги: лицензирование банковской деятельности, ограничение кредитования, установление различных нормативов для банков.

Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Государство может оказывать стимулирующее воздействие на экономику, поддерживать научно-технический прогресс, ускорять развитие отдельных отраслей экономики, проводя политику ускоренной амортизации. Такая политика широко используется во всем мире для ускорения обновления основных производственных фондов. Смысл ускоренной амортизации состоит в начислении ежегодных списаний в амортизационный фонд по повышенным нормам. В результате стоимость основных фондов переносится на издержки производства в более быстрые сроки, уменьшается налоговая нагрузка на предприятие. В то же время увеличиваются возможности инвестирования.

Прогнозирование широко используется в процессе регулирования современной рыночной экономики. Оно представляет собой оценку развития экономики на определенный предстоящий период, прогноз перспектив развития рыночной конъюнктуры, изменений рыночных условий. Результаты прогнозирования используются при составлении бюджетов страны, определении целей экономической и социальной политики и пр. Выделяют краткосрочные (на 1-1,5 года), среднесрочные (на 4-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) прогнозы.

Программирование - одно из наиболее прогрессивных направлений по развитию рыночной экономики. Во многих развитых странах после Второй мировой войны активно использовалось макроэкономическое индикативное планирование, когда показатели планов рассматривались как ориентиры, индикаторы развития. Другой важной формой программирования выступает разработка и реализация целевых программ, направленных на решение каких-либо конкретных проблем. В качестве примера можно привести программы, разрабатываемые НАСА (Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Spase Administration, NASA)). В России в настоящее время метод целевого планирования используется весьма активно. В частности, реализуются четыре национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.

Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. К ней относится социально-экономическая инфраструктура (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях может иметь место участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия с государственным участием подчиняются общим законам рыночной экономики.

Инструменты внешнеэкономической деятельности используются для воздействия на различные стороны внешнеэкономических отношений - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К ним относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

План

1 . Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

4. Государственное экономическое програм-­
мирование.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляе­мых правомочными государственными учреждениями и обще­ственными организациями, нацеленная на повышение эффектив­ности общественного воспроизводства и удовлетворения потреб­ности общества.



Государственное регулирование экономики имеет объектив­ную основу:

а) обобщение производства как в границах национальной
экономики, так и в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующего громадных трудовых и фи­-
нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предпри­-
ниматели;

в) неспособность рынка решить экономические, социальные
проблемы;

г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение потреб-­
ностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во мно­гих сферах, в то время как государство регулирует рынок посред­ством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства.

Субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами государственного регулирования экономики) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

В государствах с федеративным устройством (США, Россия, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики; всё более независимыми в осуществлении государственного регулирования экономики от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами выразителями экономических интересов.

Обратная связь между государственного регулирования экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям это и есть обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики :

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платёжный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - это притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала . Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение . Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты условия накопления, социальные отношения.

Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Ещё один из основных объектов регулирования цены . Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление государственного регулирования экономики особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества, окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество .

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач . Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель выравнивание экономического цикла направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды на окружающую среду и т. д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

Положения отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

3. Инструменты государственного регулирования экономики

Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей, инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарий государственного воздействия на экономику – это совокупность инструментов, применяемых государством. Обычно в каждой стране этот инструментарий отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений.

В современных условиях сложились следующие инструменты:

1) Правительственные закупки;

2) Трансфертные платежи;

3) Государственные кредиты;

4) Дотации, субсидии;

5) Федеральные финансы (включающие федеральный бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы);

6) Финансы субъектов федерации;

7) Дефицит государственного бюджета;

8) Государственный долг (внутренний и внешний);

9) Местные финансы;

10) Фискальный федерализм;

11) Государственное предпринимательство;

12) Хозяйственное законодательство;

13) Национализация и приватизация объектов собственности.

Правительственные закупки являются фактором роста рынков ресурсов и товаров за счетувеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства в хозяйственную жизнь:

1) Государство вливает свои финансовые ресурсы в элементы спроса и тем самым стимулирует общий подъём экономической конъюнктуры;

2) Сокращая своё участие в формировании совокупного спроса, государство сдерживает нежелательный «перегрев» экономики, когда рост выходит из под общественного контроля.

Трансфертные платежи представляют передачу государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом. Через трансфертные платежи государство перераспределяет налоговые доходы; стимулирует возникновение и реализацию положительных внешних эффектов; реализует свою социальную функцию.

Государственные кредиты характеризуют то обстоятельство, что государство является собственником части совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату – процент. Увеличение государственных кредитов стимулирует рост деловой активности, а сокращение – сдерживает ее.

Под дотацией понимается безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Под субсидией подразумевается финансовый расход правительства для целей покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевой государственной программы. Субсидия может выступать в виде дотации и субвенции. Субвенцией является субсидия целевого назначения (под выполнение целевой программы).

Федеральные финансы образуются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов федерального правительства(источников и форм поступления денежных ресурсов в бюджет государства) и расходов федерального правительства (направлений и форм расходов денежных ресурсов в целях реализации функций государства). Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет – это план доходов и расходов центрального правительства.

Сальдо федерального бюджета может выступать в трех формах:

1) в виде баланса (когда доходы равны расходам);

2) активным (когда итоговые доходы выше расходов);

3) пассивным (когда доходы меньше расходов).

Если выполняется третья ситуация, то говорят о дефиците федерального бюджета . Дефицит государственного бюджета образуется как сумма превышения расходов государства нал его доходами. Дефицит частично или полностью покрывается эмиссией бумажных денег или размещением обязательств государства перед участниками рынка.

Под государственным долгом понимается вся сумма обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами. Основная сумма обязательств - это выпущенные но не погашенные государственные займы с начисленными процентами. По своему составу государственный долг может быть:

1)общегосударственным (это долг центрального правительства, как внутренний, так и внешний);

2) задолженность субъектов Федерации;

3) задолженность местных органов власти;

4) задолженность государственных предприятий;

5) прочие долги.

Исторически по различным причинам наблюдается рост государственного долга. Среди них можно отметить такие: рост масштабов экономики, ее результатов и влияния на это государственного фактора; диверсификация, развитие и рост доходов и расходов государственного бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров; усложнение задач и методов обеспечения качества смешанной экономики; рост обяза­тельств государства как участника мировой экономики, по­требителя ее ресурсов.

Считается, что до определенного уровня дефицит государственного бюджета допустим. Обычно это 4-5% от ВВП. Сверх этого дефицит стимулирует неконтролируемые ин­фляцию и прочие отрицательные явления. Одна из причин того, что 4-5% дефицита от объема ВВП не так опасны в том, что полагается и рост ВВП, как правило, не менее чем на 2-3% в год. В этом смысле дефицит растет почти пропорционально росту ВВП и не дестабилизирует макроэкономику. Кроме того, незначительный дефицит, вызывающий большой прирост инфляции (скажем, 0,15% в расчете на месяц) может стимулировать участников рынка оборачивать капиталы с рентабельностью не ниже некоего макроэкономического минимума.

Основной источник обеспечения доходов бюджета - налоговые поступления. Налоги представляют обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Налоги выполняют следующие функции: фискальную (основная функция, которая реализует образование государственных денежных фондов); экономическую (связана с перераспределением доходов в целях социального и экономического развития); политическую (связана с реализацией государственных интересов (обороной, государственным управлением, правопорядком и т.д.).

Главными видами налогов в рыночной экономике являются прямые налоги (они устанавливаются непосредственно на доход и имущество, то есть объект обложения здесь прямо указывается); косвенные налоги (устанавливаются на вторичные, третичные и т.п. производные объекты обложения, например, на тот или иной объем реализации товара или услуги; на право пользования чем-либо и т.д.).

Что касается расходов государства, то они представляют целевые фонды денежных средств, ассигнованные и фактически использованные государством для реализации своих функций. К основным функциям целевых расходов относят:

- «защиту доходов» (расходы на поддержание принятых социальных стандартов жизни наименее защищенных граждан);

- «защиту государства» (расходы на оборону, управление, правопорядок, суд и т.д.);

- «обслуживание государственного долга» (расходы на возврат заемных средств и процентов по ним).

В целом, как расходы, так и доходы государства постоянно растут. К причинам этого, помимо уже сказанного, можно отнести:

Развитие, диверсификацию и рост источников доходов государства;

Рост народонаселения;

Урбанизацию экономики;

Рост спроса на общественные блага;

Рост расходов на поддержание качества природной среды;

Эгалитаризм (систему мер, направленных на сокращение социального неравенства за счет относительного уравнивания доходов различных социальных групп населения).

В Российской Федерации доходы и расходы разделены на три вида: федеральные, субъектов Федерации и местные. Наиболее полным по совокупности доходов и расходов является консолидированный бюджет, а федеральный – его часть.

Финансы субъектов Федерации обслуживают потребности правительств членов Федерации в формировании и использовании денежных фондов в пределах их территориальных единиц.

Местные финансы включают низовой уровень финансовой системы государства. Это финансы областей, городов, общин, районов, муниципалитетов и т.д. Они обслуживают финансовые потребности территорий с административными границами. Главным источником доходов местных финансов являются поимущественные налоги, а основной вид расходов - финансирование социальной сферы.

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного пере­распределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использова­ния. В результате такого перераспределения: укрепляется доходная база бюджетов; сокращаются или полностью по­крываются дефициты бюджетов; сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства.

Под государственным предпринимательством понимается такая хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство (федерации, республики или местное). Как правило, государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточном уровне эффективности. Например, это сферы, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют Дополнительных, преимущественно не частных источников (в развитых странах это, в основном, капиталоемкие отрасли материальной инфраструктуры производства - общегосударственные системы транспорта и связи, космонавтика, атомная энергетика и др.). Конкретная доля участия госу­дарства в той или иной отрасли экономики сильно варьирует от страны к стране и определяется, помимо всего прочего, политическими, социальными, историческими, экологическими и иными обстоятельствами. Так, в США и Германии наиболее высокой является доля государственного предпринимательства в почтовой отрасли, в Японии - в отрасли связи, а в Швеции - в отрасли железнодорожного транспорта.

Под законодательством понимается система специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресованы. Целями законодательства являются:

Обеспечение равных условий (правил) для «игры» в различных сферах конкурентной среды;

Сдерживание факторов, разрушающих рынок (моно­полизма, инфляции, коррупции, криминализации экономики и других);

Создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

В современных раз­витых государствах законодательное регулирование эконо­мики является весьма сложным по видам, составу, целям и эффективности применения. Оно включает законы, кодек­сы, указы, поправки к законам и другие юридические нор­мы высших законодательных органов и лиц (Президента или иного лица) государства. В этом смысле основная про­блема сводится к тому, чтобы максимизировать общий эко­номический эффект от применения согласованных (увязан­ных) между собой юридических норм.

Национализация и приватизация объектов собственно­сти - это инструменты, направленные на изменение струк­туры, доли и результатов функционирования секторов пред­принимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Национализация направлена на рост значимости государственного предпринимательского сектора и через это - на повышение эффективности функ­ционирования экономики. Приватизация имеет своей целью противоположный процесс - рост значимости частного предпринимательского сектора. Очень важно, чтобы нацио­нализация и приватизация (эти процессы могут протекать одновременно, но по разным сферам, отраслям и террито­риям экономики) проводились согласованно и вели к общему повышению уровня эффективности функционирования (качества) смешанной экономики. Эта проблема в макроэкономической теории называется» проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хозяйстве

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.
Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.
Основные экономические инструменты - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.
Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.
Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому госу-
дарственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтовотелеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические, социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, пределы

Система свободной конкуренции (идеальная экономическая модель).

Вопрос о границах и формах вмешательства государства в рыночные процессы имеет длинную историю. Были времена, когда его экономическая роль оставалась малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот: государство приступило к систематическому макроэконо­мическому регулированию, значительно расширило свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось дерегулирование экономики развитых стран. Что касается России, то она переживает крайне сложный период восстановления рыночных отношений и, соответственно, радикального изменения экономической роли государства.

Государство определяет объемы предложения общественных товаров и принуд и ельно азначает налоги независимо от того, каковы потребности, хотят ли люди иметь произво имые за счет этих налогов товары и услуги в таких количествах или нет.

Экономическое поведение производителей и потребителей порождает внешние по отношению к рынку эффекты. Хотя последние уже не имеют денежной меры, они реально влияют на жизнь каждого человека и об ества в целом. Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты даст потребление чистых общественных товаров: стоит только приступить к нему хотя бы одному человеку, как вовлеченным в то оказывается все остальное население.

Реальность внешних эффектов дает основания разграничить частные и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты и резу ьтаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство - рыночное равновесие. В зависимости от знака внешних эффектов (положительного или отрицательного) социальные затра ы и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Их равенство отразит уже не рыночное, а какое-то иное, псевдорыночное, равновесие. По своему экономическому смыслу оно существенно шире рыночного: устанавливается совместными усилиями государства, реагирующего на внешние эффекты с помощью бюджетных или иных методов, и обычного механизма спроса и предложения. За таким псевдоравновесием стоит не только согласование интересов участников свободной конкуренции, но и баланс между их интересами и интересами общества.

Двинуть экономику в сторону псевдорыночного равновесия способно только государство.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономи у, но существуют ограничения, требования, идущие от рыночной системы.

1. В принципе исключены любые действия государства, разрывающие связи внутри рыноч­ного механизма, разрушающие его. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, декретированное распределение производственных ресурсов и потребительских товаров (по фондам и талонам), всеохватный административный контроль над ценами и другие аналогичные формы государственного вмешательства. Это требование вовсе не означает, что в рыночной экономике госу арство, скажем, снимает с себя всякую ответственность за динамику цен или запрещает планирование. Напротив, государство внимательно следит за движением цен и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства (национальные елевые программы).

2. Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять а него можно в основном лишь косвенными, экономическими мето ами. В целом ря е случаев административные меры не тольк допустимы, но и абсолютно необходимы.

Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они су ест­венно отличаются руг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора а порой вооб е сводят ее к нулю Такое случается там, где админист­рирование экономически необоснованно, запредельно, обретает черты тотальности, перерож­дается в командно-распределительную систе у. В этих условиях государственны контроль становится вс объемлющим охватывая размеры производства, его структуру, цены, потреби­тельские качества продукции, издержки, заработну пла у, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом - весь хозяйственный процесс.

В последние годы в России произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. С стема создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. В частности, просматриваются по крайней мере шесть о ластей, де администрати ные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами госу арственного регулирован я рыночного хозяйства:

1)Контроль над монопольными рынками.

2)Побочные эффекты рыночных процессов.

3)Разработка национальных стандартов (например экологических).

4)Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения.

5)Защита национальных интересов в системе мировых хозяйственных связей.

6)Реализация целевых программ.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.

Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет самофинансирования произошло существенное увеличение производственных мощностей.

В-четвертых, технически высокооснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения не выгодно).

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, а в периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

Государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж.

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и вследствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частным фирмам. В 80 - 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.

В Российской Федерации удельный вес государственной собственности основных фондов уменьшился с 91% в 1990г. до 42% в 1995г., а частной или смешанной повысился соответственно с 9% до 58%, или в 6,4 раза. За тот же период доля работающих на государственных и муниципальных предприятиях и организациях снизилась с 82,6 до 37,6%, а на частных возросла с 12,5 до 37,6%, т.е. в 3 раза. В негосударственном секторе создается почти 70% ВВП.

Внешнеэкономическое регулирование

Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капитала, научно-технического и административного опыта; кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

В РФ импортные товары составляют 48% (данные за I квартал 1998г.) Потребитель нужный товар получает, но все, что содержится в его цене, идет за рубеж: там за счет этого рабочие получают зарплату, предприятия прибыль, государство налоги и социальные платежи. В России, которая запускает спутники и космические корабли, 90% продаваемых цветных телевизоров, 70% стиральных машин - импортного производства. По мнению многих экономистов доля импорта должна быть не более 15-20%. Это разумный предел, чтобы не ощущать пагубного давления иностранных конкурентов на наших товаропроизводителей. Политика и стабилизационные меры должны отвечать интересам страны, укреплению экономической независимости.

Заключение

Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.

1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.

Движение к рыночному типу хозяйствования радикально изменили представления о государственном механизме регулирования социально-экономических процессов. Реформы в России развернулись под флагом разгосударствления экономики, но по упрощенной схеме, с категорическим отрицанием имевшегося опыта. И сейчас ясно, что без сильного государства осуществить переход к рыночной экономике невозможно.

Несмотря на длительный срок, отделяющий РФ от начала рыночных реформ, по-прежнему нет общей признанной концепции нового экономического организма.

После декабря 1991г. Правительство страны сделало в развитии реформ ясно выраженный концептуальный выбор. Он основан на монетаристкой схеме “шокового погружения” в рынок.

Сейчас существует огромная проблема - бессилие государства не только в области сбора налогов, т.е. выполнение обязательств юридических и физических лиц перед государством, но и с точки зрения регулирования обязательств между субъектами хозяйства.

Список литературы:

1. Коков В. Политика должна оставаться на экономических закономерностях.//Экономист.- 1998.- №8.

2. Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист.- 1998.- №1.

3. Кушлин В. Политика должна основываться на экономических закономерностях.//Экономист.- 1999.- №2.

4. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12

5. Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6.

6. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996

7. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 1997.

8. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. Чепуриной.- Киров. 1994.

9. Долан Э., Линдерт А. Макроэкономика: Учебное пособие.- СПб., 1996.

10.Мэнкью Г. Принципы экономики: Учебник XXI века. - СПб. 1999.



Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996

Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6


Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12

Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист.- 1998.- №1

Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма (как это исторически сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

* Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

· Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

· Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

· К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

· Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

· Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы, воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться pазмер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также - модуляцию налоговых ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

* воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)

* воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая поли тика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, - наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).