Сфера государственной и общественной жизни. Сферы общества

Сфера общества – это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает и себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой . Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей . Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере пере­мещения и взаимодействия родоплеменных объединений родо­вые связи заменялись территориальными, родовая община транс­формировалась в соседскую. Если в родовой общине существо­вали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обо­собленным имуществом и собственностью на орудия труда и про­изводимую продукцию, что создало основу для появления част­ной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим со­вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишко в, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделе­нию ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким об­разом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей - земледельцы, скотоводы и ремесленники - при наличии излишков неизбежно обменива­лись между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда .



Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги , с помощью которых стали оп­ределять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV- XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно­ванное на разделении труда. А в XVII - XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство стано­вится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред­метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про­дукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде­ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно­шения между различными группами общества. Элементами соци­альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре­деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение в об­ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен­щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь­ные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков про­изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных . Так общество разделилось на группы по имущественно­му признаку. С появлением государства социальная структура об­щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государствен­ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще­ство делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре­стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при­знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля­дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может вхо­дить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляю­щий элемент власти - способность одних групп людей и их пред­ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли­тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру­гой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче­ской сферы общества только с появления государства. Власть суще­ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи­более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали поло­женную им долю производимого продукта. Решающими критери­ями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стадо взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те - в союзы племен. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще­ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами) , которые обобщенно стали на­зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы­чай - это общепринятое, исторически сложившееся правило по­ведения, которое закрепилось в результате многократного повто­рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня­лись добровольно. Тем не менее, в целях обеспечения присваиваю­щей экономики и жизнедеятельности рола сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения с уществовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече­ние общественных дел - охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели­гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме­няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре­лигиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед­ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно - в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти , все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за­нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе­нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда­ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин­ников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен­ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис­пользовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался свое­образный общественный строй, получивший название «военная демократия». Вес мужчины были воинами. Однако выделилась груп­па людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно за­крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи­чески и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX- XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со­временном мире в политическую сферу общества входят не толь­ко государственные, но и общественные организации, в том чис­ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей. Одной из составляющих духовной сферы является культу­ра. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культу­ра - это совокупность знаний и ценностей, передаваемых после­дующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе­ния, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна­ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на­скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору­дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз­ные верования - язычество , представлявшее собой обожествле­ние сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру­жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду­ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз­витие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо­связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках, происходящих в обще­стве явлений, сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерар­хии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо­жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано­вится политическая сфера, а в период реформ - экономическая и социальная сферы. Но, несмотря на преобладающее влияние ка­кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще­ствования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со­циальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия*? Как
повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще­ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ,

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

Сферы общественной жизни

Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

В обществознании выделяют четыре подсистемы:

  • Экономическая;
  • Политическая;
  • Социальная;
  • Духовная.

Каждая из перечисленных сфер состоит из:

  • определённого вида деятельности;
  • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
  • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

Экономическая сфера

Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

Политическая сфера

Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

  • политические институты (партии);
  • правовые и моральные нормы;
  • коммуникации;
  • культура и идеология.

Социальная сфера

К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.

Социальная структура делится:

  • демографическую;
  • этническую;
  • поселенческую;
  • образовательную;
  • профессиональную;
  • сословно-классовую группы.

Духовная сфера

Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.

Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения - научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции - праву и политике.

Характеристикой современного общества является совокупность всех составляющих. Пример - место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа.

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление - политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения - социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 93.

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основедуховной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Общество - это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества. И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество - это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Легко отследить взаимосвязь, например, социально-экономических отношений и правовых норм на примере законов Киевской Руси. В своде законов были указаны меры наказания за убийство, и каждая мера определялась место человека, которое он занимает в обществе - по принадлежности к той или иной социальной группе.

Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Изменения в одной из них, как правило, влекут перемены в других. Например, взаимосвязь экономической и политической сфер, демонстрирует отставка правительства из-за обострения экономического кризиса.

Следовательно, каждая сфера общественной жизни - сложное образование, находящееся в органическом единстве с другими сферами. В силу их взаимосвязи и взаимообусловленности общество предстает как целостная система и поступательно развивается.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра философии, социологии и политологии

Контрольная работа

по дисциплине: философия

Тема: Сферы общественной жизни

Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

Игнатовой Ксении Михайловны

Шифр: 101452

Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта

Введение

1. Материально-производственная сфера общества

3. Духовная сфера общества

Заключение

Библиографический список

Введение

Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Выделяют следующие сферы общества:

Материально-экономическую,

Социальную,

Политическую,

Духовную.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

общество духовность религия познание

1. Материально-производственная сфера

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

2. Политическая сфера общества

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

Обязательным наличием социальной основы правящих сил;

Наличием специального аппарата власти;

Наличием государственной территории;

Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества.

Основные признаки государства :

  1. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    8 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни 10 1.Происхождение политики. Термин « ... жизни общества. 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни . В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами ...

  2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    Политики с другими сферами общественной жизни Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. ... Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности...

  3. Политика в системе общественной жизни

    Закон >> Политология

    Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... относятся к наиболее ранним регуляторам общественной

Речь идёт об экономической, социальной, политической, правовой, духовной сферах общественной жизни.

1) Экономическая сфера жизни общества

Она включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Эта сфера функционирования промышленного и с/х произ-ва, товарного обращения, банковской деятельности, реализации всех совокупных экономических отношений между людьми. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, на котором организуется хоз-ная жизнь страны, взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное, эконом. сотрудничество. Она предстает как сфера функционирования способа произ-ва материальных благ, которая оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества. Речь идет не только об производстве пищи, одежды, жилища, средств передвижения и связи, без которых не мыслима жизнь общества, но и материального обеспечения существования социальной сферы (здравоохранения, народного образования, быта, отдыха), а также полит. и духовной сфер жизни общества.

Материальное произ-во лежит в основе развития социальной структуры общества, т.е. определяет существование классов и других социальных слоев общества и групп. Материальное произ-во оказывает существенное влияние на развитие духовной жизни общества, не только в плане ее материального обеспечения, но и в том плане, что экономич. отношения воздействуют в определенном образе на развитие морали, искусства, науки. Так рыночная экономика порождает рыночное сознание – эконом., полит., моральное и т.д.

Вывод: Способ произ-ва материальных благ (прямо или косвенно) воздействует на все стороны жизни общества. Исходя из этого можно сказать, что значение эконом. сферы для развития общества является основополагающей.

2) Социальная сфера жизни общества

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющих в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежь, лиц пожилого возраста), а также национ. общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Эта сфера воспроизводства общественной жизни и каждого человека. Речь идет: а) о создании здоровых условий произ-ной дея-ти людей; б) об обеспечении уровня жизни всех слоев населения; в) о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения; г) о соблюдении соц. справедливости при реализации каждого человека своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ; д) о распределении противоречий вытекающих из соц. расслоения общества; е) о соц. защите соответствующих слоев населения.


Имеется ввиду регулирования всего комплекса соц-классовых и национальных отношений, касающихся труда, образования, быта и уровня жизни людей.

Это обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования соц. сферы на это должна быть направлена социальная политика государства.

3) Политическая сфера жизни общества

Политическая сфера есть пространство полит. деятельности классов, других соц. групп, национ. общностей, политич. партий и движений, разного рода обществ. организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся полит. отношениях и направлены на реализацию их полит. интересов. Эти их интересы касаются прежде всего полит. власти, а также реализации их полит. прав и свободы. В интересах одних субъектов упрочнение существ. власти, другие пытаются ее устранить, третьи стремятся к тому, что бы разделить пол. власть с другими субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на полит. события в собств. интересах.

Политическая дея-ть людей и в целом полит. жизнь общества осуществляются в рамках сформировавшихся в ней полит. системы . Наиболее важные элементы системы это институты полит. власти (дума, правительство), права и идеологии. Ведущим звеном полит. жизни общества является государство. Ведь главное в полит. отношениях людей – вопрос о власти прежде всего государства. Органы гос-ва могут воздействовать на все звенья полит. системы общества. Гос-во выступает прежде всего как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою дея-ть в интересах господствующих в обществе соц- классовых сил. Стоит задача демократизировать, т.е. подчинить интересы народа деятельности гос-ва.

4) Правовая сфера жизни общества

Правовая сфера – это сфера правовых отношений между людьми, а также между личностью и гос-вом, регулированных действующим правом.

Право представляет собой систему правовых норм и правил поведения людей запрещающих или разрешающих им определенную деят-ть. В одних случаях следует запретительных причин: «Запрещено всё, что не разрешено». В других случаях в основу правовых норм положено разрешительный принцип: «Разрешено всё, что не запрещено». Данный принцип в большей степени обеспечить свободу личности, хотя может привести к проявлениям своеволия и произвола. Важно во время законодательно закрепить то, что наносит вред интересам людей и общества.

Право выступает как мера свободы личности в пределах того, что разрешено правом и законом личности и защищены гос-вом. За этим пределом она обязана следовать запретам установленные законом. Право выражает интересы общества различных соц. групп, прежде всего классов. Правовые нормы устанавливается гос-во, которое обеспечивает их выполнение. Сами они направлены на поддержание в обществе формального юридического равенства или равенства всех людей перед законом, а также свободы и справедливости. В этом заключается роль и значение права. Особое значение имеет права людей на жизнь, свободу мысли и дея-ти на собственность, а также на свободу перемещения, свободу слова, печати, вероисповедания. Гос-во, в котором обеспечивается верховенство закона называется правовым.

5) Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей и их создания, распространения и усвоения разных слоями общества. Под духовными ценностями подразумевается: а) предметы живописи, музыки, литературные произведения; б) знания людей, наука; в) моральные нормы поведения; г) религиозные сознания и т.д. Словом всё то, что составляет духовное содержание обществ. жизни или духовной общность. Важнейшее значение имеет духовное общение людей.

Большое значение в развитии духовной жизни общества имеет: а) дея-ть учреждений, выполняющих функции образоват. воспитания от начальной школы до института; б) атмосфера семейного воспитания человека; в) круг его друзей.

Одна из фундаментальных проблем развития соврем. общества заключается в том, чтобы сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подленным духовным ценностям и отвратить от ложного, разрушающее челов. душу и общество.