Размер штрафа за уклонение от налогов. Уклонение от уплаты налогов ип

В сфере финансовых преступлений неуплата налогов является одним из самых распространенных нарушений. На это готовы пойти и обычные граждане, и юридические лица. Но уклонение от уплаты налогов является серьезным преступлением, а плательщиков нередко привлекают к уголовной ответственности.

Особенности уклонения от уплаты налогов

Выплата налогов является обязанностью физических и юридических лиц. Поэтому ответственность за нарушение предусмотрена в законодательстве многих стран, включая Россию, Беларусь, Германию, Казахстан, Украину и т. д. Если говорить об уклонении от оплаты как о преступлении, то его состав заключается в следующем:

  1. Объектом выступает государство, а также экономические отношения между ним и гражданами.
  2. Субъект – физическое лицо, достигшее 16 лет. Если плательщиком выступает юридическое лицо, то субъектом является должностное лицо, уполномоченное уплачивать налоги.

С субъективной стороны преступление может быть совершено с умыслом, по небрежности или легкомыслию. От этого зависит степень наказания.

Правовое регулирование вопроса

Оплата налогов и сборов физическими и юридическими лицами в России осуществляется согласно Налоговому кодексу. Ответственность за неуплату налогов наступает согласно не только Налоговому кодексу, но и Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу РФ.

Признаки финансовых преступлений

Привлечь организацию или физ. лицо к ответственности за неуплату налогов можно только после проведения соответствующей проверки. ФНС всегда обращает внимание на следующие признаки совершения финансового преступления:

  1. Налоговая нагрузка субъекта ниже, чем должны быть. Сравнение осуществляется с помощью других хозяйствующих объектов с аналогичным видом экономической деятельности.
  2. В отчетности отражаются убытки предприятия за несколько налоговых периодов.
  3. Большое количество используемых налоговых вычетов и льгот.
  4. Быстрый рост доходов организации по отношению к предоставляемым услугам.
  5. Уровень заработной платы работников ниже средней нормы зарплаты по региону.
  6. Доход индивидуального предпринимателя практически равен его расходам.
  7. Вся финансово-хозяйственная деятельность субъекта построена на основе оформления соглашений с большим количеством посредников.
  8. Сокрытие от налоговой инспекции ряда информации, включая несоответствия в поданных документах и т. д.
  9. Частое перемещение субъекта в связи с переездом, из-за чего происходит постоянная смена районных отделений ФНС.
  10. Несоответствие уровня рентабельности юридического лица.
  11. Высокие налоговые риски.

К высоким рискам ФНС относит следующее:

  1. Руководители компании-поставщика и компании-покупателя не обмениваются личными контактами, не назначают встречи и т. д.
  2. Отсутствие каких-либо личных данных о компаниях (их руководителях), с которыми сотрудничает субъект.
  3. Нет сведений о фактическом местонахождении компании-партнера.
  4. У фирмы-партнера нет рекламы или других способов поиска клиентов. При этом на рынке есть другие фирмы, предоставляющие подобные услуги по такой же цене (или меньше).
  5. Компания, с которой сотрудничает субъект, не имеет государственной информации.

При обнаружении подобных признаков ФНС проводит тщательную проверку и предпринимает необходимые действия. Нарушитель обязан будет выплатить не только необходимую сумму налога, но и различные пени и штрафы.

Возможные схемы уклонений

Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:

  • налогоплательщик скрывает получение дохода;
  • игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
  • незаконно использует предоставляемые льготы;
  • не встает на учет;
  • представляет ФНС ложные сведения.

Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:

Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.

В отношении кого могут быть назначены санкции

С юридической точки зрения, нарушить правила оплаты могут только налогоплательщики. Ими выступают:

  • физические лица;
  • юридические лица (организации);

Но когда речь заходит о привлечении к ответственности согласно КоАП и УК РФ, субъектами преступления выступают только физические лица. И неважно, осуществляет нарушение гражданин или организация. Если неплательщиком является юридическое лицо, то к ответственности привлекают должностное лицо, в обязанности которого входила процедура уплаты налога.

Итак, по закону субъектом преступления считается физ. лицо, достигшее 16 лет. Для этой категории правонарушений такой возраст актуален, так как дееспособный гражданин уже может заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Меры ответственности налогоплательщиков

За уклонение от уплаты налогов предусмотрено соответствующее наказание. Нарушителя могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Но перед тем как использовать серьезные санкции, плательщика ожидает наказание согласно Налоговому кодексу:

  1. Ст. 119 НК РФ. Предусматривает размер штрафа в размере 5% от суммы. Применяется при непредставлении лицом декларации. Есть нюансы, например, сумма штрафа не может быть меньше 1 тыс. рублей.
  2. Ст. 122 НК РФ. Используется при неправильном расчете суммы налога. Если плательщик просто ошибся, то размер взыскания составит 20%. При умышленной недоплате – 40% от недостающей суммы.

Что касается административной ответственности, то за правонарушение в сфере налогообложения плательщик может быть привлечен по статье 15.5 КоАП. Санкция данной статьи включает штраф за непредставление физ. лицом налоговой декларации. Уголовная ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ наступает только тогда, когда размер неуплаты является крупным или особо крупным.

Санкция ст. 198 УК РФ по отношению к физ. лицу, выступающему нарушителем, содержит следующие виды наказания:

  1. Штраф (до 300 тыс. рублей).
  2. Тюремное заключение (до 1 года).

Справка: если размер неуплаты является особо крупным, то сумма штрафа увеличивается до полумиллиона рублей, а срок лишения свободы – до 3 лет.

В случае когда от уплаты налога уклоняется организация, то уполномоченное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. Санкции, применяемые в данном случае, практически аналогичны ст. 198 УК РФ. Единственное отличие – срок тюремного заключения в ч. 1 ст. 199 составляет 2 года.

У налоговых преступлений есть так называемый срок давности. Он составляет три года, по истечении которых субъекта невозможно привлечь к ответственности. Но сотрудники налоговой инспекции могут приостанавливать этот срок с помощью специального акта. Нарушитель может избежать наказания на основании следующих причин:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


По российскому законодательству основную долю доходов государственной и муниципальной казны составляют налоговые поступления от физических и юридических лиц. Если налогоплательщик будет нарушать установленный порядок, то правительство государства не сможет корректно распределить денежные фонды. В результате этого страдают медицина, социальная сфера, инфраструктура. Чтобы повысить налоговую исполнительность, в стране действует система наказаний. Поэтому и физлицам, и юрлицам важно знать, чем грозит по УК РФ уклонение от уплаты налогов.

Общая характеристика наказаний

Налоги – обязательные платежи, предусмотренные НК РФ. Субъектом налогообложения выступает имущество, земельные участки, транспортные средства. Дополнительно в базу входят доходы от предпринимательской, торговой деятельности, заработок физических лиц, таможенные операции и прочее.

Плательщиками выступают собственники имущества, предприниматели, трудоустроенные и самозанятые граждане. Субъекты обязаны вовремя подавать декларации и производить отчисление налогов. За нарушение регламента они будут оштрафованы. Этот термин является обобщенным, означает взыскание денег, привлечение к работам, арест.

За нарушение законодательного регламента Российской Федерации по внесению обязательных бюджетных платежей к ответственности привлекаются физические лица, руководители, учредители, главные бухгалтеры. Наказание также предполагается для иных должностных лиц, имеющих непосредственную взаимосвязь с платежной системой. Нести ответ будут кассиры, финансовые директора и пр.

Федеральная власть может привлечь виновника к административной, налоговой, уголовной ответственности за несвоевременную уплату сборов или полный отказ от их исполнения. Именно последний вид наказания вызывает в обществе волну возмущений, споров, приводит к судебным разбирательствам. Крупнейшие преступления подлежат рассмотрению пленумом Верховного суда. Только по постановлению виновники привлекаются к ответственности.

Уголовный Кодекс – единственный государственный регулятор общественных взаимоотношений, экономической, социальной, военной отрасли. Все граждане (избиратели, пенсионеры, студенты и т. п.), ИП, обязаны подчиняться закону, не имеют права уклоняться от его норм.

Уклонение от исполнения обязательств налогоплательщика – это действие против законных правил или комплекс противодействий требованиям властей. Налоговое, административное законодательство накажет должника за просрочку платежа, несвоевременную сдачу отчетности пенями, штрафом. Калькуляторы расчета штрафных выплат представлены в интернете.

Уклонение от уплаты налогов является нарушением и карается по закону

Уголовный свод законов увеличит в разы размер денежной санкции и может лишить граждан свободы действий и передвижения. Любое избегание, нарушение законных регламентов влечет за собой негативные последствия. Ежегодно вводятся новые нормы для усиления контроля.

Причины наказания

Перечислим основания, по которым физические и юридические лица привлекаются к уголовным наказаниям за нарушение налоговых регламентов:

  • Когда по злому умыслу налогоплательщик умышленно занизил базу для расчета взноса, что привело к существенным убыткам со стороны казначейства.
  • В начислениях сборов в ПФР, ФНС зафиксированы грубейшие ошибки.
  • Налогоплательщик не производит платежи в бюджет или вносит неполную сумму.
  • Отчетность сформирована не по правилам специальных инструкций, содержит недостоверную информацию по имущественному, финансовому положению налогоплательщика.
  • Утвержденные формы таблиц, отчетов не предоставлены на проверку контролирующим органам.
  • Руководитель предприятия препятствует проведению обязательного контроля со стороны налоговой инспекции.
  • Учредители, исполнительные органы ЗАО осуществляют предпринимательскую деятельность по мошенническим схемам.
  • Зафиксирован факт намеренного сокрытия источников прибыли, доходов среднего и крупного размера.

Ответ за преступление

К налогоплательщикам в 2018 г. за неуплату страховых, бюджетных взносов применяются определенные нормы уголовной ответственности. Общие параметры привлечения нарушителей к ответственности за налоговые правонарушения прописаны в ст. 198, 199 УК РФ. Самое строгое наказание ожидает преступников, ведущих незаконную деятельность в составе организованной группировки. Меры ответственности по таким злодеяниям прописаны в статье 35 настоящего кодекса. Причем даже двое граждан, реализующих совместную задумку, план в противоречии с законом, будут признаны объектами применения наказания.

Серьезной мерой наказания является уголовная ответственность

Суд назначает уголовную ответственность лицам, скрывающим имущество, доходы, прибыль. Под наказание попадут мошенники, фальсификаторы документации. Чтобы избежать судебного разбирательства, нельзя проводить подлог данных с целью значительного занижения налоговой базы. Арбитраж признает действия группы лиц предварительным сговором, если будет доказана тесная взаимосвязь граждан, исполнение конкретной совместной задумки, участие в разработке преступного плана, презентации.

Избежать уголовного наказания смогут только те лица, кто нарушил российское законодательство впервые. Важным критерием освобождения от санкций УК РФ является полное признание вины, внесение соответствующих корректировок в отчетность, финансовую документацию, бухучет, а также полная оплата недоимки и всех назначенных реальных штрафов.

За уклонение от налогов статья УК РФ вынудит налогового агента ответить за мошеннические действия по личной заинтересованности. Например, работодатель начисляет вознаграждение трудящимся, обязан удерживать и перечислять в казну НДФЛ. Чтобы вернуть собственный займ, предоставленный ранее организации, директор отказывается от уплаты налога, пошлины и перечисляет деньги на свой счет. За это руководителю юрлица грозит штраф.

Вина граждан

Физические лица приобретают в собственность движимое имущество, недвижимость, становятся налогоплательщиками определенных сборов. Например, за автомобиль необходимо ежегодно пополнять региональную казну определенной суммой. Если плательщик не исполнит свои обязанности, налоговая служба выставит требование, посчитает пени и применит к должнику соответствующие санкции.

Аналогичная ситуация применяется по объектам недвижимости: квартиры, частные дома, земля, водные скважины и пр. Граждане получают вычеты на детей по НДФЛ только после предоставления соответствующего заявления.

Объектами обложения НДФЛ становятся любые доходы, не связанные с трудовой деятельностью: предоставление помещения, инструментов, машины, иного имущества во временное пользование третьим лицам, оказание услуг и пр. Например, физлицо сдает в аренду дом, получает ежемесячно плату.

Именно с этой суммы арендодатель обязан уплатить в бюджет подоходный налог. Не имеет значения, какие расходы входят в арендный взнос (капремонт, газ, свет, интернет и пр.), а также кто фактически получает деньги: бывший супруг, друг. Отвечать перед законом будет именно собственник и юридический участник сделки по найму жилья.

Граждане должны уплачивать налог на любую деятельность, приносящую доход

Каждый гражданин, получающий доход за трудовую деятельность, обязан перечислять в бюджет сумму НДФЛ, алименты. Удержание осуществляется бухгалтерской службой предприятия, где физлицо трудоустроено. То есть фирма выступает налоговым посредником, агентом. Именно она обязуется при выплате заработной платы перечислить единовременно всю сумму подоходного налога.

Подоходный налог удерживается со всех официальных доходов резидентов, нерезидентов, включая пенсионеров. Исключение составляют только компенсационные выплаты, пенсия, некоторые поддерживающие пособия. При увольнении работника фирма обязана полностью произвести с ним расчет по зарплате и погасить долг по НДФЛ.

Особые случаи

Когда физические лица организуют свою занятость, они должны сообщить об этом в налоговую, самостоятельно исчислить сумму сбора и оформить денежное перечисление. Например, учитель занимается в свободное время репетиторством, получает за это деньги. Поэтому специалист должен сформировать налоговую декларацию, отразить в ней материальную выгоду и перевести в бюджет НДФЛ.

Важным параметром признания граждан самозанятыми является отсутствие постоянного места работы, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такие лица не могут нанимать рабочих, заниматься предпринимательством, они не ведут подачу отчетности, работают без лицензии, по патенту на интеллектуальные права.

За уклонение от уплаты налогов, обязательных бюджетных, внебюджетных сборов для физических лиц предусмотрена ответственность, прописанная в статье 198 УК РФ. Наказание начинает применяться за невнесение взносов в бюджет, отказ от предоставления фискальной декларации или указание в ней заведомо ложной информации, занижающей размер выплат.

Несмотря на то, что из уголовной ответственности исключены наказания за тунеядство, не исключена вероятность восстановления этих условий в ближайшем будущем. Такая политика государства направлена на балансирование прав физических лиц по предоставлению социальных гарантий. Дополнительно физлицам грозит уголовка за хранение огнестрельного оружия вместо сигнального.

Отдельно рассмотрим, сколько должна составлять задолженность по налогам для применения санкций по УК РФ. Стоит отметить, что крупное нарушение – понятие с размытыми границами. Например, проступком признается отсутствие платежей в бюджет за три подряд следующих финансовых года в размере более девяноста тысяч рублей или суммарная величина долга свыше 2,7 млн. руб.

Высшая мера наказания применяется в случаях сокрытия особо крупных сумм

Сюда включаются любые налоги, вносы по страхованию нанятых работников. Самое жесткое наказание наступает для должников, отказавшихся уплатить более 1/5 доли исчисленных налогов или 13,5 млн. руб. за тридцать шесть месяцев.

Если зафиксировано злостное уклонение крупного размера, виновника ожидает денежное взыскание в сумме от ста до трехсот тысяч российских рублей. Иногда нарушитель наказывается альтернативным штрафом – величиной зарплаты за двенадцать или двадцать четыре месяца. В исключительных случаях должника могут привлечь к принудительным работам до одного года, а также существует риск взятия под стражу на шесть месяцев или заключения в тюрьме на двенадцать месяцев.

Также важно знать, что будет, если должник переступит линию крупных нарушений. За преступления особо крупного размера преступников ожидают более жесткие меры наказания. Финансовая санкция увеличивается до суммы двести-пятьсот тысяч рублей или зарплаты от полутора до трех лет. Реже денежные взыскания заменяются принудительными работами или ограничением свободы до трех лет.

Виновники – юридические лица

Предприятия, независимо от формы собственности, режима налогообложения, обязаны исполнять обязательства перед бюджетом и пенсионными, страховыми фондами. Крупные производственные компании уплачивают сборы с прибыли, за имущество, природопользование, транспорт, НДС, НФДЛ, пенсионные взносы.

Небольшие фирмы на упрощенке предпочитают льготный режим (УСН, ЕНВД) и пополняют государственную казну платежами фиксированного или уменьшенного размера. Правительство снизит величину сборов, если компания работает по направлению, представленному в специальном списке НК РФ. Разъяснения по льготам всегда можно получить в инспекции, понятные инструкции представлены на сайте ФНС.

Уклонение от обязательной уплаты налогов или сборов с организации выражается в непредставлении деклараций или заполнении расчетных форм фиктивными данными. Ответственность за такие деяния предусмотрена статьей 199 УК РФ. Не имеет значения, кто фактически заполнит отчетность, важно, чьей подписью она будет утверждена.

Крупными признаются преступления при невыплате взносов до четверти от всех сумм за три года, если совокупная недоимка не превышает 15 млн. руб. Особо крупные долги – суммы невнесения налогов свыше 50% или суммарно более 45 млн. руб. Например, за предшествующие годы компания произвела продажу продукции на сумму свыше 50 млн. руб., сумма НДС от выручки составила 7,6 млн. руб. Субъект не перечислил долг 3 млн. руб., преступление будет признано совершенным в крупном размере.

Подача декларации с ложными данными также является наказуемым действием

Значительные суммы бюджетной задолженности повлекут для предприятий наказание в виде денежного штрафа от ста до трехсот тысяч рублей. Когда преступление совершено группой лиц по обоюдному сговору, идее, взыскание увеличится до двухсот-пятисот тысяч рублей. Аналогичное удержание грозит неплательщикам, если они нарушают порядок исполнения обязательств налогового агента.

Когда учреждение скрывает доходы в крупном размере, ему назначается санкция от двухсот до пятисот тысяч рублей. За сокрытие сумм в особенно крупном размере штраф увеличивается от полумиллиона до двух миллионов рублей. По статистике большинство преступников избегают ареста, уплачивают только штраф.

Наказание руководителей

На практике в первую очередь меры уголовной ответственности касаются должностных лиц, совершивших экономическое, налоговое преступление или оказавшихся причастными к ним. Под наказание попадают генеральный, финансовый директор, главный бухгалтер или его заместитель. Дополнительно штрафные санкции коснутся всех работников, имеющих непосредственное отношение к формированию налоговой базы, фискальных деклараций.

Если следственный комитет в результате детальной проверки, расследования обстоятельств дела зафиксирует сговор руководителя и бухгалтерии, то этим лицам грозит солидарная ответственность. СК РФ для доказательства группового преступления проверит наличие письменных распоряжений, оценит наличие выбора. Бухгалтер не обязан оформлять проводку, если она противоречит закону.

Дополнительно изучается факт оповещения руководителя о противозаконных действиях со стороны бухгалтера, наличие конфликта сторон. Сотрудники следственного комитета могут работать по жалобе, поступившей от налоговых инспекторов, городской или районной администрации, граждан, а также по личной инициативе.

Если суд выносит положительное решение о наказании руководителя предприятия, то физлицо оштрафуют от ста до трехсот тысяч по крупным преступлениям, двести-пятьсот тысяч рублей – по особо крупным. В качестве альтернативы применяется взыскание заработной платы осужденного за срок от одного до двух и трех лет в соответствии с тяжестью нарушения. Реже применяются принудительные работы с максимальным сроком до шестидесяти месяцев. Должностные лица могут быть лишены права занимать руководящие должности до трех лет.

Ответственность обычно несет вышестоящее руководство

Крупные налоговые преступления с характерным злым умыслом грозят руководству ООО арестом до полугода или физлицо могут посадить до двух лет с запретом трудоустройства на аналогичные должности в пределах трех лет. По масштабным проступкам ограничение перемещения и заключение под стражу увеличивается до шести лет.

Заключительные моменты

Налоги – обязательные бюджетные платежи, подлежащие неукоснительному исполнению. Систематические неплатежи, просрочки, несущественные отклонения в расчетах повлекут начисление пеней, административных (КоАП РФ) и налоговых (НК РФ) штрафов. ФНС ограничит должника в правах распоряжения денежными средствами на счетах в банке, имуществом в собственности за задержки некриминального характера.

). Если в рамках (ст. 122 НК РФ) контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы.

Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198 , 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

Преступление Размер неуплаченной суммы Санкции за неуплату налогов (вид наказания)
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб.
— либо принудительные работы на срок до 1 года;
— либо лишение свободы на срок до 1 года
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн. руб. — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. руб. — либо штраф в размере 100 - 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо арест на срок до 6 месяцев;
— либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговору Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн. руб. — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198 , п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 2017

Уголовная ответственность за налоговые преступления - это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ) .

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Взносы по налогам – основная часть доходов, систематически поступающих в бюджет государства. Это безвозмездные, обязательные и принудительные взносы, величину которых налогоплательщики пытаются уменьшить. Причем некоторые организации, предприниматели используют для этого не только законные, но и противозаконные схемы.

Уклонение от налогов: характеристика

Под данным понятием подразумевается сокрытие декларации либо другой отчетности для проверки, а также отражение в документах неверной информации. Согласно УК РФ ст. 199 уголовное преследование наступает только, если от налоговой инспекции была скрыта крупная или особая крупная сумма, подлежащая к уплате.

Существует множество способов, позволяющих не платить или снизить сумму налога. Вот несколько видов уклонений:

  • Подмена, аннулир ование накладных после получения прибыли от розничной продажи. Первичные бумаги искажаются либо уничтожаются, за счет чего не вся прибыль отображается в отчетной документации.
  • Выручка , от продажи продукции доверенными лицами, проводится не в полном размере или не фиксируется вообще. Предприятие передает третьей стороне товар вместе со счет-фактурой. После того как покупатель вносит выручку наличными средствами, документы уничтожаются или переделываются, а сумма разницы не проводится. Таким образом, снижается величина налога.
  • Физическое лицо, при сдаче жилого помещения в аренду, не отображает полученный доход в декларации, тем самым отстраняясь от уплаты обязательного платежа.

Все возможные нарушения перечислить невозможно, поскольку существует множество видов уклонений от уплаты налога. Но при выявлении подобных нарушений налогоплательщику может грозить ответственность согласно НК и УК РФ.

Правовое регулирование вопроса

Правонарушений в сфере налогообложения – огромное количество. Начиная о самого простого несвоевременного предоставления отчетности в ИФНС до сокрытия существующего имущества от службы приставов.

Уклонение от внесения налогов имеет определенный УК РФ состав преступления :

  • основной объект – определенное государство и доходная часть бюджета;
  • субъект – предприятие либо лицо, совершившее незаконное действие;
  • объективная сторона – совершенные действия в отношении главного объекта, которые стали причиной ущемления его интересов, закрепленных законодательством (снижена прибыль бюджета);
  • субъективная сторона – мотив, вина, эмоции и цель субъекта по отношению к осуществляемому действию.

Согласно ст. 199 при совершении умышленного противоправного деяния, уголовная ответственность наступает только в том условия, если от государства были скрыты доходы особого крупного или крупного размера.

Признаки финансовых преступлений

Согласно статьям 199, 198 УК РФ уклонение от внесения обязательных платежей компаниями, физическими лицами проявляются при определенных действиях:

Для физических лиц (УК РФ ст. 198) величина недоимки:

  • крупный показатель – более 600 тыс. руб. за три года, при условии, что некоторая часть неуплаченных платежей более 10%, или выше 1,8 млн.;
  • особо крупная величина – более 3-х млн., при невыплаченных взносах более 5% или 9 млн.

Для компаний, предприятий (УК РФ ст. 199):

  • крупный размер – более 2-х млн. за 3 года, при 10% неуплаченных платежей или свыше 6 млн.;
  • особо крупный размер – свыше 10 млн. за эквивалентный период времени, при скрытии платежей более 5%, то есть свыше 30 млн.

Но, если один из элементов состава совершенного преступления отсутствует, тогда невозможно отнести его к одной из перечисленных статей. Причем особое значени е имеет сумма фактического убытка . Если ущерб государству намного ниже, указанных сумм, то ответственность предприятию, компании согласно УК не грозит. Тогда судебные инстанции ограничиваются взысканием долгов за счет денежных средств, имущества нарушителя, штрафов.

Если налогоплательщик не довел свое преступное деяние до логического завершения и по истечении обязательного срока взноса перечислил положенную сумму в бюджет, тогда состав преступления отсутствует, а осуществленные действия классифицируются как отказ от завершения преступления.

Возможные схемы уклонения от налогов

Избежать уплаты налогов можно различными способами, которые в большинстве случае противозаконны:

  • Использование организаций-однодневок : предприятие перечисляет деньги на счет фирмы за предоставление услуг. Затем определенная сумма снимается со счета, а фирма аннулируется. Такие ИП открываются на лиц, введенных в заблуждение или имеющих проблемы с алкоголем.
  • Привлечение финансово-кредитной организации . Очень часто сделки по обналичиванию денег проводят некоторые банки.
  • Перевод средств на расчетные счета физических лиц . Гражданин открывает вклад в финансовой организации, предприятие перечисляет на него деньги, затем владелец вклада снимает средства, закрывает его.
  • Использование материнского капитала. Осуществление недостоверных сделок приобретения-продажи недвижимости.

Во всех случаях, данные схемы, позволяющие избежать уплаты налогов или снизить сумму платежа, противозаконны.

В отношении кого могут быть назначены санкции

За уклонение от внесения обязательных платежей несут ответственность налогоплательщики , в лице которых могут выступать:

  • компании, предприятия;
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Наказания для компаний и физлиц не отличаются по строгости. Степень ответственности будет определена на основании суммы налога, неуплаченного в бюджет.

Если преступление совершается налогоплательщиками, к которым относятся не только физические лица, но компании, тогда к уголовной и административной ответственности за преднамеренное уклонение привлекаются только физлица (ведь в организации принимают решения граждане, занимающие определенные должности).

Меры ответственности налогоплательщиков

Санкции в отношении физических лиц и компаний могут быть применены согласно НК РФ, Уголовного Кодекса и КоАп РФ.

Налоговый кодекс

Санкции накладываются в форме штрафов . Подобный вид наказания увеличивает доходную часть бюджета. Если плательщик налогов задолжал крупную сумму, то ему придется отвечать по статьям, содержащимся в УК РФ. Но от уплаты платежей, штрафов он не освобождается.

Санкции согласно НК РФ:

  • Непредставление налоговой отчетности (ст. 199): 5% от суммы обязательного платежа. Но штраф не может быть менее 1 тыс. руб. и более 30% от невыплаченного взноса .
  • Если сумма величина налога была занижена или неверно рассчитана (ст. 122) – 20%. При умышленном деянии – 40%.

Санкции на основании КоАп

Здесь предусмотрена ответственность при несвоевременном предоставлении декларации. При этом наказание может быть применено только в отношении должностного лица. Штраф от 300 до 500 рублей .

Что предусматривает УК РФ:

Санкции и ответственность по совершенному деянию определит суд. При этом будет учитываться величина ущерба, причиненного государству, отягощающие и смягчающие обстоятельства, степень ответственности обвиняемого.

На протяжении, какого периода времени могут быть предъявлены претензии

В НК при определении возможности использования определенного вида наказания могут быть применены несколько сроков давности:

  • привлечение к официальной ответственности (ст. 113);
  • наложение штрафных санкций (ст. 115).

Ответственность по УК РФ нарушителю грозит только на протяжении 3-х лет, по окончанию налогового отчетного периода, в котором факт правонарушения был установлен. Соответственно и налоговая проверка охватывает только три года. Но ФНС может составить соответствующий акт о приостановлении дела (если будет доказано, что налогоплательщик специально тянет время).

С момента принятия решения налоговой службой о привлечении к ответственности налогоплательщика начинает отсчет срока давности. Для начала ответственному лицу направляется извещение с указанием суммы налога, штрафа и срока исполнения обязательств перед государством.

Если компания, физлицо не выполняет требования ФНС, то она имеет право:

  • принять решение о наложении штрафных санкций самостоятельно о начислении штрафа на протяжении 2-х месяцев;
  • обратиться в судебные инстанции с соответствующим заявлением в течение 6 месяцев.

Исчисление сроков начинается с момента окончания периода , выставленного в официальном требовании о внесении штрафа и обязательного платежа.

Ответственность и штрафы при уклонении от исполнения обязательств по налогам перед государством достаточно жестки. Целесообразнее оптимизировать режим налогообложения и на законных основаниях налоговое бремя. Тем самым уменьшив возможные риски, связанные с неуплатой налога в полном или частичном размере.