Пример налогового планирования в организации. Планирование налогов в организации

В условиях, когда финансовый кризис сменяет экономический, большинство хозяйствующих субъектов терпят материальные потери. Поэтому возникает необходимость в оптимизации финансового положения организаций.

Однако на практике не многие знают, как, применяя налоговое планирование минимизировать вероятные убытки, не потерять доходы и не нарушить договорные обязательства.

Что нужно знать

Налоговое планирование подразумевает упорядочивание деятельности предприятия (налогоплательщика) с целью получения высокой прибыли путем уменьшения налоговых обязательств.

Представляет собой законный способ оптимизации платежей перед государством. Оптимизация налогов – повышение финансовых результатов, экономия на платежах.

При ее использовании рост налоговых обязательств не зависит от выручки предприятия. В текущем отчетном периоде формируется прибыль для привлечения совладельцев и кредиторов.

При обнаружении недочетов во время подписания договоров, предотвращается дополнительное налогообложение.

Основные понятия

Корпоративное налоговое планирование – это главная часть управления финансами организации. У налогоплательщика есть право законным образом сократить свои обязательства.

В налоговое планирование включается:

  1. Разработка финансовой стратегии предприятия.
  2. Сбор и анализ информации о развитии бюджетной, налоговой, инвестиционной политики РФ.
  3. Работа с наиболее приемлемыми формами договоров.
  4. Правильное использование возможностей и льгот, предусмотренных законом.
  5. Определение вероятности получить рассрочку или отсрочку по платежам.

С какой целью проводится

Планирование проводится с целью выявления оптимального способа хозяйствования для обеспечения минимально возможной налоговой нагрузки.

Сюда относится:

  • оптимизация налоговых платежей;
  • минимизация потерь по всем налогам или по конкретному обязательству;
  • повышение объема оборотных фондов;
  • увеличение возможности для последующего развития организации;
  • повышение качества работы.

Изыскание наименее затратных способов снижения налогов облегчает налоговое бремя. Организации максимально увеличивают свои доходы и дальше эффективно развиваются.

Законные основания

В Налоговом Кодексе РФ определено, что у налогоплательщика есть законное право на использование скидки при предоставлении основания и в порядке, который регламентируется законом о налогах и сборах.

Это возможно благодаря обширной сфере в законодательной базе, где допускается использование различных толкований правовых норм.

Порядок планирования налогового бремени организации (ООО)

Осуществляя распределение уплаты налогов, стоит учесть возможные изменения в налоговом законодательстве:

  1. Появление новых направлений в развитии государства.
  2. Установление иных систем и форм налогообложения.
  3. Правка ставок налога.
  4. Отмена предоставленных ранее льгот.

Изменения приобретают законную силу не всегда одновременно с их принятием. Порой проходит не один год.

Разрабатывая дальнейшую стратегию развития общества, можно заранее исследовать нормативные документы и определить выгоду от их применения. Первое января каждого года знаменуется вступлением в силу новых изменений.

Последние недели уходящего года – решающий период для определения правовых принципов организации с целью выгодно оптимизировать налоговые платежи в пользу государства.

Нормативно-правовые положения:

Поскольку для определения уровня обязательств необходимы данные обоих учетов, а они регламентируются различными документами, это становится причиной возможных расхождений.

Возникают отложенные или постоянные активы и обязательства.

Предприятие обязано уметь использовать элементы планирования. Для этого можно использовать различные способы.

К основным элементам планирования относится:

Контролирование отчетности и бухгалтерского учета Доступ к правдивой, своевременной информации о деятельности организации для будущего планирования по сборам
Заключение сделок
Предоставленные льготы
Налоговый календарь Помогает прогнозировать и контролировать переводы платежей, не пропускать сроки уплаты обязательств в бюджет, следить за сроками отчетности, чтобы избежать штрафных санкций
Стратегия по выбору лучшего варианта налоговых платежей Четкий план ее реализации
Разумное размещение Активов, налогов от доходов, прибыли
Четкое прослеживание дебиторской задолженности По предоставленным услугам или отгруженному товару. Она не должна превышать четырех месяцев

Способы планирования:

  1. Выбирается месторасположение. Учитывается порядок исчисления и уплаты налогов местного законодательства. Представляются ли специальные кредиты от государства. Каковы условия соглашения с местной налоговой инспекцией. Есть ли возможность осуществлять безналичные переводы в другие страны.
  2. Определяется предпочтительная форма деятельности.
  3. Формируется учетная политика предприятия. Выбирается система оплаты труда.
  4. Формируются договорные отношения. Проводится анализ предполагаемых соглашений.
  5. Используются пробелы в законодательной базе.
  6. Применяются налоговые льготы по важным видам налогов ().
  7. По возможности изменяется срок уплаты обязательств.
  8. Используются оффшорные схемы.
  9. Применяется лоббирование интересов.
  10. Учитываются возможные изменения в законодательстве. Предприятие оперативно на них реагирует.

Что является принципами на примере предприятия

Работа выполняется в несколько этапов:

  • определяются главные риски;
  • анализируются проблемы и ставятся задачи;
  • определяются инструменты для применения;
  • создается схема;
  • осуществляется финансово-хозяйственная деятельность.

Определить главные риски

Целью государства является желание максимально увеличить поступления в бюджет. Следовательно, контролирующие органы не будут приветствовать действия налогоплательщиков по снижению налоговой нагрузки.

Не примется во внимание их законность. Суд в одном случае может признать их основание правомерным, в другом – отнесет к разряду правонарушений.

Необходимо предвидеть возможные финансовые потери, которые возникнут при налоговой оптимизации. Могут быть прямые убытки от контроля инспекции — штрафы, взыскание недостачи.

Косвенные расходы на улаживание отрицательной ситуации — дополнительные платежи во избежание уголовной ответственности.

Проанализировать проблемы и поставить задачи

Необходимо сформировать налоговое поле. Узнать об ожидаемых платежах, ставках, размерах, льготах, правильном распределении между бюджетными организациями.

Провести анализ отношений по , бухгалтерских записей. Дать оценку суммы расходов.

Наметить задачу – минимизировать налоговые потери. Уменьшить ставку конкретного сбора. Также денежную сумму по всем платежам с одного объекта.

Определить инструменты

Государство помогает субъектам хозяйствования осуществить налоговое планирование.

Для этой цели предусмотрены — специальный порядок уплаты сборов, зоны льготных платежей за рубежом и на территории России, соглашения, предотвращающие двойное обложение налогами.

Основные инструменты:

Форма отношений через договора Возможность самостоятельно реализовывать продукцию или через посредника. Для производства товара использовать свое сырье или приобретенное
Освобождение от платежей Законодательством предусмотрено предоставление льгот по уплате сборов на собственность организации, если 50% его работников составляют инвалиды
Выгодные цены по сделкам Свободный выбор на повышение или снижение цены продаж по сделкам
Отдельные составляющие налогообложения Отличие ставок платежей с прибыли для юридических лиц и частных предпринимателей
Особый порядок исчисления сборов прописан в Порядки изъятия налогов — для субъектов малого бизнеса, единый платеж с временного дохода, форма в свободных экономических зонах
Возможность заключать дополнительные соглашения Позволяющие избежать двойного налогообложения. Применимо к субъектам, которые осуществляют свою деятельность одновременно в нескольких странах
Компании SVP Проектируют управление финансовыми потоками
Особенные элементы бухучета, учетная политика Объем выручки можно определять по отгрузке товара или оплате услуг. После введения в производство допускается проведение оценки материально-производственных средств на хранении. Упрощен порядок установления восстановительной стоимости основных средств. Допускается наличие запаса по предстоящим расходам и его отсутствие

Его влияние на предпринимательскую деятельность

Распределение ресурсов с учетом налогов имеет свои особенности на российских предприятиях, поскольку для граждан РФ является еще нехорошо проработанной областью. Доля выплат по налогам слишком высока.

Видео: налоговое планирование и бухгалтерский учет

Страны Европы этой политике уделяют в высшей степени большое внимание. Там, если фирма производит платеж по общей ставке, это свидетельствует о ее недейственном налоговом менеджменте.

Поскольку в стране отсутствует четкое разграничение законных и противозаконных действий, возникают негативные последствия для общей экономики:

  • сдерживается деловая активность предпринимателей;
  • государственные органы теряют доверие субъектов хозяйствования;
  • правительственная власть теряет свой авторитет в глазах налогоплательщиков;
  • Россия теряет инвестиционную привлекательность для других стран.

Все же, грамотно используя действующее законодательство, российские предприниматели имеют возможность воспользоваться , гарантиями и правами.

Что позволит им свести риски планирования к минимуму. Результат оправдает риск – увеличиться доход, возрастет деловая репутация предприятия. Организации смогут со временем достичь европейского уровня.

Налоговое планирование на предприятии означает, что нужно определиться с соответствующей формой и способом капиталовложения, приняв во внимание действующие законы.

Проще следовать основным правилам:

  1. Если регистрация налогоплательщика происходит в стране, в которой можно получить большую прибыль, уклониться от статуса резидента.
  2. Перемещать активы как капитал, а не прибыль.
  3. Изучая налоговые режимы стран, обращать внимание не на ставку, а на расчет облагаемого дохода.
  4. Не спешить индексировать доходы и регистрировать прибыль. Иногда отсрочка платежа освобождает от бремени.
  5. Избегать сделок с лицами, не исполняющих своих обязательств перед государством.

Исполнение перечисленных правил позволяют свести к минимуму налоговые обязательства предприятия. При этом присутствует полное оповещение государственных структур.

При пользовании нелинейным способом переноса износа необоротных активов, перераспределяется обязательство во времени. Снижается в этом квартале, повышается в следующем
Показание процентов по предоставленным кредитам. Уменьшается налог на полученную прибыль и платежи с него
Планирование запасов на вознаграждения по стажу работы, восстановление основных средств, пропусков. Главное, не превысить резервы ,
Перед продажей имущества его причисление к уставному капиталу для дальнейшего сбыта. Снизится и нагрузка
Дочерние отделы оформить самостоятельными юридическими лицами. Происходит уменьшение налогооблагаемой базы

Порядок расчета

К общим принципам относятся расчеты суммы начисленных, но неоплаченных платежей. Использование уже уплаченных сумм снизит существующий уровень налогового бремени.

Предприятие обязано удерживать и оплачивать налоги с физических лиц, поэтому не принимается во внимание .

Добавочную стоимость продукции нужно рассчитывать по формуле:

где В – выручка от сбыта продукции, МЗ – материальные расходы.

В итоге получаем знаменатель, к которому соотносятся все платежи. Этот метод подразумевает и использование дополнительных коэффициентов, которые влияют на первичную стоимость продукции.

Взносы по страхованию исключаются, поскольку входят в оплату труда.

Формула определения удельного веса обязательств – совокупность всех платежей, оказывающих влияние на стоимость продукции:

Расчет расходов, не касающихся реализации, но уменьшающих доход организации (рекламный сбор, ) – платежи по доходам, не с продажи:

НДС и денежные взносы на страхование рассчитываются аналогично. Взносы на страхование, которые принадлежит оплате труда:

Необходимо раз в полугодие производить расчеты. Это позволит организации увидеть возможность получения дополнительных льгот, предписанных законом.

Возникающие вопросы

Все методы по оптимизации приводят к схемам. Используя только один из них невозможно достичь успеха. Только грамотно составленная схема приведет к намеченному результату.

Необходимо учесть все особенности законодательства. При планировании возникает ряд вопросов. Ниже приведены некоторые из них.

На предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса

В РГБ как элемент финансовой политики предприятия можно провести следующие мероприятия:

  1. Отказаться от НДС.
  2. Использовать преимущества специального планирования.
  3. Воспользоваться прямой льготой по роду деятельности (ст.149 НК РФ).
  4. Снизить ставку на приобретение социально значимых товаров.
  5. Проанализировать обоснованное снижение структуры налоговых баз, перенесение на другой период.
  6. Составить планируемый график получения выручки.
  7. Планировать расходы.
  8. Избавится от ненужного имущества.
  9. Распределить финансовые потоки.
  10. Оптимизировать .
  11. Закончить давние реконструкции.
  12. Ввести в эксплуатацию приобретенные основные средства.

В будущем законодательство будет усовершенствовано. Для РГБ создадут особые требования, учитывая их социальную роль. За снижением налогов повысится конкурентоспособность российских гостиниц.

Нюансы в некоммерческих организациях

Неприбыльные организации имеют льготу на уплату НДС. Ставка налога равняется нулю. Регламентируется о внесении изменений в закон о социальном страховании.

Под эту часть уточнения попадают организации, предоставляющие услуги по перевозке багажа и пассажиров за пределы РФ.

Налоговое планирование на предприятии необходимо осуществлять заранее с учетом нормативных документов, используя несколько схем.

При снижении ставки платежей организация становится конкурентоспособной. Увеличивается ее доход.

Введение

Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации - период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего со стороны иностранных и созданных с привлечением иностранных инвестиций компаний) и увеличении давления со стороны естественных монополистов, социальной сферы (как находящейся на балансе промышленных предприятий, так и в муниципальной собственности), государственных органов,- характеризуется наличием высоких транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей, что, в свою очередь, требует формирования адекватной налоговой политики со стороны предпринимательских кругов, направленной на нивелирование рестрикционной составляющей налоговой системы. Действительно, если проанализировать величину налоговой нагрузки, приходящуюся на промышленный сектор экономики, которая по некоторым оценкам достигает 60% добавленной в продукт предприятием стоимости , и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие) , то становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае должна вестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей - налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсе элиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

Организация эффективной системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях помимо всего прочего способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического, ибо экономической конструкции под названием “налоговое планирование” как никакому другому виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер, выражающийся прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации . Иными словами, можно утверждать, что налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения .

Кроме того, налоговое планирование способно стать не только одним из самых ценных и перспективных орудий, находящихся в арсенале менеджера, оно уже сейчас оказывает глубокое воздействие на инвестиционную политику, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне . Особенно наглядно данное утверждение проявляется при анализе принятия инвестиционных решений за рубежом , т.к. в западных корпорациях основным показателем, на основе которого судят о перспективности инвестиционного проекта, является показатель чистой приведенной стоимости (Net Present Value), в расчете которого планирование налогов занимает ведущее место ; а, учитывая то обстоятельство, что в последнее время проблема привлечения иностранных ресурсов в РФ (как денежных, так, что не менее важно, и технологических) является одной из острейших и актуальнейших, то становится очевидным, что для улучшения инвестиционной привлекательности российских промышленных предприятий, помимо изменения инвестиционного климата на макро уровне, необходима кардинальная перестройка системы управления российскими предприятиями, в том числе и в области планирования налогов, в соответствии с существующими в западных странах стандартами и принципами.

Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. Результаты этих исследований нашли отражение в зарубежной и отечественной литературе.

Среди зарубежных исследований проблемы наибольший интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмбелла , Е. Томсетта и Д. Джонсона .

Серьезные исследования в области налогового планирования выполнены российскими учеными Галимзяновым Р.Ф. , Горбуновым А. , Гуськовым С. , Кожиновым В.Я. , Козенковой Т. А. , Медведевым А.Н. , Мельником Д. , Погорлецким А.И. , Рогозиным Б.А. , Тихоновым Д.Н. , Черником Д.Г. и многими другими.

В многочисленных работах по данной проблематике приводится множество дефиниций налогового планирования, указывается место налогового планирования в системе управления предприятием, проявляется роль различных структурных подразделений в налоговом планировании , проецируются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения . В то же время необходимо отметить, что проблема планирования налоговых платежей рассматривается вышеназванными авторами в основном с позиций практических рекомендаций руководителям, бухгалтерам, экономистам по налогам, разъясняющих методику законного снижения налоговых отчислений. Теоретическое обоснование принципов и методов налогового планирования, формулирование научной методологии организации налогового планирования, выявления его места в системе общеэкономического планирования на предприятии отходит на второй план, что представляется весьма необоснованным и практически пагубным, ибо без наличия установленных и признанных принципиальных положений (начал), формирования аппарата и способов исследования, налоговое планирование не сможет реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в ипостаси инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочной перспективе.

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Таким образом, планирование налоговых отчислений российскими промышленными предприятиями в современный период развития способно стать одной из важнейших и полезнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должной теоретической обоснованности, а на практике применяется только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия, носит бессистемный характер . Все выше изложенное обусловливает актуальность темы настоящей работы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Понятие и содержание налогового планирования на промышленном предприятии

Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б. Г. Федорова дает следующее определение налогового планирования: “минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ”. Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack P. Friedman), выпущенный издательством Barron”s Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как “систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость - все это примеры налогового планирования”.

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей . Предлагаемые дефиниции рассматривают существо налогового планирования с сугубо ограничительных позиций, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией , сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных (например, на градообразующем предприятии) и политических причин, а также, если инвестиционный план развития хозяйствующего субъекта не предусматривает уменьшения налоговых расходов; у малых предпринимательских структур, перешедших на уплату налога с вмененного дохода, вряд ли есть необходимость в разработке схем по уменьшению налогообложения). Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.). Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

С содержательно-процедурных позиций налоговое планирование, как и любой другой вид человеческой деятельности, состоит из нескольких неоднородных по своей сути и призванных играть особую роль в процессе планирования ступеней (этапов). Разбиение (градация) деятельности по налоговому планированию исходя из специфических особенностей тех или иных процедур, применяемого научного аппарата, логической согласованности и последовательности деятельности, субъективного и объективного состава на определенные укрупненные институты (этапы), имеет большое теоретическое значение и практический смысл. С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории, посредством применения индуктивного логического аппарата, а также проявить место налогового планирования в комплексе общеэкономического планирования деятельности предприятия, ибо, учитывая обширную область распространения и влияния деятельности, связанной с налоговым планированием, в системе управления предприятием, обнаружение методологических, функциональных и директивных связей налогового планирования с другими видами управленческой деятельности возможно только при анализе взаимодействия обособленных институтов планирования между собой, без учета их синергетической составляющей. На практике поэтапное разбиение налогового планирования призвано придать последовательность операций, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственных за реализацию тех или иных налоговых мероприятий; осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений.

В литературе при описании процесса налогового планирования на промышленных предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, некоторые авторы считают, что налоговое планирование состоит из четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (рис. 1) .

Рис. 1. Этапы налогового планирования

Знание налогов - точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение налоговых законов - своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах - отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

Налоговая оптимизация - планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие исследователи при описании процесса налогового планирования используют иную градацию процедур :

  1. На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.
  2. На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.
  3. На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.
  4. На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности - по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.
  5. На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
  6. На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Третьи полагают, что процессу налогового планирования свойственна следующая структура :

  • анализ хозяйственной деятельности;
  • вычленение основных налоговых проблем;
  • разработка и планирование налоговых схем;
  • подготовка и реализация налоговых схем;
  • включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Приведенные выше характеристики содержания процесса налогового планирования основываются, прежде всего, на определении налогового планирования - как практической деятельности по оптимизации налогового портфеля. В то же время, как уже отмечалось, налоговое планирование - неразрывная часть общеэкономического планирования, а значит, первому в полной мере должна соответствовать процедура общехозяйственного планирования, в противном случае планирование налогов может войти в противоречие с общим планом развития предприятия, что в итоге повлечет возникновение дисбалансов в управлении предприятием, а также увеличение издержек на управление, ибо дешевле предусмотреть налоговые последствия для предприятия в общем плане развития предприятия, нежели корректировать утвержденный план в соответствии с налоговыми ожиданиями. Поэтому работа в области налогового планирования должна состоять из тех же этапов, которые находят свое отражения в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу, а именно: организационно-подготовительного, исследовательского, плано-разработочного и основного этапа . Первый этап определяется формированием аппарата, который должен организовать всю работу по составлению плана и подготовить условия для его реализации. Второй определяется выполнением основных исследований, в том числе действующего налогового законодательства, предшествующих составлению плана. Здесь же осуществляется сбор требуемой информации, разрабатываются аналитические таблицы, выбираются нужные технико-экономические показатели. Третий этап включает в себя составление самого плана. И четвертый этап - реализация данного плана.

Первый этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.

Учетная политика рядом авторов называется основным инструментарием налогового планирования . Не разделяя столь категоричную позицию, стоит согласиться с огромной ролью, возложенной на учетную политику в процессе налогового планирования.

Учетная политика формируется руководителем предприятия на основе Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98 от 09.12.98 .г № 64н. В соответствии с данным положением под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе. Учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа. При этом применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в Российской Федерации. Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта как раз и позволяет использовать учетную политику в целях повышения экономической эффективности. С точки зрения налогового планирования наибольший интерес рекомендуется обращать на установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; способа начисления амортизации по МБП; способа начисления амортизации по основным средствам; способа группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг .

План производства (производственная программа) является основным документом, на базе которого осуществляются производственные отношения на предприятии. В плане производства содержатся данные относительно предполагаемой инвестиционной политики предприятия, выпуска продукции, численности работников и т.п. информация, прямо и непосредственно воздействующая на налоговую нагрузку предприятия. Следовательно, при расчете плана производства продукции необходимо учитывать налоговые последствия, могущие возникнуть в соответствии с планируемыми технико-производственными мероприятиями. Например, при подготовке плана капитальных вложений следует учитывать способ проведения капитального строительства (монтажа оборудования) с целью использования льгот по НДС, ускоренных способов списания амортизационных отчислений, понижающих коэффициентов налога на имущества.

Помимо всего прочего, важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем “старые” нормативы разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Изменение ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.). Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации. В целом, критерием общеэкономического планирования должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективе . Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития, систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство расчета, сводимость затрат и результатов. Расчет критерия эффективности деятельности промышленного предприятия в перспективе должен базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

При переходе от производственной программе в ее существующем виде к балансу доходов и расходов, а данный переход представляется неизбежным в силу необходимости унификации российских и западных принципов управления бизнес-процессом, возрастет роль планирования налоговых отчислений как наиболее значимой (весомой) доли расходной части баланса.

Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний. Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции (табл. 1). Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рис.2), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Рис. 2 Структура налогового планирования

Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды (рис. 2) неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех “этажах” налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем .

Согласно пп. 3 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ, каждое предприятие-налогоплательщик обязано “вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения”. Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи. Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

Таблица 1

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Мероприятия и требования к персоналу

Потребность в налоговом планировании/

Периодичность

Четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот

Уровень профессионального бухгалтера

Разовые консультации внешнего налогового консультанта

Минимальна, разовые мероприятия

Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов

Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора

Абонентское обслуживание в специализированной компании

Необходимо, регулярные мероприятия

Важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям

Требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров

Постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката

Специальная программа развития, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

Жизненно необходимо, ежедневные мероприятия

Смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

В процессе внутреннего налогового контроля имеют место:

  1. Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства - первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений? Какие налоги обязано уплачивать предприятие? По какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги? Сроки уплаты налогов? Льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов? Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудником бухгалтерии, ответственным за налоговый учет, с привлечением в случае необходимости юридической службы.
  2. Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока ). Налоговый календарь разрабатывается каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъекта РФ, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных (например, “Гарант”, “Консультант плюс”). Налоговый календарь составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.
  3. Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать:

  • правовые базы данных - для изучения действующего законодательства;
  • разъяснения ГНС РФ и местной налоговой инспекции;
  • специальную литературу (комментарии ведущих специалистов-налоговедов, периодические издания и т.п.);
  • разъяснения аудитора (юриста).

    На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов. В частности, составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

    Мероприятия, проводимые на текущем уровне планирования, достаточно хорошо известны, проанализированы и охарактеризованы в научных трудах и литературе практической направленности . Обычно данные мероприятия называют способами, методами, “схемами” налоговой оптимизации (минимизации налоговых отчислений). Способы налоговой оптимизации различны по своей природе и в своем большинстве узконаправлены на определенный сегмент налоговых отношений, не затрагивают весь комплекс налоговых проблем. Среди наиболее популярных методов налоговой минимизации исследователи выделяют метод замены отношений ; метод разделения отношений ; метод отсрочки налогового платежа ; метод прямого сокращения объекта налогообложения ; метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту; метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей ; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков ; метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.

    Рассмотрим подробнее некоторые из названных методов.

    Метод замены отношений базируется на основном принципе гражданского права - принципе диспозитивности гражданско-правовых отношений, т.е. праве каждого хозяйствующего субъекта самостоятельно, без ограничений выбирать своих контрагентов, формы и условия сделки с ними. Суть метода заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, т.е. замена не должна содержать признаков притворности, мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной. Примерами метода замены правоотношений, использующегося в настоящий момент, являются замена посреднического договора (комиссии, поручения и т.д.), т.к. прибыль от деятельности посредников облагается налогами по повышенной ставке, на договор подряда (возмездного оказания услуг), облагаемых в обычном порядке; замена договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве, ибо инвестиции, вложенные на основании этого договора, освобождаются от уплаты налога на прибыль.

    Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно. Так, отношения по поводу реконструкции здания согласно экономической целесообразности, в соответствии с действующим законодательством, можно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, причем затраты на последний, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за счет собственных средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

    Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год). Например, предприятие может отсрочить возникновение облагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. Это происходит из-за того, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет не один день, а в среднем около трех дней (для предприятий, находящихся в разных регионах), поэтому покупатель, перечислив денежные средства за приобретенную продукцию в последний день отчетного налогового периода, может включить расходы на ее приобретение в расчет себестоимости текущего периода, хотя эта продукция будет использоваться в производственном процессе в следующем периоде, а также в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом; предприятие-продавец, принявшее кассовый метод определения выручки от реализации, в свою очередь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде, и тем самым отсрочит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что в конечном итоге приведет к увеличению оборотных средств предприятия.

    Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочих используются: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения путем занижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 Налогового Кодекса РФ; сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения.

    Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами, вплоть до криминальных. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется в снабженческо-сбытовой деятельности. Пример использования этого метода автомобильной компанией представлен на схеме (рис. 3).

    Рис. 3. Пример общей схемы налогового планирования для автомобильной компании

    Приказ об учетной политике предприятия, являясь основным регулятором процесса организации налогового планирования (см. выше), содержит некоторое количество способов оптимизации налогового портфеля предприятия посредством закрепления различных вариантов отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в краткосрочной перспективе. Элементы учетной политики предприятия, законодательно установленные возможные варианты закрепления хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а также наиболее предпочтительные, с точки зрения минимизации налоговых платежей, из вариантов закрепления представлены в табл. 2.

    Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря желанию государства установить особые режимы налогообложения для отдельных отраслей народного хозяйстве (предприятия ВПК, сельского хозяйства, образования, культуры, инновационный сферы и т.п.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке в период реформирования экономики, групп налогоплательщиков (предприятия, занятые в сфере малого бизнеса, и с иностранными инвестициями), территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны, ЗАТО), предприятий, участвующих в решении болезненных социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, молодежи; оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам; помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); экспортно-ориентируемых предприятий и многих других хозяйствующих субъектов. Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательными актами РФ и, в исключительных случаях, указами Президента РФ.

    Таблица 2

    РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕТНОЙ
    ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

    Элементы учетной политики

    Допустимые законодательством варианты

  • Как правило, налоговое планирование осуществляется в следующих направлениях:

    • Выбор оптимальной юридической формы перед гос. регистрацией.
    • Выбор оптимального режима обложения налогами.
    • Определение налогооблагаемого объекта, а также его изменение при необходимости.
    • Изменение направлений хоз. деятельности, а также проведение реструктуризации.
    • Регистрация компании в оптимальном для уплаты налогов месте.
    • Полноценное использование существующих налоговых льгот и скидок.
    • Планирование распределения полученной прибыли для реорганизации бизнеса с целью использования доп. налоговых льгот.

    Планирование денежных потоков предприятия

    Благодаря планированию денежных потоков можно определить источники поступления денег и оценить их использование, а также определить ожидаемые денежные потоки.

    Планирование денежных потоков состоит из следующих элементов:

    • Расчет размера денежных потоков на основании запаса платежных средств и ;
    • Поддержание текущего состояния денежных выплат и поступлений;
    • Определение объемов внешнего дефинансирования и финансирования;
    • Формирование резервов ликвидности.

    Планирование расходов предприятия

    Цель планирования затрат фирмы состоит в экономическом обосновании размера затрат, требуемых для изготовления продукции. Планирование затрат осуществляется в несколько этапов:

    1. Формирование сметы затрат и калькуляция себестоимости изготавливаемых товаров.
    2. Формирование баланса разделения товаров по калькуляционным направлениям.
    3. Формирование сметы затрат на использование спецоборудования.
    4. Формирование сведенной сметы производственных затрат.

    Планирование доходов предприятия

    Планирование доходов компании осуществляется по следующим этапам:

    1. Проведение анализа операционной прибыли в предплановом периоде.
    2. Проведение оценки конъюнктуры рынка продукции и (бизнес-планирование)
    3. Расчет планового размера различных видов операционной прибыли.
    4. Разработка системы действий по выполнению плана операционной прибыли.

    Санкт-Петербургский государственный

    инженерно-экономический университет

    Факультет региональной экономики и управления

    Кафедра экономики и менеджмента недвижимости

    по предмету: "Финансы и кредиты"

    На тему: "Налоговое планирование на предприятии".

    Выполнил: Колбанёв А.В.

    3 курс, группа 7281


    1. Налоговое планирование на предприятии

    1.1 Сущность налогового планирования

    Налоговое планирование - это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

    Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации . Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

    Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

    Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

    Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово - хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

    Составными частями (этапами) НП являются:

    · определение главных принципов;

    · анализ проблем и постановка задач;

    · определение основных инструментов, которые может использовать организация;

    · создание схемы;

    · осуществление финансово - хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

    Определение главных принципов

    Под принципами НП понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, на наш взгляд, следует осуществлять налоговое планирование: 1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении НП. 2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов НП. 3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением. 4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации. 5. Принцип оперативности - корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. 6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

    Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

    · риски налогового контроля

    · риски усиления налогового бремени

    · риски уголовного преследования

    В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

    · Принцип разумности и экономической обоснованности: Любая схема должна быть продумана до мелочей.

    · Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной.

    · Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.

    · Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

    · Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)

    1.4 Анализ проблем и постановка задач

    Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льгот льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др. В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т.д.

    1.5 Инструменты

    Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП. Инструменты НП - налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования. В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие. 1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%). 2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья). 3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами). 4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц). 5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход). 6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения). 7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке", оценка материально - производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

    1.6 Создание схемы налогового планирования

    При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово - хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям. При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.