Основные типы экономических систем. Основные черты традиционной экономической системы

Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Традиционная экономическая система основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Традициями и обычаями определяются производственные технологии, виды производимых товаров и услуг. В экономической роли каждого члена общества преобладает наследственность и кастовая принадлежность. Современные технологии и инновации не применяются, широко используется ручной труд. В настоящее время традиционная экономика встречается в небольшом количестве развивающихся стран.

Что такое экономическая система? В каждом государстве в разное время имелась и имеется определённая система экономики. Охарактеризовать экономическую систему позволяет объединение элементов, состоящих из законов, норм, традиций, ценностей, институтов, с помощью которых социумом решаются задачи хозяйственного управления, и совокупность экономических и социальных отношений потребителей и производителей.

Сравнение достоинств и недостатков экономических систем производится по следующим критериям:

  • преобладающей форме хозяйствования – натуральная или товарная форма ведения хозяйства;
  • основным видам собственности – общинные, кооперативно-общественные, частнособственнические и смешанные;
  • способам принятия решений по распределению доходов. Общинно-уравнительная система (доход распределяется по факторам производства) и распределение по качеству и количеству трудового вклада;
  • степенью вмешательства государства – свободные, экономически регулируемые, административно-командные и смешанные экономические системы;
  • способом координации действий субъектов хозяйствования – традиционные, рыночные и плановые системы экономики;
  • степенью открытости для международных отношений – закрытые и открытые системы;
  • степенью зрелости – формирующиеся, развитые и деградирующие системы.

В современной экономике экономические системы классифицируются на 4 основных типа с характерными свойствами:

  1. Традиционная.
  2. Административно-командная (плановая).
  3. Рыночная.
  4. Смешанная.

Самой ранней формой, сформированной ещё в древности, считается традиционная экономика, когда экономическая и хозяйственная деятельность, межличностные отношения в обществе и система распределения материальных благ определяются принципами традиций и обычаев.

Отличительной чертой командно-административной (централизованной) системы является преобладающая роль государства в экономике и минимум рыночных отношений. Государство регулирует основные экономические процессы:

  • размещение производства;
  • каналы снабжения и сбыта;
  • фиксирование заработной платы и надбавок;
  • установление показателей рентабельности.

Основными чертами рыночной экономической системы считаются развитые социальные институты и участие граждан в управлении. При рыночной экономике материальные блага должны распространяться саморегулирующими механизмами спроса и предложения. Следовательно, лучшие материальные блага будут приобретаться гражданами, имеющими необходимый капитал. С другой стороны, другим людям не запрещается основывать собственное дело, вкладывать труд, развиваться как субъект экономики и приобрести статус человека с капиталом.

Отличительные особенности традиционной экономики

Основные черты традиционного общества:

Нужно знать! Нерыночное хозяйство зародилось в глубоком прошлом, и основывается натуральным производством, то есть изготовлением продукции для собственного потребления. Хозяйственными субъектами в то время являлись семья, род, племя, община.

В традиционной экономической системе свойственно преобладание крестьянских и ремесленных хозяйств, где потомками наследуются занятия предков. Основным признаком данной экономики является то, что собственность принадлежит отдельным хозяйствам, и каждый собственник имеет право распоряжаться собственными ресурсами.

Признаками традиционной экономики считаются:

  • медленное внедрение и развитие современных технологий;
  • власть строится на традиционных родоплеменных отношениях;
  • полуфеодальный общественно экономический строй;
  • характерно широкое применение ручного труда;
  • фермерские хозяйства составляют основную долю в экономике;
  • отсутствует или неразвита добывающая промышленность;
  • эксплуатирование низших сословий и ограничение их прав и свобод;
  • не развивается наука;
  • получить образование может лишь небольшая прослойка общества, являющаяся правящей элитой;
  • на политические взгляды народа оказывается религиозное или военное давление.

Главной характеристикой традиционной экономической системы считается низкая степень развития производственных технологий, чем обусловлена низкая производительность труда. Традиционным хозяйством, свойственным экономике этого типа является натуральное хозяйство (преобладает фермерство, охота, собирательство). Внедрение современных технологий вызывает разрушение основ подобной экономики.

Характеризует традиционную систему слабая экономическая связь между населёнными пунктами. Это мешает стабильному развитию экономики, и вынуждает людей браться за тяжёлый физический труд. К признакам относят и сами традиционные общины, являющиеся условием выживания большой группы людей, но тормозящие прогресс.

Охарактеризовать традиционную экономическую систему может слабо развитая торговля. Из-за низкой производительности труда в общине не остаются излишки, которые можно реализовать. Торговые связи даже с ближайшими селениями очень слабые. Это способствует закреплению укоренившихся порядков и мешает внедрению новых технологий.

Отличительной чертой традиционной экономики является социальный и экономический застой. Развитие общества происходит очень медленно или совсем не развивается. Сообщество сохраняет свой уклад с давних времён. Примером из истории, где это происходило и приводило к катастрофе, могут служить коренные жители Америки и Африки.

Экономические причины сначала обуславливают застой, затем его закрепляет система неформальных институтов, которые составляют совокупные традиции и обычаи страны. Традиции участвуют в регулировании распределения политической власти и экономических ресурсов. Традиционная экономика отличается характерными чертами:

  1. Догматичностью.
  2. Неспособностью приспосабливаться к меняющимся условиям.
  3. Строгостью исполнения.

При таком укладе общества наблюдается преобладание аграрного сектора в производстве. Основная ценность для подобных сообществ – продовольственные продукты, так как низкая производительность труда еле позволяет фермерам прокормиться, а несовершенство технологий при высокой рождаемости населения вызывает проблему голодания.

Влияние государства и религии

При традиционной экономической системе типичны примитивные властные структуры. В большинстве случаев форма правления в подобных сообществах — абсолютная монархия, поддерживаемая обширным воинским сословием. Основными ресурсами и материальными благами владеют высшие сословия.

Политическая власть в таком обществе не обеспечивает социальные гарантии и развитие, а собирает ренту для высших сословий. Государство не имеет социальной направленности и осуществляет насильственное сохранение существующих порядков.

Традиционная экономика основывается на кастовом и сословном делении общества и поддерживается государственным насилием. Основным системным принципом подобного общества является желание правящего класса и в дальнейшем регулярно извлекать ренту и сохранять привычный уклад жизни общества, а не внедрять современные технологии и инновации.

Государство не единственный институт, регулирующий экономику в традиционных обществах. Религия играет значительную роль в обществе с таким укладом. Религиозные институты внедряются во властные структуры и формируются в привилегированное сословие, которое тоже заинтересовано в собирании и получении ренты. Религиозными институтами закрепляется и обосновывается практика насилия государства над теми, кто пытается изменить существующий социальный уклад.

Плюсы и минусы традиционной экономической системы

Таблица преимуществ и недостатков:

Преимущества Недостатки
Относительная стабильность Медленный или отсутствующий социальный и технологический прогресс, низкая производительность труда
Предсказуемость. Текущий порядок сохраняется столетиями, значительных социальных потрясений не бывает Общество плохо приспосабливается к внешним воздействиям, плохое сопротивление завоевателям и природным катастрофам
Высокое качество и добротность материальных благ. Ремесленники производят товары по технологиям, которые передаются им предками по наследству и сохраняют качество Частная собственность при подобной системе очень шаткий институт. В социуме, где право собственности обеспечивают насилием, частное предпринимательство тормозит не только низкий уровень технологий, но и низкие гарантии безопасности производителей
Проблемы общества усугубляются религиозными институтами и монархическим укладом. Государство не способствует модернизации и прогрессу, а мешает им

Современные государства с традиционной экономикой

В большинстве современных государств уже преодолён этот период в экономике. В наше время существует очень мало стран, где сохранился подобный уклад. Эти страны находятся в Африке и Юго-Восточной Азии. Там сохраняется низкая производительность труда, и применяются старые технологии. Однако глобализация и влияние инноваций предвещает возможность окончания эпохи традиционной экономической системы.,

Примером стран с традиционной экономикой (с небольшими оговорками) являются следующие: Бутан, Афганистан, Непал, Буркина-Фасо, Лаос, Вануату, Бурунди, Мьянма, Зимбабве, Бенин, Чад, Барбадос, Эфиопия и др.

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

    многоукладность экономики, проявляющаяся в наличии в национальной экономике различных форм хозяйствования;

    сохранение натурально-общинных форм хозяйствования, основанных на общинном коллективном ведении хозяйства в натуральных формах распределения созданного продукта;

    доминирующая роль в экономике мелкотоварного производства, базирующегося на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца и проявляющегося в форме крестьянских и ремесленных хозяйств;

    значительное место в экономике занимает иностранный капитал на фоне неразвитости национального предпринимательства;

    решение ключевых экономических вопросов с учетом специфики различных укладов и при активной роли государства.

Административно-командная экономика - это экономическая система, в которой все решения по основным экономическим проблемам принимает государство, которое в силу монополизации государственной формы собственности подвергает жесткой директивной регламентации действия всех участников экономических процессов.

Характерные черты административно-командной экономики:

* обобщенная (а в реальности государственная) собственность на все экономические ресурсы и, как следствие, на все результаты производства;

* монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах;

* централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;

* специфический хозяйственный механизм, предполагающий: во-первых, непосредственное руководство всеми предприятиями из единого центра, во-вторых, полный государственный контроль производства и распределения, в-третьих, использование государственным аппаратом для руководства хозяйственной деятельностью преимущественно административно-распорядительных методов управления.

* приоритет при решении общеэкономических задач идеологических установок над чисто экономическими;

* определение структуры общественных потребностей непосредственно центральными плановыми органами, что позволяло держать их на минимальном уровне;

* централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов без участия непосредственных производителей и потребителей;

* жесткая регламентация уровня оплаты труда, что позволяло с одной стороны держать ее на минимальном уровне, а с другой - обеспечить преимущественно уравнительный подход к оплате труда;

* исключительно привилегированное положение партийно-государственной элиты;

* невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития.

Рыночная экономическая система основана на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции.

В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? и Для кого? производить определяют рынок, цены и конкуренция. «Что?» - решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар. «Как?» - решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене. «Для кого?» - решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Различают два вида рыночной экономики:

1. Рыночная экономика свободной конкуренции (классическая рыночная экономика), исходившая из того, что максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы на основе частной собственности.

2. Современная рыночная экономика (регулируемая рыночная экономика или «смешанная» экономика), в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация командной экономики сменяется ориентирующим воздействием государства; это рыночная экономика, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественной устройство рынка.

Современная рыночная экономика и современная административная экономика в зависимости от степени огосударствления, уровня экономической свободы, «рыночности», с учетом национальных особенностей отличаются многообразием смешанныхмоделей . В административно-командной экономике выделялись такие модели: советская, восточно-европейская, китайская, азиатская, кубинская модели. Рыночная экономика также имеет множество моделей: американская, английская, германская, шведская, японская и т.д. (Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. С.37-38.)

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Такое состояние экономики может существовать в одной или нескольких странах и даже в глобальном масштабе. Переход от одной экономической системы к другой никогда не представляет собой мгновенного скачка от одного зрелого, устоявшегося комплекса к другому. Он растягивается на десятилетия. Экономике переходного периода свойственны некоторые специфические черты:

* исходной точкой является кризис прежней системы, порождающий необходимость трансформации в новые отношения, присущие новой системе;

* довольно длительное сосуществование и взаимодействие старых и новых экономических отношений;

* наличие и функционирование особых, переходных экономических форм, которые указывают на направление движения к новой системе;

* резкое обострение социально-экономических противоречий, которое идет на убыль по мере формирования зрелой экономической системы;

* интенсивное развитие новых форм параллельно с упадком и постепенным исчезновением старых.

После господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-90-х годов начался переход к рыночным отношениям. Летом 2003 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, постоянно развивались. Существуют разные подходы к эволюции экономических систем .

1. Формационный подход, разработанный К. Марксом . Маркс выделял три большие формации: первичную (архаичную), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства; вторичную , основанную на частной собственности (рабство, крепостничество и капитализм); коммунистическую . По Марксу, коммунизм не «идеальный способ производства», как многие из нас представляли, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал – «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», по Марксу, воплотится в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма в новой эпохе «положительного гуманизма». Формационный подход позволил выделить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). В настоящее время классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизации Индии и Китая, с большой натяжкой можно отнести и Россию.

2. Классификация К. Бюхера (1906г.) предусматривает выделение следующих типов экономических систем (по характеру связей в обществе между производством и потреблением).

§ Замкнутое домашнее хозяйство , где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена. Эта система характеризуется существованием первобытных семейных групп (матриархальной и патриархальной семьёй), крепостничества и рабства. Семья обычно насчитывала 16-40 человек (у славян – 20-25). Рабовладельческое, а позднее крепостническое домашние хозяйства достигали огромных размеров. Обмен здесь представлял собой второстепенное явление, материальные блага накапливались, а не продавались.

§ Городское хозяйство , где имеет место непосредственный обмен, благо переходит из производящего хозяйства в потребляющее. Для этой системы характерна свободная экономическая деятельность мелких самостоятельных ремесленников, монопольная цеховая организация труда.

§ Народное хозяйство , где блага на основе товарно-денежного обмена проходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление. Эта система представляет собой крупное производство с применением периодически свободного наёмного труда. Появляется предприниматель, который сначала занимается скупкой готовых изделий, а потом снабжает мастеров сырьём, затем становится центральной фигурой.

3. Теория стадий роста Уолтера Ростоу (американского учёного), который так же как и Маркс, подразделил эволюцию экономических систем на пять стадий: традиционное общество (примитивная техника, сельское хозяйство, власть крупных землевладельцев); переходное общество (централизованное государство, предпринимательство); стадия «сдвига» (промышленная революция и её последствия); стадия «зрелости» (НТР, урбанизация); стадия массового потребления (определяющая роль сферы услуг и производства потребительских товаров).

4. О. Тофлер выделяет в развитии общества: аграрную, индустриальную стадии и стадию перехода к современному обществу.

5. Р.Арон, Дж. Гелбрет делят экономические системы по степени индустриального развития на; индустриальную, постиндустриальную, неоиндустриальную (информационную).

6. Теория циклического развития общества, смены цивилизаций. Слово «цивилизация» в переводе на русский язык означает гражданский, общественный, было введено французскими философами в 18 в. для характеристики общества, где царит разум и свобода. Сегодня в научной литературе этот термин используется для оценки характера и уровня развития культуры (различают античную и современную, европейскую и азиатскую цивилизации и т.д.); для характеристики стадий развития человеческого общества, пришедшей на смену варварству (Л.Морган, Ф.Энгельс); как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств (Н.В. Данилевский, А. Тойнби); как заключительная стадия развития культуры, фаза её заката (О.Шпенглер); как совокупность основных компонентов общественной жизни: человеческого потенциала, способа производства благ, окружающей среды, различают собирательство, земледельческую и промышленную цивилизации (А.М.Ковалёв); как определённую стадию в циклическом развитии общества в целостности его составляющих элементов: наука, экономика, культура (Ю.В. Яковец). В России наиболее распространено представление о цивилизации как разумно организованном секторе экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.

Согласно теории циклического развития , выделяются 7 цивилизаций : неолитическая (продолжительностью 30-35 веков, а в России 20-30 столетий); восточно-рабовладельческая (бронзовый век) (продолжительностью 20-23 столетия, а в России – 15-16);античная (железный век) (12-13 вв. в мире, а в России – 11-12 вв.); раннефеодальная (7 столетий); прединдустриальная (4,5 и 2, 5 столетия); индустриальная (2,3 и 1,5 столетий); постиндустриальная (1,3 и 1,4 столетия)

Мировая экономика характеризуется неравномерностью развития национальных хозяйственных систем стран мира. Какие-то государства имеют большой ВВП, низкую инфляцию, обеспечивают высокие доходы гражданам. Другие же обладают скромными показателями на уровне макроэкономики. При этом государства второго типа - часто именно те, в которых национальное хозяйство характеризуется как соответствующее критериям традиционной экономической системы. Каковы особенности данной модели развития?

Понятие экономической системы, согласно распространенной в среде российских экспертов концепции, связано с наличием в конкретной стране мира модели, в которой есть устоявшиеся принципы хозяйственного развития, управления предприятиями, правила и нормы ведения бизнеса. Несмотря на то что суверенных государств в мире много, эксперты выделяют только три основные модели: традиционную, рыночную и командную. Также современная теория экономических систем допускает смешанную концепцию. Но по большинству критериев она, как отмечают аналитики, настолько близка к рыночной, что можно смело отождествлять их.

Особый интерес для многих исследователей представляет именно традиционная модель. Часто проводится анализ экономических систем данного типа с другими концепциями - рыночной и командной. В чем отличительная специфика традиционной хозяйственной системы? В каких странах мира она сейчас функционирует?

Сущность традиционной хозяйственной системы

Согласно концепциям, принятым в современной науке, традиционная экономическая система - явление, характерное для государств, находящихся на низком уровне хозяйственного развития. Ключевыми критериями отнесения стран к данной категории считаются значимая доля в производстве ручного труда, низкая технологичность процессов, устаревшие системы управления экономикой в целом. Значительная часть хозяйственных единиц в таких государствах представлена традиционными, общинными формами консолидации труда. Компаний, которые имеют форму в виде хозяйственного общества, в относительном выражении меньше, чем в развитых странах. Это, как полагают некоторые эксперты, ухудшает качество работы системы налогообложения, так как значительная часть денежных потоков на предприятиях официально не регистрируется. Отсюда и характерные проблемы экономической системы традиционного типа: высокая инфляция, безработица, низкий уровень доходов населения страны. Величина ВВП, как правило, также достаточно скромна в государствах, где национальное хозяйство организовано посредством этой модели.

Вместе с тем традиционная экономическая система, как считают многие аналитики, характеризуется в достаточной мере либеральным режимом хозяйствования. В государствах, где она присутствует, как правило, вмешательство контролирующих органов в частный бизнес сведено к минимуму, равно как практически не присутствуют или же не работают на практике административные барьеры для входа новых предпринимателей на рынок. Поэтому, фактический уровень бизнес-активности в таких странах, если даже сравнивать его с соответствующим показателем для развитых стран, может быть достаточно высоким. Это в определенной степени обусловлено довольно низким уровнем доходов населения при наемной работе: люди вынуждены так или иначе зарабатывать дополнительно за счет самозанятости, открытия небольших производств, торговых точек.

Факторы сдерживания прогресса

Таким образом, традиционная экономическая система - вполне капиталистическое явление. Однако что мешает государствам, где национальное хозяйство функционирует в рамках рассматриваемой модели, характеризующейся высокой предпринимательской активностью граждан, развиваться?

Как полагают некоторые эксперты, фактическое отсутствие вмешательства государства в бизнес обуславливает возникновение в национальных хозяйственных системах явлений, которые не позволяют предпринимателям в полной мере почувствовать себя свободными игроками рынка. Дело в том, что в условиях ограниченной активности институтов налогового и административного контроля роль структур, так или иначе вовлеченных в управление экономическими процессами, выполняют неформальные объединения, авторитет которых часто подкрепляется в лучшем случае личностью их руководителей, а то и вовсе силой оружия.

Поэтому, несмотря на то что войти на рынок формально может любой предприниматель, фактически начать свою деятельность он, скорее всего, сможет лишь согласовав свои планы с "контролирующими структурами". Конкуренция, насыщенность рынков - явления, фактически становящиеся управляемыми. Экономическая система предприятия развивается согласно сильно теоретизированным планам, а не в соответствии с рыночными механизмами. Это обуславливает тот факт, что, несмотря на высокую предпринимательскую активность граждан, национальная хозяйственная система государства остается на низком уровне: инвесторы не приходят в страну, схемы управления предприятиями не слишком эффективны, прибыль не всегда вкладывается в развитие бизнеса, часто оседает на счетах "контролирующих структур".

В свою очередь, во многих странах с традиционной экономической моделью наблюдается сценарий, при котором неформальные объединения и государственные структуры активно взаимодействуют. Образуются коррупционные схемы, совершенно отпугивающие инвесторов из западных стран. Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, в том, что государство и "контролирующие структуры" как-то взаимодействуют, можно найти положительные моменты. Это способствует сколько-нибудь внятной бюджетной политике, обеспечению отдельных социальных институтов (школ, больниц, некоторых общественных объединений, армии) финансовой поддержкой.

Другой фактор, по причине которого традиционная экономическая система сопровождается невысокими темпами развития хозяйственных отраслей, заключается в наличии социальных норм, обусловленных культурными аспектами и национальным укладом в обществе. Часто бывает, что иностранные инвесторы попросту не находят общего языка с предпринимателями из государств, в которых выстроена традиционная модель экономики.

Структура экономики

Как выглядит типичная структура экономической системы традиционного типа? Очень многое зависит от конкретного государства, его климата, расположения относительно других стран. Однако если попробовать выделить некие общие критерии, характеризующие традиционные хозяйственные модели, то можно назвать их следующую совокупность.

Во-первых, это крайне слабая развитость обрабатывающей промышленности. Ведущая отрасль, как правило, - это сельское хозяйство, а также производные от него сферы розничной торговли: продажа овощей, фруктов. В этом смысле государства, где присутствует традиционная структура экономической системы, выручает экспорт: закупочная цена плодов в этих странах, как правило, вполне конкурентна, предприниматели из развитых регионов охотно покупают их в больших объемах.

Во-вторых, это достаточно высокий уровень безработицы. Который, вместе с тем, компенсируется самозанятыми гражданами: торговлей, мелкотоварным выпуском изделий, ремесленнической деятельностью. Уровень социальной поддержки людей, не имеющих официальной занятости, вместе с тем не слишком высокий.

В-третьих, это невысокий уровень проникновения современных коммуникационных технологий, интернета. Это замедляет интенсивность развития хозяйственных связей, снижает темпы поиска предпринимателями новых партнеров. Хотя, надо отметить, что в последние несколько лет по этому критерию страны с традиционным укладом сделали значительный шаг вперед.

Каковы типичные макроэкономические показатели стран, где преобладают традиционные элементы экономической системы? Обычно уровень ВВП на душу населения здесь невысокий: в 5-10 раз ниже, чем в развитых государствах. Темпы роста экономики небольшие, однако в целом по государствам с традиционной хозяйственной системой соответствующий тренд положительный. Инфляция достаточно высокая: двузначные ее цифры, как полагают экономисты, являются нормой.

Традиционная и другие модели развития экономики: сравнение

Кроме традиционной хозяйственной модели, есть, как мы уже определили в самом начале статьи, еще и другие виды экономических систем. Так, согласно распространенной классификации, существуют также рыночная и командная. Как эти модели экономических систем соотносятся с традиционной? Попробуем провести небольшое сравнение.

Традиционная и рыночная модели

Ключевые элементы экономической системы рыночного типа: отсутствие сильного вмешательства государства в национальное хозяйство, правовые отношения на основе нормативных актов, наличие реальной конкуренции, открытость экономики для внешней торговли. Что можно сказать касательно сопоставления этих характеристик с традиционной моделью?

Касательно первого параметра - в обоих случаях реальное вмешательство государства в экономику невысокое. Однако мы уже отметили, что в хозяйственных системах традиционного типа оно опосредованно осуществляется при участии неформальных объединений, чего в современных экономиках рыночного типа, как это принято считать в среде экспертов, не происходит. Поэтому де-факто участие структур, вовлеченных в политическое управление, в странах с традиционной экономикой все же значительное.

В свою очередь, методы регулирования бизнеса на уровне нормативных актов в традиционных экономиках выражены слабо. И это также фактор, обуславливающий несхожесть государств с традиционной и рыночной экономиками.

О том, что реальная конкуренция в традиционных хозяйственных моделях сильно затруднена активностями неформальных структур, мы уже отметили выше. Таким образом, фиксируем тот факт, что и здесь сравниваемые виды экономических систем несхожи.

Что касается открытости экономики для внешней торговли, то здесь, в свою очередь, характеристики двух рассматриваемых моделей в определенной степени сопоставимы. Более того, внешняя торговля - один из ключевых факторов экономической стабильности для государств с традиционной хозяйственной системой. Роль внутреннего рынка сравнительно невысока. В свою очередь, в рыночных экономиках очень многое определяют как раз бизнес-процессы внутри хозяйственной системы государства. Хотя, конечно, внешняя торговля также очень важна.

Традиционная и командная модели

Каким образом соотносятся традиционная модель и командная экономическая система? Будут ли они в той же степени несхожи, как и в предыдущем случае?

Ключевая характеристика экономических систем командного типа - определяющая роль государственных структур. Соответствующие институты власти непосредственным образом управляют национальным хозяйством. Предпринимательские инициативы сильно ограничены, потому конкуренция отсутствует в принципе. Вместе с тем развита система правовых отношений на базе нормативных актов.

Можно, таким образом, зафиксировать, что присутствуют определенные нюансы схожести традиционной и командной моделей. Прежде всего, это касается аспектов, отражающих конкуренцию. Правда, схожесть, вероятно, будет прослеживаться в большей степени по форме, чем по фактическому содержанию. Дело в том, что командная экономическая система не допускает конкуренции в силу административных барьеров. Роль рыночного регулятора играет государство как совокупность официальных, закрепленных в законах и конституции, публичных институтов. В свою очередь, в традиционной модели подобную функцию выполняют неформальные структуры.

Вместе с тем на уровне сопоставления правовых режимов разница между рассматриваемыми системами значительна. Суть экономической системы традиционного типа, как считают некоторые исследователи, заключается в приоритете неформальных норм коммуникаций. В свою очередь, в командных моделях правоотношения так или иначе базируются на положениях закона.

Характеристика экономических систем традиционного типа, таким образом, делает их в отдельных аспектах схожей с двумя другими моделями - рыночной и командной. Однако принципиальные различия гораздо заметнее. И потому, вероятно, будет совершенно некорректно анализировать специфику функционирования экономики, характеризующейся традиционными признаками в сравнении с той, что организована на базе рыночных принципов.

Рассмотрим то, как организованы национальные экономические системы, на примере нескольких стран, хозяйственная структура которых, как полагают некоторые исследователи, может быть охарактеризована как традиционная.

Государства с традиционной экономикой: Буркина-Фасо

Буркина-Фасо - страна с преимущественно сельскохозяйственной экономикой. Основная выращиваемая культура - хлопок. Он идет на экспорт. Можно отметить тот факт, что правительство страны прилагает определенные усилия к диверсификации национальной экономики. Так, например, в конце 90-х власти государства взяли курс на приватизацию предприятий. В 2004 году был принят ряд законов, призванных улучшить инвестиционный климат страны. Это дало определенные результаты: в частности, значимую долю в экономике стал играть сектор горнодобывающей промышленности. Особенно активно выросла добыча золота. Сейчас доля промышленности в ВВП страны составляет порядка 21%, и это между тем сравнимо с показателями некоторых развитых стран. Доля сельского хозяйства - около 30%, сектора услуг - 49%. В последние несколько лет в Буркина-Фасо заметен заметный годовой прирост ВВП. Правда, на душу населения он довольно скромный - порядка 1200 долларов.

Экономика Бурунди

Бурунди - страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Ведущие сектора: производство кофе, чая, сахарного тростника, а также хлопка. В Бурунди крайне низкий ВВП на душу населения - порядка 140 долларов. Вместе с тем ВВП в целом растет, а темпы инфляции сопоставимы даже с развитыми странами - около 10-12%. Сельскохозяйственное производство в Бурунди сконцентрировано в основном в частных хозяйствах, есть небольшие фермы. Можно отметить, что доля промышленности в ВВП государства все же заметна - 15%. Но большинство предприятий связаны с сельскохозяйственной сферой - на них осуществляется переработка чая, кофе и других основных продуктов экспорта. Есть также заводы, на которых выпускаются сельскохозяйственные орудия. В числе перспективных отраслей для инвестирования в Бурунди выделяется добыча никеля. По расчетам геологов, в стране присутствуют значительные запасы этого металла.

Экономика Афганистана

Несмотря на сложные времена после прихода к власти в этой стране моджахедов в начале 80-х, Афганистан продолжает выстраивать внешнеэкономические связи. Но все же в основе экономики пока внутренний рынок. Более половины ВВП страны формирует сельскохозяйственная отрасль, но доля промышленности заметна - около 29%. Порядка 19% - сфера услуг. В Афганистан поступает международная гуманитарная помощь, что стало позитивным фактором экономического роста страны и улучшения социального положения граждан. ВВП Афганистана - около 21 млрд. долларов, показатель на душу населения - порядка 700 долларов.

Факторы формирования традиционной модели

Насколько корректно говорить о том, что низкие макроэкономические показатели в изученных нами государствах коррелируют с тем, что в этих странах установилась традиционная хозяйственная модель? Аналитики в целом сходятся во мнении, что здесь присутствует прямая зависимость. Залог экономического процветания государства сегодня - открытость для инвесторов, наличие значительных внутренних ресурсов, развитая правовая система. Если эти компоненты отсутствуют, то национальная хозяйственная система государства будет отставать от остального мира. Часто бывает, что подобная ситуация в экономике возникает в силу значимой роли традиций отмеченного нами типа.

В свою очередь, чем обусловлен тот факт, что отмеченные страны не могут осуществить переход к современной рыночной экономике? Мнения экспертов сильно разнятся на этот счет.

Есть версия, что те или иные модели экономических систем устанавливаются в государстве под влиянием политического фактора, который часто имеет внешнюю природу. Так, в частности, что касается Афганистана, то до гражданской войны, разразившейся в конце 70-х, страна в целом относительно успешно развивалась, привлекала туристов - пусть и сравнительно немного. То есть та традиционная модель, что фиксируется аналитиками в экономике Афганистана сегодня - это то, к чему страна пришла не по причине естественного развития, а во многом под влиянием внешнего политического фактора. Возврат к неким традиционным концепциям произошел по причине того, что перспектива дальнейшего развития рыночных механизмов здесь была сведена на нет гражданской войной.

То есть в соответствии с озвученной точкой зрения, традиционная хозяйственная система и присущая ей низкая развитость секторов - следствие воздействия на страну неких факторов. Более того, международная экономическая система, как полагают многие исследователи, такова, что изменить национальную модель в короткие сроки и адаптировать ее к глобальному рынку государствам, которые находятся на невысоком уровне развития, крайне непросто. В этом должны быть заинтересованы также и ее экономические партнеры, и ключевые мировые финансовые институты. Таким образом, понятие экономической системы, согласно данной теории, во многом связано с политическими процессами.

Другая точка зрения базируется на том тезисе, что традиционная экономика не может возникнуть в стране, если на то нет причин, обусловленных спецификой исторического развития государства, культурным фактором. Суверенная хозяйственная модель, согласно данной концепции, базируется на принципах, воспроизводимых в стране в течение многих поколений. И потому, каким бы значительным ни был фактор внешнего воздействия, если на уровне социальных коммуникаций нет установок, способствующих возникновению неформальных объединений в качестве альтернативы государственным или, например, предрасполагающих к применению традиционных правовых норм вместо тех, что излагаются в законах, то соответствующего типа экономическая модель попросту не сможет сформироваться.