Основные направления экономической политики КНР. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике

«Подняться вверх в мировой цепочке добавленной стоимости»

После XIX съезда Коммунистической партии Китая (КПК) и в рамках намеченной съездом стратегии развития до 2021 года в КНР идёт разработка экономических шагов государства на ближайшее будущее. Итог был подведён в последнюю декаду декабря в Пекине на Центральном совещании по экономической работе, сформулировавшем основные направления экономической политики в 2018 году. Решения, принятые на этом совещании, представляют интерес и для России, ввиду того что несколько проектов стратегии экономического развития, представленных на рассмотрение президенту В. Путину, объективно конкурируют.

Начавшийся 2018 год - это продолжение запланированного перехода Китая от статуса «мастерской мира» к статусу «творческой лаборатории мира». В Пекине понимают, что продолжение по инерции производства огромного количества разнообразных товаров уже не является способом поддержания приемлемых (на уровне нынешних 6,5-6,9%) темпов ежегодного прироста ВВП. Необходимо другое - увеличение доли КНР в общемировом объёме высокотехнологичной и инновационной продукции. В экспертных кругах КНР это называют необходимостью «подняться вверх в мировой цепочке добавленной стоимости».

Дальнейший рост доходов от продаж на внешних рынках возможен в основном за счёт наращивания экспорта брэндовой продукции, но для этого китайские брэнды нужно создавать. Пекин рассматривает эту задачу не только в экономическом, но и в политическом ключе. Узнаваемые во всём мире китайские брэнды - это ещё и фактор китайской «мягкой силы», и средство продвижения китайских интересов на мировой арене.

Собственно, известные высокотехнологичные брэнды в Китае имеются, но сами китайцы считают, что их недостаточно, что они должны появиться во всех отраслях, определяющих современный научно-технический прогресс: в авиастроении, в освоении космоса, в оборонно-промышленном комплексе, а здесь требуется выдержать конкуренцию таких гигантов, как Boing, Airbus и другие.

Поэтому политическое руководство КНР формулирует комплексную задачу превратить быстрые темпы роста ВВП, дающие выигрыш во времени, «в качество, а продукцию - в бренды». Для решения задачи необходимо привлечь капиталовложения намного большие, чем имеются у китайских компаний и банков. В связи с этим особое внимание в 2018 году будет уделено повышению открытости китайской экономики. Для Китая это вопрос не только экономической выгоды, но геополитического интереса ввиду грандиозных планов, связанных с инфраструктурными проектами в странах инициативы «Пояс и Путь», ставшей ответом на американский вызов.

Под воздействием ранее принятых Пекином мер прямые инвестиции иностранных компаний в Китае в последние годы растут ускоренными темпами. По данным Министерства торговли КНР, только за одиннадцать месяцев 2017 года они увеличились на 9.8% - до 803.62 млрд. юаней (122 млрд долл.). По итогам декабрьского Центрального совещания по экономической работе заявлено, что список отраслей, в которых запрещено участие иностранных компаний, в 2018 году будет сокращён, а нормативно-правовая база для иностранных инвестиций - усовершенствована. Иностранцы смогут владеть контрольными долями в совместных предприятиях финансового сектора Китая - банках, инвестиционных фондах и др. Планируется, что через три года КНР вообще отменит какие-либо ограничения в этой области.

Чтобы отсечь риски, возникающие при таких шагах, предусматривается: во-первых, растянуть процесс во времени; во-вторых, перенаправить иностранные инвестиции в высокотехнологичное производство, в частности в ресурсосберегающую («зелёную») промышленность; в-третьих, распределить иностранные капиталовложения по регионам в зависимости от задач сбалансированного развития и потребностей отдельных провинций. В регионы, участвующие в пилотных экономических программах, будет направлен обновлённый регламент единого общекитайского перечня отраслей, открытых для таких инвестиций.

Планируемое увеличение открытости китайской экономики - это ещё и шанс для США и Канады (отчасти для Европейского союза) выровнять отрицательный баланс в торговле с КНР.

Одним из основных направлений экономической деятельности государства в КНР в 2018 году станет контроль над финансовыми рисками, о чём отдельно говорилось на Центральном совещании. Сами китайские эксперты указывают на ряд проблем финансовой системы КНР: 1) курс юаня сильно зависит от доллара США; 2) финансовые институты страны слабы с точки зрения конкурентоспособности на мировом уровне; 3) Китай имеет ограниченное влияние в мировой финансовой системе, несопоставимое с влиянием США и ЕС (это касается как рынка акций и облигаций, так и производных финансовых инструментов).

Целый комплекс проблем китайской финансовой системы вызван высокой долговой нагрузкой, ростом на финансовом рынке доли спекулятивных операций (отчего страдает реальный сектор экономики), перегревом рынка недвижимости, задолженностью провинций перед центральным бюджетом, курсовыми рисками. Поэтому, скорее всего, будет сделан общий упор на усиление контроля над финансовой сферой.

Интересен один момент избранной Пекином тактики. Намеченное ослабление ограничений для иностранных инвесторов выгодно Китаю как средство привлечения капиталовложений в отрасли, которые помогут китайским высокотехнологичным товарам потеснить западных производителей на мировых рынках и поднять отрасли, работающие на внутренний рынок. Однако Пекин подаёт это как важную уступку просьбам Вашингтона. И это уже заслуга китайской дипломатии, а не Белого дома.

Новый этап открытости китайской экономики наступит не раньше, чем удастся достичь определённого уровня конкурентоспособности китайских производителей. Партийное руководство сохраняет строгий контроль над макроэкономикой, подчиняя её долгосрочным государственным интересам. Это относится и к удержанию в госсобственности стратегических отраслей экономики, влияющих на ценообразование во всей хозяйственной системе (тяжёлая промышленность, транспорт, энергетическая инфраструктура и др.).

В итоге КНР в 2018 году сосредоточится на развитии реального сектора экономики за счёт инновационных секторов при удержании темпов роста ВВП, ограниченном экспериментировании с открытием финансовых рынков и жёстком контроле над финансовой сферой. Общим лейтмотивом государственной политики остаётся «достижение прогресса в стабильности», что провозглашено основным направлением развития китайской экономики в 13-й пятилетке (2016-2020 годы).


Особенности исторического развития.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найде ны в земле начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.

Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до н.э. Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии.

При династии Шан-Инь (16-11 века до н.э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.

На рубеже ІІ-І тыс. до н.э. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название "Западного Чжоу", это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия "Западная Чжоу" (11 век - 770 г до н.э.) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории ("Книга песен"). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до н.э., когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий.

Из-за частых военных конфликтов с полукочевыми племенами жунов (родственных чжоусцам), которые особенно обострились в начале VIII в. до н.э., правитель Пин-ван переносит столицу государства в 770 г. до н.э. на восток, и этот период получил название - "Восточное Чжоу". Период правления династии "Восточная Чжоу" (770-221 гг до н.э.) был отмечен упадком рабовладельческого строя. В это время были изобретены технологии выплавки железа (топоры, плуги и др. орудия труда). Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

В IV-III вв. до н.э. обостряется борьба за власть между различными царствами. В результате в 230 г. до н.э. царство Цинь наносит сначала серьезное поражение царству Хань и захватывает его территорию, а в 228 - 221 гг. до н.э. захватывает и другие царства (Чжао, Вэй, Чу и т.д.). Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он получил титул "вана Хань" и стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

До VI в. длится период раздробленности, называемый обычно Южные и Северные династии. На Севере наиболее сильным государственным образованием было царство Северная Вэй (386-535 гг.), а на юге - экономическим и духовным центром стал город Цзянькан.

В конце VI в. происходит объединение Севера и Юга под властью династии Суй (589-628 гг.).

В VII в. возникает могущественная Танская империя (618-907 гг.).

За падением Танской династии последовала новая 50-летняя эпоха раздробленности, затем произошло еще одно объединение - уже при династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун - это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры.

В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые в истории Китая он оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось "китаизировать" своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал Пекин (Дада).

В конце XIV в. китайцам удалось освободиться от иностранного владычества, начинается период Мин (1368-1644 гг.). В XVI - XVII вв. ситуация в стране была очень сложной, одно за другим следовали массовые крестьянские восстания. После того, как одним из восставших удалось захватить столицу, правители были вынуждены обратиться за помощью к маньчжурам, признав свою вассальную зависимость от них.

Минская династия пала, воцарилась маньчжурская династия Цин (1644-1911 гг.).

    Природно-ресурсные предпосылки для развития экономики.

4.1) Земельные ресурсы.

Довольно приблизительно структуру земельных ресурсов КНР можно представить следующим образом: пашня - 13%, леса -14%, степи - 33%, открытые водные пространства - 2%, застроенная территория - 3%, пустыни и опустыненные земли - 17%. Оставшиеся 18% приходятся на ледники, высокогорья и другие "бросовые" земли. Рассмотрим эти категории земель более подробно.

Данные о структуре земельных ресурсов Китая весьма противоречивы. Сомнения не вызывает лишь общая площадь территории (9,6 млн. км2, т.е. 960 млн. га). Цифры по отдельным категориям земельного фонда в зависимости от источника информации существенно разнятся, при этом отличия порой достигают 30-40 %. Можно выделить две основные причины подобных нестыковок. Во-первых, разные даты получения сведений по отдельным видам земельных ресурсов, что в силу высокой динамики приводит к быстрому устареванию данных. Главными причинами этого являются процессы посадки лесов, опустынивания, застройки, распашки, наполнения водохранилищ и т. д. Во-вторых, отсутствие четких критериев отнесения территории к той или иной категории земельного фонда, при этом основные проблемы, связаны с лесостепью, полупустынями и горными районами.

Согласно сводке Министерства земельных и природных ресурсов КНР за 2002 год площадь пахотных земель страны равна 125,9 млн. га. Это соответствует 13,1% территории государства. Площадь пашни Китая составляет 7 % мировой и она обеспечивает питанием 23 % населения планеты (Минаков, Ушаков, 1992). Последние годы существует четко выраженная тенденция к сокращению площади пахотных земель. Только за 2002 г. она уменьшилась на 1,32 % (1,68 млн. га). Главная причина сокращения пахотных угодий - их возвращения под лесопосадки. С этой целью в 2002 г. было использовано 1,4 млн. га. Другими причинами уменьшения площади пашни явились отвод под строительство зданий, дорог и т. д. (196,5 тыс. га) и ее приведение в негодность в результате стихийных бедствий (56,4 тыс. га). Обычно это обусловлено перекрыванием плодородного слоя грубообломочными отложениями вследствие оползней, селей, обвалов, осыпей и т. д.

Леса КНР достаточно подробно рассмотрены ранее (см. № 18). Что касается степей, то информация по ним наиболее противоречива. По разным оценкам их площадь составляет от 280 до 400 млн. га. Более достоверной представляется цифра современной площади степей 315-320 млн. га. Степи протягиваются полосой длиной 3000 км через весь Китай от северо-востока к юго-западу. В целом характерна тенденция сокращения их площади. Основным фактором при этом является опустынивание, о чем будет сказано ниже. Часть Китая, занятая водоемами, также рассмотрена раньше (см. № 19). Площадь застройки, составляющая 3 % территории КНР, в целом имеет тенденцию к росту.

Пустыни и опустыненные земли по разным оценкам занимают 165 (Shi Yuanchun, 2002) - 260 млн. га. (Fighting, 2001). Первая цифра представляется гораздо более достоверной. Из общей площади таких земель на долю собственно пустынь приходится около 43 %, остальное составляют земли, пришедшие в негодность вследствие ряда причин. Оставшиеся 18 % территории страны приходятся на земли, практически не пригодные для обработки, застройки и прочих видов использования. В основном это высокогорные районы. Китай в значительной степени горная страна и более четверти ее площади (25,86 %) расположено на высоте более 3000 м над уровнем моря. Использование земель затрудняют также ледники, распространенные преимущественно в горных районах западной части Китая, начиная с Монгольского Алтая на крайнем северо-западе и кончая Гималаями на юго-западе. В целом масштабы оледенения невелики (57 тыс. км2). Большинство ледников - долинные и каровые (Самбурова, Медведева, 1991).

4.2) Минеральные ресурсы.

Разнообразие форм рельефа обусловило наличие крупных месторождений полезных ископаемых.

Топливные ПИ. Месторождения каменного угля рассредоточены по всем провинциям Китая, но наиболее богаты углем промышленно развитые Север и Северо-Восток. Главные бассейны: Шанхайский, Шэньсинский, Кайлуаньский, Фушуньский и Фусиньский. По общим запасам угля Китай занимает второе место после США, а по разведанным (780 млрд.т) - на первом месте в мире.

Основные месторождения нефти находятся в Северном Китае (побережье Бохайского залива), в Северо-Восточном Китае, а также в Джунгарской и Цайдамской котловинах внутреннего Китая. Добыча газа ведется в Сычуань-ской котловине. В КНР также добываются горючие сланцы (на северо-востоке и юге страны).

Рудные ПИ. Крупнейший по запасам железных руд Аныпаньский бассейн расположен в богатом каменным углем Северо-Восточном Китае.

Руды цветных металлов сосредоточены в южных и центральных провинциях. Представлена добыча алюминиевого сырья, медных, оловянных и других руд, ртути, сурьмы, золота, серебра и др. Во многих районах страны находятся большие запасы поваренной и каменной соли, фосфоритов.

Месторождения цветных и редких металлов, крупнейшим из которых является месторождение вольфрама, занимающее по своим размерам первое место в мире, расположены в пределах Южно-Китайского массива, здесь так же добывают сурьму, олово, ртуть, молибден, марганец, свинец, цинк, медь и др. А в Тянь-Шане, Монгольском Алтае, Куньлуне, Хингане находятся месторождения золота и других драгоценных металлов.

После XIX съезда Коммунистической партии Китая (КПК) и в рамках намеченной съездом стратегии развития до 2021 года в КНР идёт разработка экономических шагов государства на ближайшее будущее. Итог был подведён в последнюю декаду декабря в Пекине на Центральном совещании по экономической работе, сформулировавшем основные направления экономической политики в 2018 году. Решения, принятые на этом совещании, представляют интерес и для России, ввиду того что несколько проектов стратегии экономического развития, представленных на рассмотрение президенту В. Путину, объективно конкурируют.

Начавшийся 2018 год – это продолжение запланированного перехода Китая от статуса «мастерской мира» к статусу «творческой лаборатории мира». В Пекине понимают, что продолжение по инерции производства огромного количества разнообразных товаров уже не является способом поддержания приемлемых (на уровне нынешних 6,5-6,9%) темпов ежегодного прироста ВВП. Необходимо другое – увеличение доли КНР в общемировом объёме высокотехнологичной и инновационной продукции. В экспертных кругах КНР это называют необходимостью «подняться вверх в мировой цепочке добавленной стоимости».

Дальнейший рост доходов от продаж на внешних рынках возможен в основном за счёт наращивания экспорта брэндовой продукции, но для этого китайские брэнды нужно создавать. Пекин рассматривает эту задачу не только в экономическом, но и в политическом ключе. Узнаваемые во всём мире китайские брэнды – это ещё и фактор китайской «мягкой силы», и средство продвижения китайских интересов на мировой арене.

Собственно, известные высокотехнологичные брэнды в Китае имеются, но сами китайцы считают, что их недостаточно, что они должны появиться во всех отраслях, определяющих современный научно-технический прогресс: в авиастроении, в освоении космоса, в оборонно-промышленном комплексе, а здесь требуется выдержать конкуренцию таких гигантов, как Boing, Airbus и другие.

Поэтому политическое руководство КНР формулирует комплексную задачу превратить быстрые темпы роста ВВП, дающие выигрыш во времени, «в качество, а продукцию – в бренды». Для решения задачи необходимо привлечь капиталовложения намного большие, чем имеются у китайских компаний и банков. В связи с этим особое внимание в 2018 году будет уделено повышению открытости китайской экономики. Для Китая это вопрос не только экономической выгоды, но геополитического интереса ввиду грандиозных планов, связанных с инфраструктурными проектами в странах инициативы «Пояс и Путь», ставшей ответом на американский вызов.

Под воздействием ранее принятых Пекином мер прямые инвестиции иностранных компаний в Китае в последние годы растут ускоренными темпами. По данным Министерства торговли КНР, только за одиннадцать месяцев 2017 года они увеличились на 9.8% – до 803.62 млрд. юаней (122 млрд долл.). По итогам декабрьского Центрального совещания по экономической работе заявлено, что список отраслей, в которых запрещено участие иностранных компаний, в 2018 году будет сокращён, а нормативно-правовая база для иностранных инвестиций – усовершенствована. Иностранцы смогут владеть контрольными долями в совместных предприятиях финансового сектора Китая – банках, инвестиционных фондах и др. Планируется, что через три года КНР вообще отменит какие-либо ограничения в этой области.

Чтобы отсечь риски, возникающие при таких шагах, предусматривается: во-первых, растянуть процесс во времени; во-вторых, перенаправить иностранные инвестиции в высокотехнологичное производство, в частности в ресурсосберегающую («зелёную») промышленность; в-третьих, распределить иностранные капиталовложения по регионам в зависимости от задач сбалансированного развития и потребностей отдельных провинций. В регионы, участвующие в пилотных экономических программах, будет направлен обновлённый регламент единого общекитайского перечня отраслей, открытых для таких инвестиций.

Планируемое увеличение открытости китайской экономики – это ещё и шанс для США и Канады (отчасти для Европейского союза) выровнять отрицательный баланс в торговле с КНР.

Одним из основных направлений экономической деятельности государства в КНР в 2018 году станет контроль над финансовыми рисками, о чём отдельно говорилось на Центральном совещании. Сами китайские эксперты указывают на ряд проблем финансовой системы КНР: 1) курс юаня сильно зависит от доллара США; 2) финансовые институты страны слабы с точки зрения конкурентоспособности на мировом уровне; 3) Китай имеет ограниченное влияние в мировой финансовой системе, несопоставимое с влиянием США и ЕС (это касается как рынка акций и облигаций, так и производных финансовых инструментов).

Целый комплекс проблем китайской финансовой системы вызван высокой долговой нагрузкой, ростом на финансовом рынке доли спекулятивных операций (отчего страдает реальный сектор экономики), перегревом рынка недвижимости, задолженностью провинций перед центральным бюджетом, курсовыми рисками. Поэтому, скорее всего, будет сделан общий упор на усиление контроля над финансовой сферой.

Интересен один момент избранной Пекином тактики. Намеченное ослабление ограничений для иностранных инвесторов выгодно Китаю как средство привлечения капиталовложений в отрасли, которые помогут китайским высокотехнологичным товарам потеснить западных производителей на мировых рынках и поднять отрасли, работающие на внутренний рынок. Однако Пекин подаёт это как важную уступку просьбам Вашингтона. И это уже заслуга китайской дипломатии, а не Белого дома.

Новый этап открытости китайской экономики наступит не раньше, чем удастся достичь определённого уровня конкурентоспособности китайских производителей. Партийное руководство сохраняет строгий контроль над макроэкономикой, подчиняя её долгосрочным государственным интересам. Это относится и к удержанию в госсобственности стратегических отраслей экономики, влияющих на ценообразование во всей хозяйственной системе (тяжёлая промышленность, транспорт, энергетическая инфраструктура и др.).

В итоге КНР в 2018 году сосредоточится на развитии реального сектора экономики за счёт инновационных секторов при удержании темпов роста ВВП, ограниченном экспериментировании с открытием финансовых рынков и жёстком контроле над финансовой сферой. Общим лейтмотивом государственной политики остаётся «достижение прогресса в стабильности», что провозглашено основным направлением развития китайской экономики в 13-й пятилетке (2016-2020 годы).

С конца 1970-ых Китай переориентировался от закрытой, центрально-плановой системы до экономики более ориентированной на рынок, которая является одной из крупнейших в мире - в 2010 году Китай стал самым большим в мире экспортером. Реформы начались с коллективизированного сельского хозяйства и расширились путем постепенной либерализации цен, финансовой децентрализации, увеличения автономии для государственных предприятий, создания разнообразной банковской системы, развития фондовых рынков, быстрого роста частного сектора и повышения открытости к внешней торговле и инвестициям. Китай осуществил реформы постепенно.

В последние годы Китай возобновил свою поддержку государственных предприятий в секторах, которые он считает важным для "экономической безопасности," явно нацелившись на лидерство в глобальной конкуренции. После поддержки курса валюты в жесткой привязке с доллару США в течение многих лет, в июле 2005 года Китай переоценил курс юаня и двинулся в сторону оценки его обменного курса по отношению к корзине валют. Вместе с тем, обменный курс все же оставался фактически привязанным к доллару до июня 2010 года, когда Пекин вновь решился на постепенную переоценку юаня.

Реструктуризация экономики и повышение эффективности способствовало более чем десятикратному увеличению ВВП Китая за период с 1978 по 2010 год. Измеренный исходя из паритета покупательной способности валют (PPP), данный показатель в 2010 году стал вторым по величине в мире после США, превзойдя Японию в 2001 году. Долларовая стоимость объем сельскохозяйственного и промышленного производства Китая уже превышает аналогичные показатели США; Китай является вторым после США по совокупной стоимости сектора услуг, которые он производит. Однако, доход на душу населения остается ниже среднемирового.

Китайское правительство сталкивается с многочисленными экономическими трудностями, включая: (a) сокращение высокой внутренней нормы сбережений и соответственно низкого внутреннего спроса; (b) поддержка соответствующего роста занятости для десятков миллионов мигрантов и создание новых рабочих мест; (c) сокращение коррупции и других экономических преступлений; и (d) нанесение вреда окружающей среде и рост социального неравенства, которое имеет отношение к быстрому преобразованию экономики. Экономическое развитие шло гораздо более быстрыми темпами в прибрежных областях чем в глубине страны и приблизительно 200 миллионов сельских чернорабочих и их дети переселились в города, чтобы найти работу. Последствие политики "одного ребенка" - то, что Китай - теперь одна из наиболее быстро стареющих стран в мире. Ухудшение в окружающей среде - особенно загрязнение воздуха, эрозия почвы, и устойчивое падение горизонта грунтовых вод, особенно на севере - является другой долгосрочной проблемой. Китай продолжает терять пахотную землю из-за эрозии и экономического развития. Китайское правительство стремится добавить способность выработки энергии из источников кроме угля и нефти, сосредотачиваясь на ядерном и альтернативном энергетическом развитии.

В 2009 году глобальный экономический кризис понизил спрос на китайский экспорт впервые за многие годы, но Китай быстро восстановился до роста примерно 10% в год, выиграв у всех других крупных промышленно-развитых стран. Экономика Китая, как представляется, будет расти устойчивыми темпами и в 2011-2016 гг., в основном по причине политике стимулирования, которую правящий режим проводил во время глобального финансового кризиса. Правительственные обещания, содржащиеся в 12-ом Пятилетнем Плане, принятом в марте 2011 года, направлены на продолжение преобразования экономики и подчеркивают необходимость увеличить внутреннее потребление, чтобы сделать экономику менее зависящей от экспорта в будущем. Однако, Китай, вероятно, сделает только отдельные успехи на пути к этим целям. Двумя экономическими проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается Китай, является инфляция - которая, в конце 2010 года, превысила целевые показатели правительства 3% и долги местных органов власти, которые резко возросли в результате политики стимулирования и которые можно отнести к долгам плохого качества.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 году Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В КНР свыше 384 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

ВВП Китая в 2010 году составил 6,27 трлн. долл. по сравнению с 5,02 трлн. долл. годом ранее. ВВП Китая в 2010 году, рассчитанный с учётом паритета покупательной способности (ППС) валют, по данным МВФ составил 10,1 трлн. долл., а в 2011 году - 11,2 трлн.

Промышленность Китая

Реформы в Китае привели к изменениям в распределении деловой активности и промышленности. Во времена Мао Цзэдуна новые чугуно- и сталеплавильные заводы, предприятия автомобильной промышленности и машиностроения строились преимущественно на севере и северо-востоке страны, в таких городах, как Аньшань, Шэньян, Гирин (Цзилинь) и др. От прошлого унаследованы крупные промышленные центры, например город Шанхай.

Открытие Китая для притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических зон стимулировали перемещение новой волны индустриальной активности в прибрежные районы, в частности в Южный Китай. Провинция Гуандун воспользовалась своим соседством с Сянганом (Гонконгом), а провинция Фуцзянь – связями с Тайванем. Рост экономической активности в Гуандуне имел особо важное значение, и этот район сейчас превратился в основной источник валютных поступлений. Былое превосходство Шанхая как промышленного центра было восстановлено после создания нового индустриального комплекса на р.Хуанпу. Прибрежные города северных провинций также извлекли пользу из иностранных инвестиций и новых связей с мировым рынком.

В настоящее время Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем (18 млн в 2010 году). На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

По состоянию на 2010 год промышленность и строительство составили 46,8% ВВП Китая. В 2009 году приблизительно 8% полного выпуска продукции обрабатывающей промышленности в мире имели китайское происхождение, и Китай занял третье место во всем мире в объеме промышленного производства в 2009 году (первое - ЕС и второе - США). Исследования показывают, что в 2010 году Китай произвел 19,8% продукции обрабатывающей промышленности в мире и стал крупнейшим производителем в мире, после того, как США занимали ту позицию в течение приблизительно 110 лет.

Главные отрасли промышленности включают горную промышленность и переработку руды; производство железа и стали; алюминия; угля; машиностроение; производство вооружения; текстиля и одежды; нефти; цемента; химическую промышленность; производство удобрений; пищевую промышленность; производство автомобилей и транспортного оборудования, включая вагоны и локомотивы, суда и самолеты; производство потребительских товаров, включая обувь, игрушки и электронику; телекоммуникации и информационные технологии. Китай стал привлекательной площадкой для размещения заводов. рост производства способствовал повышению доходов и занятости в Китае. Государственный сектор в промышленности все еще составляет приблизительно 30% ВВП. В последние годы власти уделяли большее внимание управлению государственными активами на финансовом рынке.

Начиная с основания Народной республики промышленному развитию в КНР уделили значительное внимание. Среди различных отраслей машиностроение и металлургическая промышленности получили самый высокий приоритет. Одни только эти две отрасли теперь дают приблизительно 20-30% стоимости полного объема промышленного производства в стране. Правда, в данных отраслях, как в большинстве других отраслей промышленности, экстенсивный рост преобладал над интенсивным, в результате чего страдали ассортимент и качество продукции. Объем промышленного производства рос в среднем более чем на 10% ежегодно в течение последних двух десятков лет, превзойдя все другие сектора по темпам экономического роста и степени модернизации. Некоторые отрасли тяжелой промышленности и производители товаров национального стратегического значения, остаются в государственной собственности, однако остальные компании являются частными или частно-государственными совместными предприятиями.

Развитие химической промышленности направлено на увеличение производства химических удобрений, пластмасс и синтетических волокон. Рост этой промышленности поставил Китай среди ведущих в мире производителей азотных удобрений. В секторе товаров народного потребления главный акцент делается на текстиле и одежде, которые также являются важной частью экспорта Китая. Текстильное производство, быстрый рост которого происходит благодаря в основном производству синтетических тканей, составляет приблизительно 10% от объема промышленного производства и продолжает быть важной отраслью, однако менее значимой чем прежде. Промышленность рассредоточена по всей стране, но есть много текстильных центров, включая Шанхай, Гуанчжоу и Харбин.

Главные государственные отрасли промышленности - производство железа, стали, угля, машиностроение, легкая промышленность, производство вооружений и текстильная промышленность. В результате проведенных экономических реформ, существенно увеличилось производство на предприятиях, поддерживаемых местными органами власти, особенно в небольших городах и деревнях и, все более и более, частными предпринимателями и зарубежными инвесторами. Промышленная перепись 1996 года показала наличие в стране 7342000 индустриальных предприятий (по ссстоянию на конец 1995 года); полная занятость на промышленных предприятиях составляла приблизительно 147 миллионов человек. Согласно переписи 1999 года, в стране уже было 7930000 индустриальных предприятий (на конец 1999 года, включая небольшие городские и деревенские предприятия); полная занятость на принадлежащих государству предприятиях составила приблизительно 24 миллиона человек. С 2000 года значительно выросла автомобильная и нефтехимическая промышленности страны. Продукция машиностроения и электронная продукция стали главными экспортными товарами Китая. Строительный сектор Китая также значительно вырос с начала 1980-ых. В 21-ом столетии инвестиции в капитальном строительстве ежегодно росли опережающими темпами. В 2001 году инвестиции увеличились на 8,5% за предыдущий год, в 2002 году - на 16,4%, в 2003 году - на 30%. Промышленный сектор в 2004 году составил 44,1% ВВП и обеспечил 22,5% полной занятости. В 2005 году объем ромышленного производства и строительства составил 53,1% ВВП.

Китай - крупнейший производитель стали в мире, и сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в последние годы. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло с приблизительно 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году. Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (только после США). Производство автомобилей буквально взлетело за время реформ. В 1975 году было произведено только 139800 автомобилей, но к 1985 производство достигло 443377 единиц, затем подскочило к почти 1,1 миллионам в 1992 году и далее увеличивалось равномерно каждый год вплоть до 2001 года, когда достигло 2,3 миллионов единиц. В 2002 году производство автомобилей в Китае выросло до почти 3,25 миллионов, в 2003 году - до 4,44 миллионов, в 2004 году - до 5,07 миллионов, в 2005 году - до 5,71 миллионов, в 2006 году - до 7,28 миллионов, в 2008 году - до 8,88 миллионов, в 2009 году - до 9,35 миллионов и в 2009 году - до 13,83 миллионов единиц. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Внутренние продажи шли в ногу с производством. После представительных ежегодных приростов в середине - и в конце 1990-ых, продажи легкового автомобиля взлетели в начале 2000-ых. В 2006 году в Китае было продано в общей сложности 7,22 миллионов автомобилей, включая 5,18 миллионов единиц легковых автомобилей и 2,04 миллиона единиц грузовиков. С 2010 года Китай стал самым большим в мире производителем транспортных средств так же как и крупнейшим их покупателем.

Следует отметить также, что Китай - крупнейший производитель секс игрушек в мире (70% мирового производства секс игрушек). В стране около 1 000 предприятий в этой промышленности, которая производит продукции приблизительно на 2 миллиарда долларов в год. С 2011 Китай - самый большой в мире рынок для персональных компьютеров.

Энергетика Китая

На протяжении 1950-х годов Китай импортировал относительно небольшое количество нефти из СССР, однако в середине 1960-х годов, после разведки крупного нефтяного месторождения в провинции Хэйлунцзян, перешел на самообеспечение. С последующими открытиями нефтяных месторождений, особенно в провинциях Шаньдун и Хэбэй, потенциальные возможности добычи нефти увеличились более чем вдвое. По данным на начало 1997 года, общие запасы нефти в КНР составляли 94 млрд. т. Крупные запасы нефти разведаны в Северо-Западном Китае – в провинции Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в Цайдамской впадине (Тибетское нагорье); в Северо-Восточном Китае – в долинах рек Сунгари и Ляохэ. В начале 1980-х годов Китай предпринял интенсивную разведку шельфа. Выявлены перспективные месторождения нефти в Бохайском и Ляодунском заливах, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В 1996 году Китай вышел на пятое место в мире по добыче нефти.

По сравнению с Японией, Западной Европой и Северной Америкой, фабрики и заводы в Китае на единицу выпускаемой продукции, как правило, расходовали в три раза больше электроэнергии. Однако с принятием мер по рационализации экономики в 1980-е годы Китай открыл для себя новый «источник» энергии – экономию энергоресурсов. Результат вышел далеко за рамки простого повышения эффективности конкретных промышленных процессов и привел к корректировке структуры энергопотребления. Различные энергосберегающие мероприятия, включающие закрытие наиболее устаревших заводов и привлечение в страну новых зарубежных предприятий и технологий, позволили сократить общее потребление энергии почти на 40%.

С начала 1970-х годов было предпринято несколько попыток решения проблемы дефицита электроэнергии в сельской местности. Так, строительство мелких гидроэлектростанций принесло заметные перемены в отдельных горных районах Южного Китая, где выпадает большое количество осадков. В других местах на пустующих склонах отводились участки для посадки деревьев специально на дрова. Повсеместно стали применяться более совершенные печи для приготовления пищи. Открытие частных небольших угольных шахт облегчило проблему снабжения топливом в некоторых провинциях.

Китай некогда обеспечивал энергоресурсами не только себя, но и своих соседей - Южную Корею и Японию. С 1993 года он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортёром нефти, а ещё через 10 лет - в 2003 году он занял второе место в мире после США по импорту нефти. С этих пор Пекину требуется проводить чётко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике.

В структуре энергобаланса в Китае всегда доминировал каменный уголь, за ним следовали гидроэнергия, нефть и атомная энергия. В Китае сосредоточены богатейшие залежи каменного угля, страна занимает первое место в мире по его добыче. Месторождения сконцентрированы преимущественно в северных и северо-восточных провинциях (только на провинцию Шаньси приходится около четверти всей добычи угля). Среди наиболее крупных центров угледобычи выделяются Хуайнань, Хэган, Кайлуань, Датун, Фушунь, Фусинь. Кроме того, по всей стране рассеяна масса мелких месторождений, и примерно половина угля добывается на 11 тыс. мелких угольных шахт.

Правда, после того, как в 2003 году экспорт угля достиг отметки в 70 млн тонн, объёмы экспорта стали падать. Происходило наращивание импорта в основном из Австралии и Индонезии. Руководство крупнейших угольных корпораций заверяет, что это лишь временная мера, и проблема будет в скором времени решена за счёт наращивания местного уровня производства. Однако по оценке Energy Information Administration, импорт коксующегося угля будет только расти, и если в 2004 году он составил 7 млн тонн, то в 2030 году будет равен 59 млн тонн.

Бурный экономический рост ставит КНР во всё большую зависимость от импорта энергоресурсов. Это двусторонний процесс, в результате которого Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Так, в настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти - 8%, а в мировом росте спроса с 2000 года - 30% . При этом по расчётам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на всю Азию в течение следующих 15 лет придётся половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам. Энергобезопасность становится при этом вопросом национальной безопасности, сохранения темпов экономического развития, а также экологии.

В целях диверсификации потребления энергетических ресурсов Китаю необходимо увеличить долю потребления природного газа. На газ приходится лишь 3-4 % энергопотребления, в то время как в большинстве остальных стран эта цифра составляет 20-25 %. По оценкам Energy Information Administration, потребление этого вида топлива, начиная с 2003 по 2030 год, будет расти в среднем на 6,8 % ежегодно. К 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд кубометров природного газа, и только 120 млрд из них будут покрываться за счёт внутренних источников. Между тем, внутренние источники газа сильно ограничены, к 2010 году нехватка достигла 20 млрд кубометров, а к 2015 году достигнет 40 млрд кубометров, по оценкам Центра энергетических исследований Комитета по развитию и реформе.

В последней обнародованной национальной стратегии развития китайской энергетики на период до 2020 года, большую долю составляют планы развития ядерной энергетики. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране.

В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты.

Во время 11-й пятилетки Китай собирался построить около 30 крупных ветряных электростанций мощностью по 100 МВт и более. Согласно национальному плану развития, установленные мощности Китая должны были вырасти до 30 тыс. МВт к 2020 году. Однако бурное развитие ветроэнергетики в стране позволило пройти этот рубеж уже в 2010 году. В том же году Китай опередил США и стал мировым лидером по установленной мощности ветрогенераторов, превзойдя порог в 40 тыс. мегаватт.

В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Сельское хозяйство Китая

Важнейшей отраслью экономики Китая является сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хозяйства – растениеводство. В 2007 году Китай собрал урожай зерновых в 500 млн. тонн. Это рекордный показатель за всю историю страны. Правительство проводило политику всесторонней поддержки крестьян, стремилось улучшить их жизнь. Крестьянство было полностью освобождено от сельскохозяйственного налога, налога на забой скота и налога на особую сельскохозяйственную продукцию, а также было определено предоставление специальных субсидий, например, субсидии для крестьян, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, субсидии для выведения селекционных семян, для покупки сельскохозяйственных орудий и оборудования. Возросли дотации хлеборобам и платежи уездам, производящим большое количество зерна. Была введена политика минимальных закупочных цен на основные сорта зерновых. В ряде районов введен государственный заказ с гарантированной закупкой урожая у крестьян по гарантированным ценам. Еще одним направлением помощи крестьянам стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи.

Китайское правительство отменило все три вида сельских отчислений: в фонд накопления, социальный фонд и фонд административного управления на уровне деревни, а также взимаемые властями дополнительные сборы на просвещение, плановое деторождение, строительство дорог и некоторые другие. Теперь все эти расходы покрываются из государственного бюджета. Таким образом, китайское крестьянство получило большой выигрыш. Среднегодовые доходы крестьян выросли более чем на восемь процентов в последние три года.

Для повышения заинтересованности крестьян в производстве зерновых, Правительство решило крестьянам, занимающимся зернопроизводством выделить специальные средства в размере около 1,4 млрд. долл. США в 2006 г. Еще одним составляющим успеха, которого достигли китайские крестьяне в 2006 году является уверенность в завтрашнем дне. В 2006 году центральное правительство выделило почти 1,94 млрд. долл. США на пособия для сельских жителей. Эта сумма на 20% больше, чем в 2005 году. Правительство пообещало охватить все сельское население страны социальной системой страхования, которая будет включать в себя социальные пособия, социальное страхование, медицинское страхование и т.д.

Медицина остается одной из главных забот для китайских крестьян. Для ее решения сейчас активно внедряется система кооперативного медицинского обслуживания. На конец 2006 года системой такого обслуживания было охвачено население 80% сельских уездов. Участник этой системы выплачивает ежегодно взнос в размере десяти юаней. Еще десять юаней добавляет местное правительство. И, если крестьянин заболел, то практически все расходы на его лечение берет на себя страховая компания.

Большой вклад внесли китайские ученые-селекционеры. Они вывели сотни новых сортов зерновых. Самым большим успехом китайских селекционеров стал гибридный рис, урожайность которого намного превышает урожайность обычных сортов и позволил увеличить сбор зерновых на сотни миллионов тонн за 25 лет. В соответствии с планами китайского правительства к 2020 году страна должна превратиться в ведущую силу в области сельской науки, несмотря на изменения климата и нехватку природных ресурсов.

Приоритетами развития сельского хозяйства в настоящее время и в ближайшие годы являются:

1) укрепление, улучшение и интенсифицирование политики в интересах сельского хозяйства и значительное увеличение;

2) гарантирование основных поставок главных видов сельскохозяйственной продукции и активное содействие роста доходов крестьян;

3) приоритет инфраструктурного строительства в сельском хозяйстве и форсирование совершенствования производственных условий этого сектора;

4) усиление роли науки, техники и людских ресурсов в развитии сельского хозяйства и всемерное развитие обобществленных услуг;

В 2007 году китайское Правительство продолжало укреплять финансовую поддержку сельского хозяйства. Прямые общие субсидии на нужды сельского хозяйства в 2007 году достигли 59 млрд. долл. США, увеличившись на 63% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.Министерство сельского хозяйства Китая в 2007 г. начало проводить в жизнь «десять программ», направленных на развитие современного сельского хозяйства. Цели, установленные на 2007 г., предполагали, что чистый доход крестьян вырастет не менее чем на 5%, а валовой сбор зерна будет не меньше, чем в 2006 году.

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США.

Быстрому развитию рыбного хозяйства во Внутренней Монголии содействует местная и государственная финансовая поддержка. Только в 2007 году государство выделило владельцам 568 рыбацких лодок 158,3 млн. долл. США в виде дотаций, Минсельхоз выделил более 1,7 млн. долл. США на строительство в районе инфраструктуры рыбного хозяйства. В 2008 году главный акцент в работе будет сделан на управлении законодательной базы в сфере животноводства и рыбоводства, речь в основном идет о гарантиях качества и безопасности продукции водного промысла, а также о расширении открытости внешнему миру и повышении уровня международного сотрудничества в этой сфере.

Рост населения страны ведет к увеличению потребления основных видов сельхозпродукции. Основной задачей в 2008 г. министерство называет дальнейшее наращивание производства зерновых культур в стране, как за счет увеличения посевных площадей, так и за счет роста урожайности.

По данным аналитиков Центрально-европейской информационной группы, высокие мировые цены на пшеницу приведут к резкому росту экспорта муки из Китая в текущем сезоне. В частности, по различным оценкам, страна экспортирует в 2007-2008 МГ от 0,7 до 1 млн. тонн муки, поставки будут осуществляться в основном в страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Вьетнам, Индонезия).

Китай располагает развитой мукомольной отраслью, кроме того, довольно высокий урожай пшеницы в текущем сезоне позволяет производить и экспортировать значительные объемы пшеничной муки. Однако экспортеры муки опасаются, что Правительство может ввести ограничения на экспорт пшеницы, поскольку в 2007 г. на рынке Китая наблюдался значительный рост цен на пшеницу и муку, а также на другие продовольственные товары. В 2008 году Китай вновь обеспечил объем сбора зерновых в таких же пределах и сделал все необходимое для достаточного снабжения населения основными видами сельскохозяйственной продукции. Со второго полугодия 2007 г. в Китае наблюдалось быстрое повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, включая свинину и пищевые масла. Это вызвано повышением мировых цен на подобные продукты, повышением себестоимости рабочей силы и ускорением процесса урбанизации в Китае.

Развитие производства и увеличение предложения являются ключевыми для стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию в Китае. В 2008 году Министерство сельского хозяйства продолжило оказывать сельским районам активную помощь в производстве зерна, масличных культур и свинины с тем, чтобы сдержать чрезмерно быстрый рост отечественных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Внешняя торговля Китая

Характерная черта современной китайской экономики - зависимость её от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55% внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. С 2004 года Китай уверенно лидирует в мире по объемам экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования, с 2005 года - в целом по объемам высокотехнологичного экспорта.

Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.

С середины 1980-х гг было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок. С открытием перевала Нату-Ла в 2006 году увеличился торгового оборота с Индией.

Между тем, положительное сальдо торгового баланса Китая по итогам 2011 года составит 150 млрд. долл. Такой прогноз представило Министерство торговли страны. Таким образом, данный показатель существенно сократится - в 2010 году он составлял 183 млрд долл., а в 2009 году и вовсе превышал 196 млрд долл. В документе отмечается, что перспективы роста экспорта ухудшились в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Транспорт Китая

Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий прирост протяженности китайских железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число пассажирских вагонов увеличилось почти на 70%, а объем пассажирских перевозок – в три раза. Железнодорожные грузовые перевозки за период с 1970 по 1990 возросли вдвое, превысив 1,5 млрд. т в год. Основной объект грузовых перевозок на железнодорожном транспорте – каменный уголь, составляющий более 40% общего тоннажа. В связи с тем, что подавляющая часть залежей высококачественного угля сосредоточена на севере страны, а бурно развивающиеся отрасли промышленности – на юге, среднее расстояние перевозки угля в настоящее время составляет ок. 750 км. В середине 1990-х годов при общей протяженности железнодорожных путей 54 тыс. км двухколейные дороги составляли лишь 25%, а электрифицированные – ок. 12%. Локомотивный парк примерно наполовину состоит из паровозов и лишь на 15% из электровозов.

Быстрыми темпами увеличивались автомобильные перевозки. Общая протяженность шоссейных магистралей в 1995 составила 1,15 млн. км (ок. 85% дорог проложены до 1992), а суммарный объем пассажирских автоперевозок – 10,5 млрд. человек и грузовых – 9,5 млрд. т. Благодаря дотациям проезд в общественном городском транспорте стоит недорого, но автобусный парк устарел и автобусы вечно переполнены. Несмотря на то, что число личных автомобилей остается очень низким (один автомобиль на 480 человек), улицы крупных городов быстро заполнили такси и автомашины, принадлежащие государственным учреждениям и фирмам.

На внутренние водные пути, традиционно игравшие главную роль в перевозке людей и грузов, в настоящее время приходится лишь несколько процентов пассажирских и менее 10% грузовых перевозок. Внутренние судоходные пути имеют протяженность ок. 110 тыс. км, причем 2 тыс. из них принадлежат древнему Великому каналу. Большая часть внутренних речных грузо- и пассажироперевозок приходится на р. Янцзы и ее бассейн (с общей длиной судоходных путей 17 тыс. км).

Выйдя на арену международной торговли, Китай вынужден был заняться развитием морского судоходства. В 1996 году КНР по тоннажу морского флота (17 млн. т) заняла 10-е место в мире. Морской флот состоит из универсальных и комбинированных судов, сухогрузов, танкеров. Суммарный объем грузов, обрабатываемых ежегодно в крупных китайских портах, достигает 500 млн. т. Китайские авиакомпании, образованные после раздела единой национальной авиакомпании в 1984, провели модернизацию самолетного парка, главным образом за счет закупки «Боингов-747» и других американских авиалайнеров. Однако уровень обслуживания на китайских авиалиниях и статистика в сфере безопасности полетов оставляют желать лучшего. Всего в стране действуют ок. 500 внутренних и 60 международных авиалиний; в 1995 авиатранспортом было перевезено почти 1 млн. т грузов и 5,5 млн. пассажиров. Развитию инфраструктуры и транспорта в стране дается высокий приоритет, потому что это стратегически привязано к народному хозяйству и национальной обороне. Между тем, инфраструктура и транспорт полностью все еще не развиты во многих аспектах и областях, и они составляет главную помеху экономическому росту.

Китай инвестирует ежегодно около 9% ВВП на развитие транспорта и создание инфраструктуры, в то время как другие развивающиеся страны - от 2% до 5% ВВП. В 2007 году Китай стал одной из немногих стран мира, начавшей эксплотировать скоростные поезда. Развитие железных дорог связано в первую очередь с необходимостью перевозки большого количества грузов ввиду бурного экономического роста.

Сфера услуг Китая

Сектор услуг Китая является пятым по величине в мире и, как ожидается, с учетом развития телекоммуникаций будет продолжать расти в долгосрочной перспективе. В 2005 году на долю сектора услуг пришлось 40,3% ВВП Китая. Однако, доля сектора услуг в ВВП все еще низка по сравнению с аналогичным показателем в большинстве развитых стран мира, а аграрный сектор КНР все еще задействует значительную часть трудовых ресурсов страны.

До начала экономических реформ в 1978 году сфера обслуживания Китая характеризовалась управляемыми государством магазинами, нормированием и регулируемыми ценами. В связи с проведенной реформой в секторе услуг стало развиваться индивидуальное предпринимательство, пришли крупные частные компании. Оптовая торговля и розничная торговля получила быстрое развитие в городах, теперь имеющих множество торговых центров, розничных магазинов, сетей ресторанов и отелей. Между тем, государственное управление пока все еще осталось главным компонентом сектора обслуживания, в то время как туризм стал значимым фактором для занятости и как источник иностранной валюты. Потенциал для дальнейшего роста сектора услуг в Китае огромен.

Перспективы экономики Китая

Темпы роста ВВП Китая снизились с 9,5% во II квартале 2011 года до 9,1% в третьем - это минимум с 2009 г. Экономика страны замедляется уже третий квартал, беспокоится Цянь Кимин из Shenyin Wanguo. Но снижение пока не сильное: темпы роста стабильны, - сообщил Марк Уилльямс из Capital Economics. Динамика промышленного производства и розничных продаж хорошая, продолжает Уилльямс: в сентябре они выросли с 13,5 до 13,8% и с 11 до 11,7% соответственно.

Беспокоят экономистов высокая инфляция (6,1% при целевом уровне правительства в 4%), а также разрыв почти в 2 раза между темпами роста строительства (24%) и продажами недвижимости (13%). Это говорит о неустойчивости ситуации, считает Уилльямс, если спрос не укрепится, объемы строительства упадут. Фондовый рынок страны отреагировал на макроэкономическую статистику снижением.

Китаю не избежать жесткого приземления, а это ударит по восстановлению всей мировой экономики, - таколе мнение высказал профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Вклад КНР в восстановление глобальной экономики растет, так как импорт растет быстрее экспорта, успокаивал вчера представитель национального бюро статистики: чистый экспорт сократил темпы экономического роста на 0,1 процентного пункта.

Главный риск для китайской экономики - cнижение спроса на внешних рынках, - отметил Алистер Торнтон из IHS Global Insight. Но если КНР станет остывать слишком быстро, правительство для поддержки экономики может задействовать имеющиеся в его распоряжении рычаги - например, ослабит кредитно-денежную политику, считает он. Предприятия Китая слишком зависимы от внешней конъюнктуры и поэтому любой негативный сценарий развития мировой экономики сильно ударит по отраслям страны, заявил бывший вице-министр торговли Вэй Цзяньго. В сентябре общий экспорт КНР сократился на 2,1%, особенно сильно - на 7,5% - со стороны Европы, следует из опубликованной на прошлой неделе статистики. Слабеет и внутренний спрос, отмечают аналитики Societe Generale: он снизился с 35% ВВП до 33,8% в 2010 году.

Катастрофического замедления КНР пока не ожидается, оптимистичен Уилльямс: темпы роста ВВП составят около 8,5% в 2011-2012 гг. Скорее всего, они останутся на уровне 9%, согласны аналитики Barclays Capital.