Налоговый кодекс Российской Федерации - основополагающий документ законодательства по налогам и сборам.
Сокращенно Налоговый кодекс Российской Федерации упоминают как НК РФ или просто НК.
Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первую иногда называют как Общая часть, а часть вторую, как Специальная или Особенная часть.
Часть первая
Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
Часть первая регулирует общие вопросы налогообложения. Поэтому ее иногда называют как Общая часть. Часть первая НК РФ состоит из разделов:
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Часть вторая
Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Часть вторая регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов. Поэтому вторую часть иногда называют как Специальная или Особенная часть. Вторая часть НК РФ состоит из разделов:
Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.
Такой порядок отличается от общепринятого порядка нумерации частей нормативных актов - статья, часть, пункт.
Пример
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах - статья
2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: - пункт
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; - подпункт
Пример
Статья 250. Внереализационные доходы - статья
В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса. - абзац 1
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: - абзац 2
1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; - пункт 1
2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса); - пункт 2
3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; - пункт 3
"В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса."
В настоящее время правовое обеспечение налогового процесса в России осуществляется Налоговым кодексом Российской Федерации. После принятия решения о разработке Налогового кодекса РФ с 1994 г. было представлено 10 различных вариантов, выбран был правительственный проект, который 16 июля 1998 г. приняла Государственная дума.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого Налогового кодекса и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах.
Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако в Российской Федерации вначале появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользовались практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.
В настоящее время форсируется проведение налоговой реформы. Это и понятно, так как она является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации, обеспечения начала и дальнейшего динамичного ускорения экономического роста в стране. Завершение разработки и принятие Налогового кодекса РФ рассматриваются в качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно явиться реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Поэтому признано возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограничения, пойти на ощутимое снижение налогового бремени на товаропроизводителей.
В Налоговом кодексе РФ вместо более 100 продолжавших действовать до недавнего времени налогов, сборов и иных обязательных платежей предусматривается (при введении в действие всех представленных в перечне региональных и местных налогов, сборов) действие менее чем 30 видов налогов и сборов. А ограничение налоговой нагрузки обеспечивается наряду с сокращением общего числа налогов и сборов также за счет некоторого снижения размеров ставки налога на прибыль и путем установления предельных ставок по основным региональным и местным налогам.
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, направлены также на решение следующих важнейших задач:
– построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
– развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
– создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;
– формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.
Налоговая система должна развиваться эволюционно, путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации имеющихся внутри нее перекосов, это требует сохранения в Налоговом кодексе РФ основных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), составляющих основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и в различных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики.
Налоговый кодекс РФ состоит не из четырех, как предполагалось ранее, а из двух частей: Общей части и Специальной части. В Общей части, включающей в себя семь разделов, закладывается правовой фундамент налоговых отношений и определяются основы процесса налогообложения. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов эта часть близка к закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В состав Специальной части включен дополнительный раздел «Специальные налоговые режимы», которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:
– предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
– организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;
– предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предусмотренное Налоговым кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных «мелких» налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.
В Налоговом кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в Налоговом кодексе РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как «религиозная организация», «материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия», «налоговое партнерство», «пассивная и активная экономическая деятельность», «сельскохозяйственное предприятие» и ряд других.
Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.
Принципиальное значение имеет в Налоговом кодексе РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.
В Налоговом кодексе РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.
Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.
1. Понятие системы налогового права.
2. Предмет и метод налогового права.
3. Основные источники налогового права.
4. Материальные и процессуальные нормы налогового права.
5. Особенности налоговых отношений.
6. Характеристика Налогового кодекса РФ.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).
Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора - плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима - условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.
В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).
Так же положениями кодекса установлены региональные налоги - транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог - земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).
Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).
11.2 Основные положения налогового кодекса рф
Налоговое законодательство России включает в себя федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты. Основой налогового законодательства является Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей (Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Часть 2. от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Только НК РФ может устанавливать виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц и др.
В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в части первой Налогового Кодекса РФ.
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.
Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:
1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;
2) обособленное подразделение организации - оно может образовываться в форме представительства и филиала;
3) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
4) физические лица - налоговые резиденты РФ, - т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
5) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Также должны быть определены элементы налогообложения:
1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5)порядок исчисления налога ;
6)порядок и сроки уплаты налога .
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.
В первой части НК РФ дан перечень налогов и сборов, согласно которому в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов :
Федеральные
Региональные
Местные.
1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К ним относятся:
Налог на добавленную стоимость;
Налог на доходы физических лиц;
Налог на прибыль организаций;
Налог на добычу полезных ископаемых;
Водный налог;
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
Государственная пошлина.
2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:
Налог на имущество организаций;
Налог на игорный бизнес;
Транспортный налог.
3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:
Земельный налог;
Налог на имущество физических лиц.
Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.
Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:
- налоги на потребление (НДС, акцизы);
- налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги);
Налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).
В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают.
Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают.
Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.
Однако, было замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.
Различаются также:
текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги;
общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги;
зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.
Совокупность налогов, сборов и платежей, законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Правовые нормы Ч.2 НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах регулируют правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
До его принятия главным документом налоговой сферы был Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но он утратил силу с 1999 года.
Действующий Налоговый кодекс состоит из двух больших частей, которые вводились последовательно: первая - с 1 января 1999 года, вторая - с 1 января 2001. Разработка документа заняла три года.
Каждая из двух частей кодекса посвящена отдельной большой теме.
Часть первая устанавливает основы налоговой системы, принципы ее функционирования, права и обязанности субъектов, которые в этой системе участвуют (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и контроля).
В части первой НК РФ рассматриваются следующие вопросы:
- что включает законодательство России о налогах и сборах, какие виды налогов бывают (федеральные, региональные, местные, спец. режимы);
- кто такие налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности;
- какие госорганы включены в налоговую систему, их права, обязанности и особенности работы;
- какие правила установлены по уплате налогов;
- какие виды налоговой отчетности установлены и в каких случаях;
- как осуществляется контроль и мониторинг в сфере налогов;
- какие нарушения бывают, какая ответственность за них предусмотрена;
- как можно обжаловать действия или бездействия налоговых органов.
Именно в части первой дается определение того, что такое налог и что такое сбор:
Налог - это ПЛАТЕЖ, который обязаны уплатить организация или физлицо. Он является обязательным и безвозмездным. Внести его можно только деньгами. А главная цель - финансовое обеспечение деятельности государства.
Сбор - это ВЗНОС, который также уплачивают организации и физлица. Его уплата выступает условием совершения государством неких действий, которые нужны плательщику взноса (например, выдачу лицензий). Его характеристика - обязательность, то есть если он установлен законом, то не платить этот взнос нельзя.
Часть вторая НК РФ посвящена, собственно, конкретным налогам, которые взимают в России, а также специальным налоговым режимам (их пять - упрощенная система налогообложения, ЕНВД, патентная система, единый сельхозналог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Каждому налогу отводится отдельная глава . Интересно, что эти главы вводились постепенно. Так, в 2001 году действовали только 4 главы по самым ключевым налогам: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы и единый социальный налог (позднее упразднен и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды).
Сегодня во второй части НК содержится 21 глава. Самая новая из них глава 34 «Страховые взносы», которая начала действовать с 1 января 2017 года.
Это «живой» документ, в него ежегодно вносят сотни изменений и дополнений. Каждое изменение кодекса должно быть оформлено федеральным законом, а вступление его в силу возможно только по определенной процедуре: закон должен быть официально опубликован в открытых источниках, после чего он может вступить в силу не ранее, чем через месяц. Новые налоги и сборы могут быть введены только с 1 января следующего года и не имеют обратной силы (то есть действуют только для ситуаций, возникших позднее своего вступления в силу). Единственное исключение сделано для норм, улучшающих положение налогоплательщиков, - они могут иметь обратную силу.