Контрольная закупка «Комсомолки»: Сколько стоит продуктовая корзина на день в разных странах.

Минимальный потребительский бюджет - расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы. В Республике Беларусь минимальный потребительский бюджет для каждой из основных социально-демографических групп населения разрабатывает и утверждает Министерство труда и соцзащиты.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения. Тогда же было применено понятие - научно обоснованного набора товаров и услуг, обеспечивающих населению определенный уровень жизни. Таким образом, минимальный потребительский бюджет выступал как стоимостное выражение потребительской корзины в средних ценах во всех видах торговли. МПБ отражает представление госорганов его разрабатывающих о материальной стороне жизни некоего усредненного гражданина с коррекцией по возрасту, семейному положению и способности к труду.

Выделяются шесть групп населения и два вида семей:

Социально-демографические группы: лица способные к труду, пенсионеры, студенты, дети младше трех лет, дети от трех до шести лет, дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Семьи из четырех человек и молодые семьи с одним ребенком. Здесь предполагаются полные семьи с двумя родителями.

До 2010 года количество таких групп было больше - граждане всех возрастов делились еще и по половому признаку, подростки с четырнадцати до восемнадцати лет были самостоятельной категорией, различались молодые семьи с одним и двумя детьми. После 2010 года дифференциация приобрела нынешний вид.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 января 2019 г. № 5 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах декабря 2018 года в расчете на месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года:

  • трудоспособное население - 451 белорусский рубль;
  • пенсионеры - 353 белорусских рубля 52 копейки;
  • студенты - 333 белорусских рубля 88 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет - 284 белорусских рубля 17 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет - 373 белорусских рубля 58 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 382 белорусских рубля 31 копейка;
  • семья из четырех человек - 351 белорусский рубль 28 копеек;
  • молодая семья из трех человек - 382 белорусских рубля 11 копеек.
  • продукты питания - 48,6%,
  • одежда, белье, обувь - 19,1%,
  • жилищно-коммунальные услуги - 8,3%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь - 9,1%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения - 9,0%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4%,
  • взносы и платежи - 2,1%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены - 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Из Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» следует пересмотр состава и структуры МПБ должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В 2015 году структура МПБ пересмотрена Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 107 от 29 декабря 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. № 146». По результатам анализа фактического потребления населением товаров и услуг за 2013 год, существующая структура МПБ и состав потребительских корзин был признан соответствующим реальному потреблению. Наиболее заметным нововведением можно считать признание необходимости сотовой связи и, соответственно, расходов на нее и приобретение мобильного телефона. В состав затрат на сотовую связь включен не только голосовой трафик, но и доступ в сеть интернет. Отметим, что эта потребность признается значимой за студентами и трудящимся населением, что в целом соответствует действительности. Корректировка коснулась также товаров для детей, например включение детской коляски, одежды и обуви.

Вступившие в силу с 1 апреля 2015 года изменения в структуру и объем минимального потребительского бюджета приводят к увеличению его в стоимостном выражении на 4,8-0,9% для разных категорий. В частности для семьи из четырех человек на 3,9%.

Установление уровня МПБ служит не для выявления малообеспеченных граждан, но для исследования и прогнозирования объема и структуры потребления основной массой населения республики. Как правило, это лица, не нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке постоянно, но имеющие потребность в помощи в виде и пр., например, на приобретение и реконструкцию жилья.

Также минимальные потребительские бюджеты применяются для сравнительной оценки и прогнозирования уровня жизни населения, платежеспособного спроса, необходимости поддержки и социальных гарантий.

Сколько стоят продукты питания из потребительской корзины в разных регионах страны.

Intex-press посчитала, сколько стоят продукты питания из потребительской корзины в разных регионах страны, и сравнила стоимость месячного пайка трудоспособного белоруса со средней зарплатой в областях и Минске.

В Беларуси существуют минимальный набор продуктов, необходимый для жизнедеятельности человека, – потребительская корзина. Наполняемость этой корзины разная для детей, пенсионеров, трудоспособных людей и других.

В месячный паек трудоспособного белоруса включены 42 наименования продуктов питания. Сколько чего положено, расписано по граммам. Так, власти определили, что в месяц, чтобы выжить, белорус должен съедать полкило макарон, 150 граммов пшенки или перловки, 10 кг картошки, выпивать 2,4 литра фруктового сока и т.д.

Несмотря на то, что такие нормативы одинаковы для всех жителей страны, цены на товары из потребительской корзины в разных областях разные. Берем данные статистики о стоимости продуктов питания в августе 2017 года и считаем, где месячный минимальный паек самый дорогой, а где – самый дешевый.

Получается, что дороже всего потребительская корзина для трудоспособного человека обойдется в столице – почти 165 рублей в месяц. В Минске по сравнению с областями самая дорогая говядина, соленая сельдь, яйца, мука, животный жир, сухофрукты и маргарин. При этом в столице самая дешевая вареная колбаса, чай.

Дешевле всего потребительская корзина в Брестской области – чуть больше 150 рублей в месяц. На Брестчине самое дешевое в стране куриное мясо, животное масло и сухофрукты.

Стоимость продуктов питания из потребительской корзины для трудоспособного человека

(по ценам августа 2017 года)

Минск – 164,9 рубля

Могилевская область – 161,2 рубля

Витебская область – 159,4 рубля

Минская область – 157,5 рубля

Гомельская область – 154,9 рубля

Гродненская область – 154,1 рубля

Брестская область – 150,2 рубля

Правда, если посчитать стоимость продовольственной корзины по отношению к средней зарплате, Минск получается не таким уж и дорогим городом, а Брестская область – не самым дешевым регионом страны. Так, стоимость продуктов питания из потребительской корзины для трудоспособного человека в Минске составляет всего 14,4% от средней столичной получки, в то время как в Витебской области – почти 23% от зарплаты в этом регионе. На Брестчине на продукты из потребительской корзины трудоспособный белорус в месяц потратит 20,9% заработка.

Сколько продуктовых потребительских корзин может себе позволить житель каждой области и Минска на среднюю зарплату

Минск – 6,9

Минская область – 5,3

Брестская и Гомельская области – 4,8

Гродненская область – 4,7

Витебская и Могилевская области – 4,4

Какие продукты питания входят в потребительскую корзину для трудоспособного белоруса (на месяц)

курица – 1,5 кг

рыба и колбасные изделия – по 1 кг

свинина – 600 г

говядина – 1,7 кг

соленая сельдь – 300 г

яйца – 2 десятка

хлеб – 9,7 кг (6 кг ржаного и 3,7 кг пшеничного)

крупы – 660 г (по 180 г овсяной и гречневой и по 150 г пшенной и перловой)

макароны и рис – по 460 г

овощи: 10 кг картошки, по 1,5 кг огурцов и помидоров, по 1,8 кг моркови и свеклы, 2,4 кг капусты и 1,5 кг других овощей

молочные продукты: 5,5 л молока, 4,5 л кисломолочных продуктов, 0,5 л сметаны, 200 г сыра, 1 кг творога

соль – 300 г

чай – 66 г

сахар – 2,1 кг

сок фруктовый – 2,4 л

мука пшеничная – 0,7 кг

масло растительное – 600 г

фрукты и сухофрукты – 3,8 кг

масло (растительное, животное, маргарин) – 1,6 кг

субпродукты – 200 г

мука – 660 г

кондитерские изделия – 1,5 кг

В Беларуси учли основные статьи расходов и установили размеры минимальных потребительских бюджетов (МПБ) в средних ценах для восьми социально-демографических групп населения.

Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек с 1 ноября нынешнего года составит Br459 тыс. 620 в расчете на месяц (с 1 августа по 30 октября - Br448 тыс. 520). Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Новый МПБ семьи из четырех человек увеличился на 2,5%. Это обусловлено ростом цен на продовольственные и промышленные товары, а также тарифов на услуги, которые входят в потребительские корзины.

Основные статьи расходов среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек в ценах сентября следующие: продукты питания - 54%, одежда, белье, обувь - 19%, оплата жилья и коммунальные услуги - 9,8%, бытовые услуги, транспорт, связь - 6,1%, предметы санитарии, гигиены, лекарственные средства - 1,9%.



Кроме того, утверждены среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек - Br473 тыс. 920, трудоспособного населения - Br575 тыс. 960, пенсионеров - Br478 тыс. 250, студентов - Br437 тыс. 430, детей в возрасте до 3 лет - Br364 тыс. 120, детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br443 тыс. 910, детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br514 тыс. 890.

В соответствии с законодательством минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений населения, усиления социальной поддержки нуждающихся граждан, формирования системы народно-хозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Вице-премьер Беларуси Петр Прокопович не видит объективных причин для роста инфляции выше прогнозных значений.

"Объективных причин для роста цен не имеется, все должно быть в пределах 12%", - сказал П.Прокопович в пятницу на пресс- конференции в Минске.

Он подчеркнул, что рост цен в начале года был сформирован за счет увеличения тарифов на услуги ЖКХ, роста и цен на алкоголь и табачные изделия, роста тарифов на услуги связи. "То есть в основном увеличение цен произошло за счет этого. Цены на мясомолочную продукцию, товары народного потребления росли ниже прогноза", - сказал П.Прокопович.

Вице-премьер отметил, что правительство приняло решение временно отказаться от дальнейшего повышения тарифов на услуги ЖКХ "и принять другие меры за счет интервенций по рынкам на других направлениях". За счет этого, полагает вице-премьер, власти смогут удержать инфляцию в границах прогнозных 12%.



В Беларуси за январь - февраль потребительские цены на товары и услуги выросли по сравнению с декабрем на 4,3%.

Базовая инфляция (без учета регулируемых и сезонных цен) за отчетный период составила 3,4%, в том числе в феврале - 0,6%.

В годовом выражении инфляция в феврале составила 22,7%.

Кризис все больнее бьет по кошелькам. Оглашения суммы на кассе порой ждешь с неприятным холодком, а за 200 тысяч, на которые еще недавно можно было купить приличный набор продуктов, теперь запросто уйдут на скромный семейный ужин. Разговоры о том, что продукты у нас стали слишком дорогими, особенно по сравнению с зарплатами, слышу буквально каждый день. В метро, магазине, на работе…

Мы решили провести гастрономический эксперимент. Купили универсальный и, на наш взгляд, относительно недорогой набор продуктов, которым среднестатистическая белорусская семья из 3-4 человек могла бы полноценно питаться день. Этот же набор продуктов попросили купить знакомых хозяек из Берлина , Парижа , Вильнюса , Вроцлава , Москвы и Киева . К походу в магазин все постарались отнестись ответственно - выбирали самые недорогие продукты, но приемлемого качества.

Итак, что мы купили? Десяток яиц, упаковку чая, пачку овсяной каши, молоко, упаковку творога, кило куриного филе, килограмм картошки, хлеб, кусочек сыра, кочан капусты, полкило морковки, яблоки, апельсины и плитку шоколада. Вполне себе продукты для меню на день. Утром домашних можно накормить овсянкой и попить чаю с творогом. На обед приготовить щи, потушить курицу с морковью и картофелем. Вечером, к примеру, сделать омлет, попить чайку с шоколадкой. Фрукты – для перекусов.

Цены на все продукты мы вписали в табличку, а чтобы читать ее было удобнее, перевели их в белорусские рубли по курсу Нацбанка.

ИТОГО

Дешевле всего питаться в Украине, а «цены как в Москве» - это совсем не страшно

Ценники в чеках нас действительно удивили. Оказывается, в Германии дороже, чем в других странах, яйца и морковка, во Франции непростительно дорогая курица, а цены в Украине вообще кажутся непозволительно доступными…


Больше всего нас, конечно, интересовала общая сумма в чеках. Оказывается, фраза «цены как в Москве» теперь должна нас не пугать, а только радовать. Если в Минске все продукты обошлись нам в 273.700 рублей, то в Москве в переводе на белорусские деньги такой же продуктовый набор стоит сейчас порядка 232.997 рублей. Приблизительно такой же ценник вышел и в польском Вроцлаве – 237.593. Но вот что нас действительно удивило, так это украинская закупка. В Киеве всю продуктовую корзину можно купить за 162.439 рублей! Это почти в два раза дешевле, чем у нас.

Зато по сравнению с европейскими Литвой , Германией и Францией Беларусь – золотая середина. В соседнем Вильнюсе продукты стоят уже подороже. Итог в чеке – 339.692. А дальше – еще веселее. В Берлине экономная хозяйка отдала на кассе 464.192 на наши деньги, а во Франции – целых 700 тысяч!


Получается, продукты у нас не самые дорогие. Тем более эффект дешевизны продуктов в нашей стране создает падающий с каждым днем курс белорусского рубля. Но если, например, переводить все цены по декабрьскому курсу прошлого годы, такого эффекта в нашей таблице не получилось бы.


КСТАТИ

В Беларуси закупаются на акциях, а во Франции будут наказывать за лишние пищевые отходы

Мы провели еще один эксперимент. Поинтересовались у белорусских хозяек, на чем они экономят в кризис, и как он повлиял на содержимое их продуктовой корзины.

9 из 10 опрошенных признались, что ходить в магазин они реже не стали. Как минимум за молоком-кефиром-хлебом заходят в маркеты каждый день. Но экономить все же пришлось. Большинство хозяек признались, что с начала года отказались от дорогой рыбы, всем видам мяса предпочитают куриные бедра-окорочка, а женщины постарше рассказали, что экономить стали на овощах и фруктах. И, тем не менее, суммы в чеках у них все равно выросли – порой в два раза.

Для нас подспорье – это дача. Овощи-фрукты летом выращиваем сами. Зимой не покупаем. Есть деревня, там и поросенок, и коровка. На этом и держимся,- рассказывает Наталья, педагог с двумя высшими образованиями. – Денег сейчас действительно хватает только на еду. В магазинах ищем скидки и акции, а от покупки одежды и развлечений уже почти отказались.

В это время в «дорогой», как мы выяснили, Франции, другая проблема. В попытке решить одновременно проблему бедности и пищевых отходов правительство одобрило новаторский закон. Непроданные продукты из супермаркетов собираются отдавать бездомным или на корм животным. А если, как и раньше, магазины будут выбрасывать продукты просто в помойку, - получат за это штраф в 75 тысяч евро и два годы тюрьмы. По статистике, каждый год на помойку во Франции выбрасывают 7,1 млн. тонн продуктов.

СЧИТАЛКА «КП»

Сколько походов в магазин могут позволить себе белорусы

С 1 февраля в Беларуси обновили размер минимального потребительского бюджета. Так, в Минтруда считают, что семья из 4-х человек вполне может прожить на 10 298 920 рублей в месяц (по 2 574 730 бел. руб. на каждого). Этих денег должно хватить на оплату услуг, минимальный набор продуктов и вещей, которые нужны среднестатистическому белорусу, чтобы жить нормально.

Чуть больше половины этой суммы отводится на питание – 50,6%. Мы посчитали, что на продукты семья из 4-х человек может потратить 5 211 253 рублей в месяц. Это 173 708 рублей в день на всю семью либо 43 427 рублей в день на каждого.

В магазин мы ходим каждый день, но, получается, отовариваться на средний по нашим меркам ценник - 273 700 рублей - для белорусов сейчас непозволительная роскошь. Делим месячный продуктовый бюджет на средний ценник – получается, что отовариться на эту сумму в магазине можно 19 раз в месяц.


Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО , Ксения НОВОЖИЛОВА , Инна КОЧЕТКОВА , Раиса ЮДИНА , Надежда БЕЛОХВОСТИК.

Прожиточный минимум -- это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума -- стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина -- это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала .

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

* бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

* малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

* обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

* богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) -- это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат -- кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца

Примечание - Источник:

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения -- 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества .

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини -- 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным .

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.