Как считается водный налог пример. Налоговые ставки водного налога

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000 , где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты , размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Общая сумма налога составит:

133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.

Еще одним видом обязательных платежей в бюджет признается водный налог. Его плательщиками являются организации и ИП, занимающиеся деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов. Водный налог введен в действие в 2005 году, заменяет ранее существующий налог на пользование водными объектами. Относится к федеральным.

Плательщики водного налога

Для того чтобы считаться плательщиками водного налога, экономические субъекты должны заниматься определенной деятельностью. При этом деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Иные работы, связанные с водопользованием, не попадают под рассматриваемое налогообложение.

Плательщики водного налога используют водные ресурсы следующим образом:

  • использование водной территории (акватории) за исключением сплава леса;
  • лесосплав;
  • получение ресурсов в гидроэнергетических целях;
  • забор воды.

В качестве плательщиков признаются и субъекты, действующие на основании выданных лицензий в соответствии с утратившим силу с 01.01.2007 г. Водным кодексом РФ предыдущей редакции.

Не рассматриваются как плательщики налога организации и ИП, осуществляющие виды водопользования, среди которых нижеперечисленные:

  1. Непосредственно связанная с водой деятельность. Сюда относят рыбоводство, судоходство, некоторые виды строительств, орошение и прочие.
  2. Если виды работ облагаются другими налогами (извлечение минеральных и термальных вод).
  3. Водоохранные мероприятия.
  4. Льготируемые виды деятельности ― оборонные нужды, обеспечение пожарной безопасности.

Начиная с 2007 года деятельность по поверхностному использованию вод лицензированию не подлежит. Осуществление таких работ возможно по заключенным договорам водопользования или полученным решениям.

Ставки водного налога

Ставки по водному налогу зависят от нескольких факторов: региона использования и от вида забора воды. Исходные данные установлены законодательно и закреплены в НК РФ. Расчет производится исходя из цены за 1 тысячу забранных кубометров воды.

Пример ставок налога по регионам РФ

Экономический регион Акватория Поверхностные водные объекты Подземные водные объекты
Северный Волга 300 384
Северный Нева 264 348
Северо-Западный Волга 294 390
Северо-Западный Нева 258 342
Центральный Волга 288 360
Центральный Нева 252 306
Волго-Вятский Волга 282 336

Подобное разделение налоговых ставок затрагивает и прочие районы РФ: Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский, Уральский, Центрально-Черноземный, Калинградский, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Поволжский. Среди охватываемых бассейнов рек и озер ― Лена, Дон, Днепр, Байкал, Обь и другие.

Ставка по водоотбору морских вод зависит от используемого моря. Так, по отношению к Черному и Азовскому морям водный налог рассчитывается как 14,88 рублей за 1 тысячу кубометров воды. Относительно Чукотского моря размер выплат составит 4,32 за тысячу кубов.

Отдельные ставки устанавливаются за используемую акваторию и за потребление воды в целях гидроэнергетики. Для лесосплава налог рассчитывается исходя из 1 тысячи кубометров древесины на 100 км пути. Например, указанные действия в бассейне Ладожского озера обойдутся в 1705,2 рублей за кубический метр на 100 км.

Предусмотрена и льготная ставка. Она используется при заборе воды для водоснабжения населения. Размер ее рассчитывается по данным ст. 333,12 НК РФ. В 2016 году этот показатель равен 93 рублям за 1 тысячу кубов забранной воды.

Порядок расчета налога

Водный налог рассчитывается на основании установленных ставок, но и с учетом утвержденных повышающих коэффициентов. Размер этих показателей изменяется ежегодно вплоть до 2025 года. При расчете налога за 2016 год следует использовать коэффициент 1,32, за 2017 ― 1,52.

Дополнительные коэффициенты применяются и при следующих действиях по забору воды:

  • 5-кратный расчет устанавливается при превышении лимита забора;
  • 10-кратный вводится при заборе подземных вод с целью продажи;
  • 10% учитывается дополнительно, если отсутствуют измерительные приборы для забора.

Расчет итогового водного налога происходит с учетом всех действующих коэффициентов.

Пример. Организация занимается забором подземной воды с целью дальнейшей продажи на территории Северного экономического региона в бассейне реки Волги. Объем забора во 2 квартале составил 24 тыс. кубометров. Рассчитать сумму положенного к уплате налога.

Начальная ставка за забор воды по исходным данным составляет 384 рубля за 1000 кубических метров. Также необходимо учитывать следующие повышающие коэффициенты: 10-кратный при заборе воды с целью продажи и 1,32, действующий в 2016 году. Итого сумма налога равна 384*24*1,32*10= 121 651 рубль.

Предоставление отчетности по водному налогу

Расчет налоговых платежей за потребляемые водные ресурсы, предоставление декларации производятся ежеквартально. Уплату требуется произвести до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Перечисление платежа производится по месту нахождения объекта.

Если объект налогообложения отсутствует, то отчетность можно не составлять.

Вопросы и ответы по теме водного налога

1. Организация использует несколько видов деятельности, связанной с потреблением водных ресурсов. Какую ставку налога брать за основу?

При расчете платежей следует ориентироваться на утвержденные ставки налогов по видам деятельности, территории нахождения объектов. Полученные показатели суммируются.

2. Наше предприятие при заборе воды в 2-м квартале превысило лимит на 20 тысяч кубов. В 1-м квартале забор воды составил 160 тысяч кубов при разрешенном лимите 220 тысяч. Можем ли мы не учитывать при расчете налога за 2-й квартал 5-кратный повышающий коэффициент?

Нет, не можете. Отчетным периодом по водному налогу признается квартал. Сумма рассчитывается по каждому кварталу отдельно вне зависимости от ранее полученных результатов за предыдущее время.

3. Является ли организация плательщиком водного налога, если осуществляет действия по использованию поверхностных водных объектов согласно лицензии, срок действия которой обозначен до конца 2016 года. Лицензия выдана в 2006 году.

Да. Организация признается плательщиком водного налога, несмотря на то, что положения новой редакции Водного Кодекса РФ не признают рассматриваемый вид деятельности лицензированным. Операции, совершаемые согласно выданным ранее лицензиям, признаются объектом налогообложения.

Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог.

Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при расчете суммы, знают единицы. Рассмотрим все нюансы порядка расчета и уплаты водного налога.

Основные моменты

Что говорится в законодательстве РФ о налоге за водопользование. Какие сроки его уплаты, кто является налогоплательщиком, за что именно стоит платить? Как определить налоговую базу?

Нормативная база

С 2005 года начала действовать гл. 252 НК России о водном налоге. Плательщик водного налога – это предприятие, ИП и физическое лицо (), которые используют водоемы согласно законодательным актам ().

Не являются плательщиками такого налога ООО, физлица, что пользуются водными ресурсами в соответствии с условиями , или решением о возможности использовать водные объекты.

Об этом говорится в Водном кодексе РФ . Водопользование может быть специальным и особым.

Под специальным понимают использование водных объектов для питья или быта граждан, для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических целей, лесоперерабатывающей отрасли.

  • поверхностная вода (речка, ручей, пруд, болото, ледник, канал);
  • подземная вода;
  • вода морей;
  • море на территории, что относится к РФ.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от вида объекта, что облагается налогом и налоговой базы ().

Не стоит путать налог за водопользование и плату за воду. Второй тип платежа осуществляется только за использование поверхностных водоемов.

Об объектах, что облагаются налогом, говорится в , налоговой базе – в ст. 333.9. Налоговым периодом считается квартал ().

Согласно Бюджетному кодексу РФ водный налог зачисляется в прибыль федерального уровня (). Уплатить сумму необходимо по тому месту, где располагается водный объект, в сроки до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца.

Необходимо предоставить декларацию в налоговые структуры до дат, что установлены законодательством ().

В том случае, если налогоплательщиком используется не один водный объект в пределах РФ, то документация для осуществления оплаты налога он имеет право в один налоговый орган.

Для этого должно быть соблюдено одно условие – плательщик должен состоять на налоговом учете в отделении, куда обращается.

Что является объектом налогообложения

К объектам, что облагаются водным налогом, относятся:

  • забор воды из водоема.
  • использование водных ресурсов акваторий объектов, сюда не относят лесосплав.
  • реки и моря, когда их воды используются для функционирования гидроэлектростанций.
  • пользование ресурсами российских вод для лесосплава в плоте и кошеле.

Не относят к налогооблагаемым объектам вод РФ:

  1. Произведение забора вод для использования пожарными структурами, а также объектами, что осуществляют ликвидацию последствия чрезвычайных ситуаций от стихий.
  2. Забор воды и использование акватории водного объекта для организаций, занимающихся рыбоводством или производством биологических организмов.
  3. Применение акватории водного объекта для передвижения на судне, что касается и плавательного вида транспорта небольших размеров.
  4. Осуществление госмониторинга водного объекта.
  5. Применение вод для ловли рыбы или охоты.
  6. Осуществление операций по погружению в глубину.
  7. Другие действия.

Облагаемая база

Налоговую базу определяют относительно определенного объекта в индивидуальном порядке:

  1. Если производится забор воды, тогда учитывают объем воды, что была забрана в течение налоговых периодов. Учтите, что налоги стоит уплачивать не в региональные органы, а на федеральные счета. Показания можно будет посмотреть на водоизмерительных приборах, которые записываются в журнале первичного пользователя.
  2. Если используется акватория водного объекта, при определении размера налога учитывают площадь водного ресурса, что предоставляется в использование.
  3. Если используется водоем для функционирования гидроэлектростанций, учитывают электроэнергию, что была произведена в налоговом периоде – 1000 кВтч энергии.
  4. Если водоем используется для сплавов дерева в плоту или кошеле, то учитывают объем древесного материала, что сплавляется в налоговом периоде (в тысячах м3), расстояние сплавов (в километрах), что поделено на 100.

Какая ставка применяется при уплате (таблица)

Ставки водного налога устанавливаются в отношении каждого водного ресурса индивидуально.

По наибольшему тарифу платят жители Северо-Кавказского региона, чуть пониже налог на воду на Урале, далее в рейтинговой таблице размещается Восточно-Сибирский район.

Так, к примеру, 1 тыс. м3 водных ресурсов Волги в Северном регионе стоит 300 руб., в Центральном – 288 руб. До того, как было введено водный налог, цена на воду составляла 152, 193 руб.

Ставки водного налога

Как рассчитать водный налог

Что необходимо учитывать при определении суммы налога за водопользование – для людей, что сталкиваются с этим впервые, это остается загадкой.

Формула расчета

Плательщики налога обязуются исчислять сумму, что подлежит перечислению в госказну, лично. Размер определяется по окончанию каждого налогового периода, представляет собой суммирование налоговых баз и налоговых ставок.

Общую сумму рассчитывают, сложив суммы водного налога по каждому объекту водопользования. В тех ситуациях, когда относительно водного ресурса применяются разные ставки, тогда налоговую базу стоит определить в отношении каждой ставки.

Как же производится расчет:

Условие Алгоритм
При заборе воды из речки Стоит умножить объем воды в м3 на налоговую ставку, что установлена налоговыми службами (она варьируется в рамках 250 – 600 руб. для пресноводной реки, еще выше – для подземного водопользования)
При заборе вод из моря Формула та же, но ставки при этом будут колебаться в пределах 4 – 12 руб. за м3
При использовании акватории водного объекта РФ Сумма рассчитывается так: площадь акватории, что используется (км2) * налоговая ставка (в пределах 14 – 50 тыс. руб. в году). В квартале платится ¼ средств налога, что рассчитан за год
При пользовании водным объектом для обеспечения функционирования гидроэлектростанции Сумма налога определяется так: электроэнергия, что произведена (кВт) * налоговая ставка (в рамках 4 – 14 руб.)
При сплаве древесного материала (объем материала (в 1000 м3) * расстояние сплава (км)/100) * налоговая ставка (от 1,1 тыс. до 1,7 тыс. руб.)

Предоставляемые льготы

Льготы властями отменено. Теперь во всех регионах РФ действуют одни правила, а список плательщиков налога по водопользованию увеличен. Такой вид налога обязуются платить все без исключения.

Хотя есть один нюанс: в том случае, когда предприятие проводит забор воды для потребностей населения, то ставка будет составлять 70 руб./1000 м3. При этом не зависит, где расположен объект.

Пример 1

Приведем пример расчета водного налога. Организация, основная сфера деятельности которой теплоэнергетика, в налоговом периоде использовало 12 000 м3 воды для технологического процесса, 8 000 м3 использовано не в технологических целях, 7 000 м3 – сброшенные сточные воды.

Ставки, по которым ООО должно оплачивать налог в данной территории РФ:

Рассчитаем общую сумму:

12 00 * 15 + 8 000 * 30 + 7 000 * 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 рублей.

Пример 2

Рассчитаем сумму для уплаты водного налога с учетом лимитов. Допустим, отчетным периодом компании является месяц.

Согласно установленному лимиту фирма для технологических потребностей должна использовать не более 6 тыс. м3. По факту забрано воды 12 тыс. Сточные воды сброшены в рамках лимита 4 тыс. м3, и выше лимита – 2 тыс. м3.

Ставка в рамках лимита за забор вод – 150 руб./1000 м3, при большем использовании – 750 руб./1000 м3. Сумма для уплаты 5,4 тыс. (900 +4,5 тыс.), в рамках лимитов – 900 руб. (150 * 6) и больше лимита 4,5 тыс. (750 * 6).

Ставка стоков: лимит – 20 руб./1000 м3, больше – 100 руб./1000 м3 (20 * 5). Оплатить нужно будет 280 руб. (80 + 200). В рамках лимита – 80 руб. (20 * 4), больше – 200 руб. (100 * 2).

Подсчитаем общую сумму:

5,68 тыс. рублей = 5,4 тыс. + 280. В федеральные структуры нужно уплатить 2272 руб. (5680 * 40 % : 100 %), в региональные и местные структуры – 1704 руб. (4080 * 30 % : 100 %).

Особенности расчета

Исчисляют и уплачивают водный налог согласно порядку, описанному в гл. 25.2 НК. Если предприятие или физическое лицо использует водные объекты в пределах установленных лимитов, то при расчете применяются установленные ставки.

Но при потреблении воды сверх нормы им придется уплатить в 5 раз больше. Зачастую проблемы возникают в исчислении налоговой базы по отношению тех объектов, где не требуется изъятие воды.

Учитывая сезонный характер использования водных ресурсов, существуют неопределенности по корректировке суммы налоговых баз.

Осуществляя забор воды свыше квартального лимита, налоговую ставку повышают, с учетом чего используется коэффициент 1,15. При отсутствии лимитов в квартале, плательщик рассчитывает сумму, как ¼ годовой нормы.

Юридическое лицо (на предприятии)

Юридические лица должны оформлять пользование водными объектами с помощью таких бухгалтерских проводок:

Также используются следующие счета:

Если плательщик налога относится к категории наиболее крупных, то, согласно , они обязуются представить в отделение налогового органа, где зарегистрированы как крупнейшие плательщики налога.

Организации обязаны подать декларацию не позднее 20 числа того месяца, что следует за отчетным периодом. Если платеж просрочен, для расчета пени используется ставка рефинансирования.

Физические лица

Физические лица, которые не зарегистрированы в качестве ИП, и не используют воду для специальных целей, не обязаны оплачивать налог за водопользование.

Граждане российской Федерации вправе свободно пользоваться водными объектами для своих потребностей. Им не нужно получать соответствующие лицензии.

ИП

Лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, водный налог оплачивает. Оно обязуется получить лицензию и заключить договор, который позволит ему использовать водные объекты для ведения предпринимательства.

Учтите, что для расчета суммы налога представители налоговых структур могут потребовать представить дополнительный пакет документации, что понадобится для проведения проверки.

Если налогоплательщиком является иностранное лицо, то ему также необходимо представлять ксерокопии деклараций в налоговое отделение по месторасположению инстанции, где выдавалась лицензия на использования водных ресурсов. Сроки для подачи те же, что и для остальных плательщиков.

Ориентируйтесь на таблицу при определении суммы, подлежащей уплате, — это поможет использовать именно ту ставку, которая действительна именно в вашем регионе.

Будьте внимательны в расчетах, оплачивайте своевременно налог, и тогда не возникнет вопросов со стороны представителей налогового органа.

Россия является страной, где имеется достаточное обеспечение населения и промышленных организаций водными ресурсами. По этой причине действующее законодательство применяет к этим объектам водный налог. На долю государства приходится почти 22% всех мировых запасов пресной и подземной воды. Но при таких показателях жители используют меньше 4% речных стоков каждый год.

Экономическая сущность водного налога

На территории Российской Федерации придется платить налоги на воду, потому что это ограниченный и уязвимый природный ресурс. Главная задача государства - это полное обеспечение и поддержание оптимального уровня водного обеспечения целой страны. При этом необходимо позаботиться об эффективном распределении водных ресурсов, а также повышении качества применения воды в хозяйственных системах.

Водный налог - это плата, которая способна возместить все затраты на восстановление и постоянную охрану водного объекта. Стоит отметить, что ограниченные показатели водных ресурсов страны смогут предопределить возможное появление рентного дохода в использовании воды.

Благодаря такому налогу его плательщики смогут позаботиться о рациональном и эффективном применении уникальных источников воды. Этот вид налогообложения способен повысить ответственность за сохранность водного объекта, а также постоянно поддерживать экологическое равновесие.

Кто должен платить налог на воду?

Российское законодательство постановило, что все водные налоги уплачиваются физическими лицами и организациями, которые осуществляют забор воды из источника. Закон, который регулирует правовое использование пресной воды, начал действовать 1 января 2005 года. Но действующее законодательство Российской Федерации 1 января 2007 года ввело новый Водный кодекс.

Теперь правило уплаты налогов распространяется только на тех, кто заключил правовые отношения и использует водные объекты. Водный налог НК РФ распространяется на пользователей, которые получили соответствующие лицензии или договора на дальнейшую эксплуатацию природного водного объекта. Они имеют полное право пользоваться поверхностной или подземной водой в соответствии с действующим кодексом Российской Федерации.

Кто платит?

Объекты водного налога - это граждане и организации, которые осуществляют специальное водоиспользование. Иностранные лица также в обязательном порядке должны уплачивать этот налог, если они попадают под все обозначенные условия. Плательщиками налога признаются те субъекты хозяйственной деятельности, которые заключали договора до введения нового Водного кодекса Российской Федерации.

  1. На местном уровне могут принимать решения органы самоуправления и исполнительные комитеты.
  2. На федеральном уровне принятием решений занимается Правительство Российской Федерации.

Использование воды общего назначения, где нет сооружений, устройств и технических средств, не попадает под налогообложение.

Водный налог применяется к таким разновидностям водоиспользования:

  1. Забор воды из водного объекта.
  2. Эксплуатация природного ресурса без сбора воды для гидроэнергетических целей.
  3. Применение акватории водного объекта.
  4. Использование водного объекта для сплавов древесины в плоту или кошеле.

К какому типу водопользования не применяется водный налог?

Можно выделить несколько видов деятельности, занимаясь которыми не придется платить налоги в государственную казну:

  • Налог не уплачивается, если происходит забор воды из подземного водного источника. Вода должна быть использована в качестве природного лечебного ресурса.
  • Применение воды для пожарной безопасности, ликвидации стихийного бедствия или аварии.
  • Использование водного объекта для того, чтобы обеспечить оборону страны, а также безопасность целого государства.
  • Процесс воспроизводства и восстановления водного биологического ресурса.
  • Использование воды для проведения топографических, гидрографических, поисковых работ на государственном уровне.
  • Применение акватории для организации отдыха или оздоровления детей, ветеранов или инвалидов.
  • Забор воды для орошения сельской земли, сада, огорода или дачного земельного участка.

Порядок расчета и уплаты водного налога

Многие специалисты считают, что расчет налога на воду является проблематичным. Исходя из полученных сумм, предприниматели должны выполнить анализ всех объектов налогообложения, чтобы рассчитать водный налог. Ставка устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и зависит от вида использования водного ресурса. Сегодня в НК РФ содержится подробное и четкое перечисление фиксированных ставок для каждого объекта налогообложения. Сейчас законодательством Российской Федерации не предусматривается наличие льгот по водному налогу для субъектов.

Бухгалтерский учет налогообложения должен осуществляться по аналогичным правилам, что и любые другие налоговые отчисления. Во время составления перечисления необходимо брать во внимание, что расчет водного налога будет проверяться установленными надзорными органами. Все платежи перечисляются в федеральный бюджет в соответствии с КБК.

Какие перспективы у водного налога?

Сегодня многие спорят о необходимости существования налогообложения на водные ресурсы. Налоговая база водного налога, по мнению некоторых людей, должна быть откорректирована, а также уменьшен порядок исчисления налоговых платежей. Основная часть бизнесменов уверена, что это устаревший способ взимания авансовых взносов с предпринимателей, поэтому действующее законодательство Российской Федерации должно пересмотреть порядок осуществления платежей в бюджет.

По мнению экспертов, представленный вид налогообложения будет существовать еще не один десяток лет. В дальнейшем не планируется увеличивать ставки по всем видам водопользования. С 2013 года все размеры выплат остаются неизменными, что говорит о стабильной ситуации. Благодаря такому виду налогообложения субъекты предпринимательской деятельности, которые используют водные ресурсы, с особенной бережностью относятся ко всем природным водным ресурсам.

Использование природных ресурсов: налоговая база

В отношении водных объектов для каждого налогоплательщика определяется водный налог. Объект налогообложения определяется при помощи пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство определяет полный объем воды, которая была взята из источника за отчетный период. Чтобы точно определить объем, необходимо полагаться на показания измерительных приборов для воды. Их необходимо регулярно фиксировать в соответствующем журнале первичного учета использования водных ресурсов.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем использованной воды будет определяться при помощи таких показателей, как общий период работы, а также производительность технических средств. Налоговым периодом считается квартал. Для каждого объекта налогообложения устанавливают твердые и фиксированные налоговые ставки, которые могут дифференцироваться по таким параметрам, как объем озера, моря, экономический район, а также площадь бассейна реки.

Подача декларации по водному налогу

Статья под номером 80 Налогового кодекса Российской Федерации описывает подачу письменного заявления от налогоплательщика, который должен отразить в нем полученные доходы и расходы. В заявлении необходимо указать основные источники дохода, налоговые льготы, исчисленную сумму налога, а также другие важные данные. Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает предоставление в соответствующие налоговые органы по месту учета всех необходимых деклараций. Каждый человек обязан сделать выплаты по требуемым налогам и сборам.

Декларация включает в себя следующие пункты:

  • Титульный лист.
  • Раздел 1. Тут необходимо указать сумму налога, которую нужно заплатить в местные органы управления. Все суммы указываются по точным данным.
  • Раздел 2. В нем отображаются данные расчета налоговой базы, а также суммы по водному налогу. Каждый пункт расчетов должен указывать в дополнительных разделах.

Абсолютно все налогоплательщики должны заполнять в своей декларации титульный лист и разделы № 1 и № 2. Стоит отметить, что раздел № 2 может включать в себя только необходимое для плательщика количество строк.

Требования к заполнению налоговой декларации

Существуют общепринятые требования к оформлению налоговой декларации. Первым делом объекты налогообложения должны позаботиться о заполнении титульного листа. На первых страницах нужно указать вид декларации, которая предоставляется в соответствующие органы (первичная или корректирующая). Также тут должны быть зафиксированы такие данные, как номер квартала, отчетный год, полное название налоговой инспекции, в которую сдается декларация. После этого указываются сведения о налогоплательщике - ОГРН, а также код основной разновидности деятельности. Титульный лист должен подписываться руководителями и главным бухгалтером, которые работают в организации. Подпись может поставить физическое лицо, которое является плательщиком водного налога.

В разделе под номером 1 отображаются все данные по суммам налога, которые подлежат уплате. Раздел под номером 2 заполняется налогоплательщиками, которые осуществляют забор воды из природного водного объекта.