Хозяйство и промышленность великобритании. Характеристика отраслевой и территориальной структуры экономики великобритании

5.1k (97 за неделю)

В расположенной на островах Великобритании есть своя специфика, отличающая местное сельское хозяйство. В настоящее время в нём занято порядка 2% работоспособного населения, а на каждого подданного британской короны приходится меньше половины гектара пригодных для обработки земель. Но при всём этом сельское хозяйство Великобритании производит три четверти потребляемой населением сельхозпродукции, а картофелем, овсом, ячменём, молоком, яйцами, домашней птицей и свининой покрывает всю потребность населения. В то же время в страну ввозится 50% пшеницы, 65% сахара, 80% сливочного масла, четверть потребляемой телятины и говядины.
Под сельскохозяйственные цели на острове подготовлены 19 млн гектаров земли, из них 7 млн приходится на возделываемые культуры, а 12 млн гектаров являются естественными пастбищами для скота.

Растениеводство

Природные условия на Британских островах более подходят для животноводства, нежели для земледелия. Поэтому на долю первого приходится 65% стоимости производимой в королевстве сельхозпродукции, а на долю второго - лишь 23%.
Вообще про британское земледелие мало можно сказать хорошего - темпы его развития настолько низкие, что можно даже говорить о его деградации. При этом наблюдается картина разорения и неуклонного сокращения количества мелких фермерских хозяйств; отсюда следует и сокращение площадей пахотных угодий.

В основном британское растениеводство представлено зерновыми культурами, здесь выращивают 14,2 млн тонн пшеницы и примерно вдвое меньше ячменя. Также выращивается картофель и сахарная свекла. Следует отметить рыболовство. Больше всего пахотных земель расположено в восточной Англии, севернее Темзы (Кент, Восточный Йоркшир, Линкольншир), а также на востоке Шотландии. А вот в гористых районах Уэльса и северной Шотландии неиспользуемых земель и пустошей намного больше.
Значительно тормозит развитие растениеводства и высокая стоимость земли (отсюда же проистекают и высокие цены на британское сельхозпродукты), а также мощная конкуренция со стороны поставщиков более дешёвых импортных продуктов.
40% посевных площадей здесь отданы под зерновые культуры, на трети растут травы, а остальные 20% заняты овощами и корнеплодами. Пшеницу выращивают в основном в менее влажной восточной части острова Великобритания, а овёс чаще можно увидеть на полях, расположенных в северной и западной частях страны. Ячмень находит применение для изготовления солода для производства пива, а также для изготовления виски, но также он используется как пища для скота и населения.
Как и у нас, картофель стал в Великобритании повсеместной культурой, но особенно его много выращивают на восточном побережье Шотландии и Англии, а также в Северной Ирландии. Капусту и кормовую свеклу здесь выращивают на корм скоту. Однако собственных ресурсов для кормления скота не хватает, поэтому очень много фуража ввозится из-за границы.
Если садоводство в Британии более всего развито на юго-востоке, то огороды более равномерно разбросаны по всей территории страны. Под сады, парники и огороды отведено всего 1,5% сельхозугодий, зато доля стоимости получаемого с них урожая тянет на 12%. Преимущественно они расположены в тёплых районах страны: на полуострове Корнуолл и в Кенте, который называют иногда «садом Англии».
Юго-западнее Западного Мидленда выращивается хмель. Британцы также склонны выращивать цветы, особенно любимые англичанами нарциссы. На востоке острова высаживают тюльпаны. Тюльпанами и гиацинтами занята половина угодий на крайнем юго-западе Великобритании и на островах Силли. Очень популярными стали английские лавандовые фермы, которые сделали доступными для посещений туристами.

Животноводство

Как уже отмечалось, для животноводства природные условия Британских островов подходят несколько лучше. Животноводческие фермы наиболее густо расположены в более влажной западной части страны. Здесь пасётся 13 млн голов крупного рогатого скота и 36 млн овец, а также 8 млн свиней. Птицефермы, насчитывающие 130 млн. голов, и сопутствующее им производство яиц группируется вокруг крупнейших центров потребления.
В Англии в своё время были выведены некоторые породы крупного рогатого скота, ставшие известными в мире. Вообще, разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота стало главной фишкой британского животноводства.

Нужно отдать должное англичанам, которые научились производить качественную мясную и молочную продукцию. Тем не менее, львиную долю сливочного масла им приходится завозить из-за границы. В определённых районах разводятся специфические породы скота: красные девонские коровы на юге Девоншира, чёрно-белые - в Дорсете. Также были специально выведены мясные породы: шортхорн (короткорогая), абердин-ангусская и герфордширская. За последние полтора века торговля племенным скотом стала значительной статьёй британского торгового дохода. Так, например, в результате этого на территории СНГ сформировалось самое крупное стадо герфордширской породы коров.
Ещё в XIII веке Англия стала крупнейшим в Европе производителем овечьей шерсти. От этого уцелела традиция усаживать председателя палаты лордов - лорд-канцлера в зале заседаний на мешок с овечьей шерстью. Теперь доходы от шерсти составляют всего 1% от всей выпущенной в стране сельхозпродукции, а овец производят скорее для получения нежного мяса ягнят. Наиболее развито овцеводство в горных местностях Шотландии, северной Англии и Уэльса.

Проблемы сельского хозяйства

Почти вся землеобработка опирается на фермеров. Британские фермы по размерам средние - крупнее европейских, но меньше американских (средняя площадь 100 га). Хотя встречаются и объединённые крупные землевладения, достигающие 1600 гектаров. В Уэльсе и Англии только около 40% фермеров трудятся на собственной земле, а остальные арендуют её у крупных лендлордов. Поэтому высокой оказывается себестоимость местной сельхозпродукции.
Чтобы фермы оставались рентабельными, им требуются правительственные субсидии, выплаты по линии Евросоюза (пока не оформлен выход из него) и также фиксированные цены на ряд сельхозпродуктов. Британское фермерство требует высоких закупочных цен, в то время как регулирование европейского аграрного рынка приводит к усреднению и снижению цен на продукты. Кроме того, Евросоюз ввёл систему квот, которая заставила фермеров уменьшить выпуск продукции. В этих условиях неконкурентоспособное британское сельское хозяйство стало расплачиваться крахом мелких и средних фермерских хозяйств. Несколько тысяч таких хозяйств оказались на грани разорения. Сейчас британские фермеры надеются, что после выхода из Евросоюза у них появится возможность восстановить объём производимой сельхозпродукции.

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. импортирует 4Д сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята У5 сельскохозяйственных земель, в горных районах Англии и Уэльса – 1/3, а в Шотландии – часть земель.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем . Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. и растениеводство дают соответственно 65 и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритания. Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец – вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней – теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства – разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона – красные девонские коровы, а севернее – светлые, с большими рогами, в Дорсете – черно-белые. Специально выведены мясные породы – знаменитая герфордширская, шортхорн (короткорогая) и абердин-ангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как , так и получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. настоящего времени - – председатель лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на . В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и ходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи. Поскольку Великобритания – островное, все ее внешние перевозки и связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской , в том числе 1/10- на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – , Саутгемптон, Ливерпуль, и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами . Львиная перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз» – одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также , и – обеспечивают % всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами ( – и Харидж – ), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает и во столько же раз – . В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов британских железных дорог составляла не-сколькоболее 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то время нее еще мало современных автострад, а остаются самыми перегруженными в мире – 39 автомобилей на 1 км дорог.

Хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной , удвоился , с другой – быстро растут иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый ». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. В настоящее время вывозится у3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.Штаты Америки, на которые приходится У7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширяет торговлю с социалистическими странами.

Меняется также состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г. общая импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышает стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Хотя Великобритания все еще остается крупнейшим в мире импортером продовольствия, за 20 последних лет доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составляет теперь 15%. Страна продолжает ввозить (в основном ), натуральный каучук, почти все цветные и редкие , более половины железной руды. Однако в зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива уменьшится в ближайшие годы, по мере увеличения добычи североморской нефти.

. Великобритания относится к высоко-развитых государств мира . По объемам. ВНП она занимает седьмое место в мире. Доминирующую роль в национальном хозяйстве страны играет частный капитал. Однако в некоторых отраслях, особенно в низкорентабельных и убыточных, веришь решающий значение имеет государственный сектор. Прежде всего, это касается угольной, судостроительной, авиационной, военной промышленности, частично транспортного машиностроения. Большую роль в экономике. Великой. Б ритании играют американские монополии, которые в отдельных отраслях промышленности занимают господствующее положение. С другой стороны, государство играет важную роль в международной экономике, валютно-финансовых опера цияраціях.

Великобритания имела в первой половине XX в огромные колониальные владения, из которых интенсивно вывозила сырье. После. Второй мировой войны она постепенно потеряла почти все свои колонии. Медленные

структурные изменения в экономике обусловили определенное отставание от других развитых стран

Ведущее место в отраслевой структуре экономики. Великобритании приходится на промышленность, на которую приходится около 5% промышленного производства высокоразвитых стран. Отмечается она также интенсивным сельским хозяйством.

В структуре промышленности. Ведущей отраслью является машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. Заметно сократилась во второй половине XX в доля традиционных отраслей промышленности. Велико й. Британии - горнодобывающей и текстильноої.

Промышленность

Угольная промышленность является традиционной отраслью экономики. Однако добыча значительно сократился и сегодня страна превратилась из экспортера угля в его импортера. Снижение объемов добычи ву угилля вызывает уменьшение удельного веса его в топливном балансе, рост удельного веса в нем нефти, газа, ядерного топлива. Великобритания имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность (более 20 предпри приятийтв).

всего электроэнергии в. Великобритании производят мощные. ТЭС. Значительную часть дают. АЭС, а удельный вес. ГЭС очень мала

В металлургическом комплексе государства наблюдается падение объемов добычи железной руды и переориентация на импортное сырье. Объемы выплавки стали, осуществляется только кислородно-конверторным и электроплавильным способами, заметно сократились. Металлургические предприятия преимущественно размещаются в прибрежных городах, расположенных в устьях рек. Среди отраслей цветной металлургии лидируют м идна, свинцово-цинковая (по выплавке свинца более 320 тыс т - третье место в мире), алюминиевая. Предприятия по выплавке цветных металлов сосредоточены в основном в портовых городах, а также вблизи. ГЭС в. Шотландии и. Уэльсельсі.

Среди отраслей машиностроения преобладает производство технологического оборудования, сельскохозяйственных машин, тракторов, электротехнических и электронных приборов и станков, автомобилей, судов, тепло овозо-и электровозостроения тощ.

Продукция британского машиностроения является конкурентоспособной, но дорогой, что негативно сказывается на экспортных возможностях государства

Многоотраслевая химическая треть продукции поставляет на экспорт. Ведущую роль играют производства, химии органического синтеза и нефтеперерабатывающей промышленности, которые концентрируют ься в портовых городах. Предприятия, производящие минеральные удобрения, ориентируются на потребителя. Крупными центрами химической промышленности является. Лондон (многоотраслевая химия и фармацевтика),. Фоли (нафтохими я) и другие города центральной части. Англии и шотландодії.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности также сосредоточены преимущественно в портовых городах, ориентируясь на привозном древесину

Легкая промышленность является традиционной отраслью специализации. Великобритании. Среди отраслей легкой промышленности ведущей является текстильная, которая сейчас находится в состоянии депрессии. Страна постепенно превратилась из экспортера хлопчатобумажных тканей на их импортерра.

Сельское хозяйство

. Большая часть сельскохозяйственных угодий в. Великобритании сосредоточена в фермерских хозяйствах , имеющих площадь более 100 га. Сельское хозяйство страны является одним из самых продуктивных и найоснащениших в мире. Оно обеспечивает потребности населения государства в продуктах питания на 75%. Основная отрасль ь сельского хозяйства - животноводство, которое дает 70% продукцииції.

Среди зерновых культур в растениеводстве ведущими являются пшеница, рожь, ячмень. Важную роль среди технических культур играют сахарная свекла. Великобритания входит в десятку крупнейших в мире производителей картофельлі.

Большую роль в производстве высокотоварных культур играют пригородные хозяйства, специализирующиеся на выращивании овощей, ягод, фруктов, цветов, хмеля. Они размещены на южном побережье острова ва, в долинах ричок.

Высокопроизводительное животноводство базируется на выращивании кормовых культур, а также природных лугах и пастбищах, задействованных круглогодично. Развитое в государстве скотоводство, особенно мясного направления, свинарст тво, овцеводство (многочисленное поголовье овец в. Европе), птицеводствоо.

Отдельные районы. Великобритании имеют свою узкую специализацию (для склонов гор и возвышенностей характерно разведение молодняка, на производстве молока специализирующихся. Юго-Запад и др.)

Транспорт

Транспорт. Великобритании обеспечивает связь с ее основными торговыми партнерами. Поэтому ведущую роль в грузообороте играет морской транспорт

Железнодорожный транспорт выполняет лишь 20% грузооборота внутри страны. Протяженность пути заметно сократилось до 17 тыс км с 29 тыс км в 1960 году. Автомобильный транспорт занимает ведущее место в внутреннего шныешніх

перевозках (75% грузооборота). Страна имеет густую сеть автомобильных дорог. Главная автомагистраль - это. Лондон -. Бирмингем -. Манчестер -. Глазго. Подводный туннель через пролив. Ла-Манш дает возможность сухопутной связи с материкомком.

В последние годы особую роль играет трубопроводный транспорт, подает нефть и газ из скважин. Северного моря до потребителей. Многие трубопроводов проложены по морскому дну

Водный транспорт работает только на реках. Темза и. Северн, а также на. Манчестерском канале. Другие реки и озера имеют рекреационный характер

Аэропорт"Хитроу"близ. Лондона является одним из крупнейших аэропортов мира, где пересекается очень много международных воздушных путей. Внутреннее значение воздушного транспорта, незначительное

Внешнеэкономические связи

По 2001-2005 гг удельный вес. Великобритании в мировой торговле снизилась более чем вдвое. Среди видов внешних связей первое место занимает вывоз капитала и его вложения в отрасли, щ обеспечивающих экономику страны сырьем и продовольствиеом.

В структуре экспорта почти 40% занимают машины и оборудование, оружие. Важными статьями экспорта также химические товары (1/3 продукции этой отрасли экспортируется), продукция сельского хозяйства. В. В структуре импорта основными являются машины и оборудование (около 40%), готовые изделия, полуфабрикаты, химические товары, продовольствие, уголь и другое минеральное сырьена.

Основными партнерами. Великобритании являются страны. ЕС,. Япония и. США, а в последние годы страна начала ориентироваться на рынок постсоциалистических стран. Центральной и. Восточной. Европы

Сельское хозяйство Англии развито на высоком уровне и входит в топ-10 лучших среди стран Европы. Почти 80% всех земель Туманного Альбиона — это угодья площадью 18,5 млн гектаров. Сельское хозяйство активно поддерживает правительство страны, а из бюджета ЕС каждый год выделяется значительная сумма на развитие и поддержание отрасли. Благодаря такому подходу более половины фермеров ведут бизнес за счет субсидий от Европейского Союза. При этом только 40% британских фермеров работают на земле, которая принадлежит им лично — остальные арендуют участки у лендлордов.

Согласно данным статистики, только несколько процентов коренного населения страны работает в сфере сельского хозяйства, но, не смотря на это, страна без проблем производит три четверти необходимого объема продукции, покрывая продовольственные нужды британцев. В основном это зерновые, мясо, молоко и яйца. Например, количество пшеницы, ячменя, овса и свинины превышает объем потребления внутри страны, потому продукция также отправляется на экспорт. А вот сахар, молоко, говядина и некоторые другие необходимые продукты Англии приходится закупать у соседей.

Животноводство Великобритании

Животноводство всегда являлось гордостью Англии и по сей день приносит стране 65% дохода от общей прибыли всей сельскохозяйственной сферы. Популярным бизнесом среди фермеров считается разведение коров и свиней. Молоко и мясо этих животных пользуется популярностью как на внутреннем рынке, так и для экспорта. Фермы, на которых разводят скот, находятся в основном в западной части Англии, где климат более влажный.

Примечательно, что с давних времен Британия считалась главным поставщиком овечьей шерсти — товар имел огромную популярность по всему миру. Но сейчас экспорт шерсти значительно сократился — фермеры восточной Англии, Шотландии и Уэльса разводят в основном овец ради мяса ягнят, которое также продается в другие страны.

Зерновые культуры и растениеводство

Главными зерновыми культурами для Великобритании можно назвать пшеницу и ячмень, так как они необходимы для производства пива и виски, а также в качестве корма для скота.

Любимая культура англичан, как и многих других странах Европы — картофель. Наиболее благоприятные условия для выращивания картофеля сформировались в Северной Ирландии, на востоке Англии и Шотландии.

Отдельное внимание среди других отраслей растениеводства в Англии занимают цветы. В разных частях Соединенного королевства, в зависимости от особенностей климата, выращивают нарциссы, тюльпаны и гиацинты.

В целом, не смотря на хорошее развитие данной сферы, животноводство остается в три раза прибыльнее растениеводства. При этом Великобритания и сегодня остается в списке государств, где сельское хозяйство наиболее развито.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.