Экономические противоречия НЭПа (кратко).

Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И.Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.

Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) - новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:

Замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;

Допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;

Денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);

Объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства;

Отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции;

Разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации;

Допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем;

Проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.

Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.

Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В. П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) - и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.

Противоречия нэпа проявлялись в:

Экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей - нехватка капиталов внутри страны. невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе);

Социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии);

Политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).

Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму - обществу, свободному от частной собственности.

Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г. В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян. С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию (коллективизация -- политика советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств -- колхозов).

Хотя сам переход к НЭПу не вызвал каких-либо серьезных разногласий, уже первые его результаты вызвали споры внутри партии. Левое крыло в партийном руководстве, отрицающее возможность через НЭП построить социализм, оставалось на традиционной для левой социал-демократии позиции, что только "мировая революция" может решить дело социализма в России. Стратегической задачей определялось подталкивание “мировой революции”: с помощью первой мировой войны. Тактические расхождения были незначительны: Л.Д. Троцкий предлагал наступательную позицию, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев определяли доминантой необходимость подготовки к неизбежному столкновению с системой капитализма. Следовательно, считали они, необходимо отказаться от "нэповских" методов экономической политики и сделать ставку на проведение индустриализации. Левым не удалось получить поддержки своей позиции в партии. Но организационный разгром левых не означал их идейного поражения.

В разгар "кризиса сбыта" осенью 1923 г. вспыхнула дискуссия. Ее итоги подвела ХIII партконференция (16-18 января 1924 г.) и закрепил ХIII съезд РКП (б) (23-31 мая 1924 г.). В центре экономической стороны дискуссии находились вопросы о путях создания целостного механизма хозяйствования, выработки приоритетов экономической политики.

Представители левых объясняли возникновение кризиса преимущественно субъективными причинами: хаотичностью промышленного строительства и кредитной политики, отсутствием резервов кредитных сумм для развития производства и выплаты зарплаты, недостаточно интенсивным проведением скупки государством зерна для экспорта, что сильно сбило хлебные цены. Антикризисная программа левых включала в себя: планирование развития государственного сектора, "диктатуру промышленности", перераспределение в их пользу части ресурсов из успешно работающих отраслей.

Оригинальная концепция причин кризиса сбыта 1923 г. и путей выхода из него предлагалась в этот период наркомом внешней торговли Л.Б. Красиным. Неустойчивость советской экономики он выводил из ориентации советского правительства исключительно на внутренние источники накопления, чрезвычайно скудные и неустойчивые, особенно учитывая ущерб, нанесенный империалистической и гражданской войнами. Красин предлагал прибегнуть к крупному, порядка нескольких миллиардов, долгосрочному внешнему займу, что позволило бы сделать за 5-7 лет мощнейший рывок. Однако эта перспектива была достаточно умозрительной: фактор сдержанного отношения западных банков к кредитованию СССР был напрямую связан с требованием признания советским правительством царских долговых обязательств. Рассчитывать на долгосрочный крупный займ было мало реально. Большинство в партии причины кризиса сбыта 1923 г. объясняло объективными обстоятельствами: диспропорциями в развитии промышленности и сельского хозяйства. Одновременно заострялось внимание на грубом просчете в политике цен. В центре антикризисной программы большинства находилась проблема нормализации рынка и завершения денежной реформы.


Очевидно, что уже первый кризис нэповской политики (кризис сбыта 1923 г.) определил коренные расхождения двух линий социально-экономической политики страны: приоритетного развития промышленности или сельского хозяйства. Кроме того, в ходе дискуссии возникло одно весьма важное концептуальное изменение – была обоснована идея о возможности построения социализма в России без помощи стран 3апада. Стратегически – преодоление технико-экономической отсталости СССР, как раз при условии использования “нэповских” методов строительства социализма.

Новый виток внутрипартийных дискуссий вспыхнет при анализе причин второго нэповского кризиса (1925 г.) и поиска путей выхода из него. Мнения внутри партии разделились. Позицию левых представлял видный советский экономист Е.А. Преображенский. Основное препятствие на пути к социализму он видел в технико-экономической отсталости Советской России, вынужденной в силу этого как можно быстрее пробежать особый период первоначального социалистического накопления. Преображенский скептически относился к возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Осуществить индустриальный рывок только на основе накоплений отечественной промышленности без перекачки в промышленность части избыточных ресурсов из деревни было невозможно.

На противоположном, правом полюсе, оказался видный большевик Н.И. Бухарин, с его знаменитым лозунгом по отношению к крестьянству "Обогащайтесь!". Бухарин настаивал на большей интеграции советского хозяйства в мировой капиталистический рынок и создании условий для развития в деревне фермерского капиталистического хозяйства, т.е. речь шла об усилении "нэповских" методов хозяйствования в деревне. Позицию центра в 1925 г. представлял И.В. Сталин: соглашаясь с возможностью построения социализма в одной отдельно взятой стране, он видел главным условием достижения этой цели пока еще возможность сбалансированного развития на основе одновременного, параллельного хозяйственного подъема города и деревни.

Эта же центристская позиция сохраняется и в директивах по составлению пятилетнего плана народного хозяйства, единогласно принятых ХV съездом ВКП(б) (2-19 декабря 1927 г.): необходимость ускоренного сбалансированного сочетания интересов накопления и потребления; темпов развития тяжелой и легкой индустрии, промышленности и сельского хозяйства.

Первые открытые расхождения в партии проявились после апрельского 1928 г. объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП (б) в оценке причин хлебозаготовительных трудностей. При анализе причин третьего, хлебозаготовительного 1927/1928 гг. кризиса, нэповской политики был сделан вывод, что кризис не случаен. Он выражает собой первое, в условиях нэпа, серьезное выступление капиталистических элементов деревни против советской власти. Фактически это означало победу курса на ликвидацию нэпа и форсированное строительство нерыночной экономики.

Билет № 34 (неполный) СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА .

НЭП предполагал сохранение партийной диктатуры и временное использование элементов рыночной экономики до победы мировой революции, ожидаемой в 1921-23гг. В политическо-идеологическом плане НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, в экономическом- смешение администр. и рыночной системы хозяйствования. НЭП сочетал в себе: 1. некоторую свободу мелкотоварного частного хозяйства в деревне с разрешением аренды земли и найма рабочей силы; 2. госсобственность на транспорт, крупную и часть средней пром-ти; 3.частный сектор в пром-ти с эконом. и законод. ограничениями, тормозившими развитие; 4. госкапитализм- концессии и аренду госпредприятий; 5. относительно свободную торговлю, неэквивалентный обмен между городом и деревней, основанный на продналоге и ценовой политике; 6. ограниченный хозрасчет в пром-ти на уровне трестов с централизованным перераспределением прибыли через ВСНХ; 7.сдельную оплату труда на госпредприятиях; 8. частичную децентрализацию управления народным хозяйством; 9. финансовую реформу для стабилизации бюджета и создания твердой валюты; 10. монополия внешней торговли, связь с мировой экономикой минимальна.

Первоначально НЭП был задуман как продналог. Весной 1921 г. между промышленностью и с/х происходил прямой товарообмен через Наркомпрод и кооперацию. Пообещав не забирать излишки, большевики надеялись убедить крестьян увеличить производство продовольствия. Однако этого не произошло и разразился голод. Боясь потерять власть, большевики (осень 21г.) пошли на расширение уступок, а 9.08."21г. был принят "Наказ СНК о проведении в жизнь начал НЭП", в связи с чем 1) происходила децентрализация управления отраслями пром-ти, сократилась численность главков; 2) госпредприятия переводились на ограниченный хозрасчет, вводилось материальное стимулирование, предприятия получили некоторые права, в т.ч. право сбыта собственной продукции; 3)закрытие мелких, не арендованных предприятий.

В дек. 1922г. крупные госпредприятия давали 92% стоимости продукции, большинство мелких было арендовано, но на них было занято только 12% рабочих, в 1923 г. они давали лишь 5% всей стоимости пром. продукции. Не получил развития и госкапитализм, идея концессий в итоге оказалась непривлекательной из-за слишком больших ограничений. В рамках НЭПа была проведена финансовая реформа, позволившая укрепить рубль. Весной 25г. сделали новые уступки: увеличили допустимое количество наемных рабочих (с 10-20 до 100 чел.) на частных предприятиях, разрешили долгосрочную аренду земли до 12 лет; отменены ограничения на применение наемного труда и создание кредитных товариществ; разрешен выход из общины, создание хуторских, отрубных хоз-в. Но осенью 25г. режим большевиков снова идет на сужение рамок НЭПа. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА: 1. Мощный госсектор, централизованная система управления народн. хозяйством при лишь временном допущении частного в с/х, легкой и пищевой пром-ти. 2.Административ. и эконом. ограничения частного сектора не способствовали развитию производит. сил. 3. В неполной мере использовалось материал. стимулирование и хозрасчет. 4. Препятствия на пути развития аренды и хозрасчета. 5.Монополия внешней торговли. 6. НЭП был изначально задуман как временная мера, отступление от идеалов социализма. 7. Экономические свободы не были дополнены демократическими в полит. жизни общества. Главное противоречие заключалось в том, что большевики пытались создать, используя рыночные элементы, плановую экономику.

НЭП: ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА.

Для упорядочения и оздоровления финансов был создан в конце 21г. Государственный банк, кот. и была поручена эмиссия банковских билетов-червонцев в 22г. На Х съезде была создана финансовая комиссия под руководством Преображенского, кот. занялась проблемами приспособления к нэпу кредитной системы, денеж. обращения, налогов и бюджета. В ноябре 22г. наркомом финансов был назначен Сокольников, он провел систему мероприятий по стабилизации финансов: 1. Сокращение госрасходов и формирование бездефицитного бюджета. 2. Дифференциация местных бюджетов и государственного. 3. Денежные налоги полностью заменили натуральные. 4. Введение финансовой дисциплины и отчетности. 5. Денежная реформа. В 1922 г. выпущен новый дензнак - червонец, имевший золотое обеспечение. Первоначальный курс - 1 червонец = 60 тыс. совзнаков. В 24г. Госбанк выкупил совзнаки у населения. В дополнение к червонцу в 24г. были выпущены казначейские билеты (5, 3, 1 рубль) и разменная монета (медная и серебряная). Червонец на мировом рынке равнялся 5.14$US. Денежная реформа имела огромное политическое и экономическое значение. Народное хозяйство страны получило твердую денежную единицу, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью вести валютно-торговые операции как внутри страны, так и за рубежом. Господствующий режим доказал свою способность проводить эконом. политику, содействующую накоплениям капиталов и сохранению сбережений населения. Однако в дальнейшем, в связи с кризисными явлениями, для покрытия расходов государство выпустило массу дензнаков, не обеспеченных товарами, что сводило на нет денежную реформу 22- 24гг., попытки стабилизации финансов России.

ИТОГИ НЭП.

Наряду с достижениями во внешней и внутренней политике Сов. гос-ва в 1921-28гг. присутствовали и недостатки, поэтому итоги были неоднозначны. 1. Гибкая внешняя политика позволила избежать войны и наладить дипломатические отношения с соседними странами, большинством европейских государств. 2. Установление жесткого режима обеспечило политические условия, необходимые для установления нар. хоз-ва. 3. За счет внутренних резервов восстановлены с/х и промышленность. 4. Хозрасчет на уровне трестов позволил за счет легкой и пищевой пром-ти через механизм централизованного распределения прибыли поднять тяжелую пром-ть и транспорт. 5. В с/х продналог способствовал восстановлению посевных площадей и поголовья скота, что обеспечивала как продовольствием, так и сырьем для пром-ти. 6. Проведена финансовая реформа, которая принесла стране твердые госбюджет и валюту и способствовала восстановлению экономики страны в первой половине 20-х годов. 7. Были в основном созданы условия для возрождения народного хозяйства.

Первые итоги НЭПА.

Каковы же первые результаты нэпа? В короткий срок поднялось сельское хозяйство. Покончили с голодом. Страна была накормлена, одета. Может быть, и не очень быстро, но твердо и уверенно набирали силу кооперация.
В отчете Наркомзема за 1922 год отмечалось: >.
В 1921 -1922 гг. было заготовлено более 38 миллионов центров хлеба, а в 1925 - 1926 гг. - более 89 миллионов.
В 1925 г. размер посевных площадей достиг довоенного уровня. Поголовье крупного рогатого скота, овец, коз, свиней превысило довоенный уровень. Все это позволило не только хорошо зажить крестьянину, но и дать городу продукты питания. Укрепился союз рабочего класса и крестьянства, получив прочную экономическую базу. Начался хозяйственный подъем и в промышленности. За период 1921 - 1924 годов валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более в 2 раза. На действовавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих, занятых в государственной промышленности.
Удивляют темпы возрождения промышленности, преодоления хозяйственной разрухи. Быстро восстанавливался транспорт и налаживалась его работа. Преодолевалась инфляция, укреплялась денежная система. Огромная сеть бирж, ярмарок, различных торговых предприятий устанавливала прочную связь государственной промышленности с рынком, крестьянскими массами. Был открыт ряд банков - Банк потребительской кооперации, Торгово-промышлен-ный банк и другие. 3 В октябре 1922 года выпушен в оборот червонец, имевший твердое обеспечение. Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г. чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами сов знаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства были
выпущены новые казначейские билеты - рубли (10 рублей = 1 червонцу). На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля). К весне 1924 года денежная реформа была завершена. Торговый оборот начал строиться на основе твердой советской валюты. За несколько лет производственный потенциал достиг довоенного уровня. процесс восстановления промышленности включал в себя и значительное обновление основного капитала. Оживились все стороны жизни страны.4

Кому нужен был НЭП.
Кому же нужен был НЭП? Нэп нужен был прежде всего народу. Государство на тот период времени находилось на краю пропасти и стояло перед выбором своего дальнейшего пути.
В стране царил полнейший хаос: разруха, голод, остановка практически всех крупных предприятий, полное обесценивание денег, переход на натуральный товарообмен, продразверстка, приведшая к обнищанию крестьянства. Огромное количество земель не обрабатывалось, что привело к жудкому голоду. Голод спровоцировал очаги заболевания повлекший за собой гибель 40 млн. человек. В стране была запрещена торговля, происходило деклассирование рабочего класса - рабочие отказывались работать за продукцию. Страна была на военном положении.
НЭП прежде всего был направлен на подъем аграрного сектора государства, который в дальнейшем станет Фундаментом всей экономики страны. Без немедленного воплощения в жизнь новой экономической политики в стране мог начатся бы демографический кризис.

Экономика: подъем и проблемы

Вернемся теперь к экономической политике большевиков в годы НЭПа. Первой и главной мерой НЭПа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению - либо государству, либо на свободном рынке. Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная казна за долги трестов не отвечает".

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен.
Тогда и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях
НЭПа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, т.е. по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала."

Не менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: тресты - государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.

Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли.
Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения, и сбыта в ведение синдиката.

Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки.
Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы.
Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению
"военного коммунизма". Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период
НЭПа возросла (с 1,2 млн. человек в начале
1924 г. до 1,7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5,8 млн. человек в
1924 г. до 12,4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек. Среди арендованных частниками фабрик были и целиком на долю частного сектора в период НЭПа приходилось около 1/5 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В
1926-
1927 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра - 60%; марганцевой руды - 85%; золота - 30%; в производстве одежды и предметов туалета - 22%.

Помимо капитала в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В
1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана
Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в
Петрограде, четыре - в Москве.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна (в 1927 г. они давали только
2% всей сельскохозяйственной продукции и
7% товарной продукции), зато простейшими первичными формами - сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации - было охвачено к концу 20-х годов больше половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 г. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн. человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.).
В обобществленной розничной торговле 60-
80% приходилось на кооперативную и только
20-40% на собственно государственную, в промышленности в 1928 г. 13% всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кооперативный кредит, кооперативное страхование.

Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в
1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте
(1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7,74 г. чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства; были выпущены новые казначейские билеты - рубли
(10 рублей = 1 червонцу). На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1,94 рубля).

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В 1922-1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже одно время иностранцы,
- для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные - для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита - для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы - для мобилизации денежных накоплений населения.
На 1 октября 1923 г. в стране действовало
17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до
61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48%.

Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно- денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18% уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927, 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В целом же за период 1921-1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18%.

Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

Совершенно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством еще в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в
1924 г., когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции
Комиссии внутренней торговли были переданы
Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26% и продолжали снижаться далее.

Весь последующий период до конца НЭПа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической политики: повышение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, тогда как их понижение сверх меры при существовании наряду с государственным частного сектора неизбежно вело к обогащению частника за счет государственной промышленности, к перекачке ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. Частный рынок, где цены не нормировались, а устанавливались в результате свободной игры спроса и предложения, служил чутким барометром, стрелка которого, как только государство допускало просчеты в политике ценообразования, сразу же указывала на непогоду.

Но регулирование цен проводилось бюрократическим аппаратом, который не контролировался в достаточной степени низами, непосредственными производителями.
Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало, "ахиллесовой пятой" рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе НЭПа.

Основным успехом НЭПа, безусловно, является восстановление разрушенной экономики в стране, которая после революции оказалась в международной изоляции, из которой эмигрировало значительное число специалистов, интеллигенции, одним словом, той части общества, которая необходима для нормального развития государства. В этих условиях проведение достаточно успешной экономической политики является несомненным успехом новой власти. Однако именно по той причине, что в результате революции и последующей гражданской войны
Россия лишилась квалифицированных кадров, неизбежны были ошибки и просчеты в экономике.

Главными противоречиями в годы НЭПа являлось явное расхождение в экономической политике и политической системе России.
Именно в годы НЭПа, когда с одной стороны в экономике происходили изменения направленные на "реабилитацию" товарно- денежных отношений и введение элементов свободной рыночной экономики, пусть даже и очень ограниченной и всецело находящейся под контролем государства, в то же самое время окончательно установилась большевистская монополия на власть. Именно в годы НЭПа большевики окончательно разделались со своими политическими противниками и к тому же именно в это время установилась жесткая структура внутри партии большевиков, фактически не допускающая образования фракций и иного
"вольнодумства" в РКП(б).

Следствием этих противоречий явились и главные трудности эпохи НЭПа. Как ни значительными были темпы развития экономики Советской России, лишь к 1926-
1927 годам удалось достичь экономических показателей довоенных лет. Политическая нестабильность, отсутствие гарантий частной собственности, слишком жесткий контроль со стороны государства над экономикой, наконец, откровенно враждебное отношение к нэпманам со стороны, как государства, так и со стороны значительной части нового общества привели к тому, что основной частный капитал пошел в основном в спекулятивные посреднические операции, но не в долгосрочные производственные проекты, которые были действительно необходимы экономике. По этой же причине не удалось достичь и значительного притока иностранного капитала, чему в немалой степени способствовала и внешнеэкономическая политика большевиков.

Все эти факты наводят на мысль, что все-таки НЭП был именно вынужденной мерой, к которой большевиков заставили прибегнуть чрезвычайные обстоятельства. Развал экономики требовал решений, однако, террор не был в состоянии решить проблемы, стоящие перед Россией. Пойти на полное снятие всех ограничений на пути свободной рыночной экономки большевики не могли - это означало бы слишком уж явный отказ от собственных позиций, а в конечном счете - потеря власти. Свободная рыночная экономика подразумевает и свободное общество - и тогда конец власти большевиков. Однако и ничего не делать тоже невозможно - страна находилась на грани голодной смерти. Сохранение власти - вот цель, заставившая Ленина пересмотреть свои подходы к построению нового общества.
Так, что может быть действительно, годы
НЭПа были лучшими годами эпохи правления большевиков. Возможно, годы НЭПа для многих советских людей были лучшими годами эпохи правления большевиков. Подъем экономики после разрушительной гражданской войны, несомненно, стал возможным благодаря восстановлению, хотя и не полного, рыночных отношений в советской экономике, отказа от многих идеологических догм в экономике. Только благодаря НЭПу большевикам удалось удержаться у власти, окончательно устранить своих политических соперников в лице других политических партий и внутренней оппозиции. Вместе с тем, относительная либерализация экономики не привела к демократизации в общественной и политической жизни в Советской России.
Для любой, успешно функционирующей рыночной системы, абсолютно необходима политическая стабильность, гарантии собственности, инвестиций и т.д., однако ничего подобного большевики предлагать не собирались. В этой ситуации развитие частного сектора ограничивалось лишь мелким предпринимательством и спекуляцией, что явно не способствовало успешному развитию экономики. Но в целом, после нескольких лет террора переход к новой экономической политике позволил поднять экономику Советской России из разрухи.

Начатый в стране, где люди умирали с голоду, НЭП представлял собой радикальный поворот в политике, акт колоссальной смелости. Но переход на новые рельсы заставил советский строй на протяжении года с лишним балансировать на краю пропасти. После победы в массах, которые во время войны шли за большевиками, исподволь нарастало разочарование. Для партии Ленина НЭП был отступлением, концом иллюзий, а в глазах противников - символом признания большевиками собственного банкротства и отказа от своих проектов.

Социально-экономическое развитие СССР в 20-е гг. определялось следующими основными параметрами: а) стартовой площадкой нэпа: разрушенным в предшествующий период народным хозяйством (к концу гражданской войны потери населения с 1914 г. превысили 20 млн человек, промышленное производство с 1913 г. сократилось в 7 раз, валовая продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила 67% довоенного уровня), что создавало эффект "восстановительного" периода - быстрого "дешевого" экономического роста преимущественно на основе загрузки уже имеющегося морально устаревшего, физически изношенного, но еще функционирующего основного капитала; б) отсутствием нормальных экономических отношений с мировой экономикой: крайне незначительным притоком предпринимательского капитала (после революции СССР не получал крупных долгосрочных кредитов, прямых иностранных инвестиций было крайне мало, в наиболее благоприятный 1927/28 хозяйственный год удельный вес концессионных предприятий в валовой продукции промышленности составив всего 0,6%), сокращением внешнеторгового товарооборота; в) резким разрывом между городом и деревней в технологическом, организационно-производственном, воспроизводственном, политико-экономическом и других отношениях.

Введение твердой валюты укрепило "смычку" индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота, но не могло устранить структурного противоречия между крупной, централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе; облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли.

Рост крупного индустриального товарного крестьянского хозяйства сдерживала налоговая политика советской власти в деревне. Были освобождены от сельхозналога беднейшие крестьянские хозяйства. Зажиточные же крестьяне и кулаки, составившие в 1923-1924 гг. 9,5% крестьянских дворов, выплатили 29,2% суммы налога. В дальнейшем удельный вес этой группы в налогообложении еще более возрос. В результате темпы дробления крестьянских хозяйств были в 20-е гг. в два раза выше, чем до революции. Разделяя хозяйства, зажиточные слои деревни пытались ускользнуть из-под налогового пресса.

Завершение восстановления народного хозяйства обусловило необходимость увеличения капиталовложений с длительным сроком оборота. Но внешние источники накопления были скудны, а внутренние частично блокировались "антикапиталистической" политикой правительства (в 1924-1925 гг. различные виды обложения поглощали от 35 до 52% всего дохода в городском частнопредпринимательском секторе). В условиях острой нехватки капиталов усиливается тенденция к их централизованному перераспределению и административному вмешательству в экономику. 29 июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли новое Положение о государственных промышленных трестах. В определение треста было введено указание на подчинение деятельности треста плановым заданиям органа, в ведении которого он находится (ВСНХ), и исключено положение об извлечении прибыли как цели деятельности треста. Чуть позже усиливается экспансия административных методов в аграрном секторе.

После завершения Гражданской войны большевистская Россия оказалась на грани экономического краха. Большое количество предприятий было разрушено, наблюдалась острая нехватка сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому на десятом съезде РКП (б), который состоялся в марте 1921 г., было решено перейти от военного коммунизма к новой экономической политике.

Сущность и особенности НЭПа

Новая политика являлась достаточно сложной конструкцией. Ведь в результате влияния военного коммунизма в стране фактически остались только две категории жителей – рабочие и крестьяне. Введение НЭПа привело к появлению буржуазии как нового класса, влияние которого было особенно сильным в потребительской сфере.

Кроме того, по мнению В. Ленина нэповский маневр давал возможность укрепить союз рабочего класса и крестьянства. А относительная свобода в области хозяйствования стабилизировала политическую обстановку. Таким образом, сущность НЭПа сводилось к тому, чтобы обходным путем достичь конечной цели – построения социализма.

Основные причины введения НЭПа

Основными причинами, побудившими руководство молодой страны к введению НЭП стали следующие факторы:

    желание восстановить нормальные экономические отношения;

    нормализация связей между городом и деревней;

    стабилизация финансовой сферы;

    необходимость наладить взаимоотношения с другими странами;

    подавление нарастающего недовольства крестьян, которое вылилось в так называемый кулацкий мятеж.

Влияние НЭПа на сельское хозяйство

Новая политика была ознаменована введением продналога вместо разверстки. Фактически это привело к уменьшению необходимых к уплате сумм практически в два раза. Причем вся тяжесть налогового бремени падала на богатых крестьян, называемых кулаками. В то же время крестьяне были ограничены в торговле продуктами сельского хозяйства, оставшимися у них после уплаты налога.

Тем не менее, НЭП дал свои первые результаты. Начиная с 1922 г. проблем с нехваткой продуктов питания больше не наблюдалось. А еще через три года посевная площадь достигла довоенного уровня, и значительно увеличилось количество скота.

Влияние НЭПа на промышленный сектор

В промышленности также были произведены радикальные перемены. Так, главки были преобразованы в , получивших название трестов. Им была предоставлена полная независимость в финансовой и хозяйственной сфере. Тресты создавались как на централизованном, так и на местном уровне. Их руководство самостоятельно решало все вопросы о количестве и характере выпускаемой продукции, месте ее реализации и т. д.

Причем деятельность треста не финансировалась из бюджета, а их долги не рассматривались как государственные. Нужно отметить, что от деятельности трестов после оплаты всех взносов также оставалась в их распоряжении. Фактически это привело к образованию хозяйственного расчета, при котором самостоятельно ведет свою деятельность и использует полученную прибыль.

Таким образом, он образовывал полный , что, в свою очередь, давало возможность внедрять в него принципы планового руководства. Уже в 1925 г. получение прибыли для треста перестает считаться основной целью и на первый план выходит такое понятие, как коммерческий расчет. В целом ситуация с трестами была довольно противоречивой, ведь их управление осуществлялось на основании двух взаимоисключающих принципов – плановом и рыночном.

Реформирование финансовой сферы

Новые экономические отношение требовали проведения значительных реформ и в финансовой области. Основные преобразования сводились к следующим направлениям:

    создание бюджета, не имеющего дефицита;

    прекращение процессов инфляции;

    разработка новой налоговой системы;

    возобновление работы банков и сберкасс;

    создание единой денежной системы и устойчивой валюты.

В 1922 г. начал выпускаться червонец, стоимость которого была приравнена к дореволюционной десятке из золота.

Через некоторое время правительством были инициированы две девальвации, в процессе которых полмиллиона старых совзнаков обменивались на одну копейку. Так, были ликвидированы две параллельные валюты, но сама реформа носила явно конфискационный характер. Тем не менее, червонец вышел на международный , в частности, им пользовались в странах Европы, Прибалтике и т. д.

Для дальнейшего развития финансовой системы был возвращен коммерческий кредит, акционерные банки и биржи. Но усиление плановой составляющей в экономике привело к инфляции. Большевики запретили вывоз червонца за рубеж, в результате чего он превратился во внутреннюю валюту. В целом реформа достигла своей цели – финансовая система была оздоровлена, упорядочено, а народное хозяйство перестроено в соответствии с требованиями НЭПа.

Какие последствия имел НЭП?

Начиная с 1925 г. новая политика начала постепенно сворачиваться. Частный вытеснялся из промышленности, создавались наркоматы в области хозяйства, которые практиковали жесткий плановый подход к управлению экономикой. Был принят курс на коллективизацию и индустриализацию. Таким образом, по состоянию на октябрь 1931 года, когда НЭП был официально отменен, фактически его уже не существовало.

К несомненным успехам новой политики относится . Но в связи с нехваткой квалифицированных кадров, в первую очередь управленцев, экономистов и т. д., были допущены многочисленные ошибки. У страны был очень низкий потенциал в экономическом плане. Успехи были достигнуты за счет использования дореволюционных мощностей. Частный капитал и зажиточные крестьяне всячески ущемлялись. А с прекращением НЭПа было решено вообще ликвидировать частный сектор.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш