Экономическая теория. Борисов Е.Ф

Экономика. Борисов Е.Ф.

М .: 2012. - 256 с.

В учебном пособии излагаются научные представления о реальной экономике, ее структуре и роли в жизни общества. Совершенно новым является освещение современного мирового финансового и экономического кризиса и сегодняшней модернизации российской экономики.

В соответствии с государственным стандартом подготовки бакалавров в вузах, принятом в 2010 г., перед студентами ставятся интеллектуальные и практические задачи и даются аргументированные ответы на них.

Формат: pdf

Размер: 1,1 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 3
Раздел I
Введение в экономику
Тема 1 Сущность и роль реальной экономики 11
1. Когда и как возникла реальная экономика 11
2. Главная цель хозяйственной деятельности людей 12
3. Значение производства для развития экономики 13
4. Новые потребности как движущая сила экономики 14
5. Пути преобразования производства 16
Тема 2 Системная структура хозяйственных связей 20
1. Характерные черты систем современного производства 20
2. Что изучает экономическая наука? 22
3. Особенности системы экономических отношений 23
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу I
«Введение в экономику» 29
Итоговые вопросы к разделу I 35
Ответы на итоговые вопросы к разделу I 35
Раздел II
Сектор микроэкономики
Тема 3 Место и роль микроэкономики в национальном хозяйстве 37
1. Особенности микроэкономики 37
2. Тенденции изменения роли микрохозяйств в национальной экономике 39
Тема 4 Деньги и их значение в экономике 40
1. Сущность и функции денег 40
2. Современные денежные средства 43
3. Фальшивомонетничество 45
4. Пути движения к электронным деньгам 46
Тема 5 Рынок и законы его развития 48
1. Характерные признаки современного рынка 48
2. Рынок: свободный или регулируемый? 49
3. Законы рынка 52
4. Конкуренция 58
Тема 6 Бизнес и создание новой стоимости 61
1. Сущность и виды бизнеса 61
2. Как создается новая стоимость? 63
Тема 7 Виды первичных доходов 66
1. Принципы образования первичных доходов 66
2. Заработная плата 68
3. Прибыль 74
4. Процент 78
5. Рента 82
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу II
«Сектор микроэкономики» 87
Итоговые вопросы к разделу II 95
Ответы на итоговые вопросы к разделу II 95
Раздел III
Сектор корпоративного капитала
Тема 8 Крупный акционерный капитал 98
1. Особенности и роль акционерного капитала 98
2. Корпоративная интеграция 105
Тема 9 Особенности биржевой торговли 107
1. Фондовая биржа 109
2. Рынок производных ценных бумаг 111
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу III
«Сектор корпоративного капитала» 113
Итоговые вопросы к разделу III 115
Ответы на итоговые вопросы к разделу III 115
Раздел IV
Государственный сектор макроэкономики
Тема 10 Макроэкономика и ее структура 118
1. Структура макроэкономики 118
2. Особенности государственного сектора 119
3. Роль государства в предотвращении угроз национальной экономической безопасности 120
4. Показатели макроэкономики и национальные счета...122
Тема 11 Монополизация экономики и роль государства 124
1. Государственная монополизация макроэкономики 124
2. Корпоративные монополии 126
3. Государственная защита конкуренции 130
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу IV
«Государственный сектор макроэкономики» 130
Итоговые вопросы к разделу IV 133
Ответы на итоговые вопросы к разделу IV 134
Раздел V
Экономический рост в национальном хозяйстве
Тема 12 Расширенное воспроизводство макроэкономики и его типы 135
1. Воспроизводство индивидуального капитала 135
2. Расширенное воспроизводство макроэкономики и его типы 138
3. Динамика воспроизводственной структуры макроэкономики 140
Тема 13 Неустойчивость национальной экономики 144
1. Экономический цикл 144
2. Отличительные черты экономического кризиса в России в 90-х гг. XX в. 147
Тема 14 Особенности современного мирового финансового и экономического кризиса 148
1. Новые факторы экономической неустойчивости 148
2. Особенности мирового кризиса в XXI столетии 152
Тема 15 Современный этап НТР и модернизация российской экономики 158
1. Как называется современная стадия производства? 158
2. НТР и ее роль в экономике 160
3. Современный этап НТР 161
4. Модернизация российской экономики в XXI столетии 164
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу V
«Экономический рост в национальном хозяйстве» 168
Итоговые вопросы к разделу V 174
Ответы на итоговые вопросы к разделу V 175
Раздел VI
Роль экономики в развитии социальных отношений
Тема 16 Воспроизводство населения 177
1. Определение численности населения страны 177
2. Факторы, влияющие на численность людей 178
3. Современные тенденции воспроизводства населения в разных странах 180
Тема 17 Развитие сферы социальных услуг в XXI столетии 183
1. Социальные отношения и справедливость 183
2. Государственное финансовое регулирование доходов населения 186
3. Как определяется крайняя степень социального расслоения населения в стране? 190
4. НТР и ускорение развития сферы услуг 192
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу VI
«Роль экономики в развитии социальных отношений» 200
Итоговые вопросы к разделу VI 204
Ответы на итоговые вопросы к разделу VI 204
Раздел VII
Современное мировое хозяйство
Тема 18 Особенности мирового хозяйства в XX–XXI столетии 207
1. Мировое хозяйство: как возникло и каким стало в XXI в. 207
2. Интернационализация производства в условиях НТР 209
3. Современные международные торговые и валютные отношения 213
Тема 19 Тенденции глобализации всемирной экономики 220
1. Становление глобальной экономики 220
2. Переход от однополярной к многополярной глобализации 223
3. Противоречия глобализации мировой экономики 225
Ответы на интеллектуальные задачи по разделу VII
«Современное мировое хозяйство» 229
Итоговые вопросы к разделу VII 232
Ответы на итоговые вопросы к разделу VII 232
Словарь основных экономических понятийи иностранных терминов 235

Данный учебник написан в первую очередь согласно государственным образовательным стандартам для профессионального высшего образования. Такой стандарт утвержден в 2000 году Министерством образования РФ. Такой стандарт определяет требования к качеству и содержанию экономической подготовки специалистов, которые в новом столетии получают высшее образование. Согласно свидетельствам большого числа ученых-экономистов, мир экономической науки, как и экономический мир в конце двадцатого века развивались невиданными темпами.

В своей книге Борисов Экономическая теория говорит о том, что наряду с прошлыми достижениями возникло большое количество инноваций в экономической теории и хозяйственной деятельности. Это инновации в компьютерной технологии, электронике, в экономике образования экологии и так далее. В данном учебнике автор постарался пересмотреть или устранить взгляды, которые уже устарели или просто больше не соответствуют современному периоду экономической истории. Прочитав эту книгу, вы сможете уточнить собственные представления по некоторым спорным вопросам.

Издание для всех – Е. Борисов "Экономическая теория"

Если вы человек заинтересованный, то вам не нужно быть профессионалом, чтобы получить пользу от прочтения этой книги. Из нее вы сможете узнать каким образом, можно сделать больше выпуск продукции без увеличенного использования ограниченных ресурсов производства. Поймете, возможно ли соизмерить количественно личные потребности людей или существовал ли когда-нибудь «чистый капитализм», который был бы основан на частной собственности и невозможности вмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Издание, над которым работал Е. Борисов Экономическая теория буквально насыщено новыми фактическими, теоритическими и статистическими материалами. Такие материалы способны отразить изменения в актуальной реальной хозяйственной жизни. В эту книгу автор включил совершенно новые разделы, которые могут наиболее полно отразить развитие экономических отношений. Также существенное место отвели анализу преобразования экономики России об отношениях собственности. Еще здесь стоит упомянуть формы организации хозяйства, управление хозяйством, структуру национальной экономики, бюджетную политику и остальные области экономической жизни.

Автор учебника Е. Борисов "Экономическая теория"

Эта работа действительно является учебником. В ней обозначены перспективы совершенствования экономики государства в двадцать первом столетии. Также этот учебник, под авторством Борисова включает в себя изложение правовой экономики. А вместе с тем и хозяйственной деятельности, которая организуется в полном соответствии с юридическими законами. Но, кроме того, здесь отвели место и характеристике криминальной экономики. Благодаря чему можно выявить многостороннюю взаимосвязь правовых и экономических отношений.

В своем учебнике Борисов Экономическая теория скачать который можно у нас, затрагивает вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности, а также говорит о путях воздвижения цивилизованных отношений в экономике. Внимание большинства читателей может быть привлечено практической стороне организации хозяйственных связей. По этой причине в работе Борисова рассмотрены функции предпринимателей, принципы коммерческого расчета, механизм извлечения прибыли в торговых или промышленных фирмах или в банковском деле. А также формы организации заработной платы, методы управления предприятиями, менеджмент и многое другое.

  • Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы (Документ)
  • Шевчук Д.А. Экономическая теория. Конспект лекций (Документ)
  • Светлицкий И.С. Экономическая теория (Документ)
  • Исаева Л.А., Романова Г. Г. Экономическая теория (Документ)
  • Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика (Документ)
  • Гордеев В.А. Экономическая теория (Документ)
  • Рогова Н.В., Ульянова О.Ю. Экономическая теория (Документ)
  • n1.htm

    Е.Ф. БОРИСОВ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    ТЕОРИЯ

    Учебное пособие

    Курс лекций

    Для студентов высших учебных заведений

    2-е издание, переработанное и дополненное

    Российской Федерации в качестве учебного пособия

    для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по экономическим специальностям.

    Москва, 1999


    УДК 33

    ББК 65.01

    Б 82

    Борисов Е. Ф.

    Б 82Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

    ISBN 5-85294-086-0

    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.

    Учебное пособие обстоятельно знакомит с историей экономических учений и дает полное представление об основных направлениях и школах эконо­мической теории, кроме того автор предлагает сравнительный анализ трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории приба­вочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.

    При подготовке второго издания существенно переработаны все темы и разделы лекций, привлечен свежий фактический и статистический материал. Значительное место в курсе отведено темам, посвященным отечественной экономике.

    Рассмотрены новые проблемы: предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор национального хозяйства, экономическая политика государства. Особое внимание уделено вопросам практической орга­низации экономических связей в современных условиях, подробно рассмот­рены принципы коммерческого расчета, механизмы получения прибыли, способы организации маркетинга, менеджмента и методы управления фирмой.

    Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию.

    УДК 33

    ББК 65.01


    В основу настоящего лекционного курса положено изложение современной экономической теории, которая раскрывает ны­нешнее состояние и тенденции развития всех типов хозяйст­венных систем. Вторая половина XX столетия ознаменована боль­шими переменами во всей структуре экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-тех­ническая революция, обусловило переход к. информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и междуна­родные интеграционные связи. Экономические отношения при­нимают все более цивилизованный и социально ориентирован­ный характер. В странах Запада утвердились смешанная эконо­мика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-эко­номических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре эко­номики.

    В курсе лекций последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все луч­шие достижения предшествующего и современного развития эко­номической мысли. Настоящая книга знакомит с историей эко­номических учений. В ней рассмотрены главные направления экономической теории с их достижениями и нерешенными про­блемами. В частности, дан сравнительный анализ важных кон­цепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.

    В учебном пособии содержатся новые теоретические разра­ботки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах соб­ственности в ее экономическом смысле, постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стои­мости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения и поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулиро­вания деятельности монополий и конкуренции.

    Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объек­тивная необходимость, содержание и ход экономических реформ, призванных преобразовать отношения собственности, сформи­ровать рыночное хозяйство, изменить структуру хозяйства и усо­вершенствовать управление всей экономикой. Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики зара­ботной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни Рос­сии.

    В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизмы получения при­были в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы; менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга; деятель­ность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необ­ходимо для работы будущих специалистов в новых и доволь­но-таки сложных экономических условиях.

    При подготовке второго издания книги существенно пере­работаны все темы и разделы лекций. В них привлечен свежий фактический и статистический материал. Широко использованы труды многих лауреатов Нобелевской премии по экономике.

    Во втором издании рассмотрены такие новые теоретические и практические проблемы, как, например, предпринимательство в информационном деле, мезоэкономика как сектор националь­ного хозяйства, экономическая политика государства, воспро­изводственная структура макроэкономики.

    Главное внимание уделено освещению новейших явлений: макроэкономической структуре собственности в конце XX в., новым процессам в развитии конкуренции и монополий на рубеже XX-XXI столетий, новым чертам экономического роста национальных экономик в 1990-х годах, глобализации мировой экономики в последнее десятилетие, финансово-бюджетному кризису в Российской Федерации и другим новейшим процессам.



    РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА

    Пропедевтика (от греч. propaideuo - обучаю предваритель­но) - введение в науку. В этом разделе состоится наше первое знакомство с экономикой и экономической теорией. Здесь же рассмотрим общие основы хозяйственной деятельности: собст­венность, типы организации производства, деньги, рыночную систему и экономическую роль государства.

    Главная функция экономики

    Экономика - область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет по­требности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:

    1) естественные - земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;

    2) экономические - продукты, образно говоря, “второй при­роды”, творцом которой является человек.

    Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности об­щества. При этом изготавливаются два вида экономических благ:

    а) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательной деятельности).

    О степени экономического развития страны в первую очередь судят по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. Иллюстрацией этого положения служат статистические данные, приведенные, напри­мер, в табл. 1.1.

    Таблица 1.1

    Выпуск ежедневных газет, а также число телевизоров и радиоприемных устройств


    Страны

    Газеты

    (разовый тираж), экз. на 1 тыс. человек


    Телевизоры, шт.

    на 1 тыс. человек.


    Радиоприемные устройства, шт. на 1 тыс.человек

    Россия

    105

    382

    337

    Китай

    23

    189

    184

    Турция

    44

    181

    162

    Бразилия

    45

    209

    393

    Германия

    317

    560

    935

    Япония

    576

    681

    912

    США

    228

    817

    2122

    Примечание. Россия- 1996г., остальные страны - 1994г.

    Из табл. 1.1 наглядно видно, что наиболее развитые про­мышленные страны очень заметно опережают задержавшиеся в своем прогрессе государства по степени развития ряда важных средств современной материальной культуры.

    Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно со­здавать блага второго вида - средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т. п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть, для каждой стра­ны важен и другой показатель хозяйственного развития - объем выпуска разных средств производства на душу населения.

    Теперь давайте посмотрим в статистическом сборнике данные о развитии какой-либо процветающей экономики за длительный период. Мы увидим последовательный ряд возрастающих по своей величине цифр. Может показаться, что национальное хо­зяйство поднимается вверх по прямой линии. Но если внима­тельно проследить действительное движение продукции в ее натуральном виде, то мы столкнемся с парадоксом, неожидан­ностью.

    Дело в том, что экономике свойственны воспроизводственные процессы. Все создаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить - непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления и средств производства взамен выбывающих.

    В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы про­изводства и потребления. Это в какой-то мере напоминает кру­говорот веществ в природе. Однако в экономике происходит иное круговое движение.

    Экономический кругооборот

    Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство- распределение-обмен - потребление. Эта последовательность на­глядно представлена на рис. 1.1.

    Рис. 1.1. Движение продуктов труда

    Началом здесь является непосредственное производство - со­зидание полезных продуктов. В это время работники приспо­сабливают вещество и силы природы к удовлетворению чело­веческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).

    Производство является основой для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обме­нивать и потреблять.

    Распределение - такой отрезок кругооборота, который на­чинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расши­ряется.

    Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.

    Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудни­чество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

    Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и дру­гие вещественные условия выпуска продукции, то есть совер­шается производительное потребление.

    Вместе с тем потребление составляет особый - заключи­тельный этап движения продукта, когда он идет на удовлетво­рение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.

    Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невоз­можно решительно поднять благосостояние народа. Убедитель­ной иллюстрацией служат данные о производстве валового внут­реннего продукта (сумму -стоимости товаров и услуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1993 г., принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 76, Японии - 83,5, Канаде - 80, России - 20,4%, а в то же время в таких африканских странах, как Танзания, Мозамбик и Эфиопия, - около 2%.

    Чтобы лучше разобраться во всех взаимосвязях этапов движения продукта труда, еще раз взглянем на рис. 1.1. Мож­но ли сказать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте?

    Экономическая статистика говорит об обратном: в большин­стве стран и в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981-1990гг. производство увеличивалось в среднем за год в промышленно развитых странах на 2,9%, а в развивающихся государствах- на 2,4%. Рост производства здесь продолжился и в 90-х годах. Стало быть, в рассмотренной нами схеме кругооборота явно недостает очень важного звена. Оно не только соединяет по­требление с производством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь сейчас пойдет о потребностях.

    Роль потребностей

    Потребность вообще - это особое психоло­гическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие меж­ду внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. По­этому потребность становится побудителем активности, направ­ленной на устранение возникшего несоответствия.

    Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивиду­альные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и эко­номические.

    Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Эко­номические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распреде­ление, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудов­летворенными запросами людей. Каково же это взаимодейст­вие?

    Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

    Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым спо­собствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести авто­мобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

    Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса корен­ным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, по­рождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и пос­тупление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.

    В-третьих, производство во многом влияет на способы при­менения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне до­вольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему сов­ременнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

    В свою очередь, экономические потребности оказывают об­ратное воздействие на производство.

    Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятель­ности.

    Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

    В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

    Если вновь обратиться к рис. 1.1, то теперь станет ясно, что недостающим звеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза “потребности”, соединяющая “потребление” и“производство”.

    Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя сту­пень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

    физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, восп­роизводстве рода); потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

    необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

    потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

    потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех воз­можностей и способностей человека).

    Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Пирамида потребностей современного человека

    Прогресс общества ярко проявляется в действии закона воз­вышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не­зависимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

    Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что по­требности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональ­ном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. На­против, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные.

    Вполне очевидно, что для правильной ориентации в прак­тической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Зная это, руководители предприятий смо­гут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно свое­временно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внут­реннем и международном рынках.

    И с теоретической, и с практической точек зрения несом­ненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соот­ношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.

    Современные тенденции

    В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорции (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения - с другой.

    Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потреб­ления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кру­гами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.

    Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.

    Движение по колее “производство - распределение - об­мен - потребление - потребности” напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, ко­торый к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

    Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соот­ношения в динамике производства и потребления.

    Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух слу­чаях?

    Они показывают, что во многих странах возвышению по­требностей сильно противодействует рад факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, отно­сятся такие обстоятельства:

    низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего по­рядка, который изменяется медленнее всего;

    очень слабо развито разделение труда, что не позволяет уве­личить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;

    мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;

    во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные ус­ловия его существования.

    Третья тенденция - нормальная. В данном случае производ­ство количественно растет и качественно совершенствуется, по­вышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися обо­ротами.

    Примечательно, что в Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР), куда входят 24 страны - США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и дру­гие западные страны - среднегодовые темпы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили в 1971-1980гг. 3,3%, в 1981-1990 гг. - 2,9%. Лич­ное потребление населения в среднем повышалось за год примерно на 3%. Такая же тенденция сохранилась и в 1990-х годах.

    Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек - так называемый “золотой миллиард”. Здесь поступательный рост про­изводства и потребления опирается в первую очередь на самую передовую технику и технологию, высокую культуру производ­ства.

    Между тем в успехах самых развитых стран есть свой “секрет”. Большинство из них по основным видам минерального сырья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из “золотого миллиарда” потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем в более бедной стране.

    Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере выражают противоречие между потребностями и производством: несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятель­ность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и возможности, которыми располагает созидательная деятель­ность общества.

    Факторы и возможности производства

    Производство включает три разнородных фактора (лат. factor - делающий, производя­щий). Рассмотрим их в натурально-вещест­венном виде, который свойствен всякому обществу.

    Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые на­выки.

    Труд в материальном производстве - это целесообразная де­ятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлет­ворения своих потребностей.

    Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

    В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химиче­ского производства и т. п.), благодаря которым исходное при­родное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.).

    Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на ве­щество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (от­битые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки).

    Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах про­ведения производственных процессов.

    Внутреннюю структуру производства можно наглядно пред­ставить на рис. 1.3.

    Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом по­требностей).

    Рис. 1.3. Факторы производства

    Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая чис­ленность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей.

    Второй фактор - средства труда - можно наращивать до не­обходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, по­скольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.

    Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископае­мые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во мно­гих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

    В связи с этим практически важно определить производст­венные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможнос­тями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

    При нехватке хозяйственных средств можно прибегать к сле­дующему выбору. Из всех допустимых вариантов применения производственных факторов выбирается более предпочтитель­ный, самый насущный.

    Допустим, на машиностроительных заводах выпускается про­дукция: а) для гражданских нужд (легковые автомобили, холо­дильники, пылесосы и т. п.) и б) для армии (танки, ракеты и др.). Правительство и владельцы машиностроительных пред­приятий, учитывая изменившийся спрос, должны решить, как полнее использовать производственные ресурсы. По варианту, рассчитанному на случай войны, все факторы производства будут применены для изготовления средств вооружения в количестве 170 тыс. штук. Другой вариант (при мирных условиях) предус­матривает выпуск гражданской продукции - 300 тыс. изделий. Возможный выбор иных вариантов наглядно отражает шкала производственных возможностей (табл. 1.2). Она показывает, сколько разных благ можно создать при полном использовании ресурсов.

    Таблица 1.2 Шкала производственных возможностей


    Вариант

    Гражданская продукция, тыс. штук

    Средства вооружения, тыс. изделий

    1

    300

    0

    2

    220

    80

    3

    140

    120

    4

    0

    170

    Данные табл. 1.2 позволяют построить график производст­венных возможностей - кривую, которая очерчивает границу пол­ного использования хозяйственных ресурсов (рис. 1.4).

    ТЕМА З. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    ТЕМА 4. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

    ТЕМА 5. ДЕНЬГИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

    ТЕМА 6. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И ЗАКОНЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    ТЕМА 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

    РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

    ТЕМА 8. БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ СТОИМОСТИ

    ТЕМА 9. ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ

    СИСТЕМА ДОХОДОВ

    ТЕМА 10. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

    ТЕМА 11. ПРИБЫЛЬ

    ТЕМА 12. ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ

    Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА

    ТЕМА 13. МАКРОЭКОНОМИКА:
    ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА

    ТЕМА 14. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

    ТЕМА 15. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:
    БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

    ТЕМА 16. РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

    ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

    ТЕМА 18. СОВРЕМЕННОЕ ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО


    Введение

    В предлагаемом курсе лекций излагается современная экономическая теория, которая раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина XX столетия отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия, бывшие социалистические страны вступили в переходный период, ведущий к новой структуре экономики.
    Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, который утвержден 12 августа 1994 г. постановлением Правительства Российской Федерации. Этот стандарт включает государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (второго уровня высшего профессионального образования). Такие требования впервые определены по учебной дисциплине "Экономика", которая изучается студентами всех вузов.
    Курс лекций освобожден от односторонности и грубых ошибок в трактовке проблем экономической теории, которые были присущи советской политической экономии и сейчас свойственны некоторым западным течениям экономической мысли. В нем последовательно развит новый взгляд на предмет экономической теории, позволяющий обобщить все достижения предшествующего и современного развития экономической мысли. Настоящая книга обстоятельно знакомит с историей экономических
    учений. На основе непредвзятого, объективного подхода в ней рассмотрены главные направления и школы экономической теории с их достижениями и нерешенными проблемами. В частности, дан сравнительный анализ важных концепций - трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, а также теории прибавочной стоимости и теории трех факторов производства и их предельной производительности.
    В учебном пособии содержатся совершенно новые теоретические разработки большого комплекса проблем, охватывающих все стороны экономической жизни. К ним, в частности, относятся разделы о трех стадиях развития производства и потребностей (доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной), типах собственности в ее экономической смысле, посткапиталистической и постсоциалистической экономике, процессе производства новой (добавленной) стоимости, распределении доходов в либеральной рыночной и социально ориентированной экономике. Особое внимание уделено вопросам о современном рыночном хозяйстве - характеристике системы и типов современных рынков, определению рынка как социального института, правилам конкурентного поведения на рынке и правилам поведения фирм-монополистов, анализу опыта государственного регулирования деятельности монополий и конкуренции, состоянию рынка труда на Западе и в России.
    Значительное место в курсе лекций отведено современному состоянию российской экономики. Здесь раскрываются объективная необходимость, содержание и ход экономических реформ, направленных на преобразование отношений собственности, формирование рыночного хозяйства, коренного изменения структуры народного хозяйства и совершенствования управления всей экономикой. Освещаются также злободневные проблемы, касающиеся уровня и динамики заработной платы, инфляции, безработицы, экономического кризиса, бюджета и других сторон социально-экономической жизни России.
    В книге большое место отведено практической организации экономических связей. Автором рассмотрены принципы коммерческого расчета; функции предпринимателей; механизм получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формы организации заработной платы, менеджмент и методы управления фирмой; способы организации маркетинга;

    Деятельность торговых и фондовых бирж. Все это настоятельно необходимо для работы будущих специалистов в новых и довольно-таки сложных экономических условиях.

    Год выпуска : 2005

    Жанр : Экономика/Учебник

    Издательство : «Юрайт»

    Формат : PDF

    Качество : eBook (изначально компьютерное)

    Количество страниц : 400

    Описание : Настоящий учебник последовательно продолжает и значительно дополняет важнейшие положения современного экономического мышления, которые были отражены в предыдущем варианте учебника. Здесь речь идет о концепциях, дающих углубленное понимание современной хозяйственной действительности и перспектив развития экономики в XXI столетии. Так, концепция трех стадий развития производства отражает современный взгляд на историю развития мировой экономики, новизной отличаются представления о нынешней структуре отношений собственности в промышленно развитых странах, изменении экономической роли конкуренции и монополий в условиях научно-технической революции, распределении доходов в свободной рыночной и социально ориентированной экономике и др.

    В учебник внесены значительные изменения, которые устраняют существенные пробелы в экономической теории, полнее отражают ускорившееся развитие мирового хозяйства на рубеже XX— XXI вв. В обновленном учебнике также усовершенствована логическая структура излагаемой учебной дисциплины, восполнены отсутствовавшие ранее звенья научной системы. Прежде всего показано, что термин «экономика» обозначает два понятия: а) хозяйственную деятельность людей, б) экономическую теорию, которая научно освещает такую деятельность. Тем самым предотвращается отождествление этих понятий, что позволяет лучше проследить те изменения и в реальной хозяйственной действительности, и в теории, которые произошли во второй половине ХХ в. В книге более полно рассмотрена вся система экономических отношений, включены новые главы, посвященные анализу кооперации и разделения труда, а также общей характеристике управления экономикой.

    Раздел I

    ПРОПЕДЕВТИКА
    ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
    1.1. Потребности общества и экономическая деятельность
    1.2. Производство и его современная структура
    Литература
    ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    2.1. Из истории экономических учений
    2.2. Что изучает экономическая теория
    2.3. Методы экономических исследований
    Литература
    Раздел II

    СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
    3.1. Собственность в экономическом и юридическом смысле
    3.2. Классификация собственности
    ЭВОЛЮЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ
    РОССИЯ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

    5.1. Полное огосударствление собственности при социализме
    5.2. Преобразование государственной собственности
    Литература
    КООПЕРАЦИЯ, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ
    6.1. Кооперация труда: ее экономическая роль и эффективность
    6.2. Разделение труда и его значение
    6.3. Управление: сущность и место в экономической системе
    Литература
    ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА
    7.1. Натуральное и товарное производство
    7.2. Социально-экономические формы продуктов
    7.3. Теории стоимости (ценности)
    Литература
    ДЕНЬГИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
    8.1. Деньги: сущность и функции
    8.2. Современные денежные средства
    8.3. Инфляция
    Литература
    РЫНОК И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
    9.1. Рынок: функции и структура
    9.2. Формы и типы рыночных связей
    9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение — цена — спрос
    Литература
    КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
    10.1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль
    10.2. Монополия: место и роль на рынке
    10.3. Новое в развитии конкуренции и монополии на рубеже ХХ—XXI столетий
    10.4. Россия: путь к развитому рынку
    Литература
    Раздел III
    МИКРОЭКОНОМИКА

    КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ
    11.1. Фирма: организация и управление
    11.2. Производство новой стоимости: его условия и результаты
    11.3. Теории новой стоимости
    Литература
    ВОСПРОИЗВОДСТВО КАПИТАЛА ФИРМЫ
    12.1. Простое воспроизводство
    12.2. Накопление капитала: сущность и виды
    12.3. Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности накопления
    Литература
    ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
    13.1. Рынок труда: его современная структура и цена товара
    13.2. Роль форм заработной платы в стимулировании труда
    13.3. Заработная плата в номинальном и реальном измерениях
    Литература
    ПРИБЫЛЬ
    14.1. Образование и распределение прибыли
    14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль
    14.3. Выгодность торгового бизнеса
    Литература
    ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ
    15.1. Кредит и его современные формы
    15.2. Прибыльность банковского бизнеса
    15.3. Акционерное общество и рынок ценных бумаг
    15.4. Рента и цена земли
    Литература
    Раздел IV

    МЕЗОЭКОНОМИКА
    СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕЗОЭКОНОМИКИ
    ФОРМЫ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

    17.1. Мезосистемы
    17.2. Мезоэкономическая интеграция
    Литература
    Раздел V
    МАКРОЭКОНОМИКА

    СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ
    18.1. Специфика национального хозяйства
    18.2. Новые показатели макроэкономики и национальные счета
    Литература
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    19.1. Воспроизводство народонаселения: современные тенденции
    19.2. Современная теория макроэкономического роста
    19.3. Типы экономического роста
    19.4. Противоречия макроэкономического роста
    Литература
    МАКРОЭКОНОМИКА: НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И РАВНОВЕСИЕ
    20.1. Экономический цикл: от падения к подъему производства
    20.2. Безработица и занятость
    20.3. Инфляция и устойчивость денежного обращения
    Литература
    РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    21.1. Рыночный механизм регулирования
    21.2. Модель государственного регулирования рыночной экономики
    21.3. Роль рынка и государства в распределении национального дохода
    21.4. Смешанная система управления национальным хозяйством
    21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации
    Литература
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
    22.1. Финансовое регулирование
    22.2. Государственный бюджет
    Литература
    Раздел VI