Экономическая сущность и функции налогов и сборов. Понятие и функции налогов и сборов

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Понятие и сущность налогов и сборов 1. Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.

Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.

Основные функции налога:

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus - государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:

1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную - с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.

Соотношение налога, сбора, пошлины

Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт.

К ним относятся:

1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.

2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.

3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.

4. Принудительный характер изъятия.

5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.

6. Безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия.

Пошлина и сбор отличаются от налогов:

А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.

Б. По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.

В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.

Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

Отличия по периодичности включают два подхода:

Периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата);

Периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства).

Е. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).

Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет - пошлина, если в пользу организации - сбор. В современных условиях акценты несколько сместились:

сбор - платеж за обладание особым правом;

пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию, или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень полемики.

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В. Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

Другие ученые, например Д.Г. Черник, Г.Б. Поляк и А.Н. Романов, ограничиваются рассмотрением двух функций - фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин, В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих двух функций, выделяются по меньшей мере контрольная и распределительная функции.

Безусловно, такой разброс мнений не случаен. Он определяется исторически сформировавшимся различным видением в налогах меры «зла» (фиска) и «добра» (регулирования, стимулирования и т.д.). Кроме того, зачастую приверженцы рассмотрения сверх фискальной функции только одной регулирующей (или, как ее еще называют, экономической, распределительной) при раскрытии ее определяют различные сегменты проявления данной функции. Эти сегменты, отображая проявление в налогах процессов распределения, стимулирования и контроля, по сути воспроизводят аналогичные функции, но на более низком иерархическом уровне, как бы подчеркивая их подчиненность двум основным функциям.

Думается, что такая подчиненность одних функций другим не может задаваться априори, она должна меняться в соответствии с приоритетными целями налоговой политики, которые неизбежно различаются на разных этапах социально-экономического развития страны. Неизменно основной может быть только фискальная функция. На стадии теоретического изучения все остальные функции логичнее рассматривать как паритетные. Поэтому, на наш взгляд, более обоснованно все же рассматривать многофункциональный характер проявления налогов.

Отстаивая позицию множественности функций налогов, тем не менее, нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам. Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Вместе с тем это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.

Нам видится логичным выделение четырех функций налога, представленных на рисунке.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать.

Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально- экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально- экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.

Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно- технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Вполне обоснованным видится предлагаемое А.В. Брызгалиным выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.

Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная подфункция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Недостаточно обоснованной представляется нам встречающееся выделение поощрительных свойств налога в качестве самостоятельной функции. Социальная суть ее, заключающаяся в селективном характере налогов по отношению к определенной категории граждан, имеющих значимые заслуги перед обществом (ветераны, инвалиды, герои и т.д.), представляет собой простую адаптацию налогового механизма к целям социальной политики государства. Кроме того, эти поощрительные свойства налога воплощены в распределительной (социальной) функции.

Понятие налога включает в себя обязательную и безвозмездную плату, которая выплачивается в органы государственного аппарата для финансирования и поддержания деятельности государственных аппаратов и муниципальных учреждений. Его влияние можно рассматривать как на внутреннюю, так и на внешнюю экономику, причем размер налогообложения устанавливается государством по различным причинам - от перераспределений индивидуальных доходов населения страны до устранения внешнеэкономических эффектов.

Следует отметить, что понятия налога и сбора кардинально различны. Основное различие заключается в обязательности платежа и возмездности. В осуществляются только по письменному соглашению плательщика, а возмездность гарантирует предоставление от государственных, муниципальных и других органов, в фонды которых отчисляются сборы, оказание ими встречных услуг плательщику. Еще одним отличием является основа финансирования. Налоги направлены на финансирование публичного объекта, в то время как целесообразность сборов государственных аппаратом не установлена. Хотя функции налогов и сборов схожи.

Основные и сборов зависят от их классификационной системы. Эта система представляет собой разделение:

  • На учет объектов налогообложения. Ставками облагаются доходы или имущественное хозяйство юридических и физических лиц (прибыль, платеж за пользование земли и природных ресурсов и т.д.). Косвенным налогом облагается цена товара, услуги или работы путем их суммирования (НДС, акцизные марки, и др.).
  • На могут быть пропорционального, прогрессивного и регрессивного видов. Ставки пропорционального вида устанавливают на доход, вне зависимости от его размера, на одинаковый процент Прогрессивные ставки увеличивают свое значение в зависимости от изменения размера облагаемого дохода в большую сторону (транспортный налог). Регрессивные ставки уменьшают свое значение в зависимости от увеличения дохода (единый или государственные пошлины).
  • На уровни управления. По уровням выделяют федеральные, региональные и местные налоги. Федеральный налог устанавливается ГосДумой и Советом Федерации и действует по всей территории государства, причем взимается по единым ставкам. Это НДС, акцизные марки, доходная прибыль организаций др. Региональные налоги сформированы Налоговым Кодексом и комплексом законов, утвержденных региональными органами власти на имущественное хозяйство и др.) Местные же налоги облагают имущество и землю физических лиц.

Таким образом, экономическая система выделила фискальную, регулирующую, распределительную, контрольную и социальную функции налогов. Рассмотри каждый вид функции налогов в отдельности.

Фискальная (основная) функция характерна для любого типа государственного аппарата. Она участвует в формировании государственных денежных фондов, создавая материальную базу для функционирования государственной экономики.

Регулирующая функция представляет собой распределение налогов как активных средств для поддержания процессов воспроизводства, стимулируя или снижая его активность развития, участвуя в установлении накопительного капитала и регулируя платежеспособный спрос населения.

Контрольная функция оценивает и выявляет необходимость корректирующих изменений в налоговой системе и политике, создавая предпосылки для формирования процесса образования и поступающих от субъектов экономики.

Распределительная функция играет роль распределителя налоговых платежных операций между юридическими и физическими лицами в различных сферах и отраслях экономики.

Социальная функция - это совокупность распределительной и регулирующей налоговых функций. Эта функция участвует в защите конституционных прав граждан.

Значение терминов «налог» и «сбор» приводятся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом.

Налог - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассмотрев более подробно вышеприведенные определения, можно выделить некоторые характерные черты, присущие налогу и сбору.

Налог, как платеж, отличают следующие свойства:

Обязательность;

Индивидуальность;

Безвозмездность;

Отчуждение денежных средств, принадлежащих физическим или юридическим лицам;

Ориентация на финансирование государственной системы.

Сбор, как и налог, является обязательством физических или юридических лиц. Но, в отличие от налога, сбор выступает условием совершения в отношении его плательщика каких-либо значимых юридических действий.

Существуют следующие сборы: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы на федеральном, региональном и местном уровне.

Между налогом и сбором существует большая разница. Можно выделить следующие отличия налога от сбора.

1.Взимание налога не требует согласия плательщика в то время, как при уплате сбора согласие плательщика обязательно.

2.Налог представляет собой безвозмездный платеж, в то время как сбор предполагает личностно-обменные отношения с государством.

3.Налог является платежом в денежной форме, а сбор может быть внесен разными способами.

4.Расчет суммы налога происходит путем исчисления процентного соотношения к какой-либо базовой единице, в то время как сбор предполагает фиксированную сумму платежа.

5.Налоговые платежи имеют заданную периодичность, в то время как сборы выступают разовыми взносами.

6.Целью налогообложения является финансирование расходов государства, в то время как цель сбора заключается в компенсации издержек государства, возникающих в связи с предоставлением плательщику каких-либо услуг.

7.При налогообложении учитывается фактическая способность плательщика уплатить конкретный налог, в то время как сумма сбора является фиксированной вне зависимости от материального положения физического или юридического лица.

Процедура установления налогов и сборов регламентируется законодательством Российской Федерации. В частности, Конституцией выделяется несколько требований, применяемых к порядку установления налогов и сборов.

Налоги и сборы считаются «законно установленными», если выполняются следующие условия.

1.Соответствие уровня налогов и сборов уровню законодательных органов, устанавливающих их. Это значит, что федеральные налоги и сборы могут быть установлены только федеральными законодательными органами, а региональные и местные налоги и сборы - органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

2.Надлежащая форма установления налогов и сборов. Это значит, что при установлении налогов и сборов должна соблюдаться форма их утверждения: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, законодательные акты органов местного самоуправления.

3.Соблюдение порядка принятия нормативно-правовых актов и законов о налоге. Такой порядок прописан в Конституции РФ и других законодательных документах. Существуют несколько требований, предъявляемых к процедуре принятия законов о налогах и сборов. Например, законопроекты о введении и отмене налогов, а также об освобождении от их уплаты вносятся в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, что прописано в статье 104 Конституции. Однако вовсе необязательно, что заключение Правительства должно обладать положительным характером. Данную норму можно объяснить так: Правительство информируется о законопроекте, который будет вноситься на рассмотрение, оставляя за собой право высказать свои предложения и замечания о нем. На практике подобное заключение крайне редко составляется в виде отдельного документа. Чаще мнение Правительства РФ высказывается в ходе обсуждения законопроекта.

4.Введение налога в действие в соответствии с законодательно установленными нормами. Требования, предъявляемые к процедуре введения налога, предусмотрены в Конституции РФ. Соблюдение установленной процедуры делает налоговое законодательство более стабильным и ограничивает возможность придания законам о налогах и сборах обратной силы.

Сущность налогов проявляется в исполняемых ими функциях. Можно выделить условно четыре функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную и социальную. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Фискальная функция обусловлена содержанием налогов. Практическая реализация фискальной функции формирует финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения государственной системы. Таким образом, с помощью фискальной функции создается материальная база для функционирования государства. Целью фискальной функции выступает формирование дохода каждого уровня бюджета.

Применение фискальной функции имеет некоторые ограничения. Когда налоговых платежей недостаточно, а сокращение расходов невозможно, государству приходится искать другие формы доходов. Прежде всего, к таким формам относятся внутренние и внешние государственные, региональные, местные займы. При обращении к займам формируется государственный долг, обслуживание которого, в свою очередь, требует дополнительных расходов, что влечет за собой повышение налогов в будущем, например, увеличение налоговых ставок, введение новых налогов. Такой поворот событий может вызвать недовольство со стороны плательщиков, которое выражается в производственном спаде и т.д. Таким образом, государство столкнется с новыми финансовыми проблемами, решить которые возможно только с помощью новых займов. Такая ситуация опасна крахом финансовой системы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что доля платежей, поступающих в бюджет за счет практического применения фискальной функции, прямо пропорциональна уровню доходов плательщиков.

Регулирующей функции отводится особое место в системе антикризисного регулирования. Государство стремится воздействовать на социально-экономические процессы. С помощью регулирующей функции происходит перераспределение денежных средств между различными отраслями и сферами деятельности. Также с помощью данной функции государство регулирует доходы населения, что реализуется путем введения налоговых льгот и оптимизации налоговой системы. Налоговые льготы уменьшаются обязательства конкретных плательщиков.

Система налоговых платежей и сборов регулирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Такие отчисления предназначены для восстановления ресурсов, израсходованных юридическим или физическим лицом, но принадлежащих государству. Обычно подобные платежи и взносы отличаются четкой отраслевой спецификой. Например, налог за пользование недрами, водный налог, земельный налог и т.д.

Контрольная функция позволяет оценить, нуждается ли налоговая система в изменениях. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов, а также проверяется соблюдение стоимостной пропорции при распределении доходов различных экономических субъектов. Благодаря контрольной функции государство может сопоставить количественное выражение поступающих налоговых платежей существующим финансовым потребностям.

Социальная функция связана с фискальной и регулирующей функцией. Социальная функция находит свое отражение в установлении разных условий взимания налогов с физических лиц в соответствии с их социальным обеспечением и материальным положением. Таким образом, обеспеченные слои населения платят налоги в большем размере. Механизм выполнения социальной функции можно рассмотреть на примере налога на доходы физических лиц. Законодательством установлены виды доходов, не подлежащие налогообложению, а также виды доходов, облагаемые налогом по повышенной ставке. Также в Налоговом кодексе РФ прописан перечень стандартных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и доступных лишь определенным категориям населения.

Социальное значение данной функции особенно ценно в период кризисов, когда многие слои населения нуждаются в защите государства.

К сожалению, в российской налоговой системе социальная функция реализуется не полностью, что обусловлено несовершенством налогового законодательства


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12