Что такое упрощенка в бухгалтерии. Упрощенная система налогообложения

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).
К существенным условиям служебного контракта относятся:
- наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
- дата начала исполнения должностных обязанностей;
- права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
- виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
- права и обязанности представителя нанимателя;
- условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
- режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
- условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом N 79-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
- нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.
Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:
- об испытании при поступлении на гражданскую службу;
- о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
- об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
- о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом N 79-ФЗ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.
Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон - перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем, если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона N 79-ФЗ.
Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.
Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание! Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона N 79-ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.
Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона N 79-ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ - только существенные (за исключением должностных обязанностей).
Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, - это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона N 79-ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.
Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание! Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ выплата выходных пособий этим Законом не установлена.
Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.
Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития России от 10.05.2011 N 17-3/834. Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу N 33-2106).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.
Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству в должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.
При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.
Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ - увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.
Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ незаконным, и вот почему. В первую очередь представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона N 79-ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.
Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона N 79-ФЗ: не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона N 79-ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу N 33-411-2012).
Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ.., но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона N 79-ФЗ, в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.
Г. работала в МИФНС, но из-за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.
В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта - уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу N 33-6618/2012).
При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.
Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее - управление) - главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.
Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории "руководители", должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность "главный специалист-эксперт" отнесена к категории "специалисты", должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.
Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, из штатных расписаний управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу N 33-8498, А-9).
Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ других оснований увольнения.
Э.Е.В. в 2013 г. заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области министерство упразднено. Функции упраздненного министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Э.Е.В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. п. 8.2, 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.
Распоряжением исполняющего обязанности министра Э.Е.В. освобождена от замещаемой должности. Основание - отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э.Е.В., исходя из того, что государственный орган министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон N 79-ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Из анализа ст. ст. 24 и 29 Закона N 79-ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.
В этом виде правоотношений не может идти речь об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа (правопреемника ранее существовавшего госоргана) и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу N 33-645/2014).
Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу N 33-3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.
Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К.М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К.М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.
Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Прежде всего не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, - он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует прикрывать данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.

Упрощенная система налогообложения в некотором смысле облегчает жизнь налогоплательщика за счет замены части налогов на один, а это значит упрощение ситуации как с платежами, так и с отчетностью. Но не все так радужно. У данного режима есть нюансы, которые не всегда делают применение УСН выгодным.

В статье:

  • Какие виды УСН бывают
  • Как выбрать объект налогообложения
  • Расходы на упрощенке
  • Ставки налога
  • Расчет налога
  • Как перейти
  • Плюсы и минусы

Что такое упрощенная система налогообложения простыми словами

Упрощенка (налог по УСН) — это специальный налоговый режим, при котором налогоплательщики освобождаются от некоторых налогов, а взамен уплачивают лишь один. Предприятие или ИП самостоятельно принимает решение, стоит ли пользоваться правом уплачивать налоги по УСН. Отметим, что отличий в применении упрощенки ИП и организаций практически нет.

Если налогоплательщик выбирает переход на УСН, то он освобождается от:

В каждом из этих пунктов есть исключения, которые прописаны в п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ. Отдельно стоит отметить налог на имущество - освобождение не действует для объектов недвижимости, которые соответствуют условиям для налогообложения по кадастровой стоимости. Также не освобождаются упрощенцы и от обязанностей налогового агента по вышеперечисленным налогам.

Упрощенку можно совмещать с такими режимами:

Совмещать УСН и ОСН запрещено.

Упрощенка не привязана к какому либо виду деятельности, хотя есть некоторые исключения, не позволяющие применять УСН или ограничивающие выбор объекта налогообложения. Все про УСН расскажем далее.

Условия для УСН: кто может применять

Для перехода на упрощенку в налоговую следует подать уведомление. На которое, кстати, налоговики ответят только в случае несоответствия юрлица или ИП критериям упрощенца.

Но если препятствий для перехода на данный режим нет, то дожидаться какого-либо документа из инспекции не нужно. Во избежание недоразумений, связанных с потерей ваших документов налоговым органом, следует хранить уведомление о переходе на УСН со штампом налоговиков о приеме документа, квитанцией оператора при отправке через интернет или с почтовой описью. При желании позднее можно запросить у налоговой информационное письмо, которое косвенно будет подтверждать право применения УСН.

Перейти на УСН можно:

  • в течение месяца с даты госрегистрации;
  • с начала любого календарного года, когда деятельность уже какое-то время ведется (исключение - переход с ЕНВД, предусмотренный в абз. 4 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

В первом случае, кроме некоторых разновидностей деятельности, никаких ограничений для перехода нет. Во втором случае для организаций и ИП действуют такие ограничения:

  • за первые 9 месяцев года доход должен оказаться в пределах 112,5 млн руб.;
  • организации и ИП должны соответствовать условиям из п. 3 ст. 346.12 НК РФ (например, действует ограничение по численности штата или лимит по стоимости основных средств для юрлиц).

Если доходы налогоплательщика превысят 150 млн. руб. или он перестанет соответствовать описанным выше критериям, то такое лицо вынуждено с начала того квартала, в котором случилось несоответствие критериям упрощенца, перейти на уплату налогов по ОСНО.

Какие виды УСН бывают

Одним из плюсов упрощенки является возможность выбора налоговой базы. Вариантов два:

Следует отметить, что в упрощенке используется кассовый метод. В отношении доходов это выражается следующим образом: увеличивают налогооблагаемую базу все поступления (которые соответствуют условиям, аналогичным с налогом на прибыль) независимо от того, состоялось их начисление в бухучете или нет. То есть налог уплачивается со всех авансов в том числе (но возвращенные авансы сторнируются в том периоде, когда возврат фактически произведен).

Расходы также обязательно должны быть оплачены, но при этом и фактически понесены и начислены в бухучете к моменту попадания в книгу учета доходов и расходов.

Как выбрать объект налогообложения при УСН

Для того, чтобы выбрать объект, с которого будет платиться налог, следует проанализировать свою деятельность и местное законодательство (регионы вправе вводить пониженные ставки единого налога).

Если у юрлица или предпринимателя совсем мало затрат, или затраты носят специфический характер и не уменьшают налоговую базу, то конечно лучше остановить свой выбор на объекте доходы.

Если у предприятия большие расходы, то следует, прежде всего, оценить их структуру. В случаях, когда налоговая прибыль для налога при УСН существенно ниже, чем сами доходы, то следует перейти на упрощенку с объектом «доходы за минусом затрат».

Менять налоговую базу можно не чаще раза в год. Для изменения объекта в инспекцию также подается уведомление до окончания календарного года. Никаких подтверждений из налоговой также нет необходимости ждать.

Налогоплательщик вправе выбрать любой вид упрощенки, но для некоторых лиц Налоговый кодекс предусматривает ограничение в выборе.

Налогоплательщики, которые осуществляют деятельность в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, могут применять упрощенку исключительно с объектом «доходы минус расходы».

Какие расходы на УСН снижают налогооблагаемую базу

Перечень расходов для снижения налогооблагаемой базы при упрощенке является закрытым. Это основное отличие от расходов по 25 главе НК РФ (для налога на прибыль принимаются и не упомянутые в кодексе, но экономически обоснованные затраты).

Перечень расходов на упрощенке приведен в ст. 346.16 НК РФ.

Особое внимание следует уделить расходам на амортизируемое имущество. По введенным в эксплуатацию основным средствам затраты принимаются в тот налоговый период, на который пришлись платежи. Или если объект был оплачен полностью до ввода в эксплуатацию, то в затраты он попадает в налоговом периоде, на который пришлось начало эксплуатации объекта. При этом действует такой алгоритм:

Квартал, в котором прошел платеж или состоялся ввод в эксплуатацию

Порядок разнесения затрат

1 квартал

По одной четверти от суммы расхода в каждом квартале до конца года

2 квартал

По одной трети от оплаченной стоимости основного средства или ее части в каждом квартале до конца года

3 квартал

По половине суммы расхода по основному средству в 3 и 4 квартале

4 квартал

Единовременно вся сумма оплаченной стоимости амортизируемого имущества относится на затраты

При выборе объекта налогообложения с уменьшением доходов на затраты снизить базу для расчета налога можно и на убытки прошлых лет, а также на сумму разницы между минимальным налогом и фактически исчисленным (если он получился меньше) за прошлые года.

Какие действуют для УСН ставки налога

Ставки для единого упрощенного налога установлены в ст. 346.20 НК РФ. Но федеральное законодательство определяет только коридор ставок, отдавая регионам право устанавливать конкретный размер самостоятельно.

Максимальная ставка для объекта «доходы» - 6%. Минимальная ставка для организаций - 1%. А для ИП, соответствующих критериям п. 4 ст. 346.20 НК РФ, - 0%.

Максимальная ставка для второго объекта налогообложения - 15%. Минимальная - 5%. Для крымчан и налогоплательщиков Севастополя процент может быть снижен и до 3. В отношении предпринимателей также ставка может быть снижена до 0% при соответствии условиям из п. 4 ст. 346.20 НК РФ.

Установлена также и ставка минимального налога - 1% от доходов.

Как посчитать налог УСН

Алгоритм расчета налога зависит от налоговой базы.

Сумма налога при объекте «доходы» считается как произведение размера доходов и соответствующей налоговой ставке. Но это не все.

Полученный налог можно уменьшить на:

Все вышеперечисленные суммы можно учесть при уменьшении налога только в пределах половины его суммы. А вот без такого ограничения налог можно снизить на:

Что касается объекта «доходы, сниженные на расходы», налог рассчитывается так:

(Доходы текущего периода - затраты текущего периода - убытки прошлых лет - разница между фактическим налогом и минимальным за предшествующий налоговый период) * ставка налога

Полученную сумму необходимо сравнить с величиной минимального налога, который составляет 1% от суммы доходов. Большая сумма и будет налогом за год.

В течение года каждый квартал уплачиваются авансовые платежи по налогу при любом объекте налогообложения. При этом при объекте «доходы минус расходы» при расчете авансовых платежей нельзя учесть убытки прошлых лет и разницу налога фактического и минимального. Авансовый платеж в данном случае составит только разницу между доходами и расходами, умноженную на ставку налога.

Минимальный налог на соответствующий КБК платится только по итогам года. Ранее для минимального налога был выделен отдельный код бюджетной классификации. Теперь код единый для авансовых платежей, основного и минимального налогов. Если осталась по прежним КБК переплата, то она может быть возвращена налогоплательщику либо зачтена в счет оплаты текущего налога по письму.

Срок для оплаты авансов по налогу - 25 число месяца, следующего за истекшим кварталом. Крайний срок для годового отчета и уплаты годового налога - конец марта для юрлиц и конец апреля для предпринимателей.

Нюансы перехода на упрощенку для ИП и организаций

Перейти с УСН можно на ОСН. Также перейти на УСН могут вновь созданные организации и открытие ИП.

Одним из существенных моментов, влияющих на решение о переходе на УСН с общего режима налогообложения, является необходимость восстановить НДС по тем объектам основных средств, нематериальных активов, товаров на складе и пр., которые на момент перехода остаются на балансе предприятия или ИП.

Сделать это необходимо в последнем квартале года, который предшествует началу применения УСН.

НДС восстанавливается по остаточной стоимости по балансу. На сумму восстановленного НДС можно уменьшить налогооблагаемую прибыль в том же отчетном периоде.

С НДС, который уплатили с авансов, полученных до перехода на УСН (при условии, что реализация состоится уже на упрощенке), согласно мнению чиновников следует поступить таким образом. Сумму НДС необходимо вернуть покупателю, а в декларации отразить эту сумму к вычету.

Также возможен переход с УСН доходы на УСН расходы. И наоборот. Сделать это можно с 1 января очередного календарного года. При этом для смены объекта налогобложения подается уведомление в ФНС в срок не позднее 1 января.

Плюсы и минусы УСН

В таблице обобщенно представлены положительные и отрицательные стороны этого спецрежима, что поможет вам в принятии решения о переходе на УСН.

Плюсы

Минусы

Более простой налоговый учет

Налог платится даже при убытке (если есть хоть какой-то доход)

Освобождение от основных налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество)

Перед переходом необходимо восстановить НДС, что может привести к существенным экономическим потерям

Возможность выбрать объект обложения налогом самостоятельно

Закрытый перечень расходов

Декларация подается раз в год

Не все предприятия и ИП вправе применять упрощенку. Есть ограничения.

Есть льготы по страховым взносам для упрощенцев с определенными видами деятельности

Контрагенты не смогут возмещать НДС по приобретенным у упрощенца товарам, услугам и т. д.

Каков порядок ваших действий по уплате УСН? В какие сроки необходимо перечислять налог? Как составить платежное поручение на уплату?

 

Если в качестве своей формы налогообложения вы избрали УСН, то вам необходимо быть в курсе алгоритма действий при его уплате. Сейчас и разберемся в последовательности шагов при уплате данного налога.

Шаг 1

Чтобы понимать какую сумму вам необходимо уплатить, надо рассчитать налог за отчетный период. Согласно статье 346.19 НК РФ отчетным периодом признается 1 квартал, далее полугодие, затем 9 месяцев и год.

Если вы выбрали в качестве объекта налогообложения полученные доходы, то исчислять УСН будете по ставке 6% в соответствии с положениями статьи 343.2 НК РФ (пункт 1) . Так как налоговый период для УСН - это календарный год, то по истечении каждого квартала исчисляются и уплачиваются авансовые платежи. Они рассчитываются с суммы полученных за означенный период доходов (с нарастающим итогом) за минусом уплаченных авансовых платежей по налогу.

Рассчитаем налог к уплате по отчетным периодам на примере. Допустим, за первый квартал доходы - 200 000 рублей, за второй - 180 000 рублей, за третий - 220 000 рублей, за четвертый - 210 000 рублей.

УСН к уплате 1 квартал = 200 000 * 6% = 12 000 рублей
УСН к уплате 2 квартал = (200 000 + 180 000) * 6% - 12 000 = 10 800 рублей
УСН к уплате 3 квартал = (200 000 + 180 000 + 220 000) * 6% - 12 000 - 10 800 = 13 200 рублей
УСН к уплате за год = (200 000 + 180 000 + 220 000 + 210 000) * 6% - 12 000 - 10 800 - 13 200 = 12 600 рублей

В том случае, если ИП работает без наемных сотрудников, то он может уменьшить еще в каждом отчетном периоде налог к уплате на сумму уже внесенных страховых взносов в сответствии со статьей 346.21 (пунк 3.1) НК РФ .

Если вы выбрали в качестве объекта налогообложения полученные доходы за минусом расходов, то исчислять УСН будете по ставке 5-15% в соответствии с положениями статьи 343.2 НК РФ (пункт 2) . Так как налоговый период для УСН - это календарный год, то по истечении каждого квартала исчисляются и уплачиваются авансовые платежи. Они рассчитываются с суммы полученных за означенный период доходов (с нарастающим итогом) за минусом расходов и уплаченных авансовых платежей по налогу.

Рассчитаем налог к уплате по отчетным периодам на примере. Допустим, за первый квартал доходы - 200 000 рублей и расходы 100 000 рублей, за второй - 180 000 рублей и расходы 100 000 рублей, за третий - 220 000 рублей и расходы 100 000 рублей, за четвертый - 210 000 рублей и расходы 100 000 рублей.

УСН к уплате 1 квартал = (200 000 - 100 000) * 15% = 15 000 рублей
УСН к уплате 2 квартал = (200 000 - 100 000 + 180 000 - 100 000) * 15% - 15 000 = 12 000 рублей
УСН к уплате 3 квартал = (200 000 - 100 000 + 180 000 - 100 000 + 220 000 - 100 000) * 15% - 15 000 - 12 000 = 18 000 рублей
УСН к уплате за год (200 000 - 100 000 + 180 000 - 100 000 + 220 000 - 100 000 + 210 000 - 100 000) * 15% - 15 000 - 12 000 - 18 000 = 16 500 рублей

Шаг 2

Теперь нужно заполнить платежный документ на рассчитанную сумму налога по итогам отчетного периода.

Помощь в подготовке платежного документа вам окажет сайт ФНС. Надо зайти в раздел «Электронные услуги для ИП или ЮЛ » и набрать подраздел «Заплати налоги». Далее выбираем функционал «Заполнить платежное поручение». Теперь нужно последовательно заполнять все требуемые сервисом графы. Сначала вводим код своей ИФНС, далее выбираем нужное нам ОКАТО по месту нахождения ИП или ЮЛ из представленного списка.

Потом последует выбор: платежный документ (квитанция) или платежное поручение. В первом случае вы сможете совершить уплату в любом отделении банковского учреждения, осуществляющем рассчетно-кассовое обслуживание физлиц. А во втором варианте вы сможете перечислить налог со своего расчетного счета (при его наличии). Для квитанции потребуется выбрать:

  • Тип платежа - уплата налога
  • Ввести КБК -
  • Статус лица - 09 налогоплательщик ИП;
  • Адрес;
  • Сумму налога.

После заполнения всех граф вам представится возможность распечатать квитанцию, с ней можно идти в банк и вносить деньги. Для платежки потребуется выбрать:

  • Тип платежа - АП (авансовый платеж) при оплате с первого по третий квартал УСН или НС (уплата налога) при оплате за год УСН;
  • Ввести КБК - 18210501011011000110 (для УСН доходы) или 8210501021011000110 (для УСН доходы минус расходы);
  • Статус лица - 09 (налогоплательщик ИП) или 01 (налогоплательщик ЮЛ);
  • Основание платежа - ТП (текущие платежи);
  • Налоговый период - КВ (квартальный платеж) и выбираете квартал и год, за который платите налог;
  • Дату платежного поручения;
  • Очередность -03;
  • Ввести реквизиты ИП или ЮЛ;
  • Сумму налога.

После заполнения всех граф вам представится возможность распечатать платежное поручение, с ним можно идти в свой банк. Теперь в вашем распоряжении подробное руководство по уплате УСН.

Именно от выбранной системы налогообложения зависит объем бухгалтерских документов, предоставляемых ООО. При общей системе налогообложения можно совмещать ее с ЕНВД, а при упрощенной системе – эти два вида документации должны вестись отдельно.

Плюсы и минусы УСН

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который распространяется на субъекты малого и среднего бизнеса. Целью УСН является упрощение ведения и налогового учета и бухгалтерии на предприятии.

Упрощенная система намного проще общей, так как в этом случае объемы документации уменьшаются, что особенно удобно для малого бизнеса. Лучше всего, если УСН была выбрана сразу по созданию предприятия и регистрации юридического лица.

Система УСН позволяет малому предпринимателю не выплачивать следующие налоги:

  1. НДФЛ.
  2. Налог на имущество.

Организации могут не платить такие налоги:

  1. На имущество.
  2. На прибыль (касается той прибыли, которую предприниматель получает от занятия данной деятельностью).

Вместо всех этих налогов, организация или индивидуальный предприниматель может выплачивать только один доход, сумма которого рассчитывается на основе всех вышеперечисленных.

Условия применения УСН

При регистрации, каждая фирма автоматически относится к общей системе налогообложения. Однако, сразу после регистрации, владелец может подать письменное заявление в налоговую службу с просьбой сменить общую систему на упрощенную.

Нельзя применять УСН таким организациям:

  1. Фирмы, у которых есть филиалы.
  2. Страховые компании.
  3. Банковские организации.
  4. Пенсионные и инвестиционные фонды с государственной поддержкой.
  5. Компании на рынке акций и ценных бумаг.
  6. Юридические организации, адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой.
  7. Компании, связанные с игорным бизнесом.

Налогообложение ООО при упрощенке

При УСН на предприятии предусмотрено ограничение на количество рабочих мест, так как эта система разрешена только малым предпринимателям. При этом финансовая отчетность и бухгалтерский учет упрощены.

Всего предприятие с УСН должно выплачивать два налога – налог на доход и налог на доход, уменьшенный на величину расхода.

В первом случае предприятие оплачивает только 6% от всего дохода, во втором – от 5 до 15% от дохода, из которого вычтен расход. То есть это налог на прибыль.

Юридическое лицо, находящееся на УСН, освобождается от многих видов налогов, например:

  1. Налог на добавленную стоимость.
  2. На промысел.
  3. Коммунальный налог.
  4. Сбор на пенсионное страхование.
  5. Взносы в фонд социальной защиты инвалидов, а также в фонд занятости и труда.
  6. Налог на землю и т. д.

Главный плюс упрощенной системы налогообложения, которую также называют единый налог именно в сокращении числа налогов. Именно поэтому многим крупным и средним предприятиям намного выгоднее пользоваться этой системой.

Наряду с очевидным преимуществом, можно выделить и существенный минус – при выборе объекта налогообложения «прибыль», в отчетности необходимо отражать расходы фирмы, что делает ведение документации более дорогостоящим.

Какой объект налогообложения при УСН выбрать?

Выбирая, откуда будет сниматься налог – с дохода или дохода с учетом расхода, следует обратить внимание на такие факторы:

  1. Размер дохода.
  2. Размер расхода.
  3. Примерный размер страховых взносов в пенсионные и другие государственные фонды.

Кроме того, выбирая объект следует учитывать и затратность деятельности фирмы. Например, владельцам малого бизнеса с небольшими издержками предпочтительнее будет выбрать вариант «доходы минус расходы». Этот вариант больше подойдет магазинам, в частности интернет — торговле, которые имеют постоянные крупные расходы.

Объект налогооблажения «доходы» подойдет компаниям, которые занимаются ремонтом, строительством или арендой, то есть имеют очень малые расходы. Кроме того, документация в этом случае будет оформляться намного проще. Преимущество данного объекта в том, что налог может быть уменьшен на сумму взносов в фонды страхования и занятости, но не более чем на половину.

Минус этого вида УСН – необходимость платить фиксированный налог даже в том случае, если фирма сейчас не имеет никаких доходов.

Смена объекта налогоблажения при УСН необходимости проводится в начале следующего года или с начала налогового периода. Предварительно должен быть оповещен налоговый орган.

Отчетность ООО на УСН

Любой предприниматель, независимо от выбранного объекта налогообложения, должен каждый налоговый период сдавать отчетность в фонд социального страхования, а также документацию по итогам налогового и отчетного периодов.

В Фонд социального страхования предоставляются:

  1. Ведомость по средствам Фонда.
  2. Подтверждение вида деятельности компании.

По итогам отчетного периода готовятся следующие документы:

  1. Расчет платежей по взносам в пенсионный фонд.
  2. Расчет платежей по земельному налогу.
  3. Декларация по НДС.

По итогам налогового периода сдаются:

  1. Сведения о штате сотрудников.
  2. Документы в пенсионный фонд.
  3. Декларации НДС.
  4. Сведения о доходах сотрудников.
  5. Декларации по земельному, единому и транспортному налогу.

Ведение бухгалтерии ООО на УСН

Каждая фирма имеет собственный бухгалтерский отчет, однако в настоящее время его порядок законодательством не установлен. При этом считается, что организации, работающие на едином налоге не обязаны предоставлять бухгалтерские отчеты и документацию и вообще могут ее не вести. На деле же эта льгота не действует.

Бухгалтерскую документацию обязаны предоставлять фирмы с УСН и ЕНДВ, компании, занимающиеся выплатой дивидендов, акционерные общества, а также организации, связанные с лицензированием и патентами. В прошлом году бухгалтерские отчеты требовали уже от всех организаций с УСН, независимо от рода деятельности.

То есть упрощенная система налогообложения позволяет сократить расход времени на ведение документации, однако полностью не исключает ее. Преимущество такой системы для небольших предприятий очевидно – расход предпринимателя на налоги снижается в несколько раз, так как число налогов сокращено. Недостатки – ограниченное количество рабочих мест и затраты на документацию при объекте налогообложения «доход минус расход».

Упрощенная система налогообложения для ООО - один из вариантов налогообложения для небольших фирм, позволяющий снизить налоговое бремя и упростить бухгалтерский учет. Кто вправе применять спецрежим? Какие ограничения существуют? Каковы особенности УСН с объектом налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы"? Когда можно перейти на УСН? Эти и другие особенности УСН для ООО рассматриваются в данной статье.

Какие фирмы могут применять УСН

Возможность применения упрощенной системы налогообложения ограничена рядом условий:

  • средняя численность персонала фирмы за налоговый период должна быть не более 100 человек;
  • доля участия в ООО других юридических лиц не должна превышать 25%;
  • ООО не должно иметь филиалы и заниматься каким-либо из перечисленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ видов деятельности;
  • остаточная стоимость основных средств ООО должна быть не более 150 млн руб.;
  • величина дохода за 2018 год не должна превысить 150 млн руб., если ООО уже работает на УСН; если же организация планирует перейти на упрощенку с 2019 года, то ее доходы за 9 месяцев 2018 года не должны быть больше 112,5 млн руб.

Подробнее об ограничениях для данного спецрежима читайте

Как работает ООО на упрощенке

Применять УСН можно либо с даты регистрации ООО в текущем году, либо с начала любого календарного года. О намерении работать на упрощенке необходимо уведомить налоговую инспекцию. В первом случае — в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, во втором — не позднее 31 декабря предшествующего года. Нарушение срока подачи уведомления о применении УСН приведет к невозможности его применения (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Изменить систему налогообложения можно будет только со следующего календарного года. Исключением будет ситуация, если в текущем году ООО выйдет за пределы ограничений, установленных для применения УСН.

Бухгалтерский и налоговый учет при УСН осуществляется выбранными ООО способами, закрепленными в учетной политике. Методы бухучета устанавливаются законом о бухгалтерском учете и действующими ПБУ, а налоговые методы — гл. 26.2 НК РФ. Это неизбежно приводит к различию в ведении двух видов учета. При разработке учетной политики ООО вправе выбрать те способы учета, которые сгладят эти различия.

ООО на УСН может вести бухучет так же, как и при ОСНО. Однако в связи с тем, что применяющие УСН фирмы чаще всего являются субъектами малого предпринимательства, они вправе использовать упрощенные способы бухучета:

  • полный упрощенный бухучет, похожий на учет ОСНО, но разрешающий неприменение некоторых ПБУ, использование сокращенного плана счетов и упрощенных регистров учета;
  • сокращенный упрощенный бухучет, ограничивающийся ведением книги учета фактов хозяйственной деятельности, но с применением способа двойной записи операций в ней;
  • простой упрощенный бухучет — ведение книги учета фактов хозяйственной деятельности без применения способа двойной записи.

ООО, являющемуся субъектом малого предпринимательства, необходимо также выбрать вариант составления бухгалтерской отчетности - полный или сокращенный.

Варианты налогообложения для УСН

Что делать, если нужно сменить объект налогообложения, рассказывается в материале «Как сменить объект налогообложения при УСН» .

Налоговый период при УСН — год, и отчетность по налогу (декларация) ООО сдает 1 раз (за год) до 31 марта года, следующего за отчетным. При этом в течение года ежеквартально начисляются авансовые платежи, которые уплачиваются до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Окончательный расчет по налогу по данным декларации, в которой учитываются уплаченные авансовые платежи, производится до 31 марта года, следующего за отчетным. Расчет авансовых платежей и заполнение декларации по УСН осуществляются на основании данных книги доходов и расходов, служащей налоговым регистром при УСН.

Налогообложение ООО на упрощенке 15 процентов

При объекте «доходы минус расходы» начисление налога производится от базы, представляющей собой разницу между фактически полученными доходами и оплаченными (документально и экономически обоснованными) расходами. При этом перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, и способы их учета для целей налогообложения строго регламентированы (ст. 346.16 и 346.17 НК РФ).

Налог, уплачиваемый при УСН «доходы минус расходы», не должен быть менее 1% от полученной выручки. Даже если по итогам работы получен убыток, фирма должна уплатить этот минимальный налог. Однако такой убыток может быть учтен в дальнейших периодах.

Особенности упрощенки 6 процентов для ООО

При объекте «доходы» ставку 6% применяют к фактически полученным доходам. Расходы при расчете налога не учитываются никак, в книге доходов и расходов они отражаются по желанию налогоплательщика. При УСН 6% ограничений по минимальной сумме налога нет, и при отсутствии выручки налог не уплачивается.

Сумму налога, исчисляемую при УСН «доходы», можно уменьшить на суммы фактически оплаченных в отчетном периоде платежей в фонды, расходов на оплату больничных за счет работодателя, торгового сбора, но не более чем на 50%.

Итоги

Если компания удовлетворяет условиям применения УСН, она может подать заявление о переходе на эту систему налогообложения, указав объект налогообложения: «доходы минус расходы» или доходы. В случае нарушения срока подачи уведомления о переходе на УСН применение этой системы будет невозможно. Ставки налога регулируются законами субъектов, но в любом случае они должны быть в пределах 5-15% для объекта «доходы минус расходы» и 1-6% для объекта «доходы». Плательщики УСН раз в году представляют декларацию и уплачивают ежеквартальные авансовые платежи.

Применение УСН не отменяет для юридических лиц ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. По какой форме, полной или упрощенной, будет вестись учет и представляться отчетность, ООО определяет самостоятельно в своей учетной политике.