Что относится к иным межбюджетным трансфертам. Формы межбюджетных трансфертов

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и основе без установления направлений и (или) условий их использования. До 1994 г. финансовая помощь оказывалась из федерального бюджета эпизодически. Начиная с 1994 года регионам оказывается финансовая помощь в форме нормативно-долевых дотаций за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Получаемые регионами платежи часто называют трансфертами.
С 1994 г. появились новые правила. В 1994 г. в федеральном бюджете впервые был образован фонд для поддержки регионов. Все субъекты РФ были разделены на 2 группы:
получатели финансовой помощи (реципиенты);
доноры.
В 1994 г. 39 из 89 субъектов РФ получили финансовую помощь.
Эти 39 субъектов были разделены на 2 группы:
нуждающиеся в финансовой поддержке;
особо нуждающиеся (например, Омская область).
В 1995 г. получателей финансовой помощи стало 66, в 1996 г. – 81, а в 2002 г. – 67 субъектов РФ. С 1998 г. дотации предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности региона.
Для предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ формируется Фонд финансовой поддержки регионов, существующий с 1994 г., который с 2005 г называется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.


Расходы

Межбюджетные трансферты

Дотации бюджетам субъектов РФ

Выравнивание бюджетной обеспеченности
ФФП

В настоящее время его цель - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Критерий оказания финансовой помощи – необходимость достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
Примеры стандартов, на основе которых рассчитывается минимальная бюджетная обеспеченность:
по оплате труда:
минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
в области образования:
170 плановых студентов на 10000 населения;
норматив наполняемости класса – 25 человек.
Нормативы жилищно-коммунального хозяйства:
федеральный стандарт социальной нормы площади жилья:
33 общей площади на одинокого гражданина;
42 на семью из 2х человек;
18 n, где n – количество членов семьи (на семью из 3х человек и более).
Например, если один гражданин проживает на 50 , то на 33 государство платит дотации, а 17 полностью оплачивает гражданин.
федеральный стандарт уровня платежей:
в 2006 г. мы должны оплачивать 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг;
федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных доходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг:
в 2003 г. – 21%.
Если в совокупном доходе семьи доля оплаты жилищно-коммунального хозяйства составляет величину меньшую этой доли (стандарта), то семья не имеет право на субсидию, а если большую, то имеет право. На региональном уровне создаются аналогичные фонды поддержки муниципальных образований с аналогичными критериями и условиями получения финансовой помощи. Например, в областном бюджете Омской области создается фонд поддержки муниципальных образований.

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов, который с 2008 г. объединяет фонд софинансирования социальных расходов и фонда регионального развития.


Расходы

Межбюджетные трансферты

Субсидии бюджетам субъектов РФ
Фонд софинансирования

Примеры субсидий:
Развитие и поддержка социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Мероприятия в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации
Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство
Содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также оплата труда приемного родителя
Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи

В рамках межбюджетных трансфертов с 2000 г формировался Фонд развития региональных финансов (ФРРФ), предназначенный для финансового оздоровления регионов. Из него получали помощь те регионы, которые эффективно проводили экономические реформы, соблюдая Кодекс лучшей практики. Отличительная черта – могут получать не только реципиенты, но и доноры из этого фонда. С 2008 г. такие регионы будут получать субсидии в рамках следующей структуры расходов федерального бюджета

В настоящее время большое внимание уделяется возможности использования субъектами РФ уже апробированных в мировой практике методов и инструментов в области управления бюджетными средствами. Этой цели способствует «Кодекс лучшей практики» - документ МББР, разработанный в соответствие с проектом «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» и представляющий кодифицированный свод методов, являющихся стандартами качества в данной области. Главная цель Кодекса лучшей практики - способствовать повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. В то же время документ носит рекомендательный характер. Он включает в себя наиболее совершенные инструменты управления, способствующие достижению наибольшей эффективности использования региональных и муниципальных финансов, при соблюдении всех необходимых законодательных норм и правил. Был использован опыт стран:

Характеристики стран, чей опыт в применении стандартов лучшей практики использовался при составлении обзора

Страна Численность населения, тыс. чел Площадь, тыс. км2 Кол-во уровней власти Кол-во региональных органов власти Кол-во местных органов власти
Аргентина 37 385 2 767 3 23 1 617
Австралия 19 358 7 687 3 8 769
Бельгия 10 259 31 3 3 589
Канада 31 593 9 976 3 12 около 5 000
Франция 59 551 547 4 26 провинций,
96 департаментов
36 772
Германия 83 030 357 3 16 14 915
Австрия 8 151 84 3 9 2 355
Индия 1 029 991 3 288 3 35
Италия 57 680 301 4 20 регионов,
103 провинции
8 104
Япония 126 772 378 2 47 3 000
Мексика 101 879 1 973 3 32 2 443
Новая Зеландия 3 864 269 2 12 74
Норвегия 4 503 324 3 19 435
Дания 5 353 44 3 14 275
Швеция 8 875 450 3 24 286
Испания 40 038 505 3 17 50 провинций, 8097 муни-ципалитетов

«Лучшая практика» требует, чтобы:
Субфедеральные бюджеты были всегда сбалансированы. Дефицит бюджета в любом виде обычно не допускается (является незаконным)- особенно в Великобритании, Франции, Германии
Все привлеченные средства расходовались только на инвестиционные цели, а не шли на текущие расходы или рефинансирование старых обязательств,
Дефицит текущего бюджета не допускается в любом случае.
Совокупный) объем новых заимствований должен быть меньше, чем инвестиционные расходы
Обслуживание долга (как процентов, так и валовой основной суммы долга) должно покрываться за счет текущего бюджета. Весь объем платежей по обслуживанию долга покрывался за счет будущих доходов (а не новых заимствований или ликвидации активов)..
Все данные бюджетной отчетности подлежат контролю и проверке аудитором, независимым от администрации, которая исполняет данный бюджет.

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций
Субвенции из фонда компенсаций. Фонд компенсаций в федеральном бюджете существует с 2001г., – для выплаты детских пособий в регионах. С 2005 г. цель фонда - предоставление субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и (или) Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.


Расходы

Межбюджетные трансферты

Субвенции субъектов РФ
Фонд компенсаций

Объем для каждого субъекта РФ определяется пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в субъектах РФ.
Примеры субвенций:
Обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России"
Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью
Обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений

Законодателем в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов выделена такая форма трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета как «иные межбюджетные трансферты»

Стоит заметит, что в предыдущих редакциях БК РФ такой формы предусмотрено не было.

Такую форму трансфертов можно охарактеризовать как безвозмездную и безвозвратную.

Таким образом, к иным формам следует отнести, например, трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований, а так же трансферты, направляемы в адрес закрытых административно - территориальных образований.

Примером иных межбюджетных трансфертов, являются выделение субвенций для финансирования дополнительных расходов муниципального образования, в случае предоставления ему статуса наукограда. Бюджетный кодекс Российской Федерации Статья №132.1. 9

Глава 2. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся:

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

2. Субсидий местным бюджетам;

3. Субвенции местным бюджетам;

4. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей;

6. Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

7. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Анализируя положения ст. 135 БК РФ можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Другие формы межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

2.1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: -- Москва, Юрайт, 2008 г.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях. Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти. В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта. Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.

Понятие и его экономический смысл

Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства. Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Формы трансфертов

В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

  1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
  2. Субсидии федеральным бюджетам.
  3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
  4. Субвенции субъектам РФ.
  5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

Дотации

Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.

Субсидии

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Субвенции

Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.

Виды иных межбюджетных трансфертов

Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами. Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер. К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

Из местных бюджетов

Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

  • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
  • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
  • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
  • Иные трансферты.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

Нормативно-правовая база

Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Выводы

Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

  • Применение блочных трансфертов.
  • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
  • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
  • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются:

Субвенции

субсидии

Бюджетный кредит -- форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда -- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Субвенция -- фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субвенций и субсидий, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Субъект Российской Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

ставить государственных служащих, финансируемых за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учётом региональных коэффициентов заработной платы);

предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов бюджета субъекта Российской Федерации;

предоставлять государственные гарантии субъекта Российской Федерации в размере, превышающем 5 процентов расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:

ставить муниципальных служащих, финансируемых за счёт средств местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации (с учётом региональных коэффициентов заработной платы);

предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов местного бюджета;

предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5 процентов расходов местного бюджета.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (ст. 129)

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и иных дотаций и субсидий (ст. 131,132 БК РФ);

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций;(ст. 133)

финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации

Бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ

В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.

Органам гос. власти РФ и органам местного самоуправления межбюджетные трансферты выделяются из ФБ в том случае, если указанные органы соблюдают бюджетное законодательство РФ и законодательство о налогах и сборах.

Помимо этого бюджетам субъектов также могут предоставляться бюджетные кредиты из ФБ. Такие кредиты предоставляются только в том случае, если отсутствует просроченная задолженность перед ФБ. Не допускается использование бюджетных кредитов для кредитования юридических лиц. В случае несоблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов Минфин вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций. Из ФБ бюджетам субъектов кредиты могут предоставляться на срок до 1 года, в объеме, утвержденном Фед. Законом «О Фед. Бюджете на очередной финансовый год» этим же законом устанавливается процентная ставка по ним

Если субъект не погасил в установленный срок, предоставленный из ФБ бюджетный кредит, то остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы, пени, погашается, как за счет дотаций из Фед. Фонда фин. поддержки, так и за счет отчислений от Фед. налогов и сборов.

Кроме того предоставляются кредиты на покрытие временных кассовых разрывов. Причиной возникновения временных кассовых разрывов может стать сезонный характер необходимых фин. затрат, либо сезонный характер поступлений из доходных источников. Отличительная особенность данного вида финн. Поддержки в том, что эта форма не используется на стадии формирования бюджета, а только на стадии его исполнения. Срок возврата средств устанавливается соглашением между Минфином и субъектом и не может превышать 6 месяцев в пределах одного фин. года.

При получении субъектом Российской Федерации финансовой помощи в объёме, превышающем 50 процентов расходов его консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта Российской Федерации проводится в обязательном порядке.

Проверку бюджета субъекта Российской Федерации могут проводить контрольный орган Министерства финансов, Счётная палата Российской Федерации.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации выделена целая глава, посвященная межбюджетным трансфертам (гл.16 «Межбюджетные трансферты»).

Межбюджетные трансферты -- это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. ст. 6 БК РФ 2015 г.

Являясь важной частью бюджетной системы, межбюджетные трансферты выполняют такие функции, как:

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ или муниципальных образований и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору гос услуг на всей территории;

Компенсация бюджетам, находящимся на нижних уровнях системы, затрат, связанных с финансированием мероприятий общенационального значения, если недостаточно собственных поступлений в бюджет;

Устранение горизонтальных диспропорций между бюджетами, позволяющих решить некоторые проблемы социальной обеспеченности, для повышения уровня жизни населения;

Стимулирование местных властей к усилению налогового потенциала;

Снижение социальной напряженности в регион, стимулирование экономического роста.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Следует отметить, что сам процесс «возмещения расходов на услуги общенационального назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что чаще всего приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

Следует отметить, что при составлении статистики бюджета по всем бюджетам бюджетной системы РФ межбюджетные трансферты консолидируются, т.е. исключаются одновременно из доходов бюджетов-получателей межбюджетных трансфертов и из расходов бюджетов, за счет средств которых эти трансферты были предоставлены. Межбюджетные трансферты играют важную роль во взаимоотношениях между различными уровнями органов государственного управления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Энциклопедия статистических терминов. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются:

Дотации;

Субсидии;

Субвенции;

Иные межбюджетные трансферты;

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов;

Бюджетный кредит.

Рассмотрим каждый из них более развернуто.

Дотации -- это нецелевые направления бюджетных средств, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделяются в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня (для сбалансирования доходов и расходов). Предоставляются по решению представительного органа власти, подкрепленного юридическим актом.

Субсидии - бюджетные средства (межбюджетные трансферты) предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии предполагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. При этом право собственности на субвенционно финансируемый объект (проект, программу и т. п.) не изменяется. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132 БК РФ).

Субвенции - это форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (ст. 133 БК РФ).

Дотации, субвенции и субсидии объединяет их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Крохина А. Ю, «Финансовое право России» 4-ое изд. перераб. и доп. , НОРМА, Москва 2011.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Он предоставляется из федерального бюджета и не более чем на год, что отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов. Его объем определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений.

Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов РФ от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

Формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективных решений и индивидуальных согласований;

Четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем социально-экономической жизни регионов;

Отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;

Расширение налоговых полномочий субъектов РФ в рамках единого налогового пространства;

Внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи субъектам РФ;

Усиление контроля за целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов.

Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Выделяют три основные задачи данного инструмента:

Компенсация внешних эффектов, возникающих в виде перелива выгод от деятельности властей одного административно-территориального образования в другие административно-территориальные образования;

Выравнивание доходов субнациональных бюджетов;

Устранение недостатков налоговой системы.

Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании ст. 146 БК РФ, согласно которой в бюджеты Пенсионного фонда РФ (далее -- ПФР), Фонда социального страхования (далее -- ФСС), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее -- ФФОМС) в числе прочих подлежат зачислению межбюджетные трансферты из федерального бюджета; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются межбюджетные трансферты из ФФОМС, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.