Бавижев А.У. Экономическая политика государства

Характеристика основных видов экономической политики государства.

Экономическая политика - это по­ведение государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

Регулярную экономическую политику можно представить в виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объектив­ных трудностей, - политические действия, включающие оцен­ку трудностей, принятие решений их законодательное утвер­ждение - экономический эффект, т.е. ответная реакция рын­ки, экономических агентов. Само собой разумеется, что вре­менные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуника­ций, деловой активности людей и т.д.

Основные направления государственного вмешательства в экономику:

1. Цель монетарной политики заключается в обес­печении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денеж­но-кредитной политики, которые осуществляются довольно медлен­но, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изме­нение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указан­ная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т. п.

В мировой экономической практике используются следующие инст­рументы регулирования денежной массы в обращении:

□ операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначей­ских ценных бумаг;

□ политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

□ изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

2. Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям) , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

3. Социальная политика – экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной поли­тике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления националь­ного богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, v в этом смысле в социальной политике концентрируются цели эко­номического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социаль­ной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономиче­ского роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной эко­номической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая сту­пень экономического развития, тем выше требования к людям, обес­печивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическо­му и нравственному развитию. В свою очередь, это требует даль­нейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономи­ческой деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную вза­имозависимость современного мира, можно говорить о межгосудар­ственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической от­сталости групп стран или даже континентов).

4. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наук и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

5. Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.6. В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики.7. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным последствиям.8. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах. Экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах или программах, но и текущими решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику .

Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо гарантированных ресурсных возможностях, позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике , характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, равный примерно году или даже нескольким месяцам.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределения государственных ресурсов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента.

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предоставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.

Виды экономической политики:

1). Фискальная (финансово-бюджетная). Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую политику и политику доходов и расходов. Она проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению. Ее главная задача состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

2). Монетарная (кредитно -денежная) экономическая политика. Монетарная политика - регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены. Эта политика преследует цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Целевые задачи монетарной политики - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, поддержание покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

3). Структурно-инвестиционная политика. Действия государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. Проводимая государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более полного удовлетворения потребностей населения страны, использование прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости и военной безопасности, достижение других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая (инновационная политика), ориентированная на использование в экономике достижений НТП, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых значительно сужается. Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика поддержки и развития этих отраслей. Структурная политика тесно связана и образует единое целое с инвестиционной политикой, направленной на изыскание источников инвестиций и установлений рациональных областей их использования.

4). Социальная политика. Она ориентирована на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, демографическая политика, направленная на регулирование численности, структуры, расселения граждан, а также миграционная политика, призванная воздействовать на перемещение населения, иммиграцию и эмиграцию.

5). Региональная политика. Ее цель - достичь рационального размещения производительных сил, межрегионального обмена товарами и услугами, гармоничного развития экономики регионов страны. В региональную политику входит налаживание федеративных отношений между федерацией и ее субъектами, оказание содействия отдаленным, депрессивным регионам.

6). Институциональная политика. Это проводимые государством меры, действия по устранению устаревших и формированию новых экономических институтов, т.е. элементов экономической и социальной структуры, характеризующих устройство, формы и способы регулирования хозяйственных процессов.

7). Внешнеэкономическая политика. Она распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль .

Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимально правовой и социальной защищенности личности.

Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.

Основные цели социально-экономической политики государства:

Экономический рост . Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества, повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благосостояния и социальной защиты граждан.

Полная занятость . Все желающие трудиться обеспечиваются работой и возможностью зарабатывать необходимый доход. Общество избавляется от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов.

Экономическая эффективность . Все хозяйственные ресурсы общества применяются с максимальной отдачей.

Экономическая свобода. Максимальная свобода для всех участников хозяйственных отношений - свободу предпринимательства, свободный выбор экономических партнеров и т.д.

Обеспечение нетрудоспособных. Всем нетрудоспособным и престарелым, а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен быть обеспечен достойный человека образ жизни.

Стабильный уровень цен. Общий взлет цен (инфляция) и резкое их падение (дефляция) нарушают нормальный ход развития экономики и не обходятся без негативных последствий.

Баланс во внешних связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, благоприятные условия для развития отечественного производства, прочность позиций в различных отношениях (торговых, денежных и др.) с иностранными государствами .

В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

Экономическая политика – это курс действий, который призван контролировать поведение экономики. Обычно экономическая политика осуществляется и устанавливается правительством страны. Примеры экономической политики включают в себя решения о 1) государственных расходах и налогообложении, 2) перераспределении доходов от богатого населения бедному и 3) росте денежной массы. Эффективность экономической политики можно оценить одним из двух способов, известными как позитивная и нормативная экономика.

Позитивная и нормативная экономика

Позитивная экономика пытается описать, как работает экономика и экономическая политика, не прибегая к оценочным суждениям о том, какие результаты являются лучшими. Отличительной особенностью позитивных экономических гипотез является то, что они могут быть протестированы , а затем подтверждены или отвергнуты. Например, гипотеза о том, что увеличение предложения денег ведет к росту цен относится к сфере позитивной экономики, потому что ее можно проверить, изучив данные о предложении денег и уровне цен.

Нормативная экономика включает использование оценочных суждений для определения поведения экономики и экономической политики. Следовательно, нормативные экономические гипотезы не могут быть проверены. Например, гипотеза о том, что уровень инфляции слишком высок относится к сфере нормативной экономики, поскольку он основан на оценочном суждении и поэтому не может быть проверен, подтвержден или опровергнут. Неудивительно, что большинство разногласий среди экономистов относятся к нормативным экономическим гипотезам.

Цели экономической политики

Цели экономической политики состоят из оценочных суждений о том, какую именно экономическую политику следует проводить и, следовательно, подпадают под категорию нормативной экономики. Хотя имеются много разногласий относительно соответствующих целей экономической политики, некоторые из них, по-видимому, имеют широкое, хотя и не всеобщее признание. Широко распространенные цели включают:

Экономический рост: экономический рост означает, что доходы всех потребителей и фирм (после учета инфляции) со временем увеличиваются.

Полная занятость: Цель полной занятости заключается в том, что каждый человек , являющийся частью рабочей силы и имеющий желание работать, может найти работу.

Ценовая стабильность: целью стабильности цен является предотвращение резкого неконтролируемого роста общего уровня цен, известного как гиперинфляция, а также снижение общего уровня цен, известного как дефляция .

Цели экономической политики достигаются путем грамотного проведения бюджетной и монетарной политики.

Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.

Бюджетная регулирование – это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.

Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.

Налоговое регулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.

Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.

Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.

Экономическая функция - использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.

Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики . Целями КДР являются:

Безынфляционная экономика,

Поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,

Обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,

Устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).

Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:

Предотвращение оттока капитала

Укрепление платежного баланса

Сохранение стабильности валютного курса.

Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Валютный курс - это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:

Взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;

Сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;

Периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

Факторы , влияющие на валютный курс:

Покупательная способность денег,

Темп инфляции;

Уровень процентных ставок;

Состояние платежного баланса;

Степень использования национальной валюты в международных расчетах;

Государственное регулирование валютного курса;

Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.

Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой .

Валютный паритет - соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

Валютная корзина - это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:

1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.

2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.

Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.

Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.

Это проявляется в использовании:

    расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов;

    процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции.

Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

Устойчивый рост национального производства;

Поддержание эффективного размера занятости;

Стабилизацию уровня цен;

Обеспечение внешнеторгового баланса.

В зависимости от конкретных объектов гос. регулирования гос-во проводит необходимую экономическую политику.

Основные виды эк. политики:

Антицикличекая;

Структурная: формирование современной прогрессивной и эффективной структуры НЭ;

Амортизационная;

Инвестиционная;

Науч.техническая и информационная;

Фискальная;

Монетарная;

Ценовая;

Внешнеэк-кая;

Социальная;

Конкурентная;

Региональная;

Экологическая.

8.Государственные институты и механизм регулирования НЭ.
Традиционно различают 3 вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную.
Система органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием страны включает центральные и местные органы.
Центральные органы гос власти и управления :

А)Верховный Совет Украины – высший законодательный орган. Принимает и вносит изменения в законодательные акты, определяет основы государственной экономической политики, утверждает госбюджет.

Б)Президент страны – формирует стратегию соц-но-экон-ого развития, осуществляет правовое регулирование экономики, координирует деятельность.

В)Кабинет Министров – Высший исполнительный орган гос власти. Обеспечивает реализацию законов, координирует деятельность всех министерств и ведомств.
Местные органы власти – самостоятельные участники экономических отношений, управляют местным бюджетом, распоряжаются природными ресурсами, обеспечивают управление минимальных соц стандартов.
Органы местного самоуправления – представлены советами народных депутатов (областные, городские, районные, сельские).
Органы исполнительной власти на местах – гос администрации области, города, района, села.

9.Повышение конкурентоспособности государства как цель государственного регулирования НЭ.
Государственное регулирование НЭ в конечном итоге направлено на повышение конкурентоспособности государства.
Национальная конкурентоспособность – это возможность страны в условиях свободных и прозрачных рыночных отношений производить товары и услуги, которые соответствуют международным требованиям, а так же повышать реальные доходы своего населения.
Основные препятствия на пути обеспечения конкурентоспособности украинской экономики: узкий внутренний рынок; фискальная направленность налоговой политики; отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности; тенезация экономики; распространение коррупции;Неспособность системы государственного управления защитить отечественных товаропроизводителей.
Важнейший критерий конкурентоспособности НЭ- это сводный индекс конкурентоспособности. Это комплексный интегральный показатель сравнительной конкурентоспособности стран, расчитываемый на основе относительных величин (количественные оценки основных экономических показателей и качественной оценки экспертов).

По этому показателю: 1 место занимает США, 2 место- Швейцария, 3 место – Дания. Украина – 73 место.
Основой современной конкурентоспособности являются инновации – технико-технологические, организационные, структурные, институциональные.
Основные конкурентные преимущества Украины:

Высокий уровень образования трудоспособного населения

Развитая сеть научных учреждений

Наличие достаточно крупных запасов природных ресурсов.

Выделяют 2 основные модели инновационного развития страны:
а)индустриальная (пассивная роль государства, предпочтение отдается рыночным регуляторам)
б)постиндустриальная (активная роль государства, гос заказы на научно- исследовательские разработки).

Гос инновационная политика – это комплекс экономических, организационных, правовых мероприятий гос-ва, направленных на внедрение результатов НТП производства.
Основная цель инновационной политики государства – объединение НТ и инновационной политики.
Принципы гос инновационной политики:

Ориентация на инновационный путь развития

Определение гос приоритетов инновационного развития

Формирование нормативно- правовой базы для поддержания конкуренции

Эффективное применение рыночных механизмов инновационной деятельности

Способствование развитию инновационной инфраструктуры.

Организационные формы реализации инновационной деятельности:

1)университетско- промышленные исследовательские центры – объединяют финансовую, материально- техническую базу промышленности с квалифицированными ВУЗовскими кадрами.

Государство финансирует НаучТехн программы на конкурентной основе.

2)технопарки – акционерные компании, занимающиеся патентированием, лицензированием, предоставлением консультаций при проведении исследовательских работ.
3)Технополисы – территориальные формы интеграции науки и производства, обеспечивают высокие темпы НТР территории.

4)инновационные инкубаторы – создаются на базе технополисов, для инкубаторов формируются особо благоприятные условия(обучение, современное оборудование, новые технологии).
5) венчурные (рискованные) предприятия – это малые предприятия, специализирующиеся на разработке научных идей и их внедрения в новую продукцию.
Приоритетные направления инновационного развития в Украине:

1) создание энергосберегающих технологий
2)применение перспективных информационных и электронных технологий.
3) разработка новых биотехнологий для сельского хозяйства, пищевой, фармацевтической промышленности.
4) создание научных основ охраны здоровья населения.
5) изобретение и практическое применение новых материалов.

10.Сущность и формы демократии

Демократия -форма общественной власти и государства, основанная на признании народа, как источника власти.

Основные принципы демократии:

Равноправность всех граждан;

Наделение граждан социальными, политическими и национальными, и др. правилами и свободами, закрепленные в законах и традициях;

Право на участие в управлении государством и обществом;

Подчинение меньшинства большинством.

Характерные черты демократии:

Юридические признаки и суверенитет верховной власти народа;

Периодичность выбора основных органов государства;

Принятие решения большинством.

Основой демократии в НЭ является:

Экономическая демократия, означающая реальную возможность и право, реализовать свои права собственности;

Право индивида на собственные усмотрения выбирать сферу деятельности.

Экономическая демократия- это теория, практика и последствие воплощение принципов демократии в экономических отношениях.

На уровне НЭ развитие экономической демократии предполагает:

Наличие органов социального партнерства или экономического самоуправления;

Процесс привлечения профсоюзов к укреплению предприятий;

Контроль за определенной сферой хозяйственной деятельности(социальная,политическая);

Развитие демократической НЭ тормозит бюрократическое общество.

Следует различать бюрократию, как элемент системы и бюрократизм.

Бюрократия- система экономических, социальных, политических и административно управленческая основа на разграничении полномочий власти с целью формирования единого управленческого центра. Для координации всех элементов.

Бюрократизм - монополизация в корыстных целях основных рычагов власти в руках определенной работы и ориентации низких звеньев на формально выполнение приказов.

В современных условиях модели демократии делится на:

Индивидуалистская; (источник власти - личность)

Плюралистический; (групповые) - источник власти - группа;

Коллективистские (народ, нация, класс).

Существуют такие разновидности демократии:

Деспотичная демократия- абсолютно ни кем, ни чем не ограниченная власть большинства;

Тоталитарная демократия - власть большинства требуется полное подчинение личности и стремится к установлению всеобщего контроля;

Конституционная демократия - власть большинства заключается в определенные рамки, ограничивается полномочиями и функционирует при помощи конституции.

Существуют формы демократии:

Прямая демократия - непосредственное участие граждан в подготовке обсуждения, принятие, реализация решений. Применяется при решении вопросов местного значения, когда от граждан не нужно специальной подготовки.

Плебисцитная демократия - предполагает открытие волеизъявления народа, но только на определенной фазе подготавливает решение. (референдум)

Представительская демократия - наиболее сложная форма политического участия граждан. Предполагает опосредованное введение граждан в процесс принятия решений через правительство, которое выбирает в законодательной или исполнительной органов власти.

11.Современная демократия и проблемы ее становления

Демократия западного образца сформировалась из либеральной политической системы и унаследовала ее основные организационные принципы:

Конституционализм

Разделение власти

Индивидуальная свобода

Права человека

Современная демократия существенно отличается от нее, она построена на синтезе идей, концепций, форм организации. Она объединяет традиционные либеральные ценности с идеями социального, коммунистического христианского и других движений.

Назначение демократии- стимулировать разнообразность взглядов, плюрализм мнений в обществе, предоставить возможность гражданам свободно выражать свои интересы.

Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии то можно выделить следующие основные элементы:

1.Заинтересованная группа- центральный элемент демократической политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод человека.

2.Общая свобода как результат взаимодействия разных групп и их компромиссов.

3.Соперничество и баланс групповых интересов

4.«Разумный эгоизм» личные и групповые интересы должны взаимодействовать

5.государство как орган отвечающий за нормальное функционирование всех элементов общественной системы

6.Диффузия- разделение власти между центрами политического влияния

7.Демократическая организация самих групп как условие представления интересов граждан входящих в эти группы

Принципиальная проблема демократии это то каким образом демократия взаимодействует с природой человека, или исходт из реальной противоречивой природы современной личности, ограниченности ресурсов, запретов, комплексов или ориентируется на определенный идеал человека.

12.Экономический порядок и экономическая свобода

Конкретными формами проявления экономической демократии, является экономический порядок и экономическая свобода.

Экономический порядок- это качественная характеристика состояния соц-эк системы относительно морально-этических и политических норм.

Свобода в широком смысле это способность отдельного человека, трудоспособного коллектива, отдельных соц. Групп принимать решени в действовать в соответствии с собственными интересами и целями с учетом объективных условий и общечеловеческих интересов и принципов жизнедеятельности.

Экономическая свобода в широком смысле это формы и варианты экономического повдения предпринимателей, семьи, отдельных граждан, в выборе сферы, применения своих способностей

Основой экономической свободы является:

Плюрализм форм собственности

Наличие политической свободы

Законодательство ориентироваанное на права человека

Экономический прогресс

Минимализация безработицы

Экономическая свобода домашнего хоз-ва,это самостоятельное принятие решений относительно потребления материальных и духовных благ, свобода выбора потребностей.

Экономическая свобода наемных работников- ограничена правом собственности только на свою раб силу, свобода выбора сферы приложения своих способностей.

Экономическая свобода производителя- возможность выбора хозяйственной деятельности и и организации хозяйства, структуры и объема производства, условий реализации, распределение прибылей. Такая свобода должна сочетаться с экономической ответвтвенностью за качество товаров и услуг, за выполнение условий договора, за соблюдение законодательства.