Виды и формы статистической отчетности. Что такое государственная статистическая отчетность

Статистическая бухгалтерская и оперативная отчетность как источник экономической информации, их характеристика

Важнейшим источником информации для оценки и анализа ресурсного потенциала торговых организаций системы потребительской кооперации, определения их инвестиционной привлекательности, прогнозирования доходов и расходов, а также рисков, связанных с этими показателями, признана отчетность. Наиболее полная информация для оценки деятельности кооперативных организаций сосредоточена в их годовом отчете, который состоит из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.

Бухгалтерская отчетность - это совокупность обобщенных, взаимоувязанных и сгруппированных по определенным признакам показателей о состоянии активов, источников их покрытия, обязательствах, финансовых результатах, основных направлениях использования прибыли и т.д. Она представляется собственникам (учредителям, участникам), налоговым и другим органам государственного контроля и управления, кредиторам, вышестоящим организациям. Используя бухгалтерскую отчетность кооперативных организаций, администрация, инвесторы и вышестоящие союзы имеют возможность проанализировать финансовое положение субъекта хозяйствования, кредиторы - его платеже-способность, использование и обеспеченность активами полученных кредитов, налоговые органы - финансовые результаты деятельности и достоверность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Состав годовой бухгалтерской отчетности для организаций и предприятий всех форм собственности определен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие типовые формы: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложения; пояснительную записку. Для организаций и предприятий системы потребительской кооперации Белкоопсоюзом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь установлены и специализированные формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности, например отчет о расходах на реализацию товаров (форма № 3).

Каждая форма бухгалтерской отчетности позволяет решать определенные задачи. Так, на основании бухгалтерского баланса можно проанализировать финансовое положение организации, отчета о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности, отчета о движении денежных средств - денежные потоки и платежеспособность организации.

Особое значение для всех пользователей отчетными данными имеют пояснения к бухгалтерскому балансу в виде приложений. В них находят отражение важные сведения о нематериальных активах по их отдельным видам, об основных средствах в разрезе основных статей, о дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.

К годовому бухгалтерскому отчету в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, включающая как расшифровки показателей в форме таблиц, так и текстовую часть. Содержание ее разделов определяется вышестоящим органом управления или учредителями.

В системе потребительской кооперации конкретные сроки представления годовой и периодической (квартальной) бухгалтерской отчетности устанавливаются вышестоящими органами управления.

Все юридические лица независимо от форм собственности, включая и кооперативные организации, наряду с бухгалтерской отчетностью в обязательном порядке должны вести и статистическую. Статистическая отчетность - совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов предприятий, организаций, которые они представляют на бесплатной основе органам государственной статистики.

Основные формы статистической отчетности характеризуют сведения об объемах реализации товаров, объемах производства и затратах на производство товаров и услуг, о занятости работников и оплате их труда, о ценах и тарифах, о демографической ситуации, о развитии социальной сферы, о состоянии окружающей среды и т.д. Основными формами статистической отчетности, представляемыми торговыми организациями системы потребительской кооперации, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров», форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров», форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле», форма № 4-торг «Отчет по общественному питанию», форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» и др.

Большую роль для получения более подробной информации о деятельности торговых объектов, не содержащейся в бухгалтерской и статистической отчетности, но необходимой для решения оперативных задач, играют специально организованные наблюдения, кото-рые представляют собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее) наблюдение, периодическое (по мере надобности) и единовременное. По степени охвата исследуемой совокупности различают сплошное наблюдение, при котором регистрации подлежат все объекты из данной совокупности, и несплошное, когда изучается только часть совокупности, на основе которой дается обобщающая характеристика всей совокупности. Как вид несплошного наблюдения наиболее широкое распространение получили выборочные обследования. На практике как несплошное наблюдение также могут применяться наблюдения основного массива и монографические наблюдения.

Существенное влияние на деятельность кооперативных организаций оказывают факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды. Поэтому очень важно на всех уровнях управления иметь углубленное представление о внешней среде и тенденциях ее развития. Проведение мониторинговых исследований, представляющих собой научно организованный сбор массовых данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни, способствует решению данной проблемы. Наиболее распространенными способами получения информации являются: анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; непосредственное участие в работе научно-практических конференций по исследуемым проблемам; изучение опыта работы различных субъектов хозяйствования и т.д.

Отчетность, которая формируется в рамках потребительского общества, призвана раскрывать различные аспекты его деятельности и выступает важнейшей частью информационной системы. Она базируется на взаимосвязанных и взаимодействующих видах хозяйственного учета и подразделяется на оперативную, бухгалтерскую (финансовую), налоговую и статистическую.

Оперативная отчетность характеризует отдельные фрагменты деятельности торговой организации и используется для нужд текущего управления и контроля. Для отражения информации применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. По периодичности оперативная отчетность подразделяется на внутрисменную, суточную, недельную, декадную, месячную.

Бухгалтерская отчетность строится на основе данных оперативного и бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. В ней находят свое отражение все операции, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность кооперативных организаций в целом.

Налоговая отчетность характеризует состояние обязательств торговых организаций системы потребительской кооперации, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды, и представляется в органы налоговой инспекции и внебюджетные фонды. По периодичности выделяют квартальную, полугодовую, девятимесячную и годовую налоговую отчетность.

Статистическая отчетность предназначена для обобщения и анализа данных в рамках отдельных сегментов или экономики в целом. По периодичности подразделяется на недельную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую, годовую, выборочную отчетность.

Отчетность кооперативных организаций можно классифицировать по различным признакам, основными из которых являются периодичность, охват и назначение.

По периодичности отчетность делится на промежуточную (месяц, нарастающим итогом квартал, полугодие, девять месяцев) и годовую.

По охвату отчетность подразделяется на индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетность характеризует результаты хозяйственной деятельности отдельного юридического лица (потребительского общества).

Сводная отчетность составляется: а) министерствами и ведомствами для обобщения статистических показателей; б) внутри юридического лица на основании данных структурных подразделений и филиалов, которые не являются самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется финансовыми группами, которые рассматриваются как единая хозяйствующая организация.

По назначению отчетность подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отчетность удовлетворяет потребности самого субъекта хозяйствования при принятии им управленческих решений. Внешняя отчетность служит источником информации для внешних пользователей о результатах финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.

Поскольку на принимаемые решения непосредственное влияние оказывает качество отчетных данных, пользователи к отчетности предъявляют определенные требования. В соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выделяют следующие основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность, сопоставимость.

Понятность отчетной информации означает ее доступность для понимания пользователями, обладающими определенным уровнем знаний. Однако это не означает, что информация о сложных экономических явлениях должна исключаться из отчетности по причине трудностей ее понимания отдельными пользователями. Понятная отчетная информация по содержанию и форме должна быть построена так, чтобы пользователи могли понимать и ее характер, и ее смысл, а это значит, что форма представления отчетов, заголовки документов и рубрик, наименование показателей, классификации и группировки должны четко отражать сущность экономических явлений, исключать двусмысленные толкования и не содержать излишних деталей.

Уместность информации определяется возможностью оказывать влияние на принимаемые управленческие решения, оценивая прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять ранее данные оценки.

В практике хозяйствования уместность принято рассматривать с точки зрения как характера информации, так и ее существенности. Существенной признается такая информация, пропуск или искажение которой может повлиять на принятие управленческого решения. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, допущенной в конкретных условиях.

Если информация не содержит существенных ошибок и искажений, и пользователи могут положиться на нее, то такая информация считается надежной. В свою очередь, надежность отчетной информации определяется ее достоверностью, которая обеспечивается:

Правдивым представлением данных, т.е. информация должна соответствовать действительному положению дел;

Преобладанием содержания над формой. События торгово-финансовой деятельности субъекта хозяйствования в отчетности должны отражаться исходя из эко-номического содержания, а не только юридической формы;

Нейтральностью. Па формирование отчетности не должны оказывать влияния субъективные мнения ее составителей;

Осмотрительностью, которая обеспечивается консерватизмом оценки фактов хозяйственной жизни торговой организации;

Полнотой отражения данных в отчетности. Пропуск той или иной информации может сделать отчетность недостоверной, а, следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения уместности.

В качестве ограничений уместности и надежности выступают:

Своевременность представления информации. В целях своевременного принятия управленческого решения данные о хозяйственной операции могут понадобиться до того момента, когда все аспекты этой операции станут известны. Тем самым снижается надежность информации. И наоборот, если представление задерживается до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но теряет свою актуальность. Поэтому необходим выбор оптимального баланса между надежностью информации и ее уместностью;

Баланс между выгодами и затратами. Выгоды, полученные от использования информации, должны превышать затраты на ее получение. Соотнесение выгод и затрат осложняется тем, что не всегда затраты по получению информации ложатся на тех пользователей, которые получат выгоды, с одной стороны, и выгодами могут воспользоваться не только те пользователи, для которых предназначалась информация, с другой;

Баланс между качественными характеристиками. Задача состоит в достижении оптимального соотношения качественных характеристик с тем, чтобы реа-лизовать основное предназначение отчетности. Относительная важность характеристик в различных случаях - это вопрос профессионального суждения специалиста.

Сопоставимость информации означает сравнимость данных, которые отражены в отчетности потребительского общества, с соответствующими данными за ряд предшествующих периодов или данными других торговых организаций. Обычно в торговле системы потребительской кооперации производят сопоставление отчетных сведений:

За ряд отчетных периодов по данному потребительскому обществу;

Данного потребительского общества с другими, входящими в состав областного союза потребительских обществ;

Данного потребительского общества со средними показателями по системе Белкоопсоюза;

Данного потребительского общества с показателями торговых организаций, не входящих в состав потребительского общества и осуществляющих свою деятельность на территории района.

Сравнение отчетных данных позволяет определить тенденции и закономерности в развитии торговой организации, определить ее финансовое положение и результативность работы. Сопоставимость информации достигается путем последовательного применения на протяжении длительного периода единых методик бухгалтерского учета, методов оценки имущества и обязательств, систематизации операций и фактов, способов их обобщения и представления в отчетности. Соответствие информации, содержащейся в отчетности, основным качественным характеристикам и бухгалтерским стандартам обеспечивает ее достоверное и объективное представление.

Список использованных источников

Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник - 6-е изд., перераб. - Мн.: Новое знание, 2004. - 544 с.

Организация и технология торговли: Учебник/ С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. Шк., 2002 - 460 с.

Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 287 с.

Экономика предприятий торговли: Учеб. пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. - Мн.: Вышэйшая школа, 2007. - 542 с.

Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. - 4-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2005. - 240 с.

Статистическая отчётность Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - составление и сдача бухгалтерской статистической отчётности в электронном виде.

Организации сдают в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (Росстата) бухгалтерскую и статистическую отчётность. Составление статистической отчётности - обязанность, установленная Федеральным законом № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года.

Бухгалтерская отчётность в статистическое ведомство представляется в соответствии с требованием Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года.

Сдача статистической отчётности предусмотрена для всех организаций. Постановлением Правительства РФ №620 от 18 августа 2008 года предусмотрено представление статистической отчётности как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Перечень статистической отчётности включает порядка 300 форм. Унифицированная статистическая отчётность делится на несколько групп.

Это, в частности:

  • финансы;
  • рынок труда;
  • индивидуальные предприниматели;
  • общеэкономические показатели деятельности организаций;
  • платные услуги;
  • торговля;
  • алкогольная продукция;
  • гостиницы;
  • туризм;
  • автомобильный транспорт и др.

Не пугайтесь: Вам не придётся представлять отчётность по всем группам! Набор их определяется в зависимости от вида и масштаба деятельности.

Для уточнения сроков представления статистических данных целесообразно пользоваться интернет-ресурсом Росстата. Если же Вы хотите гарантированно не забыть о сроках представления отчётности, воспользуйтесь сервисом «Моё дело».

Особенности статистической отчётности малых (средних) предприятий

Статистическая отчётность малых (средних) предприятий, к которым относятся и ИП, законодательно упрощена.

Большинство ООО и ИП (малый и средний бизнес) обязаны отчитаться в Росстат, если попадают в ежегодную выборку. Другими словами, сдавать отчётность нужно не всем, а лишь тем, кто попал в выборочное исследование, проводимое ведомством.

Также деятельность таких организаций подлежит сплошному статистическому наблюдению раз в пять лет. Предыдущее сплошное наблюдение проводилось за 2015 год в 2016 году, очередное проводится за 2020 год в 2021 году. По итогам за 2020 года все малые предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны предоставить отчетность по формам сплошного федерального статистического наблюдения в территориальные органы Росстата.

Постановлением Правительства РФ № 381 от 22 апреля 2015 г. изменен порядок доведения до респондентов бланков форм федерального статистического наблюдения. В настоящее время бланки форм и указания по их заполнению предоставляются органами Росстата исключительно по запросам отчитывающихся субъектов. При этом территориальные органы Росстата на своих официальных сайтах в размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

К примеру, статистическая отчётность (основные формы) малых торговых предприятий включает в себя:

  • форму №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (подаётся юридическими лицами, относящимися к малым предприятиями, за исключением микропредприятий); срок представления - ежеквартально не позднее 29 числа месяца, следующего за отчётным кварталом;
  • форму №ПМ-торг «Сведения об обороте оптовой торговли малого предприятия» (представляется малыми предприятиями, за исключением микропредприятий, основным видом деятельности которых является оптовая торговля); срок подачи - ежемесячно не позднее 4 числа месяца, который следует за отчётным;
  • форму № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения о продаже товаров малым предприятием розничной торговли»(подаётся малыми предприятиями, кроме микропредприятий, основным видом деятельности которых является розничная торговля по перечню, установленному территориальными отделениями Росстата); срок представления - ежеквартально не позднее 15 числа месяца, который следует за отчётным кварталом.

Отчётность предприятий, не являющихся малыми

Форму статистической отчётности № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" сдают все юридические лица, производящие товары и оказывающие услуги организациям и гражданам. Средняя численность работников таких предприятий за предыдущий год должна превышать 15 человек, включая совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера.

В форме отражаются данные только за месяц. Срок представления отчёта по форме №П-1 - не позднее 4 числа месяца, следующего за отчётным.

Фрма № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" также представляется ежемесячно, но нарастающим итогом на конец отчётного периода. По итогам месяца отчёт сдаётся не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным; по итогам квартала - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным.

При совпадении с выходным последнего дня срока представления отчётности он переносится на ближайший рабочий день.

Таким образом, сведения по форме № П-3 по состоянию на 29 февраля 2018 года нужно сдать не позднее 28 марта 2018 года, а по состоянию на 31 марта 2018 года сведения необходимо представить не позднее 4 мая 2018 года включительно (поскольку 30 апреля - это суббота и с учетом переноса праздничных дней).

Форму №П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" организации, средняя численность работников которых более 15 человек, в органы статистики представляют ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным.

Если средняя численность работников не превышает 15 человек, указанные сведения представляются ежеквартально.

Формирование статистической отчётности в сервисе «Моё дело»

Вы всегда формируете любую статистическую отчетность легко, корректно и в полном объёме, если используете в работе интернет-бухгалтерию .

При заполнении отчётных документов система всегда предлагает Вам только актуальные бланки. Вы формируете статистическую отчётность в соответствии с тем, какой статус у Вашего предприятия (в том числе малое предприятие, микропредприятие). Кроме того, заполнение сведений гарантированно осуществляется согласно всем действующим нормам и правилам.

Откуда такая уверенность? Дело в том, что в интернет-бухгалтерии «Моё дело» сформирована полная база актуальных бланков, а также законодательных и нормативных актов по налогообложению, бухгалтерскому учёту, трудовым отношениям. Обновление базы происходит в онлайн-режиме. Таким образом, Вы всегда пользуетесь только действующими формами документов, законами, положениями, распоряжениями и приказами!

Система позволяет формировать не только статистическую отчётность, но любые отчётные формы и документы на общей системе налогообложения и налоговых спецрежимах: УСН и ЕНВД . Заполнение большинства форм в системе производится автоматически, что исключает появление опечаток и откровенных ошибок. Готовую отчётность Вы сразу можете распечатать или отправить в электронном виде в Росстат , ФСС, ПФР, налоговую инспекцию.

Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - это идеальный способ всегда быстро, точно и абсолютно корректно рассчитывать налоги, страховые взносы, зарплату, отпускные, пособия и больничные на ОСНО, УСН, ЕНВД. Сервис обеспечивает Вам возможность перечислять любые платежи благодаря интеграции с банками и платёжными системами!

Вы всегда заблаговременно осведомлены о сроках представления бухгалтерской, налоговой, статистической отчётности, а также о сроках уплаты налогов и страховых взносов благодаря персональному налоговому календарю в сервисе . Расположенный в Вашем Личном кабинете, он заранее информирует Вас о всех важных датах и посылает дополнительные уведомления на телефон и электронный почтовый ящик.

В работе часто возникают трудности и нужна профессиональная консультация. Теперь Вы не останетесь один на один со своими проблемами! В сервисе «Моё дело» Вы в любое время дня и ночи получаете экспертную поддержку по всем вопросам в сфере налогообложения, бухучёта, расчётов с работниками.

Вы хотите заполнять любые статистические формы быстро и в полном объёме? Вы хотите легко и корректно формировать всю бухгалтерскую и налоговую отчётность? Вы хотите всегда точно рассчитывать и вовремя уплачивать налоги?

Работа предприятий во множестве аспектов связана с соблюдением формальностей. Это касается разных направлений деятельности. Но чаще всего это отчетность, которая может быть представлена в большом количестве разновидностей.

Регулярно сдаются соответствующего вида документы в ФНС, Росстат, другие государственные ведомства. Сегодня мы изучим статистическую отчетность. Каковы ее особенности? Для каких видов бизнеса ее предоставление обязательно?

Особенности понятия

Прежде чем говорить о том, что такое статистическая отчетность, полезно будет изучить классификацию процедур данного типа (ту, что практикуется российскими специалистами). Какие есть виды отчетности, кроме статистической, и что в первую очередь отличает ее от остальных?

Отчетность - это один из основных методов в бухгалтерии.

Ее основная особенность - обобщение информации, касающейся финансового положения субъекта экономической деятельности, а также результатов его предпринимательской активности.

Как правило, отчетность подразумевает заполнение предусмотренных законом или отраслевыми нормами специализированных форм, отражающих цифры по периодам, например, по неделе, месяцу, году.

Обычно отчетность выстраивается в систему, формируемую показателями, которые тесно связаны между собой. Например, выручка, как правило, сочетается с цифрами по исчисленным налогам.

Каковы основные виды отчетности? Рассмотрим этот вопрос ниже.

Статистическая

Эта отчетность представляет собой совокупность показателей, имеющих как количественную, так и качественную природу, которые характеризуют активность предприятия в конкретный период времени. Обычно применяется с целью мониторинга показателей по объему выпускаемой продукции (или оказываемых услуг), движения денежных средств, аспектов, отражающих кадровую составляющую.

Система статистической отчетности на предприятии характеризуется, прежде всего, обязательностью, она носит официальный характер, а те документы, которые к ней относятся, обладают юридической силой. Объект предоставления соответствующей информации - органы государственной статистики.

Оперативная отчетность

Характеризуется сравнительно небольшим объемом цифр и количеством отражаемых ими показателей. В основном предназначена для отслеживания эффективности работы компании по конкретным направлениям деятельности.

Налоговая и бухгалтерская

Первая включает цифры, отражающие исчисленные и уплаченные налоги по тем основаниям, которые предприятие обязано учитывать в соответствии с законом.

Вторая - наиболее комплексный, как считают многие эксперты, вариант объединения информации по деятельности предприятия в систему.

Включает информацию, отражающую имущественные аспекты, финансовые, управленческие нюансы работы фирмы.

Во многих случаях законом установлены формы статистической отчетности (бухгалтерской, оперативной или же налоговой). Соответствующие правовые акты могут издаваться как государственными, так и муниципальными органами власти. Иногда предприятие устанавливает формы посредством локальных распоряжений.

Государственная и внутренняя

Отчетность подразделяется на несколько типов в зависимости от объекта, адресной структуры ее предоставления. Таковыми могут быть официальные ведомства. И в этом случае собирается, как мы уже сказали выше, государственная статистическая отчетность.

Объектом предоставления сведений также может быть внутренняя структура компании (например, аналитический отдел). При этом характер отражаемой информации разный.

Вполне допустим вариант, что это та же статистическая отчетность, но по другим, отличным от тех, что прописаны в законах, формам (более удобным для проведения внутрикорпоративной аналитики).

Отчетность, даже если речь не идет о каких-то предписываемых законом обязательствах по ее предоставлению в государственные ведомства, всегда полезная для бизнеса. Она содержит цифры, которые могут говорить об уровне эффективности работы внутрикорпоративных подразделений, отражать то, как растет компания.

Сроки

Другое основание для классификации отчетности - сроки. Как правило, они отражают результат работы фирмы за день, месяц, квартал, год. В некоторых случаях - за неделю, декаду. Статистическая отчетность, а в ряде случаев и оперативная, составляемая несколько раз в рамках одного и того же года, как правило, называется текущей. Что касается бухгалтерской, то ее в этом случае обычно именуют промежуточной.

Сложность

Отчетность также может классифицироваться, исходя из глубины отражаемой информации, ее сложности. В этом случае она подразделяется на первичную и консолидированную. В большинстве случаев, однако, отчетность второго типа отражает сумму по цифрам для тех, что относятся к первой разновидности. В основном деление на два указанных типа характерно для процедур, отражающих бухгалтерские аспекты деятельности предприятия.

Классификация

Рассмотрим основные виды статистической отчетности. В российской практике их два. Есть так называемая типовая статистическая отчетность, а есть специализированная. И та и другая, как правило, предоставляются в ведомства в рамках единой системы. С точки зрения документального фиксирования, все виды статистической отчетности чаще всего выглядят как формы, составляемые по стандартам, которые определены законодательством. Рассмотрим, какими они бывают.

Основные формы

Формы статистической отчетности разрабатываются и издаются в рамках правовых актов двумя ведомствами - Минфином РФ и Госкомстатом. Кроме как таковых образцов документов обычно публикуются и инструкции для их корректного заполнения. Технологически документы могут быть как бумажными, так и электронными. Каковы самые распространенные в российской практике формы, предназначенные для предоставления в органы государственной статистики?

В некоторых случаях имеет значение величина компании. В частности, многие российские фирмы относятся к такой категории, как "малое предприятие". В таком случае руководству организации необходимо направлять в органы статистики информацию, отражающую сведения об основных показателях деятельности.

Соответствующую форму следует заполнять по принципу нарастающего итога. Сдавать ее нужно ежеквартально, до 29 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Основной документ, с помощью которого идет сдача статистической отчетности для МСП, - форма № ПМ (с учетом корректировок в соответствии с Приказом Росстата № 470, который утвержден 29.08.2012 г.).

Обязательно ли сдавать отчетность?

Взаимодействие бизнеса и Росстата характеризуется одной интересной особенностью. Дело в том, что государственная статистическая отчетность обязательна не для всех предприятий. Как правило, ведомство производит выборку отдельных направлений, исходя из установленных критериев, которые утверждаются ежегодно. Вместе с тем предоставление сведений в Росстат обязательно, если запрос из ведомства поступит. О механизмах ответственности касательно данной процедуры расскажем чуть позже.

Какие еще есть формы государственной статистической отчетности? В числе таковых можно отметить документ № П-1. В нем отражаются сведения о производстве, а также об отгрузке товаров или услуг. Сдают ее, главным образом, организации, среднесписочная численность сотрудников которых за год - более 15 человек. Показатели статистической отчетности по этой форме отражаются за месяц.

Другой распространенный документ - № П-3. Он включает сведения о финансовом состоянии фирмы. Так же как и в случае с предыдущей формой, заполнение статистической отчетности подразумевает включение месячных показателей, однако с нарастающим итогом.

Еще одна распространенная форма - № П-4. В ней фиксируются сведения о персонале и о зарплате. Информация отражается ежеквартально с нарастающим итогом.

Форм может быть много

Существуют также различного рода универсальные формы отчетности для малых предприятий, в которых должны отражаться показатели их производственной активности. В некоторых случаях издаются бланки не только федерального формата, но и под муниципальные стандарты. Обычно это происходит, когда стоит задача провести научное исследование на тему развития бизнеса или проанализировать положение дел в какой-либо отрасли.

Росстат, как отмечают аналитики, довольно часто издает новые формы статистической отчетности. Известно, что, например, в соответствии с одной из госпрограмм, формы отчетности, используемые в России, должны быть приведены в соответствие с международными статистическими стандартами. Не исключено, что переход к таковым осуществится в скором времени. Бизнесменам важно не упустить этот момент.

Поэтому компаниям, попавшим в выборку, следует перед заполнением документов убеждаться в том, что их структура актуальна. Полезно знать, что все типы бланков, о которых идет речь, именуются формами статистической отчетности. Именно так следует вписывать поисковой запрос в интернете или в каталоге справочно-правовой системы с тем, чтобы скачать свежие версии документов.

А если не сдать отчетность?

Тот факт, что Росстат требует отчетность не со всех организаций, а только по выборке, не означает, что предоставление информации подобного рода - какая-то формальность или действие, не обязательное к выполнению. Есть отдельный закон, определяющий ответственность компаний за своевременное предоставление запрашиваемых ведомством сведений.

Статистическая отчетность организации - процедура обязательная. Если фирма откажется предоставлять в Росстат информацию, то получит законное взыскание административного характера. Таковым может быть штраф или же предупреждение.

Важный критерий для такой процедуры, как статистическая отчетность, - сроки. Если фирма передала информацию в Росстат, опоздав относительно расчетной даты более, чем на сутки, это может быть расценено как непредоставление соответствующих форм. Результат - тот же штраф или предупреждение.

Правдивость данных

Также важно знать, что статистическая отчетность предприятия должна отражать достоверные сведения. Недопустимо искажать информацию. Система статистической отчетности на предприятии должна быть выстроена так, чтобы данные, предоставляемые в официальные ведомства, проходили строгую проверку на предмет достоверности.

Одним из условий проверки сведений, которые направляются в Росстат, является обязательство (предусмотренное соответствующими нормами закона) передавать госструктурам наряду с типовыми формами и учредительные документы. Сведения оттуда используются для присвоения особого рода кодов и включения информации о компании в единый реестр предприятий, подконтрольный ведомству.

Если фирма реорганизована или же ликвидирована, но требование по предоставлению отчетности имеется, в Росстат необходимо представить документы за тот период, пока компания работала в прежнем статусе. Кроме того, ведомство может запросить нормативные акты, отражающие факт реорганизации или ликвидации с тем, чтобы внести корректировки в единый реестр.

Зачем Росстату отчетность?

Собственно говоря, с какой целью Росстат собирает статистику с предприятий? Для чего эта информация нужна государству?

Основная задача ведомства - отслеживать динамику развития экономики, темпов промышленного производства и оказания услуг. Давать оценку тому, как развиваются отдельные города и регионы, изучать зависимости успешности бизнеса от форм собственности предприятий по различным отраслям, сопоставлять эффективность работы государственных и частных компаний.

В числе самых востребованных типов консолидированной информации, которую собирает Росстат, - средняя зарплата (исчисленная). Ее некоторые эксперты называют одним из макроэкономических показателей. Некоторые аналитики считают, что сведения, собираемые ведомством с помощью статистических отчетов от предприятий, являются одним из инструментов подсчета ВВП России и иных значимых индикаторов развития экономики страны.

Важнейшая роль в механизме экономического управления в современном обществе принадлежит статистике. Она предполагает сбор, научный анализ и обработку, обобщение сведений, характеризующих хозяйственное и культурное развитие в стране, а также уровень жизни народа. Все это позволяет выявить существующие экономические взаимодействия, изучить динамику, провести международные сопоставления. Благодаря полученным данным появляется возможность для принятия наиболее эффективных решений в сфере управления на региональном и федеральном уровнях.

Бухгалтерская и статистическая отчетность

Как одна, так и вторая представляет собой определенный вид сбора сведений. Статистическая отчетность проводится в соответствии с федеральными программами. Она включает в себя все виды наблюдений. К ним, например, относят: монографические, социологические, анкетные, выборочные обследования, переписи разного рода, единовременные учеты, периодические, регулярные отчеты и так далее. Программы и способы исполнения этих мероприятий утверждаются Госкомитетом либо по согласованию с ним уполномоченными органами регионов. Статистические формы отчетности 2014 года и предыдущих годов утверждены Росстатом. Кроме того, данный орган разрабатывает и принимает перечни собираемых данных, методы их определения. Если в отчете содержится финансовая информация (бухгалтерские проводки, например), то бланки утверждаются еще и Минфином.

Бланки

Информация о деятельности юрлиц поступает в установленные сроки в соответствующие органы. Данные представлены в виде особых документов. Бланки этих актов называются формами отчетности. Для каждой из них разработан специальный шифр и наименование. Соответственно, на том или ином бланке предоставлена определенная статистическая отчетность:

Существуют и другие бланки, на которых подается статистическая отчетность. По окончании года формируется единая база данных по разным направлениям. Статистическая отчетность 2014 года будет использована в конце текущего года для проведения сравнительного анализа динамики экономического развития.

Классификация

Статистическая отчетность различается по своей периодичности. Так, в ходе срочного сбора информации поступают сведения за месяц и меньший период. Также различают годовую, полугодовую и квартальную отчетность. Наиболее подробной считается годовая база. Срочная статистическая отчетность часто передается по электронной почте или факсу. Информация за более продолжительный период при необходимости может быть направлена заказным письмом.

Источник данных

Статистическая отчетность организации составляется на основании документов. В первую очередь это расходно-приходные бумаги. Так, например, статистическая отчетность 10-ф (квартальная) практически полностью составлена по данным баланса и приложения об убытках и прибылях. Росстатом России проводится политика по унификации отчетной системы.

Ответственность

Статистическая отчетность предприятия должна быть сдана в установленные законом сроки в предусмотренном порядке. С мая 1992 года действует ФЗ об ответственности за нарушения этих предписаний. В соответствии с его положениями, уполномоченные органы вправе применять к руководству и прочим должностным лицам объединений вне зависимости от формы их собственности взыскания в виде предупреждений либо штрафов. Размер последних может составлять от трех- до восьмикратной величины МРОТ. Взыскания такого рода применяются, если статистическая отчетность предприятия и прочие сведения не были предоставлены в срок, были искажены. Штрафы налагаются и при совершении повторных аналогичных действий. В этом случае размер штрафа увеличится и составит от восьми- до десятикратной величины МРОТ.

Виды нарушений

Искажением сведений признается неверное их отражение в бланках. Оно может быть допущено умышленно должностными лицами с целью сокрытия прибыли и по другим корыстным мотивам. Искажение данных может стать следствием нарушения правил и действующих инструкций, методологических рекомендаций по составлению. Также неверное внесение данных часто является результатом арифметических ошибок. Нарушением срока считается опоздание на сутки. Если этот период больше 24 часов, то это считается непредоставлением отчетности.

Подотчетные лица

Их определение является одной из важнейших функций Госстата. Для реализации задачи все юридические лица (вне зависимости от форм их собственности) и граждане, ведущие коммерческую деятельность, должны предоставить в соответствующие инстанции учредительные документы. Всем указанным субъектам присваиваются идентификационные коды. Кроме этого, определяются классификационные признаки в соответствии с действующими классификаторами технико-экономических данных для включения в ЕГРПО, а также отражения в государственной единой статистической отчетности. В случае реорганизации либо ликвидации юрлица предоставляют в соответствующие инстанции все данные за все время своей деятельности. Информация сдается на официальных бланках за отчетный год до проведения ликвидации. Кроме того, юрлица предоставляют нормативные акты по выполненным процедурам для внесения корректировок в ЕГРПО.

Значение данных

Информация, которая содержится в отчетности, позволяет проследить за динамикой производственного объема промышленной сферы и прочих отраслей экономики, оценить комплексность развития государства и его регионов, изучить соотношения различных форм собственности в соответствии с секторами народного хозяйства и субъектами РФ. Вместе с этим появляется возможность провести качественный анализ эффективности деятельности негосударственных и государственных объединений.

Главные особенности

Стабильность статистической отчетности в современных рыночных условиях имеет особое значение. Содержание форм обеспечивает возможность прогнозирования продолжительной динамики, выявления тенденций, оценки изменчивости, разработки новых, более эффективных программ развития. Несомненно, перечень показателей и форм со временем изменяется. Однако, прежде чем вносить те или другие корректировки, необходимо четко определить их целесообразность. Отчетность готовит множество сотрудников - бухгалтера, финансовые работники. Такой массовый метод способен давать надежные сведения, если вся система будет стабильной.

Его формирование осуществляется в соответствии с требованиями принятой Государственной программы, определяющей порядок перехода России на принятую в мире систему статистики и учета, а также внутригосударственную схему привлечения и обработки данных. Стремительное развитие малых коммерческих объединений потребовало особого решения вопроса о сборе информации о них. Такие предприятия отчитываются с использованием минимального количества форм и показателей. Сегодня действует утвержденная интегрированная схема сбора данных квартальной периодичности для юрлиц этой категории, а также годовой порядок предоставления сведений. Последний предусматривает форму, в которой содержатся показатели производственной активности таких юридических лиц.

В заключение

Все данные от предприятий поступают в статистические органы, где они проходят проверку. После этого информация используется для составления сводных таблиц. Все данные объединяются по отраслям, территориям, формам собственности и правовой структуре. Из местных органов информация в виде сводных таблиц направляется в Росстат. Там также данные проходят систематизацию и обработку. В итоге составляются сводные таблицы по всей стране в целом.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  1. Сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса за 2015 год

  2. Штрафы за несдачу статотчетности

Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат

Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ . В соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224 );
  • филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
  • предприниматели.

При этом таким респондентам (в т. ч. обособленным подразделениям), чтобы встать на учет в органах статистики, каких-либо специальных действий совершать не надо . Просто представляйте статистическую отчетность в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 .

Нулевую отчетность в статистику можно не сдавать

В зависимости от формы статотчетности при отсутствии показателей для ее заполнения отчет можно или вовсе не представлять или ограничиться официальным письмом в Росстат. Источник: Письмо Росстата от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО

В порядке заполнения ряда форм статистической отчетности (в частности, 3-Ф, 1-ПР, П-6 и др.) прямо указано, что сдавать их нужно только при наличии соответствующего наблюдаемого события (например, задолженности по зарплате, финансовых вложений и прочее). Нулевые отчеты по таким формам представлять не нужно, т.к. по умолчанию считается, что раз эту форму не сдали, значит, наблюдаемого явления нет.

Росстат разъяснил, как сдавать нулевую статистическую отчетность

Нулевую статистическую отчетность можно представить двумя способами: либо отправить формы отчетности с «пустыми» показателями, либо - информационное письмо в произвольной форме об отсутствии соответствующих статистических показателей. Об этом сообщил Росстат в письме от 17.05.18 № 04-04-4/48-СМИ.

Сплошное и выборочное наблюдение статистической отчетности

Согласно положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ статистическое наблюдение может быть 1) сплошным или 2) выборочным .

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы . Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11 ("Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности").

Если же проводится выборочное наблюдение , сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению

Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 .

Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.

Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.

Статистическая отчетность малых предприятий и предпринимателей

Порядок представления статистической отчетности имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Формы статотчетности

Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен на сайте Росстата.

Порядок и сроки представления статотчетности

Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Внимание! За нарушение сроков сдачи статотчетности и представление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.

Согласно пункта 6 Положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Тот же пункт Положения устанавливает, что надо делать и в какие сроки, если всё-таки ошибка допущена. "Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3 -дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.

Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения."

В 2019 г. административную ответственность несет должностное лицо, ответственное за представление статистической отчетности. Размер штрафа составлял от 3000 до 5000 руб. (). Должностное лицо, ответственное за представление статотчетности, назначается приказом руководителя организации (п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620). Если такого приказа нет, то административную ответственность несет руководитель организации.

Еще один вид наказания предусмотрен статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности". Организация или предприниматель должны возместить Росстату ущерб, который возник из-за необходимости исправления искаженных данных сводной отчетности.

Дела, связанные с нарушениями, о которых идет речь, рассматривают непосредственно территориальные органы Росстата ( , постановление Госкомстата России от 7 февраля 2003 г. № 36).

Какие документы входят в состав статистической отчетности

От чего зависит набор статотчетности

Многообразие форм статотчетности настолько велико, что с ходу сориентироваться, какие из них должна представлять конкретная организация или предприниматель, сложно.

Во-первых , набор форм зависит от того, для кого предназначена информация. Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего статистическую отчетность организации и предприниматели сдают в Росстат и его региональные отделения. Но, кроме этого, собирать и обрабатывать статинформацию могут Банк России и многие другие госучреждения. Это установлено статьями 2 и 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Во-вторых , состав статотчетности может зависеть от местонахождения организации и от ее вида деятельности. Так, формы есть федеральные и региональные. Их в свою очередь можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Формы федерального статистического наблюдения, в том числе и отчетов, утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Региональную статотчетность утверждают местные власти или уполномоченные ими государственные учреждения.

В-третьих , состав отчетности зависит от того, в рамках какого вида наблюдения ее надо сдавать:

  1. сплошного , то есть обязательного для всех организаций и предпринимателей по той или иной группе исследования;
  2. выборочного – обязательного для специально отобранных организаций и предпринимателей.

Как определить состав статистической отчетности

Чтобы точно определиться с составом своей статотчетности, лучше сразу обратитесь в территориальное подразделение Росстата по месту учета. Информировать о том, какие формы нужно сдавать и как их заполнять, – прямая обязанность территориальных подразделений Росстата. Это установлено в пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620. Причем они обязаны безвозмездно как информировать, так и представлять сами бланки форм статотчетности.

Кроме того, зайдите на официальный сайт ведомства. Зачастую необходимую информацию можно найти на сайтах региональных отделений Росстата. Они все представлены в виде интерактивной карты на портале Росстата. Организованы такие сайты по единому принципу. Так, в разделе «Отчетность» специально предусмотрен пункт «Статистическая отчетность». В нем вы сможете посмотреть действующие федеральные и региональные статотчеты, найти указания по их заполнению и, главное, определиться, нужно ли их сдавать.

Тут же на сайте ведомства приведены табели действующих форм статотчетности и указания по их заполнению. Таким образом вы сможете определиться с составом статотчетности сплошного наблюдения.

Для выборочного же наблюдения существуют свои специфические формы. Списки организаций, которые попали в выборку, можно также найти на сайтах территориальных отделений Росстата. Для этого зайдите в раздел «Список отчитывающихся хозяйствующих субъектов».

Но стоит учитывать, что информация на сайтах ведомств не всегда обновляется оперативно. Поэтому самый верный способ узнать набор статотчетности для своей организации – обратиться в отделение Росстата лично.

Статистическая отчетность: как узнать, какие формы нужно сдавать вашей фирме

Выяснить, какие формы статотчетности и в какие сроки необходимо сдать вашей компании, теперь можно через специальную информационно-поисковую онлайн-систему Росстата.

Примечание : Информация Росстата

1. Выберите сначала из списка тип уведомления, т.е. определить для кого будет сформирован реестр представляемой статотчетности (юрлицо, филиал или представительство, ИП, нотариус, адвокат).

2. Укажите свой ОКПО или ОГРН и верно введите защитный код, который вы увидите на странице. После занесения в поисковую форму этих данных и нажатия кнопки «Поиск», вы увидите название вашей компании.

3. Нажмите кнопку «Перечень форм», при этом сформируется список статотчетов, которые вы должны сдавать. Помимо названия форм отчетности, в списке также отражается периодичность их представления и сроки сдачи. Кроме этого, есть возможность скачать каждый из необходимых бланков.

Какими способами можно сдать статистическую отчетность

Способы сдачи

Статистическую отчетность можно представить:

  • на бумаге (лично, через уполномоченного представителя либо по почте с описью вложения);
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Об этом сказано в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Сдача на бумаге статистической отчетности

При приеме отчетности на бумаге сотрудник Росстата по просьбе организации, предпринимателя обязан поставить на ее копии отметку о приеме (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Сдача в электронном виде

Порядок передачи статотчетности в электронном виде (технология сбора, программное обеспечение, каналы связи, средства защиты, условия использования электронных подписей и форматы предоставления данных в электронном виде) определяется территориальными подразделениями Росстата (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

На практике территориальные подразделения Росстата применяют следующие способы приема/передачи статотчетности в электронном виде:

  • через специализированных операторов связи. В этом случае организации, предпринимателю необходимо заключить с оператором договор на оказание соответствующих услуг. Возможность передавать отчетность в электронном виде с помощью спецоператоров предоставляют, в частности, Мосгорстат, Петростат, Орелстат и ряд других территориальных органов статистики;
  • через систему веб-сбора, организованную на сайте территориального подразделения Росстата. Такой сервис позволяет заполнить форму статотчетности в электронном виде и отправить ее получателю непосредственно на сайте территориального подразделения Росстата. Для использования этого способа организации, предприниматели должны иметь сертификаты ключей электронных подписей, выданных удостоверяющими центрами. Чтобы получить доступ к системе веб-сбора, в территориальное подразделение Росстата необходимо подать заявление, на основании которого респонденту присваивается логин и пароль. Подробная инструкция по использованию сервиса, а также образцы заявлений публикуются на сайтах территориальных подразделений Росстата. Возможность формировать и отправлять статотчетность непосредственно на своих сайтах предоставляют Мособлстат, Башкортостанстат и другие территориальные органы статистики.

Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) и ознакомиться с его услугами можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru

По собственной инициативе сдавать статотчетность в электронном виде могут все организации и предприниматели. Однако обязательное использование такого способа передачи статотчетности законодательно не закреплено.

Если респондент передал статотчетность в электронном виде с применением электронных подписей, сдавать бумажные копии форм отчетности не нужно. Формы, подписанные электронными подписями и переданные в электронном виде, имеют равную с бумажными вариантами юридическую силу (п. 1 ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).

При передаче статотчетности в электронном виде территориальное подразделение Росстата по просьбе респондента обязано представить квитанцию о приеме отчетности (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Дата представления статистической отчетности

Датой представления статотчетности является:

  • при представлении на бумаге – дата отправки почтового отправления или дата передачи непосредственно в территориальное подразделение Росстата;
  • при представлении в электронном виде – дата отправки по сети Интернет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620.

Последний срок подачи статотчетности может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте ее в первый следующий за ним рабочий день (постановление Госкомстата России от 7 марта 2000 г. № 18).

За несвоевременное представление статотчетности организацию, предпринимателя могут оштрафовать.


Для организаций установили штраф за нарушения при сдаче статистической отчетности

Депутаты Госдумы в декабре 2015 г. одобрили в третьем чтении закон, который ужесточает административную ответственность за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных.

Принятые поправки уточняют состав правонарушения. Так, в соответствии с действующей редакцией должностное лицо может быть оштрафовано за нарушение порядка представления статистической информации и в случае представления недостоверной информации. Новая редакция нормы предусматривает санкции за «непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных».

Для нарушителей предусмотрен штраф в следующем размере:

  • от 10 до 20 тысяч рублей - для должностных лиц;
  • от 20 до 70 тысяч рублей - для юридических лиц.

Кроме того, введена ответственность за повторное совершение такого нарушения. Санкции в таком случае составят:

Дана информация по срокам сдачи бухгалтерской отчетности за 2018, 2019 год. А также места их представления.


  • Статья поможет составить баланс, Рассмотрены подробно, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098).

  • В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упростить бухучет. Микропредприятия могут не использовать метод двойной записи.