Учебный словарь: Аграрное общество - Исполнительная власть. Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область в мире

Традиционное (аграрное) общество

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.

Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.

В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе друг друга знали и находились в родстве. В вождествах люди еще остаются родственниками близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

· расселение людей по городам,

· развитие неаграрной специализации труда,

· появление и накопление прибавочного продукта,

· возникновение четких классовых дистанций,

· переход от обычного права к юридическим законам,

· зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

· появление заморской торговли,

· возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.

Цивилизация, прежде всего письменность, знаменует пере­ход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традицион­ное), индустриальное (современное), постиндустриальное (по­стсовременное, постмодерное).

Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять на другие товары. Избыточный про­дукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавоч­ным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку прихо­дится влачить жалкое существование и весь рабочий день по­свящать добыванию пищи. Традиционное, прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.



Итак, сложное общество – это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледе­лии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается го­сударством и правящим классом.

Таким образом, именно при земледелии впервые за всю ис­торию появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: при­бавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта демонстративное по­ведение: приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Но зарождение праздного класса свидетельствует о прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, не работая, значит, в обществе появился досуг время, свободное от труда и домашних забот. Усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлече­ний, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслу­живающие экономические интересы правящего класса (банки­ры, кредиторы, купцы и т.п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изде­лий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил те­перь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особеннос­ти ее возделывания вынуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности в территориальные общины. Да и продук­тивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораз­до больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые госу­дарствами. Все большая часть людей высвобождалась от необ­ходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспе­циализированным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд – это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяй­стве, торговле или управлении. Аграрное общество это мно­жество городов и пригородных зон, объединенных экономичес­ким обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов, основ­ная масса населения проживала в деревнях. Деревня замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хо­зяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на тради­ционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллектив­ная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа.

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработа­ющее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Поясняющий пример

Классы могли появиться только в связи с прибавочным про­дуктом, а его могли дать лишь земледелие и скотоводство.

О возникновении земледелия говорят археологические на­ходки, монументальные сооружения. На строитель­стве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на стро­ительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это проис­ходило в начале 4 тысячелетия до н.э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

А для его создания производительность труда должна была подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 30-50 человек освоить такие сооружения?

Экономическая и социальная сила аграрного общества поко­илась на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод означает наслед­ственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сень­ором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической – монархия.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается воен­ное. Раньше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем ро­дом. Привилегированных военных сосло­вий не было. Теперь они понадобились. Почему привилегированным не стало сословие купцов или ремесленников? Разве они не приносили пользу обществу?

Приносили, но всему населению, а не господ­ствующему классу или монарху. Военные, рискуя жизнью, а не кошельком, защищали трон от внешних и от внут­ренних врагов (восстания). Второе часто было глав­нее первого. Вот почему короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских. Они помогали в сборе налогов, которые часто приходилось брать силой. А разве принимали участие в этом ремесленники, крестьяне или купцы?

Постепенно вождества плавно эволюционировали в аг­рарные государства, а позже – в империи. Вождь становился пра­вителем: князем, королем, царем. Его родственники и друзья (чаще боевые) становились советниками и наместниками на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборони­тельных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезре­лые», имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими спутниками тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить о превращении вождеств в ранние государства.

Специализированный и разросшийся аппарат управления стал самостоятельной силой и претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцеля­рии стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных империй (Египет, Вавилон), а это случилось задолго до н.э., можно говорить о зарождении бюрократии .

Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенцами себя не счита­ли. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяже­лую работу: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнением общественных ра­бот, в т. ч. ирригацией и возведением пирамид, сбором налогов, отправлением ритуалов и церемоний, написанием отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.

Важной частью их трудов было составление законодательства и слежение за его испол­нением. Стало быть, в их руках концентрировалась судеб­ная власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития - фазе правового общества. При царе Хаммурапи (за 2,5 тыс. лет до н. э.) впервые появляется пи­саное право.

Право - совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства – полицией и судами. Еще один признак госу­дарства – деление населения не по родоплеменному, а по тер­риториальному принципу.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря род­ственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т.е. разношерст­ный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной груп­пы, клана.

По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению на­селявших их групп людей. Как вы думаете, кто на кого чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. По­скольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удеся­терялась. История аграрных государств это история непрек­ращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство как политическое объединение нескольких пле­мен понадобилось для защиты от "бедноземельных". Обита­тели плодородных земель заключили между собой соглаше­ние об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель.

1) В аграрном обществе подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве , его доходы и богатство в значительной мере основывались на сельском хозяйстве и на владении землей. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались в значительной мере на сельскохозяйственных предприятиях. 2) Эффективность сельского хозяйства была невелика . Излишки (то, что оставалось от сельскохозяйственной продукции после того, как был накормлен ее непосредственный производитель), которые можно было бы продать на рынке, составляли очень небольшую часть всего урожая. 3) В аграрном обществе люди часто жили мелкими общинами , совместно владея землей и обрабатывая ее. Поэтому и взаимная зависимость членов таких общин была довольно высока. Конечно, в аграрном обществе были и города, но городские жители составляло только малую часть от общей численности населения. Можно сказать, что городская жизнь была скорее исключением, чем правилом.
Определяющим в жизни сельских общин было натуральное хозяйство, основанное на самообеспечении как продуктами питания, так и немногочисленными товарами, орудиями труда или быта. Рынок, а значит и связи между селами или селами и городами играли незначительную роль.
4) Социально-политическое устройство общества еще можно в общем считать феодальным . Это означает, что политическая власть осуществлялась на личной основе, так сказать была «собственностью» местных феодалов, которые были хозяевами на своей территории. Владение землей и политическая власть - это два понятия, которые в аграрном обществе образуют единое целое. Такое политическое устройство имело своим следствием и характерную социальную иерархию, место в которой как правило передавалось по наследству (сословный строй). Западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий. 5) В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления [см. Три типа правления Макса Вебера ]. Традиционный образ правления осуществляется на основании повседневной практики или рутины, которая считается неприкосновенной и священной. Примерами его являются роль и положение «отца семейства» или выводимые из этого понятия роль и статус государя - верховного сеньора. 6) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь тот факт, что только совсем незначительное число людей умело читать и писать: большая часть населения была неграмотна. Это явление связано с мелкомасштабностью многих проявлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной передачи знания, а также с принятием традиционного образа правления. Традиционные отношения, которые уже в силу своего длительного существования приобретают некую обоснованность и законность, находят свое подтверждение в устных контактах .

Аграрное общество

Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации .

Основные характеристики аграрного общества:

  • относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно высока в сравнении с большинством охотничье-собирательских обществ)
  • преобладание сельского населения
  • основной тип производства - сельское хозяйство
  • некоторое развитие добывающих отраслей
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.

Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

  • Формация

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аграрное общество" в других словарях:

    Общество, характеризующееся: преобладанием сельскохозяйственного производства; незначительным развитием либо отсутствием промышленности; слабой социальной дифференциацией; и преобладанием сельского населения. По английски: Agrarian society См.… … Финансовый словарь

    См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО - (аграрная экономика) этап общественно экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, заимствованных у природы (добывающие отрасли и сельское хозяйство) … Юридическая энциклопедия

    АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО - (agrarian society) форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные цивилизации, например доиндустриальный Христианский… … Большой толковый социологический словарь

    Аграрное общество (в технократической концепции) - общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ - АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО … Юридическая энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    Энциклопедия социологии

    ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ - англ. society, agrarian; нем. Gesellschaft, agrarische. Общество, характеризующееся в отличие от общества индустриального преобладанием сельскохозяйственного производства, незначительным развитием либо отсутствием промышлен ности, слабой соц.… …

    ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ - англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо культ. регуляции… … Толковый словарь по социологии

Книги

  • Историческая социология в 3-х частях. Часть 2. Аграрное общество. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Кремлев Н.Т.. Настоящее издание посвящено вопросам общественного развития. Книга состоит из трех частей. В первой части рассмотрены методы исторической социологии, проблемы образования человеческого…

Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, которую легко можно обменять на другие товары. Избыточный продукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традиционное, и прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.

Итак, сложное общество -- это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса.

Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: прибавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Его присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта -- демонстративное поведение, приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Но ведь зарождение праздного класса свидетельствует об огромном прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, нигде не работая, значит, в обществе появился досуг -- время, свободное от труда и домашних забот. Несказанно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.).

В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей организовываться в новый тип социальной общности -- в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд -- это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество -- это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня -- замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллективная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает кардинальную ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа (или близкого к нему).

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработающее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Экономическая и социальная сила аграрного общества покоилась прежде всего на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод -- наследственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сеньором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической -- монархия.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается военное. Раньше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем родом, всей группой. Никаких привилегированных военных сословий не было. Теперь они понадобились. Военные, рискуя жизнью, а не своим кошельком, защищали трон и от внешних, и от внутренних врагов (восстания подданных). Второе часто было главнее первого. Вот почему цари, короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских людей. Они помогали в сборе налогов, которые частенько приходилось брать силой. До сих пор силовые методы налогообложения доказывают свою эффективность.

Важной частью работы по управлению обществом являлось составление законодательства и слежение за неукоснительным его исполнением. Чиновники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития -- фазе правового общества. При царе Хамураппи (за 2,5 тыс. лет до новой эры) впервые появляется писаное право.

Право -- совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства -- полицией и судами. Еще один признак государства -- деление населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря родственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т. е. разношерстный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной группы, клана.

По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятерялась. История аграрных государств -- это история непрекращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заключили между собой соглашение об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель.

Таким образом, сложные общества -- многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками -- близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения.

В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог Г. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

расселение людей по городам;

развитие неаграрной специализации труда;

появление и накопление прибавочного продукта;

возникновение четких классовых дистанций;

переход от обычного права к юридическим законам;

зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид;

появление заморской торговли;

возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.