Шоковая терапия (экономика). Политика шоковой терапии

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара ». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической . Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дополнительные источники:

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

  • 6. Московское государство: особенности возникновения и развития (вторая половина xy - начало xyi вв.)
  • 7. Иван iy Грозный - первый российский царь. Реформы в правление Ивана xy
  • 8. Опричнина: ее причины и последствия
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых
  • 11. Петр I - царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I
  • 13. Императрица Екатерина II(1762-1796 гг.) Политика «просвещенного абсолютизма» в России
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение
  • 15.Внутренняя политикаАлександра I (1801-1825)
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине 18в.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н. Муравьев. П. Пестель
  • 18. Внутренняя политика Николая I (1825-1855)
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19. Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война
  • Крымская война (1853-1856 гг.)
  • 21. Александр II. Причины, цели и характер буржуазных реформ
  • 60-70-Х годов XIX века
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х - начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III
  • 24. Николай II - последний российский император. Российская империя на рубеже XIX-XX веков. Сословная структура. Социальный состав
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор
  • 26. Реформы п. А. Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия.
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 29. Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России
  • 1) «Кризис верхов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм»
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа
  • 34. Основные этапы и содержание борьбы за власть в партии большевиков в 1920-е годы. Установление режима личной власти Сталина
  • 35. Индустриализация в ссср.
  • 36. Коллективизация в сср и ее последствия.
  • 37. Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.).
  • 40. Нападение Фашистской Германии на Советский союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х - середины 80-х годов
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и се влияние на раскрепощение духовной жизни общества
  • 41. Достижение коренного перелома в ходе вов. Значение Сталинградской и Курской битв
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н. С. Хрущева
  • 46. Политический портрет н. С. Хрущева и его реформы
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки
  • 47. Л. И. Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м. С. Горбачева: достижения, потери
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны
  • 54. Б. Н. Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны

    25 декабря 1991 года М. С. Горбачев - первый и последний пре­зидент СССР ушел в отставку. Советский Союз распался. эпоха суверенного существования России.

    Президент России Б. Н. Ельцин и и. о. премьер-министра Е. Гай­дар заявили, что выведут страну из кризиса при помощи «шоковой терапии» . За короткое время с миним. потерями намечалось радикально изменить экон. систему страны, перейти к ры­ночному хозяйству: либерализация цен и торговли и ввести свободную торговлю; осуществить приватизацию большинство объектов гос. собственности; начать земельную реформу; активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами.

    Последствия: 1 января 1992 г.обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн. вкладчиков. Ден. средства граждан были конфискованы. Население республики оказалось за чертой бедности, прав-во освободило цены на большинство товаров. Уже через 2 месяца после начала реформ прав-во вынуж­дено было поднять ЗП. Резко снизилась покупательная способность населения. Продолжалась гиперинфляция. Курс рубля сделался нестабиль­ным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.

    Одновременно началась крупнейшая в истории реформа по раз­государствлению государственной собственности. Она включала: Программу приватизации. Акцион-ие, Аукцион-ие, то есть продажа собственности с аукциона и др. Переход государственной собственности в частную проходил в два этапа.

    I этап (1992-1993 гг.). Всем гражданам России, включая младенцев, безвозмездно выдали по ваучеру. Началась скупка ваучеров владельцами теневой экономики. Затем за опред. пакет ваучеров приобретались акции доходных предприятий.

    II этап (1994 г.) - приватизация государственных предприятий.

    Структурные изменения в аграрной сфере. Началась реорга­низация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в АО разных типов. Но отсутствовал закон о частной собственности на землю.

    Итоги «шоковой терапии»: Рын. отношения в стране расширились, но не приобрели цивили­зованный характер. Сократились гос. и кооперативная формы торговли, резко увеличился частный торговый сектор. Появились «челночники». Активизировалась борьба за первоначальное накопление капитала. Был превышен всякий предел криминализации общества. Российские предприн-ли начали вкладывать доходы в западные банки. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. В ходе реформы произошло падение произ-ва. В рез-те положе­ние многих предприятий и их рабочих оказалось критическим. Появилась огромная зад-ть гос-ва по выплате ЗП работникам бюджетной сферы и пенсионерам. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерч. структуры и за границу. Наблюдалось абсолютное сокращение населения России.

    54. Б. Н. Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия

    Необходимо было выбрать конкретную форму государственности

      президентская республика;

      парламентская республика;

      президентско-парламентскаяреспублика.

    В декабре 1992 г. в Конституцию Ф, принятую еще в 1977 году, были внесены изменения. Система гос. власти России разделялась на три ветви власти: Законодательная (Съезд народных депутатов России и изби­раемый им Верховный Совет).Исполнительная (Президент и назначаемое им Правитель­ство, Председатель Правит-ва утверждался по представлению Президента Съездом народ. депутатов).Судебная во главе с Конст-ым судом.

    Президент Ельцин выступил за создание президентской респуб­лики. II съезд народных депутатов был за парламентскую республи­ку, чтобыв его руках была законодательная, исполнительная и судебная власть. А в центре новой политической системы стоял бы Верховный Со­вет РСФСР. Б. Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и предоставить, избирателям выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту. 25 апреля 1993 г. в Российской Федерации состоялся референ­дум. В нем приняло участие 62% граждан, имевших право голоса. Более 50% высказалось за доверие Президенту и одобрило ею политику.

    Острая борьба законодательной и исполнительной властей про­должалась все лето 1993 года. Россия оказалась в состоянии глубоко­го полит. кризиса. Нужна была новая Конституция. 21 сентяб­ря 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституци­онной реформе в России». Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – Гос. Думу, ниж­нюю палату будущего двухпалатного парламента России. Также Прези­дент поручил Конституционной комиссии предоставить на референдум проект новой Конституции.

    2 октября в Москве сторонники депутатов провели митинги протес­та, переросшие в столкновения с милицией. Тогда страна оказалась на грани гражданской войны. 3 октября толпа митингующих, воору­женная палками и камнями, прорвав оцепление милиции, прорвалась на помощь к «Белому дому». Выступивший перед ними А. Руцкой при­звал собравшихся к штурму мэрии и «Останкино». Вооруженные боеви­ки вместе с толпой митингующих в 17.00 захватили здание московской мэрии на Новом Арбате. Вечером штурмовали здание телецентра. В столице объявили чрезвы­чайное положение.

    Хасбулатов, Руцкой и другие руководители парламента были арестованы. После этого начался процесс ликвидации советской власти на местах, протекающий боле спокойно, чем в Москве. События 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой гос. устройства России. Была разрушена система Сове­тов и советской власти. Взамен советской системы в России началось утверждение нового гос-ва. Его основы изложены в Конституции РФ.

    Программа Ельцина обещала быстрые результаты в преодолении кризиса и общий подъем экономики к осени 1992 года. Это была программа радикальной трансформации отношений собственности и управления российской экономикой, которая опиралась на рекомендации сторонников "шоковой терапии."

    Результаты "шоковой терапии"

    "Шоковая терапия" привела к неоднозначным результатам. Гайдар и его единомышленники, СМИ, которые поддерживали его, и те, кто извлек выгоду из реформ, оценивали их очень положительно. Они указывали, что освобождение цен привело к балансу между спросом и предложением. Свободные цены вернули на полки магазинов основные товары, положив конец очередям, которые были неотъемлемой частью жизни потребителей в Советской России.

    Механизм рынка был приведен в движение. Несмотря на галопирующую инфляцию, рубль вернул себе функцию денег как средства обращения и платежа, которую он почти потерял в советской экономике. Это помогло восстановить связи между предприятиями. Без этого полная остановка производства была бы неизбежна.

    Основные институты рыночной экономики появились с удивительной быстротой. До конца президентства Горбачева в 1991 году, большинство форм частного бизнеса было все еще незаконно. Всего за несколько лет в России возник большой частный сектор финансовых услуг, включающий сотни новых коммерческих банков и инвестиционных фондов.

    Сокращение расходов на оборону и тяжелые отрасли промышленности способствовало структурным изменениям в экономике. В начале 1990-ых годов, когда эти отрасли были практически парализованы, отмечался небывалый рост в сфере услуг, доля которой в валовом национальном продукте поднялась с одной трети в 1990 году до почти двух третей в конце 1990-ых годов. Впервые со времен НЭПа производство услуг превысило производство товаров. Реформы привели к появлению новых мощных экономических интересов, поддерживающих дальнейшее углубление либерализации.

    50. Как называется парламент в современной России из каких палат он состоит

    двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации/Верхняя палата/ и Государственная Дума /Нижняя палата/

    51. Перечислите основные политические партии, действующие в современной России.

    Справедливая Россия, ЛДПР, Единая России, Яблоко, КПРФ, СПС, Либеральная Россия

    Метод «шоковой терапии»

    С 1992 г. в России началась резкая экономическая модернизация, получившая название «шоковая терапия». Главным постулатом экономистов-радикалов, вошедших в российское правительство в октябре – ноябре 1991 г. и составивших план реформ (Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс и т.д.), была идея об абсолютном преимуществе неподконтрольной государству рыночной системы. Приоритетной задачей, по их мнению, была либерализация (освобождение) экономики, которая в быстрые сроки (в течение года) выведет хозяйство страны из кризиса. Монетаристская экономическая теория, которой придерживались Е.Т. Гайдар и его единомышленники, настаивала на необходимости активного осуществления процесса дерегулирования и свертывания государственного присутствия в экономике. То есть важнейшим процессом на 1992–1993 гг. должна стать приватизация как можно большей части государственного имущества. Нужно заметить, что вся эта программа была выстроена по классическому монетаристскому канону и совершенно не учитывала реальных экономических, социально-политических и культурных традиций и обстоятельств, сложившихся в России.

    В октябре 1991 г. на Съезде народных депутатов России президент Б.Н. Ельцин выступил с изложением плана экономических реформ на 1992 г.

    Основными мерами должны были стать :

    1) разовое введение свободных цен с января 1992 г., что определит реальную рыночную стоимость товара, ликвидирует товарный дефицит и заставит работать механизм конкуренции;

    2) либерализация торговли, что ускорит товарооборот и создаст инфраструктуру по сбыту крупных объемов продукции;

    3) широкая приватизация жилья и государственных предприятий, что превратит крупные массы населения в собственников. За 1992 г. должно быть приватизировано более 50% предприятий легкой и пищевой промышленности, строительства, торговли, предприятий бытового обслуживания и общественного питания и т.д.

    Характеризуя данную программу реформ, Б.Н. Ельцин сказал: «Хуже будет всем примерно полгода <…>, к осени стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Очень скоро выяснилось, что президент ошибался.

    Уже первая мера (отпуск цен) привела к крайне тяжелым результатам. Цены сразу же возросли в 10–15 раз. Поскольку программа Е.Т. Гайдара планировала увеличение цен примерно в 2,5 раза, то заложенное в плане поднятие зарплат и пенсий в среднем на 70% оказалось не просто недостаточным, а практически незаметным и привело к тому, что большинство населения страны в одночасье оказалось за чертой бедности. При этом правительство проводило резкое сокращение финансирования большинства социальных программ, что было необходимо для создания бездефицитного бюджета. Бездефицитный бюджет, в свою очередь, являлся условием предоставления иностранными кредиторами России финансовой помощи, без которой страна уже не могла обходиться.

    К лету 1992 г. острейшей проблемой стала убыточность всех предприятий. Либерализация цен и отсутствие государственных дотаций привело к тому, что предприятия взвинчивали цены на свою продукцию, а это, в свою очередь, к росту цен на транспорт, энергоносители и т.д. Образовался замкнутый круг. Не имея средств, предприятия не выплачивали работникам зарплату, закрывались, отправляя их в бессрочные отпуска. Росла безработица. Так как Центробанк вел свою политику, не принимая курс реформ Е.Т. Гайдара, и значительно увеличил денежную эмиссию, началась гиперинфляция.

    С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. Каждый гражданин России получил ваучер на 10 тыс. рублей, символизировавший его долю в общественном состоянии. Когда реформа рассчитывалась, эта сумма равнялась стоимости двух автомобилей, когда же приватизационные чеки были розданы, 10 тыс. рублей уже стоили 2 кг колбасы. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий. Большинство людей продали свои ваучеры за небольшую сумму (иногда – за несколько бутылок водки) или вложили их в инвестиционные фонды, вскоре исчезнувшие. В основном эти инвестиционные фонды были связаны с криминальными структурами, которые за бесценок скупили акции предприятий. Таким образом, от приватизации выиграло очень небольшое количество людей. Подавляющее большинство граждан осталось без ваучеров, без доходов, без зарплат и без работы. К 1993 г. спад промышленного производства составил 35%, произошло резкое снижение уровня жизни народа. Цены выросли в 100–150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10–15 раз.

    Четверть века назад советскую экономику попытались перевести на рыночные рельсы. Это была одна из самых масштабных экономических реформ в истории. Спор о ее результатах и методах, которыми пользовались реформаторы, не прекращается до сих пор. «Лента.ру» вспоминает, как проводилась «шоковая терапия» и к чему она привела. Первая часть материала доступна по .

    Польский образец

    Китайскую модель развития отвергли - пример «братьев навек» не вдохновил советских руководителей. Куда ближе России была модель переходной экономики, реализуемая в странах Восточной Европы. В особенности пристально в Москве смотрели на Польшу. Здесь уже никакой пропасти в менталитете не существовало. Славянское государство, долгое время находившееся в одном экономическом и военном блоке с СССР, - идеальный образец для подражания.

    «Тогда реформы проводились в Польше. Осенью коммунисты либерализовали цены и передали власть правительству Тадеуша Мазовецкого и Лешека Бальцеровича (премьер-министр Польши и глава Минфина соответственно - прим. «Ленты.ру» ). Понятие "шоковая терапия" возникло именно в то время - так называли реформы Бальцеровича. После либерализации цен там самыми жесткими мерами взялись за финансовую стабилизацию. Мы решили, что нам нужно что-то подобное», - говорит Евгений Ясин.

    Действительно, Польше удалось провернуть без пяти минут экономическое чудо. Реформы стартовали 1 января 1990 года, и в течение двух лет страна перешла на рыночную экономику.

    Шоковая терапия в Польше сработала. В 1990 году ВВП упал на 11 процентов, в 1991-м - на 7 процентов. А уже в 1992-м экономика пошла в рост и к середине 1990-х лидировала в регионе по этому показателю. Реформы оказались настолько эффективными, что и сейчас Польша выделяется среди своих соседей (это единственная страна в Восточной Европе, которой удалось избежать спада во время финансового кризиса конца нулевых).

    В крутом пике

    Действуя по польскому сценарию, 2 января 1992 года российское правительство объявило о прекращении регулирования цен и свободе торговли. В течение нескольких дней прилавки наполнились товарами. Но на этом сходство реформ в Польше и России закончилось - дальше, как говорится, «что-то пошло не так».

    В Польше цены в течение года после либерализации поднялись в 3-4 раза. В России такой скачок произошел единовременно. И затем инфляция не подумала останавливаться, быстро обретя приставку «гипер». Финансовая система стремительно долларизовалась. Несмотря на рост денежной массы, широкое распространение получили бартерные схемы.

    Следующий этап - приватизация, которая началась еще в 1991 году, но по-настоящему развернулась на пару лет позже. В теории каждый гражданин России получил право на общенародную собственность через эмиссию ваучеров. Но большая часть потенциальных «народных инвесторов» свои приватизационные чеки быстро продала. И как впоследствии выяснилось, это было чуть ли не оптимальным решением - многие из тех, кто пытался вложить ваучеры во что-то, не получили в итоге вообще ничего. Практически все «жирные» куски госсобственности достались приближенным к власти лицам посредством залоговых аукционов. Так появились российские олигархи.

    В результате экономика России оказалась в затяжном пике. Вернуться к вялому росту удалось лишь во второй половине 90-х, но буквально тут же последовал «контрольный выстрел» в виде дефолта 1998 года. Лишь год спустя начался восстановительный рост и постепенный подъем со дна.

    Почему так получилось? Многие считают, что концепция шоковой терапии была в принципе ошибочной и для России не подходила.

    «Вариант с немедленным заходом иностранных денег и с последующей модернизацией, которая хороша для малых экономик, для той крупной индустриальной экономики, которой была Россия, очень сложной, с крупным военно-промышленным комплексом, не годится. Это все равно, что телегу сбросить с горы, вместо того, чтобы осторожно ее спускать», - говорит Яков Миркин.

    В начале девяностых американский экономист Джеффри Сакс консультировал по вопросу реформ сначала Польшу, а потом Россию. И если о польском этапе деятельности эксперт отзывается как о своем большом успехе, то работу в России квалифицирует как провал, объясняя это тем, что большая часть его рекомендаций проходила мимо ушей российских реформаторов.

    Американское равнодушие

    Сакс пишет, что, в отличие от Польши, в России не было принято мер по сдерживанию денежной массы. Напротив, она росла как на дрожжах, что и спровоцировало гиперинфляцию. Во многом тут виноваты соседи России из бывшего СССР, еще в течение года имевшие право эмитировать рубли. Нетрудно догадаться, что они этим правом пользовались по максимуму.

    Американский специалист подчеркивает слабую компетентность в вопросах экономики большинства российских чиновников и экспертов того времени, указывая и на прямую нечистоплотность. В частности, он обвинил советника Росимущества по вопросам приватизации Андрея Шлейфера (также гражданина США) в материальной заинтересованности при реализации государственных активов. К слову, Шлейфера в 2005 году американское правосудие заставило заплатить штраф в два миллиона долларов, постановив, что он не имел права заниматься бизнесом в России. Кроме того, Сакс считает крайне неудачной идею приватизации добычи полезных ископаемых, против чего он возражал весь свой период работы в Москве.

    Но все-таки главную вину за провал российских реформ Сакс возлагает на внешних игроков, в первую очередь на руководство США и МВФ. Польша, по его словам, в 1990 году получила от международного сообщества все возможные уступки и преференции. Так, ее колоссальный внешний долг (30 миллиардов долларов) был списан наполовину. И буквально тут же Варшаве предоставили новые стабилизационные кредиты на очень щедрых условиях. Все это помогло обеспечить приток в страну частных инвестиций и заложить фундамент для будущего развития.

    Ничего подобного в отношении России сделано не было. Долги взыскали до копейки (и более того, страны G7 угрожали прекратить всю гуманитарную помощь при малейшей просрочке выплат), а финансовая поддержка если и оказывалась, то на полностью рыночных условиях. Сакс объясняет это позицией США, по сути навязавших МВФ свое нежелание помогать России. В самом фонде анализ событий в РФ толком не проводился.

    Что касается Америки, то в 1992 году администрация президента Джорджа Буша-старшего не хотела даже разговаривать об оказании поддержки Москве из-за предвыборных перипетий. Пришедший ей на смену кабинет Билла Клинтона Россией не интересовался вовсе, воспринимая ее как слабого, поверженного противника. Люди, которые были поставлены Клинтоном на связанные с российским направлением посты, в экономике вообще не разбирались. России пришлось выживать исключительно за счет собственных усилий и скромных ресурсов, и реформы здесь принесли совершенно иной результат, чем в Восточной Европе.

    «На тот момент была высшая точка добрых отношений с Западом, но массового потока инвестиций, которые интегрируют экономику, не было. На то имелись объективные причины. В это время Западная Германия должна была "переварить" ГДР, а ЕС занимался интеграцией бывших стран соцлагеря. И к тому же Россия в системе опознавания "свой-чужой" продолжала оставаться ближе к "чужим". Ее риски всегда оценивались как запредельные. Да и мы не были готовы к такой интеграции, как к Восточной Европе, когда, скажем, банковские системы перешли в собственность к иностранцам», - объясняет Яков Миркин.

    Несмотря на жесткую критику (как изнутри, так и извне) реализованного в России курса реформ, многие считают, что в конечном счете все делалось верно. «Я не могу позволить себе сказать, что мы шли единственно правильной дорогой. Но в том, что мы в целом делали все правильно и, главное, добились успеха, я нисколько не сомневаюсь», - подчеркнул Евгений Ясин.

    Цена преобразований, проведенных Гайдаром и его последователями, оказалась для России высокой. Во многом потому, что реформаторы совершенно не учитывали реальную ситуацию в экономике страны, предпочитая действовать по принципу «до основанья, а затем...», считает Руслан Гринберг.

    «Егор Тимурович - это трагическая фигура. Он был человеком порядочным, человеком идеи, к сожалению, слишком идейным. На птичьем языке науки это называется онтологизацией теоретических схем, когда человек модные доктрины без всяких колебаний воплощает в жизнь. Так же, как большевики в 1917 году внедряли доктрину, которая должна была привести всех к счастью через репрессии и голод. Тогда проповедовалось буйное равенство без свободы, а в 90-е - буйная свобода без всякого равенства. И не могло это кончиться иначе, чем кончилось сейчас», - заключает он.