Распределение.

(B контексте оценки жизненного цикла)

Выделение частей входных (5.11) или выходных потоков (5.12) единичного процесса (5.8), относящихся к исследуемой продукционной системе (5.6).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

(appropriation) 1. Распределение чистой прибыли организации по счетам. Некоторые платежи могут рассматриваться как расходы и вычитаться сразу же, до расчета чистой прибыли; другие платежи являются результатом распределения прибыли – как только ее размер утвержден. К первой группе относятся такие нормальные коммерческие расходы, как заработная плата и жалованье наемного персонала, транспортные расходы, плата за свет и отопление и большая часть выплат процентов внешним источникам финансирования. Распределение чистой прибыли включает платежи по подоходному налогу или налогу на корпорацию, дивиденды акционеров, отчисления в резервный фонд и, в случае с партнерствами, жалованье и проценты на капитал, выплаченные партнерам. См. также: накопленная прибыль (accumulated profits). 2. Распределение заемщиком средств, выплачиваемых в счет погашения нескольких ссуд, взятых у одного и того же кредитора. Право распределять выплаты по задолженностям принадлежит заемщику, однако, если он не может этого сделать сам, распределением имеет право заняться кредитор. 3. Документ, конкретизирующий определенную партию товаров, которая должна быть поставлена в рамках форвардного контракта. Например, в некоторых случаях форвардные контракты предусматривают отгрузку товаров в течение шести месяцев. При заключении контракта характеристики товаров могут не конкретизироваться. Перед отгрузкой поставщик должен уведомить покупателя о том, какие именно товары он намерен отправить ему по контракту, конкретизируя их, например, указывая маркировку и номера упаковок по группам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1.Политика доходов, как инструмент социально-экономического управления.

ПД (Политика Доходов) является составной часть экономической и социальной политики государства. Реализация того или иного варианта ПД влечет за собой трансформацию распределительных отношений в обществе в сфере первичного и вторичного распределения доходов населения. ПДиЗП имеет свой особый объект - доходы населения.

2.Методы политики доходов и заработной платы.

    Нормативно-правовые (законодательные) - разработка норм, нормативов, социальных стандартов, разработка федеральных законов, поправки конституции, указов президента.

    Экономические методы - Определение минимальных социальных гарантий: минимальная оплате труда; ставка ЕТС (единая тарифная сетка), налоговая политика, политика

    Административные - базируются на силу власти, включают запреты и разрешения, часто ограничивают экономическую свободу участников рынка.

    Согласительные (социальное партнерство) - заключается в согласовании действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда, занятости через систему многоступенчатых переговоров на следующих уровнях: 1 уровень - генеральная, 2 уровень - региональная (отраслевые переговоры), 3 уровень - коллективные.

3. Недостатки рыночного механизма регулирования экономики. Социально-экономические функции современного государства. Смешанная экономическая система.

Установление рыночной экономики усугубляет социальные и экономические расслоения в обществе (устанавливается неравенства доходов). Основные причина неравенства доходов можно сгруппировать в 3 блока:

    Объективные причины – отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая, межпрофессиональная дифференциация оплаты труд, образовательный уровень, стаж работы, владение собственностью

    Субъективные причины - Связаны с характеристиками личности.

3.Специфические причины - Связаны со специфической особенностью рыночной среды, конъюнктуры рынка и другими причинами.

4. Понятие социального государства; основные модели социального Государства.

Впервые положения социального государства встречаются в трудах Людвига Фон Штайна (Германия, 19в.). В 1949г. Широкое распространение социальное государство получило, когда в конституции ФРГ появилось понятие социального государства (первая демонстрация новой сущности государства с основными принципами: соц. справедливость, соц. равенство, обеспечение соц. гарантий).

Идеи социального государства представлены тремя моделями :

    Либеральная модель

    Консервативная (корпоративная)

    Социально-демократическая

Модели отличаются по факторам:

    Объемом социальных расходов на социальное обеспечение.

    Степенью независимости индивидуума от рынка.

Либеральная модель (США, Канада, Австралия): ограничение предоставления пособий и услуг в качестве права; существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Консервативная (Австрия, Франция, Италия, Германия): обязательный набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью (религиозной); эффект перераспределения незначителен и основная идея – социальная стабильность; большое внимание уделяется семье, как ячейке общества.

Социально-демократическая (Швеция, Норвегия): всеобщее социальное обеспечение – государственная медицина, государственное образование; достигается высокий уровень перераспределения благ и услуг; справедливое и равномерное распределение доходов; всем гражданам достойный уровень жизни; активная роль государства.

5.Цели, объекты и субъекты социальной политики. Международные социальные нормы и стандарты.

Элементами социальных гарантий и социальной защиты являются:

    Профессиональная подготовка граждан к трудовой деятельности.

    Реализация способностей граждан в процессе трудовой и производственной деятельности.

    Гарантия недопустимости принудительного труда.

    Гарантии обеспечения общедоступности образования.

    Минимизация потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.

    Социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальное страхование.

Объектом отношения социальной защиты являются социально уязвимые слои населения.Объектом отношения социального страхова ния является наемный работник.

Составные части социальной защиты:

    Система денежных выплат.

    Система социальных услуг.

По источникам финансирования:

    Социальное страхование

    Социальная помощь.

Субъектами социальной защиты являются все ветви власти.

Международные нормы и стандарты в области соц. Политики содержатся в конвенциях, рекомендациях и резолюциях след. Организаций: ООН, МОТ, ОЭСР, ЮНЕСКО.

Международные нормы можно разделить по территории распространения. 3 вида: общие(для всех стран), Региональные, Двсусторонние. По обязательности претворения в жизнь различают конвенции: 1-обязательные для исполнения государствами- Участниками без ратификации, 2-обязательными по исполнению после ратификации, 3-не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения. В области политики доходов можно выделить некоторые международные стандарты. Конвенция 28 МОТ, конвенция 26 МОТ, рекомендация 30 , конвенция 117 МОТ 1962г «об основных целях и нормах соц. Политики», конвенция 131 МОТ 1971г «О минимальной заработной плате», рекомендация 135 МОТ «О мерах соц. Защиты и борьбе с бедностью» 1971г, рекомендация 167 1983 г «О сохранении прав в области соц. Обеспечения», рекомендация 168 МОТ 1983 г «о проф. Реабилитации и занятости инвалидов».При разработке соц. Политики и расчете прожиточного минимума необходимо учитывать основные потребности семьи трудящегося. Минимальная заработная плата является мерой соц. Защиты в отношении минимально допустимого уровня жизни.

6. Приоритеты социальной политики. Основные направления совершенствования политики доходов и заработной платы в РФ.

Приоритеты социальной политики.

В социально-ориентированной рыночной экономике к общим целям социальной политики относят следующие:

    Гуманизация общественных отношений. Предотвращение роста преступности.

    Стимулирование творческого труда на основе удовлетворения разумных потребностей работников.

    Создание нормальных условий жизнедеятельности.

    Гарантирование всем членам общества минимальным доходом.

    Гармонизация отношений между участниками рыночной экономики (система трипартизма (государство, работодатель, наемник) – социального партнерства(генеральные отношения, отраслевые, коллективно-трудовые)).

Приоритеты социальной политики в РФ:

    Поддержание и подъем уровня жизни населения.

    Защита доходов населения от инфляции.

    Снижение дифференциации доходов населения, обеспечение равномерного распределения доходов.

    Борьба с бедностью, нищетой, мало обеспеченностью. Сокращение масштабов бедности (30-35 млн. человек – за чертой бедности).

    Адресная социальная помощь.

    Активная политика занятости.

    Развитие системы социального страхования.

    Развитие потребительского рынка среднего слоя населения.

    Обеспечение государственных стандартов качества и безопасности товаров и услуг.

    Стимулирование и развитие рынка жилья, медицинского обслуживания.

7.Сущность распределения, как экономической категории.

Распределение представляет одну из фаз общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Распределение как экономический процесс может рассматриваться как для факторов так и для рез-тов произ-ва. Для факт-ов произ-ва распределение это предворяющее условие производства., при котором материальные и трудовые ресурсы переливаются из менее прибыльных в более эффективные отрасли с целью окупаемости каждого фактора производства. Для результатов производства распределение это деление необходимого продукта на цели личного потребления (доходы по труду это з\п, доходы от собственности-дивиденд, рента, прибыль). Законы распределения вытекают из производственных отношений и прежде всего из отношений собственности. Распределительные отношения основываются на отношении общ-ва и регионов, соц групп и отдельных личностей. Распределительные отношения эффективно воздействуют на общественное производство. Распределение доходов формирует понятие соц. Справедливости

8.Понятие дохода, виды доходов населения.

    Под доходом населения понимается сумма денежных выплат и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени, используемых в целях накопления и потребления.

    Классификация видов доходов:

    По форме получения: 1.денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), доходов от собственности в виде процентов и дивидендов, сумм от продажи ценных бумаг, различных изделий, доходов, от оказываемых на сторону услуг 2. Нат. Доходы – включают продукцию, произведенную домашними хоз-ми для личного потребления в нат. Форме. 3. Безденежные доходы – бесплатные или частично оплачиваемые льготы, бесплатные услуги, потребляемые населением за счет общественных или целевых фондов. Источники безденежных доходов:1. Фонды коллективного потребления: общественные фонды потребления ОФП 2. Региональные фонды коллективного потребления – фонды, кот. Содержатся за счет средств регионального бюджета. 3. ФКП на предприятии. 4. Личное подсобное хоз-во. 5. Самозаготовки даров природы. 6. Домашняя работа в домохоз-ве. 4 Совокупный доход (валовой доход) охватывает весь объем средств, поступающий в распоряжения населения. Включает денежные доходы, стоимость натуральных поступлений, стоимость льгот и дотаций за счет средств фондов коллективного потребления. 5. Мобильные доходы – совокупные доходы населения и сбережения населения за вычетом бесплатных услуг из ОФП.

    По отношению к налогообложению и ценам можно выделить следующие доходы: 1. Номинальные доходы- характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен. В других источниках встречается аналогичное название: начисленные доходы, брутто доходы. 2. Располагаемые доходы – номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (чистые доходы, нетто доходы). 3. Реально располагаемые доходы – это располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (отоваренные доходы). 4. Реальные доходы – номинальные доходы скорректированные на индекс потребительских цен.

    По факторам производства(факторные доходы, первичные доходы). 1. Заработная плата – это цена трудовой услуги, предоставляемая наемным работником при реализации деловой активности. 2 вида: номинальная – сумма денег, полученных работником за определенный промежуток времени. Реальная з\п – номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен и тарифов. 2. Доходы от собственности – рента, проценты, дивиденды, роялти (виды доходов от собственности(плата за использование недр)). 3. Предпринимательский доход – прибыль после платы за кредит

    По легальности получения: 1. Легальный доход – в рамках учтенной экономики. 2. Нелегальный – в рамках неучитываемой экономики. 1. Серая экономика- доход от скрытой экономической деятельности (преуменьшение товарооборота, занижение налогов, неучастие в квотировании рабочих мест) 2. Неформальная экономическая деятельность (торговля без лицензии, челночная торговля, оказание услуг знакомым). 3. Доходы от нелегальной экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками, людьми).

    По уровню агрегирования показателей. 1. Совокупный или денежный доход населения РФ. 2. Денежный доход населения субъектов Рф. 3. Денежный доход домохоз-в. 4. Индивидуальный денежный доход.

9.Структура доходов населения Функциональное распределение дохода .

Исследование Доходов населения тесно связано с исследованием структуры доходов по источникам формирования и по направлениям использования. В макроэкономике сущ. 2 аспекта в изучении доходов: 1. Функциональное распределение (по источникам) 2. По направлению использования. При исследовании 1 аспекта основные изучаемые пропорции – соотношение факторных доходов при формировании совокупного дохода. К основным видам экономич. ресурсов относятся труд, земля, капитал и предприним.деятельность. Функциональное распределение доходов связано со способом, где ДД делятся на з\п, ренту, проценты и прибыль. Совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, Выплачивается получателям дохода (владельцам факторов производства), зарплата за труд, проценты за ресурсы, наход. В чьей-то собственности. Функциональное распределение доходов связано с формированием первичных доходов.

Итогом общественного производства является валовой национальный продукт , который проходит в своем движении несколько взаимосвязанных стадий: производство , распределение , обмен и потребление .

Производство является исходным пунктом создания всех материальных и нематериальных благ . Но оно является исходным лишь в рамках той истины, что для того, чтобы жить, человек должен пить, есть, иметь крышу над головой и т.д. В условиях рыночного хозяйства производство будет осуществляться только в том случае, когда не только рынок , но и сфера обмена отправят производителю нужный ценовой сигнал. После того как блага созданы в процессе производства , они заканчивают свое движение в потреблении. Но необходимо упомянуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь в хозяйственных системах без рыночной экономики.

Например, в первобытной общине целью охоты и собирательства было использование т.е. потребление добытых благ за день, но часть все же могла быть отставлена в качестве запаса. В рабовладельческом обществе целью производства было потребление рабовладельцев и лишь малая часть произведенных благ доставалась самим рабам. Вообще в условиях натурального хозяйства (феодализм, рабовладение) потребление является непосредственной целью производства. Но в условиях рыночного хозяйства главной целью производства является получение прибыли. Это – не является недостатком данной системы, а наоборот – ее важнейшее преимущество. Выдающийся австрийский экономист Ф. Хайек подчеркивает: «Стремление производителя к прибыли – это как раз то, что обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов. Кричащие лозунги социалистической системы «производство во имя потребления, а не ради прибыли...» говорит о полном отсутствии внимания к как создаются и приумножаются производительные возможности ».

Конечно же, в итоге, производство осуществляется ради потребления. Но необходимо еще раз отметить тот факт, что непосредственная и конечная цель производства могут не совпадать, что происходит в рыночной системе хозяйства. Если же рассматривать производство как непрерывный и постоянно возобновляемый процесс, который состоит из распределения, обмена и потребления, то в этом случае можно говорить о процессе воспроизводства .

Обмен является не менее важной экономической категорией наряду с производством. Многие экономисты - неоклассики подчеркивали мысль о производительности обмена . Это значит, что обмен обеспечивает рост общественного богатства. Но данная идея далеко не всегда была общепризнанной и распространенной. Например, физиократы (Ф. Кенэ , Ф. Р. Тюрго и др.) считали производительным лишь труд в сельском хозяйстве. Представители политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо) считали производительным также труд в промышленной сфере. Основоположник марксизма К. Маркс считал производительным лишь сферу материального производства и, мало того, всевозможно акцентировал внимание на непроизводительном характере обмена. Он говорил, что в данной сфере деятельности человека не создается ни один из видов благ, а лишь происходит смена денежной формы стоимости на товарную и наоборот. Здесь неоклассики задают вопрос: а правильно ли вообще говорить о способности человека создавать материальные блага как таковые? Известный экономист А. Маршалл разъяснил данную мысль таким образом: все, что мы можем сделать с физической природой – это или перестроить (комбинировать) какие-либо материальные предметы таким образом, чтобы сделать их полезными, например, соединить между собой деревянные бруски и доски сделав стол; или же разместить эти материальные предметы таким образом, чтобы природа сама сделала их полезными для нас (посеять зерна в поле и получить пшеницу). А. Маршалл приводя подобные рассуждения ссылается на известного философа Френсиса Бэкона, который говорил, что в реальности человек не способен ни к чему другому, кроме как соединять тела природы. Все остальное природа делает внутри себя. С данной точки зрения обмен тоже производителен наряду с производством, т.к. способствует перемещению (распределению) благ в пространстве, после чего они наиболее полно удовлетворяют человеческие потребности, а поэтому и увеличивают богатство общества.

Распределение как экономическая категория – это не только распределение каких-то производственных товаров и услуг. Здесь также подразумевается распределение ресурсов и факторов производства. Следовательно, распределение зависит от существующего института собственности, т.к. все факторы производства принадлежат их собственникам. При рыночной экономике процесс распределения имеющихся ресурсов протекает под действием ценового механизма, а не по чьему-либо указанию.

Обмен и распределение не просто рождают связь между производством и потреблением. Ведь само производство невозможно без существования обмена и распределения.

В западной экономической мысли принято начинать анализ рыночного хозяйства с обмена и распределения. Подчеркивается их «первичность» и это не случайно. Экономика появляется только тогда, когда появляется добровольный обмен, а распределение, в свою очередь, осуществляется не по воле феодала или рабовладельца, а на основе существующих рыночных сигналов. В одном из своих трудов Ф. Хайек упоминал: «Обилием продукта мы обязаны методам «распределения», т.е. системе рыночного ценообразования. Объем того, что мы делим, зависит от принципа организации производства, а в данном случае это рыночная система ценообразования и распределения ».

Потребление , по словам А. Маршалла, можно рассматривать как определенное отрицательное производство. Так как в результате потребления разрушается или уменьшается полезность блага, то поэтому потребление рассматривается как отрицательное производство. Но все же нельзя воспринимать потребление лишь как процесс уничтожения полезности. Ведь потребление можно разделить на два вида – личное и производственное , или производительное потребление . Личное потребление существует вне сферы общественного производства: еда и питье, чтение всегда являются лишь индивидуальным процессом, за исключением случаев тоталитарных режимов и казарменных порядков, где власти и вышестоящее руководство стремятся минимизировать всяческие индивидуальные решения и акты. Наряду с этим есть множество благ, предполагающие коллективное (общественное) потребление: кино и театры, спортивные состязания и т.д. Нужно отметить, что с развитием электронных средств информации (того же интернета) становиться возможным потреблять данный вид благ и в индивидуальном порядке.

Производственное (производительное) потребление предполагает использование так называемых косвенных благ, или, другими словами, средств производства, в целях создания новых потребительских благ. В принципе, процесс производства – это и есть производительное потребление.


Производство - это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека.

Производство и его секторы

Производство разделено на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой - группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д.

В экономической теории весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство; вторичный - промышленность и строительство. К третичному сектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства.

Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый - призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция.

Деление национальной экономики на реальный и финансовый секторы в известной мере условно. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями. Финансовый сектор не имеет четких границ, он охватывает движение денежных средств, предоставление финансовых услуг, управление финансовой деятельностью.

Понятие обмена

Обмен - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Способы обмена весьма многообразны. Он может производиться с помощью бартера или опосредованно - через деньги, быть свободным или строго регулируемым. Одно бесспорно: обмен выгоден для его участников и эффективен для общества.

Распределение

Как обмен, так и функционирование экономики в целом предполагают соблюдение известных пропорций, количественных параметров. Последние определяются в процессе распределения экономических ресурсов и потребительских благ.

Распределение в узком смысле означает определение размера дохода, получаемого отдельными участниками экономической деятельности и социальными группами.

Экономистов интересует, как распределяются доходы, каковы их структура и динамика, как влияет распределение доходов на производство, обмен, потребление.

Распределение доходов в любом обществе не бывает строго равномерным: одни социальные группы (предприниматели, высококлассные специалисты) получают высокие доходы, другие (работники невысокой квалификации, пенсионеры) - имеют сравнительно низкие доходы, третьи - средний класс, т.е. подавляющая часть квалифицированных работников и членов их семей, - получают доходы, обеспечивающие достаточное качество жизни, сложившийся в обществе жизненный стандарт.

Разница в уровнях доходов обусловливается прежде всего тем, какими факторами производства владеет тот или иной экономический агент. Распределение доходов по производственным факторам носит название функционального распределения. При этом определить количественные пропорции практически весьма сложно. В реальной действительности люди нередко получают доходы не от одного, а от нескольких факторов.

Распределение доходов, как и сама категория доходов, представляет собой достаточно сложную и противоречивую картину. В «иерархии» доходов различают: личные и совокупный, национальный, номинальные и реальные, валовые и чистые, выплачиваемые и располагаемые доходы.

Первичное распределение (по факторам) не всегда справедливо с социальной точки зрения и недостаточно эффективно с экономической. Поэтому оно дополняется вторичным распределением (перераспределением) через систему налогов, субсидий, страховых взносов, последующих выплат из государственного бюджета, общественных фондов. Первичное распределение осуществляется через механизм рынка, процесс перераспределения протекает при активном участии государства.

В изложенных выше разделах курса выяснены законы формирования рыночных цен на факторы производства, а значит, доходов их владельцев. Согласно доминирующей в настоящее время теории эти доходы распределяются в соответствии с вкладом в производство каждого фактора, т.е. доход лиц наемного труда, капиталистов (владельцев капитала), землевладельцев определяется его предельным продуктом - стоимостью, которую создает последняя используемая единица труда, капитала, земли.

Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, и наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределение доходов в обществе.

Полученное в результате функционирования экономической системы и измеренное с помощью кривой Лоренца распределение доходов в обществе может не устроить политическое руководство страны, так как высо-


Рис. 2.45.

1 - концентрация доходов до взимания налогов и выплат дотации; 2 - концентрация доходов после взимания налогов; 3 - концентрация доходов после взимания налогов и осуществления мер социальной политики

кая степень дифференциации доходов может привести, как свидетельствует исторический опыт, к социальному недовольству. В этом случае правительство задействует методы перераспределения доходов посредством активизации налоговой и социальной политики. В частности, с более высоких доходов взимается, как правило, более высокий налог, а такие государственные программы, как социальное страхование, выплата пособий, дотаций, продовольственная помощь, увеличивают доходы беднейших слоев населения страны.

Если исходное состояние экономической системы оптимально по Парето, т.е. доходы какой-либо группы населения не могут быть увеличены без снижения уровня доходов другой группы, то необходим поиск оптимального компромиссного плана, максимизирующего на каждом шаге его определения уровень дохода группы населения с наименьшим уровнем дохода (максиминный подход - см. параграф 2.3).

При наличии данных, соответствующих конкретным действиям правительства по перераспределению доходов, можно построить кривые Лоренца, отражающие концентрацию доходов: до выплаты налогов, после взимания налогов, а также получения выплат и пособий в рамках реализации социальных программ (рис. 2.45).

Анализируя представленные на рис. 2.45 результаты, можно сделать обоснованный вывод о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.

  • Очевидно, что вопрос о распределении доходов сводится, по существу, к решениюпроблемы распределения вновь созданного национального продукта, так как распределитьможно только то, что произведено.
  • Макс Лоренц (1876-1959) - американский статистик и экономист.
  • Пример взят из работы «50 лекций по микроэкономике»: в 2 т. СПб.: Экономическаяшкола, 2000.
  • Корадо Джини (1884-1965) - итальянский статистик, экономист, демограф.