Распределение бюджета рф на.

Накаленная мировая политическая ситуация заставляет граждан задумываться о будущем. Россия переживает не лучшие времена. Экономика, можно сказать, перерождается заново, и это влечет неизбежность издержек в виде дефицита федерального бюджета. Народ чувствует себя не стабильно, а потому уже сейчас задается вопросом: каков бюджет России на 2017 год в цифрах ?

При подготовке бюджета учитываются важные факторы. Это нефтегазовая составляющая, общая мировая обстановка. Закладывая статьи на будущий трехлетний период, власти также уделили внимание существующим санкциям иностранных государств против нашей страны и ответным мерам России на них.

Закон, определявший бюджет на 2016 год стал новшеством, потому как традиционно бюджет определяется на следующий год и планово – еще на 2 года. Но в виду отсутствия четких прогнозов и постоянных перемен (не всегда в лучшую сторону), правительство не рискнуло брать на себя ответственность прогнозировать на 3 года вперед.

Однако в 2016 году власти, судя по всему, настроены оптимистично, ведь уже в ближайшие недели будет и заложены средства на 2018 и 2019 годы. Действовать федеральный закон начнет с 01 января 2017 года.

Итак, согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. О чем говорят эти цифры? Да, денег государству не хватает . Номинально это практически цифры 2016 года. Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 год составит 2.8 млрд, то в 2018 — 2 млрд, а в 2019 году будет равняться 1.1 млрд. рублей

Валовый внутренний продукт в следующем году по прогнозам составит 86,8 млрд. К 2019 году он, вероятно, поднимется до цифры 98,8 млрд.

В процессе разработки закона о бюджете, власти не раз акцентировали, что единственное средство на пути к стабилизации бюджета — это максимально сократить расходы. Причем, такая политика действует и сейчас: ожидаемый дефицит бюджета 2016 года должен был составить 3,7 миллиардов. Однако уже внесены поправки в части уменьшения этой цифры. Теперь она немногим более 3 млрд рублей. Есть вероятность, что в 2017 году дефицит имеет шансы на сокращение более чем на 15%.

Откуда брать дефицитные средства?

В 2016 году большая часть дефицита покрывалась засчет Резервного фонда. Сейчас в нем хранится почти 3 млрд рублей. В 2017 году перспективы Резервного фонда уже определены: он полностью иссякнет. Поэтому, эту часть финансирования пришлось кардинально менять. Теперь будет задействован Фонд национального благосостояния, величина которого составляет 4,6 трлн. В 2017 году он опустеет на 0,66 трлн, а в 2018 — на 1,2 трлн рублей.

В целом, государство стремится к уменьшению внешних заимствований и приоритетности заимствований внутренних. В части внешнего долга бюджет России на 2017 год в долларах остановится на отметке $7 млрд, а в последующие годы верхняя планка займа опустится до $3 млрд. Причем, даже эти цифры по мнению властей возможно заимствовать на внутреннем рынке, в иностранной валюте.

Минфин в пояснительной записке к проекту федерального бюджетного закона указало, что общий государственный долг в периоде 2017-2019 не превысит безопасную отметку в 20% ВВП.

Структура расходов бюджета

Наименьшую часть в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы как образование и здравоохранение (соответственно 3,5% и 2,3%). Правительство обещает сокращение количества бюджетных мест в вузах более чем на 40%. . Эта мера направлена на снижение расходов на образование и повлечет массовые увольнения научных сотрудников и преподавателей. Кроме того, сокращается обеспечение программы по развитию образования. В 2017 году ее урежут более чем на 20%.

На долю национальной экономики выпало 14,2%. Планируется увеличить предпринимательскую способность населения, тем самым восстановить рост экономики, поддержать некоторые инвестиционные проекты.

Бюджет в сфере ЖКХ стремительно сокращается: в 2017 году этой сфере планируется выделить 58 млрд рублей, а в 2018 лишь 28,8 млрд рублей.

Бюджет МВД России на 2017 год составит почти 1968 млрд рублей, это 12,2% доли общих расходов. Однако, это ведомство ждут существенные изменения, в первую очередь, они касаются кадрового наполнения. Ужесточаются требования не только к профессиональным качествам , но большую роль теперь играет морально-психологические аспекты личности отдельно взятого работника. Эти критерии введены отчасти и как условия для сокращения штатных единиц. К октябрю 2017 года может уменьшиться почти на 10%. Это значит, что 100 тысяч сотрудников останутся без работы. Нововведения мало коснутся сотрудников, работающих «на местах», непосредственно с населением (участковые, например). Доля их сокращений составит не более 2%. Оставшихся в рядах МВД ожидают приятные бонусы — прибавка 5% к зарплате.

Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции. Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд. Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.

Ранее бюджет был принят Госдумой и ободрен Советом Федерации.

Закон о федеральном бюджете на трехлетний период предусматривает доходы в 2017 г. в размере 13,487 трлн руб., расходы - 16,240 трлн рублей. Доходы на 2018 и 2019 гг. прогнозируются на уровне 14,028 трлн руб. и 14,844 трлн руб. соответственно, а расходы составят 16,039 трлн руб. в 2018 г. и 15,986 трлн руб. в 2019 году. Дефицит федерального бюджета в 2017 г. составит 2,753 трлн руб. и будет планомерно сокращаться до 2,011 трлн руб. в 2018 г. и до 1,142 трлн руб. в 2019 году.

Бюджет был подготовлен исходя из среднегодовой цены на нефть в $40 за баррель и инфляции не выше 4% на плановый период. Предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 руб., в 2018 году - 68,7 руб., в 2019 году - 71,1 руб.

Социальные расходы

Документ содержит ряд норм, касающихся социальной сферы. В частности, на профилактику ВИЧ и вирусных гепатитов B и C будет выделено 17,688 млрд руб. в 2017 г., 17,130 млрд руб. - в 2018 г. и 16,757 млрд руб. - в 2019 году. Дополнительные средства (по 3,724 млрд руб. в течение трех лет) будут выделены на реализацию программы "Доступная среда" и систему госгарантий инвалидам.

Ежегодно планируется выделять 25 млрд руб. на реализацию программы "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в сфере дошкольного и общего образования.

На дошкольное образование в Крыму в 2017 году правительство предложило направить 7,781 млрд руб. в 2017 году. Субсидии на дополнительное образование детей в Крыму составят 2,048 млрд руб. в 2017 г., 1,578 млрд руб. в 2018 г. и 1,480 млрд руб. в 2019 году.

Более 13 млрд руб. выделяется в следующем году на поддержку малого бизнеса через внесение взноса в уставный капитал Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, запланировано выделение 10,5 млрд руб. на единовременную выплату ветеранам боевых действий, соответствующий закон Госдума приняла 11 ноября.

Поддержка регионов

Бюджет предусматривает выделение отдельного вида дотаций регионам в 2017 г. в целях обеспечения сбалансированности бюджета. Согласно этому распределению средств, Крым получит дополнительно 18,653 млрд рублей, Севастополь - 5,165 млрд рублей. Третьим получателем такого вида дотаций в следующем году станет Чечня - объем дотаций составит 16,406 млрд рублей.

Объем бюджетных кредитов регионам в 2017 и 2018 гг. увеличивается вдвое, до 200 млрд руб. в год. Ассигнования на бюджетные кредиты субъектам РФ в 2019 г. сохранятся на уровне 50 млрд рублей. При этом кредиты будут предоставляться на срок до пяти лет.

Поддержка АПК

Бюджет предусматривает направление дополнительных субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов от кредитов, выданных предприятиям, работающим в сфере сельского хозяйства, - 16,170 млрд руб. в 2017 г., 12,652 млрд руб. в 2018 г., 12,342 млрд руб. в 2019 году. На поддержку АПК направляется дополнительно 10,638 млрд руб., из них 5 млрд руб. в 2017 г. заложены на докапитализацию Россельхозбанка.

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли проект бюджета с дефицитом более чем в 2,75 трлн руб. Против проголосовали 100 человек, за - 334 депутата. Во втором чтении законопроект рассмотрят в начале декабря

Госдума приняла в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и последующие два года. Согласно документу, доходы бюджета на 2017 год запланированы в 13,4876 трлн руб., расходы — в 16,2408 трлн руб. Таким образом, дефицит составит порядка 2,7532 трлн руб., или более 3% ВВП. В последующие годы доходы бюджета, как ожидается, вырастут, а расходы и дефицит сократятся.

Покрывать дефицит в 2017 году предполагается за счет использования средств Резервного фонда (в размере 1,15 трлн руб.) и Фонда национального благосостояния (в объеме 668,2 млрд руб.). В результате Резервный фонд к концу 2017 года будет полностью исчерпан, а в ФНБ останется 4,19 трлн руб.

Проект бюджета сверстан исходя из цены на российскую нефть Urals $40 за баррель. При этом средний курс доллара к рублю в 2017 году, как запланировано, составит 67,5 руб., в 2018 году — 68,7 руб., в 2019 году — 71,1 руб. Инфляция в 2017-2019 годах, как ожидается, составит 4%.

Оппозиция против «бюджета выживания»

Само правительство характеризует бюджет на 2017-2019 годы (после однолетнего бюджета 2016 года правительство вернулось к трехлетнему бюджетному циклу) как консервативный, постадаптационный и мобилизационный. В частности, в пояснительной записке к проекту бюджета правительство оценивало его как «мобилизационный» (в части доходов) и бюджет экономии (в части расходов), . Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, поясняло правительство. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Такую бюджетную конструкцию . Например, экономический факультет МГУ в своем заключении на проект бюджета рекомендовал построить бюджет не на проциклическом принципе, а на контрциклическом — стимулировать экономику и наращивать бюджетный дефицит сейчас, когда экономика испытывает слабость, а бюджетную консолидацию отложить до того, как возобновится устойчивый экономический рост. Но Минфин считает, что сейчас как раз нужен именно такой ограничительный бюджет как фундамент для стабильной и низкой инфляции, устойчивого валютного курса, стабильных ожиданий бизнеса.

В первом чтении бюджет принят голосами одних единороссов, которые в новом созыве Думы имеют конституционное большинство и могут без участия оппозиции принимать любые законы. Все оппозиционные фракции отказались поддержать документ, сочтя его «бюджетом проедания, замирания и выживания». Минэкономразвития, чей социально-экономический прогноз лег в основу бюджета, в этот раз «даже не попыталось порадовать нас хоть чем-то хотя бы в отдаленной перспективе — до 2034 года ожидается стагнация», сетовал, в частности, представитель фракции ЛДПР Сергей Катасонов. Вся кризисная нагрузка переложена на плечи населения, отмечали оппозиционеры. При таком подходе властей экономический кризис перерастет в политический, предрек лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Депутаты просят денег

Проект закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был правительством в Госдуму 28 октября 2016 года. В сообщении пресс-службы кабмина отмечалось, что ключевые характеристики бюджета на ближайшие три года рассчитаны исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития России на 2017-2019 годы. Предполагается, что во втором чтении законопроект о федеральном бюджете будет рассмотрен Госдумой на заседании 7 декабря, в третьем чтении — 9 декабря.

После того как правительство внесло проект бюджета в Думу, документ пока не менялся — его лишь оценивали фракции, комитеты палаты и приглашенные бюджетным комитетом эксперты-экономисты из ведущих российских институтов. По итогам изучения проекта комитет по бюджету рекомендовал правительству изыскать дополнительные средства для финансирования здравоохранения и образования (в частности, предусмотреть в бюджете средства на масштабный проект лидера единороссов Дмитрия Медведева — строительство и реконструкцию школ; сейчас денег на это в проекте не заложено). Кроме того, от правительства ждут дополнительных денег на поддержку малого бизнеса, промышленности, моногородов, сельского хозяйства. Также депутаты рекомендуют резко нарастить бюджетное кредитование регионов, долги которых давно превысили 2 трлн руб.

Эти и другие рекомендации основаны на приоритетах, определенных для бюджета единороссами. Министр финансов Антон Силуанов на заседании Думы в пятницу неоднократно подтвердил, что правительство готово изыскать резервы для дополнительного финансирования этих приоритетов. На какие именно дополнительные средства смогут рассчитывать приоритетные проекты, в постановлении Думы не сказано.

Перспектива-2018

Парламентская оппозиция требует от правительства смелости и решительности: не сокращать расходы, а принять меры для ускоренного пополнения бюджета, собрав дополнительные деньги с богатых людей (с помощью введения прогрессивной шкалы налогообложения), нефтяных и газовых компаний (за счет отмены возмещения НДС за экспортные операции) и т.д. Но не принять бюджет — гораздо хуже, чем принять, первое приведет к настоящим потрясениям, убеждал оппонентов председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров.

Предложения, включающие, в частности, введение прогрессивной шкалы налогообложения, Минфин готовит к 2018 году, сказал депутатам Силуанов. Сейчас прогрессивное налогообложение вводить невозможно: это лишь спровоцирует увод доходов в тень, опасается Минфин. Прогрессивная шкала была в России до 2000 года, но все числились получателями минимальных зарплат и налогов не платили, напомнил представитель фракции единороссов Александр Жуков. Отмена возмещения НДС для газовиков и нефтяников просто разорит отрасли, сделав их продукцию неконкурентоспособной: им придется платить НДС дважды — в странах, куда они продают продукцию, и в России, пояснил депутат.

И Силуанов, и думские единороссы убеждали оппонентов, что бюджет гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами при любых обстоятельствах — и это главное. Надежность и предсказуемость бюджетной политики создаст основу для возобновления экономического роста, надеется Силуанов.

Сложная экономическая ситуация в России заставляет задумываться наперед о том, какая жизнь ожидает в будущем нас, простых граждан. Будущее обычных людей напрямую зависит от того, какой политики собираются придерживаться власть имущие в наступающем периоде. Сегодня мы узнаем о том, каков будет бюджет России в 2017 году.

Особенности федерального бюджета РФ на 2017 год

Как известно, бюджет РФ разрабатывается сразу на 3 года вперёд, потому уже сейчас можно говорить о том, какими будут бюджетные показатели России в 2017-2019 годах. Однако, цифры в этом бюджете, со временем, под воздействием различных факторов и обстоятельств могут быть изменены, в т.ч на изменение различных бюджетных показателей очень существенно может повлиять — мировая политика и экономика.

Следует отметить, что федеральный бюджет на 2017-2019 г ., принят Госдумой — 9 декабря 2016г. и подписан президентом РФ — 20 декабря. Бюджет страны рассчитывается из множества факторов. Далеко не последнее влияние на него оказывает курс доллара, общая политическая обстановка на внешней арене и пр. Кроме того, большое влияние на экономику страны оказывают введенные санкции и ответные меры на них. Принятый Федеральный закон о бюджете вступит в силу с 01 января 2017 года.

Бюджет России 2017 в цифрах

Доходы — составляют 13488 миллиарда рублей.

Расходы – 16241 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета – 2753 миллиарда рублей. Планируется уменьшить дефицит бюджета за предстоящие 3 года до 1.1 млрд рублей. Аналитики рассчитывают, что в 2017 г. уровень бюджетного дефицита уменьшится на 15%. Однако все в один голос утверждают, что сокращение это может произойти только за счет уменьшения расходов государства, в том числе, и на нужды населения.

Таблица доходов и расходов бюджета РФ на 2017 год

Минфин сбалансировал бюджет на 2017-2019 годы, уменьшив бюджетные расходы на 6, 9, 11% соответственно.

Основные усилия представленной бюджетной политики сосредоточатся на сокращении дефицита: в 2017 году он составит 2,7 трлн руб. (3,2%), в 2018 году — 1,98 трлн руб. (2,2%), в 2019-м — 1,13 трлн руб. (1,2%).

Приоритеты подешевели

В результате все приоритеты правительства — старые и новые, которые готовятся по аналогии с национальными проектами предвыборной кампании президента 2012 года, финансируются очень скромно.

На 2017 год Минфин заложил на эти цели всего 30 млрд руб. На всю трехлетку в бюджете учтены расходы на эти приоритеты не более 75 млрд руб., следует из материалов ведомства.

Отметим, что это не совсем то, чего ожидали в Белом доме.

В среду Дмитрий Медведев сообщил, что расходы по приоритетным проектам на следующий год «измеряются в пределах до 150 млрд руб.». Премьер-министр также сообщил, что по девяти из одиннадцати приоритетных проектов есть определенность с целевыми показателями.

Из проекта бюджета Минфина следует, что определенность есть только по семи проектам. Двух проектов в перечне расходов на 2017 год нет вообще. А по трем проектам («Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные и качественные дороги» и «Комплексное развитие моногородов») на следующий год финансирование не предусмотрено.

Еще в июне в Минфине говорили о том, что в пользу приоритетных проектов может быть перераспределено до 1% всех расходов бюджета уровня 2016 года. Тогда речь действительно шла о сумме порядка 160 млрд руб. Проект бюджета оставляет президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву выбор по распределению на приоритетные проекты предусмотренных для них резервов. Резервирование осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» и составит в 2017 году 127 млрд руб., в 2018 году — 128,1 млрд руб. и в 2019-м — 131,5 млрд руб.

Эти деньги можно направить на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов по решениям президента и правительства», говорится в документах Минфина. Но при принятии решений руководителям страны предстоит учитывать и то, что Минфин эти резервы предусмотрел в том числе и на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Поэтому приоритетные проекты, скорее всего, правительству предстоит наполнить уже включенными в обычные статьи бюджета расходами на давно запланированные цели.

Безусловные расходы

Другие возможности изыскивать средства в бюджете Минфином не предусмотрены. Дело в том, что

еще одна особенность нынешнего бюджета — полное отсутствие условно утвержденных расходов.

До 2016 года у правительства было право оставлять в бюджете нераспределенными не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета на следующий год и не менее 5% общего объема расходов бюджета на второй год планового периода. Эти средства распределялись при участии Госдумы весной, во время правки бюджета. В 2015 году таким образом было распределено до 400 млрд руб.

Эта практика Минфином была отменена для бюджета на 2016 год вместе с отменой «бюджетного правила». На 2017 год Минфин потребовал сохранить ограничение, внеся в Госдуму законопроект с соответствующими поправками в Бюджетный кодекс. На 2018-2019 годы условно утвержденные расходы пока тоже не определены.

Объяснение, которое приводится в материалах Минфина, лаконичное: «Учитывая существенное ухудшение экономической динамики, в том числе ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках, поступление дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 году не прогнозируется и положения Бюджетного кодекса о «бюджетном правиле» приостановлены».

Скромные возможности бюджетополучателей

Предложенная конструкция бюджета отразила разные возможности главных распорядителей бюджетных средств отстоять свои расходы. Так, получатели гособоронзаказа не смогли серьезно увеличить расходы, по аналогии с 2016 годом, когда в их пользу были перераспределены более 600 млрд руб. социальных и инвестиционных расходов бюджета.

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2016 годом сократятся на сумму более 1 трлн руб. Доля в общем объеме расходов по этому разделу в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшится с 23,7 до 17,6%. В 2018 и 2019 годах доли составят 17,1 и 17,9% соответственно.

Из гражданских бюджетополучателей явно проиграли лоббисты с Дальнего Востока. Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года. Более 20% финансирования потеряли шесть госпрограмм, среди которых «Развитие здравоохранения» (-25%), «Содействие занятости населения» (-29,4%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» (-30,3%), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (-27,2%).

Также 22,8% финансирования лишилась госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». Потери по основной инвестиционной программе бюджета могли оказаться более серьезными. Но в эту программу оказались включены дотации на санацию ВЭБа в размере 150 млрд руб. на 2017 год. При этом предполагается увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе.

Увеличиваются расходы по девяти госпрограммам. Так, существенная прибавка в 67,8% к уровню расходов 2016 года предусмотрена по программе социально-экономического развития Калининградской области.

Также более чем на 20% увеличены расходы по программам «Развитие физической культуры и спорта» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Рост расходов по последней программе связан с увеличением затрат на администрирование налоговой системы, ростом расходов по внешнему долгу и другими обязательствами правительства в валюте.

Кто заплатит за такой бюджет?

Основных источников финансирования дефицита бюджета всего два. Это резервные фонды и займы. Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. ФНБ закончится к 2019 году.

Кроме того, Минфин намерен нарастить в следующую трехлетку объем заимствований на внутреннем рынке примерно в три раза по сравнению с 2016 годом, до 1,05 трлн руб. в год (внешние займы могут достичь $7 млрд, в 2018-2019 гг. по $3 млрд). В целом объем государственного долга сохранится на безопасном уровне — менее 20% ВВП, считают в финансовом ведомстве.

По словам министра финансов Антона Силуанова, в текущем году финансирование дефицита бюджета осуществлялось на две трети за счет средств Резервного фонда, на одну треть за счет внутренних заимствований и приватизации. В следующем году больших поступлений от приватизации не ожидается и, чтобы не тратить остатки резервов, будет существенно увеличен объем внутренних заимствований.

По мнению финансового ведомства и ЦБ, этот объем размещений не сильно повлияет на финансовые рынки и возможности банковского сектора по кредитованию населения и бизнеса.

«Видим, что сейчас такая ситуация возможна, рынок имеет достаточно большой объем ликвидности. Здесь тоже главное не перегнуть палку с тем, чтобы инвесторы не требовали высоких ставок и коротких бумаг. Поэтому мы будем очень аккуратно осуществлять внутренние заимствования», — сказал в среду Силуанов, выступая на форуме «Россия зовет!».

Сейчас Минфин финансирует дефицит бюджета за счет средств Резервного фонда, продавая валюту Банку России.

В этом году он уже продал свыше $17 млрд за 1,17 трлн руб. И вероятнее всего продаст ее еще не менее чем на 1 трлн руб. На 1 октября в фонде оставалось 2,038 трлн руб., или $32,26 млрд. Кроме того, население и компании демонстрируют склонность к увеличению сбережений, а объемы кредитования растут незначительно. В результате всех этих факторов в банковской системе образуется так называемый структурный профицит ликвидности. Он, по ожиданиям Центробанка, сохранится весь следующий год.

ЦБ для того, чтобы излишек денег не оказывал понижающего давления на ставки в экономике и не стимулировал тем самым рост кредитования и потребления (регулятор полагает, что это помешает ему добиться снижения инфляции до 4% к концу 2017 года), уже начал проводить операции по абсорбированию ликвидности. Это депозитные аукционы и размещение облигаций Банка России.

Рост заимствований в следующем году Минфин и ЦБ рассматривают как инструмент того же самого абсорбирования ликвидности.

Отметим, что в первой же главе проекта бюджета, посвященной основным параметрам, по-прежнему учтена нормативная величина роста резервов с 6 трлн руб. в следующем году до 6,9 трлн руб. в 2019 году.

Наоборот, разделы, посвященные источникам финансирования дефицита, показывают, что Резервный фонд в 2017 году будет использован в размере 1,2 трлн руб. полностью. Из ФНБ в 2017 году будет потрачено 659,6 млрд руб., в 2018 году — 1,1 трлн руб. и 136,9 млрд руб. — в 2019 году. После этого в нем останутся средства, не связанные с обязательствами правительства потратить их на инфраструктурные проекты. Противоречие бюджетных статей в Минфине объясняют вовремя не внесенными правками в Бюджетный кодекс и предлагают верить той части, где указаны источники финансированию дефицита.

Также в проекте бюджета Минфина конфликт с Минэкономразвития о бюджетном влиянии на экономический рост сохраняется. Минфин настаивает на том, что в 2017 году ВВП вырастет на 0,6%, в 2018 году — на 1,7%, а в 2019-м — на 2,1%. Минэкономразвития накануне внесло в правительство макроэкономический прогноз, в котором базовый (бюджетный) сценарий предусматривает рост ВВП в 2017 году на 0,2%, в 2018-м — 0,9%, в 2019 году — 1,2%.

Окончательное решение по всем спорным вопросам бюджета правительство примет на заседании в четверг, 13 октября.