Понятие фискальной политики ее цели и инструменты. Фискальная политика: цели, инструменты и виды

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста ; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (перераспределительные платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в одностороннем порядке без получения или передачи взамен каких-либо товаров, услуг или активов (текущие налоги и доходы, имущество, отчисления на соцстрахование, соцпо-собия, страховые премии и страховые возмещения,)

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую . Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику , угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией). В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую . Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие какпроцент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.


Денежно-кредитная политика - политика правительства и центрального банка страны, направ­ленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитан­ное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструмен­тов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кре­дита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального бан­ка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Став­ка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставля­ются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у цен­трального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокра­щению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денеж­ного предложения. Снижение учетной ставки действует в обрат­ном направлении.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее вре­мя основным инструментом регулирования денежного предло­жения в развитых странах являются операции на открытом рын­ке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой ос­нову регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке - покупка и прода­жа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, воз­можности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков - денежный капитал, ко­нторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков - часть резервов, которую коммерческие бан­ки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммер­ческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных ре­зервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия де­нежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платеж­ных обязательств, а во-вторых, являются инструментом цен­трального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для не­предвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Селективными методами регулирования являются:

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на по­купку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предпри­ятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определя­ется не через оценку финансового положения должников, а че­рез соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа - необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставля­ет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потреби­тельского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже исполь­зуют предписываемую законом маржу. Маржа - минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая опла­чивается из собственных средств покупателя. Например, при мар­же в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спеку­лятивную скупку акций, и понижается - для оживления рынка.

4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны. Фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Изучение путей совершенствования фискальной политики на сегодняшний день является весьма актуальной темой, так как на современном этапе развития Беларуси существенную роль в структурных изменениях экономики играет фискальная политика. От эффективности проводимой государством налогово-бюджетной политики зависит общая экономическая политика страны, успешность реализации социальных, экологических и иных государственных программ, что в свою очередь напрямую связано с благосостоянием страны в целом и каждого человека в частности.

Рациональная фискальная политика способствует развитию производственных сил в государстве, стимулирует развитие предпринимательства, создает условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества. Также фискальная политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов. Именно поэтому изучение тенденций и перспектив в проводимой в Республике Беларусь фискальной политике является важной задачей на сегодняшний день.

В настоящее время фискальная политика представляет собой манипулирование государственным бюджетом: правительственными расходами, доходами и налогообложением, в целях способствующих экономическому росту, увеличению занятости, уменьшению инфляционного бремени, стабилизации экономической ситуации. Она соединяет в себе целый спектр форм финансовой политики - бюджетную, налоговую и политику доходов и расходов.



Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

Объект исследования - фискальная политика. Предмет исследования - фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования.

Цель работы – выявить как фискальной политики влияет на экономику государства, рассмотреть проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь и в странах с переходной экономикой.

В ходе работы необходимо решить целый ряд задач:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников, включающего 20 источников учебной и периодической литературы, и интернет ресурсы; объем работы - 35 страниц.

1. раскрыть сущность и содержание финансовой политики;

2. рассмотреть проблемы фискальной политики в странах с переходной экономикой;

3. охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;

Обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики.


ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Фискальная политика – мера правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство не инфляционного ВВП .

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок, увеличение занятости, снижение инфляции, подъем общественного благосостояния.

Фискальная политика направлена на регулирование и предотвращение нежелательных сдвигов в совокупном спросе и совокупном предложении через изменение величины государственных расходов и налогов, то есть путем манипулирования государственным бюджетом.

Фискальная политика может преследовать стратегические и тактические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (кратко- или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительный период: обеспечение стабильного роста, развитие научно технического прогресса, стимулирование структурной перестройки, расширение экспорта и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот .

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты .

Государственные закупки - это способ закупок, осуществляемый государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки лекарств и продовольствия) за счет средств государственного бюджета. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов - трансфертные платежи .

Трансфертные платежи - одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.). Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений .

Воздействии инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

AD = C + I + G + Xn (1.1)

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки являются частью совокупных ресурсов.

Рост трансфертов увеличивает спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домашних хозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы.

С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в целом проводилось Дж. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора. Мультипликатор - коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению

m А = 1 / mps (1.2)

где mps – предельная склонность к сбережению.

Данный коэффициент показывает, насколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций. Когда изменение компонента совокупных расходов ведёт к ещё большему изменению равновесного ВВП, это действие называется эффектом мультипликатора . Дж. Кейнс взял фискальную политику за основу государственного регулирования экономикой. К встроенным стабилизаторам он относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице. По мнению Кейнса, встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между правительственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на данной налоговой системе и текущей структуре государственных расходов. Так как налоги ведут к потере потенциальной покупательной способности, а государственные расходы – к ее увеличению в экономике, то, по мнению Кейнса, для поддержания стабильности нужно при подъеме и движении экономики к инфляции сдерживать правительственные расходы с целью сдерживания роста инвестиций.

Сдерживающая фискальная политика (рис. 1.1) применяется для торможения темпов экономического роста. Такая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Сдерживающая фискальная политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращений социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства: фискальные изъятия → Y D ↓ → AD↓ → Y↓

Рисунок 1.1 Влияние сдерживающей фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика (рисунок 1.2) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Главная задача такой политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоления. Целью такой политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы, суть которой в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулирование роста инвестиций, расширение платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, рост государственных инвестиций и закупок. Наиболее доступный и упрощенный вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса расширение объемов национального производства: фискальные инъекции → AD → Y. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствования экономического капитала. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев

Рисунок 1.2. Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста .

В зависимости от используемых инструментов различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции .

Согласно кейнсианской концепции государственные расходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере их роста растет совокупный спрос и ВВП. Государственные расходы финансируются из средств государственного бюджета.

Таким образом, в руках государства находятся значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Это государственные закупки, дотации, субвенции, трансфертные платежи, инвестиции.

Государственные закупки представляют собой спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют одной части государственных расходов. Другая часть является социальными выплатами и государственными инвестициями.

Поскольку государственные закупки на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера дохода. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (таблица 1.3).

Таблица 1.3 Модель «крест Кейнса».

Государство в целях преодоления экономического спада увеличивает государственные расходы на величину ∆G (проводит стимулирующую фискальную политику). В результате этого кривая спроса AD сдвигается вверх с AD 1 до AD 2 , а равновесный ВВП возрастет с Y 1 до Y 2.

Следовательно, в результате таких фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте цен, но в краткосрочном периоде.

Мультипликатор государственных расходов mg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

Mg=∆Y/∆G, (1.3)

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.

Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

mg = 1/(1 – mpc), (1.4)

Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор mg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (mpc), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением cовокупных расходов на mpc * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

mt = -mpc / (1 – mpc), (1.5)

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику .

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

· подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

· косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

· пособия по безработице;

· пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = t * Y , (1.6)

где Т – величина налоговых поступлений,

t – ставка налога,

Y – величина совокупного дохода (выпуска)

Величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется .

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период "перегрева".

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг .

Недостаток этой фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить .

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры) менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти , т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3. Достижение высокого уровня занятости.

4. Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1. Государственные расходы.

2. Налоги.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых

методов экономическая наука различает два типа фискальной политики

госу­дарства:

Дискреционную;

Недискреционную.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

41.Разновидности фискальной политики. Особенности фискальной политики в РБ

Бюджетно-налоговая политика государства - это целенаправленные действия правительства по мобилизации и рациональному использованию денежных ресурсов с целью решения задач социально-экономического развития страны.

В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике. Фискальную политику можно подразделить на: стимулирующую и сдерживающую. Если экономическая система находится в состоянии спада, то возникает необходимость в стимулирующей политике, сдерживающая политика направлена на борьбу с инфляцией спроса.

Под дискреционной(активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и налогов. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок Т и У, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия. При следующих попущениях (госрасхолы не влияют ни на(С)ни на(I);Х n=0; Р -const; Т -нет; фискальная политика оказывает воздействие на АD, а_не на_АS). Учитывая данные допущения., рассмотрим влияние изменения госрасходов на объем совокупного дохода. Рис.1

Мультипликатор гос. Расходов рассчитывается по формуле:

M G =(дельта Y(дельта ВВП))/(дельта G)

Формула мультипликатора государственных расходов аналогична формуле мультипликатора инвестиций. Поэтому М G =1/1-MPC=1/MPS

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Экономический рост определяется двояко:

1) как поступательный прирост реального объема ВВЦ, ВНД или ЧНД за счет увеличения объемов используемых экономических ресурсов и (или) лучшего их использования без нарушения равновесия в краткосрочных периодах;

2) как реальный прирост ВВП (ВНД или ЧНД) на душу населения.

Различают три типа экономического роста:

Экстенсивный, осуществляемый путем увеличения объемов используемых в производственном процессе ресурсов;

Интенсивный, осуществляемый путем более эффективного, более производительного использования ресурсов на основе научно-технического прогресса и лучших форм организации производства;

Смешанный, соединяющий интенсивный и экстенсивный типы.

Поскольку в экономике, как и в других системах, чистых форм почти не существует, экономический рост можно считать смешанным. В зависимости от того, какие факторы превалируют, можно говорить о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном типе.

Для измерения экономического роста используют следующие показатели:

1. Абсолютного прироста реального объема производства, определяемого по формуле

Условно все факторы экономического роста делят на три группы:

1) факторы спроса, обеспечивающие рост совокупных затрат, что способствует увеличению объемов производства и дохода;

2) факторы предложения, являющиеся определяющими в большинстве моделей, имеют сложную структуру, которая включает: природные ресурсы в их количественном и качественном выражении; объем и качество капитала; численность и качество трудовых ресурсов; технологический уровень; институциональные факторы; информационное обеспечение; организационные факторы и т. п.;

3) факторы распределения, касающиеся как распределения ресурсов, существенно влияющего на совокупное предложение, так и распределения произведенного внутреннего (национального) продукта и дохода, влияющего на совокупный спрос.

Источниками экономического роста являются:

Экономические ресурсы, предлагаемые на рынке их собственниками;

Рост производительности ресурсов на основе развития НТП.

44.Теоретические модели экономического роста(Е. Домара, Р.Харрода, Р.Солоу). Проблемы экономического роста в РБ

Модель Солоу или модель Солоу-Свана - неоклассическая модель экономического роста Роберта Солоу, основанная на неоклассической производственной функции (например, на производственной функции Кобба-Дугласа) с учетом экзогенного нейтрального технического прогресса как фактора экономического роста наравне с такими факторами производства как труд и капитал.

Сущность модели

Доход расходуется на потребление и инвестиции, соответственно тождество дохода , или в удельном выражении на единицу труда с постоянной эффективностью - . Инвестиции равны сбережениям или на единицу трудовых ресурсов , где - норма сбережений. Предполагается постоянный темп износа капитала и соответственно модель динамики капитала имеет вид:

или в удельном представлении:

С другой стороны, учитывая, что по определению имеем:

Следовательно, можно записать окончательно базовое дифференциальное уравнение модели Солоу:

где - темп роста населения (работников); - темп технического прогресса;

Таким образом, если инвестиции меньше необходимого уровня , учитывающего рост населения и износ капитала и технический прогресс, то капиталовооруженность труда с постоянной эффективностью падает и наоборот. Равновесный уровень определяется исходя из условия стабильности , то есть . Соответственно условие стационарности следующее (совпадение фактических и необходимых инвестиций):

В модели Солоу в стационарном состоянии темп роста производительности труда равен темпу технического прогресса, а темп экономического роста - сумме темпа технического прогресса и темпа роста населения.

При росте нормы сбережений инвестиции начинают превышать необходимый уровень и начинает расти до достижения равновесия при более высоком уровне . В процессе перехода к новому стационарному состоянию темп роста производительности труда будет опережать темп технического прогресса и при достижении нового равновесия они приравняются.

Модель Харрода-Домара служит вспомогательным инструментом при рассмотрении проблемы экономического роста в долгосрочном периоде.

Формула модели:

  • G - искомый темп экономического роста;
  • С - соотношение «капитал - выпуск» (коэффициент капиталоемкости);
  • S - доля сбережений в национальном доходе.

Чем больше величина чистых сбережений (S), тем больше размер инвестиций, а значит и выше темп роста. Чем выше капиталоемкость C=K/Y тем ниже темп экономического роста.

Используя данные об основных экономических параметрах, можно прогнозировать ожидаемые темпы экономического роста на перспективу. Фактические темпы роста будут отличаться от расчетных, но отличия будут не столь значительными, если на прогнозируемый период сохраняется постоянной доля сбережений в национальном доходе S и неизменным - коэффициент капиталоемкости С. При высоких темпах экономического роста коэффициент капиталоемкости будет стимулировать этот рост. В условиях депрессии снижающихся темпов роста для поддержания желаемых темпов инвестиций будет недоставать.

Модель Харрода - Домара помогает представить, как будет выглядеть кривая экономического роста не в короткий, а в длительный период. Модель описывает, какие условия необходимы для поддержания постоянного и относительно равномерного роста.

Модель экономического роста Домара - про­стая кейсианская модель экономического роста, исследую­щая двоякую роль инвестиций в увеличении совокупного спроса и в увеличении производственных мощностей сово­купного предложения во времени.

В экономической литературе модель экономического ро­ста американского экономиста Е. Д. Домара и модель анг­лийского экономиста Р. Ф. Харрода часто рассматривают вместе как одну модель, именуемую моделью Харрода-До­мара. Однако, несмотря на их сходство, они в значительной мере отличаются друг от друга как объектом исследования, так и своим экономическим значением.

Домар не ставил задачу систематически разработать теорию экономического роста. Он ставил целью выдвинуть проблему полной занятости в долгом периоде. Основной вклад Е. Домара в теорию экономического роста заключа­ется в том, что он обратил внимание на необходимость уче­та обоих элементов инвестиций (мультипликатора и аксе­лератора).

Модель Домара является основным отправным пунктом для современной теории экономического роста.

Модель Е. Домара, предложенная в конце 40-х гг. XX в., исходила из следующих предпосылок:

а) технология производства представлена в ней произ­водственной функцией Леонтьева;

б) на рынке труда существует избыточное предложение, вызванное негибкостью цен;

в) выбытие капитала отсутствует, отношение К/У и нор­ма сбережений стабильны;

г) выпуск зависит только от одного ресурса - капитала;

д) рынок благ сбалансирован;

е) инвестиционный лаг равен нулю.

Инвестиционные расходы, являясь элементом совокуп­ного спроса, увеличивают общий спрос.

Обозначив прирост инвестиций через ΔI, находим, что доход (ΔY) составит ΔY=ΔI/a y , где a y - предельная склонность к сбережению.

В коротком периоде модель Домара не учитывает, что уве­личение инвестиций ведет к увеличению производственных мощностей, эффект от которых невелик в коротком периоде, но в долгом периоде, когда проявляется экономический рост, следует принимать во внимание их роль в росте произ­водственных мощностей.

На вопрос: если инвестиции увеличивают производст­венные мощности и ведут к дополнительным доходам, то как должны увеличиваться инвестиции, чтобы темп прироста дохода был равен темпу прироста производственных мощно­стей? Домар ответил уравнением, в котором одна часть пред­ставлена темпом прироста производственных мощностей, а другая часть - темпом прироста дохода. Решение данного уравнения позволяло определить нужный темп роста.

45.Социальная устойчивость и социальная политика

Социальная устойчивость - такое состояние общества и его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

Формами проявления социальной устойчивости служат:

Отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения;

Достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни;

Наличие социальных гарантий;

Надежность социальной защиты;

Отсутствие социальных конфликтов.

В таком понимании социальная устойчивость - главный критерий социальности рыночной экономики.

Для обеспечения социальной устойчивости обществу необходима развитая социальная сфера, представляющая собой совокупность материальных и правовых условий, а также экономических отношений и отраслей, которые отражают и реализуют интересы разных социальных групп данного общества.

Важнейшими принципами ее использования в социально ориентированной экономике можно назвать следующие три:

1) социальное равенство (или социальный паритет) граждан перед всеми законами, в национальных и других отношениях, вероисповедании и т. д:;

2) социальная солидарность, понимаемая как общая взаимная поддержка, опирающаяся на общность основных целей всех граждан данной страны;

3) социальная справедливость, рассматриваемая в целом как отношение симметричности (или адекватности) в жизни общества и его социальных групп. (Например, соответствие прав и обязанностей; адекватность практического вклада реальному положению человека и т. п.)

Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

46.Политика обеспечения занятости

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство. Для этого оно проводит специальную политику занятости, означающую систему принципов и мер, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения и предотвращение безработицы.

На основе Закона о занятости населения принципами государственной политики в области занятости в Республике Беларусь признаны:

Обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;

Обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

Содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;

Принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

Участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;

Международное сотрудничество в решении проблем занятости.

В соответствии с основными принципами разработана и одобрена правительством Республики Беларусь Программа занятости населения, направленная на практическую реализацию политики занятости. Главной целью Программы провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости граждан Республики Беларусь. Осуществление этой цели предусматривает решение следующих задач:

Оказание материальной помощи в трудоустройстве граждан;

Мaматериальная поддержка незанятого населения;

Профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения;

Бронирование, квотирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях для граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

Содействие предпринимательству и самозанятости как источникам создания новых рабочих мест;

Развитие республиканской службы занятости, обеспечивающей компьютеризованный учёт спроса и предложения рабочей силы в разрезе категорий граждан.

Программа занятости строится с конкретизацией по годам. Основные её ориентиры исходят из реальных явлений, происходящих в сфере занятости населения Республики Беларусь. В связи с этим Программой предусмотрено:

Реальное оказание помощи в трудоустройстве;

Направление на подготовку и переподготовку с выплатой стипендий;

Оказание материальной помощи по безработице.

Кроме того, для трудоустройства лиц, не способных конкурировать на равных на рынке труда (инвалиды, молодёжь и т.п.), Программа предусматривает создание на предприятиях и в организациях рабочих мест с частичной компенсацией затрат из средств государственной службы занятости. Сюда же относится создание специализированных малых предприятий для инвалидов, а также для молодёжи при службе занятости.

Государственные программы содействия и субсидирования занятости с 80-х годов не являются редкостью и для стран с развитой рыночной экономикой. Как правило, они принимаются на основе социального партнёрства государства, предпринимателей и профсоюзов. Основными способами финансового стимулирования работодателей к участию в увеличении занятости служат:

Возврат части налогов;

Установление льгот по налогам на прибыль;

Предоставление льготных кредитов и т.п.

47.Политика регулирования доходов населения. Кривая Лоренца

Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного по­рядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффек­тивной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:

Размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;

Покупательной способности национальной валюты;

Демографических тенденций;

Традиционно сложившихся функций государственного регули­рования, административно-территориальной структуры органов влас­ти и полномочий каждого уровня власти;

Доли теневой экономики в ВВП.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и кос­венного регулирования доходов и заработной платы. К мерам пря­мого регулирования относятся:

Установление ставок налогообложения физических лиц, мини­мальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;

Единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;

Утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;

Упорядочение системы предоставления пособий и компенса­ций;

Индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

Эмиссию денег;

Контроль над инфляцией и валютным курсом;

Налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

Налоговые льготы малому предпринимательству;

Тарифно-квалификационные справочники рабочих и слу­жащих.

В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и за­работную плату, поскольку его нормативные акты носят рекоменда­тельный характер.

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане сво­бодно выбирают источники доходов - от трудовой и предпринима­тельской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования ус­танавливает цену факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаи­мосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.

Политика доходов и заработной платы оказывает непосредствен­ное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей госу­дарства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уров­ня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстанов­ление этого доверия - непременное условие выхода из кризиса - будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав че­ловека.

Кривая Лоренца - это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором аккумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти.

Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению вроде «20 самых бедных процентов населения получают всего 7 % дохода». В случае равного распределения каждая группа населения имеет доход, пропорциональный своей численности. Такой случай описывается кривой равенства (line of perfect equality), являющейся прямой, соединяющей начало координат и точку (1;1). В случае полного неравенства (когда лишь один член общества имеет доход) кривая (line of perfect inequality) сначала «прилипает» к оси абсцисс, а потом из точки (1;0) «взмывает» к точке (1;1). Кривая Лоренца заключена между кривыми равенства и неравенства.

Кривые Лоренца применяют для распределений не только доходов, но и имущества домохозяйств, долей рынка для фирм в отрасли, природных ресурсов по государствам. Встретить кривую Лоренца можно и за пределами экономической науки.

1. Сущность фискальной политики, ее виды

2. Инструменты фискальной политики

3. Особенности фискальной политики в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. В нынешнее время государство активно применяет инструменты вмешательства в экономику. К основным 2 видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но эта область экономической науки не исчерпала себя. Множество спорных и нерешенных проблем реализации фискальной политики, ее влияния на развитие государства требуют дальнейшего совершенствования и решения. В прошлом, в течение длительного времени, бюджетно-налоговая политика рассматривалась экономистами лишь с аспекта пропорций распределения объема производства страны.

Актуальность изучения фискальной политики обусловила выбор темы данной курсовой работы. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.

Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:

Сущностной характеристики фискальной политики,

Видов фискальной политики,

Инструментов фискальной политики,

Роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Учитывая актуальность изучения фискальной политики неудивительно отметить, что эту тему изучали многие экономисты, которые по-своему давали ответ на вопрос о сущности фискальной политики, влиянии ее инструментов на экономическую ситуацию в государстве. Практически во всех учебниках проблемам фискальной политики, механизмам ее функционирования уделяется большое внимание.

При работе над темой данной курсовой работой были использованы труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных финансовой политике государства, учебные пособия, статьи экономических журналов и газет, статистические данные, а также материалы сайтов Интернета.


1. Социально-экономическая сущность фискальной политики

Экономическая политика – совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты .

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

– фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) .

– фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами .

– фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов .

– фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП .

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками . Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории «экономики предложения» считают, что предложение создает спрос, и утверждают, что кейнсианская концепция не учитывает воздействие налогов на динамику совокупного предложения. Они считают, что снижение налоговых ставок может стимулировать совокупное предложение и увеличить налоговые поступления, то есть сократить бюджетные дефициты. Но большинство экономистов к этой позиции относится с осторожностью, полагая, что сокращение налогов на практике может и не оказать сильного стимулирующего влияния на совокупное предложение. Кроме того, изменение совокупного предложения происходит в течение длительного периода времени, в то время как величина совокупного спроса может быть изменена в короткий период. Экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой . Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели. Выделяют следующие цели фискальной политики :

Сглаживание колебаний экономического цикла,

Обеспечение устойчивого экономического роста,

Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Важнейшая задача фискальной политики – это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.

Одним из главных таких фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства .

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.

Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный западный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.