Как рассчитать водный налог для чайников. Как рассчитать водный налог

Водный налог – фискальное обязательство, возлагаемое на граждан, частных предпринимателей и организаций, ведущих деятельность по использованию водных ресурсов, подлежащую лицензированию. Согласно законодательству, они обязаны раз в квартал совершать бюджетные платежи, размер которых нужно рассчитать самостоятельно. Чтобы сделать это, следует знать ставки водного налога в 2017 году (таблица), понимать систему повышающих коэффициентов и правильно применять формулу по исчислению сумм налога.

В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

  • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
  • экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

  • изъятие воды из искусственных и естественных водоемов;
  • использование водного пространства установленной площади;
  • транспортировка леса по воде;
  • производство гидроэнергии.

По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.

Выбор ставки водного налога в 2017 году

Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.

Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Существует четыре варианта определения базы:

  1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
  2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
  3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
  4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.

Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.

Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.

Ставки водного налога в 2016 году: таблица

Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.

Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:

  • Уточните целевое назначение используемого водоема. Оно прописывается в лицензии.
  • Определите свой экономический район. Если вы затрудняетесь с выбором, загляните в Общероссийский классификатор экономических районов.
  • Определите принадлежность эксплуатируемого водоема к бассейну реки, поименованной в НК РФ. Обычно это прописано в лицензии, если вы не нашли информацию, можно уточнить ее в Бассейново-водном управлении по конкретному субъекту РФ.

Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.

Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:

Наименование района Изъятие из недр Наземное изъятие
Северный 384 300
Северо-Западный 390 294

Разница в показателях составляет более ста руб. на тысячу метров кубических, что существенно сказывается на результатах вычислений. Поэтому нужно изначально выбрать верную ставку и подставлять ее в формулу.

Важно! Если в разрешительном документе, подтверждающем право водопользования, указано несколько его видов, по ним ведется раздельный учет.

Ставки водного налога: какую цифру подставлять в формулу?

Изучив ст. 333.12 НК РФ, бухгалтер хозяйствующего субъекта находит базовую ставку для своего вида деятельности, района и бассейна реки. Это значение нельзя использовать как окончательное: существует система поправочных коэффициентов, учитывающих ежегодный рост цен в стране.

В 2017 году «инфляционный» коэффициент составляет 1,52. Это значит, что окончательная ставка рассчитывается по формуле:

Налоговая ставка = Базовая ставка* 1,52.

Полученный результат нужно округлить до полных рублей, отбросив копейки по правилам математики.

Пример определения ставки

ООО «Дельта» в хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину, принадлежащую к бассейну Волги. Предприятие располагается на территории Ярославской области, которая, согласно Классификатору, относится к Центральному району. Как определить налоговую ставку?

Исходя из заданных условий, базовая ставка составит 360 руб. за кубометр воды. Чтобы определить значение на 2017 год, нужно умножить ее на 1,52.

Налоговая ставка = 360* 1,52 = 547,2 руб.

Согласно положениям НК РФ, полученное значение нужно округлить по правилам математики. Значит, в формулу по расчету налога следует подставить 547 руб. на тыс. кубометров.

Специальные условия для водоснабжения населения

Согласно фискальному законодательству, изъятие воды из искусственных и естественных объектов – один из объектов «водного» налогообложения. Общие ставки для всех налогоплательщиков прописаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ, а льготные, связанные с водоснабжением населения, – в п.3.

Чтобы иметь возможность пользоваться сниженной ставкой, нужно соответствовать двум условиям:

  1. В лицензии предприятия четко приписано, что целевое назначение деятельности – водоснабжение населения.
  2. В разрешительном документе обязательно указаны лимиты забора воды по конкретному природному объекту.

Если в лицензии хозяйствующего субъекта не прописано, что компания или ИП осуществляет забор вод подземным способом для водоснабжения населения, она не может пользоваться льготой. Она обязана уплачивать повышенный водный налог: ставки указаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12.

Если в разрешительном документе прописано несколько видов водопользования, например, для снабжения населения питьевой водой, перепродажи и других нужд, по ним следует вести раздельный учет. Несоблюдение этого правила ведет к утрате права на льготную ставку по операциям, связанным с водоснабжением жителей населенного пункта.

Налоговые ставки по водному налогу устанавливаются на федеральном уровне и приводятся в соответствие с текущим уровнем цен благодаря системе повышающих коэффициентов. Задача налогоплательщика – правильно выбрать ставку и произвести корректный расчет бюджетных обязательств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018-2019 годах

Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.

Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).

Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.

Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.

Водным налогом не облагается использование воды:

  • для тушения пожаров;
  • ликвидации стихийных бедствий;
  • нужд сельского хозяйства.

Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.

Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.

В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.

Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье .

НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.

Порядок расчета водного налога согласно НК РФ

Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.

Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:

  • по гидроэлектростанциям нужно платить за количество произведенной гидроэлектроэнергии, то есть за каждую 1 000 киловатт-часов энергии;
  • если вы используете акваторию, то платите за каждый квадратный километр водной глади (по данным договора использования воды и технической документации);
  • при заборе воды вы заплатите за каждую 1 000 кубометров воды.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:

  • для бассейна реки Волги в Уральском экономическом регионе ставка по забору воды равна 294 руб. за 1 000 кубометров;
  • а для реки Оби в том же экономическом регионе — 282 руб. за 1 000 кубометров воды.

Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.

Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте .

Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.

Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности

Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.

ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.

Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.

Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.

За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики

Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог.

Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при расчете суммы, знают единицы. Рассмотрим все нюансы порядка расчета и уплаты водного налога.

Основные моменты

Что говорится в законодательстве РФ о налоге за водопользование. Какие сроки его уплаты, кто является налогоплательщиком, за что именно стоит платить? Как определить налоговую базу?

Нормативная база

С 2005 года начала действовать гл. 252 НК России о водном налоге. Плательщик водного налога – это предприятие, ИП и физическое лицо (), которые используют водоемы согласно законодательным актам ().

Не являются плательщиками такого налога ООО, физлица, что пользуются водными ресурсами в соответствии с условиями , или решением о возможности использовать водные объекты.

Об этом говорится в Водном кодексе РФ . Водопользование может быть специальным и особым.

Под специальным понимают использование водных объектов для питья или быта граждан, для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических целей, лесоперерабатывающей отрасли.

  • поверхностная вода (речка, ручей, пруд, болото, ледник, канал);
  • подземная вода;
  • вода морей;
  • море на территории, что относится к РФ.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от вида объекта, что облагается налогом и налоговой базы ().

Не стоит путать налог за водопользование и плату за воду. Второй тип платежа осуществляется только за использование поверхностных водоемов.

Об объектах, что облагаются налогом, говорится в , налоговой базе – в ст. 333.9. Налоговым периодом считается квартал ().

Согласно Бюджетному кодексу РФ водный налог зачисляется в прибыль федерального уровня (). Уплатить сумму необходимо по тому месту, где располагается водный объект, в сроки до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца.

Необходимо предоставить декларацию в налоговые структуры до дат, что установлены законодательством ().

В том случае, если налогоплательщиком используется не один водный объект в пределах РФ, то документация для осуществления оплаты налога он имеет право в один налоговый орган.

Для этого должно быть соблюдено одно условие – плательщик должен состоять на налоговом учете в отделении, куда обращается.

Что является объектом налогообложения

К объектам, что облагаются водным налогом, относятся:

  • забор воды из водоема.
  • использование водных ресурсов акваторий объектов, сюда не относят лесосплав.
  • реки и моря, когда их воды используются для функционирования гидроэлектростанций.
  • пользование ресурсами российских вод для лесосплава в плоте и кошеле.

Не относят к налогооблагаемым объектам вод РФ:

  1. Произведение забора вод для использования пожарными структурами, а также объектами, что осуществляют ликвидацию последствия чрезвычайных ситуаций от стихий.
  2. Забор воды и использование акватории водного объекта для организаций, занимающихся рыбоводством или производством биологических организмов.
  3. Применение акватории водного объекта для передвижения на судне, что касается и плавательного вида транспорта небольших размеров.
  4. Осуществление госмониторинга водного объекта.
  5. Применение вод для ловли рыбы или охоты.
  6. Осуществление операций по погружению в глубину.
  7. Другие действия.

Облагаемая база

Налоговую базу определяют относительно определенного объекта в индивидуальном порядке:

  1. Если производится забор воды, тогда учитывают объем воды, что была забрана в течение налоговых периодов. Учтите, что налоги стоит уплачивать не в региональные органы, а на федеральные счета. Показания можно будет посмотреть на водоизмерительных приборах, которые записываются в журнале первичного пользователя.
  2. Если используется акватория водного объекта, при определении размера налога учитывают площадь водного ресурса, что предоставляется в использование.
  3. Если используется водоем для функционирования гидроэлектростанций, учитывают электроэнергию, что была произведена в налоговом периоде – 1000 кВтч энергии.
  4. Если водоем используется для сплавов дерева в плоту или кошеле, то учитывают объем древесного материала, что сплавляется в налоговом периоде (в тысячах м3), расстояние сплавов (в километрах), что поделено на 100.

Какая ставка применяется при уплате (таблица)

Ставки водного налога устанавливаются в отношении каждого водного ресурса индивидуально.

По наибольшему тарифу платят жители Северо-Кавказского региона, чуть пониже налог на воду на Урале, далее в рейтинговой таблице размещается Восточно-Сибирский район.

Так, к примеру, 1 тыс. м3 водных ресурсов Волги в Северном регионе стоит 300 руб., в Центральном – 288 руб. До того, как было введено водный налог, цена на воду составляла 152, 193 руб.

Ставки водного налога

Как рассчитать водный налог

Что необходимо учитывать при определении суммы налога за водопользование – для людей, что сталкиваются с этим впервые, это остается загадкой.

Формула расчета

Плательщики налога обязуются исчислять сумму, что подлежит перечислению в госказну, лично. Размер определяется по окончанию каждого налогового периода, представляет собой суммирование налоговых баз и налоговых ставок.

Общую сумму рассчитывают, сложив суммы водного налога по каждому объекту водопользования. В тех ситуациях, когда относительно водного ресурса применяются разные ставки, тогда налоговую базу стоит определить в отношении каждой ставки.

Как же производится расчет:

Условие Алгоритм
При заборе воды из речки Стоит умножить объем воды в м3 на налоговую ставку, что установлена налоговыми службами (она варьируется в рамках 250 – 600 руб. для пресноводной реки, еще выше – для подземного водопользования)
При заборе вод из моря Формула та же, но ставки при этом будут колебаться в пределах 4 – 12 руб. за м3
При использовании акватории водного объекта РФ Сумма рассчитывается так: площадь акватории, что используется (км2) * налоговая ставка (в пределах 14 – 50 тыс. руб. в году). В квартале платится ¼ средств налога, что рассчитан за год
При пользовании водным объектом для обеспечения функционирования гидроэлектростанции Сумма налога определяется так: электроэнергия, что произведена (кВт) * налоговая ставка (в рамках 4 – 14 руб.)
При сплаве древесного материала (объем материала (в 1000 м3) * расстояние сплава (км)/100) * налоговая ставка (от 1,1 тыс. до 1,7 тыс. руб.)

Предоставляемые льготы

Льготы властями отменено. Теперь во всех регионах РФ действуют одни правила, а список плательщиков налога по водопользованию увеличен. Такой вид налога обязуются платить все без исключения.

Хотя есть один нюанс: в том случае, когда предприятие проводит забор воды для потребностей населения, то ставка будет составлять 70 руб./1000 м3. При этом не зависит, где расположен объект.

Пример 1

Приведем пример расчета водного налога. Организация, основная сфера деятельности которой теплоэнергетика, в налоговом периоде использовало 12 000 м3 воды для технологического процесса, 8 000 м3 использовано не в технологических целях, 7 000 м3 – сброшенные сточные воды.

Ставки, по которым ООО должно оплачивать налог в данной территории РФ:

Рассчитаем общую сумму:

12 00 * 15 + 8 000 * 30 + 7 000 * 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 рублей.

Пример 2

Рассчитаем сумму для уплаты водного налога с учетом лимитов. Допустим, отчетным периодом компании является месяц.

Согласно установленному лимиту фирма для технологических потребностей должна использовать не более 6 тыс. м3. По факту забрано воды 12 тыс. Сточные воды сброшены в рамках лимита 4 тыс. м3, и выше лимита – 2 тыс. м3.

Ставка в рамках лимита за забор вод – 150 руб./1000 м3, при большем использовании – 750 руб./1000 м3. Сумма для уплаты 5,4 тыс. (900 +4,5 тыс.), в рамках лимитов – 900 руб. (150 * 6) и больше лимита 4,5 тыс. (750 * 6).

Ставка стоков: лимит – 20 руб./1000 м3, больше – 100 руб./1000 м3 (20 * 5). Оплатить нужно будет 280 руб. (80 + 200). В рамках лимита – 80 руб. (20 * 4), больше – 200 руб. (100 * 2).

Подсчитаем общую сумму:

5,68 тыс. рублей = 5,4 тыс. + 280. В федеральные структуры нужно уплатить 2272 руб. (5680 * 40 % : 100 %), в региональные и местные структуры – 1704 руб. (4080 * 30 % : 100 %).

Особенности расчета

Исчисляют и уплачивают водный налог согласно порядку, описанному в гл. 25.2 НК. Если предприятие или физическое лицо использует водные объекты в пределах установленных лимитов, то при расчете применяются установленные ставки.

Но при потреблении воды сверх нормы им придется уплатить в 5 раз больше. Зачастую проблемы возникают в исчислении налоговой базы по отношению тех объектов, где не требуется изъятие воды.

Учитывая сезонный характер использования водных ресурсов, существуют неопределенности по корректировке суммы налоговых баз.

Осуществляя забор воды свыше квартального лимита, налоговую ставку повышают, с учетом чего используется коэффициент 1,15. При отсутствии лимитов в квартале, плательщик рассчитывает сумму, как ¼ годовой нормы.

Юридическое лицо (на предприятии)

Юридические лица должны оформлять пользование водными объектами с помощью таких бухгалтерских проводок:

Также используются следующие счета:

Если плательщик налога относится к категории наиболее крупных, то, согласно , они обязуются представить в отделение налогового органа, где зарегистрированы как крупнейшие плательщики налога.

Организации обязаны подать декларацию не позднее 20 числа того месяца, что следует за отчетным периодом. Если платеж просрочен, для расчета пени используется ставка рефинансирования.

Физические лица

Физические лица, которые не зарегистрированы в качестве ИП, и не используют воду для специальных целей, не обязаны оплачивать налог за водопользование.

Граждане российской Федерации вправе свободно пользоваться водными объектами для своих потребностей. Им не нужно получать соответствующие лицензии.

ИП

Лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, водный налог оплачивает. Оно обязуется получить лицензию и заключить договор, который позволит ему использовать водные объекты для ведения предпринимательства.

Учтите, что для расчета суммы налога представители налоговых структур могут потребовать представить дополнительный пакет документации, что понадобится для проведения проверки.

Если налогоплательщиком является иностранное лицо, то ему также необходимо представлять ксерокопии деклараций в налоговое отделение по месторасположению инстанции, где выдавалась лицензия на использования водных ресурсов. Сроки для подачи те же, что и для остальных плательщиков.

Ориентируйтесь на таблицу при определении суммы, подлежащей уплате, — это поможет использовать именно ту ставку, которая действительна именно в вашем регионе.

Будьте внимательны в расчетах, оплачивайте своевременно налог, и тогда не возникнет вопросов со стороны представителей налогового органа.

Если организации или бизнесмены принимают решение использовать в своей коммерческой деятельности природные ресурсы, на основании требований отечественного законодательства за это придется заплатить. Главой 25.2 НК применение в деятельности объектов водного фонда является причиной для перечисления в казну водного налога, что регламентировано Водным и Налоговым кодексами. Объект обложения, расчетная база и ставки водного налога в 2017 году (таблица со значениями будет представлена ниже) являются важными характеристиками, определяющими на практике применение налога. Рассмотрим, водный налог 2017 (ставки, действующие в этом году, и иные важные для расчета показатели).

Водный налог: ставки в 2017 году, объект и налоговая база

Ст. 333 9 НК устанавливаются объекты обложения данным бюджетным платежом. К ним могут быть отнесены:

  • Сплав древесных объектов по рекам;
  • Забор водных ресурсов;
  • Организация на реках гидроэнергетических станций, которые не осуществляют забор водных ресурсов;
  • Осуществление операций в акватории объектов фонда.

Для того чтобы исчислить налог нужно определить расчетную базу. Согласно требованиям права расчетная база по водному налогу определяется отдельно по каждому используемому объекту.

В зависимости от того, какой именно объект налогообложения имеется у компании или ИП, налоговая база будет определена разными способами. Так, если компания производит забор водных ресурсов, объектом обложения выступает тот объем воды, который был забран из водоема, а, если речь идет о справе древесины, что для определения величины налога учитывается объем сплавляемых древесных ресурсов и расстояние их перемещения.

Налоговые ставки по водному налогу установлены ст. 333 12 НК. Ставки водного налога установлены в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Налоговые ставки водного налога в 2017 году представим для наглядности в таблице.

Налоговые ставки водного налога 2017
1. Забор водных ресурсов из водоема (ставка за 1000 м 3 забранной воды)
Поверхностные воды Подземные воды
1.1 Волга (Центральный район) 288 360
1.2. Дон (Северо-Кавказский район) 390 486
1.3. Северная Двина (Волго-Вятский район) 252 312
1.4. Баренцево море 6,36
1.5. Охотское море 7,68
1.6. Японское море 8,04
2. Использование водной акватории (ставка за 1 м 2 используемой акватории в год)
2.1. Северный район 32,16
2.2. Поволжский район 30,48
2.3. Уральский район 32,04
2.4. Черное море 49,80
2.5. Чукотское море 14,04
3. Использование воды для организации гидроэнергетики (ставка за 1000 кВт в час)
3.1. Кубань 8,88
3.2. Енисей 13,70
3.3. Лена 13,50
3.4. Терек 8,40
3.5. Амур 9,24
4. Использование воды для сплава древесины (стоимость сплава 1000 м 3 на расстояние 100 км)
4.1. Нева 1656,00
4.2. Амур 1476,00
4.3. Волга 1636,80

Исходя из таблицы понятно, что и величина, и единица измерения ставки водного налога на 2017г. зависят от того, какой вид деятельности реализует организация или ИП и на какой территории.

Для определения суммы водного налога ставки и расчетной базы недостаточно. Для целей расчета данного бюджетного платежа необходимо располагать знаниями относительно индексирующего коэффициента, который позволяет приблизить значение установленных в стране ставок по налогу к текущим экономическим реалиям.

Данный коэффициент изменяется ежегодно, вследствие чего, крайне важно быть в курсе действующих на момент расчета налога значений этого показателя. Тенденция изменения показателя в основном направлена на увеличение. Таким образом, если это не учесть, то ошибочно можно использовать меньший по значению показатель, что приведет к занижению величины налогового платежа к уплате в бюджет и, как следствие, штрафам.

В 2017 году индексирующий показатель определен как 1,52. На данный момент уполномоченными органами определено, что в 2018 году для корректного определения суммы налога следует умножать налоговую ставку на 1,75, то есть значение коэффициента увеличится на 0,23. Ставки водного налога на 2018 год предварительно останутся без изменений и будут скорректированы только на действующее в 2018 году значение показателя-дефлятора.

О каких еще изменениях в отношении применяемых ставок по налогу можно говорить в 2017 году? Изменения затронули величину ставки при заборе водных ресурсов для организации водоснабжения граждан. С 2017 года ее значение увеличилось на 14 руб. и теперь равно 107 руб. за 1000 м 3 .

Ставка водного налога для водоснабжения населения

Компании или бизнесмены могут использовать водные ресурсы для обеспечения ими населения. Эта деятельность носит название забор водных ресурсов, и осуществляется по сниженным ставкам.

Для того чтобы фирма или бизнесмен смогли воспользоваться льготными ставка, должны быть соблюдены два важных условия:

  • В связи с тем, что операции с данными видами ресурсов подлежат лицензированию, в полученном плательщиком документе обязательно должно быть указано, что потребителями воды является население.
  • Лицензия на ведение конкретного вида деятельности должна содержать ограничение по забору воды, отдельно для каждого из используемых объектов.

Нередко возникают ситуации, когда плательщик налога помимо обеспечения населения водой, также осуществляет забор ресурсов с целью перепродажи или иных нужд. В этом случае, также как и при одновременном применении нескольких налоговых режимов фирма должна организовать раздельный учет. Если данное требование не будет налогоплательщиком соблюдено, право на применение пониженных ставок будет утрачено.

В некоторых ситуациях налоговые ставки водного налога устанавливаются в процентном соотношении. Законодательством обозначено, что водный налог (процентная ставка) предусматривается для конкретных специфических отраслей, таких как гидроэнергетика и сплав по реке древесины.

С целью корректного определения величины налога на водные ресурсы, плательщик налога должен учитывать только самую свежую информацию. Во всем многообразии применяемых налоговых ставок бухгалтер должен выбрать правильный вариант. По водному налогу установлены ставки в зависимости от осуществляемой деятельности. Соответственно, перед расчетом налога нужно уточнить актуальности используемых данных.